Что такое правовая подготовка у полицейского
Вопросы организационного и методического обеспечения профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел
Разъяснения по вопросу организационного и методического обеспечения профессиональной служебной и физической подготовки
в органах внутренних дел
1. Правовую подготовку.
2. Служебную подготовку.
3. Огневую подготовку.
4. Физическую подготовку.
Организационное и методическое обеспечение профессиональной служебной и физической подготовки, контроль за ее состоянием осуществляют кадровые подразделения совместно с правовыми подразделениями и иными подразделениями по направлениям оперативно-служебной деятельности.
Учебный период профессиональной служебной и физической подготовки начинается в подразделениях органов, организаций, подразделений МВД России в феврале, и завершается проведением итоговых занятий в ноябре.
Итоговые занятия являются обязательными и проверке подлежат 100% сотрудников, прошедших профессиональное обучение.
Сотрудники, не принимавшие участия в итоговых занятиях в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском, командировкой, обязаны в течение одного месяца после прекращения соответствующих обстоятельств пройти проверку на профессиональную пригодность.
Для определения уровня профессиональной подготовленности сотрудников в период проведения итоговых занятий создаются комиссии.
В состав комиссии включаются лица из числа руководителей (начальников) и наиболее подготовленных сотрудников кадровых, правовых и иных подразделений по направлениям оперативно-служебной деятельности.
Председатель и члены комиссии несут персональную ответственность за объективность оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников при определении степени их профессиональной подготовленности.
Замена членов комиссии во время проведения итоговых занятий, за исключением нахождения их в отпуске, командировке, периодов длительной нетрудоспособности, запрещена.
Результаты итоговых занятий учитываются при присвоении квалификационных званий согласно Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 1.
Уровень профессиональных знаний, умений и навыков по видам профессиональной служебной и физической подготовки для каждой категории сотрудников определяется по контрольным тестам (не менее пяти вариантов тестовых заданий по двадцать вопросов) и практическим действиям, включающим:
Повторное тестирование сотрудников, выполнение ими нормативов и упражнений с целью улучшения полученной оценки не допускается.
Индивидуальная оценка сотруднику по правовой и служебной подготовкам, теоретическому разделу огневой подготовки определяется:
Индивидуальная оценка сотруднику по огневой и физической подготовкам определяется на основании требований наставлений по организации огневой и физической подготовок в органах внутренних дел.
Индивидуальная оценка сотруднику по профессиональной служебной и физической подготовке (вывод о пригодности сотрудника к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) определяется на основании оценок за правовую, служебную, огневую и физическую подготовки:
Индивидуальные оценки по правовой, служебной, огневой и физической подготовкам заносятся в оценочный лист, который подписывается членами комиссии, принимавшими участие в проверке.
Результаты проверки согласно оценочному листу и выводы по ним заносятся в протокол, который подписывается председателем и всеми членами комиссии. Протокол и оценочные листы сотрудников, получивших неудовлетворительные оценки, хранятся в отдельном номенклатурном деле.
Критерии оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков по правовой и служебной подготовкам для присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам определяются для:
Уровень профессиональных знаний, умений и навыков по огневой и физической подготовкам для присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам определяется по критериям, установленным в наставлениях по организации огневой и физической подготовок в органах внутренних дел.
Оценка органу, организации, подразделению МВД России по правовой и служебной подготовкам определяется на основании индивидуальных оценок сотрудников:
Учет итогов обучения и уровня подготовленности сотрудников ведется в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке.
Профессиональная подготовка
Профессиональная подготовка.
Профессиональная подготовка кадров в системе МВД России это организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.
Система профессиональной подготовки кадров МВД России включает в себя:
раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);
первоначальную подготовку впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел;
подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России);
повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;
послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответствующие лицензии);
обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).
Основными задачами профессиональной подготовки сотрудников являются:
Конкурсы профессионального мастерства
В целях повышения уровня профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и эффективности их оперативно-служебной деятельности ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» по своим направлениям служебной деятельности.
К участию в конкурсах профессионального мастерства допускаются сотрудники из числа рядового и младшего начальствующего состава, имеющие стаж работы по направлению оперативно-служебной деятельности не менее одного года, и трех лет из числа среднего и старшего начальствующего состава, положительно характеризующиеся по службе и не имеющие действующих дисциплинарных взысканий.
Основными задачами конкурсов профессионального мастерства являются:
Конкурсы профессионального мастерства организуются и проводятся в три этапа:
I этап – в подразделениях городских, районных органов внутренних дел;
II этап – областной конкурс среди победителей первого этапа;
III этап – на первенство Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Индивидуальная оценка конкурсанту слагается из баллов, полученных за выполнение видов испытаний по теоретической части и практического задания разделов служебно-боевой подготовки.
Практическая часть раздела огневой подготовки оценивается за выполнение одного из нормативов по огневой подготовке и специального упражнения из пистолета Макарова.
Физическая подготовка оценивается за выполнение: боевых приемов борьбы, подтягивания на перекладине (для мужчин), силового комплексного упражнения (для женщин), а также кросса 1 км.
Победитель этапа конкурса профессионального мастерства выявляется по наибольшей сумме баллов, набранных конкурсантом по всем разделам служебно-боевой подготовки, выносимым на испытания.
Лекция «Правовое регулирование службы в органах внутренних дел Российской Федерации»
1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации».
Предметом регулирования указанного Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;2) настоящим Федеральным законом;3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
3. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Названным указом, утверждены:
а) Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации;
б) структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.
4. Указ президента российской федерации от 21 декабря 2016 года N 699 «Об утверждении положения о министерстве внутренних дел российской федерации и типового положения о территориальном органе министерства внутренних дел российской федерации по субъекту российской федерации».
2. Основными задачами МВД России являются:
1) выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел;
4) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
6) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
4. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
5. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.
6. МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
7. Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
5. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции».
1. Установить, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
д) обеспечение безопасности дорожного движения;
е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
и) обеспечение собственной безопасности;
л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
м) охрана дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации
н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;
п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;
р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
2. Установить, что перечень подразделений и служб полиции утверждается:
6. Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. N 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».
1. Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.
2. Территориальными органами МВД России на районном уровне, на которые распространяется действие настоящего Типового положения, являются управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая управления внутренних дел по административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, управление внутренних дел на Московском метрополитенеГлавного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, управление внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю), управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям.
3. Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются соответствующим министерствам внутренних дел по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
4. Территориальный орган осуществляет свою служебную деятельность на территории муниципального образования (нескольких муниципальных образований). Границы территории обслуживания территориального органа определяются правовым актом руководителя соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне в соответствии с утвержденной Министром внутренних дел Российской Федерации схемой размещения территориальных органов.
5. Основными направлениями деятельности территориального органа являются:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов;
11) участие в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
7. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. N 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».
Перечень подразделений полиции в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Нормативы формирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и их структурных подразделений.
Структура территориальных органов.
8. Приказ МВД России от 10 июля 2013 г. N 535 «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».
1. Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности отдела (отделения, пункта) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.
2. Действие указанного Типового положения распространяется на отделы (отделения, пункты) полиции, входящие в состав управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая отделы (отделения, пункты) полиции, входящие в состав управлений внутренних дел по административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, управления внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю), управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям.
3. Отдел (отделение, пункт) полиции является структурным подразделением территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, реализующим задачи и полномочия органов внутренних дел Российской Федерации на территории муниципального образования (поселения или части внутригородской территории). Границы территории обслуживания отдела (отделения, пункта) полиции определяются правовым актом руководителя соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.
4. Основными направлениями деятельности отдела (отделения, пункта) полиции являются:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
8) осуществление в пределах компетенции экспертно-криминалистической деятельности.
9. Приказ МВД России от 17 октября 2013 г. N 850 «Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации».
1. Регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации разработан в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N260, Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, и устанавливает общие правила внутренней организации Министерства внутренних дел Российской Федерациикак федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработкеи реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах, а также организации взаимодействия МВД России с другими федеральными органами исполнительной власти.
2. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
3. МВД России возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации Министр внутренних дел Российской Федерации.
4. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел Российской Федерации, а также через руководство деятельностью подведомственных федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
5. Реализация основных направлений деятельности МВД России, последовательность действий по исполнению государственных функций (предоставлению государственных услуг) и сроки их осуществления определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и (или) административными регламентами МВД России по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг, должностными регламентами (должностными инструкциями) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, должностными регламентами федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, должностными инструкциями работников системы МВД России.
6. МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
10. Приказ МВД России от 15 июня 2011 г. N 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте».
1. Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности линейного отдела (отделения) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
2. Линорган является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и подчинен соответствующему управлению на транспорте МВД России по федеральному округу или линейному управлению МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
3. Линорган осуществляет полномочия полиции в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами МВД России.
4. Местонахождение и подчиненность линоргана определяются Министром внутренних дел Российской Федерации.