Что такое правовой аудит

Что такое правовой аудит

Статья 1. Аудиторская деятельность

С 01.01.2022 ч. 1 ст. 1 дополняется словами (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

С 01.01.2022 ч. 2 ст. 1 дополняется предложениями. (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 ч. 3 ст. 1 дополняется словами (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник

Что такое аудит. Объясняем простыми словами

Аудит — независимая проверка и оценка финансовой отчётности предприятия сторонними специалистами или компаниями.

Проще говоря, в фирму приезжает специально обученный человек, который просматривает всю финансовую или другую документацию, изучает производственные или другие бизнес-процессы. После этого эксперт выносит официальное заключение.

Такой деятельностью могут заниматься специализированные аудиторские фирмы, индивидуальные предприниматели, аудиторы.

Аудит может быть на добровольной основе, т. е. инициатором проверки выступает сама компания. Например, по инициативе одного или нескольких учредителей (акционеров), когда у организации поменялось руководство или главный бухгалтер. Но также он бывает и обязательный.

Аудит бухгалтерской отчётности по закону обязателен для организаций:

Пример употребления на «Секрете»

«Вице-президент Facebook подчеркнул, что компания начнёт отправлять отчёт о контенте, который она публикует каждые 12 недель, на независимый аудит, так как хочет нести ответственность перед своими пользователями».

(Из новости о том, что подросткам ограничат время пользования Instagram).

Нюансы

Существует множество видов аудита, перечислим самые основные:

Финансовый аудит. Проверка экономического состояния организации с оценками достоверности и перспективами развития.

Промышленный аудит. Система мероприятий, которая совмещает в себе финансовый и технический контроль объёмов выполненных работ и их качество, требования строительных норм и правил, стартапов и так далее.

Управленческий аудит. Проверка существующей системы организации бизнес-процессов ради выявления проблем и поиска путей их решения, чтобы повысить эффективность работы компании.

Ошибки в употреблении

Не путайте с понятием «ревизия». Аудит направлен на разные стороны деятельности компании — экономическую, техническую, управленческую и так далее. Ревизия же — часть финансового аудита. Она необходима для проверки законности финансовых операций компании и их верного отражения в бухгалтерском учёте.

Ревизия выявляет различные недостатки, ошибки и махинации в финансовой сфере и ставит целью наказать виновных в подобных махинациях. Если при аудите выявлены недостатки или ошибки, то часто компания-аудитор предлагает пути их исправления.

Исторический факт

Примерно 4000 лет до н. э. древние цивилизации Ближнего Востока создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы вести учёт доходов и расходов, составлялись специальные отчёты. Спустя время это привело к тому, что необходимо было устраивать проверки составляемой отчётности на наличие ошибок.

Источник

Юридический аудит

В условиях постоянно развивающихся рыночных отношений каждая компания хочет быть уверена в том, что ее деятельность ведется в соответствии с действующим законодательством и не находится в зоне риска.

Юридический аудит деятельности организации позволяет получить независимую правовую оценку деятельности компании. Правовой аудит выявляет, отвечают ли требованиям действующего законодательства учредительные документы Общества, заключаемые компанией гражданско-правовые договоры, порядок ведения документооборота компании в целом, оформление трудовых отношений с работниками организации. Также в рамках аудита осуществляется правовой анализ сделок предприятия на соответствие интересам компании и ее владельцев.

Юридический аудит – это комплексная проверка деятельности предприятия как в целом, так и отдельных направлений его деятельности, выявление и предотвращение потенциальной опасности ведения бизнеса, исключение рискованных ситуаций, которые могут привести к негативным последствиям. По итогам проведения правового аудита составляется юридическое заключение, в котором отражаются спорные моменты ведения хозяйственной деятельности организации, возможные нарушения законодательства, назревающие судебные споры и имущественные потери, а также риск наложения штрафных санкций и привлечения к ответственности руководства организации.

Специалисты Агентства «АСТРЕЯ» бесплатно проконсультируют вас по оказанию услуги юридического аудита. Связаться со специалистами Агентства «АСТРЕЯ» Вы можете по телефону: +7 (499) 714-79-50 или по электронной почте: info@aastrea.ru

Стоимость юридического аудита для организаций

Наименование услуги

Стоимость услуги, (руб.)*

Проведение комплексного юридического аудита юридического лица

Проведение юридического аудита по одному или нескольким направлениям деятельности юридического лица

от 40 000 рублей за одно направление

*Конкретная стоимость услуги за проведение юридического аудита рассчитывается индивидуально исходя из объема и особенностей работы организации.

Кому необходим юридический аудит?

Юридический аудит деятельности компании необходим любой организации, которая заинтересована в сведении к минимуму юридических рисков и законной работе в правом поле.

Цели проведения правового аудита

Целями правового аудита являются:

Основные виды правового аудита

К видам правового аудита относятся:

Преимущества правового аудита

Главным преимуществом правового аудита является получение независимой юридической экспертизы, проведенной квалифицированными юристами, по вопросам, имеющим важное значение для Общества и ее руководителей. Зачастую лицо, осуществляющее руководство организацией, не задумывается о возможных юридических рисках при осуществлении текущей деятельности организации. Некоторые вопросы могут ускользать из поля зрения и участников (акционеров) общества. Поэтому своевременная и профессиональная оценка сложившейся ситуации поможет вовремя принять необходимые меры по обеспечению комфортных и безопасных условий работы Общества, позволит снизить финансовые риски и укрепит положение компании на рынке.

По итогам проведения правового аудита изготавливается и выдается обществу юридическое заключение в письменном виде, которое отражает выявленные факты о деятельности предприятия. При обнаружении каких-либо рисков или нарушений предлагается схема по их устранению и минимизации.

Агентство юридических услуг «АСТРЕЯ» предлагает Вам провести независимый правовой аудит деятельности Вашей компании. Обладая большим опытом в области консалтинговых услуг, мы понимаем всю важность и ответственность процесса юридического аудита. Нам важно, чтобы вы были уверены в своем бизнесе.

Источник

Юридический аудит

Мы оказываем юридическую помощь по любым вопросам

Что такое правовой аудит. Смотреть фото Что такое правовой аудит. Смотреть картинку Что такое правовой аудит. Картинка про Что такое правовой аудит. Фото Что такое правовой аудит

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна соответствовать всем существующим нормативно-правовым требованиям, установленным действующим законодательством. Нарушение норм и правил влечет за собой наложение на компанию штрафов и иных санкций – размер взыскания может достигать сотен тысяч и даже миллионов рублей.

Чтобы минимизировать вероятность возникновения таких последствий, стоит заблаговременно провести юридический анализ всех процессов, протекающих внутри организации, и создаваемых в результате этого нормативных документов.

Что такое правовой анализ деятельности организации

Правовой анализ деятельности предприятия – это метод работы профессионального юридического советника, применяемый в ходе проведения юридического аудита предприятия. Юридический аудит предприятия – юридическая услуга, в ходе которой проводится проверка соответствия всех элементов работы предприятия требованиям действующего законодательства, выявляются возможные риски и негативные последствия принимаемых руководством предприятия решений.

Целью проведения юридического аудита компании является предотвращение юридической ответственности и финансовых убытков компании по причине:

Виды правового аудита

В зависимости от направления исследования и масштаба его охвата выделяют следующие виды юридического аудита (анализа функционирования) компании:

Комплексный аудит. В процессе его проведения проверке подвергаются:

Аудит сделок. В ходе проверки исследуются и оцениваются:

Аудит спора. Этот вид проверки предполагает детальное изучение возникшего с участием предприятия трудового, административного или гражданско-правового конфликта.

Аудит собственности. Объектом проверки становится:

Перечисленный перечень видов аудита не является исчерпывающим – у организации может возникнуть потребность в проверке иных направлений работы или в изучении отдельных внутренних процессов и документов. Конкретная программа исследования разрабатывается по итогам проведенных с клиентом переговоров.

Процедура проведения юридического аудита (анализа)

Порядок работы юриста зависит от того, на какие вопросы ему нужно найти ответы и какой именно процесс или объект нужно проанализировать. В общем случае юридический анализ функционирования предприятия проводится в следующей последовательности:

Результаты проведения проверки

По итогам проведенного правового исследования составляется письменное заключение, которое содержит выводы о выявленных нарушениях в правовой деятельности организации.

Как выбрать специалиста по правовому аудиту деятельности предприятия

Юрист, обладающий перечисленными навыками, способен выполнить эффективное исследование, по результатам которого владелец бизнеса поймет, как вести дела, чтобы не нарушить закон и не быть подвергнутым административному или уголовному наказанию.

Как заказать услугу анализа юридической деятельности организации

Стоимость услуг рассчитывается индивидуально для каждого клиента и зависит от обстоятельств конкретной ситуации, существующих проблем, сложности и объема работы, а также срока ее выполнения.

Источник

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году

Что такое правовой аудит. Смотреть фото Что такое правовой аудит. Смотреть картинку Что такое правовой аудит. Картинка про Что такое правовой аудит. Фото Что такое правовой аудит

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *