Что такое правовой синкретизм

Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Галиев, Фарит Хатипович

Оглавление диссертации кандидат наук Галиев, Фарит Хатипович

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СИНКРЕТИЗМА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Эволюция и общая характеристика современного состояния

правовой культуры. 20

§ 2. Понятие и объективные условия становления синкретизма

правовой культуры. 38

§ 3. Сущность синкретизма правовой культуры. 69

§ 4. Исторические особенности становления синкретизма правовой

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИНКРЕТИЗМА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

§ 1. Синкретизм правовой культуры и общечеловеческие

§ 2. Синкретизм правовой культуры и осознанная

СИНКРЕТИЗМ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ

§ 1. Общая характеристика воздействия синкретизма

правовой культуры на общественные отношения. 189

§ 2. Синкретизм правовой культуры и общественное мнение. 206

§ 3. Синкретизм правовой культуры как фактор оптимизации

нормативного регулирования. 224

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИНКРЕТИЗМА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОСОЗНАНИЯ

§ 1. Взаимообусловленность правовой культуры и правосозна-

§ 2. Факторы развития правосознания в традиционной

культуре населения. 255

§ 3. Синкретизм правовой культуры и правовая жизнь. 303

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИНКРЕТИЗМА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Синкретизм правовой культуры в структуре

общественной жизни субъекта Российской Федерации. 325

§ 2. Синкретизм правовой культуры и проблемы формирования гражданского общества. 338

§ 3. Синкретизм правовой культуры в контексте

становления правового государства. 379

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 450

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Российское правосознание: специфика, структура, динамика 2013 год, кандидат философских наук Науменкова, Кристина Вячеславовна

Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России 2010 год, доктор социологических наук Зубова, Яна Валерьевна

Правовая культура в правовой системе общества 2006 год, кандидат юридических наук Шашин, Павел Анатольевич

Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи: теоретико-правовые аспекты 2006 год, доктор юридических наук Певцова, Елена Александровна

Правовая активность личности в механизме формирования социально-полезного поведения 2005 год, кандидат юридических наук Галустян, Наталья Васильевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях глобальных научно-технических достижений рубежа тысячелетий, который характеризуется как переходный этап к новой цивилизации, общественные отношения становятся разнообразными и сложными, особое значение приобретает готовность людей воспринимать установки социальных регуляторов, способствующие выбору правомерных моделей поведения. При этом право было и остается востребованной и государством, и обществом регулятивной системой. В силу этого правосознание и правовая культура в современной науке преимущественно воспринимаются как придаток позитивного права. Правовая культура, особенно в обществах переходного характера, должна предшествовать и способствовать формированию позитивного права. Большое значение при этом приобретает учет в позитивном праве многообразия мотивов поведения людей. Как показывают социологические исследования и мировая практика, во множестве случаев взаимоотношения людей регулируются не только нормами права. Способы решения возникающих при этом вопросов обычно не противоречат требованиям законодательства, хотя многие из участников этих отношений не знают о содержании юридических требований, если и предполагают их наличие.

Правоотношения основываются на нормах юридического права, участники которых обладают субъективными правами и несут юридические обязанности, и должны знать их. Но редко какому обществу удается добиться такого состояния правовой грамотности, однако люди выбирают правомерную форму поведения, подчиняются правовым требованиям. Обратное утверждение не соответствовало бы реальности, потому что в обществе всегда больше людей с правомерным поведением. Это доказывает наличие системы ценностей и мотиваций, способствующей оптимальному режиму общественных от-

ношений. Исследование данного явления обусловливается понятием «синкретизм правовой культуры».

Правовые ценности складываются не только на основе юридических норм. Право как понятие шире правил поведения, содержащихся в законах, и не всегда соответствует по содержанию и сущности требованиям закона. Правовая культура не только то, что формируется под влиянием норм права. Правила поведения, закрепленные в законодательстве, функционируют при полном соприкосновении с другими социальными нормами (мораль, религия, традиции, этика и т.д.). В то же время проблема их общности, которая может образовать единство, до сих пор остается неисследованной. Характер взаимоотношений различных систем регулирования, имеющих свои особенности, очень сложен. Но все вместе они образуют еще более значительную ценность, нуждающуюся в не менее тщательном исследовании.

Функциональная зависимость современной правовой культуры от общего состояния других составляющих культуры (моральной, религиозной, этической и т.д.) является реально существующим фактом. Без учета этого трудно добиться уважительного отношения людей к законам и содержащимся в них юридическим нормам, выявить основные причины явлений, противоречащих общепринятым представлениям, и способы борьбы с ними (правовой нигилизм, коррупция, преступность, межнациональные конфликты и т.д.). Этим определяется необходимость рассмотрения понятия «правовая культура» в диалектическом единстве с другими составляющими культуры, оказывающими воздействие на сознание и поведение людей.

Правовая культура взаимообусловлена всеми системами социальных норм функционирующих в современном обществе. Игнорирование этого приводит к тому, что санкционированные государством нормы поведения людей не всегда совпадают с реальностью. В то же время, «государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направ-

«Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда,

Необходимость исследования синкретизма правовой культуры становится еще более актуальной в связи с усложнением общественных отношений, увеличением социального и этнокультурного напряжения, расширением глобализационных и миграционных процессов, усилением вызовов и угроз социальной безопасности, которые диктуют объективную потребность учета всего комплекса социальных регуляторов, совершенствования правотворчества, правоприменения и правового регулирования, что должно способство-

1 Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан 4 мая 2011 года littp: //www.kremlin.ru/news/1 1139

3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года // www. krem-lin.ru

вать новому состоянию правовой культуры. «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности»4. Злободневность темы настоящей работы заключается в том, чтобы проследить развитие правовой культуры с учетом ее синкретизма и на основе понятия «синкретизм правовой культуры» выйти как на проблемы правопонима-ния, так и на осмысление проблем дальнейшего развития права, правосознания, правовой культуры и правовой политики в современных условиях.

Степень научной разработанности темы. Особенность исследуемой проблемы заключается в том, что право и правовая культура представляют интерес для целого ряда наук, что предполагает привлечение большого объема работ исследователей, прямо или косвенно затрагивающих тему диссертационного исследования.

Использование широкого спектра научных работ по истории, философии, культурологии, политологии, социологии и другим наукам предопределялось комплексным характером темы диссертационного исследования. Многие аспекты данной проблемы освещались в трудах таких отечественных исследователей фундаментальных основ государственно-правовых и социокультурных процессов, как H.A. Бердяев, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, Вл.С. Соловьев, П.А. Сорокин, E.H. Трубецкой, Б.Н. Чичерин и др.

Обширный круг работ, в которых исследуются теоретические проблемы правопонимания, государственно-правового развития, правового воздействия,

соционормативного регулирования общественных отношений, правосознания и правовой культуры, связан с именами С.С. Алексеева, В.Г. Афанасьева, A.C. Ахиезера, A.M. Васильева, А.Н. Бабенко, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.Л. Гранат, В.Г. Графского, В.Н. Кудрявцева, Т.В. Кашаниной, В.Р. Кабо, Д.А. Керимова, А.Д. Керимова, С.А. Комарова, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, A.B. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Л.С. Мамут, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной, B.C. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, А.И. Першица, Н.И. Полищука, А.Р. Ратинова, Ф.М. Раянова, В.М. Розина, В.П. Сальникова, В.К. Самигуллина, А.П. Семит-ко, В.М. Соколова, В.М. Сырых, H.H. Тарасова, М.Б. Туровского, В.И. Черво-нюка, А.Н. Чумакова, М.Б. Смоленского, А.Г. Хабибуллина, В.Е. Чиркина и

Вопросы, связанные с правом, правосознанием, правовой культурой, воздействием права и других социальных норм сознание и поведение людей, рассматривались в трудах таких зарубежных ученых, как Ф. Бродель, Р. Давид, Г. Гегель, Р. Леже, Д. Ллойд, Б. Малиновский, А. Мальро, Ш.Л. Монтескье, Т. Парсонс, Э.Б. Тайлор, Э. Тоффлер, А. Тойнби, Л. Уайт, Э. Фромм, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, О. Шпенглер, К. Ясперс и др.

ственную жизнь, сознание и поведение людей по сравнению с результатами воздействия норм, закрепленных в законодательстве.

Цель работы заключается в разработке теоретико-правовой концепции синкретизма правовой культуры, что предполагает специфическое воздействие на сознание и поведение людей всей совокупности функционирующих в обществе социальных норм во главе с правовой нормой, их взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимозависимость и взаимодействие.

Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующего комплекса задач, отражающих логическую последовательность исследования:

— провести теоретико-правовой анализ эволюции и современного состояния правовой культуры, обосновать необходимость исследования проблем, связанных со спецификой формирования и функционирования правовой культуры в обществе;

— сформулировать авторское определение понятия и обосновать специфические особенности синкретизма правовой культуры как новой категории юридической науки;

— исследовать и дать характеристику сущности и объективных условий становления синкретизма правовой культуры;

— раскрыть особенности воздействия синкретизма правовой культуры на общественные отношения с учетом его сущностно-содержательной характеристики;

— выявить исторические особенности формирования синкретизма правовой культуры;

— определить и проанализировать специфические особенности соотношения синкретизма правовой культуры и общечеловеческих ценностей в процессе осознанной жизнедеятельности;

— выявить и сформулировать основные проблемы синкретизма правовой культуры в современном обществе;

— определить роль и значение синкретизма правовой культуры в механизме правового воздействия на общественные отношения;

— выявить на основе данных полученных с участием диссертанта социологических исследований особенности отражения современным общественным мнением проблем синкретизма правовой культуры;

— определить особенности воздействия синкретизма правовой культуры на процесс оптимизации нормативного регулирования общественных отношений;

— выявить специфику взаимовлияния и взаимодействия правосознания и правовой культуры в процессе формирования и дальнейшего развития синкретизма правовой культуры;

— дать содержательную характеристику соотношения понятий «правовая культура» и «правовая жизнь» с точки зрения синкретизма правовой культуры;

— обобщить на основе изучения данных социологических исследований основные проблемы развития синкретизма правовой культуры;

— определить роль и значение синкретизма правовой культуры в структуре общественной жизни;

— обозначить основные направления дальнейшего развития синкретизма правовой культуры и его воздействия на общественные отношения в условиях формирования и совершенствования гражданского общества, становления и развития правового государства.

Теоретическая основа исследования. При подготовке диссертационной работы автор опирался на труды отечественных специалистов по теории государства и права, проблемам правового регулирования, правового воздействия на общественные отношения, правовой культуры и правового развития общества (С.С. Алексеев, H.H. Арзамаскин, М.И. Байтин, P.C. Байниязов, И.Н. Барциц, C.B. Бошно, A.B. Васильев, Г.А. Гаджиев, Б.П. Елисеев, В.В. Еремян, И.А. Исаев, В.Б. Исаков, M.JI. Давыдова, В.Н. Карташов, Д.А, Кери-

мов, А.Д. Керимов, С.А. Комаров, А.И. Ковлер, В.Н. Кудрявцев, И.Н. Куксин, В.В. Лазарев, И.В. Левакин, Е.А. Лукашева, A.B. Малыш, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Т.Д. Матвеева, Н.И. Матузов, A.B. Мицкевич, A.C. Мордовец, Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянц, М.В. Немытина, A.C. Пиголкин, Т.Д. Радько, З.Д. Станкевич, В.М. Сырых, A.A. Тилле, Ю.А. Тихомиров, H.A. Фролова, В.Е Чиркин, Т.М. Шамба, А.И. Экимов, Л.С. Явич и другие ученые.

Методологической основой диссертационного исследования является система научно-теоретических методов, определяющая основные требования к современным научным теориям, а также к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания. В ходе исследования использовался комплекс методов, продиктованных особенностями синкретизма правовой культуры как феноменального явления в жизни людей, диалектический метод познания, общенаучный (исторический, метод системного анализа), частно-научный (формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и др.) методы, позволившие получить новые теоретические знания об объекте и предмете исследования. Комплексный характер проблем, лежащих на стыке истории и теории права, философии и культурологии, определил использование широкого спектра методов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется проведенным теоретико-правовым анализом совместного воздействия современных социальных норм на сознание и поведение людей, результаты которого позволили выдвинуть и обосновать ряд авторских идей, выводов и обобщений, в совокупности образующих единую концепцию синкретизма правовой культуры. Представленная в диссертационном исследовании концепция синкретизма правовой, культуры на основе комплексного анализа общего состояния правовой культуры общества и различных подходов к исследованию современной правовой культуры с учетом ее синкретизма позволяет обосновать необходимость учета возможностей синкретизма правовой культуры в процессе правового воздействия на общественные отношения.

Выдвинутая автором концепция синкретизма правовой культуры предполагает сложный и многогранный характер правовой культуры; развитие правовой культуры современного общества под влиянием всех процессов, происходивших в государстве в прошлом, развивающихся в современных условиях, и развивающихся за его пределами; наличие прямой и обратной взаимосвязи и взаимозависимости правосознания и правовой культуры, что отражается на синкретизме правовой культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, полученные автором и обладающие элементом научной новизны:

1. Определено и обосновано понятие «синкретизм правовой культуры», понимаемой как объективно формируемая в ходе жизнедеятельности общества естественная взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимозависимость и взаимодействие различных социальных норм, в совокупности воздействующих на сознание и поведение субъектов права и оптимизирующих общественные отношения соответственно потребностям человеческого развития.

2. Установлено, что в современном цивилизованном мире трудно найти законодательную норму, которая бы противоречила основным установкам других социальных норм, действующих в общественной сфере. Такое состоя-

ние объективно связано с синкретизмом правовой культуры, выражающим режим взаимообусловленности требований всей совокупности социальных норм в процессе их воздействия на сознание и поведение людей. Поэтому появляется и потребность в использовании феномена «синкретизм правовой культуры» в науке теории государства и права.

3. Определено положение о том, что синкретизм правовой культуры является результатом естественно-правового и духовно-нравственного развития общества, формируется на протяжении огромного количества времени в едином информационно-правовом пространстве государства и эволюционирует вместе с цивилизацией. Подвергаясь трансформации в соответствии со спецификой политического, экономического, социального развития общества, синкретизм правовой культуры претерпевает изменения, которые продиктованы потребностями очередного этапа его исторического развития, сопровождается формированием присущего только этому времени отличительных признаков.

4. Установлена жизненная зависимость правовой культуры от общего состояния других составляющих культуры, что объясняется синкретизмом правовой культуры. Правовая культура может успешно формироваться только в том обществе, в котором признаются не только права и свободы человека, но и нормы морали, религии, этики, традиции и обычаи, способствующие оптимальному сочетанию возможности реализации прав и выполнения юридических обязанностей.

5. Обосновано категориальное значение понятия «синкретизм правовой культуры», который шире понятия «правовая культура», под которым понималось лишь уважительное отношение к законам и содержащимся в них нормам. Синкретизм правовой культуры, как категория науки «Теория государства и права», должен служить инструментом оценки норм позитивного права с точки зрения согласованности их с нормами других, исторически сложившихся социальных регуляторов, что становится особо актуальным в условиях

демократизации общественной жизни, становления гражданского общества и формирования правового государства.

6. Доказана неправомерность выделения в характеристике и описании правовой культуры только современных правовых элементов, так как правовая культура, как и культура вообще, органически охватывает всю совокупность современных позитивистских и традиционных духовно-нравственных моментов в общественной жизни человека и правовой жизни общества.

7. Предложен подход, позволяющий выявить причины негативных явлений в жизни людей, противоречащих требованиям нормы юридического права и других социальных норм. Исследование этих причин свидетельствует о недостаточном учете в современном законотворческом процессе требований отдельных духовно-нравственных норм. С помощью социологических исследований установлено, что общественное мнение категорично в отношении проявлений правового нигилизма и иных негативных явлений. Данные проведенных социологических опросов свидетельствуют, что 41,3% участников опроса осуждают поведение человека, который игнорируют требования действующего законодательства.

9. Установлено, что основное содержание синкретизма правовой культуры соответствует современной парадигме развития общества и не может не учитывать особенности процесса трансформации и модернизации общественно-политической жизни. Роль синкретизма правовой культуры состоит в рас-

ширении позитивных вариантов решения конфликтных правовых ситуаций, в повышении авторитета и значения права в жизни людей, в поддержании общественного равновесия на основе внедрения правомерных моделей поведения, общечеловеческих ценностей в практику повседневной жизни граждан, в правовую жизнь общества.

10. Выявлены новые черты позитивного права, которые могут быть использованы при выработке его научного определения. В частности, это положение относится к тому, что нормы, содержащиеся в законодательстве не должны противоречить другим социальным нормам, исторически выдержавшим свою состоятельность. В этой связи, отечественная юридическая наука должна разрабатывать положения об иерархическом соотношении социальных норм при возникновении между ними коллизионных ситуаций.

11. Предложено разграничить в юридической науке понятия «юридическая норма» и «правовая норма». Соответственно этому, следует разграничивать и понятия «юридическая культура» и «правовая культура». При этом основным критерием разграничения является их сущностно-содержательная характеристика. Юридическая культура возникает вместе с появлением государства, поэтому непосредственно связана с законотворческой деятельностью, предполагает не только уважительное отношение к позитивному праву, закону, т.е. нормам, сформулированным законодательными органами государства в соответствующих нормативно-правовых актах, но и знание их содержания и соответствия их требованиям. Правовая культура начинает формироваться задолго до появления законодательства, существует в сознании человека, в традициях, обычаях, религиозных, морально-нравственных и иных установках, она синкретична изначально. Особенности такого разграничения приобретают большое значение при взаимодействии различных социальных норм и использовании потенциальных возможностей понятия «синкретизм правовой культуры».

12. Правовое государство представляет собой правовую форму организации политической власти в гражданском обществе, в котором открываются новые возможности для укрепления синкретизма правовой культуры. Это происходит за счет специфики деятельности гражданского общества, где налаживаются наиболее оптимальные и естественно-разумные взаимоотношения между людьми не только на основе нормы права, но с помощью установок морали, религии, этики, традиций и т.д.

13. Установлено, что основной причиной того, что в обществе преобладает количество людей, имеющих правомерное поведение, является то, что на их сознание и поведение позитивное влияние оказывают функционирующие в обществе социальные нормы, которые передаются из поколения в поколение. Поэтому современный законодатель в процессе законотворчества должен учитывать правила поведения, идущие от духа и интереса государствообра-зующего народа.

14. С помощью социологических исследований установлено, что в обществе полноправно действуют лишь те социальные нормы, которые выработаны за все время цивилизованного существования человеческого общества. В этом выражается основная сущность и позитивное влияние синкретизма правовой культуры на сознание и поведение людей.

15. Выявлено и обосновано положение о том, что огромный спектр социокультурных своеобразий, моральные, религиозные, этические нормы, а также традиции и обычаи, обрядовая и ритуальная культура будут оказывать прямое или косвенное влияние на правовую культуру и в обозримом будущем. Поэтому проблема синкретизма правовой культуры надолго остается объектом внимания исследователей, оказывает влияние как правотворческую, так и правоприменительную практику.

Научная и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что установленные в работе положения дополняют науку теория государства и права в части, касающейся

технологии и методологии формирования и развития права с учетом полиструктурности общественных отношений, влияющих на него, и вносят существенный вклад в развитие системы знаний о праве и правовой культуре.

Полученные результаты могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, при анализе специфики общего состояния и перспектив совершенствования правовой культуры России; в разработках современной, наиболее эффективной, отражающей особенности политической, правовой и нравственной культуры граждан нашей страны, парадигмы взаимоотношений общества, государства и права. Это, в свою очередь, может найти отражение и закрепление в законодательных актах Российской Федерации; использоваться при подготовке лекционных курсов, проведении семинарских и практических занятий по общей теории права и государства, истории политических и правовых учений, истории отечественного государства и права, философии и социологии права, политологии и истории России; при подготовке и проведении спецкурсов по проблемам исследования основных тенденций и направлений развития правовой культуры с учетом ее синкретизма. Практическая значимость работы определяется ее направленностью на дальнейшее развитие и совершенствование правовой культуры гражданского общества и правового государства. Материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности в целях углубленного изучения проблем синкретизма правовой культуры, а также практическими работниками государственных органов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *