Что такое правовой памятник
Правовой памятник
Правовой памятник — источник познания права. В качестве правовых памятников выступают документы или документальные свидетельства, с помощью которых познаётся характер и содержание права различных государств в разные эпохи: тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления юристов, летописи и исторические хроники, археологические памятники и т. д.
Ряд учёных в данном значении употребляет термин «источник права».
Некоторые правовые памятники:
Полезное
Смотреть что такое «Правовой памятник» в других словарях:
Источник права (юридические тексты) — Правовой памятник источник познания права. В качестве правовых памятников выступают документы или документальные свидетельства, с помощью которых познаётся характер и содержание права различных государств в разные эпохи: тексты законов, записи… … Википедия
Источники права (юридические тексты) — Правовой памятник источник познания права. В качестве правовых памятников выступают документы или документальные свидетельства, с помощью которых познаётся характер и содержание права различных государств в разные эпохи: тексты законов, записи… … Википедия
Юридические источники — Правовой памятник источник познания права. В качестве правовых памятников выступают документы или документальные свидетельства, с помощью которых познаётся характер и содержание права различных государств в разные эпохи: тексты законов, записи… … Википедия
Источник права — Источник (форма) права способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление,… … Википедия
Источники права — Источник (форма) права способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление,… … Википедия
«ЭДИКТ ТЕОДОРИХА» — юридич. памятник раннего зап. европ. средневековья. Вопрос происхождения Эдикта дискуссионный. Сторонники традиционной точки зрения считают его автором короля остготов Теодориха Великого (6 в.) и рассматривают Эдикт как правовой памятник, имевший … Советская историческая энциклопедия
Клодвиг — Хлодвиг I Король Франкского королевства … Википедия
Хлодвиг I Франкский — Хлодвиг I Король Франкского королевства … Википедия
ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН — визант. литургический и церковно правовой памятник 2 й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К поля Евергетидского мон ря. Е. Т. сохранился в рукописи Athen. gr. 778, нач. XII в … Православная энциклопедия
Источники и памятники права
Позже обычаями стали называть и «деловые обыкновения», складывавшиеся в повседневной практике. Они не были записаны, но, обладая авторитетом обычая, признавались в качестве «неписаного права». «Какая разница, – писал римский юрист, – выражает ли народ свою волю голосованием или же делами и фактами».
Обычаи имели недостатки – они ограниченно регулировали общественные отношения, медленно реагировали на изменяющиеся условия жизни, были подчас неопределенны и потому стали вытесняться другими источниками права. В императорский период демократический характер обычаев входит в противоречие с централизаторскими устремлениями власти. Акцент стали делать на том, что авторитет обычая «не следует доводить до такого значения, чтобы он одолевал разум или закон».
Законы XII таблиц, как полагают, представляли собой запись обычаев, обычного права и составляли основную часть квиритского, цивильного права. Отражая сравнительно низкий уровень развития хозяйства, Законы XII таблиц, например, весьма скупо говорили об обязательствах из договоров. В них еще ограниченно понималась роль государства в преследовании преступника, в ряде случаев допускался самосуд. В то же время ими устанавливались весьма суровые санкции (в частности, для неоплатного должника, лжесвидетеля). Законы XII таблиц в течение ряда веков пользовались большим авторитетом. Цицерон свидетельствовал, что в его время (I в. до н. э.) мальчики заучивали XII таблиц наизусть, как «необходимую песнь».
К источникам права раннего Рима относится и деятельность жрецов. Они занимали исключительное положение в толковании, применении права, а подчас формулировали и новые нормы. Наиболее важное значение в правотворческой деятельности имела коллегия понтификов. Их считают первыми юристами Рима. В целях сохранения своего особого положения жрецы, будучи выходцами из патрициата, хранили в тайне сведения юридического характера. Но уже к концу IV в. до н. э. жрецы постепенно теряют свое монопольное положение в области права. Знание права становится более или менее доступным и рядовым гражданам. Укрепляются позиции светской юриспруденции.
Естественное право понималось юристами как то, что соответствует естественному разуму, началам нравственности и справедливости, устанавливающим общие черты в жизненном порядке всех народов. В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости следовало равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманности означал уважительное отношение к личности.
Выдающаяся роль в развитии римского частного (гражданского) права принадлежит претору. Он предварительно рассматривал имущественные споры и, решая вопрос, следует ли данному виду общественных отношений давать правовую защиту или отказать в ней, составлял формулу иска (общее правило). Эта деятельность претора легла в основу формулируемых им при вступлении в должность публичных объявлений (эдиктов). Наиболее удачные их положения, доказавшие свою жизненность, переходили из одного эдикта в другой, приобретали устойчивый характер и становились правом. Таким образом, претор, руководствуясь соображениями «целесообразности» и «доброй совести», вносил исправления, изменения, дополнения в существующие законы. На основе его деятельности создавались системы так называемого преторского права и «права народов».
Не менее важную роль в развитии римского классического права сыграли римские юристы. Как правило, это были выходцы из знатных и зажиточных семей, глубоко и разносторонне образованные. Среди юристов имели распространение представления о высоком назначении права, юриспруденции, и они с полной отдачей сил служили своему делу (одному из них, Помпонию, приписываются слова: «На семьдесят восьмом году жизни изучение становится единственным основанием жизни, и хотя бы стоял одной ногой в гробу, но хотел бы изучить еще что-нибудь»). Как бы предвосхищая позднейшие теории «правового государства» и «конституционной формы правления», они полагали, что право является одной из основ государственной жизни народа.
Юристы обучали знанию права, были юридическими советниками должностных лиц, составляли формуляры договоров, оказывали юридическую помощь своими советами и давали ответы на юридические вопросы, исходившие от частных лиц. В этой последней форме юристы более активно толковали право и одновременно восполняли пробелы в нем. «Деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению действующих норм права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования».
Выдающиеся представители классической римской юриспруденции – Лабеон и Капитон (I в. н. э.), с деятельностью которых связано образование двух школ римских юристов: прокульянской, названной так по имени Прокула, ученика и наиболее выдающегося последователя Лабеона, и сабиньянской, по имени Сабина, ученика и последователя Капитона. Сохранившиеся исторические источники не дают возможности составить полную картину разделявших эти школы разногласий. Все же можно предположить, что они связаны с борьбой прогрессивных и консервативных начал в юриспруденции. «Атей Капитон стоял на том, что ему было передано (его предшественниками), Лабеон же трудился, доверяя разуму и учености… большей частью устанавливал новые положения».
Из классических римских юристов следует назвать также Сальвия Юлиана, составившего в 130 г. н. э. «постоянный», или «вечный», преторский эдикт (edictum perpetuum); Помпония, в сочинениях которого мы находим очерк развития римской юриспруденции с древних времен; Гая, вошедшего в историю своим учебником права – Институциями. При составлении Свода цивильного права (VI в.) Институции Гая, правда, в переработанном виде, были положены в основу Институций Юстиниана.
Уже во II в. проявляются черты упадка римской классической юриспруденции. В частности, угасает самостоятельность юристов в правотворческой деятельности, которая переходит к императору. Примечательно, однако, что именно на конец II – начало III в. приходится деятельность наиболее выдающихся римских юристов, в первую очередь Папиниана. «Острейший среди римских казуистов, блестящий по сжатости стилист, ставший для позднейших поколений первым из всех» Папиниан оставил после себя такие крупные произведения, как «Исследования», «Ответы». В них в полной мере проявились отличительные черты его творчества – тонкий анализ, сжатость и отточенность формулировок.
Вершину римской юриспруденции венчают имена Павла и Ульпиана (последнему принадлежит деление права на частное и публичное). В своей деятельности они, однако, уже сближаются с последующими поколениями римских юристов, которые свою основную задачу видели в собирании и обработке материалов предшественников.
Классические римские юристы жили и работали в условиях бурного развития экономической жизни и расцвета античной культуры, их творчество было тесно связано с практическими потребностями своего времени. Юристы II–III вв. столь ярко выделяются в римской юриспруденции также и потому, что ввели в свои сочинения достижения всего предшествующего развития юридической мысли. «Они стояли на плечах гигантов».
