Что такое правовое значение

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ принимаются в виде:

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Общие черты этих актов:

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Источник

правовое значение

Смотреть что такое «правовое значение» в других словарях:

Правовое государство — … Википедия

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. в. определяется характером и политикой гос ва. П. в. часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. в. в… … Российская педагогическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — правовая форма организации и деятельности публичной политич. власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Г.п. это гос во, где господствует право. Термин правовое гос во (Rechtsstaat) сформировался и утвердился в нем. юридич.… … Российская социологическая энциклопедия

Время действия закона (правовое время) — временные характеристики действия закона (нормативного правового акта). Время есть форма бытия материи, репрезентативная единица непрестанного изменения мира окружающих явлений, представляющая для юристов фундаментальную ценность. Время в праве… … Элементарные начала общей теории права

ПРИЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ — односторонний акт государства, посредством которого оно выражает свою готовность вступить в юридические отношения с каким либо другим государством (иным субъектом международного права) и поддерживать с ним полномасштабные дипломатические,… … Юридический словарь

признание международно-правовое — односторонний акт государства, посредством которого оно выражает свою готовность вступить в юридические отношения с каким либо другим государством (иным субъектом международного права) и поддерживать с ним полномасштабные дипломатические,… … Большой юридический словарь

ПРИЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ — односторонний акт государства, посредством которого оно выражает свою готовность вступить в юридические отношения с каким либо другим государством или иным субъектом международного права и поддерживать с ним полномасштабные дипломатические,… … Энциклопедия юриста

Судимость — правовое последствие осуждения лица судом к определенной мере наказания за совершенное преступление. В соответствии с ч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Спасенников, Борис Аристархович — Борис Аристархович Спасенников Дата рождения: 23 января 1958(1958 01 23) (54 года) Место рождения: Архангельск, РСФСР, СССР Страна … Википедия

Источник

Проблема разграничения понятий «юридическая сила документа» и «юридическая значимость документа»

Вместе с этой статьей выбирают:

Если понятие юридической силы имеет установленное стандартом определение, то понятие юридической значимости документа (документооборота) такого определения не имеет, что, безусловно, создает определенные трудности при употреблении этих понятий. Нередко даже в специальной литературе эти понятия считаются синонимичными. Насколько это верно? Поговорим о юридической значимости электронного документа более подробно.

Ваша компания до сих пор обменивается бумажными документами?

Юридическая значимость электронного документа

Что такое правовое значение. Смотреть фото Что такое правовое значение. Смотреть картинку Что такое правовое значение. Картинка про Что такое правовое значение. Фото Что такое правовое значение

Что такое правовое значение. Смотреть фото Что такое правовое значение. Смотреть картинку Что такое правовое значение. Картинка про Что такое правовое значение. Фото Что такое правовое значение

В Рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН в отношении функциональной совместимости подписанных цифровых документов подчеркивается, что между цифровыми и бумажными документами много общего, но между ними есть и ряд важных различий, в частности «подписанные бумажные документы, как правило, содержат собственноручную подпись подписанта, тогда как цифровая подпись под электронным документом не имеет графической формы. Обычно только компьютерная программа способна произвести сложные математические расчеты, необходимые для проверки цифровой подписи».

Правовой режим электронной подписи у нас в стране установлен Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которым (ст. 6) определены условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. Эти условия различаются в зависимости от того, какой электронной подписью подписан документ, и состоят в следующем:

Кроме того, законом (ст. 11) установлен порядок признания квалифицированной электронной подписи, который включает ряд условий, одним из которых является положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания.

Из приведенных положений закона вытекает, что сама возможность использования для подписания электронных документов того или иного вида электронной подписи должна быть установлена нормативными правовыми актами или соглашением сторон (в случае использования неквалифицированной или простой электронной подписи), а при получении электронного документа, подписанного электронной подписью, обязательна процедура проверки, которая должна подтвердить (или не подтвердить) принадлежность владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи и отсутствие искажений в подписанном электронном документе.

Представим ситуацию: мы создали электронный документ внутренний, подписали его неквалифицированной или простой электронной подписью (в соответствии с установленным в организации порядком), следовательно, мы вправе считать, что данный электронный документ имеет юридическую силу. Если тот же электронный документ необходимо будет передать контрагенту или представить в качестве доказательства в суд, нам придется совершить ряд дополнительных действий: либо подписать документ квалифицированной подписью, если у нас имеется электронная подпись для реализуемого типа отношений, либо руководствоваться соглашением между сторонами, дающим право использовать данный вид электронной подписи при обмене документами (если такое соглашение имеется), либо (если речь идет об использовании данного документа в качестве судебного доказательства) представить внутренний нормативный документ, устанавливающий порядок подписания электронных документов данного вида и подтверждающий, что документ имеет юридическую силу. И только в случае, если документ будет удовлетворять всем имеющимся условиям, можно будет считать, что он является юридически значимым документом.

Таким образом, применительно к электронному документу следует признать, что факт подписания электронного документа установленным видом электронной подписи означает, что данный документ обладает юридической силой, но это еще не означает, что данный документ может быть подлинным доказательством, если данный документ потребуется представить контрагенту либо иному органу или лицу. Говорить о том, что данный документ может выступать как доказательство, можно будет, как минимум, после проверки электронной подписи и получения положительного результата, а возможно, и после осуществления иных дополнительных действий, например представления соглашения, заключенного сторонами информационного обмена.

По ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 документ является аутентичным, если он соответствует установленным правилам, был создан или отправлен лицом, уполномоченным на это, был создан или отправлен в то время, которое обозначено в документе. Достоверным является документ, содержание которого можно считать полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов и которому можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности. Целостность документа определяется его полнотой и неизменностью.

Сформулированные в стандарте требования, которым должны удовлетворять электронные документы, не имеют прямого отношения к юридической силе документа (как мы уже отмечали, для придания юридической силы документ должен быть подписан уполномоченным органом (лицом) установленным видом электронной подписи), но имеют самое непосредственное отношение к юридической значимости электронного документа, поскольку считать юридически значимым можно только тот электронный документ, который является аутентичным, достоверным, целостным и пригодным для использования.

Источник

Статья 20. Правовое значение референдума

Статья 20. Правовое значение референдума

1. Результаты референдума имеют юридическую силу, если в нем приняло участие не менее 50 процентов от общего числа жителей города, имеющих право на участие в референдуме.

2. Решение, принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также органами городского самоуправления и гражданами и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами городского самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган городского самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 45 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, подготовить и принять данный нормативный правовой акт.

3. Принятое на референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Городской Совет регистрирует принятое на референдуме решение в день его официального опубликования.

4. Иные вопросы организации и проведения референдума регламентируются федеральными и краевыми законами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Правовое значение

Правовое значение этих обстоятельств, устанавливаемых законом, заключается не толы о в сохранении права на жилое помещение, но и в определении особого порядка исчисления начального момента шестимесячного срока допускаемого отсутствия. [1]

Правовое значение В.л. может быть конкретизировано в коллективном договоре. [2]

Правовое значение места жительства велико как для гражданского материального, так и для гражданского процессуального права. [5]

Правовое значение решения суда заключается также в том, что вследствие решения ранее спорное правоотношение обретает строгую определенность, устойчивость, материально-правовую общеобязательность. [6]

Правовое значение срока транспортабельности и предельного срока перевозки, таким образом, состоит в том, что в зависимости от их соотношения со сроком доставки определяется возможность принятия груза к перевозке. Если срок транспортабельности менее срока доставки или срок доставки более предельного срока перевозки, скоропортящиеся грузы к перевозке не принимаются. [7]

Правовое значение формулы изобретения заключается в том, что она является единственным критерием для определения объема изобретения и по ней устанавливается факт использования ( или неиспользования) изобретения. [8]

Правовое значение формулы изобретения заключается в том, что она устанавливает объем прав изобретателя. По ней определяют и факт внедрения изобретения Формулу принято излагать одним предложением, содержащим две части. Первая, ограничительная часть, содержит известные признаки, общие с признаками прототипа; вторая, отличительная, включает новые признаки. Между ограничительной и отличительной частями формулы приводится цель изобретения. Цель указывает на положительный эффект, который может быть получен в результате реализации изобретения и который причинно обусловлен всей совокупностью существенных признаков, включенных в. [9]

Правовое значение новизны заявляемого изобретения заключается в том, что существенные отличия изобретений и достигаемый положительный эффект устанавливаются в сравнении с известными техническими решениями, которые известны на дату подачи заявки. [11]

Правовое значение существующих ограничений государственных заказов выражается, в частности, в возможности для изготовителя в своих возражениях на требования потребителя ссылаться в ходе преддоговорного арбитража на то, что орган, выдавший государственный заказ, вышел за предоставленные ему пределы. В этой связи следует ожидать в будущем более четких указаний относительно границ компетенции соответствующего органа. [12]

Их правовое значение иное; регулируется порядок их проведения в разных источниках права, хотя с точки зрения методов, приемов, способов проведения экспертизы они могут быть сходными, если не идентичными. [13]

Делимость приобретает правовое значение главным образом применительно к разделу общей собственности. Так, в случаях, когда общая собственность является долевой, любой из сособственников вправе требовать выдела своей доли в натуре. Однако если вещь неделима, она передается одному из них, а остальным выплачивается соразмерное вознаграждение в деньгах. Делимость ( неделимость) вещи определяет долевой ( солидарный) характер обязательства, возникающего по поводу этой вещи ( см., напр. [15]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *