Что такое предболезнь и болезнь

Понятия «предболезнь», «болезнь».

Понятие предболезни, болезни. Адаптационные возможности организма. Основные факторы риска развития не инфекционного заболевания. Целевые программы предупреждения заболевания(государственные и региональные). Понятие предболезни и болезни Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания. «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье. В логико-диалектическом рассмотрении третье состояние, по сути, вмещает в себе и выдерживает единство противоположности здоровья и болезни.

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение об- щей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство ус- талости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

Болезнь-это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов; болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Согласно другому определению болезнь – это жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хрониче- ские. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия.

Адаптационные возможности организма.

Адаптационные возможности организма являются одним из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме.

Возможные медико-социальные проблемы семьи.

1. Хронические заболевания членов семьи

3. Планирование беременности

4. Невынашивание беременности, мертворождения

5. Частые аборты в анамнезе

7. Многодетная семья

8. Рождение первенца у юной матери или у женщины старше 35 лет

9. Низкие доходы и образовательный уровень, неблагоприятные условия жизни.

10. Нездоровый образ жизни

11. Низкое качество материнского ухода за детьми.

Планирование беременности. Контрацепция.

Супругам, планирующим беременность, следует знать:

Благоприятный возраст женщины для деторождения 19-35 лет, оптимальный интервал между рождением детей составляет не менее 2 лет.

Зачатие допустимо только через 2 месяца после перенесенного супругами острого инфекционного заболевания и.

У женщины, страдающей хроническим соматическим заболеванием, беременность допустима лишь при наступлении стойкой ремиссии и отсутствии обострения в течение 1-5 лет (в зависимости от характера заболевания)

При работе во вредных условиях труда беременность можно планировать после 1-2 лет работы на производстве, т.е. после развития адаптации. Зачатие рекомендуется во время отпуска, либо за 2 месяца до зачатия необходимо перейти на другую работу, исключающую воздействие вредных производственных факторов.

Чтобы подготовиться к беременности, Вам придётся отказаться от привычек и пристрастий, которые не только вредят лично Вам, но и могут серьёзно повлиять на здоровье Вашего будущего ребёнка (и даже привести к его гибели), – необходимо отказаться от курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. Кроме того, нужно будет изменить диету и позаботиться о защите от опасных для плода инфекций.

Если Вы принимали противозачаточные гормональные средства либо пользовались внутриматочными средствами, посоветуйтесь с акушером-гинекологом женской консультации о наиболее приемлемых сроках для беременности после прекращения контрацепции.

Постарайтесь следовать этим несложным советам – c их помощью Вы успешно подготовитесь к беременности и сможете избежать ненужных проблем. Месяцы ожидания ребёнка будут для Вас тем, чем они должны быть – радостью, одним из самых счастливых периодов Вашей жизни.

Школа здоровья материнства.

матери во время беременности

1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы.

2. Женские и мужские половые клетки.

3. Развитие внутриутробного плода.

3.2. Первые признаки беременности.

3.3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.

3.4. Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода.

3.5. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности.

4. Факторы риска беременности.

4.1. Что такое факторы риска?

4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка.

4.3. Роль наследственности.

4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода.

4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).

4.6. Осложнения беременности.

5. Медицинское наблюдение.

5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию.

5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности.

5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода.

5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода.

II. Гигиенические правила в период беременности:

1. Изменение образа жизни.

1.1. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы. Законодательные права беременной.

2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания.

2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода.

2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.).

3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.).

3.2. Одежда, обувь, белье.

3.3. Роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка.

3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.

4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности.

4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности.

4.2. Обучение умению расслабляться («быстрый отдых»).

5. Особенности психоэмоционального состояния беременной.

5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности.

5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

III. Подготовка к «родам без страха»

1. Календарные сроки наступления родов.

2. Предвестники родов.

3. Подготовка к поступлению в родильный дом.

4. Периоды родов и их продолжительность.

5. Поведение во время родов.

5.1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах.

5.2. Роль партнерства в родах.

5.3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций.

5.4. Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов.

5.5.Обучение приемам обезболивания родов.

5.6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале.

7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде.

8. Контрацепция после родов.

9. Законодательные права материнства.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 2856 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика.

Здоровье-состояние человеческого организма, когда функции всех органов и систем сбалансированы с внешней средой и не происходит болезненных изменений.