Замысел создания Свода законов принадлежал императору Юстиниану. Но основная тяжесть по организации работы над систематизацией права была им возложена на юриста Трибониана, льстивого царедворца, «продавшего за деньги и приговор, и закон». Вместе с тем нельзя отрицать его огромной энергии, трудоспособности, эрудиции. Трибониан пользовался неограниченным доверием императора и характеризовался им как человек, «украшенный красноречием и юридической мудростью».
Намечая создание Свода законов, Юстиниан отдавал себе отчет в грандиозности масштабов работы. Он писал, что в таком деле, «как в глубоком море», могут потонуть самые ученые и искусные люди. Только на составление Дигест первоначально отводилось 10 лет. Однако Трибониан со своими 16 помощниками и штатом технических работников благодаря хорошей организации сумел выполнить этот труд в короткий срок – с 528 по 534 г.
Свод законов включал в себя три главные части – Институции, Дигесты и Кодекс. Уже после издания Кодекс был дополнен Новеллами – конституциями Юстиниана, обнародованными в период с 535 по 555 г. «В Новеллах Юстиниан как бы больше не оглядывается назад, в глубокую, хотя и почитаемую древность Рима. Новеллы более чем весь Corpus juris civilis устремлены вперед, уже в средневековье».
В Своде законов Институции, будучи учебником права, выделялись не только тем, что в них право было изложено в максимально простой и сжатой форме. Институциям была придана сила закона, и они как закон использовались в судебной деятельности.
Наиболее значительную часть Свода законов составили Дигесты (равнозначное греческое их наименование – Пандекты), содержащие извлечения, фрагменты из сочинений сорока виднейших римских юристов. Эти извлечения, включающие в себя выдержки из древнейших законов, сенатусконсультов и произведений других римских авторов, – подчас единственный источник наших сведений о них. Дигесты нередко называют «монументальным памятником классической римской юриспруденции». По словам составителей, в «Дигестах, как в цитадели, заключено все античное право». Не следует, однако, забывать, что Дигесты – отчасти и оригинальный памятник права VI в. В тексты римских юристов зачастую вносились поправки (интерполяции), которые изменяли, упрощали их содержание. Та же работа по модернизации права проводилась и при составлении Кодекса.
В связи с окончанием работ Юстиниан издал специальную конституцию на латинском и греческом языках, в которой подробно излагалась история составления Дигест, высокопарно именуемых «священным храмом римской юстиции». Одновременно запрещалось как применять старые источники права, так и комментировать Дигесты (Юстиниан полагал, что всякие комментарии лишь затемнят истинный их смысл). Такое право сохранялось лишь за императором. Нарушение запрета рассматривалось как подлог и предполагало соответствующее наказание. Объективно запрещение комментировать Дигесты вело к отождествлению права с законом, преследовало цель пресечь попытки обойти закон под видом его толкования.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПАМЯТНИКИ ПРАВА» В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
Памятники права – это правовые акты прошлых эпох, сохраняющие правовую информацию прошлого, а также документы, имеющие правовое значение в прошлом. Перефразируя высказывание англичанина Д. Никола, можно сказать, что памятники права – это окно, через которое мы заглядываем, пытаясь понять правовое мышление и правовое сознание людей прошлого
Вместе с тем использование памятников права может быть связано с решением сугубо предметных задач обучения.
Законодательные акты, документы актового характера составляют особый вид источников, позволяющих изучить политику государства, социальный статус различных слоев население и ответить на многие другие вопросы.
Памятники права очень часто способствуют достижению образности, конкретности, эмоциональности при воссоздании исторических событий, явлений и процессов, то есть выступают эффективным вспомогательным средством обучения, обеспечивающим восприятие истории, необходимое для создания образов воспринимаемых предметов, объектов, личностей.
Памятники права, как правило, изучаются в школьных курсах, которые являются введением в историю права или в историю государства и права. История права как часть социальной истории изучает особенное в правовой жизни разных народов, а также элементы заимствований в правовом регулировании.
Согласно требованием учебных программ студенты должны знать:
-основные памятники права, дающие бесценную информацию о правовой жизни людей прошлых эпох;
-историческую практику применения памятников права.
Исторический подход предполагает изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявлении исторических фактов, в воссоздании исторического процесса и его закономерностей. Вместе с тем, история права – это основополагающая дисциплина в системе современного юридического образования, для которой характерна и другая методологическая основа – юридическое мышление, то есть процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением правовой действительности.
Юридическое мышление – это мышление юридическими понятиями и дефинициями. Таким образом, история права в вузе предстает как фундаментальная дисциплина юридического образования, которая содействует развитию юридического мышления и выработке профессионального кругозора, а для отдельных студентов работа с текстами памятников права создает условия для приобретения навыков исследовательской деятельности в области истории права и возможность попробовать свои силы в области научного познания.
Студенты должны в результате обучения знать памятники права, процессы возникновения и развития государственных институтов и правовую систему народов; уметь анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие памятники права и практику их применения; составлять научно обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно – правовых явлений. Все это служит основой для формирования научно – юридического мировоззрения, способности принимать грамотные решения в ходе профессиональной деятельности, повышения общеправовой и профессиональной культуры.
В 6-7 классах ученики работают с документом под руководством учителя и самостоятельно. Обычно они анализируют документ по вопросам и заданиям, которые предлагает учитель: найдите главную мысль в тексте, подтвердите ее отрывком из документа и т.п. Основная цель таких заданий состоит в том, чтобы развивать общеучебные умения.
К концу обучения в основной школе ученики должны уметь сопоставлять два документа, которые характеризуют одно и то же событие. На основе сформированных умений организуется работа по формированию уже предметных исторических умений
Как известно, ядром модернизации образования выступает компетентностная парадигма образования. Она является методологической основой для использования текстов памятника права как источника юридической информации, как средства правового обучения школьников, развития элементов юридического мышления, являющегося необходимым условием деятельности в сфере права.
Изучение текстов памятников права на уроках позволяет наглядно продемонстрировать данное суждение, показать неразрывную связь прошлого с настоящим.
Знание школьниками памятников права и эволюции юридической терминологии оптимизирует процесс усвоения позитивного права в школе и понимание правовой культуры. Непосредственное обращение к памятникам права позволяет реализовать не только образовательные и развивающие цели правового обучения, но и что особенно важно в условиях школы, с учетом возрастных особенностей учащихся, воспитательные цели.
Старшеклассник (в отличие от студента, который должен знать основные памятники права, уметь их охарактеризовать как правовой документ и соотнести с историческим периодом) должен знать важнейшие памятники права, имеющие исключительное значение в правовой и социальной жизни мирового сообщества, их хронологическую датировку.
Старшеклассник должен знать:
-решать казусы на основе памятников права, развивая при этом свое умение анализа оригинального правового текста;
-самостоятельно извлекать юридическую информацию, содержащуюся в памятнике права, систематизировать ее и обобщать;
-составлять письменные отчеты (тексты) по результатам анализа памятников права по проблеме;
-писать правовые эссе и составлять синквейны на основе текстов памятников права.
При изучении права меняются роль и функция использования памятников права. Включение их в познавательную деятельность учащихся позволяет решать не только такие общедидактические задачи, как активизация эмоциональной деятельности, восприятие учебного материала, но и формирование юридического мышления и правовой культуры, то есть достичь собственно предметных целей, реализация которых особенно актуализируется в профильной школе.
1.Гаджиева П.Д., Интерактивные методы обучения в правовом образовании учащихся., Учебно – методическое пособие для студентов вуза.
2.Морозова С.А., доцент кафедры теории и методики гражданско – правового образования юридического факультета РГПУ им. А.И.Герцена, кандидат педагогических наук.
3.Право в школе (№2), издание зарег-но в госуд – м комитете РФ по печати 14 апреля 2003 года.
Источник права
Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.
Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.
Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.
Содержание
Виды источников права
Самым первым источником права следует считать правовой обычай.
Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле [1] :
Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.
Исследователи
В России проблемы источников права специально исследовали Марченко Михаил Николаевич (с общетеоретических позиций), Колесников Евгений Викторович (с конституционно-правовых позиций), Пряхина Татьяна Михайловна (с конституционно-правовых позиций) и др.
Реферат: Памятник Права
Название: Памятник Права Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат Добавлен 12:13:05 25 мая 2011 Похожие работы Просмотров: 36 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |