Что такое правовой статус сотрудника уис

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ
«О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

С изменениями и дополнениями от:

1 октября, 16 декабря 2019 г., 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г., 17 февраля, 30 апреля 2021 г.

Принят Государственной Думой 3 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

ГАРАНТ:

Об основных вопросах, возникающих при прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы после 1 августа 2018 г. в связи с принятием настоящего Федерального закона, см. информацию Федеральной службы исполнения наказаний от 10 сентября 2018 г.

Президент Российской Федерации

В Законе о службе в УИС прописаны правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы.

В частности, предусмотрено следующее. Сохранены специальные звания «внутренней службы», а также институты присвоения специальных званий в соответствии с замещаемой должностью. Закреплены системные подходы к соотнесению специальных званий с воинскими званиями и классными чинами госслужбы.

Определено понятие «сотрудник», и установлены основные права и обязанности сотрудников, а также ограничения и запреты, связанные со службой, требования к служебному поведению.

Введено такое понятие, как «контракт»; определены стороны, содержание, формы и сроки действия контракта, а также порядок его заключения; регламентированы вопросы испытания при поступлении на службу, перевода на другую должность или изменения существенных условий контракта сотрудника; закреплен исчерпывающий перечень оснований для прекращения контракта либо его расторжения.

Установлен конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации ряда руководителей по истечении 6 лет пребывания в замещаемой должности.

Обеспечен единый подход к установлению продолжительности отпусков на службе в УИС. Продолжительность отпуска поставлена в зависимость от выслуги лет и от условий прохождения службы.

Предусмотрены дисциплинарные требования для сотрудников, а также порядок наложения взысканий за коррупционные правонарушения. Отдельной главой оговорены вопросы урегулирования конфликта интересов и разрешения служебных споров.

Закон вступает в силу с 1 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19 июля 2018 г., в «Российской газете» от 25 июля 2018 г. N 160, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. N 30 ст. 4532

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 февраля 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Усовершенствует ли систему исполнения наказаний новый Закон о службе в УИС?

Что такое правовой статус сотрудника уис. Смотреть фото Что такое правовой статус сотрудника уис. Смотреть картинку Что такое правовой статус сотрудника уис. Картинка про Что такое правовой статус сотрудника уис. Фото Что такое правовой статус сотрудника уис

1 августа вступил в действие Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”», регламентирующий правовые, организационные и финансовые аспекты службы в УИС. Данный Закон заменил Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное еще в 1992 г., которым ФСИН России руководствовалась до сих пор.

Законом определены правовой статус сотрудника УИС, его права и обязанности, ограничения и запреты, требования к служебному поведению, порядок урегулирования конфликта интересов; вводятся положения, регулирующие дисциплинарную ответственность и порядок взысканий.

В частности, установлено, что сотрудник при исполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям, которым он подчинен по службе, в том числе временно. Исполнение приказов и распоряжений руководителей, отданных в установленном порядке и не противоречащих Закону, является обязательным.

Служебные обязанности сотрудника регулирует ст. 12 Закона. К ним относятся в том числе соблюдение субординации, недопущение злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдение ограничений и запретов, связанных со службой, а также требований к служебному поведению. Сотрудник УИС также обязан сообщать непосредственному руководителю о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, уведомлять в установленном порядке о каждом случае обращения к нему лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

Главой 7, посвященной служебной дисциплине, установлено, что права, обязанности и ответственность руководителей и сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, а также порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий регламентируются дисциплинарным уставом УИС.

К нарушениям служебной дисциплины Закон относит нарушения законодательства РФ, присяги, дисциплинарного устава, правил внутреннего служебного распорядка и должностной инструкции, несоблюдение сотрудником запретов и ограничений, связанных со службой в УИС, и требований к служебному поведению, а также неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений руководства при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Грубым нарушением служебной дисциплины признаются в том числе совершение виновного действия (бездействие), повлекшего нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальной информации, если это не влечет уголовную ответственность.

За несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предусмотрены дисциплинарные взыскания. Они налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа УИС, за исключением увольнения сотрудника, замещающего должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляет Президент РФ. Вышестоящий руководитель имеет право изменить взыскание, наложенное нижестоящим, если оно не соответствует тяжести дисциплинарного проступка.

Основанием для взыскания за коррупционные правонарушения является доклад о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае если доклад направлялся в аттестационную комиссию – и на основании ее рекомендации. При наложении взысканий учитываются характер правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служебных обязанностей.

По мнению председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова, Закон поможет совершенствовать систему исполнения наказаний, «поскольку теперь будет четкая правовая база для работы сотрудников, где прописаны и права, и обязанности, и запреты».

Комментируя Закон, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин напомнил, что пенитенциарная система России была выделена из системы МВД в 1998 г., на чем настаивал Совет Европы: «Причисление системы исполнения наказаний к сугубо гражданскому ведомству – Минюсту – предполагало, что УФСИН больше будет заниматься исправлением осужденных, нежели их наказанием». О том, что заявленная цель реформы не осуществлена, свидетельствуют, по мнению эксперта, не только коррупционные скандалы и уголовные дела в отношении руководителей УФСИН, но и прежде всего потрясшие общество данные о пытках осужденных, о чем также писала «АГ».

«Принятие Закона, являющегося, по сути, полным повторением законов о полиции, Росгвардии и других силовых ведомств, указывает на то, что разговоры о новой реформе системы ФСИН, ее изъятии из Минюста и передаче в МВД небеспочвенны, – полагает Борис Золотухин. – Этот Закон подтверждает, что ФСИН становится еще более силовой структурой, и ее подведомственность Минюсту нелогична. Он же ставит под сомнение вопрос о том, что ведомство исправление осужденных предпочитает их наказанию».

Адвокат КА «Юстина» Камиль Бабасов считает, что Закон, возможно, прошел бы незамеченным, как аналогичные законы в сфере регулирования государственной гражданской службы, если бы в поле зрения общественности не попали участившиеся в последнее время случаи бесчеловечного поведения сотрудников УИС.

«Статьями 4, 12, 49 и 52 Закона сотрудникам на законодательном уровне предписана строгая субординация с запретом обращаться к вышестоящим должностным лицам и в иные структуры, помимо своего прямого руководителя, а также введен запрет разглашать сведения, ставшие сотрудникам известными в связи с исполнением служебных обязанностей (например, о насилии в отношении заключенных), – комментирует эксперт. – Примечательно, что в установленные Законом запреты не вошли обращение, унижающее честь и достоинство заключенных, и применение силы». Адвокат отметил, что Закон значительно усилил гарантии материального и социального обеспечения сотрудников УИС.

«Общие принципы и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности соответствуют установленным Законом № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе в Российской Федерации” – с той особенностью, что согласно ст. 52 Закона о службе в УИС решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принимает все тот же непосредственный руководитель сотрудника», – добавил эксперт.

По мнению Камиля Бабасова, органы ФСИН станут еще более замкнутыми. «Закон не предусматривает привлечения институтов гражданского общества, равно как и других институтов и органов, для осуществления внешнего контроля за исполнением должностных обязанностей. Органы ФСИН постараются не допускать утечек информации в будущем, как бы печально это ни звучало», – подытожил адвокат.

Адвоката фонда «Общественный вердикт» Ирину Бирюкову заинтересовала гл. 9 Закона, посвященная квалификационным требованиям к сотрудникам УИС, поскольку, по ее мнению, необходим строгий отбор кадров, которые будут работать с осужденными. «С одной стороны, все вроде бы хорошо: и разный уровень образования предусмотрен, и наличие квалификации требуется, и о необходимости введения порядка профессионального психологического отбора на службу упоминается. Однако до вступления Закона в силу существовал Приказ Минюста от 6 июня 2005 г. № 76 “Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы”, из которого следовало, что в процессе предварительного изучения личности кандидата выясняются состояние его здоровья, соответствие образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, а также деловые, личные и нравственные качества», – рассказала она, добавив, что это, однако, до сих пор не мешает сотрудникам пытать заключенных и бесчеловечно обращаться с ними. «У нас и реформа полиции была, сотрудники проходили переаттестацию, но жалоб на полицию стало не меньше, а больше», – напомнила она.

Комментируя ст. 12 о служебных обязанностях сотрудника УИС, Ирина Бирюкова отметила, что это нужные нормы, которые, однако, на практике не работают. «Вопрос не в нормах закона, а в его исполнении, в желании и заинтересованности высшего руководства в том, чтобы закон исполнялся, в строгом надзоре за всеми действиями сотрудников, в отсутствии укрывательства преступлений, совершенных сотрудниками, в неотвратимости наказания. Тогда законы будут работать», – убеждена Ирина Бирюкова.

Источник

Общие положения о службе УИС

Федеральная гражданская служба

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Согласно статье 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения (прекращения) службы в уголовно-исполнительной системе регламентированы Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.»

Источник

Вопрос 31. Правовой статус сотрудника УИС, в том числе в условиях борьбы с коррупцией

Сотрудник уголовно-исполнительной системы – это гражданин Российской Федерации, состоящий в должности рядового и начальствующего состава в ФСИН, ее учреждении или органе, которому в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава внутренней службы.

Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются правами в пределах компетенции, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания.

Правовое положение персонала различно. Прежде всего дифференцируется в зависимости от вида уголовного наказания. Чем жестче наказание, т.е. чем больше оно изменяет общегражданский статус осужденного, тем в большей степени регламентировано правовое положение персонала.

Следует разделить персонал исправительных учреждений на две категории, решающие различные задачи и имеющие неодинаковый правовой статус:

1. Сотрудники исправительных учреждений, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава.

2. Рабочие и служащие персонала исправительных учреждений.

Сотрудники составляют большинство персонала исправительного учреждения, они несут основную нагрузку по достижению поставленных перед учреждением задач в сферах охраны осужденных, обеспечения режима отбывания наказания и безопасности в исправительном учреждении, привлечения осужденных к труду. Сотрудники обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства, правопорядок и законность, безопасность осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории, обеспечить охрану здоровья осужденных, оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Важной обязанностью сотрудников уголовно-исполнительной системы является обязанность на территории России, независимо от занимаемой должности, времени суток, и места нахождения, в случае обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принимать меры для спасения людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении преступлений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации.

Рабочие и служащие из числа персонала обязаны:

· добросовестно выполнять трудовые обязанности;

· соблюдать дисциплину труда;

· бережно относится к имуществу предприятия, учреждения и организации;

· выполнять установленные нормы труда.

Источник

Правовой статус сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации

Рассмотрение теоретических и правовых основ правового статуса сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний России. Оценка юридических гарантий правового статуса. Изучение ответственности сотрудника ФСИН России за нарушения, допущенные в ходе службы.

РубрикаГосударство и право
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления24.07.2018
Размер файла606,7 K

Что такое правовой статус сотрудника уис. Смотреть фото Что такое правовой статус сотрудника уис. Смотреть картинку Что такое правовой статус сотрудника уис. Картинка про Что такое правовой статус сотрудника уис. Фото Что такое правовой статус сотрудника уис

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Теоретические и правовые основы правового статуса сотрудника ФСИН России

1.1 Понятие правового статуса сотрудника ФСИН России

1.2 Правовое регулирование формирования и реализации правового статуса сотрудника ФСИН России

Глава 2. Содержание правового статуса сотрудника ФСИН России

2.1 Права и обязанности сотрудника ФСИН России

2.2 Юридические гарантии правового статуса сотрудника ФСИН России

2.3 Ответственность сотрудника ФСИН России за нарушения, допущенные в ходе службы

Список использованных источников

Проводимые в России реформы объективно обусловили необходимость совершенствования правовых основ как самой службы в уголовно- исполнительной системе, так и вопросов правового статуса сотрудников. В настоящее время данный вопрос приобретает еще большую актуальность в свете реформирования службы и подготовки кадров по сути новой формации. Преобразование пенитенциарных учреждений России всегда сопровождалось изменением органов, должностных лиц, отвечающих за содержание осужденных, в том числе их правового статуса.

Безусловно, исследование необходимо начать с истории развития службы в уголовно-исполнительной системе. Мы полагаем, что необходимо отразить данный момент во введении нашей работы.

Появление в Древней Руси специализированных органов, осуществляющих содержание преступников, было сопряжено с особенностями организации органов власти, местного самоуправления, а также полицейских и судебных органов. Согласно Судебнику 1497 г. судебно-полицейские мероприятия и сыск обеспечивал недельщик, назначаемый, как правило, судом. В его обязанности кроме всего входило «держать злодеев в тюрьмах». Судебник причислял их к числу благородных. При Иване III исполнение наказаний переходит в разряд государственных функций, что приводит к началу процесса изменения порядка формирования тюремных органов и их статуса.1

В конце XIX века МВД включает в свой состав все полицейские и тюремные учреждения, что позволяет говорить о военизированном характере службы в пенитенциарных учреждениях. В это время существовала практика комплектования рядового состава тюремной охраны и конвойной стражи старослужащими и нестроевыми солдатами. Начальствующий состав мест лишения свободы нередко замещался армейскими офицерами. В эти годы управлением местами заключения занимались губернаторы и градоначальники. В их полномочия входило: назначение, перемещение и увольнение от должности руководителей тюрем и их заместителей. Далее в 1895 году Министерство юстиции стало курировать деятельность Главного управления тюрем. Принятая в 1915 году Общая тюремная инструкция определила общие обязанности и организацию работы сотрудников службы. После 1917 года в числе первых центральных ведомств были учреждены народные комиссариаты юстиции и внутренних дел. Позднее создается Управление советской рабоче- крестьянской милиции, что явилось началом создания профессиональных органов исполнения наказания. В 1922 году утверждено Временное положение о Главном управлении местами заключения НКВД РСФСР и его местных органах, 12 июня 1924 г. издан Декрет ВЦИК и СНК «О служащих в местах заключения»2.

Позднее происходят постоянные преобразования пенитенциарного ведомства: в 1934 году оно находится в составе НКВД СССР, с 1953 года было создано Тюремное управление Министерства внутренних дел СССР. Кроме того, в период с 1922 по 1994 гг. полномочия по содержанию и конвоированию принадлежали различным государственным ведомствам (КГБ, МВД, Минюст). Внутренние войска Министерства внутренних дел занимались охраной и содержанием лиц, которые отбывают наказание. В 1995 году органам УИС

МВД были полностью переданы полномочия, которые впоследствии были переданы Министерству юстиции3. Как мы видим, на протяжении всего периода существования в России тюремных учреждений они подвергались постоянному реформированию: передавались от одного ведомства другому. В связи с данными событиями правовой статус сотрудника УИС также изменялся: от назначаемого судьей на определенный срок исполнителя до профессионального сотрудника федеральной службы в составе Министерства юстиции.

К сожалению, сейчас мы можем констатировать тот факт, что правовой статус сотрудника УИС до конца законодательно не сформирован. Конечно, с момента формирования в виде самостоятельной федеральной службы и до наших дней была проделана огромная работа по формированию ведомства, принято и действуют множество нормативно-правовых актов как непосредственно определяющих правовой статус сотрудника ФСИН России, так и распространяющих свое действие на них как подпадающих под понятие «государственный служащий». Но до настоящего времени не принят единый нормативно-правовой акт, устанавливающий правовой статус сотрудников ФСИН России и порядок прохождения ими государственной службы. Не принимается и федеральный закон, регламентирующий государственную службу в УИС. Затянувшийся процесс принятия указанного федерального закона на практике приводит к тому, данные вопросы начинают регулироваться множеством отсылочных и бланкетных норм, что не способствует эффективности правоприменения и высокой юридической технике законодательства в РФ.

Необходимо обратить внимание на правовое регулирование правового статуса сотрудника УИС, так как в данной сфере имеется комплекс нерешенных проблем.

Первая группа проблем имеет связь с соблюдением РФ международно- правовых норм в сфере исполнения наказаний. Данные нормы повысили требования, которые предъявляются к сотруднику УИС. Также международно- правовые нормы позволяют государству наделить сотрудника УИС статусом государственного служащего, обеспечить его льготами и достойными условиями труда.

Необходимо отметить тот факт, что принцип гуманизма, который закрепляется в международных и российских нормативно-правовых актах, может распространяться не только на подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, а также на сотрудников уголовно- исполнительной системы, поэтому следует обратить внимание на эти проблемы и установить надежные правовые гарантии реализации правового статуса сотрудников УИС.

Вторая группа проблем связана с тем, что на данный момент отсутствует четкая правовая регламентация правового статуса сотрудника УИС, не урегулированы вопросы прохождения службы в ФСИН России, ее учреждениях и органах; несовершенстве и неупорядоченности в регулировании возложенных на сотрудников УИС обязанности и предоставленных им прав, например в сфере государственного управления по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, участию в обеспечении режима чрезвычайного положения и т.д.

Перейдем к третьей группе проблем правового регулирования правового статуса сотрудника УИС. Она заключается в начавшемся переводе отдельных категорий сотрудников УИС в гражданские служащие, низком уровне их правовой защиты, материального обеспечения, социальной защищенности сотрудников и членов их семей.

Стоит отметить, что эффективность решения поставленных перед ФСИН России задач зависит от ее сотрудников, которые представляют социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, наделенных правовым статусом.

Положение сотрудников УИС, которое сложилось на данный момент, негативно сказывается на организации службы. Данное положение сотрудников УИС заключается в необеспечении государством достойного уровня жизни сотрудников, медицинского обслуживания, жилищных условий сотрудников УИС и их семей. Данное правовое положение сотрудников негативно сказывается на выполнении сотрудником служебных обязанностей, а также формирует негативное отношение сотрудников УИС к происходящим в их системе преобразованиям.

Целью работы является исследование и анализ особенностей понятия и основных элементов правового статуса сотрудника ФСИН России.

Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:

-дать понятие правового статуса сотрудника УИС, рассмотреть различные мнения ученых по данному вопросу;

-проанализировать действующее законодательство, регламентирующее правовой статус сотрудника ФСИН России;

-провести теоретический анализ элементов, характеризующих правовой статус сотрудника УИС (обязанности, права, юридические гарантии, ответственность сотрудника).

При написании выпускной квалификационной работы использовался формально-юридический метод, с помощью которого исследовались понятия, выяснялась их сущность и отличия от других дефиниций, а также исторический, логический, сравнительно-правовой и другие методы. Кроме того задействованы такие логические приемы, как анализ, синтез, дедукция и индукция. правовой наказание ответственность сотрудник

Глава 1. Теоретические и правовые основы правового статуса сотрудника ФСИН России

1.1 Понятие правового статуса сотрудника ФСИН России

Раскрытие темы «Правовой статус сотрудника ФСИН России» представляется возможным с этимологии понятия «правовой статус». Слово «статус» имеет происхождения от латинского status, что означает положение, состояние. Часть ученых дают понятию «правовой статус» следующее определение: юридически закрепленное положение субъекта в обществе, т.е. комплекс прав, обязанностей, гарантий и ответственности, установленных правовыми нормами.4

Стоит отметить, что в данный момент до принятия ожидаемого нормативно-правового акта, регламентирующего статус сотрудников УИС, условия и порядок прохождения службы сотрудниками ФСИН России определяет «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденное 23.12.1992 постановлением ВС РФ.5 Данное положение дает определение сотрудника УИС и под ним понимается гражданин РФ, который состоит в должности рядового или начальствующего состава ФСИН России, ее учреждении или органе, которому в установленном данным Положением порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава внутренней службы.6

Я считаю равнозначными понятия «правовой статус» и «правовое положение», и не имеет ни теоретического, ни практического значения разграничение этих понятий.

По мнению Д.М. Овсянко, правовое положение (статус) правоохранительных служащих включает в себя права, свободы, обязанности и ответственность сотрудников.7 Вместе с тем, по мнению ученого В.А. Пертли в правовое положение сотрудников УИС входят права, обязанности, требования к личным и профессиональным качествам, ответственность, меры социальной защиты и гарантий8.

Реформы в России, которые проводятся в настоящее время, требуют совершенствовать основы службы в УИС и регламентировать правовой статус сотрудников УИС. Преобразование учреждений УИС всегда означает изменение управляющих органов и должностных лиц и их правового статуса.

Заслуживает быть отмеченным тот факт, что являются противоречивыми содержания правового статуса, которое предлагают ученые и которое закреплено нормативно-правовыми актами. Это означает, что не существует одной точки зрения на данный вопрос, и различные ученые предлагают свои варианты построения правового статуса сотрудников УИС. Разные мнения ученых на структуру правового статуса ведут к тому, что существуют теоретические проблемы исследования структуры правового статуса.9

Вместе с тем следует подчеркнуть, что ряд ученых разграничивают понятия «правовой статус» и «правовое положение», данные ученые определяют их как отдельные понятия. В частности Витрук Н.В. считает что в юридической науке равняются понятия правового статуса и правового положения личности. По мнению Витрука, правовой положение (или статус) личности представляет собой систему прав и обязанности, которые гарантированы личности нормами, закрепленными в правовых актах10.

Такой ученый как Смирнов Л.В. определил место правового статуса сотрудника МВД в системе правового положения и различил два разных понятия: «правовой статус» и «правовое положение», а правовой статус определил «ядром правового положения»11.

Также вопрос данных понятий нашел отражение в работах Н.В. Мучкиной, она считает «правовое положение» первичной категорией по отношению к «правовому статусу»12.

В свою очередь, другие ученые, занимающиеся проблемой правового статуса, видят решение проблемы в раскрытии объема понятия «правовое положение (статус)», не разграничивая понятия правовой статус и правовое положения, считают их равнозначными.

Важным для исследования является то, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» закреплены как синонимы закреплены в ч. 4 ст. 10 ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»: «Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. »13.

Мою точку зрения разделяет ученый В.М. Баранов. Она высказывает свое мнение в пользу тождественности данных категорий, и считает необоснованным, не имеющим теоретической и практической значимости разграничение данных понятий. Баранова в своей работе отмечает, что выделение понятий «правовой статус» и «правовое положение» вызван стремлением ученых дополнить новым для юридической науки содержанием уже имеющиеся работы по данной теме14.

В данном параграфе следует дать классификацию правовым статусам. Для этого обратимся к общим подходам к концепции правового статуса индивида.

В своих работах ученые выделяют общий, специальный и индивидуальный правовые статусы, находящиеся в связи и взаимодействии между собой.

Несомненно, все сотрудники ФСИН России имеют общий (его еще называют конституционным) правовой статус, определяющий юридические свойства и качества, которые характерны для других статусов15.

Далее можно классифицировать правовые статусы в зависимости от отраслей права: гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно- правовой статусы и т.д.

В частности административно-правовой статус сотрудника уголовно- исполнительной системы представляет собой комплексный правовой институт. Для приобретения административно-правового статуса сотрудника уголовно- исполнительной системы гражданину необходимо иметь административно- правовой статус гражданина РФ, то есть его утрата (например, выход из гражданства) вызовет потерю административно-правового статуса сотрудника УИС.

Реформы в настоящее время ведут к разработке единого правового статуса госслужащего и, в частности, правового статуса сотрудника уголовно- исполнительной системы. 16 Как и государственный служащий, сотрудник УИС будет наделен общим правовым статусом, общеслужебным правовым статусом, специальным правовым статусом, который подразделяется на профессиональный, должностной и особый.17

В рамках данного параграфа я считаю целесообразным рассмотреть требования, предъявляемые к сотруднику ФСИН.

В связи со сложность организационной структуры и функциональностью учреждений и органов ФСИН России, к сотруднику УИС предъявляются определенные требования к личностным, деловым и специальным профессиональным качествам.

Сотрудник УИС в первую очередь должен иметь соответствующее образование и должен пройти профессиональную подготовку для занимаемой должности. Также сотрудник ФСИН должен быть готов к компетентному решению задач, которые стоят перед уголовно-исполнительной системой, должен обладать должным уровнем правосознания, профессиональной этикой, уважением к законам и социальным ценностям правового государства.

Одним из важных требований, предъявляемых к сотруднику УИС, является необходимость знаний в области юридических и специальных дисциплин, знать должностную инструкцию, знать правовые основы, условия и порядок прохождения службы в УИС.

Современные реформы в УИС заявляют о повышении требований к сотрудникам. В настоящее время необходимо решить вопрос профессионального отбора будущих сотрудников на службу в УИС. Центральному аппарату необходимо усовершенствовать порядок отбора кадров, а также их обучение, которые положительно скажутся на выполнение сотрудникам УИС задач, поставленными перед системой исполнения наказаний. Существует острая необходимость повысить требовательность к изучению моральных и деловых качеств сотрудников, поведению их в бытовой жизни, состоянию здоровья. При подборе сотрудников обязательно должны присутствовать будущие руководители сотрудника, которые также должны участвовать в подборе кадров. Следует отметить, что в связи с особенностями правоохранительной деятельности системы исполнения наказаний, служба в УИС противопоказана в среднем каждому третьему кандидату в сотрудники УИС.

Рассмотренные нами требования, которые предъявляются к сотруднику ФСИН, можно разделить на три группы:

-требования, которые носят общеобязательных характер (например, гражданство, образование, отсутствие судимости);

-требования, обусловленные особенностями профессии (например, отсутствие заболевания, которое препятствовало бы выполнению служебных обязанностей);

-требования, касающиеся нравственной составляющей отдельной должности.

Сейчас ведется работа по усовершенствованию подбора сотрудников на службу в УИС. В связи с этим создается процедура, которая состоит из прохождения сотрудником собеседования, медицинского обследования, тестирования, психофизиологическое исследование при помощи «Полиграфа».

В качестве одного из средств противодействия коррупции для кандидатов с корыстной мотивацией ввели институт поручительства, согласно которого при выдвижении на руководящую должность кандидат должен предоставить рекомендации своих поручителей. Поручителями могут быть сотрудники, которые прослужили в УИС не менее пяти лет и готовы нести за кандидата моральную ответственность.

Мы обобщили особенности правового статуса сотрудника ФСИН России в виде схемы.19

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что категория «правовой статус» нормативно установлена в нормативно-правовых актах (например, военнослужащих), и толкуется в справочной и юридической литературе.

Во-первых, мы выяснили, что под правовым статусом в юридической литературе понимается юридически закрепленное положение субъекта в обществе, в том числе система прав, обязанностей, гарантий и ответственности. Во-вторых, мы пришли к выводу, что категории «правовой статус» и «правовое положение» тождественны. В-третьих, мы классифицировали правовые статусы в зависимости от различных критерий, например, таких как отрасли права.

1.2 Правовое регулирование формирования и реализации правового статуса сотрудника ФСИН России

В первом параграфе настоящей выпускной квалификационной работы мы рассмотрели понятие правового статуса сотрудника ФСИН России. Теперь необходимо исследовать круг и содержание нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы статуса сотрудника ФСИН России.

В последнее десятилетие ФСИН России претерпела значительные изменения в своей деятельности. Но стоит отметить, что до сегодняшнего дня правовые основы сотрудников ФСИН России не нашли отражения в законодательстве и в административно-правовой науке20.

Нормативно-правовые акты можно сгруппировать по разным основаниям. Например, по отраслям права, к которым относятся нормативно-правовые акты (конституционному, уголовному, уголовно-исполнительному, административному и др.). Но стоит отметить, что существуют нормативно- правовые акты, которые относятся к нескольким отраслям права, их можно назвать межотраслевыми. Данные акты изданы с целью внести изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, которые относятся к различным отраслям правам. Сюда можно отнести Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 31.10.2002 г. № 133- Ф321.

Изучив работу К.В. Шафранского, можно сделать вывод о том, что этот ученый считает правовое положение сотрудников УИС, находящимся на стыке нескольких отраслей права и являющимся комплексным правовым институтом.22

Также нормативно-правовые акты можно классифицировать на законы и подзаконные акты. По данной классификации все нормативно-правовые акты группируются в соответствии с их юридической силой, сначала идут акты, принятые высшим законодательным органом, далее следуют акты, принятые Министерством юстиции РФ.

Следует отметить, что правовые акты, которые приняла Федеральная служба исполнения наказаний РФ, не содержат норм права. Данная служба публикует только индивидуальные правовые акты и не имеет права реализовывать нормативно-правовое регулирование в своей сфере деятельности кроме случаев, которые определяют указы Президента РФ или постановления Правительства РФ. В пределах своей компетенции ФСИН России издает индивидуальные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций, наставлений и положений.

Необходимо рассмотреть две части, из которых состоит правовое регулирование правового статуса сотрудника УИС.

Первая часть полностью регламентируется Конституцией РФ, это права, свободы и обязанности гражданина и человека, закрепленные основным законом государства. Данные элементы статуса имеют непосредственное отношение к сотрудникам ФСИН России. Однако реализация такого права, как право на забастовку, недопустима для сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Проанализировав законодательство, касающееся правового статуса сотрудника ФСИН России, я пришла к выводу, что существуют значительные расхождения в регулировании содержания правового статуса сотрудника УИС. Например, в ч. 2 ст. 14 закона «О государственной гражданской службе РФ» закрепляется положение о том, что госслужащий имеет право, предварительно уведомив представителя, выполнять иную оплачиваемую работу, если не имеет места быть конфликт интересов25. А ознакомившись со ст.10 Положения о службе в органах внутренних дел РФ можно сделать вывод о том, что сотруднику ФСИН России запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему ФСИН России, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Также можно усмотреть похожую ситуацию с вопросом о привлечении к дисциплинарной ответственности. Из п.5 ч.1 ст.57 закона «О государственной гражданской службе РФ» следует, что госслужащего могут уволить в порядке дисциплинарного взыскании при учинении грубого проступка.

Правовую основу статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы составляет вышеуказанный Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которые регламентирует правовой статус учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, а также её сотрудников.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса была изучена диссертация нашего земляка, кандидата юридических наук Р.В.Нагорного. Он считает, что в настоящее время данный закон не охватывает в полной мере круг общественных отношений, которые существуют в системе исполнения уголовных наказаний. Также данный нормативно-правовой акт в малой степени показывает общую концепцию реорганизации УИС в целях приобщения ее к международно-правовым нормам, а разделы, которые посвящаются правовому положению сотрудников УИС, уже не отвечают требованиям сегодняшнего дня26.

Такой ученый, как А.И.Зубков, отмечает тот факт, что данный Закон включает в себя правовые нормы, которые касаются вопросов социальной защиты сотрудников УИС, использование ими мер безопасности и других вопросов, относящихся по сути к трудовому, административному и другому праву27.

Неоспорим тот факт, что в связи с присоединением Российской Федерации в 1996 году к Совету Европы, возникли отдельные проблемы в сфере правового регулирования правового статуса сотрудника УИС.

Следует отметить, что до 1998 года учреждения и органы уголовно- исполнительной системы были включены в систему органов внутренних дел РФ и, следовательно, в юридической литературе не трактуются как отдельное звено правоохранительных органов.

С 1 сентября 1998 года уголовно-исполнительная система стала работать под юрисдикцией Министерства юстиции РФ. Этот переход был обусловлен рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых пенитенциарных правилах. Теперь необходимо стало выделить данный правоохранительный орган в самостоятельный, который стал бы решать задачи, поставленные перед ним.

Безусловно, то, что в настоящее время отсутствует законодательная база порядка и условия прохождения службы в УИС, беспокоит сотрудников сданной системы и усложняет процесс комплектования кадрами.

В настоящее время для правового регулирования деятельности УИС и правового статуса ее сотрудников необходимо применять нормативно- правовые базы МВД России и Министерства юстиции РФ. Разумеется, что это приведет к возникновению пробелов в правовом регулировании правового статуса сотрудник ФСИН России, если, например, отменят нормативно- правовой акт МВД России, которые регулирует правовые отношения в уголовно-исполнительной системе.

Приведу в пример то, что сначала поступление в образовательные учреждения ФСИН России определялось Правилами приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России. Спустя время, данные правила были отменены и появился пробел в правовом регулировании в данной сфере. Еще один пример касается обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы продовольственными пайками. Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время»28, которое регламентирует нормы суточного довольствия сотрудников.

К сожалению, следует констатировать тот факт, что на сегодняшний день не приведен в порядок механизм, который бы отслеживал отмену ранее действующих нормативно-правовых актов МВД в УИС Министерства юстиции РФ.

Изучение правовой литературы позволяют нам сделать вывод о том, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, бесспорно, работают на государственной службе и, таким образом, наделяются статусом госслужащих. Д.М.Овсянко в своей работе дал название параграфу «Государственная служба в органах и учреждения уголовно-исполнительной системы»(§3 гл.5)29. В работе ученого С.М. Зубарева изложена такая позиция, что сотрудники исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы являются федеральными государственными служащими, которые осуществляют такую функцию, как исполнение уголовных наказаний.30

В 2002 году был введен в действие Трудовой кодекс РФ. Данный кодифицированный закон регламентировал защиту прав и интересов работников.

Как было отмечено ранее, трудовые отношения в уголовно- исполнительной системе регламентированы федеральными и ведомственными нормативно-правовыми актами. В первую очередь, это Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который был изрядно дополнен различными изменения из-за требований настоящего времени.

Трудовой кодекс в ст.423 определяет что нормативно-правовые акты, которые действуют на территории РФ и не приведены в соответствие с Трудовым кодексом РФ, действуют в той мере как не противоречат Трудовому кодексу РФ31. Это позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время кадровые отделы уголовно-исполнительной системы должны применять ведомственные нормативно-правовые акты.

Сегодня нормы трудового права могут применяться к службе в уголовно-исполнительной системе, если не противоречат законодательству о ней, при схожих правовых отношениях с трудовыми.

Это представляется возможным в тех случаях, когда есть прямое указание в правовых актах о службе в уголовно-исполнительной системе. К примеру, в ст. 44 Положения о службе в ОВД РФ32 закреплено положение о том, что у сотрудников ОВД продолжительность рабочего времени устанавливается трудовым законодательством, то есть рабочий день не превышает 40 часов в неделю. Разумеется, учитывая специфику деятельности уголовно- исполнительной системы, данные нормы нарушаются. Отделы, которые занимаются организацией дежурной службы в уголовно-исполнительной системе не ведут общий учет рабочего времени, различные графики дежурств для сотрудников, поэтому сотрудникам не компенсируется оплата труда за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Также нормы трудового законодательства применяются при пробелах в правовых актах о службе в уголовно-исполнительной системе. Так, например, в ст.5.8. Положении о службе в ОВД не оговаривается порядок увольнения по собственному желанию, по этому в данном вопросе следует использовать ст.80 ТК РФ.

Так как одним из вопросов нашего исследования являются особенности юридических гарантий, предоставляемых сотрудникам ФСИН, в рамках этого параграфа необходимо отметить ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».33 Данный закон в ст.1 определяет, что он распространяется на сотрудников, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе. В этом законодательном акте отражены такие вопросы, как юридические гарантии и пособия, социальные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и т.д.

В связи с совершенствованием законодательства необходимо принять специальный закон, регулирующий службу в системе исполнения наказания. Подготовленный Минюстом РФ проект ФЗ «О службе в уголовно- исполнительной системе»34. Данный законопроект с 25 октября 2013 года по 09 декабря 2013 года прошел публичное обсуждение, но так и не был внесен в ГД СФ РФ. Законопроект был разработан для регулирования порядка и условий прохождения службы в УИС и правового статуса сотрудников УИС.

В частности, следует отметить, что правовое регулирование правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы в данном проекте федерального закона закреплено в 3 главе. В этой главе раскрывается понятие «сотрудник», права и обязанности сотрудников УИС, ограничения и запреты на службе в УИС, требования к служебному поведению сотрудников УИС.

Правовое регулирование правового статуса сотрудника уголовно- исполнительной системы в этом законопроекте схоже с ФЗ от 30.11.2011 № 342?Ф «О службе в органах внутренних дел»35. Также разделяются статьи на элементы правового статуса: права сотрудника, служебные обязанности сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в УИС, ответственность сотрудника. В отличие от проекта ФЗ «О службе в уголовно- исполнительной системе» в Положении о службе в ОВД не раскрыто перечня прав, обязанностей и запретов по службе сотрудников уголовно- исполнительной системы.

Таким образом, в разработанном законопроекте правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы определен в полной мере, и его принятие улучшит деятельность органов уголовно-исполнительной системы и социально-правовую защиту сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Анализ нормативно-правовых актов и законопроектов позволяет сделать вывод о том, что сегодня правовая регламентация правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы реализовывается нормами административного права и нормами трудового права в случаях, когда есть прямое указание или пробел в нормативно-правовом акте, регулирующем статус сотрудника УИС.

В итоге рассмотрения правового регулирования формирования и реализации правового статуса сотрудника ФСИН России можно сказать, что данный вопрос нуждается в скорейшем совершенствовании. Более того, нерешенный вопрос, который связан с правовым регулированием правового статуса сотрудника УИС, влечет за собой проблемы с определением содержания правового статуса сотрудников УИС. Несомненно, одним из способов совершенствования является принятие специального закона, который будет в полной мере регламентировать права, обязанности, ограничения, запреты, гарантии и ответственность сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Глава 2. Содержание правового статуса сотрудника ФСИН России

2.1 Права и обязанности сотрудника ФСИН России

Во второй главе нашего исследования будет проанализировано содержание правового статуса сотрудника ФСИН России.

Содержание правового статуса сотрудника ФСИН мы начнем с изучения прав, предоставленных этому сотруднику. В юридическом словаре под «юридическим правом» понимается определенная законом мера возможного поведения участника данного правового отношения-носителя этого права36.

Можно принять во внимание классификации прав государственных служащих, предложенных учеными-административистами.

По мнению, А.П. Коренева права государственных служащих подразделяются на общие служебные и специальные. Специальные права, согласно позиции ученого, предусмотрены в федеральных законах и подзаконных актах (положениях, должностных инструкциях и т.д.).38

Д.Н.Бахрах склоняется к делению прав государственных служащих на личные и служебные. Служебные права реализуются при выполнении должностных обязанностей. Из служебных прав исследователь выделил общеслужебные, профессиональные и должностные полномочия.39

Таким образом, исходя из мнений данных ученых, мы выяснили что права сотрудника УИС можно подразделить на личные и служебные.40

Личные права сотрудника необходимы для надлежащего выполнения обязанностей. Такие права включают в себя право на обращение в суд в защиту своих ущемленных законных прав и интересов, право на защиту своей чести и доброго имени, право свободно передвигаться по территории Российской Федерации и т.д.

В данном исследовании мы будем рассматривать служебные права сотрудника УИС, которые предоставлены ему правовыми актами в соответствии с его компетенцией.

Мы рассмотрим лишь часть служебных прав, предоставляемых нормативно-правовыми актами сотрудникам ФСИН.

Начнем с того, что в связи с принятием КоАП РФ и отведением ФСИН России в ведение Министерства Юстиции РФ, учреждения и органы ФСИН получили право на производство по делам об административным правонарушениях.

Право сотрудника ФСИН составлять протоколы по делам об административных правонарушениях является одним из основных прав, предоставляемых сотрудникам.

Органы и учреждения ФСИН России рассматривают дела по административным правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена ст.19.3 КоАП РФ (неповиновение требованию и распоряжению сотрудника), ст.19.12 КоАП РФ (передача запрещенных предметов).42

Сотрудник ФСИН может охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, т.е. сотрудник вправе отдавать должностным лицам и гражданам распоряжения предъявлять соответствующие требования по охране правопорядка.44 Стоит отметить, что законодательство не закрепляет право сотрудника УИС осуществлять охрану правопорядка за пределами режимной территории. В законодательстве существует пробел, согласно которому непонятно когда сотрудник находится на исполнении им служебной обязанности по охране общественного правопорядка и общественной безопасности. На практике существуют случаи привлечения для охраны общественного правопорядка студентов высших образовательных учреждений ФСИН России при проведении массовых мероприятий.45

Отсутствуют общие ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок производства по делам об административных правонарушениях. Но стоит отметить положительную практику, например, учреждение ОД-1/7 Управления ФСИН России по Владимирской области с учетом своей специфики разработало делопроизводство по делам об административных правонарушениях, а также разработали образцы процессуальных документов.46

Далее рассмотрим следующее право сотрудника уголовно- исполнительной системы: право на осуществление административного задержания. У сотрудников ФСИН Росси, которые могут воспользоваться правом на административное задержание, могут вызвать сложности закрепление права административного задержания в исключительных случаях, но что может относится к таких случаям административное законодательство не разъясняет.

Это может поставить сотрудника ФСИН в неблагоприятную для него ситуацию. Например, когда у защитника задерживаемого лица есть возможность растолковать исключительные случаи и доказать в суде, что административное задержание сотрудником ФСИН было осуществлено неправомерно.

Далее рассмотрим проблемы, которые возникают при реализации рассмотренных нами прав сотрудников ФСИН России.

Во-первых, с принятием КоАП сотрудники ФСИН получили право на административное задержание, но в нормативно-правовых отсутствует перечень должностных лиц, которые могут осуществлять данное право. Обращая внимание на практику других федеральных служб, можно отметить издание Федеральной таможенной службой РФ перечня должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы по делам об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание.47

Во-вторых, законодательство закрепляет содержание задержанных лиц в специально отведенных помещениях органов либо в специальных учреждениях. Не предусмотрено законодательством, как должны быть оборудованы данные помещения. Также стоит отметить, что законодательство не запрещает содержание задержанных лиц в служебных помещениях, которые отвечают требованиям ст.27.6 КоАП РФ.

В-третьих, при рассмотрении дел об административных правонарушениях возникают проблемы с неявкой лиц, привлекаемых к ответственности. В настоящее время не существует правовой основы для осуществления привода указанных лиц сотрудниками ФСИН России. Согласно КоАП РФ право привода предоставлено сотрудникам полиции на основании определения суда, органа, должностного лица, которое рассматривают дело об административных правонарушениях.

В-четвертых, дежурные части учреждений и органов ФСИН России не ведут журналы учета лиц, которые доставлены за совершение административного правонарушения, как это осуществляется в МВД РФ.

В-пятых, существует проблема, относящаяся к праву на административно задержание в случаях прекращения незаконных действий, когда нет полного ясного представления в юридической квалификации административного правонарушения или преступления.

К следующему праву сотрудников ФСИН России, которые необходимо рассмотреть в рамках этой работы, относятся: право на досмотр и обыск осужденных и других лиц, их вещей, транспортных средств, которые находятся на территории, где установлены режимные требования.

Данное право сотрудника ФСИН России представляет собой меру пресечения и предупреждения проникновения в учреждения ФСИН вещей и предметов, которые осужденные не имеют права иметь при себе. Также данное право имеет принципиальное значение для реализации задачи, которые поставлены перед системой исполнения наказаний.48

В.Д. Крачун в своей работе отмечает, что проникновение в учреждение ФСИН России запрещенных предметов и их использование отрицательно скажется на воспитательном воздействии на осужденных, осложняет оперативную обстановку в местах лишения свободы и способствует нарушению режима.49

Стоит отметить, что в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» понятия «досмотр» и «обыск» соединены, поэтому можно сделать вывод о том, что обе данные меры принуждения осуществляются в отношении осужденных и иных лиц.50

Проанализировав ст.82 УИК РФ51, мы можем привести следующие положения из данной правовой нормы:

-ч.5 статьи закрепляет, что осужденные, а также помещения, в которых они проживают могут подвергаться обыску, а вещи осужденных- досмотру;

-ч.6 правовой нормы определяет, что администрация учреждения вправе производить досмотр находящихся на его территории лиц, их вещей и транспортных средств.

Статья 27.7 КоАП РФ устанавливает положение, согласно которому производится личный досмотр, досмотр вещей, которые находятся при лице.

Обращая внимание на зарубежную практику, мы приведем положение из работы английского исследователя Э.Койла: «Законодательство Англии закрепляет процедуру обыска при входе в тюрьму в отношении всех без исключения сотрудников, граждан независимо от занимаемой ими должности и положения, за исключением Королевы и Премьер-министра».52

Э.В.Тураев приводит аналогичный довод относительно данной проблемы и отмечает, что сотрудники ФСИН России представляют определенную угрозу безопасности, так как они могут пронести на режимные территории запрещенные предметы, поэтому они также как и все должны подвергаться процедуре обыска.53

Следующим вопросом, который необходимо рассмотреть в рамках данной работы, являются обязанности сотрудника ФСИН России. Юридическая обязанность в правовой энциклопедии определяется как вид, мера должного поведения участника правового отношения, которое он обязан осуществлять для реализации субъективного права другого участника правовых отношений.54 Другая дефиниция юридической обязанности заключается в том, что она представляет собой предписанную законом необходимость поведения, нарушение которого пресекается и наказывается с помощью мер государственного принуждения.

Для систематизации обязанностей сотрудников ФСИН России возьмем за основу закрепленные в законодательстве и предложенные исследователями обязанности государственного служащего.

В юридической доктрине авторы представляют разные дифференциации обязанностей, которые возложены на государственных служащих. Например, учебник административного права под редакцией А.П.Алехина и А.А. Кармолицкого разделяет обязанности государственного служащего на общегражданские и служебные. По мнению авторов учебного пособия, из служебных обязанностей можно выделить общие обязанности (распространяются на всех государственных служащих) и специальные обязанности (относятся к конкретному виду государственной службы, например, военной, таможенной и т.д.).55

Противоположная позиция Н.В. Новоселовой заключается в том, что деление обязанностей общегражданского служащего на общегражданские и служебные не совсем аргументировано, так как правовой статус государственного служащего составляют права и обязанности, которыми он обладает в связи с исполнением служебной деятельности по занимаемой государственной должности».56

Другие авторы считают, что необходимо служебные обязанности разделить на общеслужебные и служебные, которые в свою очередь разделяются на профессиональные, должностные и ограничения.57

Таким образом, на основе анализа законодательства и мнений ученых по этому вопросу, мы считаем, что обязанности сотрудника ФСИН России следует поделить на общегражданские (возлагаются на всех граждан) и служебные. Служебные обязанности в свою очередь необходимо разделить на общеслужебные (относятся ко всем сотрудникам правоохранительных органов) и специальные (относятся только к сотрудникам ФСИН России). Специальные обязанности состоят из профессиональных и должностных.58

Для начала проанализируем общегражданские обязанности сотрудника ФСИН России. Несмотря на то, что сотрудник ФСИН находится под специальным правовым режимом, он не лишен общегражданских обязанностей, которые предусмотрены Конституцией РФ. Сотрудник ФСИН, как и любой гражданин РФ, обязан платить установленные законодательством налоги и сборы, сохранять окружающую среду и т.д.

Далее следует провести исследование общеслужебных обязанностей сотрудника, которые относятся к сотрудникам всех правоохранительных органов.

Общеслужебные обязанности напрямую зависят от выполнения сотрудником служебного долга.

Но непосредственной задачей нашей работы является исследование профессиональных обязанностей, возлагаемых на сотрудника ФСИН России.

Некоторые авторы считают, что обязанности сотрудников УИС вытекают из законодательно закрепленных обязанностей учреждений, исполняющих наказания и касаются обеспечения реализации уголовно исполнительного законодательства.

Мы полагаем, что ст.26 Закона РФ, регулирующего деятельность учреждений УИС, необходимо изменить на «Служебные обязанности и права сотрудников уголовно-исполнительной системы», так как этот закон закрепляет именно служебные обязанности сотрудников УИС.

Также существует деление профессиональных обязанностей сотрудников на две группы.

Обязанности первой группы заключаются в профессиональных обязанностях и выступают в виде юридических предписаний действовать определенным образом.

К обязанностям второй группы относятся профессиональные обязанности, которые непосредственно регламентируют порядок осуществления обязанностей сотрудником ФСИН, а также регулируют процедуру реализации обязанностей сотрудников ФСИН.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *