Что такое правописание гласных и согласных
Правописание гласных и согласных в корне слова
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Правописание гласных в корне слова Автор: Т.И. Соловьева, преподаватель русского языка и литературы г. Урень, 2018 г. Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум» Повторение изученного материала 1. Расставьте ударение в словах: Бума..ка, ре..кий, ак(кк)умулятор, сер..це, сва..ьба, жени..ьба, чудес..ный, ил(лл)юзия, грамм(мм)атика, радос..ный, безрука..ка, прфес(сс)ия, чу..ство, ком(мм)ентарий. 2. Составьте с данными текст из 5 предложений. Подчеркните в них грамматическую основу. 3. Сделайте фонетический анализ слова: иллюзия.
Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум» Повторение изученного материала 1. Расставьте ударение в словах: Бума..ка, ре..кий, ак(кк)умулятор, сер..це, сва..ьба, жени..ьба, чудес..ный, ил(лл)юзия, грамм(мм)атика, радос..ный, безрука..ка, прфес(сс)ия, чу..ство, ком(мм)ентарий. 2. Составьте с данными текст из 5 предложений. Подчеркните в них грамматическую основу. 3. Сделайте фонетический анализ слова: иллюзия.
Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум» Повторение изученного материала 1. Распределите слова Бума..ка, ре..кий, ак(кк)умулятор, сер..це, сва..ьба, жени..ьба, чудес..ный, ил(лл)юзия, грамм(мм)атика, радос..ный, безрука..ка, прфес(сс)ия, чу..ство, ком(мм)ентарий. Правописание звонких и глухих согласных Правописание непроизносимых согласных Правописание двойных согласных
Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум» Самопроверка Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных. бумажка лестница иллюзия редкий или резкий радостный грамматика свадьба сердце комментарий женитьба чувство профессия безрукавка аккумулятор
Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум» Безударные гласные в корне слова Правописание слов с безударными гласными в корне подчиняется основному орфографическому принципу – родственные однокоренные слова пишутся одинаково, независимо от того, ударной или безударной является гласная корня. Чтобы определить написание проверяемой безударной гласной, следует подобрать однокоренное слово, в котором на эту гласную падает ударение: синеть – сúний, просить – прóсьба. Написание слов, в корнях которых невозможно установить нужную гласную при помощи ударения, следует запомнить: галерея, ненависть.
Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум» Двойные согласные 1. В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные жж и сс. Такие слова немногочисленны. Буквы жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и образованных от них родственных словах, например: жужжание, можжевёловый. Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут), например: жжение, сожжение; жжёшь, жжёт, сожжёт. Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; также в словах Россия, российский. 2. Двойные согласные пишутся во многих иноязычных словах, например: пресса, аннулировать, аттестат, апелляция. Но среди иноязычных слов есть значительное число и таких, в которых двойные согласные не пишутся, например: драма, карикатура, галерея, ресурсы. Поэтому слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю.
Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум» Выполнение упражнений
Чем интересны данные слова? 1) зап. вать лекарство, прим. рять спорщиков, разм. гчить 2) б. дон, к. чан, в. нтиляция 3) зам. рать, сл. жение, пл. вучий 4) аб. немент, нагр. вание, настр. ение В чём причина затруднения написания гласных в этих корнях? Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Графический диктант Сг_ревший дом, зам_рать от счастья, оп_раться на шест, маленький р_сточек, пор_вняться с прохожим, пост_лить скатерть, непром_каемый плащ, написать изл_жение, слегка прик_саться, покл_ниться до земли, оп_ршись на седло, ср_внять счёт, з_рницы, р_внина, зар_сли травы, раств_риться, ск_калка, пл_вучий, прид_раться, бл_стающий, благотв_рительный, зан_маться в секции, отр_сль производства, пол_гаться на удачу, обм_кнуть в чай. Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Самопроверка Сгоревший дом, замирать от счастья, опираться на шест, маленький росточек, поравняться с прохожим, постелить скатерть, непромокаемый плащ, написать изложение, слегка прикасаться, поклониться до земли, опершись на седло, сравнять счёт, зарницы, равнина, заросли травы, раствориться, скакалка, плавучий, придираться, блистающий, благотворительный, заниматься в секции, отрасль производства, полагаться на удачу, обмакнуть в чай. Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Тест 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) неприм..римый, кам..ра, ном..р 2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант 3) изм..рять, прик..рмить, позв..нить 4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки 2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) б..режливый, выб..рем, выб..раем 2) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться 3) пот..рять, прикр..плять, привл..кать 4) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание 3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) пор..дниться, ф..нарь, т..атральный, к..снуться 2) к..мментарий, об..ятельный, заг..рать, упр..влять 3) к..вычки, пок..зался, отд..ленный, выр..стает 4) изд..лека, оч..ровательный, ст..рпеть, прогл..тить Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Тест 4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) р..птание, ув..дание, зал..денелый, скр..пление 2) загл..денье, кл..вета, д..када, прокл..нать 3) об..дрить, скл..няться, к..нтингент, кар. мель 4) молч..ливый, х..л..дильник, соприк..саться, д..сант 5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) к..тастрофа, бр..шюра, забл..стать, оп..реться 2) откл..нение, вн..мание, ск..чок, д..фект 3) осл..бел, согл..совать, разъ..снение, пом..стился 4) возл..гаемый, кат..лог, в..нтилятор, апл..дисменты 6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) м..локо, г..ра, л..са 2) зв..зда, к..роче, х..дить 3) вт..реть, гол..д, в..лейбол 4) з..лотой, ж..лаемый, л..генда 7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) ум..рать, с..бака, в..сна, р..бота 2) прим..рение, б..гом, выск..чка, пл..вец 3) б..лизна, обл..ниться, обл..котиться, л..кторий 4) зач..рованный, кар..мель, вым..кнуть, п..ровать Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Презентация «Правописание гласных и согласных в корнях»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Орфограммы в корне.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
О-А
И-Ы
Правописание гласных и согласных в корнях
Цыбульская Н.А., учитель русского языка и литературы ГОУ РК «РЦО», УКП «ДРБ»
Государственное образовательное учреждение Республики Коми «Республиканский центр образования»
Описание слайда:
Правописание гласных букв в корне
Проверяемые безударные гласные
лек`арство – л`ечит, л`екарь
2. Непроверяемые безударные гласные
бензин, коридор
3. Чередующиеся гласные
кас//кос мак//мок
лаг//лож плав//плов
раст(щ)//рос равн//ровн
зар//зор скак//скоч
гар//гор твар//твор
клан//клон
Описание слайда:
Правописание гласных букв в корне
4. Гласные О/Ё после шипящих
жЁлтый – шОв
5. Гласные И/Ы после шипящих и Ц
шиповник, жираф, цилиндр
6. Гласные А/Я, У/Ю после шипящих (ЧУ/ЩУ, ЧА/ЩА)
жук, жюри, чаща, щука, чудо
Описание слайда:
Способы проверки безударной гласной в корне
Подберите однокоренное слово
/та`инственный – т`айна/
У существительного измените число
/мор`я – м`оре/
измените лицо
/я вож`у – он в`одит/
Подберите сложносокращенное слово
/корреспонд`ент – спецк`ор/
У прилагательного замените полную форму краткой
/слеп`ой – сл`еп/
У глагола прошедшего времени измените род
/несл`а – н`ёс/
измените время
/приказ`ал – прик`ажет/
Проверяйте ударением
измените форму
Описание слайда:
В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
к..литка, к..ридор, обн..жить
б..лкон, в..трушка, к..сички
обр..мление, к..фтан, ч..рующие (звуки)
ф..нтазия, п..стух, упл..тнить
В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
б..днота, л..сной, эл..ктронный
уд..ржать, б..рюзовый, б..ловолосый
цв..точный, м..ровой, н..беса
с..ница, впеч..тление, з..лёный
Выполните тестовые задания.
Описание слайда:
Перед суффиксом А в корне пишется буква А.
Описание слайда:
И с к л ю ч е н и я: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Чередующиеся гласные
4. Выбор гласной буквы в корне зависит от ударения в слове.
зар//з`ор
В корне –зар//з`ор- пишется а без ударения;
В корне –зар//з`ор- пишется о под
ударением.
И с к л ю ч е н и е: зорев`ать.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
к..сание, приг..рел, з..рница
попл..вок, покл..ниться, утв..рь
прил..гать, р..стение, ур..внение
пром..каемый, отр..сль, изл..жение
В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
оз..рение, ур..вень, возр..ст
накл..ниться, зар..сти, возг..раться
пром..чить, водор..сли, р..внина
к..снуться, пл..вчиха, выск..чу
Выполните тестовые задания.
Описание слайда:
Чередующиеся гласные Е//И
БЕР//БИР БЛЕСТ//БЛИСТ
ПЕР//ПИР ЖЕГ//ЖИГ
ДЕР//ДИР ЧЕТ//ЧИТ
ТЕР-//ТИР СТЕЛ//СТИЛ
МЕР//МИР
В указанных корнях пишется И, если дальше следует
суффикс
-А- (убирать, задирать, замирать, запирать, стирать); в остальных случаях пишется Е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).
И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание.
Описание слайда:
Чередующиеся гласные Е//И
à(я) — им, à(я) — ин
Описание слайда:
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная буква?
заг..релый, зар..стать, т…ропиться
пл..вец, оз..рение, посв…стеть
прк…сновение, обг…реть, р…сток
тв..рение, сум…рки, пл…вчиха
Описание слайда:
Правописание согласных в корне
Для проверки звонких/глухих согласных в
слове надо так его изменить или подобрать
однокоренное слово, чтобы проверяемая
согласная буква оказалась перед гласной буквой
или перед Л (М, Н, Р).
Везти – везу, плод – бесплодный.
Описание слайда:
Правописание непроизносимых
согласных в корне
Для проверки непроизносимых согласных в
слове надо так его изменить или подобрать
однокоренное слово, чтобы проверяемая
согласная буква оказалась перед гласной буквой.
Описание слайда:
Вставьте, где нужно, пропущенную букву.
Тяжеловес..но
ужас..но
гиган..ские
лес..ница
присвис..нул
интерес..ный
Описание слайда:
Взгрус..нуть, ре..кий, извес..ный, чудес..ный, рю..зак, тру(п/б)ка, ло(ж/ш)ка, обл..денеть, загл..нуть, изв..нение, к..литка, ст..рожил (города), д..ректор, в..риант, т..рпение, ч..рный, ш..рстка, крыж..вник, ш..к, ш..пот, бл..стеть, расст..лать, з..ря, подн..мать, з..ревать, зам..реть, расст..рать, ср..внение, накл..няться, ск..чок, обм..кнуть, выр..внять, зап..реть, пл..вучий, нам..чить, проск..кать, изл..гать, ср..щение, водор..сли, разж..гать, ц..фры, ц..ркуль, ц..ган, ж..раф.
Вставьте пропущенные буквы на место пропусков
Описание слайда:
Распределите слова по семьям соответственно заданным цифрами лексическим значениям.
1. Осветить. 2. Опустошить. 3. Смотреть.
4. Украшение. 5. Постыдный. 6. Шалить.
Разорение, озарение, озорница, зарница, узорный,
взор, беспризорный, опозориться, узорчатый, озорничать, озарённый, зазорный, разорительный, дозорный, озорной, зори, позорище, узористый, зоркий, зорька, зарево, позорный, озоровать, прозорливый, обзор.
Описание слайда:
ПОВТОРИМ алгоритм правописания проверяемых безударных гласных!
ЧТО
ЧЕМ (способ проверки)
подобрать однокоренное слово или изменить форму слова
Описание слайда:
ПОВТОРИМ алгоритм правописания чередующихся гласных!
ЧТО
ГДЕ
ЧЕМ (способ проверки)
знать список корней с чередующимися гласными Е-И
Описание слайда:
ПОВТОРИМ алгоритм правописания чередующихся гласных!
ЧТО
ГДЕ
ЧЕМ (способ проверки)
Описание слайда:
ПОВТОРИМ алгоритм правописания О-Ё, И-Ы!
ЧТО
ЧЕМ (способ проверки)
Описание слайда:
ПОВТОРИМ алгоритм правописания согласных в корне слова
ЧТО
ЧЕМ (способ проверки)
б-п, в-ф, г-к/х, д-т, ж-ш, з-с
подобрать однокоренное слово или изменить форму слова
гласной буквой, стоящей за проверяемой согласной, или наличием Л, М, Н, Р после проверяемой согласной буквы корня
надо проверить
?
?
Описание слайда:
Источники, использованные в презентации:
Иванова Е.В., Иванов А.Н. Русский язык без зубрёжки. Орфография. /ООО «Юнистаф», Москва, 2007/
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. /Москва, «ВАКО», 2012/
Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник правил и упражнений. /ЭКСМО, Москва, 2011/
Розенталь Д.Э. Русский язык. Упражнения и комментарии. /ЭКСМО, Москва, 2011/
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
КТП «Русский язык» 4 класс
Технологическая карта урока «Различия подчинительных союзов и союзных слов»
Правописание согласных в корне. 5 КЛАСС
План урока русского языка на тему «Текст-повествование» 5 класс
План урока русского языка на тему «Правописание н, нн в суффиксах прилагательных» 6 класс
Дидактический материал по теме «Правописание союзов и омонимичных частей речи» 7 класс.
Эссе » Учитель и ученик растут вместе» ( Конфуций)
Презентация по обучению грамоте на тему»Буква Р»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437581 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных
Содержание:
По традиционной классификации в фонетической системе языка различаются гласные и согласные.
Что такое безударные гласные, звонкие, парные звонкие и глухие согласные: определение
Гласные отличаются музыкальным тоном и отсутствием шума при произнесении.
Подготовит к различению гласных и правописанию звонких и глухих согласных таблица:
Парными называются эти звуки потому, что мягкому соответствует похожий по произнесению твердый, а звонкому — глухой. Звуки, не имеющие таких соответствий, — непарные.
Различение парных звуков представляет орфографическую проблему. В потоке речи они часто изменяют свой звуковой образ, и пишущий затрудняется в выборе соответствующих букв.
Как правильно писать и проверять безударные гласные звонкие и глухие согласные: примеры
Общее правило для проверки правописания безударных гласных звонких и глухих согласных — подбор проверочного слова.
Как правильно выбрать букву
Найдем однокоренное слово, в котором звук в сильной позиции — под ударением, и выберем нужную букву. Трава — трАвы, ободрить — бОдрый, деревянный — дЕрево, уносить — нОсит.
Как найти слова с общим корнем и сильной позицией:
Важно: не следует выбирать для проверки глаголы с суффиксами ЫВА/ИВА, они коварно подскажут неправильное написание. ПроглОтить — проглАтывать, опОздать — опАздывать.
Правописание парных звонких и глухих согласных
В потоке речи эти звуки могут подменять друг друга: на конце слов и в определенных условиях они могут озвончаться или оглушаться. Проверка производится выбором однокоренного слова со звуком в сильной позиции — перед гласным.
Правописание звонких и глухих согласных таблица
Способы проверки
Примеры
Гриб—грибы, луг — луга
Подбор родственного образования
Мороз — морозилка, просьба — просить, близкий — близок
В редких случаях звуки чередуются
Коврижка — коврига (г/ж), книжка — книга (г/ж)
При проверке учитывается значение. Не зная его, можно ошибиться. Например:
Проверять таким способом заимствования следует с осторожностью, лучше справиться в словаре.
Звуки могут не только изменяться при произнесении в речи, но и исчезать, переставать быть слышимыми. Однако при написании они сохраняются.
Выделяются из правописания глухих и звонких согласных непроизносимые согласные.
Эти звуки встречаются в сочетаниях стн, здн, ндск, нтск, вств. Слова с такими сочетаниями проверяем так же, как и в основном правиле. Грустный — грустить, поздний — опоздать, голландский — голландец, комендантский — коменданты, явственный — явился.
Не все непроизносимые звуки можно проверить: некоторые написания традиционные. Например, блестеть — но блеснуть, стекло — склянка, лесенка — лестница. Эти случаи нужно запоминать.
Правописание гласных и согласных
В значимых частях слов
Безударный гласный звук
или парный по глухости-звонкости
согласный звук находится
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или изменить слово: дворы́ – двор, пчела́ – пчёлы;
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы́ – двор, пчела́ – пчёлы.
Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов обозначаются одинаковой буквой.
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]:
Когда в слове встречается сразу три или четыре соласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[т] – в словах лестница, окрестность;
[д] – в словах сердце, праздник;
[ф] – в словах чувство, здравствуйте.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:
Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по словарю.
Удвоенные согласные встречаются:
· в корне слов иностранного происхождения: перрон;
· на стыке приставки и корня: поддержка;
· на стыке корня и суффикса: малинник.
Правописание суффиксов и приставок
· В суффиксе – ик при изменении формы слова гласная буква сохраняется:
· В суффиксе – екпри изменении формы слова гласная буква исчезает:
горо́шек – горо́шка – горо́шки.
Правописание суффикса – ок
После шипящих под ударением в суффиксе – ок пишется буква о: пирожо́к, бычо́к, борщо́к, пушо́к.
Написание приставок не зависит от произношения.
Правописание приставок и предлогов
Приставка– это значимая часть слова, пишется слитно:побежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог– это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами.
Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.
Шёл по тропинке – шёл по лесной тропинке; зашёл затоварищем – зашёл (за кем?) за товарищем.
Предлоги никогда не употребляются с глаголами: побежать по тропинке, закрыть за собой дверь.
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё,ю, я:
Разделительный твёрдый знак в слове – это орфоргамма:
Разделительный твердый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й́́’] и последующий гласный звук.
При переносе слова с одной строки на другую букву ъ(твёрдый знак) нельзя отделять от стоящей перед ней буквы:
Подъ – езд, объ – ехал
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1442 ; Мы поможем в написании вашей работы!