Что такое правовой статус человека и гражданина
Правовой статус человека: понятие, характеристика, структура, содержание, развитие
Понятие и основа правового статуса
Правовой статус человека состоит в его правовом положении, которое отражает фактическое состояние в процессе взаимных правоотношений с другими лицами, обществом и государством.
Понятие «правовой статус»:
Основа правового статуса личности заключается в правах и свободах, которые невозможно реализовать без других составляющих, включая корреспондирующие права и юридические обязанности, юридическую ответственность в некоторых ситуациях, правовые гарантии, правоспособность и дееспособность в качестве основных черт осознанного поведения и воли людей.
Характеристики понятия правового статуса
Исследуя понятие «правовой статус» важно рассмотреть в отдельности категории правового статуса:
Правовой статус человека — это категория, которая обладает естественной природойу и не отделима от индивида. Этот статус находится вне территории и вне национальности, существуя вне зависимости от закрепленных законодательными актами государства норм. Такой статус защищается и представляет собой объект международно-правового регулирования.
Он характеризует людей в качестве представителей человеческого рода, объединяя в этом смысле самые общие и коренные обязанности и правомочия, которые требуются нормального существования и выживания человека.
При закреплении правового статуса человека в законах конкретной страны, он может стать правовым статусом гражданина.
Правовой статус гражданина представлен совокупностью естественных и приобретенных обязанностей и прав, обязательно должен закрепляться в конституции и прочих законах. Его обязательно декларирует и защищает государство. С помощью этого статуса человек классифицируется в качестве участника государственно-организованного сообщества.
Правовой статус личности представляет собой обязанности и права, которые принадлежат определенному человеку на конкретном отрезке его жизни, в определенных жизненных ситуациях. Содержание подобного статуса, включая объем прав и обязанностей, часто определяется социально-экономическим положением, общественно-политическим статусом человека, условиями его труда, проживанием и др.
Сегодня международно-правовые акты, литература и законодательство развитых стран употребляют рассмотренные категории в соответствии с одним и тем же значением. Использование отдельных категорий часто обусловлено стилистическими и логическими правилами, а также потребностью рассмотрения соответствующей составляющей проблемы прав человека. В этой ситуации категорию «правовой статус человека» употребляют в универсальном значении, часто в сочетании с использованием понятия «правовой статус человека и гражданина».
Содержание правового статуса и его структура
В широком понимании правовой статус рассматривается в качестве совокупности основных правовых принципов и ценностей, приобретаемых и естественных свобод, обязанностей, прав, законных интересов, правосубъектности, гражданских отношений и др.
В узком понимании (в соответствии со структурой и функциями) правовой статус включает субъективное право, свободы, юридические обязанности каждой конкретной личности, включая гарантию их осуществления.
Что касается прав человека, то они включают естественные возможности человека, которые способны обеспечивать его жизнь, достоинство и свободу действий в любой сфере общественной жизни.
Правовой статус гражданина состоит из его прав, включая естественные правомочия, отраженные в нормативных правовых актах страны, и приобретенные правомочия, выработка которых происходит в ходе развития человека, страны и общества.
Основа прав и свобод человека (гражданина) закреплена в международных правовых актах и конституции отдельной страны. Общепринятые критерии подобной классификации представлены сферами жизнедеятельности общества, где происходит реализация определенных интересов и потребностей личности. Выделяют несколько типов прав: гражданские (личные), социальные, культурные, экономические, политические, экологические и информационные.
Гражданские (личные) права включают все правомочия, которые способны отражать естественные начала права. Они способны обеспечивать индивидуальность и оригинальность человека в его отношениях с государством и обществом. В число таких прав можно включить право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиты своей чести и доброго имени, тайны переписки, переговоров по телефону, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право свободного передвижения, право выбирать место пребывания и жительства и др.
Экономические права представлены правомочиями, которые отражают экономические аспекты естественных прав людей. С их помощью обеспечивается хозяйственная автономность и взаимосвязь индивидов друг с другом и обществом. В число таких прав можно включить право частной собственности, права по владению, пользованию и распоряжению имуществом (лично и вместе с другими лицами), участвовать в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, вести предпринимательскую деятельность и др.
С помощью политических прав определяется возможность граждан участвовать в государственном и общественном управлении.
В число таких прав входят: право на гражданство, определения и указания своей национальной принадлежности, объединения (создания профессиональных союзов с целью защиты собственных интересов), проведения собраний, митингов и демонстраций, участия в государственном управлении (непосредственно или с помощью представителей), обращения в органы государства и др.
Социальные права способны отражать степень материального развития определенной страны или общества, включая их способность обеспечения достойного уровня жизни и социальной защищенности человека (право трудиться, социальное обеспечение, право на жилище и отдых, охрана здоровья и медицинская помощь).
Культурные права оказывают влияние на духовные и культурные отношения. Они характеризуют самобытность и независимость формирования духовного личностного мира (право пользоваться родным языком и свободно выбирать язык общения, свобода вероисповедания, право получить образование, свобода творчества, право получать доступ к культурным ценностям и др.).
Экологические права предназначены для обеспечения нормальных условий проживания людей на Земле в целом и на конкретной территории в частности. Подобные права включают право на благоприятную окружающую среду, достоверные сведения о ее состоянии, возмещения ущерба здоровью или имуществу по причине экологических правонарушений.
Появление информационных прав характерно для новой эпохи развития личности и общества (свобода слова и мысли, право поиска, получения, передачи, распространения информации любыми законными способами, свобода массовой информации).
Опыт истории совместного проживания людей дает возможность выявить закономерности развития прав, специфические и общие принципы их формирования и реализации.
Для этого процесса характерны несколько особенностей:
Права человека — это неотъемлемые свойства всех людей и существенный признак их бытия.
Государство не «дарит» права, а осуществляет их закрепление в законодательстве, обеспечивая реализацию. Если это происходит, то государство считается правовым. Когда происходит игнорирование естественных прав человека или их ущемление (уничтожение, препятствия осуществления), создание условий для реализации прав лишь определенной группе, то государство признается анти демократическим (авторитарным, тоталитарным).
Вместе с понятием «прав» употребляют и категорию «свобода» (мысли, слова, совести, вероисповедания и др.). В соответствии со смыслом и содержанием эти категории считаются равными. Литература и законодательство также используют понятия «права гражданина», «права личности».
Правовой статус человека и гражданина
Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности.
Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества.
Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Российской Федерации в соответствии с международными документами – Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др.
Конституционные права образуют конституционно-правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельности органов государственной власти.
Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.
Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы:
В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда;
2) гражданство;3) принципы правового статуса человека и гражданина;4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.
Зинковский: Говоря о субъектах правоотношения, мы неизбежно сталкиваемся с понятием правового статуса (правового положения) субъекта, под которым понимается совокупность прав и обязанностей данного субъекта.
Для физических лиц правовой статус бывает:— общим – то есть представляет собой набор основных прав и обязанностей человека, зафиксированных в Конституциях и международных документах,- специальным – когда имеется в виду совокупность прав и обязанностей субъектов одного вида, одной группы (пример – правовой статус апатридов),
— индивидуальным – когда имеется в виду набор основных прав и обязанностей конкретного субъекта и набор прав и обязанностей этого субъекта, которыми он обладает как член определенной группы (то есть индивидуальный правовой статус представляет собой совмещение общего и специального статуса для конкретного субъекта).
Для организаций выделяют специальный правовой статус, то есть набор прав и обязанностей, присущий организации одного вида, и индивидуальный правовой статус, который сводится к совмещению специального статуса конкретной организации и прав и обязанностей, которые она приобрела своими действиями.
73. Применение права: понятие, признаки.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА – государственно-властная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по созданию индивидуальных правовых актов, направленных на разрешение на основе правовых норм конкретных общественных ситуаций.
Правоприменение – это властная деятельность органов государства которые издают акты индивидуального применения на основе норм права.
Цель правоприменения: 1)охранять правовые нормы от нарушений; 2)наказывать правонарушителей; 3) ликвидировать вредные последствия правонарушений.
Формы применения права: 1. оперативно-исполнительное; 2. правоохранительное;
Субъекты применения права:
1)исполнительные органы власти (Указ Президента, ведомств, комитетов, Решения местных органов власти, Приказы, правила, инструкции и т.д. – локальных органов).
Основные требования к применению права: 1)законность; 2)обоснованность 3)целесообразность (оптимальность); 4)справедливость
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:
а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции.
Признаки правоприменения:
2) имеет государственно-властный характер;
3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
4) выступает формой управленческой деятельности государства;
6) представляет собой сложный, стадийный процесс;
7) имеет творческий характер;
С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.
74. Основные стадии правоприменения.
В качестве основных можно выделить три стадии:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) формирование юридической основы дела;
В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта. Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юр.силой (порождают правовые последствия, защищаются гос-вом).
В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.
Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
НЕ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА.
-вводная часть (какой субъект осущ-ет (орган гос власти) правоприменение и по какому поводу).
-мотивировочная ( статьи, источники)
-регулятивная (суб права и обязанности конкретных субъектов этого дела).
Признаки акта: законность (соблюдены все процедуры правоприменения, имеет материальный аспект, норма была применена правильно, прав-но истолкована); обоснованность (норма выбрава правильно что она подходит к случаю).
Формы применения права: опред-ся субъектами, который его осуществляют.
ПОВТОРЯЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ СТАДИЙ НИЖЕ:
Обычно выделяются три основные стадии процесса применения права: 1) установление и анализ фактических обстоятельств дела (фактическая основа), 2) выбор нормы права и ее анализ — проверка подлинности текста нормы, анализ ее с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, толкование норм (юридическая основа) и 3) принятие решения по делу.
На первой стадии осуществляется сбор и анализ всего достоверного фактического материала (юридически значимой информации), относящегося к данному юридическому делу, с целью установления объективной истины по этому делу.
На второй стадии дается юридическая оценка фактическому материалу данного дела на основе выбора соответствующей отрасли и нормы права, толкования ее текста, изложенного в официальном печатном издании.
1.Исследование фактических обстоятельств дела(вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.). Оно начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению, достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводятся не любыми доступными способами, а с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу (например в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуаьном законодательстве). В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина. Это руководящее начало, принцип деятельности органов, применяющих правовые нормы, цель исследования обстоятельств дела. Требование достижения истины по делу означает, что его решение должно основываться на достоверных, проверенных и доказанных фактах, что необходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить все обстоятельства дела. Это необходимое условие строгого соблюдения законности, успешной борьбы с правонарушениями. Истину по делу составляет не и соответствие выводов о них правоприменительного органа нормам права, т.е. правильная юридическая оценка установленных фактов. Если правоприменительный орган установит достоверность фактических обстоятельств, но сделает неверные выводы об их юридическом значении, то об истинности такого решения говорить нельзя.
2. Выбор нормы права.На этой стадии осуществляется так называемая правовая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма (нормы) д.б. положена в основу рассматриваемого дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института, отрасли права (например, Общую часть УК, ГК и т.д.). В некоторых случаях в процессе выбора норм обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого содержания (коллизия норм). Обычно коллизии бывают лишь кажущимися и после внимательного изучения норм устраняются, так как не совпадающие по содержанию нормы относятся к разным лицам, объектам, фактам или же не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Но возможны и действительные коллизии, связанные с отсутствием надлежащего учета предыдущего законодательства при принятии новых нормативных актов. Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему: а)если коллизирующие нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б)если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее; в)если обнаруживается противоречие между нормой международного договора, в котором участвует Российская Федерация, и нормой внутригосударственного законодательства, то действует норма международного права.
3. Проверка подлинности текста нормы права. Анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Все предыдущие действия явл. необходимыми предварительными условиями для этой стадии. У правоприменительного органа во избежание ошибок и недоразумений при решении конкретного дела должен быть точный текст нормативного акта. Поэтому важно установить подлинность текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган. Следует пользоваться текстом, который помещен в официальных источниках опубликования нормативных актов в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями на день принятия акта применения права. Работники правоприм-х органов часто пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными издательствами, фирмами, информ-ми изданиями ведомств и другими неофициальными материалами. Обычно пользование такими текстами не вызывает каких-либо недоразумений. Однако на неофициальные издания не распространяется презумпция (предположение) их полного соответствия оригиналу акта, и, следовательно, в каждом конкретном случае их использования необходимо сличать эти издания с официальными источниками. Это важно учитывать т.к. вероятность ошибок, опечаток, пропусков в этом случае значительно выше. Недопустимо основываться при применении права на изданиях, лишь перелагающих содержание нормативных актов. Проверка выбранной нормы с учетом ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц означает, что каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения того: а)действует ли она в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело; б)действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено; в)распространяется ли ее действие на индивидов и иных субъектов права, которые должны быть участниками возникающего правоотношения.
5. Вынесение решения компетентным органом. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права.
6. Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Гос-ные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо их кас-ся.
Права и свободы человека и гражданина
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.