Что такое православие определение кратко
Православие
Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (ортодоксиа) — правильное суждение, правильное учение, правильное сла́вление (от греч. ὀρθός — прямой, стоящий прямо, правильный, + δοκέω — думаю) – 1) истинное религиозное учение о Боге, о Его творении и Его отношении к этому творению, о призвании и предназначении человека, о путях достижения человеком спасения, дарованное через Господа Иисуса Христа, раскрываемое человеку посредством благодати Святого Духа, непрестанно пребывающего в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой; 2) единственно истинное направление христианства.
«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан ( Ин.7:39 ). Где нет Духа, там нет Православия» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Понятие Православие включает в себя три взаимосвязанные части.
Во-первых, слово Православие имеет вероучительный смысл. Под Православием надо понимать чистое, целостное и неискаженное христианское учение, явленное в церковных догматах. В догматическом смысле Православное учение противостоит всем ересям как искажениям христианства и отражает полноту Боговедения, доступную человеческому роду. В таком значении термин Православие встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского).
Во-вторых, слово Православие имеет церковный или экклезиологический смысл. Под Православием надо понимать сообщество автокефальных христианских поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
В‑третьих, слово Православие имеет мистический смысл. Под Православием надо понимать христианскую духовную практику (опыт) Богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, спасающей и преображающей (обоживающей) человека.
Все три смысла Православия взаимосвязаны и не мыслимы один без другого. Православное вероучение имеет своим источником мистический опыт и преподается в Церкви Христовой. Православная Церковь являет одно догматическое вероучение, основанное на одном мистическом опыте. Православный мистический опыт выражается в хранимом Церковью вероучении.
Слово Православие есть перевод греческого слова Ортодоксия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в переводе с греческого означает «прямой», «правильный». Вторая часть докса (doxa) в переводе с греческого означает «знание», «суждение», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь». Эти значения взаимно дополняют друг друга, ибо правильное мнение в религии предполагает правильное славословие Бога, и, как следствие, причастность к Его славе. В последнем значении («слава») слово докса встречается в Новом Завете наиболее часто. Например, Спаситель «принял от Бога Отца славу (греч. doxa) и честь» ( 2Пет.1:17 ), был «увенчан славою (греч. doxa) и честию через претерпение смерти» ( Евр.2:9 ), грядет «на облаках небесных с силою и славою (греч. doxa) великою» ( Лк.21:27 ), христианин должен преображаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» ( 2Кор.3:18 ), «ибо Твоё есть царство и сила и слава (греч. doxa) во веки» ( Мф.6:13 ). Поэтому слово Ортодоксия переведено как Православие.
Когда появилось Православие?
Православие, как правильная, истинная вера и правильное почитание Бога, было основано Иисусом Христом, т.е. православие — это изначальное, аутентичное христианство. В 1054 году от единой Православной Церкви откололся католицизм, далее от него откололись протестанты.
Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит – правильно. В этом смысле православие есть «правое исповедание» – ортодоксия – потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями.
По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями. Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них.
Православие не имеет «символических книг» в техническом смысле Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда – какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?! Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» ( Апок.21:6 ) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира.
священник Григорий Григорьев:
Бог – Он для всех народов. Это не значит, что все религии одинаковы, вовсе нет, православие – это религия, когда лестница была спущена с неба. Но когда люди пытаются строить лестницу в небо…, возможно, они не знают о той лестнице.
иеромонах Макарий (Маркиш):
Каково то главное свойство православной жизни, лежащее в самой ее основе, по которому можно определить, не уклонились ли мы от Православия? Свойство это – регулярное и сознательное участие в Святых Таинствах Покаяния и Евхаристии.
Чем отличается православие в разных странах? «Православный мир очень разнообразный. Существует набор правил и норм, который должен определять жизнь православной церкви. Но жизнь оказывается намного шире, чем эти нормы. Это определяется многими причинами: историческими, культурными, современной общественно-политической ситуацией.
Есть и бытовые различия. Например, в русских церквях не принято сидеть во время службы, а в греческой и большинстве других стоят лавочки. У греков принято исповедоваться примерно раз в месяц, но это основательная беседа с духовником. В русских церквях принято исповедоваться перед каждым причастием.
Есть различия и в системе управления церквей. Например, в греческой церкви нет жесткой иерархии церковной власти. А предстоятель церкви, архиепископ Афинский, является лишь председателем Синода — его личные решения не имеют никакого влияния на жизнь отдельных епархий. Противоположная ситуация в Русской церкви. Так происходит в силу исторических обстоятельств и личных харизматических особенностей предстоятелей. Скажем, роль александрийского папы в период поздней Античности была абсолютная — даже больше, чем власть римских пап. Но сейчас наоборот: Александрийская церковь является одной из наиболее демократичных среди православных поместных церквей. Александрийский патриарх во всем советуется со своим Синодом, постоянно прислушивается к голосу верующих — сейчас это уже не столько греки, сколько коренные жители африканских государств. Вот недавно он пошел на беспрецедентный шаг, восстановив древний институт диаконисс для женщин».
архимандрит Кирилл
«Православные церкви отличаются в основном народными традициями и степенью модернизации. Болгары, например, полностью перешли на разговорный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие перешли на европейский календарь; русские, сербы и грузины — нет. У поместных церквей есть свои святые, некоторые особенные праздники — например, Покров (хотя праздник и византийский, сейчас он есть только в России). Но в целом традиция имеет тенденцию к однородности — за счет усилившегося общения православных разных стран».
Павел Кузенков, преподаватель Сретенской ДС.
Что такое православие и чем оно отличается от других христианских конфессий
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Так именуется ведущая религиозная конфессия страны, имеющая, по данным социологов, наибольшее число приверженцев. Вера, пришедшая на Русь с конца X в., стала основой культуры страны, определила черты ее своеобразия.
Что такое православие и чем оно отличается от христианства?
Самый простой ответ на этот вопрос сводится к тому, что православием сейчас называют восточное христианство, к которому относятся около 20 Поместных Церквей. Помимо этого, существуют также католицизм, протестантизм – направления христианства Запада. Следовательно, православие не «отличается» от христианства, оно – его часть. Поэтому верующий может сказать о себе «я христианин», или уточнить: «Я – православный христианин». Это говорит о его принадлежности к восточному христианству.
Русские верующие – христиане или православные?
Однако некоторые современные публицисты утверждают, что с именованием себя «христианином» или «православным» в практике религиозной жизни России все не так просто. Замечено, что верующие России чаще называют себя «православными», нежели «христианами». На то обычно есть разные причины:
Происхождение и значение слова
Славянское «православие» буквально означает «правильное прославление» (Бога) или «правильные взгляды». Это перевод греческого «ὀρθοδοξία» («ортодоксия»). Именно так исторически называли себя восточные христиане. Складывание такого названия объясняется особенностями жизни Церкви восточной части Римской империи: именно здесь по большей части возникали еретические учения здесь же проходили все 7 Вселенских Соборов. Полемизируя с уклоняющимися от христианства, святые отцы, естественно, говорили о своей позиции как «правильной», то есть «ортодоксальной», в отличие от еретической. Таким образом, сформировалось именование «ортодоксия», применяемое к христианству Востока.
В значении истинной веры термин «православие» появился также на Руси после Крещения. Считается, что самые ранние источники, где употребляется словосочетание «православная вера», относятся к 1 пол. XI в.. Это:
После 1054 г., когда от Вселенского православия отпали католики, то же слово стало означать еще истинную веру, идущую от Апостолов, Вселенских Соборов – как противоположность католицизму, как известно, добавившего к утвержденному Соборами учению новые догматы (например, об исхождении Святого Духа от Сына, о непогрешимости пап, о Непорочном Зачатии).
Православие – это отдельная религия?
Нет, оно считается «конфессией», или «исповеданием» внутри христианства. Это означает, что православие имеет свои особенности по части догматов, церковной организации, богослужения по сравнению с другими направлениями христианства. Однако при этом всех – православных, католиков, протестантов – объединяет вера во Христа как Бога.
Сколько лет православию
Об этом есть различные мнения:
Благодатный Огонь нисходит в Храм Гроба Господня только в Великую Субботу — накануне Православной Пасхи, которая празднуется каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю.
Происхождение
Первые четыре века молодая Церковь находилась под гонениями от римских властей. Несмотря на то, что, согласно «Откровению» св. Иоанна Богослова, а также другим источниками, в это время уже появлялись некоторые еретические учения, однако, они не имели широкого распространения. Для учеников Иисуса главным являлось стояние за веру во Христа даже до смерти от рук язычников. Именно поэтому документы того времени не содержат именования «ортодоксия». Последователи Иисуса именуются:
Проповедь Апостола Павла в Ареопаге
Как и когда появилось православие?
Термин «ортодоксия» появляется с IV в., когда сильно распространяются еретические учения, ставящие под сомнения основные догматы веры. Отстаивание ее перед еретиками потребовало определить «правильную» или «ортодоксальную» позицию. Название постепенно закрепилось за восточным христианством как таковым, так как не менее 400 лет важным церковным деланием этой части единой Церкви была именно борьба со лжеучениями:
История христианского раскола
Римская империя, на территории которой (в провинции Иудея) появилось христианство была многонациональным государством, где проживали сирийцы, греки, евреи, десятки других народов. Но признанными культурными лидерами империи были:
Когда по империи начало распространяться христианство, оно, соответственно, различным образом было воспринято Западом и Востоком империи.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток…»
Греки, склонные к философствованию, созерцанию, увидели в вере возможность богопознания, недоступную языческому уму. Недаром греческие философские системы изучали свтт. Василий Великий, Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, другие.
Другое дело, что именно греческая мысль, по меткому замечанию А.В. Карташева «заболела до высочайшего воспаления» вопросами Богопознания. Свт. Григорий Богослов писал:
Разумеется, подобное душевное устроение, «доморощенная» философия, к которой были склонны так многие, вела к умножению ересей, ложных учений, находивших себе прибежище именно на чрезмерно пытливом Востоке.
Иным образом обстояли дела на Западе, где богословскими тонкостями попросту не интересовались, а, как писал русский церковный историк, В.В. Болотов, «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства». Поэтому большее внимание уделяли устройству внешней жизни христианина, богослужебному чину, дисциплине поста, молитвы, вообще церковной организации. Такое устроение постепенно вело:
Так начали формироваться основания для разделения. Однако, пока между двумя частями единой Церкви сохранялось молитвенное, евхаристичсеское общение, все эти черты имели характер скорее культурных особенностей, даже до какой-то степени дополнявших друг друга.
Например, чрезвычайно ценились сочинения прп. Иоанна Дамаскиина, особенно его «Точное изложение православной веры», посвященное сложнейшим духовным вопросам, но при этом написанное простым, ясным языком, понятным даже малообразованным.
Икона Иоанн Дамаскин. Византия IVв. Современные исследователи единодушно отмечают высочайший уровень главного труда св. Иоанна Дамаскина — «Точного изложения православной веры». Это настоящее сокровище, в котором автор объединяет и систематически излагает всю богословскую мысль Церкви, бывшую до него. Чтобы изучить богословие всех святых отцов и понять особенности их мысли, потребуются десятилетия. Этим и занимаются патрологи — ученые, пристально рассматривающие труды отдельных святых отцов. Если же человек хочет охватить богословие всецело и иметь о нем общее представление, то ему стоит обратиться к труду Иоанна Дамаскина.
Два «новых Рима»
Постепенно к культурным различиям начинают добавляться факторы политические. По сложившимся с IV в. представлениям, христианская империя в мире могла быть лишь одна, мировая держава, управляемая православным монархом.
Тем временем Папа Римский коронует Карла Великого, как правителя «нового Рима». Это также ведет к обострению отношений Запада с Востоком.
Раскол
Непосредственным поводом к разделению стала борьба между Римом и Константинополем в Италии: здешние христианские приходы, исторически бывшие под юрисдикцией Константинопольского Патриарха, начали отходить к Риму. Ответом стало закрытие в самом Константинополе храмов «римского обряда». При этом из них выбрасывались, даже – топтались ногами Святые Дары, приготовленные, по западной традиции, из пресного хлеба.
Таким образом, произошел раскол. Полное прерывание общения с Западом произошло не сразу, не одномоментно.
Возможности преодоления?
Анафемы 1054 г. взаимно сняты Папой Павлом VI и Константинопольским Патриархом Афинагором с декабря 1965 г., после встречи двух Предстоятелей, которая состоялась в Иерусалиме.
7 декабря 1965 года. Встреча Патриарха Афинагора и Папы Павла VI
Однако примирение, происшедшее более, чем через 1000 лет после раскола, не помогло его преодолеть, прежде всего, по той причине, что за эти столетия многие культурные отличия между православными и католиками у последних получили статус догмата, то есть части вероучения.
К настоящему времени эти, а также другие богословские расхождения делают объединение Церквей невозможным. Очевидно, что они – результат прерывания общения католического Запада с восточной богословской традицией.
Сейчас существуют различные мнения о том, каким образом понимать Католическую Церковь:
Вместе с тем, священноначалие исходит из того, что в Католической Церкви, несмотря на неприемлемость ряда положений вероучения, сохраняется Апостольская благодать – как в Православной.
И еще один раскол
Спустя чуть менее 400 лет после раскола Церкви внутри Католической Церкви произошел новый раскол, не менее серьезный, чем события 1054 г. С начала XVI в. появился так называемый протестантизм, именуемый также «лютеранством», по имени основателя, бывшего католического священника, монаха Августинского ордена, Мартина Лютера. Его известные «95 тезисов», которые он 31 октября 1517 г.прибил к дверям храма города Виттенберга, обличали злоупотребления католического епископата, особенно – практику продажи так называемых индульгенций (документов, согласно которым грехи отпускались католику без епитимии: она заменялась денежным пожертвованием).
Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге
Позже к доктрине лютеранства добавятся:
Но главным новшеством протестантизма стала опора на личное «мнение» верующего с отвержением всей церковной традиции, то есть возведение в культ крайнего индивидуализма. Именно поэтому сейчас протестантизм не един, но расколот на тысячи (!) деноминаций, каждая из которых имеет собственные особенности вероучения, и все – бесконечно далеки от Апостольской традиции, хотя декларируют возвращение к ней.
Основные ветви христианства
К настоящему времени, таким образом, существует три основных направления христианства:
Основные направления христианства. Схема
Основные характеристики православия
Сейчас православных по всему миру не более 300 млн., из трех направлений христианства это – самое малочисленное (католиков насчитывается около 1,3 млрд., протестантов – чуть менее 1 млрд.)
В каких странах исповедуют православие
Согласно социологии, стран, где наличествовали православные общины заметной (более 0,1% населения) численности, на 2010 г. было 75.
Христианство и другие религии на карте мира
Где православие наиболее широко распространено?
Больше всего православных на территории Евразии, немало общин в Северной Америке, Австралии, наименьшее количество верующих имеют Африка, Южная Америка.
Какие страны и народы исповедуют православие
Если же говорить о странах, где к вере принадлежит подавляющее большинство населения, то это:
Что касается России, то здесь приверженцев православия насчитывается на сегодняшний день чуть менее 60%, хотя по данным 2010 г. цифра доходила, как на Украине, до 75-76%.
Где находится центр православия
Своего «Рима», «Папы Римского» у православных нет. Все Церкви являются самоуправляемыми, а объединяет их не организация, а, по слову Апостола, «единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).
Попытки кого-либо из предстоятелей претендовать на лидерство (например, на основании первенства «по чести», исторического значения кафедры), как правило, отвергаются православным миром. Так, в так называемом Всеправославном Соборе 2016 г., созванном по инициативе первого «по чести» Патриарха Константинопольского Варфоломея, не приняли участие 4 Поместные Церкви, включая Русскую.
Причиной стали попытки Константинополя утвердиться в качестве лидера православия, навязать Собору обсуждение вопросов внутренней жизни Поместных Церквей, например, автокефалии Украинской Православной Церкви. Впоследствии (с 15 октября 2018 г.) вмешательство патр. Варфоломея в украинский вопрос привело к прерыванию Евхаристического общения Русской и Константинопольской Церквей.
Таким образом, на сегодняшний день нельзя говорить об особом духовном центре православия. Поэтому социологи говорят обычно о центре географическом. Страной, где живет до 40% от общего числа православных мира, к настоящему времени является Россия.
Откуда пришло православие на Русь?
Оно принято с 988 г. великим князем Киевским Владимиром из Византии, политического, духовного центра тогдашнего христианского мира. Литургическая традиция, а также церковно-славянский язык богослужения пришли на Русь из других славянских стран, ведь еще с IX в. именно там свв. Кириллом и Мефодием был сделан перевод на славянский язык Священного Писания, а также богослужебных текстов.
Ян Матейко «Святые Кирилл и Мефодий». 1885 год. Базилика Вознесения Богоматери, Велеград.
Картина выдающегося польского художника Яна Матейко «Святые Кирилл и Мефодий» в 1886 году была преподнесена в дар от имени польского народа базилике в Велеграде по случаю юбилейных мероприятий, посвященных тысячелетию кончины святого Мефодия. Это единственная картина Яна Матейко в чешских собраниях.
Отличие православия от других христианских конфессий
Основное из них в области вероучения – сохранение догматов Семи Вселенских Соборов точно такими, как они сложились к VIII в. по Рождестве Христовом, тогда как католики после раскола утвердили новые догматы, а протестанты вообще не признают Соборы, считая истиной только Писание, учение которого якобы было «испорчено» за последующие века.
Наконец, по части покаянной дисциплины, а также аскезы, православие также твердо держится древних традиций:
Какие особенности и правила имеет православная вера
Вот как говорит об этом бывший протестант, обратившийся к православию, Моисей Кейб:
Что же представляет собой православие, пронесенное Церковью через века?
Основы православной веры
Они пространно излагаются в богословских трудах, кратко – в «Катехизисах», предназначенных для новоначальных, наконец, совсем кратко, но предельно емко, звучат в Евангелии, посланиях Апостолов. Вот, может быть, кратчайшее изложение веры св. Иоанна Богослова, любимого ученика Спасителя:
Во что верят люди, исповедующие православие
Прежде всего – в Бога, как Любящего Отца, спасающего человека на земном пути, а затем по кончине. Такая вера – не «слепое» доверие Писанию, опыту других, она – плод духовного опыта самого человека, когда в сокровенных глубинах его души происходит единственно важная для нынешней и будущей жизни Встреча: с Создателем.
Кроме того, православный христианин верит в возможность спасения как соединения со Христом – как своего, так других верующих. Отсюда – принятые у православных молитвы святым, людям, уже соединившимся с Богом в Его Небесном Царстве, и теперь имеющим возможность молитвенно помочь «Церкви Воинствующей», то есть тем, кто остается на земле, продолжая совершать свой путь среди мирских бурь. Первая из тех, Кому молятся особенно трепетно – Пресвятая Богородица, Матерь Божия. Любимы православными Апостолы, преподобные, праведные – тысячи угодников Христовых.
Наконец, православный твердо верует, что спасение возможно лишь в созданной Самим Христом Церкви, Соборной, Апостольской, той, что соединяет земное и небесное под единым Главой – Христом.
Заповеди
Это своего рода вехи на пути, ведущем к Царству Небесному. Они, данные Богом, по слову одной из молитв, помогают, «разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и oставляти».
Евангелисты излагают слова Учителя различным образом, видимо, так, как запомнили, слушая Его проповедь:
Общий смысл Заповедей Блаженств – не запрет на грех, а призыв к добрым делам, работе над своей душой при Божией помощи. Христианам заповедуется:
Грехи
Так называется всякое отступление от заповедей, лишающее счастья Богообщения, а потому подлежащее уврачеванию – притом как можно скорее, ибо болезнь души требует лечения, подобно телесной.
Православная традиция первых веков не знает деления грехов на «большие» или «малые», выделения особых «смертных» согрешений: ибо отступление от Бога, каким бы оно ни было, всегда смертельно, ведь Господь – источник жизни.
Так, многие современные руководства по подготовке к исповеди разделяют грехи на:
Кроме того, выделяются так называемые «смертные» грехи, среди которых гордыня, уныние, непочтение родителей «до дерзких побоев их», сребролюбие, некоторые другие.
Исповедь
Это древнее таинство, восходящее, возможно, даже к Апостольским временам. Ап. Иаков, первый епископ Иерусалимской Церкви, пишет:
«Признавайтесь друг пред другом в проступках имолитесь друг за друга, чтобы исцелиться: многоможет усиленная молитва праведного»
Исповедь, или Покаяние разрешает верующего от грехов через посредство священнослужителя, совершающего Таинство, а также призывает помощь Божию желающему более не совершать проступков, отторгающих его от Христа. Первоначально Исповедь совершалась публично, при всей общине, но позже становится «тайной», то есть происходит наедине с духовником.
При подготовке к Таинству главное – осознание содеянного, желание бороться со своими страстями, немощами, и, конечно, понимание необходимости помощи свыше. Готовясь к Исповеди, многие православные пользуются различными руководствами, из которых наиболее известны:
Самое главное
Это Евхаристия, или приобщение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Таинство установлено Самим Христом на Тайной Вечере пред Его взятием на Распятие. Сейчас оно происходитво время особого богослужения, литургии. Как правило, она совершается утром.
Посты и поклоны
В православии существуют:
Кроме того, христиане традиционно постятся, несколько дней воздерживаясь от животной пищи, готовясь к Причастию. Длительность такого личного поста определяется с духовником или священником, которому доверяет христианин. Обычно такое воздержание продолжается от нескольких дней до недели.
Что касается поклонов, совершаемых во время богослужений, они традиционно делятся на земные (верующий становится на колени, касаясь лбом пола), а также поясные –до пояса. Земные поклоны совершаются:
Обычно их отменяют по воскресным дням, праздникам (например, земно не принято кланяться в храме или дома от Пасхи до дня св. Троицы, 50 дней), а также в день Причастия.
Символ веры
Православная Церковь придерживается так называемого Никео-Царьградского Символа Веры, утвержденного Первым (325 г.), дополненного Вторым (381 г.) Вселенским Собором. В тексте, который с XIX в. принято петь за богослужением всем собравшимся, 12 «членов», или пунктов:
Догматы православного богословия
Символ – кратчайшее изложение важнейших истин веры. По-другому они называются «догматами». Это греческое слово («δόϒμα») дословно означает учение, мнение, решение.
О Боге
Православие исповедует Его как Троицу – Отца, Сына, Святого Духа, Бога, единого по существу, но различного в Своих Ипостасях. Тайна Троицы невместима умом, не понимаема рационально. Многие святые объясняют ее через уподобление вещам видимого мира, так, чтобы разум человека хотя бы до какой-то степени мог понять то, что ему недоступно. Вот какое объяснение авторства св. Кирилла, одного из создателей славянской азбуки, приводит свт. Димитрий Ростовский в его «Житии»:
«… в солнце, созданном Богом в образе Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. Во Святой Троице, солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни начала ни конца, так и Бог – безначален и бесконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой.
Таким образом солнечный луч, просвещающий всю вселенную, есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и являемого в сем мире, солнечная же теплота, исходящая из того же солнечного круга вместе с лучом, есть подобие Бога Духа Святого, Который вместе с рождаемым Сыном, предвечно исходит от Отца, хотя во времени посылается людям и Сыном.
И как солнце, состоящее из трех предметов: круга, светлого луча и теплоты не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих предметов имеет свои особенности, одно есть круг, другое – луч, третье – теплота, однако, не три солнца, а одно, так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три Лица: Отца, Сына и Святого Духа, однако, не разделяется Божеством на три бога, но есть Один Бог».
О Христе Спасителе
Изгнание Адама и Евы из рая, Гюстав Доре
О Святом Духе
Дух, дыхание жизни, пишется на иконах чаще всего «в виде голубине», то есть как белый голубь. Именно так Он благоволил явиться во время Крещения Христа во Иордане от руки св. Иоанна Предтечи. Он же сошел на Апостолов под видом как бы языков пламени. Дух – дыхание жизни Божией, которое сохраняется Его Церковью от основания ее до наших дней. Он подается верующим через Таинства.
Голубь, фрагмент римской мозаики
Об ангелах
Греческое слово «ἄγγελος» значит «вестник», таким образом, само название этих служителей Божиих говорит об их действиях по отношению к людям, которым они передают волю Господа, а не о природе, или происхождении. Святые отцы полагают, что Ангелы:
Каждый христианин получает при Крещении Ангела Хранителя, ведущего его по жизни, наставляющего на добро, стремящегося отвратить от зла, охранить от бед.
О всеобщем суде
Этот последний суд над миром, который состоится при конце его существования, также именуется Страшным, когда определится участь каждого человека, делавшего во время земной жизни доброе или злое. Православные, впрочем, понимают, что с Воплощением Спасителя история людей, по сути, уже пришла к завершению. Но Господь до сего дня долготерпит как каждому из людей, так всему человечеству, ожидая покаяния, ибо ищет не погибели людей, но спасения, до последнего ожидая обращения к Нему.
О Таинствах
Это особые «тайнодействия», которые непосредственно соединяют человека с Богом. Традиционно таких Таинств насчитывается семь:
О Причастии
Таинственное «преложение» хлеба и вина в Тело и Кровь Господа – тайна, не понимаемая умом, но опытно известная каждому священнику, а также всем воцерковленным христианам, приступающим к Причастию. Сходя на Святые Дары, Дух Святой, по молитве иерея, «прелагает», «изменяет» их в Тело и Кровь Христа, хотя они при этом физически остаются также хлебом и вином.
Свт. Иоанн Златоуст писал:
Так верующий становится причастным Самому Богу.
О душе после смерти
По православному учению, Бог не творил смерти, она – следствие грехопадения, неестественное, ненормальное для человека разлучение души от тела. При этом душа человека бессмертна, по смерти тела она проходит так называемый «частный суд» о своей земной жизни. Затем ей определяется место до суда последнего, который завершит существование мира. До этого момента участь души не только можно, но нужно пытаться изменить к лучшему, через молитвы Церкви, келейные моления о человеке его близких.
Возможность спасения инославных, еретиков и раскольников
Церковь не совершает молитв о тех, кто не принадлежал ей, пройдя Крещение. Однако, многие опытные духовники учат, что Господь не только приемлет, но ожидает частной молитвы близких усопшего, даже если он придерживался еретических взглядов, уходил в раскол или относится к другой религии.
За инославного усопшего, еретика, раскольника можно, даже необходимо, подавать милостыню, келейно читать Псалтирь, другие молитвы, к которым расположена душа. И, конечно, уповать на Божию милость, желающую спасения всем.
Об аде и рае
Это места, где по кончине находятся души грешников и тех, кто получил Божию милость. Существуют различные описания этих мест, включая сделанные духоносными подвижниками. Однако, все они примеряются к человеческому разумению, пытаются донести особенности жизни иного мира на языке людей мира материального.
Православие отвергает католический догмат о «чистилище», некоем промежуточном состоянии, так как такое воззрение основано на излюбленном западными христианами своего рода «подсчете» количества необходимых для спасения добрых дел, недостаточность которых может лишить человека Рая, но и в ад не отправить. Разумеется, реальное Царство Небесное сложнее подобных «бухгалтерских» подсчетов добродетелей или недостатков.
Испытание души после смерти
Кратко о расколе в РПЦ и старообрядчестве
В православном мире расколы присутствуют во многих Поместных Церквях. Не исключение здесь, к сожалению, также Россия.
По подсчетам современных социологов, количество старообрядцев вне общения с Церковью сейчас достигает 2 млн. человек.
Структура Православной Церкви
Всякая Поместная Православная Церковь имеет собственную территориальную структуру, а также управление, соответствующее исторически сложившимся местным традициям.
Структура Русской Православной Церкви в XIX веке. Схема
Например, Русская Церковь управляется:
Если Церковь имеет не очень много епархий, она может не иметь Архиерейского Собора, но в ее Синод могут просто входить все правящие епископы. Таковы системы управления, например, Албанской, Грузинской Церквями.
Территориально Православные Патриархии делятся на:
Церковная иерархия в православии
Высший сан со времен еще Апостолов – епископ. Христианин может получить его через возложение рук нескольких других архиереев.
Этот иерарх также может иметь звания:
Епископ совершает все церковные таинства, включая рукоположение во священный сан. К числу священнослужителей относятся:
Низшие ступени иерархии Церкви – пономари, чтецы, иподиаконы (помогают архиерею за богослужением).
Иерархия священнослужителей Русской Православной Церкви. Схема
Кто такой клирик православной Церкви
Так именуют всех церковнослужителей, как имеющих священный сан, так принадлежащих к низшим степеням иерархии.
Священные Книги
Для православных это – боговдохновенные Писания. К их числу относятся как повествования о событиях Священной истории, так богослужебные тексты, созданные духовным опытом множества святых отцов.
Евангелие
Оно всегда лежит на престоле храма, обычно имеет особый оклад, то есть украшение переплета, выполненное из металла, с чеканкой, иногда – с украшениями. Преобладающий цвет оклада напрестольного Евангелия – золотой, цвет Царства Небесного.
Слова жизни, написанные учениками Христа, читаются за каждым богослужением. Для этого четыре Евангелия издревле делятся на смысловые фрагменты – так называемые зачала.
Всякому христианину также рекомендуется иметь Евангелие дома, причем прочитывать хотя бы по одной главе ежедневно, а также читать писания Апостолов, их Послания.
Ветхий Завет
Эти тексты также принадлежат к числу священных, как боговдохновенные. Их читают обычно за вечерними службами.
Богослужебные книги
Всего наиболее употребительных книг более десятка.
Кроме этих книг, существуют еще особые, содержащие службы Великого Поста, Пасхальных дней (Триоди Постная и Цветная соответственно), богослужения святым (Минеи), песнопения на каждый день (Октоих).
Во всех этих текстах заключено огромное духовное богатство, церковный опыт 2000 лет, так что с древности они использовались даже к аргумент при богословских спорах с еретиками.
Особенности богослужения
К ним можно отнести:
Пасхальное вечернее богослужение в Михаило-Архангельском кафедральном соборе города Ижевска. Фото из архива прессс-службы Удмуртской епархии
Что значит православный человек?
В церковном понимании это верующий во Христа:
По мнению социологов, подобные верующие составляют так называемое «ядро» конфессии, но кроме них есть также те, кто называет себя православными, однако не полностью следует вероучению, практике Церкви, может быть, не читает Евангелие, не знает заповеди. Тем не менее, с точки зрения социологии, эти люди не являются неверующими, так что тоже считаются паствой Церкви.
Святые и святыни в православии
Под «святым» понимается человек, стяжавший особую благодать Господню. Обычно святость – итог всех подвигов, являемый по кончине праведника, но есть угодники Божии, чья близость Христу была очевидна уже при жизни. Количество прославленных святых велико, но еще больше – тех, кто известен одному Богу. Именно поэтому Церковь имеет особый день памяти Всех Святых, а в Русской Церкви еще существует празднование святым Земли Российской (второй воскресный день после Дня Св. Троицы).
Как святыни православными почитаются:
Православные праздники
К их числу относятся:
Православные традиции
Это особый уклад, подчиненный религиозной жизни. К его чертам можно отнести:
Неделя Торжества Православия: история и смысл
Это переходящее празднование совершается первым воскресным днем Великого Поста. Оно посвящено восстановлению почитания священных образов – икон, на VII Вселенском Соборе (787 г.). Празднование с особым чином анафематствования не почитающих иконы установлено с VIII в. По окончании службы до наших дней принято совершать особый молебен – память о событии.
Допустима ли медитация в православии
Некоторые думают, что ее аналогом является молитвенное делание – творение так называемой Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»). Однако, это не так. Признавая важность непрестанной молитвы, святые отцы еще с первых веков предостерегали от любого рода «видений», «откровений», измененных состояний сознания, которые чаще всего являются знаком не особой благодатности молитвы, а впадения в прелесть (бесовское прельщение). Никакие «медитации» для православного человека, конечно, невозможны.
Современная православная семья
Сейчас абсолютное большинство православных России – христиане первого поколения, которым еще только предстоит освоить (или заново создать?) традиции православной семьи. Тем дороже немногие семьи, сохранившие уклад, традицию на протяжении нескольких поколений.
Семья священника Владимира Соколова
Один из самых ярких примеров – священнический род Соколовых. У священника о. Владимира (служил при храме свв. Адриана и Наталии г. Москвы с 1952 г.) и матушки Наталии (дочь известного профессора-богослова Н.Е.Пестова) родилось пятеро детей, трое из которых стали священниками, причем один – монахом, затем епископом (владыка Сергий возглавил Новосибирскую епархию). Младший сын, прот. Феодор Соколов, с 1990-х поднимал из руин Преображенский храм Московского Тушина. Обоих этих сыновей матери было суждено пережить: безвременно они безвременно ушли из жизни буквально за несколько месяцев. Но Наталья Николаевна не сломалась, не потеряла веру.
О ее удивительной судьбе можно подробно прочитать книгах матушки, главная из которых – «Под кровом Всевышнего». На вопрос, как воспитать верующими детей, она дает такой совет:
«Посоветовать тут можно только одно: надо исправить себя, свою собственную жизнь, а дети все прекрасно видят и воспринимают».
Семья протоиерея Феодора и матушки Галины Соколовых
Как принять православие
Присоединение к Церкви тех, кто ранее принадлежал к нехристианской религии или не имел конфессии, происходит через Таинство Крещения. Сейчас во всех храмах обычно приняты особые «огласительные» беседы до Крещения, которые проводятся при храмах.
Христиане других конфессий (католики, протестанты) обычно переходят в Православие через Таинство Миропомазания.
В чем основная суть православия
Это – следование за Иисусом Христом вместе с Церковью, которая сохранила веру, учение Спасителя от времен Апостолов до наших дней. Православных сейчас – меньшинство на планете, разве не так должно быть согласно словам Самого Господа:
«Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство…» (Лк. 12:32)?