Что такое праздность как грех
Праздность как грех
Что такое праздность?
Согласитесь, слово «праздность» не часто употребляется и что оно значит, может сказать не каждый, поэтому сначала стоит дать определение этому понятию. Если заглянуть в толковый словарь, то можно увидеть несколько синонимов праздности – лень, безделье, проведение времени без какого-либо полезного занятия. Но почему праздность рассматривается как грех, разве есть хоть кто-то способный работать без перерыва? Все мы в разной мере проводим время без работы, отдыхая, проводя время с семьёй, просматривая телевизионные программы или последние новости в интернете. Так что же, мы все беспробудные грешники, откуда вообще взялось такое мнение?
Можно подумать, что праздность как грех рассматривает исключительно христианская традиция, особенно если вспомнить историческую зависимость церкви от остальных граждан – будут они прохлаждаться, будут мало зарабатывать, а значит и приход много денег не получит. Доля правды в этом мнении есть, но не всё так просто, понятие труда подразумевает не только физическую работу, есть ещё и умственные упражнения. То есть, когда не трудится наше тело, мозг всё равно должен трудиться – получать и усваивать новую информацию, перерабатывать полученные знания и делать выводы. Да и любая религия, любое духовное учение, даже психология подразумевает стремление человека ввысь, то есть говорит о необходимости самосовершенствования. Поэтому мнение о грешности бесцельного времяпрепровождения имеет не столько религиозную необходимость, сколько естественную потребность человека в развитии. Бездельничая, мы грешим против своей человеческой природы, скатываясь к животному состоянию, не знающему высших переживаний.
Теперь становится понятен и смысл утверждения «праздность – мать всех пороков», так как именно лень нам диктует желание не развиваться, оставаться всегда на месте. А никто из нас несовершенен, и без работы над собой не только сохранит дурные качества, но и разовьёт их – потворствовать желаниям лишь только тела слишком приятно.
«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»
Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина
Внешняя праздность нам понятна почти каждому, потому что все мы в той или иной степени бываем причастниками этой душевной болезни, когда предаемся нерадению и разленению и допускаем небрежение о своей домашней молитве, опускаем хождение в храм либо когда позволяем себе на молитве поспешность, с тем чтобы поскорее закончить ее и предаться отдыху или суетной болтливости; но когда этот недуг поразитвсе наши душевные силы, то наступает тяжелое нравственное, душевное состояние. Тогда человек уже не живет нормальной, настоящей жизнью, потому что нет у него в душе постоянного оживотворяющего начала для полноценной человеческой деятельности, а живет жизнью призрачной, вымышленной, бесполезной, никому не нужной. Любит предаваться бесполезным мечтаниям и праздным суетным разговорам и бывает неспособен ни к какому доброму делу.
Вместе с тем очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни.
Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и аромата с!амого благовонного вещества, помещенного в нем, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя потоки осуждения, злоречия, клеветы, лести и т. д. Поэтому-то Церковь постом и молится: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия (Пс. 140, 3-4). Как сорняки засоряют почву и мешают произрастать на ней добрым злакам, так пустые, гнилые слова убивают душу и не дают возможности произрастать в ней добрым помыслам и чувствам.
Итак, дорогие братия и сестры, помня и храня сокровенные в молитве преподобного Ефрема благие уроки, последуя им, мы обязательно привлечем к себе благодать Божию и соделаемся милыми Отцу своему Небесному, удостоимся зреть Горний Иерусалим и блаженствовать со всеми Небесными Силами и душами праведных.
А поэтому всегда, и особенно в дни Великого поста, почаще будем взывать: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Уныние и праздность
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Как человеку спастись от уныния, апатии и не впасть в праздность? Какое из двух зол меньшее?
Отвечает протоиерей Федор ПОВНЫЙ, настоятель храма в честь Всех Святых в Минске, председатель Правления Департамента внешних связей Белорусского Экзархата, руководитель Дома Милосердия:
В Церкви каждый год во время Великого поста читается известная молитва преподобного Ефрема Сирина, содержащая такие слова:
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. И действительно, праздность — корень всех грехов, основной человеческий недуг, который отравляет душу. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянет всегда «вниз», а не поднимает «вверх», что постоянно убеждает нас в невозможности что-либо изменить. Это поистине глубоко укорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «а зачем?» И благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.
Плод праздности — уныние. В святоотеческой литературе уныние определяется как величайшая опасность для человеческой души. Находясь во власти уныния, человек перестает видеть хорошее, для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Уныние — воистину дьявольская власть над человеком. А дьявол, прежде всего, лжец, клеветник и обольститель. Он лжет человеку о Боге и о мире, наполняя жизнь тьмою и отрицанием.
Уныние — это самоубийство души. Ведь впав в уныние, человек теряет способность видеть свет и стремиться к нему. Потому не может праздный человек жить без уныния, ведь мнимое пустое жизнелюбие как раз и рождает этот тяжкий грех.
А во второй своей части молитва Ефрема Сирина взывает к Богу о даровании добродетелей:
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Таким образом, в этой удивительной молитве перечисляются не только человеческие пороки, в которых мы раскаиваемся и от которых пытаемся избавиться, — но и добродетели, которые мы надеемся обрести. В любом молитвослове Вы легко найдете ее полный текст, и если попробуете вчитаться в него, применить к себе, то всегда будете иметь в памяти как бы список возможных индивидуальных подвигов. И цель этих подвигов состоит, прежде всего, в освобождении от основных недугов, отравляющих часто всю нашу жизнь и препятствующих нам вступить на путь обращения к Богу.
Праздность – что это такое? Дух праздности в православии
Наверное, многим приходилось слышать такое слово, как «праздность», но далеко не все понимают, что оно обозначает. Если посмотреть значения этого слова, то можно понять, что данным термином называют безделье, невнимательность к соблюдению основных норм нравственно-духовной жизни, лень в плане совершения духовных практик. Праздность даже доброго человека постепенно приводит к тому, что он становится более злым, сходя с пути истинного на дорогу греха. Такое состояние, как праздность, далеко не является нейтральной средой в духовной жизни, ведь человек становится безразличным к делу своего спасения, постепенно разрушая свою жизнь.
Что такое дух праздности?
Часто в тексте молитв можно прочитать обращение к Богу о том, чтобы он не дал нам дух праздности. Под понятием праздность явно не имеется ввиду отдых, который должен присутствовать в жизни человека, ведь это что-то совсем другое и, о духе праздности стоит рассказать такое:
Чаще всего, праздность является проявлением слабой воли и не разрешает человеку сформировать свою личность. Даже факт того, что человек произносит праздные слова, говорит о его несостоятельности и работает против него. Если праздность вредит только человеку, находящемуся в этом состоянии, то празднословие может навредить и другим людям, приводя их к разным жизненным катастрофам.
Молитва, помогающая избавиться от духа праздности и ее основные прошения
Часто, особенно во время Великого поста, молятся о том, чтобы Господь избавил человека от духа праздности. Эта молитва Ефрема Сирина содержит в себе несколько таких важных прошений:
Праздность и празднословия – это то, что приводит человека не к лучшим последствиям, поскольку такое состояние негативно может повлиять не только на него, но и на окружающих людей. Праздность – это лень и пустота, а празднословие – это ненужные беседы, которые часто влияют на окружающих людей негативно, поэтому и стоит молиться о том, чтобы уберечься от данных состояний.
Такое понятие, как праздность, церковь рассматривает исключительно в негативном свете, поскольку данное состояние разрушает человека изнутри. Праздность – это своего рода духовный порок, от которого обязательно стоит избавляться, чтобы иметь возможность двигаться на пути своего духовного развития вперед.
Но стоит упомянуть и о такой понятии, как Богоугодная праздность. Именно в таком контексте праздность расценивается, как временное освобождение человека от земной суеты и всех его дел, чтобы больше времени уделить Богу, посвятив его Творцу. То есть, если в воскресные дни человек не занимается делами по дому и не ходит на работу, он должен это время провести в церкви, в молитве, а не просто лежать на диване.
Грех лени в православии
Почему лень в православии отнесли к смертным грехам, назвав такой безобидный, с точки зрения человечества, недостаток пороком? Само по себе нежелание что-то делать, нельзя назвать грехом, но при этом возникают страсти осуждения, что приводит к греху.
В чем грех лени
Грех лени в православии — пренебрежение теми талантами, которыми Господь наделил каждое Свое Творения для Своей радости. Самое интересное, что даже некоторые священнослужители такие, как Дамаскин и Кассиан, не считали леность смертным грехом православия.
Духовная радость сама по себе является добром, а печаль, вызываемая леность, гнетет человека, отвлекая его от дел, а это уже грех. Вялый бездейственный человек только с первого взгляда кажется безобидным для общества. Царь Соломон в своих притчах призывал брать пример с муравья, который трудится целое лето, чтобы иметь пропитание зимой (Притчи 6:6-9).
Ленивец уделяет мало внимания заработкам, все ничего, если бы за него не приходилось бы работать другим. Трутень в жизни другой личности нарушает основную заповедь Бога, в которой говорится о любви к ближнему.
Библия считает леность проявлением скудоумия (Притчи 24:30-32).
В Евангелии от Матвея мы читаем о рабе, который получив один талант, не умножил его (Матв. 25:26). С точки зрения ленивого человека, совершенное непонятно, за что понес наказание слуга, который не растратил, не пропил, а просто не приумножил богатство хозяина. Все дело в любви и желании быть не просто рабами, а друзьями хозяину, который доверил свое состояние работникам, надеясь на их уважение и любовь.
Ленивый раб зарыл свой талант и ничего не делал, ожидая приезда хозяина. Двое других работников трудились, вложив таланты в дело, своим рвением и трудолюбием показывая верность и любовь.
Священное Писание 365 раз говорит: «Радуйтесь!». Каждый день христиане должны находить причины для радости и благодарности за нее Богу. Ленивый христианин впадает в уныние, постоянно нарекает на Творца, высказывая недовольство.
Важно! Лень в православии является смертным грехом по причине разрушения душевных сил человека, как творение Бога.
Леность вызывает подавленность, апатию, подавляет желание жить и бороться с проблемами и болезнями.
Неведение Божественного промысла для жизни накрывает ленивца, разрушая все мотивации для успешной жизни, у него возникает чувство бессмысленности существования. В народе говорится, что обрести трудолюбие можно за 3 года, лень овладевает человеком за 3 дня.
Даже воцерковленные люди испытывают приступы лености, когда:
В это время православный верующий готов переделать все домашние дела, только бы не находиться в присутствии Святого Духа, поэтому проявление духовной лени намного страшнее физического нежелания трудиться.
Совет! Только беседа с духовным наставником поможет отличить физическую усталость, духовное выгорание от простой лени, вызванной праздностью.
К чему может привести физическая и духовная лень
Ленивый христианин придумывает море оправданий, чтобы не жить православной жизнью. Часто от таких духовных лентяев можно слышать о том, что они верят в душе. Легкая фраза «Бог в душе» говорит о том, что человек не понимает сущности души и величества Творца. Святой Дух никогда не поселится в нечистой душе, покрытом смертными грехами, Господь не дарует Своей благодати грешникам.
Всевышний Бог создал не ленивца, а разумного человека, а леность губит разумность, при ней отсутствует желание что-то познавать и творить. Часто леность становится путами в профессиональном росте. Господь одаривает человека множеством талантов, но тому лень прилагать усилия, учиться. И берется такой ленивец за первую попавшуюся работу, тихонько прозябает, не имея настоящего удовольствия в жизни.
Предавая свои мечты и идеалы, у ленивого неудачника возникает чувство отверженности, одинокости, обиженность, лень перерастает в уныние.
Как избавиться от лени
Многим христианам этот порок мешает жить полноценной духовной жизнью, но избавиться от него самостоятельно ленивцы не могут.
Молитвы от лени и вялости в православии оставили святые, как надежное лекарство от опустошенности.
О преславный угодниче и мучениче Христов, добрий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси:
ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших.
Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.
Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих,
и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя.
Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.
Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых,
паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки.
Пораженным леностью христианам нужно особое усилие, чтобы прорваться в духовной жизни.
Пребывание в молитве требует сосредоточения, для этого нужна сила воли.
Совет! Для начала следует начать читать молитвенное правило, хотя бы краткое. Пусть это будет несколько минут с утра и вечера. В открытую дверь духовной жизни будет иметь доступ Святой Дух, которому под силу изменить ситуацию.
Человек, простоявший в утренней молитве день, два, понимает, что у него все получается, наполняется самоуважением и желанием продолжать начатое. В этом случае начинающего молитвенника можно сравнить со спортсменом, который мечтает о победе. Только ежедневные тренировки дадут долгожданный результат.
Господь сотворил каждого человека уникальной личностью, способной развивать в себе добродетели и изгонять пороки, приближаясь к святости.
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!
Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси,
но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих,
и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость:
грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение;
сущим в скорбех и печалех — утешение;
обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие;
малодушным и ненадежным — надежду и терпение;
в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение;
сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление;
иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление;
отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.
О Госпоже Пресвятая!
Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление:
во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди;
злыя благи сотвори;
заблуждшия на путь правый настави;
всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй;
всякое дело злое и богопротивное разруши;
в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани;
плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй;
сущим в нужде и гладе буди Питательница;
не имущим крова и пристанища буди покров и прибежище;
нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление;
клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай;
клеветники и хулители пред всеми обличи;
ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием.
Супружества в любви и единомыслии сохрани;
супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый;
матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави;
от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради;
безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи;
прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи;
вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл;
от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй.
Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори;
скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица:
да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, о Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков.
Бог Отец всегда слышит о просимом в молитвах, Он знает каждый наш шаг, но хочет увидеть желание самого человека преодолеть грех, порок. Как только появляется желание отлынивать от чего-то, следует призвать на помощь Спасителя и попросить Его об избавлении от смертного греха.