Что такое правовая основа метрологического обеспечения
4. Нормативно-правовая основа метрологии
Значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловливают необходимость установления в законодательном порядке комплекса правовых и нормативных актов и положений:
1. Конституционная норма по вопросам метрологии.
2. Законы Об обеспечении единства измерений и О техническом регулировании».
3. Постановления Правительства России по отдельным вопросам (направлениям) метрологической деятельности.
4. Нормативные документы Госстандарта России: ТР, ГОСТ Р, РД, МИ, ПР, ПМГ.
5. Рекомендации государственных научных метрологических центров Госстандарта России.
Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы ФВ, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы Об обеспечении единства измерений и О техническом регулировании, детализирующие основы метрологической деятельности.
Основными целями Закона Об обеспечении единства измерений, принятого в 1993 г., являются:
• установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
• регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
• защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
• содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц ФВ;
• гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.
Закон закрепляет основы метрологии.
Одним из главных является единство измерений состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Кроме этого, в Законе даны определения таких понятий, как средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке. Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).
Закон устанавливает, что государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в России осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.
Закон определяет, что в Российской Федерации допускаются к применению единицы физических величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные МОЗМ. Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории России.
Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Госстандарта. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Госстандарт.
Закон определяет Государственную метрологическую службу и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц, их задачи и полномочия. Кроме того, он задает виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора, осуществляемого Государственной метрологической службой Госстандарта России. В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки.
Закон Об обеспечении единства измерений укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии. Положения настоящего Закона были расширены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющей собой комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Госстандартом страны.
Основными объектами ГСИ являются:
• единицы ФВ;
• государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;
• методы и средства поверки средств измерений СИ;
• номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;
• нормы точности измерений;
• способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;
• методики выполнения измерений;
• методики оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
• требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;
• термины и определения в области метрологии;
• организация и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации СИ и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской
и технологической документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.
Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства России. Наиболее важными из принятых в последнее время постановлений являются следующие:
• Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг (с изменениями от 12 января 1996 г.) (утверждено постановлением Правительства России от 12.02.94 № 100);
• Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран;
• Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
• Положение о государственных научных метрологических центрах;
• Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;
• Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;
• Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации;
• Постановление об утверждении положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии (от 07.05.99 № 498).
Для реализации положений законов Об обеспечении единства измерений и О техническом регулировании, а также постановлений Правительства России разрабатываются и принимаются подзаконные акты, нормативные документы, документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТР 1.12-99).
К нормативным документам по метрологии, действующим на территории России, относятся различные категории и виды стандартов.
Большое число стандартов, принимаемых у нас в стране и за ее пределами, заставляет приводить некоторые из них в соответствие друг другу, гармонизировать.
Гармонизация стандарта это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом (как правило, международным) для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. Соответственно гармонизированными стандартами называются стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Гармонизации могут быть подвергнуты и иные нормативные документы.
Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации представляют собой нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в перечисленных выше областях.
Рекомендации (Р) (в том числе и межгосударственные РМГ) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила выполнения этих работ.
Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту России.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.
22. Правовые основы метрологического обеспечения. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»
22. Правовые основы метрологического обеспечения. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»
Единство измерений – это характеристика измерительного процесса, означающая, что результаты измерений выражаются в установленных и принятых в законодательном порядке единицах измерений и оценка точности измерений имеет надлежащую доверительную вероятность.
Главные принципы единства измерений:
1) определение физических величин с обязательным использованием государственных эталонов;
2) использование утвержденных в законодательном порядке средств измерений, подвергнутых государственному контролю и с размерами единиц измерения, переданными непосредственно от государственных эталонов;
3) использование только утвержденных в законодательном порядке единиц измерения физических величин;
4) обеспечение обязательного систематического контроля над характеристиками эксплуатируемых средств измерений в определенные промежутки времени;
5) обеспечение необходимой гарантированной точности измерений при применении калиброванных (поверенных) средств измерений и установленных методик выполнения измерений;
6) использование полученных результатов измерений при обязательном условии оценки погрешности данных результатов с установленной вероятностью;
7) обеспечение контроля над соответствием средств измерений метрологическим правилам и характеристикам;
8) обеспечение государственного и ведомственного надзора за средствами измерений.
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» был принят в 1993 г. До принятия данного Закона нормы в области метрологии не были регламентированы законодательно На момент принятия в Законе присутствовало много новшеств начиная от утвержденной терминологии и заканчивая лицензированием метрологической деятельности в стране В Законе были четко разграничены обязанности государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора, установлены новые правила калибровки, введено понятие добровольной сертификации средств измерений.
Прежде всего цели закона состоят в следующем:
1) осуществление защиты законных прав и интересов граждан Российской Федерации, правопорядка и экономики РФ от возможных негативных последствий, вызванных недостоверными и неточными результатами измерений;
2) помощь в развитии науке, технике и экономике посредством регламентирования использования государственных эталонов единиц величин и применения результатов измерений, обладающих гарантированной точностью. Результаты измерений должны быть выражены в установленных в стране единицах измерения;
3) способствование развитию и укреплению международных и межфирменных отношений и связей;
4) регламентирование требований к изготовлению, выпуску, использованию, ремонту, продаже и импорту средств измерений, производимых юридическими и физическими лицами;
5) интеграция системы измерений Российской Федерации в мировую практику.
Сферы приложения Закона: торговля; здравоохранение; защита окружающей среды; экономическая и внешнеэкономическая деятельность; некоторые сферы производства, связанные с калибровкой (поверкой) средств измерений метрологическими службами, принадлежащими юридическим лицам, проводимой с применением эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.
В Законе законодательно утверждены основные понятия:
1) единство измерений;
2) средство измерений;
3) эталон единицы величины;
4) государственный эталон единицы величины;
5) нормативные документы по обеспечению единства измерений;
6) метрологическая служба;
7) метрологический контроль;
8) метрологический надзор;
9) калибровка средств измерений;
10) сертификат о калибровке.
Все определения, утвержденные в Законе, базируются на официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).
В основных статьях закона регламентируется:
1) структура организации государственных органов управления обеспечением единства измерений;
2) нормативные документы, обеспечивающие единство измерений;
3) установленные единицы измерения физических величин и государственные эталоны единиц величин;
4) средства измерений;
5) методы измерений.
Закон утверждает Государственную метрологическую службу и другие службы, занимающиеся обеспечением единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и формы осуществления государственного метрологического контроля и надзора.
В Законе содержатся статьи, регламентирующие калибровку (поверку) средств измерений и их сертификацию.
В Законе определяются виды ответственности за нарушения Закона.
В Законе утверждается состав и полномочия Государственной метрологической службы.
В соответствии с Законом создан институт лицензирования метрологической деятельности с целью защиты законных прав потребителей. Правом выдачи лицензии обладают только органы Государственной метрологической службы.
Установлены новые виды государственного метрологического надзора:
1) за количеством отчуждаемых товаров;
2) за количеством товаров в упаковке в процессе их расфасовки и продажи.
В соответствии с положениями Закона увеличивается область распространения государственного метрологического контроля. В нее добавились банковские операции, почтовые операции, налоговые операции, таможенные операции, обязательная сертификация продукции.
В соответствии с Законом вводится основанная на добровольном принципе Система сертификации средств измерений, осуществляющая проверку средств измерений на соответствие метрологическим правилам и требованиям российской системы калибровки средств измерений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6.1. Правовые основы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
6.1. Правовые основы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике 6.1.1. Система, субъекты и основные принципы оперативно-диспетчерского управления Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике как естественно-монопольной
6.1. Правовые основы, цели и принципы борьбы с терроризмом
6.1. Правовые основы, цели и принципы борьбы с терроризмом Правовую основу борьбы с терроризмом составляют: Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные
11.2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности
11.2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности Основными нормативными правовыми документами в области пожарной безопасности являются:Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 27
34. Основные положения второго закона термодинамики
34. Основные положения второго закона термодинамики Второй закон термодинамики позволяет ответить на вопросы: возможно или нет развитие рассматриваемого процесса, какое направление процесса будет преобладающим, когда в термодинамической системе установится
Глава 1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Глава 1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА 1.1. Предмет охраны труда. Основные понятия охраны труда Предмет охраны трудаПредметом научной дисциплины «Охрана труда» является система сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности. Опыт
5. Основные характеристики измерений
5. Основные характеристики измерений Выделяют следующие основные характеристики измерений:1) метод, которым проводятся измерения;2) принцип измерений;3) погрешность измерений;4) точность измерений;5) правильность измерений;6) достоверность измерений.Метод измерений –
24. Государственная система обеспечения единства измерений
24. Государственная система обеспечения единства измерений Государственная система обеспечения единства измерений создана с целью обеспечить единство измерений в пределах страны. Государственная система обеспечения единства измерений реализуется, координируется и
3. Правовые основы
3. Правовые основы Согласно положениям Закона «О техническом регулировании» законодательство РФ состоит из данного Федерального закона, а также из ряда других нормативных актов,принимаемых в соответствии с существующим уже на данный момент законодательством РФ по
3. Основные характеристики измерений
3. Основные характеристики измерений Выделяют следующие основные характеристики измерений:1) метод, которым проводятся измерения;2) принцип измерений;3) погрешность измерений;4) точность измерений;5) правильность измерений;6) достоверность измерений.Метод измерений – это
22. Правовые основы метрологического обеспечения. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»
22. Правовые основы метрологического обеспечения. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» был принят в 1993 г. До принятия данного Закона нормы в области метрологии не были регламентированы
24. Государственная система обеспечения единства измерений
24. Государственная система обеспечения единства измерений Государственная система обеспечения единства измерений создана с целью обеспечить единство измерений в пределах страны. Государственная система обеспечения единства измерений реализуется, координируется и
28. Правовые основы
28. Правовые основы Согласно положениям Закона «О техническом регулировании» законодательство РФ состоит из данного Федерального закона, а также из ряда других нормативных актов, принимаемых в соответствии с существующим уже на данный момент законодательством РФ по
Лекция 6 Основы обеспечения информационной безопасности в банковской сфере
Лекция 6 Основы обеспечения информационной безопасности в банковской сфере Учебные вопросы:1. Особенности информационной безопасности банков2. Анализ состояния банковских автоматизированных систем сточки зрения безопасности3. Принципы защиты банковских
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основные положения
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основные положения 1.1.1. Текстовые документы (далее – документы) подразделяются на:содержащие, в основном, сплошной текст;содержащие текст, разбитый на графы.1.1.2. Документы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-79 с учетом особенностей,
Что такое правовая основа метрологического обеспечения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrological assurance. General
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 839-ст
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения метрологического обеспечения измерений, выполняемых при разработке, производстве, испытаниях и эксплуатации продукции, в научных исследованиях и при осуществлении других видов работ и оказании услуг как в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этой сферы.
Положения настоящего стандарта могут применяться при разработке отраслевых и корпоративных стандартов, стандартов предприятий и других нормативных и методических документов, регулирующих метрологическое обеспечение измерений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 5725-1 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения
ГОСТ Р ИСО 10012 Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию
ГОСТ Р 54500.3* Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины «измерение», «метрологические требования», «единица величины» по Федеральному закону [1], «эталон», «средство измерений», «метрологическая прослеживаемость» по словарю [2]*, «шкала измерений» по рекомендациям [3] и «процесс измерений» по ГОСТ Р ИСО 10012, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 измерительная информация: Информация о количественных значениях измеряемой величины, обладающая свойствами, необходимыми для принятия управляющих решений.
3.2 полнота измерительной информации: Свойство измерительной информации, определяющее её достаточность для понимания состояния наблюдаемого объекта или явления и принятия необходимого управляющего решения.
3.4 своевременность измерительной информации: Свойство измерительной информации, которое состоит в том, что она поступает в момент, обеспечивающий время, необходимое для принятия и реализации управляющего решения.
3.5 актуальность измерительной информации: Свойство измерительной информации, определяющее её важность, значительность в момент принятия управляющего решения.
3.6 метрологическое обеспечение измерений; МОИ: Систематизированный, строго определенный набор средств и методов, направленных на получение измерительной информации, обладающей свойствами, необходимыми для выработки решений по приведению объекта управления в целевое состояние.
3.7 метрологическое обеспечение объекта: Метрологическое обеспечение измерений, выполняемых на объекте.
3.8 объект метрологического обеспечения: Любой материальный объект или система или их составляющие (процессы, явления, события) с целью определения состояния которых выполняется логически завершенная совокупность измерений, позволяющая получать измерительную информацию, необходимую для выработки решений по приведению объекта в желаемое состояние.
3.9 метрологическое подтверждение пригодности элементов МОИ: Совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения пригодности элементов МОИ к решению конкретной задачи измерений в конкретных условиях.
4 Предмет и цель метрологического обеспечения измерений
4.1 Предметом метрологического обеспечения измерений являются измерения, выполняемые при производстве и эксплуатации продукции, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведении экспериментов и испытаний изделий, профилактики, диагностики, лечении болезней, контроле условий труда и безопасности, учете материальных ценностей и ресурсов и при осуществлении других видов работ и оказании услуг.
4.2 Целью метрологического обеспечения измерений является создание условий для получения измерительной информации, обладающей свойствами, необходимыми и достаточными для выработки определенных решений как в областях деятельности, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этой сферы.
5 Метрологическое обеспечение объектов. Классификация
5.1 Для целей настоящего стандарта используются следующие признаки классификации метрологического обеспечения объектов:
— по типу деятельности;
— по сфере деятельности;
— по характеру объекта;
— по организационной форме объекта.
5.1.1 Тип деятельности
По типу деятельности метрологическое обеспечение может быть направлено на обеспечение выполнения работ или оказание услуг, являющихся объектами гражданского права.
1 Под работами понимают действия, направленные на достижение материального результата, отделимого от самих действий. Результат работы, как правило, используется после окончания работы.
5.1.1.1 При выполнении работ деятельность по метрологическому обеспечению может осуществляться как в отношении процессов, так и в отношении продукции, причем контроль процесса и контроль его результата могут являться альтернативными или дополнять друг друга.
1 Под процессом понимают действия, направленные на достижение материального результата.
2 Продукция представляет собой материальный результат процесса.
3 Понятия «процесс» и «продукция» соответствуют ГОСТ ISO 9000.
5.1.1.2 При оказании услуг деятельность по метрологическому обеспечению ориентирована только на процесс, поскольку полезный эффект процесса не может быть отделен от него.
Классификация по типу деятельности позволяет конкретизировать работы по метрологическому обеспечению объекта и ограничить возможный круг требований к ним.
Настоящий стандарт распространяется только на услуги, при оказании которых выполняются измерения.
5.1.2 Сфера деятельности
Метрологическое обеспечение объектов существенно зависит от характера самого объекта, который, в свою очередь, в значительной мере определяется сферой деятельности и характером решаемых задач, а также требуемых процессов измерений.
1 Испытания продукции в машиностроении
2 Контроль состояния автотранспортных средств
3 Геодезические измерения в строительстве
Для каждой из сфер деятельности уже имеются и могут быть усовершенствованы специфические для неё приемы решения задач метрологического обеспечения. Наличие развитой и удобной для практики классификации метрологического обеспечения объектов по сферам деятельности может облегчить конкретизацию потребностей в метрологическом обеспечении и уточнить потребность и способы метрологического подтверждения пригодности элементов МОИ.
5.1.3 Характер объекта
По характеру объекта можно выделить метрологическое обеспечение следующих работ или услуг:
— по испытанию оборудования, процессов, продукции;
— по контролю условий, процессов, продукции;
— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе производства продукции или оказания услуг;
— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе эксплуатации продукции;
— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе ремонта технических устройств и систем;
— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе утилизации продукции.
Характер объекта вместе со сферой деятельности определяют перечень задач по метрологическому обеспечению объекта, существующих приемов их решения и обусловливает набор элементов МОИ, а также состав критериев и методологию оценки уровня метрологического обеспечения объекта.