Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом

Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение полномочий

Существенное значение в обеспечении качества и объективности законотворческого процесса имеет определение самого понятия законотворческого процесса, выявление его содержания и основных этапов. В этой связи требует своего определения соотношение понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс». В теории права активно дискутируется вопрос о том, следует ли законотворческий процесс ограничивать исключительно деятельностью законодательных органов государственной власти или же его необходимо трактовать шире, включая в него подготовительную работу по подготовке законопроекта. Законодательный процесс трактуется как совокупность действий и отношений, которые реализуются в деятельности высшего представительного органа, обладающего исключительным правом осуществлять законодательную власть.

Законотворчество определяют как деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемую в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в Конституции. Однако многие включают в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта. Целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов. Этот процесс весьма сложен, и в современных условиях едва можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти.

Существует позиция, согласно которой под законодательным процессом понимается процесс разработки, принятия, издания и вступления в силу законов. Соответственно, к стадиям законодательного процесса относят разработку, принятие, издание и вступление в силу законов.

Содержание законодательного процесса определяется как регламентированная деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.

В научной литературе встречается понимание законодательного процесса и в узком значении, в частности как конституционно установленного ряда последовательно сменяющих друг друга этапов.

Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов.

В юридической науке, наряду с понятиями «законодательный процесс» и «законотворческий процесс», встречается также понятие «законопроектный процесс».

Если принять за основу определения наименования всех отношений, составляющих содержание деятельности всех участников законопроизводящего процесса, предмет их усилий, каким является проект закона до тех пор, пока он наконец не получит статус собственно закона, то есть приобретет юридическую силу и начнет действовать, то единственно правильным наименованием можно признать только термин «законопроектный процесс».

При этом понятия «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» не являются тождественными. Главным критерием который позволяет отличить и разграничить эти правовые явления, является предмет того и другого процесса. Предметом законопроектного процесса является не закон в его строго юридическом понимании, а только проект закона, в то время как о законодательном процессе можно говорить лишь в том случае, если мы осуществляем какие-либо действия с собственно законом как непосредственно действующим правовым актом.

Таким образом, в науке еще не выработаны общепринятые понятия законотворческого процесса и законодательного процесса. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним термином обозначаются разные правовые явления и в то же время, наоборот, одно и то же правовое явление обозначается разными терминами.

Законотворческий процесс охватывает всю работу, предваряющую принятие закона, начиная с правового мониторинга, анализа существующего состояния регулирования общественных отношений и выявления проблем, подлежащих разрешению законодательными средствами, и заканчивая тем же правовым мониторингом. Соответственно, законотворческий процесс не заканчивается с принятием либо вступлением в силу закона. Что касается законодательного процесса, то он представляется как нормативно урегулированная деятельность по реализации права законодательной инициативы, рассмотрению, принятию и вступлению в силу закона.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие законодательного процесса по своему объему уже понятия законотворческого процесса и должно соотноситься с ним как часть и целое.

Источник

Правотворчество и законотворчество

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие правотворчества

Правотворчество — это деятельность государственных органов, направленная на принятие, изменение, совершенствование или отмену юридических норм. Правотворчество знаменует возведение государственной воли в закон.

Правотворчество является формой государственного управления обществом, осуществляется государственными органами вне зависимости от типа государства, его задач, организации и форм осуществления государственной власти. Субъектами правотворчества являются государственные структуры и органы, наделенные необходимыми полномочиями для принятия законов. Правотворчество осуществляется в рамках предусмотренных процессуальных норм и является средством управления обществом, проявлением государственной деятельности.

В РФ только представительные и исполнительные органы власти могут издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы). Нормативные акты обладают разной юридической силой (в зависимости от места издавшего их органа в механизме правового регулирования).

Содержание правотворчества — это последовательные организационные действия. Начальным этапом правообразования является потребность в регулировании конкретных общественных отношений. Государство может самостоятельно издать нормативный акт, официально признать определенное общественное отношение юридическим, официально закрепить в качестве юридической нормы сложившийся правовой обычай.

Способы правотворческой деятельности:

Полномочия на правотворчество регламентированы Конституцией РФ, законодательством. В РФ правом принятия нормативных правовых актов обладают: Совет Федерации, Государственная Дума, представительные органы субъектов РФ, органы местного управления. Правотворческими органами являются Правительство, Президент, министерства, ведомства, главы администраций.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы правотворчества являются руководящим началом, положения деятельности, обуславливающие с принятие, отмену или замену юридических норм.

