Что такое правовое просвещение
Понятие и значение правового просвещения
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
На сегодняшний день понятие «правовое просвещение» законодательно не закреплено.
Модельный закон о просветительской деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-15 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) определяет правовое просвещение как распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации
В юридической науке правовое просвещение понимается как целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства. Это один из способов привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитания у них навыков пользоваться конституционными правами и гарантиями и эффективно отстаивать их.
Право на правовое просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими.
Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.
Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.
Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.
В деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющиеся средства правового воспитания и просвещения населения.
В целях оптимизации и координации деятельности в указанной области Президентом Российской Федерации в 2011 г. были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. 28.04.2011 N Пр-1168).
В частности, в указанном документе определено, что основными цели государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Также определены следующие основные направления по реализации государственной политики:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
В качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем.
Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения
Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения
1. В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:
1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;
2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;
3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;
4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;
5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;
6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.
2. Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.
3. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 4 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу c 1 сентября 2013 г.
4. Правовое информирование и правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона
Правовое просвещение
«. Правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. «
Источник:
«МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Смотреть что такое «Правовое просвещение» в других словарях:
Правовое воспитание и просвещение граждан в сфере профилактики правонарушений — (далее правовое воспитание и просвещение граждан) целенаправленная систематическая деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений по формированию правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения. Источник:… … Официальная терминология
Донская Юридическая газета «Правовая защита» — Донская Юридическая газета «Правовая защита» это полноцветное информационно правовое издание в сфере законодательства, налогообложения, судебной практики, а также юридических норм, касающихся всех аспе … Википедия
Федерация автовладельцев России — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия
Юрист года (премия) — «Юрист года» высшая юридическая премия Российской Федерации. Учреждена Указом Президента РФ от 8 октября 2009 года № 1129 «О высшей юридической премии „Юрист года“».[1] Присуждается ежегодно 3 декабря в профессиональный… … Википедия
Право Матери — фонд Право Матери Тип некоммерческая Год основания 1989 Основатели Вероника Александровна Марченко, Маргарита Александровна Пашкова, Инна Васильевна Плаван Расположение … Википедия
Ассоциация юристов России — (АЮР) Тип общественная организация Год основания … Википедия
Правовой нигилизм — (от лат. Nihil ничто, ничего) отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может… … Википедия
Шакарян, Мария Сумбатовна — Мария Сумбатовна Шакарян арм. Շաքարյան Մարիա Սմբատի Дата рождения: 18 января 1924(1924 01 18) Место рождения: Хнушинак, СССР … Википедия
Недостатки правовой социализации молодежи как криминогенный и профилактируемый фактор — Правовая социализация – процесс и результат усвоения человеком в прижизненном развития правовых ценностей общества превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «. Чтобы жить в праве, писал русский… … Энциклопедия современной юридической психологии
Правовое просвещение
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют от каждого из нас высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, развитие каждого человека как индивидуальной личности. Безусловно, каждый из нас в течение своей жизни получает «правовую подготовку» в учреждениях образования, культуры, знакомится с интересующей его информацией правового характера в средствах массовой информации, книгах, интернете, черпает знания у профессионалов, коллег и друзей. Однако часто полученная информация кажется нам разрозненной, неясной, или даже противоречивой, нелогичной и невозможной к применению в конкретной ситуации. Поэтому количество и качество получаемых человеком правовых знаний должно быть таково, чтобы это неминуемо привело его к системе стойких убеждений, характеризующихся признанием права и закона, пониманию необходимости следовать предписаниям законов, владению умениями и навыками реализации своих права и прав близких ему людей, а также воспитанию навыков пользования правами и эффективного их отстаивания. Грамотный в правовом плане человек может должным образом проявить свою индивидуальность, социальную и политическую активность.
На сегодняшний день понятие «правовое просвещение» законодательно не закреплено. Однако в юридической науке правовое просвещение понимается как целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму (т.е. отрицанию человеком установленных правил поведения) и обеспечения процесса духовного формирования личности без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения правового государства. Правовое просвещение – это способ показать гражданам их права и реальные возможности проявить себя в обществе, государстве, уважая себя и других членов общества, социальные ценности.
Право на правовое просвещение является составной частью права на образование и обеспечивает гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими.
Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.
Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.
Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.
В целях оптимизации и координации деятельности в указанной области Президентом Российской Федерации в 2011 г. были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. 28.04.2011 N Пр-1168).
В частности, в указанном документе определено, что основными цели государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Также определены следующие основные направления по реализации государственной политики:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
В качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Правовое просвещение
Право — это все то, что истинно и справедливо.
Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.
Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Целью правового просвещения, в том числе правового воспитания учащихся, является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.
Наиболее актуальными в просветительской работе с учащимися являются следующие задачи:
создание условий для раскрытия и развития у учащихся творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
формирование высокой нравственной культуры;
формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах ученического или студенческого самоуправления;
укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;
профилактика правонарушений.
Проведение работы по правовому просвещению учащихся возможно при выстраивании грамотной многоуровневой системы правового образования, использовании современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в сети интернет.
В соответствии с основной целью правового просвещения учащихся в качестве основных направлений можно определить просветительское (образовательное), патриотическое, профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное.
Эти направления должны присутствовать в планах воспитательной работы на всех уровнях, во всех воспитательных мероприятиях образовательных учреждений, как в учебное, так и во внеучебное время: на уроках, лекциях и семинарах, производственной практике, в индивидуальной работе учителей с учениками, кураторов со студентами, на занятиях в кружках и секциях.
Система мер правового просвещения призвана выполнять следующие функции:
информационную — расширяет осведомленность учащихся в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа к получению правовой информации;
разъяснительную — обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в правовых вопросах;
идеологическую — популяризует идеи и концепции, отражающие интересы социальных общностей и групп;
гражданского воспитания — прививает любовь к Родине;
консультативную — распространяет функциональные юридические знания, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Правовое просвещение учащихся — задача актуальная и сложная. Её решение зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приёмов, стимулирующих социальную активность учащихся.
Список ссылок на Интернет-ресурсы для детей по правовой тематике
Список ссылок на Интернет-ресурсы для взрослых по правовой тематике