Что такое праздные речи
Праздное слово
Хорошее слово такое – праздник. Радостное, с детства связанное со всякими приятными вещами: новогодней елкой, подарками, мандаринами, тортом со свечками… Короче, праздник, он и есть праздник. Но вот, придя в Церковь, я столкнулся с его употреблением в совсем непраздничном контексте, когда Христос говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»
Вот тут уже пришлось разбираться с этимологией слова «праздный». Я помнил из художественной литературы, что в старину на Руси беременных женщин называли «непраздными». Следовательно, праздная женщина, это которая небеременная. То есть не имеющая в себе плода. Примерно по такой схеме я рассуждал и применительно к выражению «праздное слово». Получается – это такое слово, за которым не стоит плод реального опыта, пережитого, вымученного, выстраданного в слезах и крови. Ну вот, к примеру, говорит человек, что нужно чистить по утрам зубы, потому что это полезно, правильно, и все такое прочее. А сам ни разу в жизни зубной щетки в руках не держал. Или говорит, что пить алкоголь – вредно. А сам каждый вечер опрокидывает пару-тройку рюмочек для тонуса перед сном. Праздное слово в моем понимании, это некая правильная сама по себе мысль, произнося которую, человек по сути, сам себя обличает. Ну правда, ведь знаешь же – как надо. Тогда почему сам не делаешь, как говоришь? Вот примерно так я это понимал.
Потом мне стали попадаться различные публикации, с толкованиями и разъяснениями этого евангельского места. И там было нечто иное, нежели у меня. Что-то о пустых словах, как о ненужных, глупых, скверных… Короче, обо всяком словесном мусоре. А о том, что я понял для себя когда-то, не было ничего и нигде. Я уже было огорчился, от того, что очередной придуманный мною велосипед снова оказался с квадратными колесами. Как вдруг случайно наткнулся на слова преподобного Симеона Нового Богослова, где святой говорит примерно о том же, что содержалось и в моих смутных догадках, только делает это уже вполне ясно и определенно. Хочу поделиться, очень уж эти его слова легли мне на душу:
«Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным (αργος — неделанным) должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и опытом познаем то, о чем говорим. Если я, не презревши славы мира сего и не отвергши ее от всей души, — учу других убегать ее, то не будет ли слово мое праздно, неделанно, пусто и не буду ли осужден я, как лживый? И опять, если я, не приявши с сознанием и чувством умной благодати Святого Духа, не сделавшись наученным от Бога чрез сию благодать и не сподобившись получить свыше слова премудрости и разума, без удержи устремлюсь истолковывать и изъяснять Божественные Писания и выступлю в чине учителя, вооружен будучи только одною внешнею мудростию, то оставит ли Господь это без обличения, не потребует ли отчета в сем от меня?»
Вот так. И никаких компромиссов. Поэтому, если я теперь и берусь говорить о вопросах веры, то стараюсь либо ссылаться на святоотеческие писания, либо говорю о том опыте, который у меня есть. Конечно, он весьма скудный, этот опыт. И состоит большей частью из ошибок, грехов, и преодоления их последствий. Но зато я точно знаю, что эти мои слова не праздные. И надеюсь, что на Суде Господь не спросит с меня отчета хотя бы за них.
Запрещена ли музыка в Исламе?
Большинство алимов считает запретным слушать музыку, играть на музыкальных инструментах и петь. Но как всегда возникают разногласия, какая именно музыка запрещена. Одни не допускают никаких видов музыки. Другие допускают пение и игру на бубне только женщинам, и только в мусульманские праздничные дни. Третьи разрешают играть на барабане. Четвертые считают запретными струнные и духовые инструменты. Ну и как всегда каждый считает свою версию истинной. В качестве доказательства приводятся аяты из Корана, хадисы и мнение исламских ученых.
Прежде чем прийти к какому-либо выводу, давайте разберем основные аргументы сторонников запрета музыки. В качестве главного доказательства приводят следующий аят из Корана:
«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (Коран, 31:6).
Здесь под словами «праздные речи» понимаются песни и музыка. И с этим согласны некоторые ученые. Эти же слова присутствуют в другом аяте:
Третий аят, уверяют нас сторонники запрета музыки, тоже говорит о запрете музыки и пения:
«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (Коран, 17: 64).
И последний аят, в котором якобы идет речь о том же:
«Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53: 59-61).
Есть немало хадисов, которые запрещают струнные (музыкальные) инструменты[1], колокольчик [2], бубен [3], барабан[4], дудку[5] и пение[6]. При этом дается оговорка, что бубен разрешен только женщинам[7] и только в праздничные дни[8]. В другом хадисе говорится, что музыка и пение в праздничные дни запрещены[9], что приводит нас к противоречию. Также есть хадисы, описывающие, как пророк Мухаммад вместе с Аишей наблюдал за группой мусульман-эфиопов, игравших на разных музыкальных инструментах, и какое-либо порицание этих действий со стороны Посланника отсутствовало, даже наоборот, было словесное одобрение и поощрение[10], что вновь говорит о противоречии.
Теперь давайте посмотрим, что на этот счет говорят тафсиры (толкования Корана). По поводу аята 31:6 Абу Адель пишет:
«Этот аят был ниспослал по поводу Надр бин Хариса, который купил себе рабыню-певицу, чтобы удерживать людей от пророка Мухаммада. Когда кто-либо хотел пойти к Пророку, чтобы узнать что-либо об Истине, Надр ибн Харис говорил своей рабыне: “Накорми и напои этого человека, и затем спой ему. Это лучше чем то, к чему призывает Мухаммад”».
Ас-Саади считает, что помимо запрещенных и лживых речей, слова «праздные речи» относятся также к песням и музыке.
Абдулла ибн Мас’уд привел «очень сильный» довод об аяте 31:6:
«Клянусь Аллахом, речь идёт о пении».
Йусуф Али и Кутб говорят о пустословии. Никакого пения и музыки. Дарйабади же утверждает, что речь шла о персидских героических романах, которые некто по имени Надр ибн аль-Харис читал курейшитам, пытаясь их убедить, что подобный вид литературы ценнее Послания Аллаха. А Асад выступил за псевдофилософские мыслительные игры и бессмысленные метафизические спекуляции. Маудуди же за бессмыслицу, подобную сплетням, глупостям, праздным шуткам и другим видам бесполезного времяпровождения.
Как видим, мнения разделились. Далеко не факт, что в Коране речь идет именно о музыке.
А теперь перейдем к анализу «доказательств» запрета музыки и пения.
Проблема хадисов в том, что, как я уже говорил, в них много противоречий. А возникают они по нескольким причинам: выдумывание хадисов, искажение смысла, искажение текста, обычаи тех времен, не имеющие никакого отношения к вере, личные предпочтения Посланника. Пророк Мухаммад вполне себе мог быть против пения и музыки. Возможно, музыка и пение в то время считались недостойным делом для мужчин, или музыка и пение сопровождались чем-то греховным, либо некоторые по ошибке считали это греховным делом. В первом случае мы имеем дело с обычаями того времени. Во втором – пение и музыка могли ассоциироваться, например, с языческими плясками голышом, которые были распространены до Ислама. В третьем случае можно привести в пример хадис от Бухари № 952, в котором Абу Бакр выразил свое недовольство пением служанок в доме Посланника, но Мухаммад велел их не трогать.
В хадисе 5590 от Бухари говорится, что появятся народы, которые позволят себе прелюбодеяние, натуральный шелк, употребление спиртного и струнные инструменты. Вероятно, речь могла идти о применении музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются запреты в Коране и Сунне. Если взять современную западную музыкальную поп культуру, то все становится на свои места. В тексах почти каждой второй музыки западной попсы содержатся пошлости, мат, пропаганда алкоголя, наркотиков, секса, насилия, жестокости и убийства. То же самое можно сказать и о клипах. Под эти песни устраиваются пьяные оргии в ночных клубах, с применением алкоголя и наркотиков. Тогда можно сказать, что сама по себе музыка не несет ничего греховного, если в ней не содержится всего вышеперечисленного. Те же выводы можно сделать, проанализировав другие хадисы.
А теперь вернемся к Корану. Читаем уже знакомый аят:
«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (Коран, 31:6).
Для справки, на арабском слова «потешные речи» звучит как «лахв аль-хадис». В Коране слово «лахв» переводится как «забава». Слово «хадис» переводится как «рассказ», «повествование», «история», «событие». Мне показалось интересным, что в этом аяте упоминается слово «хадис». Не буду ничего утверждать, просто дам вам пищу для размышления.
Наиболее точный смысл аята, на мой взгляд, передал аль-Мунтахаб:
«Среди людей есть такие, которые покупают ложь и болтают вздор о Коране людям, чтобы отвернуть их от ислама и Корана, не ведая, какие грехи они совершают. Они смеются над религией Аллаха и Его Откровением (Кораном). Подобным людям будет уготовано унизительное наказание!» (Коран, 31:6).
Здесь все очень просто и понятно. Речь идет о лжи и вздоре в отношении Корана, чтобы сбивать людей от ислама. И ни о каком пении или музыке здесь нет речи, что соответствует логике и здравому смыслу.
Читаем другой знакомый аят:
Здесь противники музыки явно лукавят, потому что ни в одном известном переводе или тафсире[11] не говорится, что речь идет о музыке или пении. К тому же в аяте отсутствуют слова «лахв аль-хадис». Здесь говорится о пустословии, с чем практически единогласно большинство.
«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (Коран, 17:64).
Из предыдущих аятов понятно, что речь идет об Иблисе, которого Аллах проклял и изгнал из неба. Утверждение, что здесь говорится о пении или музыке, не имеет под собой никакого основания. Нигде в переводах и тафсирах[12] не говорится, что в аяте имеется ввиду музыка или пение, кроме тафсира Ибн Аббаса, который лишь допускает, что речь может идти о пении. Согласно большинству толкователей, в аяте говорится о нашептывании нечестивых мыслей.
«Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53: 59-61).
Аят тоже якобы говорит о запрете музыки под словом «забавляетесь». Опять-таки, ни в переводах, ни в тафсирах[13] этого нет. Только Кулиев допускает, что речь, возможно, идет о пении.
И опять мы видим, что ни в одном из этих аятов прямым текстом не запрещается ни пение, ни музыка. Просто некоторые алимы подгоняли данные аяты под хадисы, запрещающие музыку и пение. Это называется подмена понятий.
В Коране есть аяты как ясные, или однозначные, так и иносказательные. Об этом говорит сам Коран[14]. Под «ясными» подразумевается, что у слов не может быть иного значения. Все должно быть однозначно. И это относится к законам Аллаха. Это нужно для того, чтобы люди знали чего опасаться, а чего – нет. Зачем Аллаху ниспосылать аяты с текстом Его законов, которые трудно понять, от которых могут возникнуть споры, и от неправильного понимания которых человек может попасть в ад? Зачем эти трудности? Бог говорит нам в Писании, что Коран ясен для понимания.
Сторонники запрета пения и музыки приводят в качестве подтверждение своих слов мнения ученых. Но они замалчивают о мнении противоположной стороны, которая тоже вполне убедительна. Приведу несколько из них.
Известный факых и богослов Ибн Хазм в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь»[15].
«Что касается хадисов, по смыслу своему дававших некую однозначность в пользу запрета, то все они недостоверны. Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своей книге «Ахкям аль-кур’ан», а также богословы Ибн ан-Нахва (1041–1119 гг. по григорианскому), имам аль-Газали (умер в 1111 г. по григор.), Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что “все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы”»[16].
Исламский ученый аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому не имеют»[17].
Саид Нурси[18] считает, что человеческая душа в определенной степени имеет потребность в музыке: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой». Также Саид Нурси сказал: «Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия».
О толковании аята «праздные речи» и понимании сподвижников.
Но относительно этого в этой статье говорится следующее:
Шейх Махмуд Абд-уль-Лятыф Увайда: Этот хадис, который передал ибн Джарир ат-Табарий, в своем тафсире является высказыванием ибн Мас’уда, а не хадисом (марфу’) от Посланника Аллаха. Слова сподвижников не могут быть доводом в религии. К доводу относится единое мнение сподвижников. Мнения сподвижников являются законами шариата по отношению к ним самим или тем, кто следует их мнению из мусульман, что в свою очередь не обязывает других к соблюдению этого же мнения. Слова Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) следует расценивать как его собственное видение, личное понимание этого благородного аята. (конец цитаты).
Ответ:
Кстати, про этого шейха я также не смог найти вообще никакой информации и даже биографии, кроме того, что он написал какую-то книгу про ахкамы намаза и поста.
Т.е. это к тому, чтобы читатель понимал, как человек может опуститься до того, что станет с легкостью откидывать слова сподвижника и его мнение, а также слова сотни великих имамов и их понимания, прибегая для этого к малоизвестным или вообще неизвестным современникам, чтобы отстоять свое мнение.
Хорошо, допускаем, что в данном случае Ибн Мас’уд передал его видение этого аята и его понимание его значения. Но что же дает нам право или преимущество в данном случае не принять его толкование и прибегнуть к толкованию того, кто был после сподвижников?! Разве свидетельство и понимание аята и его значение тем, кто был свидетелем откровения и к тому же был из числа ученых-сподвижников не первичнее, чем все иные слова и мнения?!
Во-вторых, слова сподвижника по вопросу религии, о которых неизвестно, чтобы кто-то из других сподвижников высказывался иначе, является доводом!
Сказали ему: «А о словах подобных Убею, Муазу Ибн Джабалю, Ибн Мас’уду говорится ли что это Сунна?»
Он ответил: «Я не могу отвергнуть такие слова! Мне не нравится противоречить ни одному из них!». Источник: «Масаиль Аби Дауд», 1792
Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Все имамы Ислама единогласны на принятии слова сподвижника». Источник: «И’лям аль-мукыин», 4/124.
Если Ибн Аббас вначале своих слов ставил слова сподвижников которые старше его, то что сказать о каких то ученых которые пытаются прыгать выше сподвижника ибн Масуда!?
В-третьих, в данном случае не просто толкование аята сподвижником, но и его троекратная клятва о причине ниспослания этого аята! А многие ученые утверждали, что такое положение имеет марфу’, т.е. восходит к пророку (мир ему и благословение Аллаха). См. «‘Улюмуль-хадис» 1/24.
В-четвертых, это не только одного Ибн Мас’уда толкование или понимание аята, в котором другие сподвижники передали другое значение или иную причину его ниспослания. Напротив, также и другие сподвижники сказали об этом аяте тоже самое! Один из лучших знатоков Корана и сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ибн ‘Аббас сказал: “Этот аят ниспослан о песнях и о том, что связано с этим”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 786, Ибн Абу Шайба 6/310. Шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Также такое же толкование этого аята передается от Ибн ‘Умара и Джабира ибн ‘Абдуллаха. См. “Тафсир ат-Табари” 21356, “Тафсир аль-Куъртуби” 5/349, “Игъасату-лляхфан” 1/258.
Далее в качестве пояснения и примера в статье говорится:
(ашарит «блогер»)Абу Умар Ас-Сахаби: Для тех, кто решил обязать лишь толкование сахабиев, то пусть пороется в тафсирах и увидит, что не всегда их слова берутся безоговорочным доводом. И в подтверждение этого приведу один пример. Вот какое различное понимание в отношении слов Аллаха: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его посланника и стремятся сотворить нечестие на земле, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения» (аль-Маида 5: 33).
Ибн ‘Аббас говорил, что этот аят ниспослан по причине многобожников. Абу Дауд 4372, ан-Насаи 7/101. Иснад хороший.
Са’д ибн Аби Уаккъас говорил, что этот аят ниспослан в отношении хариджитов. Ибн Мардауайх. См. “ад-Дурруль-мансур” 5/259. Иснад достоверный.
Но хафиз Ибн Касир сказал: “Правильным является то, что данный аят обобщенный и касается как многобожников, так и других, кто совершает упомянутое”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/261.
Однако имам Малик, аш-Шафи’и и ханафиты сказали: “Этот аят был ниспослан в отношении мусульман, которые совершали разбой на дорогах и сеяли нечестие на земле”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/433.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Мнение Малика является правильным. И Абу Саур также сказал, что следующий аят указывает на то, что эти аяты ниспосланы в отношении мусульман”. См. “аль-Ишраф” 1/529.
Ответ:
Наш опровергатель привел совершенно неуместный пример для сравнения. Неужели он не видит разницы?!
Во-первых, в отношении упомянутого им аята передаются различные мнения от самих сподвижников.
Во-вторых, последующие имамы если и выбирали какое-то из этих мнений, то имели в этом вопросе мнение сподвижника, а не являлись с третьим толкованием или причиной ниспослания.
В-третьих, даже в приведенном им примере упоминаются слова хафиза Ибн Касира, который объединил все мнения сподвижников, что этот аят общий и включает в себя как тех, так и других. Однако при этом он не отверг иное толкование сподвижника! Однако что сделано в этой статье?! Отвергнуты напрочь толкования сподвижников и их ясные слова о том, что аят про «праздные речи»ниспослан относительно песен.
Приведу небольшой пример для того, чтобы читатель понял, что такой метод далек от понимания саляфов и их подходу в отношении разных толкований аятов:
Говорит имам Ибн Наср аль-Маруази, живший 1200 лет назад, разбирая аят: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас»(ан-Ниса 4: 59). Приведя различные толкования сподвижников и таби’инов этого аята, он говорит: “Я слышал, как Исхакъ (ибн Рахауайх) в отношении слов: «обладающим влиянием среди вас»говорил: «Этот аят толкуется и как «обладающие знанием» и как «амиры войск», поскольку один аят ученые толкуют по-разному, и это не является противоречием». Сказал Суфьян ас-Саури: «Нет в толковании Корана разногласий, если все мнения об этом достоверны!»” См. “Китаб ас-Сунна” 41.
Вот подход саляфов в различном толковании аятов и упоминании причины их ниспослания, они не отвергали одно и не выбирали лишь другое, потому что не раз бывало так, что один аят был причиной ниспослания совершенно разных событий и положений!
Опять все тот же вопрос: Что помешало автору или авторам данной статьи взять толкования и понимания сподвижников?! Или в лучшем случае объединить все существующие толкования, не исключая при этом песен, как например, это сделал имам муфассиров Ибн Джарир ат-Табари, сказавший: “Правильным в отношении данного аята являются слова тех, кто говорит, что к ним относятся любые праздные речи, сбивающие с пути Аллаха, которые запретили слушать Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал обобщенно:«праздные речи»и не сделал каких-либо ограничений, поэтому этот аят является обобщенным, пока не будет доказательства на то, что он является конкретным. И к этому аяту также относится и пение и слова многобожия!” См. “Тафсир ат-Табари” 7/249.
Но нет, наши горе-исследователи отвергли понимание и толкование сподвижников и их учеников, последовав за тем, что удовлетворяет их страсть!
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Толкование сподвижников (сахаба) и последователей (таби’ун) о том, что «праздные речи»относятся к пению, достаточно”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/259.
А шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто поменял мазхаб сподвижников и их последователей (таби’ун), а также их толкование (тафсир) на то, что противоречит им, тот ошибается, более того, является приверженцем нововведений!” См. «Маджму’уль-фатауа» 13/361.
Кстати, даже тот же самый Ибн Хазм не шел явно наперекор и не отрицал толкования сподвижников, а сказал в другой своей работе, посвященной песням, что не достоверно толкования сподвижников к этому аяту, что речь идет о песнях: “Это было мнением некоторых толкователей, на чем не строится довод”. См. “Рисаля аль-маляхи” 97.
Однако это мнение от сподвижников достоверно, чтобы не говорил Ибн Хазм, и более того это было также мнением большинства толкователей, о чем сказал аль-Уакъиди. А имам аль-Къуртуби сказал, перечислив все мнения об этом аяте: “Первое мнение (что речь о песнях) необходимо брать в первую очередь, потому что на это указывает хадис, слова сподвижников и таби’инов!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 14/61.
Как праздные разговоры убивают продуктивность
У каждого в сутках есть только 24 часа: так было и у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и у праведных предшественников, ученых и предпринимателей. И точно так же у нас. Однако за то же самое время они успевали сделать так много, потому что дорожили каждой минутой, ниспосланной им Аллахом (хвала Ему).
Одна из главных причин нашей низкой продуктивности – это трата времени на пустые разговоры, на праздное общение, бесполезное и даже предосудительное. Подумайте, сколько времени мы тратим на разговоры «о людях»: знаменитостях, соседях, знакомых, обсуждение их личной жизни или постов в соцсетях. Раньше такого рода речи велись только при непосредственном общении, но теперь праздные разговоры, или «лахв» по-арабски, – это настоящий бич среди пользователей мобильных телефонов и всевозможных соцсетей.
Почему это плохо
Праздная болтовня отнимает гораздо больше времени, чем кажется, отвлекает нас от занятий тем, что действительно важно, от выполнения жизненного предназначения. Коран и сунна неоднократно напоминают о необходимости следить за речью. Аллах говорит: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного…» (Коран, 23:1-3).
«Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством… Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы, и их встретят там приветствием и миром» (Коран, 25:72,75).
Язык – это уникальный орган, он проговаривает то, что у человека на сердце и в уме. И при всей своей кажущейся незначительности, язык может оказаться виновником больших бед. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто верит в Аллаха и в Судный день – пусть говорит благое или молчит» (Сахих Муслим).
Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я спросил Посланника Аллаха, мир ему: «Кто лучший из мусульман?» Он ответил: «Тот, от языка и рук которого другие мусульмане находятся в безопасности»» (Сахих Муслим).
Почему молчание является такой добродетелью? Потому что язык легко может привести ко множеству грехов.
Что считается праздными речами?
Есть два типа пустых разговоров: те, которые не вредны, но и не полезны, и те, которые вредны и греховны. И те, и другие бесплодны и резко снижают жизненную продуктивность человека.
К сожалению, в наши дни появилось огромное множество возможностей для таких пустых разговоров, в частности, в сетях, поэтому нужно всегда быть настороже, чтобы незаметно не увлечься одной из таких бесед. К праздным речам можно отнести:
Сплетни и злословие, т.е. упоминание чьих-то недостатков, клевету, т.е. выдумки о людях. Это может происходить при личной беседе, при общении в группе, написании сообщений в соцсетях и т.п.
Излишне негативные комментарии по поводу чьего-нибудь поста в соцсетях.
Вообще, любые ненужные и бессмысленные комментарии к постам, в частности, знаменитостей.
Участие в спорах и пререканиях, ведущих к конфликтам.
Публикация в соцсетях личной информации о ком-нибудь.
При непосредственном общении или в соцсетях трудно удержаться от того, чтобы не присоединиться к обсуждению чьей-то жизни и поступков. Как только упоминается имя некоего человека, так и хочется сразу включиться в разговор с собственными фактами и соображениями насчет соответствующей персоны. Остановитесь и задумайтесь. Может быть, это как раз та самая бесполезная болтовня?
Давайте посмотрим, как же можно победить этого «убийцу продуктивности»?
1. Прежде всего, вспомните об Аллахе
Сегодня повсеместно можно увидеть, как люди оживленно обсуждают недостатки других, их поступки и что из них выйдет и т.п., совершенно не думая о себе и не осознавая собственных намерений. Между тем, это полностью преодолимо одной лишь сменой темы для разговора. В мире много загадок, чудес, красот и удивительных вещей. Давайте лучше посвящать время обсуждению творения Аллаха и Его Восхвалению. Пусть каждый наш поступок будет Его поминанием, еще одним шагом на пути духовного приобщения к божественному. Давайте тратить свое время на необходимое и полезное!
Время бесценно, каждому отведено на земле определенное количество времени, которое записывается в Книгах в момент нашего рождения. Поэтому давайте беречься от соблазна праздных разговоров. Ключ к продуктивности – полностью отказаться от них.
Как победить в себе эту склонность нафса? Как сопротивляться соблазну злословить о других?
Ответ заключается в том, что, прежде всего, нужно иметь такву. Помнить слова Аллаха и размышлять над ними. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран, 49:12).
«Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это — великий грех» (Коран, 24:15).
Нам кажется, что плохого в сплетнях, т.е. в том, чтобы говорить о других, на самом деле, ничего о них не зная? Как часто в поверхностном разговоре мы неосознанно сплетничаем (совершаем «гыба»). Но на суде Аллаха (хвала Ему) это серьезное прегрешение.
2. Не обращайте внимания
«Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это – великая клевета»?» (Коран, 24:16).
Слушая сплетни или наговор на какого-нибудь человека, мы задаемся вопросом: а правда ли это? Тем не менее, чаще всего, передаем сплетню дальше, вместо того, чтобы вырвать ее с корнем. Например, когда нам рассказывают что-то о человеке, нужно спросить себя:
Хорошо ли так говорить?
Полезны/нужны ли такие разговоры?
И вообще, правда ли это?
Если как минимум на два вопроса вы отвечаете «нет», значит, прекращайте этот разговор и попробуйте перевести его на другую тему. Если в разговоре вдруг упоминается что-то плохое о третьем человеке – не обращайте внимания и, наоборот, думайте о позитивном.
3. Храните молчание
Аллах говорит: «Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо сатана вносит между ними раздор. Воистину, сатана для человека — явный враг»(Коран, 17:53).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Кто верит в Аллаха и в Судный день – пусть говорит благое или молчит» (Сахих Бухари)
Нужно говорить о людях хорошее. Мы злословим о людях по наущению сатаны. Поэтому, если слышите злословие или негативные отзывы о ком-то, скажите на это что-то хорошее, что вам известно об этом человеке. Если же не можете сказать ничего хорошего, просто промолчите, не высказывайте свое мнение и не поддерживайте этот разговор. Если можно как-нибудь его закончить, лучше так и сделать, и это будет самое лучшее. Так вы прекратите сплетни и не будете тратить время на участие в пустом времяпровождении.
4. Круг общения
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» (Тирмизи).
Старайтесь не общаться с теми, кто склонен к праздным разговорам. Если такое общение неизбежно, так как происходит на семейных мероприятиях или на работе, помните о предыдущих трех советах. Если видите, что вокруг все перешли к сплетням и досужим разговорам, можно вежливо извиниться и уйти пораньше.
Если подобные разговоры возникают в вашей семье, то ваш долг напоминать родным о правильном отношении к другим мусульманам, о необходимости даже словесно оберегать их честь и достоинство, а не сплетничать о них. Вы сами должны быть примером благожелательной речи, словесно демонстрировать приязнь к людям дома и в коллективе.
Лучший способ избежать пустословия, особенно в семье – это предотвращать их возникновение. Необходимо позаботиться о том, чтобы семейные собрания были достаточно интересными и продуктивными, чтобы все были вовлечены в интересную и полезную беседу. Например, можно поговорить о новостях в интересующей области (в науке, технике, финансах), послушать и обсудить лекцию авторитетного ученого, в конце концов, организовать игры и конкурсы для детей и взрослых.
Детей нужно удерживать от праздных разговоров, начиная с детства. Негативное общение сказывается на психике ребенка, его отношении к людям, толкает на преждевременные неверные суждения о людях. Вместо этого необходимо на собственном примере учить их не судить других и всегда думать о знакомых и незнакомых людях положительно.
5. Разумно планируйте день
Планируйте день с момента пробуждения и до самого вечера. Уделите время намазам, работе, приготовлению пищи, чтению, играм и занятиям с детьми, изучению ислама. В этом случае в вашем доме просто не останется места для пустых разговоров, культивируйте в доме продуктивность, приучайте к ней детей.
Мы обязаны следовать примеру нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), ведь он лучший образец продуктивности. Его сунна касается не только поклонения, но и человеческих отношений, повседневной жизни. Она посвящена не только построению имана, но и формированию хорошего характера. Об этом нельзя забывать.