Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Правотворчество характеризуется тем, что:
— оно представляет собой активную, творческую, государственную процессуальнуюдеятельность;
— это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
Правотворчеству присущи следующие принципы:
— научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);
— законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
— демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
— гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
— оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Правотворчество неоднородно.В зависимости от субъектовправотворчество подразделяется на:
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);
4) правотворчество органов местного самоуправления;
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:
Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.
В литературе называют разное число стадий – от трех до шести – девяти. Так, в учебнике В.В. Лазарева и С.В. Липень «Теория государства и права» (М., 1998) выделены три основные стадии: подготовка проекта нормативного правового акта; принятие акта (прохождение его в правотворческом органе); введение его в действие.
В.М. Сырых называет шесть стадий:
1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;
2) подготовка проекта нормативного правового акта;
3) рассмотрение его правотворческим органом;
4) обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;
6) опубликование акта.
Ю.А. Тихомиров насчитывает девять стадий:1) выявление потребности в правовой регламентации общественных отношений; 2) определение субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида нормативного правового акта; 3) принятие решения о его подготовке; 4) разработка концепции акта; 5) подготовка проекта акта; 6) предварительное рассмотрение проекта акта; 7) общественное обсуждение проекта; 8) официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением необходимых процедур; 9) принятие акта, его подписание, опубликование, вступление в силу.
Полеводина, Г. А. Понятие правотворческой деятельности / Г. А. Полеводина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45700/ (дата обращения: 30.12.2021).
В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества.
С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами. Правотворчество придает этому процессу юридическую форму. Со своей стороны оно определяется общезначимыми интересами. Поэтому цель правотворческой работы составляет достижение известного блага либо предупреждение определенного зла [1].
Практика показывает, что условия жизни общества во многом зависят от содержания правовых норм. Вследствие этого поступательное общественное развитие вызывает необходимость установления надлежащих юридических правил поведения индивидуумов и их объединений.
В последние годы возрастает значение теории устойчивого развития общества, воплощение которой требует создания, в том числе, правовых условий. При этом потребности различных социальных групп существенно отличаются друг от друга. Разнонаправленность их неизбежно порождают противоречия. Потому развитие общества сопровождается столкновением интересов, которое нарушает его равновесие.
Между тем придание социальным процессам устойчивости основывается на объективном стремлении общества к самосохранению.
Такое положение обеспечивается развитием социальных отношений и институтов. Совершенствование их должно быть постоянным, иначе общество окажется в состоянии застоя. Тем самым прогрессивное развитие является необходимым условием нормальной жизни людей. Одновременно самоорганизация представляет собой важнейшую общественную потребность.
Правотворчество служит действенным средством упорядочения социальной жизни и способно придать устойчивость общественной системе.
Создание правового государства усиливает вовлечение в правоотношения субъектов с различными интересами. В этой ситуации возрастает необходимость более широкого использования правовых мер воздействия на поведение личности.
При этом правообразующий интерес является выражением общего интереса всех субъектов в регулируемой сфере общественных отношений, сформированного на основе одинаково справедливой для всех общеправовой позиции [2].
С этой точки зрения правотворчество позволяет увязать правовое предписание и его назначение достижение блага наибольшего количества людей [3].
Поэтому правотворческая деятельность выступает в качестве основы всех условий развития общества, так как без юридической регламентации социальных процессов невозможно их движение к более совершенному состоянию. Оно является одним из основных направлений социальной деятельности [4]
Нужно отметить и то, что правотворчество имеет своим объектом наиболее важные общественные отношения. Поэтому выявление общезначимых интересов одновременно предполагает осознание необходимости их правового регулирования. Общие интересы включают необходимость упорядочения общественного отношения в предмет юридического регулирования [5].
Притом правотворчество наделяет социальные нормы общеобязательностью путем придания им возможности принудительного исполнения с помощью государства [6]. Правотворческая деятельность — это форма реализации процесса создания права, так как нормы становятся правовыми не потому, что явились результатом правотворческой деятельности, а вследствие обеспечения их исполнения принудительной силой государства [7].
Важно сказать о марксистско-ленинском понимании правотворчества как возведении в закон государственной воли, выражающей интересы экономически господствующего класса. В таком восприятии оно характеризовалось в качестве объективно обусловленной, завершающей процесс формирования права государственной деятельности, в результате которой такая воля преобразуется в юридические нормы. Правотворчество выступает в качестве конститутивной’ стадии правообразования, так как государственная воля обретает свойства права, становится общеобязательными нормативными предписаниями, поддерживаемыми силой государственного принуждения.
Однако следует заметить, что правовое государство основывается не на преобладании классовых потребностей, а на необходимости согласования их с интересами других социальных групп. Право является способом разрешения общественных противоречий, а не средство преодоления различий в потребностях путем насильственного придания им единообразия [8].
В условиях правового государства правотворчество не может рассматриваться как воплощение государственной воли. Право становится продуктом общества, в котором государство контролируется им и представляет собой его политический институт. При этом правотворчество является целенаправленной деятельностью самого общества по установлению общеобязательных правил поведения и, одновременно, наиболее важной и действенной, правовой формой работы государства по возведению воли народа в закон.
Формально-юридический подход к правотворчеству включает в него процесс, способы и формы, перевода социальных норм в позитивное право.
При этом правотворчество является; организационно-правовой’ формой деятельности субъектов непосредственного народовластия [9].
Со своей стороны государство в процессе правотворчества отбирает сложившиеся и создает новые правила поведения, придает им абстрактный и формально определенный вид. Таким способом формируется полная; непротиворечивая и соподчиненная система нормативных правовых актов.
Потому в современной правовой науке распространено представление о правотворчестве как деятельности государства и его органов по выявлению потребности в правовом регулировании общественных отношений и созданию на этой основе новых правовых норм, замене и отмене действующих [10].
В целом правотворчество может быть определено как формирование полной, непротиворечивой и соподчиненной согласно Конституции Российской Федерации системы позитивного права. Такая функция реализуется путем непосредственного волеизъявления народа и местных сообществ граждан, а также деятельности уполномоченных органов государства и местного самоуправления (с участием основных институтов гражданского общества) по выявлению потребности в правовом регулировании общественных отношений, установлению процедур, разработке и принятию в соответствии с ними нормативных правовых актов, а при необходимости их корректировке после издания.
Добавим, что в юридической науке выделяют понятие «законотворчество». Причем правотворчество представляет собой деятельность всех уполномоченных органов, государства по подготовке и изданию правовых актов. Законотворчество является созданием и принятием, исключительно законов органами законодательной власти.
Наряду с этим используется термин «подзаконное правотворчество», которым обозначают подготовку и принятие иных, помимо законов, нормативных правовых актов. Исключение делается для указов Президента Российской Федерации исходя из самостоятельности его власти [11].
Заметим также, что наравне с понятием «правотворчество» применяются термины «правотворческий процесс» и «правотворческая деятельность» [12].
Важным признаком правотворчества является выполнение такой работы на основе определенных принципов, к числу которых относятся законность, научность, профессионализм, оперативность, планирование.
Повышенное значение имеет профессионализм субъектов правотворческого процесса.
Одновременно планирование правотворческой работы должно иметь не только краткосрочный, но и долговременный характер с учетом стратегических задач общества государства.
Не меньшую роль играет оперативность правотворчества, позволяющая, своевременно обеспечить. необходимое правовое регулирование общественных отношений.
Следует обратить внимание на то, что правотворчество является одним из признаков государственной власти. При этом оно определяется Конституцией Российской Федерации, в которой устанавливается, какие правовые акты принимают различные органы, государства, их наименования, юридическая сила и процедуры принятия [13].
Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер. [1]
Виды правотворчества
В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.
Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.
Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.
Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.
Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.
Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.
Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.
Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.
Примечания
Теория государства и права
Теория государства
Полезное
Смотреть что такое «Правотворчество» в других словарях:
Правотворчество — стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов. Правотворчество представляется и в более широком значении как деятельность,… … Элементарные начала общей теории права
ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в … Юридический словарь
Правотворчество — деятельность по планированию правотворчества, разработке, принятию (изданию), подписанию, опубликованию и мониторингу правовых актов. Источник: ЗАКОН г. Москвы от 08.07.2009 N 25 О ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ … Официальная терминология
Правотворчество — (англ. legislation) форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права. П. рассматривается как… … Энциклопедия права
ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П … Юридическая энциклопедия
Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и… … Большой юридический словарь
Правотворчество — деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил правовых норм. П. охватывает установление новых, а также… … Большая советская энциклопедия
ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П … Энциклопедический словарь экономики и права
ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено … Энциклопедия юриста
Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А.Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, являются одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».
Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативно-правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования.
Начальной стадией процесса правообразования является – возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативно-правовых актов и доведение их предписаний до адресатов. В юридической науке различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов:
Правом принятия нормативно-правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы администраций. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты, в основном, в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
Итак, принципы правотворчества – это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.
Виды правотворчества
Правотворчество подразделяется на следующие виды:
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В тоже время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляется соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуется определенной громоздкостью и противоречивостью. Подзаконное правотворчество в тоже время позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству.
Этапы и стадии законотворческого процесса
Законотворческий процесс является основной частью правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права – законы, подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.
В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии:
1. Законодательная инициатива – это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении как правило комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.
2. Обсуждение законопроекта – это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.
3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом голосов – более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении четырнадцати дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодолеть вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.
4. Подписание закона главой государства. В течение четырнадцати дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней.
5. Опубликование закона. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.
Итак, законотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта. До начала подготовки проекта важны предварительные работы, связанные с выявлением потребности в принятии акта и целями правового регулирования. По каждому проекту закона перед началом его разработки подготавливают специальную справку о действующем нормативно-правом регулировании данного вопроса в России и за рубежом. На начальном этапе работы над законопроектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач. На стадии подготовки первоначального текста образуются обычно специальные комиссии парламента, ответственные за законопроект. Кроме того, на этой стадии обязательным является проведение юридической экспертизы. Предварительное обсуждение связано с привлечением широкого круга заинтересованных субъектов. Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на референдум. После учета замечаний и предложений проект окончательно редактируется. На втором этапе уже законопроект проходит перечисленные стадии официального этапа принятия закона.
Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации
Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Республики наделены правом принятия собственных конституций, а иные субъекты – правом принятия уставов и иного законодательства на уровне субъектов, включая принятие бюджета. В соответствие с федеративным устройством России субъекты на своей территории принимают законы как акты высшей юридической силы, при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Возрастает значение в правотворчестве субъектов заключение отдельных договоров и соглашений между субъектами Федерации. Правотворчество субъектов также отражает специфику и правовой статус отдельного региона, учитываются в большей мере исторические, религиозные и культурные традиции правового регулирования. В рамках субъектов РФ принимаются нормативные акты и многочисленными негосударственными структурами, прежде всего – органами местного самоуправления.
Законодательная техника
Законотворчество требует специальных знаний. Законодательная техника позволяет четко, выразительно и логично формулировать юридические предписания. Она представляет собой систему правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов в соответствии с их сущностью и содержанием. Законодательная техника важна в целях обеспечения совершенства и эффективности законодательства.
Законодательная (юридическая) техника своим объектом имеет текст нормативно-правового акта. Структура закона, например, состоит из следующих частей:
Правовая норма и текст статьи закона в конкретном случае по элементам могут не совпадать, поэтому существует отсылочный и бланкетный способы изложения нормы права. Содержание нормативного предписания должно быть четко сформулировано. Абстрактный способ изложения правовых норм не должен допускать произвольного применения нормативного предписания к любой ситуации. Особое значение в законодательной технике имеет проблема терминологии. Например, не следует использовать правовые понятия в тех случаях, когда их можно заменить не правовыми, не искажая при этом смысл нормы.
Юридическая техника помогает структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, сделать его более точным и понятным. Уровень юридической техники свидетельствует также об уровне правовой культуры общества. К техническим средствам относят прежде всего юридические термины (словесное выражение юридических понятий) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, которое складывается из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов и др.). К техническим правилам относят четкость и доступность языка нормативно-правовых актов, последовательность изложения юридической информации, взаимосвязь и согласованность нормативно-правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата, место его принятия, подписи должностных лиц и др.), структурную организацию правового акта.
Правовая конструкция охватывает ряд однопорядковых правовых понятий низшего уровня и выявляет существенное в этих понятиях. Смысл правовых конструкций состоит в том, что соответствующие понятия объединяются в единое целое, на основе которого посредством дедукции делаются логические выводы, применяемые к понятиям низшего порядка. При этом необходимо точно и полно охватывать правовые нормы, из которых выводится правовая конструкция, она должна максимально служить целям законодательства. Определение понятий, образование правовых конструкций дополняются иными приемами законодательной техники в целях точного формулирования законов. Важно при этом соблюдать логику, стиль и язык закона.