Особенности законотворчества

Законотворчество — это основная составляющая правотворческого процесса.

Этапы законотворческого процесса:

До начала подготовки проекта закона проводятся предварительные работы, направленные на выявление потребности в принятии нормативного акта и соответствия целям правового регулирования. Перед началом разработки каждого проекта подготавливается справка о действующем правовом регулировании рассматриваемого вопроса в РФ и в иных странах.

На начальной стадии выделяются основные положения нормативного акта, которые должны решить поставленные задачи. При подготовке первоначального текста формируются специальные комиссии, ответственные за законопроект, проводится юридическая экспертиза. Предварительное обсуждение происходит с широким кругом субъектов. Наиболее важные законопроекты выносятся на референдум. Проект окончательно редактируется после учета всех предложений и замечаний.

Стадии принятия нормативного правового акта:

Соотношение правотворчества и законотворчества

Правотворчество и законотворчество — тесно взаимосвязанные, но различные явления правовой жизни общества. Процесс правотворчества охватывает формирование и принятия всего многообразия нормативно-правовых актов. Результатом правотворчества являются законы, подзаконные нормативные правовые акты, юридические прецеденты, нормативные договоры. Результатом законотворчества выступают только законы.

Правотворчество заключается в формировании права как институционального образования правовой действительности, а законотворчество является деятельностью специальных субъектов права по созданию законов. Правотворчество завершает процесс правообразования, приводит к появлению основных источников права. Стратегия правотворчества — искусство создания правовой основы развития общества с помощью правового закона. Основа данной стратегии лежит в плоскости создания правовых законов, основанных на началах гуманизма, нравственности, справедливости, соответствующих демократическим принципам права, общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции РФ.

Источник

Правотворчество и законотворчество. Стадии законодательного процесса в РФ

Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть картинку Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Картинка про Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть картинку Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Картинка про Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть картинку Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Картинка про Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть картинку Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Картинка про Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом

Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть картинку Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Картинка про Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом

Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть картинку Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Картинка про Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом

Правотворчество — это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Однако субъектами правотворчества выступают не только государственные органы, но и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), нааеленные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Рассмотрим стадии правотворчества. Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа: подготовки проекта нормативного акта; его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий: принятие решения о подготовке проекта нормативного акта; формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта; подготовка его текста; предварительное обсуждение проекта; согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями; предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий: внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение; обсуждение проекта; принятие и подписание нормативного акта; официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

В связи со спецификой принимаемых актов (законов) законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью. Поэтому она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Для этого субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ). На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди которых может быть и население соответствующего региона;

Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Смотреть картинку Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Картинка про Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом. Фото Что такое правотворческий процесс и как он соотносится с законотворческим процессом

принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от об- щсго числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его). Его подпись является своеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;

Источник

§ 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы

§ 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы

В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а «растянут» во времени. В связи с этим выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса.

Первый – предпроектный этап – заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты – лидеров, средства массовой информации, науку – может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и пр.).

Например, демократические реформы в Литовской республике потребовали правового закрепления свободы слова и печати. В результате 18 февраля 1990 г. появился Закон о печати, ст. 1 которого утверждала свободу выражения взглядов и устраняла цензуру, а в ст. 4 закреплялось право на получение информации от государственных и общественных организаций. В данном случае правовая форма получила приоритет перед другими видами социального воздействия в таких важных вопросах, как политические свободы.

Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.

Первая стадия: внесение в правотворческий орган проект» закона субъектом правотворческой инициативы. Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует, в каком акте парламента оно нуждается для дальнейшей эффективной работы. В силу сказанного часто законопроект возникает именно потому, что в нем больше всего нуждается исполнительная власть.

В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления. Например, профессиональные союзы могут оказывать давление на министров, членов парламента, чтобы добиться издания или отмены закона либо внести изменения в существующий закон. Подобная деятельность называется лоббизмом с тех пор, как первые защитники чьих-либо интересов появились в кулуарах (lobby) парламента. Российская политическая практика знает уже немало таких фактов: например, принятие высоких таможенных пошлин, ограничивающих импорт иностранных автомобилей, под влиянием отечественных автомобильных гигантов.

Депутат парламента также имеет право представить законопроект, который может стать законом. Однако на практике эта его возможность весьма ограничена, особенно если законопроект не предусмотрен программой законотворческих работ, как принято, например, в Российской Государственной Думе, или есЛи законопроект не поддерживает правительство или президент.

Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой по обыкновению остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.

Третья стадия: обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Эта стадия может иметь два варианта развития:

а) принятие законопроекта в первом чтении;

б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.

Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. В чем выражается принятие законопроекта? С процедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). С юридической точки зрения, принятие законопроекта составом депутатов парламента – один из необходимых юридических фактов, обусловливающих дальнейшее превращение законопроекта в полноценный закон. Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование в средствах массовой информации) текста нового закона.

В большинстве западных стран установлены сроки прохождения законопроекта до момента его принятия: во Франции – 15 дней с момента внесения, в Германии – 6 недель, в Испании – до 20 дней (для срочных законопроектов). В Великобритании для частных законопроектов установлены сроки между стадиями – четыре дня (между первым и вторым чтением), три дня – между стадией доклада и третьим чтением. Россия пока не имеет четкой регламентации сроков рассмотрения законопроектов, что свидетельствует о существующей волоките в Государственной Думе и о возможности определенных политических сил затруднить их прохождение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 1. Этапы квалификации преступлений

§ 1. Этапы квалификации преступлений Квалификация преступлений проходит ряд этапов в направлении все более точного установления соответствия состава содеянного признакам состава преступления по данной уголовно-правовой норме. От первого этапа — возбуждения

1.5.3. Соотношение понятий «право», «закон», «законодательный акт» в условиях советской политико-правовой системы

1.5.3. Соотношение понятий «право», «закон», «законодательный акт» в условиях советской политико-правовой системы Октябрьская революция 1917 г. традиционно рассматривается как фактор, обусловивший трансформацию отечественной государственно-правовой системы. Начало

3.1 Федеральный законодательный процесс – понятие, подходы, стадии, проблемы реализации

3.1 Федеральный законодательный процесс – понятие, подходы, стадии, проблемы реализации Главная задача парламента – принятие законов. Процесс законодательства занимает более половины времени работы парламента. Законодательный процесс тщательным образом

1. Цели и этапы приватизации

1. Цели и этапы приватизации Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации – это:1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.2. Создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного

5.1 Основные этапы сделки

5.1 Основные этапы сделки К продаже/покупке жилья нельзя подходить исходя из принципа: «Я плачу риелтору, вот пусть он сам во всем и разбирается». Пришло время сказать, что сделки с жильем предполагают взаимную грамотность риелтора и клиента. Ведь один готовит решение, а

Этапы строительства

Этапы строительства Весь процесс строительства жилого дома можно условно разделить на три этапа:? нулевой цикл;? строящийся дом;? готовая новостройка.Покупка на каждом этапе имеет свои особенности и свои риски.Нулевой цикл. Это самая дешевая, но и самая рискованная для

Этапы покупки жилья

Этапы покупки жилья Выбор компании-застройщика На первичном рынке жилье приобретается гражданами, как правило, у компании-застройщика. Причем процесс купли-продажи растягивается на год-два, а иногда и значительно дольше.Отношения, связанные с привлечением денежных

I. Порядок законодательный

I. Порядок законодательный Степень первая В каждом волостном городе или в главном волостном селении каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание, под названием волостной думы. Казенные селения от каждого пятисотного участка

22. Порядок работы парламента, законодательный процесс

22. Порядок работы парламента, законодательный процесс Формой работы парламента является сессия, т. е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комитеты. Различаются очередные и чрезвычайные сессии (в

Этапы преступного пути

Этапы преступного пути Итак, Салман Радуев создал свою вооруженную банду с целью нападения на предприятия, организации, учреждения и на отдельных граждан России. Он неоднократно совершал акты терроризма, повинен в убийствах, гибели большого количества людей, захватывал

65. Законодательный процесс в Российской Федерации, общая характеристика. Законодательная инициатива как первая стадия законодательного процесса

65. Законодательный процесс в Российской Федерации, общая характеристика. Законодательная инициатива как первая стадия законодательного процесса Законодательный процесс — регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс

2.2. Основные этапы расследования

2.2. Основные этапы расследования Любое журналистское расследование состоит из:• составления плана мероприятий;• сбора и обработки первичной информации;• работы с источниками;• систематизации собранной информации;• формирования доказательной базы;• генерального

17.3 Стадии правотворчества. Законодательный процесс

17.3 Стадии правотворчества. Законодательный процесс Выше отмечались в качестве особенностей правотворчества его процедурность, процессуальность, стадийность.В литературе называют разное число стадий — от трех до шести — девяти. Так, в учебнике В. В. Лазарева и

26. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

26. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *