Что такое православие в истории

История Православия – как и когда появилось

Православие и христианство

Православием именуется одна из основных и наиболее древних ветвей христианства – мировой религии, которую исповедует около трети населения Земли. Другими главными направлениями являются католицизм и протестантизм. Также существуют менее распространённые древневосточные христианские течения. Тем, кому интересна история Православия, необходимо узнать о происхождении этого понятия. Оно появилось задолго до разделения христианской Церкви.

Понятие «Православие»

Слово «православие» образовалось путём прямого перевода греческого термина «ορθοδοξία» («ортодоксия»). Он означает «правое славление» (правильное суждение или исповедание). Таким образом, название отражает позиционирование себя как истинного вероучения и противоположности ереси. Ересь — сознательное отклонение от истинного богопознания. Приведём слова святителя Игнатия Брянчанинова:

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание… поклонение Богу Духом и Истиною… прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему…» («Аскетическая проповедь»).

Греческие христиане стали употреблять термин «православие» ещё в первые века нашей эры. Христианская Церковь в то время была единой и не делилась на различные направления. Но уже тогда начали возникать искажающие христианство ереси. Отвергая их, Церковь использовала понятие «православие» для обозначения подлинного, неповреждённого вероучения. Термин встречается, например, в трудах Климента Александрийского (2-й век) и Евсевия Кесарийского (3-й век). Первое официальное упоминание присутствует в актах 4-го Вселенского собора (451 год).

Раскол христианской Церкви

Как появилось Православие? К 4-му веку христианство окончательно утвердилось в Римской империи. Однако в том же столетии произошло разделение государства на Западную и Восточную (Византийскую) империю с перенесением столицы в Константинополь. Политические изменения затронули и жизнь Церкви. При сохранении формального единства христианство в Риме стало всё больше отличаться от христианства в Константинополе. Естественным образом возникли и постепенно накопились значительные обрядовые, дисциплинарные, а затем и догматические расхождения.

Так, римский епископ стал именоваться папой, а константинопольский – патриархом. Падение Западной Империи в 5-ом веке привело к кризису гражданской администрации в тех землях. Поэтому её функции стал выполнять папа. Претензии римских епископов на светскую власть в последующие столетия лишь усиливались.

Перечислим другие основные отличия Римского и Византийского христианства. Богослужения на Западе и Востоке велись на разных языках (латынь и греческий соответственно). Западные священники, в отличие от восточных, соблюдали безбрачие. Латинская Церковь использовала для Евхаристии пресный хлеб. Это противоречило Евангельскому преданию, согласно которому, Господь на Тайной Вечере преломлял именно квасной хлеб.

О чем спорили христиане между собой?

Один из главных догматических споров – учение Западной Церкви о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Эта католическая доктрина именуется «Филиокве», что переводится как «и от Сына». Она была добавлена западной Церковью в латинский перевод догматической формулы христианского вероисповедания – Никео-Цареградский Символ веры. Восточное христианство отвергло данное новшество, опираясь на слова из Евангелия: «Дух истины… от Отца исходит» (Ин.15:26). Разногласие имело принципиальный характер. Латиняне рассматривали Филиокве как необходимое уточнение к вероучению и считали противление этому уклоном в ересь. Греки же восприняли как ересь само учение о Филиокве. Восточные христиане настаивали, что оно не уточняет древний догмат о Святой Троице, а противоречит ему.

Когда появилось Православие на официальном уровне? Многочисленные разногласия и притязания римского папы на господство во всей Церкви создали непреодолимые противоречия между Западом и Востоком. Формально история Православия началась в 1054 году: христианские иерархи Востока и Запада предали друг друга анафеме – отлучению от Церкви. Это событие считается официальным актом разделения христианства на католицизм и Православие.

Краткая история Православия в России

Откуда пришло христианство на Русь? До конца первого тысячелетия на землях восточных славян господствовало местное язычество. Зародившееся в 9-ом веке Древнерусское государство с центром в Киеве установило тесные политико-экономические связи с православной Византией. Это привело к постепенному проникновению христианства на территорию будущей Руси. Уже во второй половине 9-го века там появились первые христианские общины.

В 988 году киевский князь Владимир Великий принял христианство греческого обряда и сделал его государственной религией. В следующем столетии преподобным Антонием Печерским была основана по афонскому образцу Киево-Печерская монашеская обитель. Монастыри стали духовно-культурными центрами молодой страны, из которых распространялись проповедь и грамотность. Монахи вели историческую хронику (летописи), развивали иконопись и книжное дело.

Во время татаро-монгольского ига (1237-1480 гг.), на фоне политической раздробленности и ослабления Руси, авторитет Церкви значительно возрастает. Она становится идеологической, экономической и политической силой, объединяющей народ в освобождении Отечества от захватчиков.

В течение первых пяти столетий своего существования Русская Церковь была одной из митрополий Константинопольского патриархата. Автокефалию (административную независимость) она де-факто обрела в 1448 году, когда русские архиереи самостоятельно избрали и поставили митрополита Иону предстоятелем Церкви. Русское Православие стало самостоятельным в связи с падением Византийской империи в середине 15-го века.

В 1589 году на Руси было утверждено собственное патриаршество – система церковного управления с патриархом во главе. Это высший церковный сан (титул), носитель которого обладает большими полномочиями, по сравнению с митрополитом. Так русская Церковь повысила свой статус в мире и встала на один уровень с древними Церквями. Первым отечественным патриархом стал митрополит Московский Иов.

История Православия в России XVII-XX веков

Во второй половине 17-го века в Русском Православии произошёл раскол (разделение). Он был вызван реформой патриарха Никона по изменению богослужебных книг и некоторых церковных обрядов. Противники реформы – старообрядцы – были преданы анафеме как еретики (отменена в 1971 году). Вплоть до начала 20-го века они преследовались церковными и светскими властями. Сегодня старообрядческие общины легально действуют не только на постсоветском пространстве, но и во многих других странах.

Период Русской Церкви с 1700 по 1917 гг. именуется Синодальным. Петр I упразднил патриаршество и учредил государственный орган общецерковного управления – Святейший Синод. Данная реформа сделала Церковь практически полностью зависимой от государства, встроила её в бюрократическую систему светской власти.

Патриаршество было восстановлено лишь после падения монархии, в революционный 1917 год. Всероссийский поместный собор тогда избрал предстоятелем Церкви митрополита Московского Тихона (Белавина).

История Православия в России на протяжении почти всего 20-го века — история гонений со стороны безбожной советской власти. Подавляющее большинство храмов было закрыто или разрушено, а почти всё духовенство – репрессировано. Власть воспринимала религию как пережиток прошлого, который мешает развитию нового коммунистического общества. Конкретно русскую Церковь большевики также рассматривали как один из главных столпов ненавистного им монархического строя.

Возрождение Православия в России началось лишь во второй половине 80-х годов – во время Перестройки и празднования 1000-летия Крещения Руси.

Современное состояние Православия

Сегодня Православие – третье по численности последователей христианское направление. Его исповедуют около 280 млн. человек, (католицизм – свыше 1 млрд., протестантизм – около 800 млн). Данная конфессия наиболее распространена в странах бывшего СССР и Балканского полуострова (Греция, Сербия, Румыния, Болгария и др).

Православие является государственной религией в Греции и Финляндии (наряду с евангелическим лютеранством). В Греции Церковь не отделена от государства, в Финляндии – отделена, но финансируется за счёт государственного бюджета. Православие имеет особый статус во многих других странах Восточной Европы.

Мировое Православие представляет собой сообщество поместных Церквей, которые находятся в евхаристическом общении друг с другом (возможность совместного участия в Таинстве Причастия). Большинство из них являются автокефальными, то есть полностью самостоятельными и независимыми с канонической и административной точки зрения. Существуют и автономные Церкви, которые канонически зависимы от автокефальных. Тем, кто уже понял, откуда взялось Православие, полезно ознакомиться со списком всех Поместных Церквей. Диптих Московского Патриархата включает 11 автокефальных (Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, в Америке) и 4 автономных Православных Церкви (Синайская, Финляндская, Японская, Китайская).

Источник

Православие

Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (орто­док­сиа) — пра­виль­ное суж­де­ние, пра­виль­ное учение, пра­виль­ное сла́вление (от греч. ὀρθός — прямой, сто­я­щий прямо, пра­виль­ный, + δοκέω — думаю) – 1) истин­ное рели­ги­оз­ное учение о Боге, о Его тво­ре­нии и Его отно­ше­нии к этому тво­ре­нию, о при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века, о путях дости­же­ния чело­ве­ком спа­се­ния, даро­ван­ное через Гос­пода Иисуса Христа, рас­кры­ва­е­мое чело­веку посред­ством бла­го­дати Свя­того Духа, непре­станно пре­бы­ва­ю­щего в Единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви Хри­сто­вой; 2) един­ственно истин­ное направ­ле­ние хри­сти­ан­ства.

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

«Пра­во­сла­вие есть истин­ное Бого­по­зна­ние и Бого­по­чи­та­ние; Пра­во­сла­вие есть покло­не­ние Богу Духом и Исти­ною; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Бога истин­ным позна­нием Его и покло­не­нием Ему; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Богом чело­века, истин­ного слу­жи­теля Божия, даро­ва­нием ему бла­го­дати Все­свя­таго Духа. Дух есть слава хри­стиан ( Ин.7:39 ). Где нет Духа, там нет Пра­во­сла­вия» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

Поня­тие Пра­во­сла­вие вклю­чает в себя три вза­и­мо­свя­зан­ные части.

Во-первых, слово Пра­во­сла­вие имеет веро­учи­тель­ный смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать чистое, целост­ное и неис­ка­жен­ное хри­сти­ан­ское учение, явлен­ное в цер­ков­ных дог­ма­тах. В дог­ма­ти­че­ском смысле Пра­во­слав­ное учение про­ти­во­стоит всем ересям как иска­же­ниям хри­сти­ан­ства и отра­жает пол­ноту Бого­ве­де­ния, доступ­ную чело­ве­че­скому роду. В таком зна­че­нии термин Пра­во­сла­вие встре­ча­ется уже в сочи­не­ниях апо­ло­ге­тов II века (в част­но­сти, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского).

Во-вторых, слово Пра­во­сла­вие имеет цер­ков­ный или эккле­зио­ло­ги­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать сооб­ще­ство авто­ке­фаль­ных хри­сти­ан­ских помест­ных Церк­вей, име­ю­щих между собой евха­ри­сти­че­ское обще­ние.

В‑третьих, слово Пра­во­сла­вие имеет мисти­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать хри­сти­ан­скую духов­ную прак­тику (опыт) Бого­по­зна­ния через стя­жа­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа, спа­са­ю­щей и пре­об­ра­жа­ю­щей (обо­жи­ва­ю­щей) чело­века.

Все три смысла Пра­во­сла­вия вза­и­мо­свя­заны и не мыс­лимы один без дру­гого. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние имеет своим источ­ни­ком мисти­че­ский опыт и пре­по­да­ется в Церкви Хри­сто­вой. Пра­во­слав­ная Цер­ковь являет одно дог­ма­ти­че­ское веро­уче­ние, осно­ван­ное на одном мисти­че­ском опыте. Пра­во­слав­ный мисти­че­ский опыт выра­жа­ется в хра­ни­мом Цер­ко­вью веро­уче­нии.

Слово Пра­во­сла­вие есть пере­вод гре­че­ского слова Орто­док­сия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «прямой», «пра­виль­ный». Вторая часть докса (doxa) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «знание», «суж­де­ние», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь». Эти зна­че­ния вза­имно допол­няют друг друга, ибо пра­виль­ное мнение в рели­гии пред­по­ла­гает пра­виль­ное сла­во­сло­вие Бога, и, как след­ствие, при­част­ность к Его славе. В послед­нем зна­че­нии («слава») слово докса встре­ча­ется в Новом Завете наи­бо­лее часто. Напри­мер, Спа­си­тель «принял от Бога Отца славу (греч. doxa) и честь» ( 2Пет.1:17 ), был «увен­чан славою (греч. doxa) и честию через пре­тер­пе­ние смерти» ( Евр.2:9 ), грядет «на обла­ках небес­ных с силою и славою (греч. doxa) вели­кою» ( Лк.21:27 ), хри­сти­а­нин должен пре­об­ра­жаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» ( 2Кор.3:18 ), «ибо Твоё есть цар­ство и сила и слава (греч. doxa) во веки» ( Мф.6:13 ). Поэтому слово Орто­док­сия пере­ве­дено как Пра­во­сла­вие.

Когда появи­лось Пра­во­сла­вие?

Пра­во­сла­вие, как пра­виль­ная, истин­ная вера и пра­виль­ное почи­та­ние Бога, было осно­вано Иису­сом Хри­стом, т.е. пра­во­сла­вие — это изна­чаль­ное, аутен­тич­ное хри­сти­ан­ство. В 1054 году от единой Пра­во­слав­ной Церкви отко­лолся като­ли­цизм, далее от него отко­ло­лись про­те­станты.

Пра­во­сла­вие хочет быть полным откро­ве­нием хри­сти­ан­ства, чтобы послед­нее выра­жа­лось в нем адек­ватно и значит – пра­вильно. В этом смысле пра­во­сла­вие есть «правое испо­ве­да­ние» – орто­док­сия – потому, что вос­про­из­во­дит в себе весь разу­ме­е­мый объект, само видит и другим пока­зы­вает его в «пра­виль­ном мнении» по всему пред­мет­ному богат­ству и со всеми осо­бен­но­стями.

По своему внут­рен­нему упо­ва­нию пра­во­сла­вие мыслит себя хри­сти­ан­ством в его изна­чаль­ной пол­ноте и непо­вре­жден­ной целост­но­сти. Оно прин­ци­пи­ально раз­гра­ни­чи­ва­ется от других хри­сти­ан­ских испо­ве­да­ний не как истина от заблуж­де­ний, а, соб­ственно, в каче­стве целого по срав­не­нию с частями. Послед­ние уже выде­ля­ются из него и для оправ­да­ния и обес­пе­че­ния своей авто­но­мии вынуж­да­ются наста­и­вать на прямом обособ­ле­нии с резким отте­не­нием своих отли­чи­тель­ных свойств и такой несрод­но­сти, кото­рая исклю­чает сме­ше­ние и пере­дачу. По самой своей целост­но­сти пра­во­сла­вие не чув­ствует к сему внут­рен­ней надоб­но­сти, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни жела­ния диф­фе­рен­ци­ро­ваться от них.

Пра­во­сла­вие не имеет «сим­во­ли­че­ских книг» в тех­ни­че­ском смысле Оно почи­тает себя правым, или под­лин­ным уче­нием Хри­сто­вым во всей пер­во­на­чаль­но­сти и непо­вре­жден­но­сти, а тогда – какая же может быть у него особая отли­чи­тель­ная док­трина, кроме Еван­гель­ско-Хри­сто­вой?! Пра­во­сла­вие апел­ли­рует к старым, исконно хри­сти­ан­ским нормам и не ука­зы­вает для себя особых «сим­во­ли­че­ских книг», потому что не имеет ничего сим­во­ли­че­ски нового в дог­ма­ти­че­ском отно­ше­нии по срав­не­нию с эпохою до заклю­че­ния семи Все­лен­ских Собо­ров. Этим пока­зы­ва­ется, что пра­во­сла­вие сохра­няет и про­дол­жает изна­чаль­ное апо­столь­ское хри­сти­ан­ство по непо­сред­ствен­ному и непре­рыв­ному пре­ем­ству. В исто­ри­че­ском тече­нии хри­сти­ан­ства по все­лен­ной это есть цен­траль­ный поток, идущий от самого «источ­ника воды живой» ( Апок.21:6 ) и не укло­ня­ю­щийся на всем своем про­тя­же­нии до скон­ча­ния мира.

свя­щен­ник Гри­го­рий Гри­го­рьев:

Бог – Он для всех наро­дов. Это не значит, что все рели­гии оди­на­ковы, вовсе нет, пра­во­сла­вие – это рели­гия, когда лест­ница была спу­щена с неба. Но когда люди пыта­ются стро­ить лест­ницу в небо…, воз­можно, они не знают о той лест­нице.

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

Каково то глав­ное свой­ство пра­во­слав­ной жизни, лежа­щее в самой ее основе, по кото­рому можно опре­де­лить, не укло­ни­лись ли мы от Пра­во­сла­вия? Свой­ство это – регу­ляр­ное и созна­тель­ное уча­стие в Святых Таин­ствах Пока­я­ния и Евха­ри­стии.

Чем отли­ча­ется пра­во­сла­вие в разных стра­нах? «Пра­во­слав­ный мир очень раз­но­об­раз­ный. Суще­ствует набор правил и норм, кото­рый должен опре­де­лять жизнь пра­во­слав­ной церкви. Но жизнь оказыва­ется намного шире, чем эти нормы. Это опре­де­ля­ется мно­гими при­чи­нами: исто­ри­че­скими, куль­тур­ными, совре­мен­ной обще­ственно-поли­ти­че­ской ситу­а­цией.

Есть и быто­вые раз­ли­чия. Напри­мер, в рус­ских церк­вях не при­нято сидеть во время службы, а в гре­че­ской и боль­шин­стве других стоят лавочки. У греков при­нято испо­ве­до­ваться при­мерно раз в месяц, но это осно­ва­тель­ная беседа с духов­ни­ком. В рус­ских церк­вях при­нято испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­стием.

Есть раз­ли­чия и в системе управ­ле­ния церк­вей. Напри­мер, в гре­че­ской церкви нет жест­кой иерар­хии цер­ков­ной власти. А пред­сто­я­тель церкви, архи­епи­скоп Афин­ский, явля­ется лишь пред­се­да­те­лем Синода — его личные реше­ния не име­ют ника­кого вли­я­ния на жизнь отдель­ных епар­хий. Про­ти­во­по­лож­ная ситу­а­ция в Рус­ской церкви. Так про­ис­хо­дит в силу исто­ри­че­ских обсто­я­тельств и личных хариз­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей пред­сто­я­те­лей. Скажем, роль алек­сан­дрийского папы в период позд­ней Антич­но­сти была абсо­лют­ная — даже больше, чем власть рим­ских пап. Но сейчас наобо­рот: Алек­сан­дрий­ская цер­ковь явля­ется одной из наи­бо­лее демо­кра­тич­ных среди пра­во­слав­ных помест­ных церк­вей. Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх во всем сове­ту­ется со своим Сино­дом, посто­янно при­слу­ши­ва­ется к голосу веру­ю­щих — сейчас это уже не столько греки, сколько корен­ные жители афри­кан­ских госу­дарств. Вот недавно он пошел на бес­пре­це­дент­ный шаг, вос­ста­но­вив древ­ний инсти­тут диа­ко­нисс для женщин».
архи­манд­рит Кирилл

«Пра­во­слав­ные церкви отли­ча­ются в основ­ном народ­ными тра­ди­ци­ями и степе­нью модер­ни­за­ции. Бол­гары, напри­мер, пол­но­стью пере­шли на раз­го­вор­ный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие пере­шли на евро­пей­ский кален­дарь; рус­ские, сербы и гру­зины — нет. У помест­ных церк­вей есть свои святые, неко­то­рые осо­бен­ные празд­ники — напри­мер, Покров (хотя празд­ник и визан­тий­ский, сейчас он есть только в Рос­сии). Но в целом тра­ди­ция имеет тен­ден­цию к одно­род­но­сти — за счет усили­вшегося обще­ния пра­во­слав­ных разных стран».
Павел Кузен­ков, пре­по­да­ва­тель Сре­тен­ской ДС.

Источник

Православие

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» [1] ) — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима.

Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит православная церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. [2] [3]

Кроме того, в современном русском просторечии слово «православный» употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.

Содержание

Происхождение и богословский смысл термина

Согласно мнению профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковского «православие есть „правое исповедание“ — ορθο-δοξία — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в „правильном мнении“ по всему предметному богатству и со всеми особенностями». [7]

В русском языке почти не употребляются термины «ортодоксия» или «ортодоксальный» как синоним «православия», [8] хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской литературе, обычно вследствие ошибочного перевода слова «по созвучию» с европейских языков. [9]

История термина на территории Руси

Самое раннее письменное использование слова «православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона:

В официальном языке церкви и государства на территории Руси термин «православный» стал употребляться в конце XIV — начале XV века, а наиболее активно термины «православный» и «православие» входят в употребление в XVI веке. [10] По отношению к понятию «вера» в древних летописных источниках также применялись такие эпитеты, как «непорочная», «христианская», «правая», «правоверная», «Божья», «истинная», «богопреданная», «благочестивая», «пречистейшая» и т. д. [10]

Основные догматические и канонические положения

Догматика

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:

Канонические устройство и нормы

Основные канонические нормы и институты:

История формулирования вероучения

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю.

Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.

Православие начало оформляться в II—III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.

Распространение

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Православие исторически традиционно распространено на Балканах — среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также грузин, гагаузов, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел, мордвы, якутов и некоторых других (см. также в статье Православие в России).

В современном мире к странам с большинством православного населения, по данным переписей и опросов, можно отнести: Абхазию, Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане, и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения Эстонии, Латвии, Литвы, Киргизии, Албании, Чехии, Польши и Японии.

С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары (см. Православие в Африке), а также Юго-Восточная Азия [24] и Южная Корея.

По установившейся традиции православными также называются древневосточные православные церкви, исповедующие вероучительные догматы только первых трёх Вселенских Соборов.

Народы, по установившейся традиции исповедующие православие

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Официальный статус

Государственная религия в исторических государствах

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Православная церковь

Поместные автокефальные и автономные церкви

Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных церквей возник после Великого церковного раскола: прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место (primus inter pares) перешло престолу Патриархов Константинопольских. Во II тысячелетии н. э. возник ряд новых автокефальных церквей, идущих в диптихах после Иерусалимского патриархата. С конца XX века существует 14 общепризнанных автокефальных церквей и одна, признаваемая только некоторыми церквями.

Американская и Канадская церковь в автокефальном статусе признана Московским патриархатом и некоторыми иными славянскими церквями.

Пределы поместных церквей традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами национально-государственного размежевания, но определённой нормы в отношении данного вопроса нет. Так, Московский патриархат, исторически всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского (Московского) государства, после распада СССР в 1991 году простирает свою исключительную юрисдикцию на все страны бывшего СССР, кроме Грузии — канонической территории Грузинского патриархата.

Предпринятые в начале 2000-х годов попытки Московского патриархата подчинить своей юрисдикции [источник не указан 257 дней] приходы Западноевропейского экзархата во Франции, а также предотвратить переход в Экзархат (в составе Константинопольского патриарахата) значительной части приходов Сурожской епархии закончились неудачей.

Старообрядческие церкви

Поповство

Поповство — течения, имеющие священство и хиротоническую преемственность, но не признанные вселенским православием. К ним относятся:

Беспоповство

Беспоповство — течения, считающие, что хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего епископа, не признавшего реформу патриарха Никона. К ним относятся:

Истинно-православные церкви

Старостильные церкви (старостильники)

Свое название эти церкви получили в связи с тем, что первоначальной причиной разделения стал переход многих поместных церквей на новоюлианский календарь; отделившиеся епископы и приходы сохранили у себя употребление юлианского календаря («старый стиль»).

Автокефалии вне общения с мировым православием

Ряд религиозных объединении православной традиции именуют себя автокефальными православными церквями, но не признаны в таковом качестве поместными церквами мирового православия. Среди них такие церкви, как:

С точки зрения приверженцев мирового православия все эти церкви представляют собой неканонические структуры. В отличие от ИПЦ, эти структуры признают каноничность мирового православия, не предъявляют к нему вероисповедных претензий и, как правило, стремятся к легитимизации с его стороны.

Таинства в православной церкви

Изъясняя 10-й член Символа веры («Исповедую едино крещение во оставление грехов»), имевший широкое хождение в России в XVIII и XIX веках катихизис под названием «Православное исповедание» (первоначальная редакция была написана под руководством Петра Могилы; первое полное издание на греческом в 1667 году) гласит:

Поелику он упоминает о Крещении, первом Таинстве, то дает нам случай рассмотреть седмь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Сии седмь Таинств соответствуют седми дарам Духа Святаго. Ибо чрез сии Таинства Дух Святый изливает дары Свои и благодать на души тех, кои пользуются ими надлежащим образом. О сем предмете пространно рассуждает Патриарх Иеремия в книге, которую написал для обращения Лютеран. [68]

Примечательно, что, например, Иоанн Дамаскин говорил о двух таинствах, Дионисий Ареопагит — о шести, а митропополит Эфесский Иоасаф (XV) — о десяти.

Православное богослужение и праздники

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Что такое православие в истории. Смотреть фото Что такое православие в истории. Смотреть картинку Что такое православие в истории. Картинка про Что такое православие в истории. Фото Что такое православие в истории

Исторически сложившееся богослужение заключает в себе 4 богослужебных круга:

Важнейшее общественное богослужение в православии — Божественная литургия (в России также называвшаяся «обедней»), во время которой совершается таинство Евхаристии — важнейшее по Крещении таинство Церкви, которое составляет её суть и без которого она немыслима.

Литургический год начинается от Недели Пасхи, которая занимает совершенно особое и исключительное положение в числе праздников.

Единоверие

В лоне Русской православной церкви (РПЦ) существует единоверие (православное старообрядчество) — приходы, в которых сохраняются все дореформенные обряды, но при этом они признают иерархическую юрисдикцию РПЦ и Русской православной церкви заграницей (см., например: преосвященный Иоанн (Берзинь), епископ Каракасский и Южно-Американский, управляющий единоверческими приходами Русской православной церкви заграницей).

Западный обряд в православии

С середины XX века в США и некоторых других странах существуют православные приходы (преимущественно в Анитиохийской ПЦ и РПЦЗ), практикующие западные обряды. Подобные приходы имеются также в некоторых ИПЦ и непризнанных юрисдикциях. [69]

Дохалкидонские церкви

Возможность спасения инославных, еретиков и раскольников

Православное исповедание никогда не обозначало границ спасения, но лишь указывает пути спасения в ограде православных церквей. [73]

Позиция Русской православной церкви обозначена Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП 2000 года, в документе «Основные принципы отношения к инославию»:

Различные юрисдикции (ИПЦ, различные Старообрядческие Православные церкви и согласия, Старостильные церкви и др.), не входящие в систему мирового Православия, могут иметь различные точки зрения на возможность спасения как инославных, так и православных из иных православных церквей.

Православие и экуменизм

Отношение к современной Римско-католической церкви

В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими Символ веры путём самочинного позднейшего прилога Filioque, или схизматиками, отколовшимися от Единой соборной апостольской церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *