Что такое правовые средства примеры

Правовые средства: понятие и виды

Что такое правовые средства примеры. Смотреть фото Что такое правовые средства примеры. Смотреть картинку Что такое правовые средства примеры. Картинка про Что такое правовые средства примеры. Фото Что такое правовые средства примеры Что такое правовые средства примеры. Смотреть фото Что такое правовые средства примеры. Смотреть картинку Что такое правовые средства примеры. Картинка про Что такое правовые средства примеры. Фото Что такое правовые средства примеры Что такое правовые средства примеры. Смотреть фото Что такое правовые средства примеры. Смотреть картинку Что такое правовые средства примеры. Картинка про Что такое правовые средства примеры. Фото Что такое правовые средства примеры Что такое правовые средства примеры. Смотреть фото Что такое правовые средства примеры. Смотреть картинку Что такое правовые средства примеры. Картинка про Что такое правовые средства примеры. Фото Что такое правовые средства примеры

Что такое правовые средства примеры. Смотреть фото Что такое правовые средства примеры. Смотреть картинку Что такое правовые средства примеры. Картинка про Что такое правовые средства примеры. Фото Что такое правовые средства примеры

Что такое правовые средства примеры. Смотреть фото Что такое правовые средства примеры. Смотреть картинку Что такое правовые средства примеры. Картинка про Что такое правовые средства примеры. Фото Что такое правовые средства примеры

Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.д.

Важнейшая функция правовых средств – это достижение ими целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей «работой» данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справедливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов и технологии в общей системе правовых факторов. Правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.

Юридические средства выполняют функцию универсального «строительного материала», из чего выстраивается система права, ибо правовые средства унифицируют все те явления, из которых состоит право – юридический факт, субъективное право, обязанность, поощрение, наказание, норма, институт, подотрасль, отрасль и т.п.

Определенное сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более дифференцированно и гибко их урегулировать.

Общие признаки правовых средств:

1. Выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей.

2. Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, направленные на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений.

3. Сочетаясь определенным способом, правовые средства выступают основными работающими частями действия права, правового регулирования, правовых режимов

4. Приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам.

5. Имеют юридическую силу и обеспечиваются государством.

Виды правовых средств:

1. В зависимости от степени сложности подразделяются на:

Первичные это простейшие предписания – субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты.

Комплексные – это состоящие из простейший, т.е. договор, норма, институт, правовой режим.

2. По выполняемой роли делятся на:

— охранительные (меры защиты).

3. По предмету правового регулирования на:

5. По значимости последствий на:

— исключительные (смертная казнь).

6. По времени действия на:

7. По виду правового регулирования на:

— нормативные (установленные нормами права запреты);

— индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав).

8. По информационно-психологической направленности на:

Источник

Система средств индивидуализации. Охраноспособность средств индивидуализации

1. Средство индивидуализации — это обозначение, идентифицирующее (выделяющее) предмет индивидуализации и позволяющее отличать его от подобных ему предметов.

См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 27.

Право на средство индивидуализацииисключительное право. Это единственное право из числа интеллектуальных прав, которое закрепляется на средство индивидуализации (личных неимущественных и иных интеллектуальных прав на средство индивидуализации не существует).

В зависимости от предмета индивидуализации Гражданский кодекс различает четыре средства индивидуализации (перечень закрытый):

1) товарный знак — предметом индивидуализации являются товары определенной группы. Если предметом индивидуализации являются производимые работы или оказываемые услуги, средство индивидуализации может именоваться знак обслуживания. Примеры: «КАМАЗ», «Известия», «Вдова Клико», форма бутылки «Кока-Кола» и т.п.;

2) наименование места происхождения товара — предметом индивидуализации являются товары, произведенные в границах определенного географического объекта. Примеры: «Гжель», «Нарзан», «Шампанское» и т.п.;

3) фирменное наименование — предметом индивидуализации являются юридические лица в форме коммерческих организаций. Примеры: ПАО «КАМАЗ», ООО «Ромашка», ФГУП «Почта России» и т.п.;

4) коммерческое обозначение — предметом индивидуализации являются предприятия как объекты прав. Примеры: «Парикмахерская «Ручеек», «Столовая N 26» и т.п.

См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М., 1994. С. 179.

Главная цель предоставления обозначению правовой охраны — не допустить введения в заблуждение потребителей или контрагентов в отношении производимых товаров (оказываемых услуг).

2. Для каждого средства индивидуализации устанавливается особый правовой режим охраны, между собой эти режимы значительно различаются, особенно по таким критериям, как субъектный состав правообладателей, формальные условия, необходимые для возникновения исключительного права, срок действия и оборотоспособность исключительного права (см. табл. 2):

Возникновение исключительного права

Срок действия исключительного права

Юридические лица; индивидуальные предприниматели

Требуется государственная регистрация в патентном ведомстве (специальный государственный реестр)

10 лет (с возможностью продления на 10 лет без ограничений общего срока)

Допускается переход к другим лицам (по договору и в порядке правопреемства)

Наименование места происхождения товара

Физические лица; юридические лица

Требуется государственная регистрация в патентном ведомстве (специальный государственный реестр)

10 лет (с возможностью продления на 10 лет без ограничений общего срока)

Не допускается переход к другим лицам

Признается с момента государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ

На все время, пока сведения о наименовании юридического лица содержатся в ЕГРЮЛ

Не допускается переход к другим лицам

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; индивидуальные предприниматели

Не требует формальностей

На период фактического использования

Следует за предприятием

Что же позволяет говорить не о наборе различных обозначений, а именно о системе средств индивидуализации?

Во-первых, единство системы обнаруживается в общих чертах правовой охраны каждого средства индивидуализации:

учет сходства до степени смешения. Если на одно обозначение уже возникло исключительное право, то другое обозначение не может получить правовую охрану не только при полной тождественности с охраняемым обозначением, но и в том случае, когда имеющиеся отличия все же способны вызвать у рядового потребителя ассоциации с охраняемым обозначением. Например, сходны до степени смешения обозначения adidas и abibas;

ограниченность исключительного права определенной сферой. Предполагается, что для каждого средства индивидуализации существует своя сфера (однородные товары, однородная деятельность или территория), в рамках которой рядовой потребитель может быть введен в заблуждение. Поэтому, например, исключительное право на фирменное наименование ООО «Лезар» (сфера деятельности — лечение за рубежом) не считается нарушенным, если схожее фирменное наименование имеется у АО «Лезард» (сфера деятельности — производство средств для прочистки сантехники);

отсутствие юридической конструкции преждепользования. Если в отношении обозначения возникло исключительное право у одного лица, то другое лицо не может ссылаться на то, что оно ранее фактически использовало такое же неохраняемое обозначение.

Во-вторых, единство системы поддерживают условия охраноспособности, общие для всех средств индивидуализации:

требование различительной способности. Различительная способность — это гипотетическая возможность вызывать у рядового потребителя ассоциативные образы, необходимые и достаточные для идентификации предмета индивидуализации;

требование относительной новизны. Правовая охрана не предоставляется средству индивидуализации в том случае, если на аналогичный предмет индивидуализации уже возникло исключительное право (например, аналогичный товарный знак имеет более раннюю дату приоритета или аналогичное фирменное наименование уже внесено в ЕГРЮЛ);

зависимость от авторских прав и общегражданских личных неимущественных прав. На средства индивидуализации отсутствуют личные неимущественные интеллектуальные права, поскольку не всякое обозначение, получающее правовую охрану, является результатом творческого труда и имеет автора. В тех же случаях, когда обозначение является объектом авторского права, исключительное право на средство индивидуализации защищается только в том случае, если этот объект (название произведения, имя персонажа, цитата) используется в качестве средства индивидуализации с согласия обладателя исключительного авторского права. Аналогично использование в качестве средства индивидуализации имени или портрета известного лица допускается только с согласия этого лица или лиц, уполномоченных на защиту личных неимущественных прав этого лица после его смерти.

В-третьих, единство системы обеспечивается взаимными связями между системообразующими элементами ( п. 6 ст. 1252 ГК). В отношении различных средств индивидуализации при их столкновении действует «принцип старшинства»: если различные средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Если объемное обозначение является объектом авторских прав, то оно может получить правовую охрану и как промышленный образец (патентное право), и как товарный знак. В этом случае при столкновении промышленного образца и товарного знака также действует «принцип старшинства».

Источник

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Правовые средства: понятие, основные признаки и содержание

Термин «правовые средства» имеет известную неопределенность. В одном ряду с ним можно поставить слова «правовые явления», «правовые феномены», «правовые факторы», «правовые условия» и т.п., которые вполне могут считаться синонимами.

Сам термин «средство» (в юридическом, естественно, смысле) достаточно широко используется как в международно-правовых документах, так и во внутригосударственном законодательстве, как на конституционном уровне, так и в текущих нормативных актах.

В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.

Общие признаки правовых средств:
Классификация правовых средств:

1) зависимости от степени сложности:

2) по выполняемой роли:

3) по предмету правового регулирования:

4) по характеру:

5) по значимости последствий:

6) по времени действия:

7) по виду правового регулирования:

8) по информационно-психологической направленности:

Существующая в юридической литературе точка зрения на правовые средства как сугубо субстанциональные феномены (С.С. Алексеев, В.А. Сапун и др.), отражает только часть истины. Игнорирование в инструментальном подходе средств-деяний (технологии) и акцентирование только институциональной стороны понимания юридических средств не позволяет полноценно учитывать все те факторы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Ведь результат невозможно получить только посредством субстанциональных явлений, которые автоматически не приводят к нужному эффекту. Требуются еще и деяния, усилия, активность, связанные с использованием предоставленных в законодательстве инструментов. Средства-установления и средства-деяния создают вместе необходимый и самодостаточный для достижения конкретной цели информационно-энергетический комплекс ресурсов.

Источник

Правовые средства

1) обладают специально-юридической природой, являются феноменами сугубо правового характера, поскольку основаны на правовых нормах и обличены в юридическую форму;

2) неразрывно связаны с целями правовой политики, так как создаются и функционируют для достижения этих ориентиров;

3) сочетаясь определенным образом, правовые средства выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования;

4) обеспечиваются государством, их отличает гарантированность мерами властного воздействия, ибо реализация регулятивных возможностей права предполагает известную поддержку;

5) приводят к определенным юридически значимым последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования.

В зависимости от особенностей их природы и сферы функционирования все юридические средства можно разделить на средства-инструменты (юридические нормы, а также закрепляемые ими правовые институты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, поощрения, санкции, льготы, принципы и презумпции права, правовые режимы и механизмы и др.) и средства правореализации (могут выражаться в форме средств-документов и средств-деяний).

По степени сложности структурного строения правовые средства можно разграничить на первичные (дозволения, запреты, обязывания, меры поощрения, меры ответственности и др.) и комплексные (юридические нормы и институты, правоотношения, нормативные и правоприменительные акты, правовые механизмы и режимы и др.).

В зависимости от функциональной роли средства права можно разграничить на регулятивные (дозволения, запреты, обязывания и пр.) и охранительные (санкции, меры пресечения, меры наказания, иски и т.д.).

По виду правового регулирования средства бывают нормативные и индивидуальные.

По информационно-психологической направленности (особенностям воздействия на сознание, волю и мотивы субъектов) они делятся на стимулирующие и ограничивающие.

По характеру использования средства могут быть однократного (приговор) и многократного (принцип права) применения.

Полезное

Смотреть что такое «Правовые средства» в других словарях:

Правовые средства и психология — Все составляющие действия права, такие как социально юридические средства, социальный субъекты, социально правовые условия включают в себя представительные психологические элементы, связи и зависимости, влияющие на силу права, его потенциал,… … Энциклопедия современной юридической психологии

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — по законодательству РФ программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства, используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию, в том числе: программы для электронных… … Финансовый словарь

Средства обеспечения автоматизированных систем и технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для ЭВМ, средства вычислительной техники связи; словари; тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики, положения; уставы; должностные инструкции; схемы… … Словарь черезвычайных ситуаций

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИХ ТЕХНОЛОГИЙ — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин. средства вычислительной техники и связи. словари, тезаурусы и классификаторы. инструкции и методики. положения, уставы … Юридическая энциклопедия

Средства обеспечения национальной безопасности — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или… … Официальная терминология

Правовые гарантии — (или надлежащая правовая процедура) свод правил, в соответствии с которым государство должно уважать все законные права, принадлежащие человеку. Правовые гарантии уравновешивают полномочия государства с законом страны, защищая частных лиц… … Википедия

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы … Словарь юридических понятий

ИД 26.2002: Правовые основы охраны труда. Государственное управление в области охраны труда (по состоянию на 1 июня 2002 г.) — Терминология ИД 26.2002: Правовые основы охраны труда. Государственное управление в области охраны труда (по состоянию на 1 июня 2002 г.): 1. В задачу системы инспекции труда входит: а) обеспечение применения положений законодательства в области… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Аренда транспортного средства без экипажа — По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Договор аренды… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *