Что такое православие простыми словами
Православие
Православие как неотъемлемая часть христианства
Каждый из апостолов пошел своим путем. Апостолу Петру выпали Египет, Испания и Италия. Иоанну Богослову — малая Азия, Апостол Варфоломей пошел в Азию и Армению. Апостол Фома — в Китай и Индию. Апостол Матфей проповедовал в Сирии и Персии. Иаков Алфеев направился в Египет. Апостол Фаддей пошел в Месопотамию. Апостол Симон Зилот в числе прочих посетил Мавританию и Абхазию. Апостол Матфий был на Кавказе, а на берегу Адриатического моря — апостол Марк. Апостола Филиппа услышали в Аравии и Эфиопии. Евангелиста Луку — в Ливии и Египте. Апостол Павел учил в Антиохии, Малой Азии и на Кипре.
Апостол Павел первым рассказал об удивительных событиях Евангелия в Европе. «Идите, научите все народы», — так Иисус сказал своим ученикам. Услышать Слово Божие призваны были все люди. Земли, на которых впоследствии возникла Русь, посетил апостол Андрей Первозванный. Первыми его услышали коренные народы Причерноморья и жители греческих колоний. Позже, узнав, где находится устье Днепра, он отправился на Север…
В те времена никто еще не знал о грядущем расколе, о возникновении православие и католичества, о том, что позже возникнет протестантизм и множество других христианских течений. Христианство было едино для всех и основные принципы веры Христовой и сейчас объединяют все конфессии. Мы называемся христианами, потому что верим, что Христос есть Воскресение и Жизнь.
Но есть у нас и противоречия.
Идеология православия до раскола церквей
Разделение на католицизм и православие, как считают историки, произошел в 1054 году. Предпосылки к этому появились гораздо раньше. Западные отцы Церкви больше говорили о нравственности и христианской морали, восточные о богословии. Свою роль сыграли и политические разногласия. Если прежде Рим был единой империей, то из-за политических волнений он был разделен и на востоке появилась даже новая столица — Константинополь. Центр современной римско-католической Церкви остался в Риме.
Свою роль сыграли и разногласия, касающиеся языков. На Востоке главенствовал греческий, а на Западе — латынь. На Востоке больше чтили Иоанна Златоуста, на Западе — блаженного Августина. Взаимное недовольство росло и вылилось в серьезный раскол, по причине которого сейчас существуют разные христианские конфессии.
Официально причиной стало Филиокве — латинское учение, согласно которому Дух Святой исходил не только от Бога Отца, но и от Сына. Это учение до сих пор является одним из главных камней преткновения в вопросах соединения Церквей. Разница в толковании некоторых мест Евангелия стала причиной и для других споров.
Так православие отрицает Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Православие же считает, что Богородица родилась причастной к первородному греху, как обычный человек, но была избрана Богом, своей Праведностью, участием в страстях Христовых, укрепилась в святости и приблизилась к Господу более, чем кто-либо из людей.
Различались также учения о спасении и оправдании. Римско-католическая Церковь торговала индульгенциями именно, потому что учение воспринимало Завет как Договор в юридическом смысле. Существовала некая совокупность добрых дел, которые Церковь могла расходовать по своему усмотрению. В том числе, использовать для отпущения грехов.
В православии же такие идеи отрицаются, как и учение о чистилище, как о возможности попасть в рай, очистившись через мучения от грехов.
Истоки подлинной веры и учения православия
Латинский культ сердца Иисусова и Пресвятой Богородицы также относятся к римско-католической Цекрви. Монахиня Маргарита Мария Алякок утверждала, что видела Иисуса, и Он научил ее почитанию своего сердца. Православная Церковь отвергает это, как ложный, не соответствующий Духу Истины мистицизм. По той же причине православные не признают стигматы, как чудо, которое пришло в мир от Господа.
Разница есть и в таинствах. Так Крещение троекратным погружением в Православии в Римско-католической Церкви заменяется обливанием или даже окроплением водой. Евхаристия и венчания также различаются.
И, конечно же, Догмат о главенстве и непогрешимости Папы Римского не признается православием. Кстати, вопреки расхожему мнению, Папа непогрешим не всегда, а лишь, когда определяет учение Церкви. Считается, что он не может заблуждаться.
Основные положения православной веры
Все христиане — это люди Нового Завета и основные положения православной веры сформулированы в Символе веры:
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю вос-кресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.»
Православные признают Священное Писание и Священное Предание как источники вероучения. В то время, как протестанты исповедуют принцип «Только Писание», считая, что Священное Писание — вполне достаточный вероучительный текст для христианина. Православные же считают, что Бог не прекратил общение с людьми и принцип sola Scriptura неверен. Писание неотделимо от Предания и не может существовать вне традиций Церкви. Тексты Священного писания называют «богодухновенным» (2 Тим. 3:16). С Новом Завете нет текстов, которые написал бы сам Иисус Христос, но авторов Писания вдохновлял Святой Дух. Но святоотеческое наследие и авторитет Предания не могут быть оспорены православной Церковью.
Православие на Руси
В «Повести временных лет» встречается одно из самых первых упоминания Православия на Руси. Существует устойчивое заблуждение, что слово «православие» происходит от того, что быть православным — значить славить Бога правильно. На самом деле, православие было принято, как слово противоположное «инославию». Именно так обозначали учение проповедников, которое не принимала по тем или иным причинам официальная Церковь. Мы отсчитываем ход нашей истории с Апостольских времен, но история Православия на Руси началась с момента Крещения Руси, решение о котором было принято князем Владимиром в 988 году.
После гибели князя Святослава на Руси осталось трое его сыновей — князь Владимир, князь Ярополк и князь Олег. Великим князем стал старший сын князя Святослава — Ярополк. С дружиной отца он правил в Киеве. Средний — Олег еще при жизни князя Святослава правил Древлянами. Князь Владимир же отправился в Новгород. В ходе междоусобиц при делении земель погиб князь Олег, а князя Ярополка предали и убили на переговорах варяги. Великим князем остался Князь Владимир, хотя никто не прочил ему такой судьбы. Матерью Князя Владимира была рабыня-ключница у князя Святослава. Его воспитывал дядя, дружинник Святослава. Тем не менее, князь Владимир был добрым и справедливым князем, мудро управлял вверенными ему землями. В большинстве соседних государств к тому времени уже установились мировые религии, на Руси же продолжали царствовать языческие верования. Но языческие боги и их «вероучение» не отвечали за вопросы, которые жизнь ставила перед людьми.
Путешественники из стран Востока предлагали Князю Владимиру принять Ислам, но он отказался, отверг он и Иудаизм.
Выбирая веру, которая должна была сплотить воинственные и разрозненные племена, он сделал выбор в пользу Православия, пораженный длинной речью о содержании Священного Писания. Кроме того, Русь многое связывало с Византией, на греческого императора равнялись русские князья, мы вели совместную торговлю, многие наши обычаи были похожи. Приходили к князю Владимиру и представители Римско-католической Церкви из Западной Европы, которым он отказал, сославшись на то, что «Отцы наши не приняли этого».
Первым князь Владимир крестился сам. Византийские императоры зачастую считали, что принятие православие означает подчинение Византии, чтобы не допустить такой мысли князь Владимир направил свои войска в Крым, где захватил Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира, ему выслали священников для крещения и будущую жену — царевну Анну. Ради нее князь Владимир отказался от прежней жизни, от буйных разгульных пиров и многоженства.
По приказу князя Владимира уничтожили идолов язычников и построили христианские храмы. Этому русских мастеров научили византийские. Все страшные и жестокие языческие жертвоприношения и традиции были отменены. На Руси стали появляться христианские книги, написанные на кириллице, благодаря чему многие крестьяне научились читать и писать. Православие стало государственной религии на Руси и сыграло огромную роль в развитии государства.
Во главе прихода стоял священник, его священноначалием был Епископ, главой для Епископов являлся Митрополит, а для Митрополита — Патриарх. Существовали также монастыри, во главе которых стоял игумен, но в отличие от современности священниками сначала были приезжие греки или болгары.
Язычники долго боролись с христианством. В нательные кресты прятали языческие обереги и символы, но православие, как истинная вера, победило.
Православие сегодня
Православие сегодня — одна из трех главных христианских конфессий, наряду с католичеством и православием. Насчитывается 14 общепризнанных автокефальных православных Церквей и около 225 млн последователей.
13 февраля 2016 года в Гаване состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Встреча прошла в дружелюбной атмосфере, главы Церквей приняли совместный документ и обсудили трудную тему гонения на христиан.
Россия – территориальная основа православия
Христианские традиции и история христианства в Россию пришли через православие.
Православие — это преобладающая конфессия на территории России, несмотря на то, что наша страна многоконфессиональна. В Греции, Сербии, Украине, Кипре, Грузии и многих других странах также живут православные верующие. Земли, в которые когда-то пришел апостол Андрей Первозванный стали домом Православия, это и была территория будущей Руси. Справедливо и утверждение о том, что без Православия не существовало бы современной России. Глава Синодального Информационного Отдела Владимир Легойда в 2014 году назвал Православие «Основой национальной идеи в России«. Создание новых епархий, проекты по строительству храмов отвечают запросам наших соотечественников — все больше людей понимают истинность и верность принципам православной веры.
Православие стало основой для современной культуры в России, с церковным учением связано духовное и нравственное возрождение России.
Читать также о православии:
Видео о православии:
Православие: основы, значение, особенности религии
Православие, как известно, пришло на Русь после крещения князя Владимира в 988 году. Сегодня в России православными называют себя 67% жителей. При этом значение слова «православие», суть религии и ее отличия от других ветвей христианства, прежде всего, от католицизма, понятны далеко не всем. Восполним эти и другие пробелы прямо сейчас.
Что такое православие
Православие – одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии). Занимает третье место по численности (около 300 млн. человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд.) и протестантизма (800 млн.).
Само слово «православие» (калька с греч. ὀρθοδοξία) означает буквально «правильное славление» или «правильное мнение». С греческого слово переводится как «ортодоксия». В русском переводе есть ассоциация со словом «право» или «правильно». Хотя по-гречески «ортос» означает «прямой» или «правильный». То есть прямой путь к Господу: не сворачиваешь ни вправо, ни влево. А слово «доксия» означает «мнение» или «мысль». Поэтому православие – это правильные мысли о Боге. Такой перевод.
Когда появилось православие: краткая история
Этот термин возник в 4 веке. Вообще, православная церковь идет от апостолов. Просто в древности было другое слово. То, что мы называем православием, во времена первых христиан называлось благочестие. В древнем смысле благочестие — это правильное почитание Бога. Просто определения православной церкви менялось. Это все одна реальность, которая не включает в себя лжеучения. А с первого века были разделения внутри христианства. Церковь не знает ни одного периода, когда все были едины.
В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.
Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.
С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.
Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.
После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.
Во что верят православные: основные положения христианства
В догматике есть четыре основных момента. Первое — вера в Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Для нас это не три бога. Это не три маски одного и того же божества. Это три божественные личности между которыми есть отношения и общение. И отношения эти — любовь. Отсюда и идет главная христианская заповедь — любовь. Ведь мы созданы по образу и подобию Божьему.
Второе — Христос есть Бог и человек. Почему это важно? Бог неуязвим. А тут он принял человеческую плоть и душу, чтобы сделать себя уязвимым. Чтобы прочувствовать на своем опыте человеческие страдания: и физические, и душевные. Это сближает Бога с нами. А практическое применение — когда мы обращаемся к Господу в молитве он нас понимает, потому что все это прочувствовал здесь на земле.
Четвертое — вера в церковь. Христиане считают, что прийти к Богу невозможно без церкви. Речь не идет о здании. Нужно приблизиться к другим людям. То, что мы вместе собираемся на молитву в храме — важнейший момент. Нельзя приближаться к Богу отдаляясь от других людей.
Отличия православия от католицизма
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Главные отличия между православием и католичеством можно свести к нескольким пунктам:
Основные таинства православия
Второе – таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.
Третье – Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.
Четвертое – исповедь. Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.
Пятое – венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.
Основные православные праздники
Практически всем известно, что главным православным (и вообще христианским) праздником является пасха. Однако наряду с ней существует еще несколько знаменательных дат.
Пасха
Праздник праздников, или «велик день» – это Пасха, воспоминание воскресения Иисуса Христа из мертвых. Древнейший из всех христианских праздников праздновался апостолами, и именно они завещали совершать христианскую Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия, через неделю после Пасхи еврейской. Даты празднования Пасхи и других переходящих праздников на каждый год содержатся в т.н. пасхалии.
Богослужение Пасхи отличается от всех праздничных служб своей праздничностью и торжественностью. Перед началом пасхальной утрени священнослужители облачаются в светлые священные ризы. Ровно в полночь начинается крестный ход: церковь идет «во сретение» восставшего из гроба Христа.
Рождество Христово
25 декабря (7 января) – великий день для всего христианского мира. Предпразднество его начинается за пять дней до самого праздника. Канун праздника называется сочельником. В сочельник читают т.н. царские часы, это богослужение совершается при открытых царских вратах в центре храма перед Евангелием, положенным на аналое в знак того, что отныне Спаситель пребывает среди людей.
Ночная служба под Рождество начинается с исполнения торжественной песни С нами Бог… и произнесения пророчества Исайи о Спасителе. Празднованием Рождества Христова церковь прославляет в родившемся Младенце истинное соединение божественной природы с человеческой и приход в мир Солнца правды. Празднику предшествует 40-дневный Рождественский (или «Филиппов») пост. Двенадцать дней после праздника называют святками, или святыми днями.
Рождество Богородицы
8 (21) сентября. Богослужебный год начинается в сентябре. Первый двунадесятый праздник осени – это Рождество Богородицы. Он установлен в 4 в. и отмечает «начало нашего спасения» – рождение Богоматери. Обстоятельства рождения Девы Марии подробно описаны в апокрифическом Евангелии от Иакова. Оно повествует о благочестивой, но бездетной еврейской чете – Иоакиме и Анне, которым суждено было стать родителями Богородицы.
Мария родилась в семье праведников, среди ее предков было немало прославленных мужей Ветхого Завета. Явление в мир Девы Марии, «чистого сосуда Божия», было подготовлено подвигом благочестия многих поколений. Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией. В паремии включены библейские тексты, описывающие события и явления, прообразующие Богоматерь. Празднуя Рождество Богородицы,
Церковь прославляет высочайшую степень приближения Божества к человечеству. По слову Иоанна Дамаскина, день Рождества Марии – праздник всемирной радости, потому что «Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась на радость».
Преображение Господне
6 (19) августа. Этот праздник – воспоминание о том, как Иисус явился ученикам в славе своего Божества, преобразившись перед ними на горе Фавор. Свидетелями этого события, по синоптическим евангелиям, было три человека – любимые ученики Иисуса – апостолы Петр, Иоанн и Иаков.
Преображение символизирует явление нового Небесного царства, возвещает о будущем преображении твари (тварного мира). Христианский праздник Преображения совпадает с периодом сбора плодов, поэтому в этот день принято приносить в церковь для освящения плоды нового урожая (отсюда народное название праздника «Яблочный Спас»).
Успение Божьей Матери
Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост. Богослужение начинается всенощным бдением с паремиями, на котором происходит вынос святой плащаницы Богоматери на середину храма. На следующий день совершается чин погребения Богоматери, во время которого плащаницу трижды обносят вокруг храма.
Вход Господень в Иерусалим
Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи. На литургии вспоминается, как Спаситель пришел со своими учениками в Иерусалим на праздник Пасхи и въехал в город в знак смирения, «сидя на молодом осле». Народ, наслышанный о совершенных им чудесах, встретил его как царя, постилая перед ним одежды и пальмовые ветви.
По традиции, верующие приходят в этот день в храм с веточками распустившейся вербы, которые заменили в России пальмовые ветви. Принесенные как дар Христу ветви освящаются на службе кроплением святой водой. Как и пальмовые ветви, они служат символом победы над смертью и твердой веры в воскресение.
Вознесение
Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи. После своего воскресения Христос являлся ученикам, уверяя их в истине воскресения, и подготавливал к проповеди Евангелия всем народам. В последний день своего пребывания на земле Он взошел на Елеонскую гору, благословил апостолов, воздел руки к Небу, и сияющее облако Славы скрыло его.
Вознесение Господне – христологический догмат: прославленное человеческое естество Христа после вознесения вошло во внутрибожественную жизнь Св. Троицы. Поэтому церковь в песнопениях праздника призывает славить вознесшегося Жизнодавца Христа.
Пятидесятница
Пятидесятница, или Троицын день, отмечается в пятидесятый день после Пасхи. Именно в пятидесятый день после своего восстания из гроба Господь послал ученикам Святого Духа, чтобы облечь их силою свыше. Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, символизирующих живое и действенное слово, при помощи которого они были призваны проповедовать Евангелие народам. День Пятидесятницы считается началом истории церкви, днем ее рождения.
Праздник Пятидесятницы продолжается целую неделю. Первый день целиком посвящен прославлению Св. Троицы. Во второй день прославляется Святой Дух. В состав Троицкой вечерни входят особые коленопреклоненные молитвы во имя Пресвятой Троицы, разделенные на три части. Эти молитвы произносит настоятель храма, стоя на коленях в царских вратах. В них он просит триединого Бога освятить всех умерших и живущих на земле. В русской традиции день Св. Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.
Православие
Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (ортодоксиа) — правильное суждение, правильное учение, правильное сла́вление (от греч. ὀρθός — прямой, стоящий прямо, правильный, + δοκέω — думаю) – 1) истинное религиозное учение о Боге, о Его творении и Его отношении к этому творению, о призвании и предназначении человека, о путях достижения человеком спасения, дарованное через Господа Иисуса Христа, раскрываемое человеку посредством благодати Святого Духа, непрестанно пребывающего в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой; 2) единственно истинное направление христианства.
«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан ( Ин.7:39 ). Где нет Духа, там нет Православия» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Понятие Православие включает в себя три взаимосвязанные части.
Во-первых, слово Православие имеет вероучительный смысл. Под Православием надо понимать чистое, целостное и неискаженное христианское учение, явленное в церковных догматах. В догматическом смысле Православное учение противостоит всем ересям как искажениям христианства и отражает полноту Боговедения, доступную человеческому роду. В таком значении термин Православие встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского).
Во-вторых, слово Православие имеет церковный или экклезиологический смысл. Под Православием надо понимать сообщество автокефальных христианских поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
В‑третьих, слово Православие имеет мистический смысл. Под Православием надо понимать христианскую духовную практику (опыт) Богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, спасающей и преображающей (обоживающей) человека.
Все три смысла Православия взаимосвязаны и не мыслимы один без другого. Православное вероучение имеет своим источником мистический опыт и преподается в Церкви Христовой. Православная Церковь являет одно догматическое вероучение, основанное на одном мистическом опыте. Православный мистический опыт выражается в хранимом Церковью вероучении.
Слово Православие есть перевод греческого слова Ортодоксия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в переводе с греческого означает «прямой», «правильный». Вторая часть докса (doxa) в переводе с греческого означает «знание», «суждение», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь». Эти значения взаимно дополняют друг друга, ибо правильное мнение в религии предполагает правильное славословие Бога, и, как следствие, причастность к Его славе. В последнем значении («слава») слово докса встречается в Новом Завете наиболее часто. Например, Спаситель «принял от Бога Отца славу (греч. doxa) и честь» ( 2Пет.1:17 ), был «увенчан славою (греч. doxa) и честию через претерпение смерти» ( Евр.2:9 ), грядет «на облаках небесных с силою и славою (греч. doxa) великою» ( Лк.21:27 ), христианин должен преображаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» ( 2Кор.3:18 ), «ибо Твоё есть царство и сила и слава (греч. doxa) во веки» ( Мф.6:13 ). Поэтому слово Ортодоксия переведено как Православие.
Когда появилось Православие?
Православие, как правильная, истинная вера и правильное почитание Бога, было основано Иисусом Христом, т.е. православие — это изначальное, аутентичное христианство. В 1054 году от единой Православной Церкви откололся католицизм, далее от него откололись протестанты.
Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит – правильно. В этом смысле православие есть «правое исповедание» – ортодоксия – потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями.
По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями. Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них.
Православие не имеет «символических книг» в техническом смысле Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда – какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?! Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» ( Апок.21:6 ) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира.
священник Григорий Григорьев:
Бог – Он для всех народов. Это не значит, что все религии одинаковы, вовсе нет, православие – это религия, когда лестница была спущена с неба. Но когда люди пытаются строить лестницу в небо…, возможно, они не знают о той лестнице.
иеромонах Макарий (Маркиш):
Каково то главное свойство православной жизни, лежащее в самой ее основе, по которому можно определить, не уклонились ли мы от Православия? Свойство это – регулярное и сознательное участие в Святых Таинствах Покаяния и Евхаристии.
Чем отличается православие в разных странах? «Православный мир очень разнообразный. Существует набор правил и норм, который должен определять жизнь православной церкви. Но жизнь оказывается намного шире, чем эти нормы. Это определяется многими причинами: историческими, культурными, современной общественно-политической ситуацией.
Есть и бытовые различия. Например, в русских церквях не принято сидеть во время службы, а в греческой и большинстве других стоят лавочки. У греков принято исповедоваться примерно раз в месяц, но это основательная беседа с духовником. В русских церквях принято исповедоваться перед каждым причастием.
Есть различия и в системе управления церквей. Например, в греческой церкви нет жесткой иерархии церковной власти. А предстоятель церкви, архиепископ Афинский, является лишь председателем Синода — его личные решения не имеют никакого влияния на жизнь отдельных епархий. Противоположная ситуация в Русской церкви. Так происходит в силу исторических обстоятельств и личных харизматических особенностей предстоятелей. Скажем, роль александрийского папы в период поздней Античности была абсолютная — даже больше, чем власть римских пап. Но сейчас наоборот: Александрийская церковь является одной из наиболее демократичных среди православных поместных церквей. Александрийский патриарх во всем советуется со своим Синодом, постоянно прислушивается к голосу верующих — сейчас это уже не столько греки, сколько коренные жители африканских государств. Вот недавно он пошел на беспрецедентный шаг, восстановив древний институт диаконисс для женщин».
архимандрит Кирилл
«Православные церкви отличаются в основном народными традициями и степенью модернизации. Болгары, например, полностью перешли на разговорный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие перешли на европейский календарь; русские, сербы и грузины — нет. У поместных церквей есть свои святые, некоторые особенные праздники — например, Покров (хотя праздник и византийский, сейчас он есть только в России). Но в целом традиция имеет тенденцию к однородности — за счет усилившегося общения православных разных стран».
Павел Кузенков, преподаватель Сретенской ДС.