Что такое правовые знания
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. роль и значение ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА
Лекция 1.Введение.Роль и значение юридических знаний……………………………4
Лекция 4.Основные концепции происхождения и сущности права…………………..9
Лекция 6.Источники(формы) права……………………………………………………..14
Лекция 7.Нормативно-правовые акты…………………………………………………..18
Лекция 10.Правовые отношения…………………………………………………………26
Лекция 11.Реализация права. Понятия и значение законности и правопорядка…..…..30
Лекция 12.Правонарушения и юридическая ответственность…………………………36
Лекция 13.Правосознание и правовая культура………………………………………….40
ЧАСТЬ 2.ОСНОВЫ ОТРАСЛЕЙ СИСТЕМЫ ПРАВА РОССИИ
Лекция 15.Основы конституционного(государственного) права России……………….43
Лекция 16.Основы гражданского права России……………………………………………49
Лекция 17.Основы семейного права России………………………………………………..57
Лекция 18.Основы трудового права России………………………………………………..63
Лекция 19.Основы экологического права России…………………………………………72
Лекция 20.Основы административного права России…………………………………….76
ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. роль и значение ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
устанавливаемых государством для регулирования найболее важных общественных отношений.
Значение и ценность права в том, что право позволяет:
1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития.
2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств.
3. Цивилизованно решать глобальные международные проблемы.
Знание права гражданами:
1. Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности.
2. Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний.
3. Помогает им защитить свои права и законные интересы.
4. Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.
Существуют два подхода к правовому образованию студентов, обучающихся по неюридическим специальностям:
Узкий: студенты изучают только конкретные нормативно-правовые акты, необходимые для их профессиональной деятельности.
Широкий: студенты наряду с отраслевыми юридическими дисциплинами изучают основы теории права. В процессе изучения права студенты на первом этапе осваивают основные понятия и определения теории права, которые в дальнейшем используются для изучения конкретных отраслей права. Данный подход используется в курсе «Право России».
». Цели изучения курса:
· получение сведений об основных отраслях права, необходимых для будущей профессиональной деятельности;
· повышение правовой культуры.
В соответствии с целями изучения курса основными задачами являются:
· овладение понятийным аппаратом;
· вооружение студента правовым кругозором;
· привитие студентам ценностных ориентаций в жизни и в практической деятельности;
· формирование умения осмысливать правовые явления и процессы.
Сущность понятия «Правовые знания у школьников»
Очень важно заложить основы гражданского и правового воспитания у младних школьников, статья рассказывает почему необходимо прививать правовые знания как обучающихся, так и их родителей.
Просмотр содержимого документа
«Сущность понятия «Правовые знания у школьников»»
Задачей гражданско-правового воспитания является формирование у младших школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности[23].
В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры младших школьников, должны решаться следующие задачи:
воспитание личности, осознающей достоинства человека, терпимость;
формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов.
Основной целью гражданского и правового воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Правовые знания как раз и являются той базовой системой, на которой впоследствии надстраивается вся правовая культура личности.
Рассмотрим определение термина «правовые знания» в различных интерпретациях.
Правовые знания – это содержательные научные представления, воспроизводящие в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и выражающие специфически их юридическую качественную определенность[20].
Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания обучающихся. От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.
Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона[7].
Знание гражданско-правовых норм позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Приоритетное место в работе по гражданско-правовому воспитанию отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у обучающихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми[5].
Формирование правовых знаний должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:
чувство собственного достоинства, уважение к себе;
требовательность к себе, ответственность;
отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
жизнестойкость, уверенность в себе;
самообладание при промахе, ошибке;
умение не падать духом при неудачах;
умение радоваться жизни;
вера в добро, в справедливость.
Формирование правовых знаний имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.
Сегодня школа обязана прививать правовые знания как обучающимся, так и их родителям. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.
Систематическая работа с обучающимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию, приучает их добросовестно выполнять общественные поручения[22].
Вывод. Формирование правовых знаний и законопослушного поведения младших школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. Правовые знания и воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей формирования правовых знаний является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением младших школьника.
Содержание правового образования на каждом из этапов определяется с учетом психологических особенностей школьников данного возраста, социальных ролей, которые они выполняют.
Основные характеристики учащихся начальной школы:
1. Основной интерес у школьников данной возрастной группы направлен в узнавание своего «Я»;
2. Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминирующими являются нравственные регуляторы;
3. Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности.
Младший школьник уже знает достаточно много норм и правил поведения, которые человек должен выполнять в повседневной жизни, но значение норм и оценка себя в соответствии с этими нормами ещё далеко не всегда совпадают. Ребёнку младшего школьного возраста куда лучше даются правильные оценки сверстников, чем самооценка. Он может совершенно объективно оценивать поступок другого как несправедливый. Свои неправильные поступки он не оценивает как таковые и протестует, когда классифицируют поступки его сверстники. Ну а если ребёнок умеет сравнивать себя с другими в аналогичных ситуациях, то он может дать себе правильную самооценку[3].
Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности[8].
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от первого к четвёртому классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащается, становится более осознанным, разносторонним, обогащённым.
Так же формируется и моральное поведение. Дети 7-8 лет совершают моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, в частности учителя: ученики третьего класса в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.
В поведении младших школьников более отчётливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности. Нервная система младших школьников, как указывал И..П. Павлов, весьма пластична к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий[3].
За типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что необходимо воспитывать у школьников.
К началу школьного возраста происходят значительные качественные изменения и в развитии эмоционально-волевой сферы, которая всё ещё очень ранима[14].
Младший школьник уже может сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения принятой цели, преодолевать трудности, но в то же время он легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство[9].
Возрастной особенностью формирования правовых основ личности является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не умеет преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.
Развитие воли ребёнка определено формированием у него мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребёнка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлекающему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами[19].
Таким образом, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины, знающего свои права и обязанности, учителю начальных классов необходимо знать возрастные особенности правовых основ младших школьников. Поэтому очень большие возможности воспитательного воздействия учителя на детей, так как он с самого начала становится для них авторитетом, олицетворяет для них мудрость вдумчивого руководителя, чуткость доброжелательного наставника.
Сторонники предметного подхода считают, что формирование правовой культуры младшего школьника должно основываться, прежде всего, на выделении юридических дисциплин в самостоятельные курсы, которым и отводится главная роль в данном процессе при обязательном учете особенностей возраста ученика[16]. В свою очередь, приверженцы интегрированного подхода исходят из того, что курс граждановедения, включающий в себя большое количество часов по правоведению, обладает достаточным воспитательным потенциалом и надо лишь умело воспользоваться им при решении задач формирования правовой культуры, повышения уровня правосознания и развития соответствующих гражданских качеств учащихся. Сторонники же институционального подхода видят формирование правовой культуры школьников, прежде всего, в форме организации школьной жизни, имеющей соответствующее социально-правовое пространство, где на первый план выходят вопросы выстраивания гармоничных и демократических отношений между всеми участниками образовательного процесса на основе норм, зафиксированных в Декларации о правах ребенка[1].
На первом этапе формирования правовых знаний приоритетными являются задачи нравственного, этического воспитания. Их решению служит курс «Я и мой мир», который раскрывает перед учащимися ценности человеческой жизни, правила поведения в обществе, взаимоотношения в семье и т.д[21]. К этим проблемам учащиеся постоянно возвращаются, но на разном уровне и материале. Второй этап преследует цель овладения школьниками опытом гражданско-правовых отношений, адаптированных к конкретным жизненным ситуациям. На третьем – учащиеся изучают права человека, нормы семейного, административного и уголовного права, ответственность несовершеннолетних за совершенные правонарушения. И на четвертом этапе школьники углубленно изучают юридические науки. Отличительной особенностью данной концепции к решению проблемы формирования правовой культуры учащихся является системный подход и выделение этики как основы построения всей системы правового образования в современной школе[7].
Учитывая возрастные особенности учащихся, выделяют несколько возрастных групп, среди которых особое место занимает начальное образование как наиболее важное с точки зрения его значения для построения последовательного процесса формирования правовой культуры личности. Начальная школа закладывает основы правовой культуры, формирует у учащихся устойчивые представления о морали и праве. Без глубоких правовых знаний немыслимо активное участие людей в рыночной экономике, политической деятельности, принимающей грамотные самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки.
В возрасте 6-10 лет (период обучения в начальной школе) ребенок начинает осваивать новый для него мир. Для него важно, чтобы, его замечали и понимали его интересы. В этом возрасте у него появляются образцы подражания, и им достаточно легко манипулировать. Как правило, ребенок легко поддается обучению. Но вся эта совокупность особенностей, появляющаяся на этом возрастном этапе, может сыграть с ребенком злую шутку. Ребенок может встать перед выбором, по какому пути он пойдет: либо он со временем станет законопослушным гражданином, обладающим высокой нравственной культурой, а следовательно, и правовой культурой, либо же, наоборот, он выберет путь беззакония и станет асоциальной личностью.
В процессе проведения соответствующей работы учителем дети должны овладеть основами правовых знаний. Но правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл:
— чтобы знание прав помогло ребёнку защитить себя в той или иной ситуации;
— сформировать привычку моральной оценки поступков, как своих, так и сверстников, с позиций норм и требований Декларации прав человека т.е. с позиций доброжелательности и уважения;
— накопление опыта предотвращения конфликтных ситуаций и решения уже возникших;
— формировать задатки самоконтроля в поведении;
— обучение учащихся умению общаться друг с другом;
— знание учащимися не только своих прав, но и обязанностей, т. к. не бывает прав без обязанностей.
Таким образом, в этом параграфе мы подробно рассмотрели особенности формирования правовых знаний у детей младшего школьного возраста и выяснили, что данный возрастной этап крайне важен для формирования правовой культуры подрастающего поколения и современным педагогам необходимо активизировать работу в этом направлении.
Аникеев,А.С. О развитии гражданского образования в России [Текст]/ А.С. Аникеев.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015.-№8.- С.24-26.
Давыдов, Г.П. Правовое воспитание учащихся[Текст]/Г.П. Давыдов. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
Дубровина, И.В. Психология[Текст]/И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 464 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь[Текст]/Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 176 с.
Лавренкова, И.Н. Деятельностный подход в системе воспитательной работы[Текст]/ И. Н. Лавренкова. //Завуч. – 2014. – № 3.- С.25-31.
Лихачёв, Б.Т. Педагогика[Текст]/ Б.Т. Лихачёв. – М.: Юрайт, 2013. – 464 с.
Мицкевич, А.В. Методика правового воспитания учащихся[Текст]/А.В. Мицкевич. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология[Текст]/В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 456 с.
Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология[Текст]/А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
Пидкасистый П.И. Педагогика/П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 640 с.
Подласый, И.П. Педагогика[Тескт]/И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 576 с.
Рябинена, И.Г. Организация воспитательной работы в начальной школе[Тескт]/И.Г. Рябинена. //Завуч. – 2014. – № 1.- С.5-8.
Сластенин, В.А. Педагогика[Текст]/В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 576 с.
Соболева, О.Б. Использования личного опыта учащихся при изучении обществознания[Текст]/О.Б.Соболева//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015. – №10.- С.17.
Харламов, И.Ф. Педагогика[Текст]/И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2013. – 519 с.
Яковлев, Ю. Ваши права, дети[Текст]/ Ю.Яковлев. – Москва: Международные отношения, 2014.
Правовое занятие «Правовые знания и реальный мир»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Центр постинтернатного сопровождения
ТОГБУ« Центр поддержки семьи и помощи детям
им. А. В. Луначарского»
Правовое занятие
«Правовые знания и реальный мир»
Составитель: социальный педагог
М. С. Свиридова
Рассказово 2015
Здравствуйте, уважаемые выпускники! Мы очень рады вас видеть. Сегодня вы пришли на занятие « Правовые знания и реальный мир ». Тема очень актуальна. На занятии мы с вами вспомним ваши основные права и обязанности, документы в которых эти права прописаны, начнём учится быть юридически грамотными.
Основные права человека, основные документы о правах человека.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
В каких же документах прописаны основные права человека?
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребёнка.
Декларация прав ребёнка.
Конституция РФ – основной закон нашей страны, принята 12 декабря 1993 г. В ней 137 статей
Основные права можно подразделить на
личные (право на жизнь);
политические (право на свободу слова, совести);
гражданские (избирательное право);
социально-экономические (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию);
культурные (право на свою национальную культуру, язык).
Следующим основополагающим документом является всеобщая декларация прав человека.
Во Всеобщей декларации прав человека записано, что “ главное право каждого человека – право на жизнь”.
Все основные права записаны в документе – Всеобщей декларации прав человека.
Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство.
Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году.
Сегодня мы поговорим о некоторых статьях этой декларации.
Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают разумом и совестью и должны дружелюбно поступать по отношению друг к другу.
Каждый имеет право на следующие права, несмотря на:
различный цвет кожи;
различия в языке, на котором говорит;
различия во мнениях;
принадлежность к другой религии;
обладание большим или меньшим имуществом;
рождение в различных социальных группах;
происхождение из другой страны,
Также не имеет значения тот факт, является ли ваша страна независимой или нет.
Вы имеете право жить, и жить в условиях свободы и безопасности, и никто не имеет права покушаться на вашу жизнь.
Никто не имеет право относиться к вам как к рабу, и вы никого не должны обращать в рабство.
Никто не имеет права пытать, унижать и жестоко с вами обращаться.
Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что вам нравится, и никто не должен запрещать вам делать это, но при этом, вы должны уважать чужое мнение и не оскорблять других людей.
Вы должны иметь все, что вам необходимо, для того чтобы вы и ваша семья не болели, не голодали, не испытывали недостатка в одежде и жилище.
Вы имеете право ходить в школу, каждый должен ходить в школу. Вы должны иметь возможность получить профессию или учиться столько, сколько пожелаете. В школе вы должны иметь возможность развивать все свои способности, и вас должны учить ладить с другими людьми, независимо от их расы, религии и страны, из которой они родом. Ваши родители имеют право выбирать, как и чему вас будут учить в школе.
Вы имеете право свободно передвигаться внутри своей страны.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Вы имеете обязанности перед обществом, в котором только и возможно полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека, следя за тем, чтобы каждый человек уважал других и чтобы другие уважали его.
Во всех частях мира ни одно общество, ни один человек не должны допускать действий, которые уничтожают права человека.
Сегодня мы рассмотрели некоторые статьи из Всеобщей декларации прав человека. Какие статьи вы запомнили?
Основными международными документами о правах детей являются Декларация о правах ребенка и Конвенция о правах ребенка.
Конвенция – международный договор по какому-то определенному вопросу. Конвенцию подписали разные страны мира и приняли 20 ноября 1989 г.
Конвенция о правах ребенка – международный договор, в котором оговорены права ребенка. Конвенция в переводе с латинского – договор, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Она содержит три части, 54 статьи.
Декларация прав ребенка – официальный документ, где записаны права ребенка. Декларация прав ребенка – международный документ. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять. Принята 10 декабря 1948 г.
Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
Что такое обязанность?/ Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения /
Эти два понятия права и обязанности неразрывно связаны. Как вы думаете почему?
А какие обязанности у учащихся?
А откуда вы это знаете? /Устав учебного заведения /
В Конституции государства закреплены и основные обязанности граждан:
Соблюдать законы государства.
Платить налоги, сборы.
Заботится о детях и нетрудоспособных родителях.
Беречь памятники культуры.
Упражнения на закрепление.
Ситуации из мультфильмов
1. Отрывок из м/ф “Буратино”, где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у него монеты.
Вопрос: Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?
Ответ: Право на имущество (никого нельзя произвольно лишить его имущества)
2. Отрывок из м/ф “Буратино”, где Буратино обучает Мальвина.
Вопрос: Каким правом не воспользовался Буратино?
Ответ: Правом на образование.
3. Отрывок из м/ф. «12 месяцев », где мачеха посылает падчерицу работать.
Вопрос: Какое право ребенка нарушает мачеха?
Ответ: Использование детского труда.
4. Отрывок из м/ф “Чиполлино”, где Тыкву вытаскивают из его домика.
Вопрос: Какое право нарушено?
Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
5. Отрывок из м/ф « Возвращение блудного попугая », где Кеша заперт в клетке.
Вопрос: Какое право нарушено?
Ответ: Право на свободу.
Ребята, перед вами лежат карточки: Гражданин, Конвенция, Декларация, Закон,
Конституция.
Сейчас вы сами попробуете определить значение какого слова я зачитываю. Вашим ответом будет показанная вами карточка.
1. Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
2. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации.
3. Принята в декабре 1993 года. Ее вторая глава – “Права и свобода человека и гражданина” отражает требования Всеобщей Декларации прав человека.
4. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
5. Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением.
Понятие юридической грамотности.
Существует целый ряд документов, предоставляющих тебе различные права, например, среди, прочего, « Конвенция о правах ребенка », устанавливает следующие права:
— защита личной жизни;
— право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения;
— право на отдых и досуг;
— право свободно выражать свои взгляды и мнение;
— право на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ
Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек знал их, хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю, его желание, его активное действие.
Правило 2. Помни, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей. Поступай с другими людьми так же, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он хочет и может иметь.
Правило 4. За каждым правом следует определенная обязанность – нет прав без обязанностей.
Правило 5. Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если ты пришел к чиновнику, то должен оставить ему заявление или жалобу, на копии которых он должен расписаться и указать дату приема этих документов. Не забудь уточнить, как долго будет рассматриваться твое заявление, когда и каким образом можно получить ответ, с кем именно ты общался (уточни его фамилию, имя, отчество, должность, телефон).
Правило 6. При общении с чиновниками и официальными лицами всегда имей при себе небольшой блокнот и ручку, лучше карандаш. Перед телефонным или непосредственным разговором кратко запиши те вопросы, моменты, нюансы, по которым ты хочешь получить информацию. В процессе общения кратко фиксируй получаемую информацию, отмечай вопросы, по которым ты уже получил информацию. Это поможет тебе не упустить все интересующие тебя вопросы за время одного общения, избавит от необходимости перезванивать лишний раз или приходить повторно.
САМЫЕ ПЕРВЫЕ СОВЕТЫ
Ø Прежде чем написать, позвонить или непосредственно обратиться в какую-либо организацию, чтобы проконсультироваться, внимательно подумай и определи, что именно ты хочешь спросить или узнать. Не пускайся в долгие объяснения своего дела, а сообщи наиболее важные обстоятельства, относящиеся к теме твоего обращения.
Ø При обращении по телефону, тебе может ответить секретарь или сотрудник, который, вполне вероятно, не будет владеть нужной тебе информацией. Вежливо объясни ему, с кем именно ты хотел бы поговорить (назови имя или должность, если знаешь) и что хотел бы узнать. Если отвечающий не может помочь, попытайся узнать номер телефона или адрес организации или должностного лица, где можно получить ответ на твои вопросы.
Ø Совсем неплохо записать, с кем ты разговаривал по телефону, чтобы в случае необходимости ты мог бы вновь позвонить прямо ему, либо в последующих контактах с другими лицами сослаться на него.
Ø В учреждении сразу узнай, с кем именно необходимо проконсультироваться или к кому попасть на прием. Для этого стоит прочитать стенды « Информация », объявления на дверях кабинетов или обратиться к работнику приемной или канцелярии. Лучше это сделать заранее по телефону. Желательно по телефону договориться о дате и времени встречи.
Ø Чтобы быстрее добиться желаемого, соблюдай определенные правила поведения:
— не веди себя вызывающе, чрезмерно напористо или агрессивно;
— если у кабинета очередь, спроси кто последний;
— при входе в кабинет поздоровайся первым
( предварительно следует снять головной убор);
— свой вопрос излагай кратко, без лишних эмоций, придерживаясь указанных выше рекомендаций;
— будь внимателен во время разговора: не отвлекайся на предметы обстановки; задавай вопросы сразу по ходу беседы, если что-то недослышал или не понял; записывай важную информацию в блокнот;
— за оказанную помощь или ответ на вопрос следует обязательно поблагодарить, это стоит сделать даже, если тебе не смогли помочь в этот раз. Хамов и грубиянов запоминают надолго! Возможно, что тебе придется обращаться к тем же людям еще не один раз;
— уходя, обязательно скажи: « До свидания! » или другие добрые пожелания.
В заключении я бы хотела назвать организации, которые могут помочь вам в защите ваших прав: Орган опеки и попечительства, детский дом или школа-интернат, который вы закончили, учебное заведение, где вы обучаетесь в данное время, Центр постинтернатного сопровождения.