— Первый уровень – биологическое здоровье, соматическое здоровье, физическое здоровье

— Второй уровень – психическое здоровье, нравственное здоровье

— Третий уровень – социальное здоровье

Предболезнь – латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

— нарушение менструального цикла

— неприятные ощущения в области сердца

— слезливость без видимой причины

— ощущение общей слабости

— постоянное чувство усталости

Болезнь-это жизнь, нарушенная повреждением строения и функций организма под воздействием внешних и внутренних факторов; болезнь характеризуется снижением приспособляемости к окружающей среде и ограничением свободы жизни больного.

Болезнь – жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

Болезнь-процесс проявления в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма по социально-экономическому статусу человека.

Факторы, определяющие здоровье и болезнь

Болезни возникают под воздействием определенных факторов внешней и внутренней среды, более чем приспособительных-компенсаторных функций организма, но и передаются от больного человека к здоровому или больному животному.

— Гиподинамия – недостаток движения

— Неблагоприятная экологическая обстановка

Общественное здоровье – совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом.

Критерии оценки индивидуального здоровья

Норма – биологический оптимум живой системы.

Нормально для человека то, что является для него оптимальным.

Самоконтроль – самонаблюдение человека за определенными показателями своего организма в процессе жизнедеятельности и в ответ на физические, холодные и иные нагрузки.

1. Самочувствие, активность, настроение человека

4. Наличие болезненных ощущений

Объективные показатели здоровья:

3. Функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы
— пульс
— проба с 20 приседаниями
— проба с задержкой дыхания

Отделения санитарного надзора:

— отделение коммунальной гигиены

— гигиены детей и подростков

— гигиеническое воспитание и обучение граждан

7 апреля 1948 г. Всемирный день здоровья.

Основные задачи ВОЗ:

1. Координация международной деятельности в области здравоохранения

2. Предоставление государством соответствующей информации

3. Оказание помощи в вопросах здравоохранения

4. Поощрение и развитие работы по борьбе с эпидемическими и другими болезнями, а также по охране психического здоровья

5. Проведение совместных исследований в области здравоохранения

6. Содействие в подготовке медицинских кадров

ВОЗ поставила стратегию здоровья, саму проблему здоровья, здоровье как цель, как ценность в фокусе этического и интеллектуального внимания народов мира.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

ЭОР по истории 8 класс: «Тема 27»

ЭОР по истории 8 класс: «Тема 26»

ЭОР по истории 8 класс: «Тема 25»

ЭОР по истории 8 класс: «Тема 24»

ЭОР по истории 8 класс: «Тема 23»

ЭОР по истории 8 класс: «Тема 22»

ЭОР по истории 8 класс: «Тема 21»

ЭОР по истории 8 класс: «Тема 20»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437661 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Время чтения: 2 минуты

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Здоровье, болезнь, предболезнь

Что такое здоровье и от чего оно зависит? Когда появляются первые симптомы болезни? Предболезнь, как пограничное состояние, при котором вы еще можете остановить несущийся на вас локомотив под названием «болезнь».

«Болезнь — это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине наших тканей при погашенных свечах, когда же появляется боль или другие неприятные явления, это почти всегда второй акт» — писал французский хирург Лериш.

Здоровье, болезнь, предболезнь в концепциях восточной и западной медицины

Современная западная медицина условно рассматривает человека как биосоциальную систему с пирамидальным принципом построения и выделяет в этой пирамиде два уровня:

Болезнь изначально поражает физическое тело, наличие недуга со временем приводит к угнетенному состоянию сознания, формируется соматоневроз. С другой стороны, в последнее время в западной медицине сформировалась концепция психогенных заболеваний, когда изначально травмирующая психику ситуация приводит к дистрессу (затяжному стрессу), следствием которого выступает нарушение иннервации и трофики определенных органов. В результате вторично формируются соматические заболевания. Примерами таких стрессогенных заболеваний могут служить язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда и некоторые другие.

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Восточная медицина более глубоко представляет систему строения человека и выделяет в ней четыре уровня:

При этом каждый высший уровень оказывает влияние на низший. Болезнь, в представлении медиков Востока, чаще зарождается в недрах разума. Негативные мысли, несправедливые поступки нарушают гармонию эмоций. Расстроенные эмоции приводят к нарушению циркуляции энергии по каналам организма, лишая определенные органы жизненной силы. Болезнь, таким образом, реализуется на материальном уровне, трансформируясь в патологию физического тела. При заболевании физического тела обязательно существует нарушение на уровне психики и эмоций. Гармония высших уровней обусловливает гармонию низших уровней. В своих подходах восточная медицина учитывает целостность и взаимосвязь всех уровней организма.

Здоровье и болезнь — основные философские категории в медицине

Если категория «болезнь» более конкретна, то «здоровье» почти всегда абстрактно. В то же время абсолютной болезни и абсолютного здоровья в реальной жизни человека нет, между ними существует бесконечное множество форм, связей и взаимных переходов.

Чем выше уровень здоровья, тем меньше возможность развития болезни, и наоборот: развитие болезни возможно лишь тогда, когда недостаточны резервы здоровья.

Таким образом, между состояниями здоровья и болезни существует переходное третье состояние, которое характеризуется «неполным здоровьем» или «предболезнью».

Врачи западной медицинской школы лечат больных и мало чем могут помочь людям в состоянии предболезни. Врачи традиционной восточной медицинской школы считают основной своей задачей укреплять здоровье здоровых, увеличивать резервы здоровья людей в состоянии предболезни и, разумеется, лечить больных. Традиционная восточная медицина имеет выраженную профилактическую направленность: основными оздоравливающими и лечебными факторами в ней выступают не лекарства, как в западной медицине, а режим, диета, дозированные физические нагрузки, положительный эмоциональный настрой, добродетельные и возвышенные мысли.

В последнее время в связи с отчетливо наблюдаемой тенденцией к стиранию границ между Востоком и Западом представления традиционной восточной медицины о здоровье и «нездоровье» находят все большее понимание среди врачей западной ориентации. Появились первые попытки систематизировать и классифицировать накопленные знания о развитии заболевания как философской категории.

Понятие «здоровый человек» принимается условным, так как критерии здоровья отличаются у разных этнических и социальных групп и в различные периоды истории оцениваются по-разному. Скорее можно говорить о клинически здоровом человеке, чем об абсолютно здоровом. Здоровье не является фиксированным состоянием. В нем можно выделить несколько промежуточных состояний.

I. Абсолютное здоровье — теоретический критерий, который является риперной точкой при изучении процессов, происходящих в организме.

II. Клиническое здоровье подразделяется на две стадии:

На этой стадии возникают начальные проявления нарушений метаболизма, происходит накопление в организме токсичных продуктов обмена веществ, нарушаются нейрогуморальная регуляция, функциональная активность иммунной системы, кишечной микрофлоры и других защитных механизмов организма.

Одним из важнейших нарушений на данном этапе следует считать снижение антиоксидантной защиты организма, приводящей к нарушениям его функциональной активности на клеточном уровне. Подробнее читайте в статье Что такое антиоксиданты и чем они полезны?

III. Предболезнь — это состояние накопления дезадаптационных изменений в организме. Предболезнь является промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. На этой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, срыв адаптационных и компенсаторных реакций, усугубление проявлений синдрома пероксидации на фоне стойкого снижения антиоксидантного статуса, развиваются иммунодефицитные состояния, а также могут развиться устойчивые нарушения метаболизма.

Вследствие указанных нарушений значительно снижается неспецифическая защита организма, что и проявляется в снижении общего жизненного тонуса, повышенной утомляемости, склонности к бактериальным и вирусным заболеваниям на фоне формирования иммунодефицитных состояний, во внутренних системах формируются патологические изменения.

IV. Болезнь. Состояние «предболезнь» является первой стадией болезни (Адо А. Д., 1973). Оно переходит в стадию собственно болезни, которая характеризуется наиболее выраженными общими и местными проявлениями, свойственными каждому конкретному заболеванию.

Какова тактика врача на этих этапах развития заболевания?

При компенсаторной стадии здоровья необходим периодический прием нутрицевтиков с профилактической целью.

Нутрицевтики — биологически активные добавки к пище, предназначенные для восполнения и коррекции содержания в организме человека таких незаменимых веществ, как витамины, минералы, аминокислоты, пищевые волокна, полиненасыщенные жирные кислоты.

Роль нутрицевтиков заключается в поддержании здоровья, первичной и вторичной профилактике. На организм человека нутрицевтики оказывают общеукрепляющее, иммуномодулирующее, регулирующее обмен веществ и выводящее токсины действие.

Нутрицевтики как необходимая составная часть пищи не требуют специальных показаний к назначению и не имеют противопоказаний, их могут применять и больные, и практически здоровые лица.

В стадии декомпенсации прием нутрицевтиков является обязательным.

В стадии предболезни назначаем нутрицевтики и парафармацевтики с акцентом на иммуностимуляцию и детоксикацию, обязателен прием антиоксидантов.

Парафармацевтики — биологически активные добавки к пище, состоящие из высокоактивных природных компонентов, имеющие направленное фармакологическое действие и применяющиеся по показаниям для профилактики, вспомогательной терапии и поддержки функциональной активности органов и систем человека. Из всех групп БАД парафармацевтики наиболее приближены к лекарственным средствам. Основными отличиями парафармацевтиков от лекарст являются: более длительный курс применения (8-12 недель), а также минимальное количество побочных эффектов или полное их отсутствие.

Здоровым лицам парафармацевтики, как правило, не назначаются.

В хронической стадии болезни больному надо проводить регулярное курсовое лечение парафармацевтиками, выбор которых определяется основным заболеванием, на фоне постоянного приема нутрицевтиков.

Наконец, в острой стадии заболевания необходимо с помощью сильнодействующих лекарственных средств как можно быстрее вывести больного из этого состояния, а затем поддерживать равновесие в организме с помощью биологически активных добавок.

Таким образом, мы видим, что истинные знания о здоровье, предболезни, болезни в восточной и западной медицинских школах не противоречат друг другу, взаимопроникают и взаимообогощаются и, в конечном счете, приводят к лучшему пониманию механизмов развития болезни, а значит – более успешному ее лечению и профилактике.

Источник: medicinform, Долгатова Эрике.

Вам понравилась статья? Ставьте лайк и сохраняйте себе стену, чтобы мы знали как сделать наш блог лучше для Вас 🙂

Источник

Что такое предболезнь и болезнь

Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть фото Что такое предболезнь и болезнь. Смотреть картинку Что такое предболезнь и болезнь. Картинка про Что такое предболезнь и болезнь. Фото Что такое предболезнь и болезнь

Материалы и методы: метод междисциплинарного анализа, принцип взаимодополнительности философской и медицинской методологий, описательный подход.

Феномен болезни исторически имеет выраженное социальное, символическое и сакральное значение и сложную специфику и носит не только медицинский характер. В его рассмотрении преобладают в основном частнонаучные подходы, до настоящего времени не объединённые в единое целое общей терминологией и языком описания [1–3]. Стремление человека к жизни без болезни и без боли является стремлением к тому, каким он хотел бы и должен являться как некое онтологическое целое. Онтологизация современного антропологического знания означает углубленное познание субстратности и феноменальности человека. Человеческий контур пребывает в нескольких мирах, в том числе и в виртуальном. В момент болезни человека мир телесный становится важнее, чем остальные миры. В болезни актуализируется и становится ценностью реальный мир.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема определения понятий «болезнь – здоровье» относится к вечным проблемам медицины вообще, и к проблематике конкретных медицинских направлений в частности. Парадоксально то, что долгая история врачевания и значительно более короткая история применения специальных знаний из различных направлений имеет объектом болезнь и больного, а единого согласованного определения этих категорий не сложилось. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность болезни, дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока не получило успеха. «Болезнь» со времён древнейшего мира и цивилизации толкуется как клинический, а позднее как клинико-анатомический комплекс.

Сверхъестественное начало болезни в религиозной медицине отражает её возникновение по божественной воле, как результат наказания, милости Бога или испытания. Она может также возникать и в результате божьего попущения. Болезнь рассматривается как одна из сущностей бытия, средств, искупления, познания, ступень к блаженству. Это форма преодоления греха. Религиозая модель болезни в различных религиозных картинах мира сохраняет статичное понимание феномена болезни и не противоречит гуманистической традиции в науке.

К XIX в. болезнь уже понимается как диссонанс или расстройство нормальной жизнедеятельности тела. В основу такого представления положены изменения материальных составляющих, на которые следует действовать биохимическим путём.

В 1920-е гг. на основе развития представлений о болезни и её сложившихся моделей (мистических, религиозных и натурфилософских) в качестве итоговой формируется естественнонаучная модель. В этот же период используется идея целостности организма (в отношении своего соматического содержания), позже – идея системности в понимании феномена.

Современная классическая медицина не может воздействовать на всю систему человеческой организации и потому не в состоянии избавить человечество от болезней. Происходит период постепенной замены сложившихся подходов к болезни. Болезнь как неопределённая и многоаспектная категория усложняется категориями «предпатология», «летучие процессы» и «предболезнь».

В 1980-е гг. в методологии медицины понимание болезни исходит из идеи системности, что теоретически определяет отечественные лечебно-диагностические практики в рамках действующей естественнонаучной модели болезни.

Современная научная картина мира как синтез учения о глобальном эволюционизме с синергетикой характеризует мировое развитие как смену структур, рождающихся из хаоса, временно обретающих стабильность и вновь стремящихся к хаосу. Возрастает значение случайностей, способных резко менять сценарии развития, в связи с чем меняются представления о динамике развития феноменов, когда генеративная роль самого человека, его сознания и мировоззрения всё более выступает причинностью болезней.

Мы разделяем позицию современных авторов в том, что болезнь мыслится как сложный результат исторического взаимодействия человека с окружающей его средой, в том числе социальной [3, 4].

Оценка концепций болезни в рамках парадигмального знания о человеке означает обращение либо к научной, либо к ненаучной модели человека как носителя данного феномена. Отличия антропологических концепций в рамках парадигм научного и вненаучного знания подробно исследованы [5]. Каждая из концепций не универсальна и методологически ограничена. Эти парадигмы нуждаются во взаимодополнении для описания свойств мира в рамках единой конструкции. Игнорирование же данных свойств дескредитирует сами концепции.

Оценка моделей человека в рамках парадигм научного и вненаучного знания позволяет выделять пределы их инструментальных возможностей. В качестве персонализированных концепций человека исследованы те, в которых совмещаются философские и медико-биологические аспекты представлений о человеке [5]. В качестве варианта научной концепции человека использованы представления отечественного генетика и антрополога Н.П. Дубинина, в качестве варианта вненаучной концепции человека – взгляды Е.П. Блаватской и её интерпретаторов из сферы практической медицины.

Развитие конкретного направления медицины и разработки методов лечения заболеваний определяется общетеоретическими представлениями о человеке, норме и патологии. Направления официальной медицине давно функционируют в конкурентных условиях, потому современный врач должен достаточно точно представлять сущность, возможности и приемы различных направлений, сложившихся во взаимосвязи с философской методологией как всеобщим методом познания человеческой природы.

С ростом интереса к мультидисциплинарным аспектам изучения болезни актуализируется исследование взаимодействий социальной среды и знаково-символической природы психики в норме и патологии, их влияние на целостность человека. Так оформляется семиотический подход к болезни, которому в настоящем принадлежит одна из важнейших объяснительных функций в общей медицинской и антропологической методологии. Подход появляется с рассмотрением боли как симптома в раннедокументированных древних источниках и получает название «семейона», что порождает название семиотики как науки. Как целостное учение о признаках болезни и их диагностическом значении семиотика ставит задачу всесторонней информативной оценки симптомов в диагностике. В семиотке болезни изучаются симптомы и признаки общих характеристик пациента. Место болевого фактора как итога динамического взаимодействия биосоциальных, психологических и культурных характеристик, рассматривает биопсихосоциальная концепция конца ХХ в. Дж. Энджела, выполняющая интегративную роль. Развитие системного интегративного подхода как описательного, затрагивает данный вопрос как междисциплинарный. При лечении болезни воздействие как на психологические, когнитивные процессы, эмоциональные особенности личности, её сознание и коммуникацию происходит через речь. Будда в контексте описания знаменитого восьмеричного пути спасения первым упоминает правильную речь как процесс воздержания от лжи, клеветы, жестоких слов, означающую ступень к истине и залог здоровья. Тем самым обозначено наследие этико-философских представлений о причинных отношениях духовного и телесного, психического и соматического в человеке. Таким образом, конвергенция материальных уровней реальности и когнитивных уровней человеческого опыта реализуется семиотически, посредством субмолекулярных процессов в генерации знаков, феноменов и интерсубъективных коммуникаторов. Причинность заболеваний располагается в данном наномасштабе и антропологически связана с эффектами смысла. Это даёт основание рассматривать феномен болезни трансдисциплинарно и социально распределённо.

Феномен человека фокусирует информационную и субстратную реальности, где методологии и языки описания его состояний пересекаются. Категория болезни не становится исключением. Так, изучение информации и информационных накопителей в живом как базовой формы для существования и проявления потенциала семиотических систем, способствовало выделению информационного подхода к болезни на рубеже ХХ–ХIX вв. как общенаучному. Это означало, что понять болезнь можно только в рамках зависимости: «информация – энергия – вещество». Язык взаимосвязан с разными семиотическими системами, что означает возможность рассмотрения комплексного воздействия комуникации на субстрат человека через когнитивные схемы. В рефлекторных схемах сознательной регуляции деятельности личности постоянно присутствует системообразующая роль языкового синтеза в понятиях и умозаключениях, выработанная эволюционно. В связи с этим в анализе роли семиотического подхода мы придерживаемся психолингвистической концепции, толкующей текст как коммуникативно-познавательную и функциональную [авт.] единицу, и определяем его как обращённое вовне опредмеченное локусное ментальное образование. Благодаря этому синтетическое единство личностных качеств индивида социально, и феномен болезни распределяется социально. Данное образование несёт функциональную саногенетическую и физиологическую нагрузку. Имея принадлежность к мировоззрению индивида, семиотические системы становятся функциональными системами его организма, связанными с определённым с этно- и социокультурным потенциалом. Оценка природы болезни дополняется изучением объекта исследования в герменевтической плоскости, представляя собой информационный сбой, а здоровье – оптимальную реакцию на любую информацию.

Социальность органически связана с антропологической составляющей. Антропологический подход к болезни, исторически отражающий зависимость уровня медицины от религиозной антропологии, решает проблему понимания болезни через фиксацию её истинных причин – нарушения целостности устроения человека, деформаций образа его жизни. Данная причинность в условиях технологических деформаций медицины, ставших следствием её отрыва от религиозной антропологии, в контексте философско-антропологического подхода к болезни, актуальна для понимания онтологической сущности болезни как нарушения инстинтктивной духовности.

Потребность анализа психофизиологического статуса организма через функциональную сферу, динамики его развития как нелинейной системной сложности приводит к необходимости рассмотрения вышеупомянутого понятия «информации» или меры порядка.

В эссенциальной научной парадигме начала XXI в. категория информации имеет отношение к синтаксическому, семантическому, прагматическому и физическому описанию своего носителя, кодовой структуры в теоретическом объединении сложившихся терминологий описания в единое целое. Так решается проблема объяснения природы сложных биосоциальных феноменов, поле исследования которых располагается в плоскости естествознания, социогуманитарных наук и медицины одновременно.

Информационную медицину можно характеризовать как необходимое дополнение и развитие области действия официальной классической медицины. Информационная медицина как совокупность исследований на границе медицинских и информационных концептов поддерживает взаимосвязь процессов сигнального общения на всех уровнях организма как внутри его, так и на уровне взаимодействия информационных потоков с живыми составляющими внешнего мира.

В медицине эффективно используется основной принцип математического подхода – моделирование, создание модели для последующего изучения конкретно-научной сигнальной модели Природы, и в данном случае – информационной модели. Смысл изучения информации и информационной медицины в контексте анализа болезни такой же, как и математики – инструментальный и постановочный на первом этапе своего образования и практической работы, и системный и общенаучный – в последующей деятельности. Порождение информации, её конвергентность обеспечивают существование природы и человека как открытых квантовых систем, существование которых возможно только в контекстном взаимодействии.

В концепции информационного обмена, формирующей представления об информации как инструменте интерактивной социальной коммуникации, болезнь толкуется как информационный сбой в деятельности организма. Производящим началом информационной причины болезни выступает специфическая структура мозгового нейродинамического кода, в которой воплощена информация, «воздействие души на тело». Таким образом, информационная медицина выполняет роль основы адаптации, психической и физиологической гармонизации человеческой индивидуальности к информатизации общества.

Перспектива конвергенции информационных, биологических, нано- и когнитивных технологий (как NBICS-процесс в гуманитарных науках [6]), создающих средства преобразования природы человека и одновременно риски для неё, направлена от прикладных к социогуманитарным технологиям. Создание новых, в том числе гибридных, субстанций как форма управления биологическими процессами на субмолекулярном уровне формирует новый социально-технологический уклад с новыми ценностными ориентирами и представлением о человеческой сущности. Место философских технологий как социогуманитарных заключается в инструментальном применении мировоззренческого подхода к болезни с практической реализацией его в качестве средства саморегуляции, актуализации человека через его самопознание и биосоциальную адаптацию [7].

Философская категория состояние является логической единицей для системного анализа конкретных моментов и периодов онтогенеза. В широком парадигмальном значении в неё должны включаться и операциональные характеристики слов как элементарных структурных единиц ментальности-мышления. В познавательном аспекте категория «состояние» тесно смыкается с категорией единичного (индивидуального). В физиологии как в частнонаучном знании состояние служит интегральной характеристикой биосистем и представляет интерес в методологическом плане: процесс воспитания, протекающий во времени, характеристики которого измерены и зафиксированы, теряет неопределенность и может быть описан рядом сменяющих друг друга состояний (как начальный уровень получения информации, или первичное количество информации, изменяющейся во времени). Суммируемые признаки субъективной и объективной оценок характеризуют самочувствие индивида, и в клинической практике обозначаются термином «состояние» [8]. В теоретическом же естествознании широко применяется категория «функциональное состояние», несущая вероятностный смысл. Прикладной аспект использования категории состояние (функциональное состояние) присутствует в медицинских науках и в системном подходе к болезни. Он заключается в том, что с её помощью получают комплекс описательных характеристик уже минувшего состояния, в частности, проявления патоса в динамике. Это фиксирует определенный временной «срез» исследованных функций в качественных и количественных выражениях и традиционно является существенным в теоретико-практическом отношении.

Выводы

1. Роль состояния сознания как системного параметра, играющего решающую роль в понимании болезни, подтверждает парадигмально новые естественнонаучные и философские позиции в несмежных областях знания для развития представлений о процессе болезни. Её исследование перспективно посредством квантовых и синергетических подходов, несущих дополнительный потенциал исследования.

2. Обращение медицины к личностной индивидуальности и применение соединительнотканной теории биологии и медицины к анализу означает включение в проблему онтологического параметра и актуальность онтологического подхода к болезни как связующего онтос индивида и всю соединительнотканную реальность. Понятие о соединительнотканных механизмах жизнедеятельности даёт фундаментальное теоретическое основание для заключения о том, что состояние функциональных комплексов организма в онтогенезе определяет мотивационный соединительно- тканный механизм субстратности человека. Механизм отражает сущность болезни, исходя из природы патологической соединительнотканной рефлексии и памяти. Таким образом, можно сформировать общую модель производящих начал информационной причинности в терапии. Влияние психического, идеального на материальное (физиологическое) в том, что психическое, как информационное содержание мозговых нейродинамических кодов, управляет в том смысле, в каком управляет информация.

3. В соединительнотканной медицине лечение как воздействие интеллекта врача представляет собой эпистемическое действие в поле соединительнотканной рефлексии. Диагностическое познание носит полевую обусловленность, что эпистемически влияет на иерархию гомеостатических процессов от информационного до тканевого, на интенсивность мотивационно-соеди-нительнотканного механизма. Появление моделей структурированных устойчивых систем гомеостатического типа даёт основание использовать их для построения моделей человеческого организма в парадигме системной медицины. Введение в модели параметров, всесторонне характеризующих нестабильность в период болезни, углубляет кибернетический подход к явлениям, происходящим в живом. В связи с вышеобозначенными взаимодействиями эпистемический подход к болезни состоятелен в границах сложившегося представления

4. Феномен болезни социально распределён и может эффективно рассматриваться в конвергенции прикладных и социогуманитарных подходов, естественнонаучной и социогуманитарной парадигм. Субстанциальная основа феномена в онтологическом измерении представляет собой соединительнотканную рефлексивную информационную причинность, механизмы которой существуют и проявляются в системе взаимодействий духовного и телесного, психического и соматического в человеке как социальном субъекте истории.

Заключение

Сложившиеся в науке теоретические подходы к пониманию болезни возможно объединить только на базе конкретных представлений о человеке, существующих в антропологии. Это означает междисциплинарный анализ рефлексий в терапии, который следует рассматривать эмпирически как эпистемическое действие. Исследовательский потенциал подходов по принципу взаимодополнительности обеспечит полноту атрибутивного анализа феномена для создания его общей метатеоретической модели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *