Что такое предельная штатная численность бюджетного учреждения
Расчет штатной численности
В зависимости от потребностей бизнеса предприниматель меняет кадровый состав предприятия. Число сотрудников, которые требуются для успешной работы компании, определяют с помощью подсчета штатной численности. Как рассчитать и где применить этот параметр, рассмотрим далее.
Немного терминологии
На практике используется шесть видов численности работников, которые отличаются методами исчисления и способами отражения в отчетности:
Понятие штатной численности не закреплено законом. Оно используется в кадровом деле и означает сотрудников нужной специальности и квалификации, которые обеспечивают предприятию успешную работу и выполнение планов.
Начисляйте зарплату и ведите кадровые документы в Контур.Бухгалтерии. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.
Штат организации: цели и нормативы расчета
Штатную численность рассчитывают для оптимизации кадрового состава предприятия и затрат на оплату труда. В процессе расчета уточняется время, которое потребуется сотруднику для выполнения работы определенной сложности, и число сотрудников, необходимое для работы предприятия.
Для расчета используют данные, разработанные научно-исследовательскими институтами. Отраслевые стандарты рассчитываются в основном для крупных предприятий и включают типовые объемы и сложность работ. Мелким организациям придется самостоятельно делать расчеты с учетом масштабов и специфики деятельности.
Методики расчета штатной численности
На государственных предприятиях необходимое число сотрудников определяется и контролируется в обязательном порядке. Поэтому большинство методик расчета разработано для компаний госсектора. Так, в утвержденных Росздравом «Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» перечислены методики, основанные на следующих нормах:
Согласно Рекомендациям, предельная величина персонала бюджетного учреждения рассчитывается по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты времени за год (ч) | / | Норма рабочего времени каждого сотрудника за год (ч) | × | Коэффициент неявок по болезни, отпуску и т.п. |
Рекомендации приведены для бюджетных предприятий, но норматив применяется и коммерческими компаниями.
Как рассчитать штатную численность работников
Одна из формул расчета штатной величины основана на сопоставлении выручки с рабочим временем:
Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн)
где Ов — плановый объем работ или выручки;
Фрв — планируемый фонд рабочего времени в часах (при 40-часовой рабочей неделе фонд времени в среднем составляет 2004 часа в год, 167 часов в месяц);
Впл — плановая выработка на одного работника;
Квн — плановый коэффициент выполнения нормы.
Пример. Персонал отдела продаж состоит из 15 человек. Руководство хочет просчитать, можно ли сократить подразделение. Чтобы определить штатную численность, кадровик использовал формулу Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн).
Плановый показатель Ов объема продаж на июнь — декабрь 2021 года — 58 000 000 рублей. Фонд рабочего времени (Фвр) за этот период — 1 047 часов. Плановая выработка на одного работника равна 755 000 рублей/мес. Фактическая выработка за июль — декабрь 2020 года — 644 373 рублей/мес. Плановый коэффициент выполнения нормы (Квн) рассчитан как отношение: 755 000 / 644 373 = 1,17. Плановая выработка в час на одного сотрудника составит 4 327 рублей/час (755 000 / 1 047 × 6 мес.). Подставив величины в формулу, кадровик получил результат: 58 000 000 / (1 047 × 4 327 × 1,17) = 10,94 — округляем до 11 человек. Следовательно, на первый взгляд, в отделе продаж избыток персонала.
Эта формула не учитывает условия работы, специфику деятельности предприятия и человеческий фактор (люди — не роботы, они болеют, уходят в отпуск и т.п.).
Определение кадрового состава с учетом человеческого фактора
Расчет штатной численности работников проводится на основе норматива — идеальной ситуации, в которой все сотрудники присутствуют на рабочих местах. Нормативная величина не учитывает, что работники уходят в отпуск, болеют и т.п. Для поправки расчета применяется коэффициент невыхода (Кн) на работу, который определяется путем точного учета явок и неявок персонала от фонда рабочего времени:
Кн = 1 + Дн
где Кн — планируемый коэффициент невыхода персонала на работу;
С учетом этого коэффициента формула расчета штатной величины примет вид Шч = Н × Кн. Эта формула позволяет определить оптимальное число сотрудников и не перерасходовать фонд зарплаты.
Пример. Сотрудник кадровой службы определил, что нормативная численность отдела продаж — 10,9 человек. Для уточнения величины он рассчитал коэффициент невыходов (Кн) на период июль — декабрь 2021 года.
В расчет принимается 35 нерабочих дней при 40-часовой рабочей неделе, из которых 14 приходится на оплачиваемый отпуск, 14 — норма по больничному, 7 — без сохранения зарплаты по ТК РФ. Это составляет 280 часов (35 × 8).
Доля «не работы» (Дн) равна отношению: 280 (невыходы) / 1 047 (фонд рабочего времени). Результат — 0,27. Коэффициент невыхода за июль-декбрь 2021 года: 1+0,27=1,27. Оптимальное число работников составит 10,9 × 1,27 = 13,8 или 14 человек. Следовательно, отдел продаж можно сократить на 1 сотрудника.
Структура и штат организации: взаимосвязь
Структура и штат организации — понятия сопоставимые. Структурные особенности предприятия влияют на кадровый состав и должны учитываться при подсчете штатной численности. Для этого определяется отношение руководящих работников к рядовым сотрудникам:
С 1930-х в кадровом деле используют нормативы, которые разработал французский ученый В. Грейкунас. Согласно этим нормативам на руководителя высшего уровня приходится 3-5 рядовых работников, среднего уровня — 7-9.
Важно! Нормативы — ориентировочные величины, которые отражают средние показатели по отрасли. Поэтому оптимальная штатная численность рассчитывается на каждом предприятии индивидуально.
Что такое предельная штатная численность бюджетного учреждения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2016 г. N 1827/16 «Об установлении предельной штатной численности и месячного фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориальных органов ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий)» (с изменениями и дополнениями)
Для обеспечения эффективной работы территориальных органов ФАС России в 2017 году приказываю:
1. Установить с 01 января 2017 года предельную штатную численность и месячный фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориальных органов ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) согласно приложению.
2. Руководителям и исполняющим обязанности руководителей территориальных органов ФАС России:
2.1. утвердить с 01 января 2017 года штатное расписание в пределах установленной численности и месячного фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориального органа ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) на 2017 год;
2.2. представить в Управление государственной службы ФАС России и Контрольно-финансовое управление ФАС России не позднее 30 декабря 2016 года копии следующих документов:
— приказа об утверждении штатного расписания территориального органа ФАС России;
— штатного расписания и расчета месячного фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориального органа ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий).
2.3. представлять в течение года копии: приказов об утверждении штатных расписаний, штатных расписаний и расчетов месячного фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориального органа ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) в Управление государственной службы ФАС России и Контрольно-финансовое управление ФАС России в срок не позднее 2-х рабочих дней с даты регистрации приказа об утверждении штатного расписания.
3. Контрольно-финансовому управлению ФАС России (В.Б. Мишеловин) обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего приказа, в пределах средств, выделенных на содержание территориальных органов ФАС России.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.В. Доценко.
Приказом ФАС России от 29 декабря 2016 г. N 1914/16 приказ дополнен пунктом 3
3. Руководителю Московского УФАС России (А.Э. Ханян) содержать до особого указания в некомплекте штатную численность в количестве 8-ми единиц с фондом оплаты труда 160,1 тыс. руб.;
Приказом ФАС России от 29 декабря 2016 г. N 1914/16 приказ дополнен пунктом 4
4. Руководителю Татарстанского УФАС России (А.С. Груничев) содержать до особого указания в некомплекте штатную численность в количестве 3-х единиц с фондом оплаты труда 55,6 тыс. руб.
Руководитель | И.Ю. Артемьев |
Приложение
к приказу Федеральной
антимонопольной службы
от 23 декабря 2016 г. N 1827/16
Предельная штатная численность и месячный фонд
оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориальных органов ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) с 01 января 2017 года
N п/п | Наименование территориального органа | Штатная численность | Месячный ФОТ (тыс. руб.) |
---|---|---|---|
1. | Адыгейское УФАС России | 11 | 215,6 |
2. | Алтайское краевое УФАС России | 31 | 673,9 |
3. | Алтайское республиканское УФАС России | 13 | 353,7 |
4. | Амурское УФАС России | 19 | 545,6 |
5. | Архангельское УФАС России | 26 | 838,8 |
6. | Астраханское УФАС России | 22 | 419,3 |
7. | Башкортостанское УФАС России | 39 | 844,3 |
8. | Белгородское УФАС России | 25 | 474,9 |
9. | Брянское УФАС России | 26 | 493,4 |
10. | Бурятское УФАС России | 16 | 462,3 |
11. | Владимирское УФАС России | 27 | 511,9 |
12. | Волгоградское УФАС России | 32 | 604,5 |
13. | Вологодское УФАС России | 26 | 567,4 |
14. | Воронежское УФАС России | 30 | 567,5 |
15. | Дагестанское УФАС России | 29 | 548,9 |
16. | Еврейское УФАС России | 10 | 295,6 |
17. | Забайкальское УФАС России | 18 | 517,8 |
18. | Ивановское УФАС России | 17 | 326,7 |
19. | Ингушское УФАС России | 9 | 178,5 |
20. | Иркутское УФАС России | 33 | 934,5 |
21. | Кабардино-Балкарское УФАС России | 17 | 326,7 |
22. | Калининградское УФАС России | 21 | 400,8 |
23. | Калмыцкое УФАС России | 10 | 197,0 |
24. | Калужское УФАС России | 17 | 326,7 |
25. | Камчатское УФАС России | 14 | 650,7 |
26. | Карачаево-Черкесское УФАС России | 15 | 289,7 |
27. | Карельское УФАС России | 17 | 539,0 |
28. | Кемеровское УФАС России | 35 | 858,1 |
29. | Кировское УФАС России | 23 | 503,5 |
30. | Коми УФАС России | 20 | 649,8 |
31. | Костромское УФАС России | 15 | 289,7 |
32. | Краснодарское УФАС России | 46 | 863,8 |
33. | Красноярское УФАС России | 47 | 1 323,5 |
34. | Крымское УФАС России | 31 | 586,0 |
35. | Курганское УФАС России | 16 | 354,4 |
36. | Курское УФАС России | 22 | 419,3 |
37. | Ленинградское УФАС России | 31 | 586,0 |
38. | Липецкое УФАС России | 22 | 419,3 |
39. | Магаданское УФАС России | 15 | 724,1 |
40. | Марийское УФАС России | 16 | 308,2 |
41. | Мордовское УФАС России | 17 | 326,7 |
42. | Московское УФАС России | 128 | 2 576,6 |
43. | Московское областное УФАС России | 60 | 1 123,1 |
44. | Мурманское УФАС России | 21 | 881,7 |
45. | Ненецкое УФАС России | 7 | 325,4 |
46. | Нижегородское УФАС России | 58 | 1 086,1 |
47. | Новгородское УФАС России | 18 | 345,2 |
48. | Новосибирское УФАС России | 51 | 1 147,7 |
49. | Омское УФАС России | 35 | 759,1 |
50. | Оренбургское УФАС России | 35 | 759,1 |
51. | Орловское УФАС России | 20 | 382,3 |
52. | Пензенское УФАС России | 18 | 345,2 |
53. | Пермское УФАС России | 43 | 929,5 |
54. | Приморское УФАС России | 28 | 795,6 |
55. | Псковское УФАС России | 13 | 252,6 |
56. | Ростовское УФАС России | 63 | 1 178,7 |
57. | Рязанское УФАС России | 18 | 345,2 |
58. | Самарское УФАС России | 44 | 826,8 |
59. | Санкт-Петербургское УФАС России | 79 | 1 596,5 |
60. | Саратовское УФАС России | 26 | 493,4 |
61. | Сахалинское УФАС России | 18 | 655,9 |
62. | Свердловское УФАС России | 64 | 1 376,8 |
63. | Северо-Осетинское УФАС России | 15 | 289,7 |
64. | Смоленское УФАС России | 18 | 345,2 |
65. | Ставропольское УФАС России | 38 | 715,6 |
66. | Тамбовское УФАС России | 20 | 382,3 |
67. | Татарстанское УФАС России | 51 | 956,4 |
68. | Тверское УФАС России | 22 | 419,3 |
69. | Томское УФАС России | 25 | 617,3 |
70. | Тульское УФАС России | 27 | 511,9 |
71. | Тывинское УФАС России | 11 | 409,6 |
72. | Тюменское УФАС России | 29 | 631,3 |
73. | Удмуртское УФАС России | 28 | 610,0 |
74. | Ульяновское УФАС России | 23 | 437,8 |
75. | Хабаровское УФАС России | 40 | 1 129,0 |
76. | Хакасское УФАС России | 16 | 493,1 |
77. | Ханты-Мансийское УФАС России | 23 | 875,6 |
78. | Челябинское УФАС России | 48 | 1 036,0 |
79. | Чеченское УФАС России | 9 | 219,1 |
80. | Чувашское УФАС России | 21 | 400,8 |
81. | Чукотское УФАС России | 8 | 480,0 |
82. | Якутское УФАС России | 27 | 1 126,2 |
83. | Ямало-Ненецкое УФАС России | 13 | 581,0 |
84. | Ярославское УФАС России | 30 | 567,5 |
Итого: | 2315 | 52 735,3 |
Обзор документа
С 1 января 2017 г. установлены предельная штатная численность и месячный фонд оплаты труда госслужащих и работников территориальных органов ФАС России. Персонал по охране и обслуживанию зданий не учитывается.
Что такое предельная штатная численность бюджетного учреждения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти
I. Общие положения
При подготовке Методических рекомендаций учтены требования нормативных правовых актов Российской Федерации, современный федеральный и региональный опыт структурирования органов исполнительной власти и нормирования их численности, а также результаты комплексного анализа организационной структуры и штатных расписаний структурных подразделений (подразделений) центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены типовые функции.
Иные федеральные органы исполнительной власти могут руководствоваться положениями настоящих Методических рекомендаций при формировании (совершенствовании) своей структуры и штатных расписаний с учетом специфики реализуемых государственных функций и полномочий и особенностей классификации должностей гражданской службы, установленной соответствующими разделами Реестра.
3. Для целей настоящих Методических рекомендаций под типовыми подразделениями Органа понимаются структурные подразделения Органа, на которые возложено исполнение типовых функций по обеспечению их деятельности в сфере кадровой работы и организации прохождения федеральной государственной гражданской службы в Органе, профилактики коррупционных и иных правонарушений, юридического (правового), бухгалтерского (финансового), документационного (делопроизводство, контроль, архив), информационно-технологического, организационно-технического и хозяйственного обеспечения Органа, закупочной и международной деятельности*(1), а также защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и мобилизации..
4. Положения настоящих Методических рекомендаций носят исключительно рекомендательный характер, а их учет при определении структуры и штатного расписания типовых подразделений Органа позволит сформировать оптимальную организационно-штатную структуру этих подразделений, обеспечивающую оптимизацию кадрового состава, эффективное распределение кадров по группам и категориям должностей с учетом дифференциации должностных (служебных) обязанностей по этим должностям, что в целом способствует повышению качества реализации возложенных на эти подразделения функций.
5. В рамках собственных полномочий руководителя Органа по утверждению структуры и штатного расписания Органа в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников в целях формирования и поддержания оптимальной организационно-штатной структуры Органа руководителем Органа может быть утвержден порядок (правила) формирования штатного расписания и внесения в него изменений, предусматривающий основные подходы и требования к организации и проведению соответствующей работы в Органе.
6. Нормативы численности типовых подразделений Органов и рекомендации по формированию их организационно-штатной структуры, в том числе по группам и категориям должностей, предусмотренные в настоящих Методических рекомендациях, могут быть учтены также при формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры иных (профильных) подразделений федерального органа исполнительной власти.
II. Общие рекомендации по нормированию численности типовых подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти
7. Типовые подразделения центрального аппарата Органа создаются в форме департаментов в федеральных министерствах, управлений в федеральных службах и федеральных агентствах*(2), а также самостоятельных отделов в случае возложения на них функций в сфере государственной службы и кадров, по осуществлению внутреннего финансового аудита, по защите государственной тайны, а также по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации (вне зависимости от вида Органа). В департаментах и управлениях Органа образуются отделы.*(3)
8. Функции по обеспечению деятельности Органа характеризуются типичностью, однородностью и стандартностью решаемых задач, в связи с чем при определении оптимальной организационно-штатной структуры для обеспечения их реализации целесообразно исходить из принципа их централизации, и, следовательно, структурные подразделения, на которые возложено исполнение функций по обеспечению деятельности Органа, при формировании организационно-штатной структуры Органа и (или) проведении организационно-штатных мероприятий в Органе рекомендуется укрупнять.
9. Укрупнение типовых подразделений Органа рекомендуется осуществлять посредством объединения в одном структурном подразделении типовых функций с учетом специфики деятельности Органа, оказывающей непосредственное влияние на сложность и объем выполняемых задач по обеспечению его деятельности (например, в отдельных Органах целесообразно формирование самостоятельного структурного подразделения по вопросам информационно-технологического обеспечения ввиду наличия многочисленных и масштабных информационных систем и технологий в установленной сфере, требующих сопровождения, развития и экспертной поддержки, тогда как в других Органах данные функции ввиду сравнительно небольшого объема могут быть интегрированы в иное типовое подразделение).
10. При формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры Органа целесообразно основываться на стремлении к достижению минимальной доли численности типовых подразделений в общей штатной численности Органа при условии недопущения снижения качества реализации типовых функций.
При этом превышение данного рекомендуемого норматива (до 40%) может быть обусловлено спецификой деятельности Органа, влекущей, в частности, увеличение объема реализуемых типовых функций, а также изменение, усложнение и (или) предъявление повышенных (дополнительных) требований к формам и методам их осуществления.
Ввиду проводимых мероприятий по оптимизации кадрового состава федеральных органов исполнительной власти в условиях целесообразности обособления подразделений Органа, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны, а также обеспечения функциональной независимости внутреннего финансового аудита*(5) штатная численность структурных подразделений по защите государственной тайны, по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также по осуществлению внутреннего финансового аудита исходя из объема работы по данным направлениям может отклоняться от предлагаемого норматива.
Должность заместителя начальника отдела целесообразно вводить в штат отдела, если штатная численность отдела в составе департамента (управления) не менее 6 единиц. При штатной численности отдела в составе департамента (управления) не менее 11 единиц в отделе может вводиться вторая должность заместителя начальника отдела.
Должность референта предусматривается в штатном расписании департамента федерального министерства вне его подразделений (отделов).
16. Должности заместителя руководителя структурного подразделения Органа, созданного в форме департамента или управления, вводятся в штатное расписание, в том числе в целях непосредственного руководства деятельностью (курирования) входящих в состав структурного подразделения отделов, планирования работы курируемых отделов и контроля за их деятельностью.
При определении количества должностей заместителя руководителя департамента (управления) в штатном расписании структурного подразделения целесообразно исходить из того, что на каждую должность заместителя руководителя должно приходиться не менее 2 курируемых отделов.
III. Общие рекомендации по нормированию численности типовых подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
18. Структура и штатное расписание аппарата территориального органа федерального органа исполнительной власти утверждаются руководителем территориального органа в пределах установленного фонда оплаты труда и численности на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти с учетом Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.*(7)
19. Типовые подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, как правило, создаются в форме отделов. Отделы территориальных органов внутренних подразделений не имеют.*(8)
20. С учетом современных тенденций к оптимизации структуры сети территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при формировании (изменении) организационно-штатной структуры территориальных органов следует исходить из целесообразности централизации типовых подразделений, на которые возлагается исполнение обеспечивающих функций, на межрегиональном (региональном) уровне или в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти.*(9)
При проведении анализа возможности централизации обеспечивающих функций следует учитывать пространственную удаленность территориальных органов от планируемого центра размещения типовых подразделений, а также производить оценку потребности в непосредственном взаимодействии с сотрудниками территориальных органов, требующем личного присутствия, в целях осуществления обеспечивающих функций, рисков, связанных с возникновением избыточных расходов на командирование сотрудников, и ожидаемого эффекта от реализации оптимизационных мероприятий.
При сохранении обеспечивающих функций в территориальном органе данные функции рекомендуется централизовать на уровне одного структурного подразделения территориального органа.
21. При формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры территориального органа целесообразно основываться на стремлении к достижению минимальной доли численности типовых подразделений в общей штатной численности территориального органа при условии недопущения снижения качества реализации типовых функций.
Рекомендуемая доля должностей гражданской службы и работников в типовых подразделениях территориального органа (при условии осуществления в территориальном органе всех типовых функций, перечисленных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций) составляет не более 20% от общей штатной численности гражданских служащих и работников территориального органа.
В случае если обеспечивающие функции в отношении отдельных территориальных органов централизованы в рамках одного или нескольких территориальных органов вышестоящего уровня, то рекомендуемый максимальный показатель численности типовых подразделений органа, в котором централизованы указанные функции, может быть выше предлагаемого норматива, а органов, функции по обеспечению которых централизованы, соответственно, ниже данного норматива.
Превышение указанного рекомендуемого норматива (до 30%) может быть обусловлено спецификой деятельности территориального органа, влекущей, в частности, увеличение объема реализуемых типовых функций, а также изменение, усложнение и (или) предъявление повышенных (дополнительных) требований к формам и методам их осуществления (например, в части информатизации и автоматизации контрольно-надзорной деятельности).
При соответствии штатной структуры отдела территориального органа указанным выше рекомендуемым нормативам в отделе может предусматриваться должность заместителя начальника отдела.
IV. Рекомендации по нормированию численности и структурированию типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти по направлениям деятельности
23. При планировании организационно-штатной структуры центрального аппарата и территориального органа федерального органа исполнительной власти в части определения штатной численности для кадрового обеспечения реализации основных направлений деятельности типовых подразделений рекомендуется первоначально руководствоваться нормативами, указанными в таблицах № 1 и № 2 соответственно.
Данные нормативы представляют собой рекомендуемую штатную численность гражданских служащих для обеспечения реализации каждой из типовых функций, перечисленных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, определенную в процентах от общей рекомендуемой численности типовых подразделений в общей штатной численности центрального аппарата/территориального органа федерального органа исполнительной власти, рассчитанной в соответствии с пунктами 10 и 21 настоящих Методических рекомендаций и принимаемой равной 100%.
Таблица № 1. Рекомендуемые нормативы штатной численности по направлениям деятельности типовых подразделений центрального аппарата Органа
№ п/п | Основное направление деятельности типовых подразделений центрального аппарата Органа | Рекомендуемый норматив штатной численности (%) |
---|---|---|
1. | Бухгалтерское (финансовое) обеспечение | 25 |
2. | Юридическое (правовое) обеспечение | 23 |
3. | Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) | 10 |
4. | Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы | 9 |
5. | Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту) | 9 |
6. | Профилактика коррупционных и иных правонарушений | 5 |
7. | Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение | 5 |
8. | Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации | 5 |
9. | Международная деятельность | 5 |
10. | Государственные закупки | 4 |
Таблица № 2. Рекомендуемые нормативы штатной численности по направлениям деятельности типовых подразделений территориального органа Органа
№ п/п | Основное направление деятельности типовых подразделений территориального органа Органа | Рекомендуемый норматив штатной численности (%) |
---|---|---|
1. | Бухгалтерское (финансовое) обеспечение | 20 |
2. | Юридическое (правовое) обеспечение | 20 |
3. | Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту) | 15 |
4. | Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) | 10 |
5. | Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение | 10 |
6. | Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы | 10 |
7. | Профилактика коррупционных и иных правонарушений | 5 |
8. | Государственные закупки | 5 |
9. | Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации | 5 |
24. Указанные в таблицах № 1 и № 2 нормативы могут использоваться в качестве ориентировочных значений при определении кадровых ресурсов на реализацию соответствующих типовых функций. При этом с учетом приоритетных задач, стоящих перед Органом, а также специфики реализуемых государственных функций и полномочий возможно иное распределение штатной численности между обозначенными направлениями деятельности в Органе.
Так, например, в Органах (преимущественно федеральные службы и федеральные агентства), реализующих государственные функции в сфере контроля и (или) надзора, а также предоставления государственных услуг (особенно юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), которые связаны с большим коррупционным риском, большее внимание должно уделяться работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в связи с чем штатная численность гражданских служащих для обеспечения реализации этой типовой функции может превышать предусмотренные таблицами № 1 и № 2 значения.
Иное распределение штатной численности между типовыми функциями в Органе может обосновываться и другой спецификой деятельности, в том числе уровнем информатизации и автоматизации процессов и процедур, реализуемых в рамках исполнения функций, количеством и масштабностью проектов, реализуемых в сфере информационных технологий и требующих сопровождения, развития и экспертной поддержки, степенью внедрения современных методов управления кадровыми ресурсами, количественными характеристиками работы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, количеством подведомственных Органу организаций, в отношении которых Орган осуществляет функции по организации контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью, и иные особенности.
25. При структурировании типовых подразделений в Органе в части определения возлагаемых на каждое из таких подразделений функций целесообразно во взаимосвязи учитывать установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к организации и осуществлению отдельных функций (например, требования к организации работы со сведениями, составляющими государственную тайну), их объем, обусловленный спецификой деятельности Органа и возложенных на него государственных функций и полномочий, профессиональный уровень и квалификацию управленческих кадров, замещающих должности в соответствующих типовых подразделениях или планируемых к назначению на эти должности, а также совместимость и однородность типовых функций.
Рекомендации по группированию типовых функций с учетом оптимальной совместимости приведены в таблице № 3.
Таблица № 3. Рекомендации по группированию типовых функций с учетом совместимости
Наименование типовой функции | Оптимальная совместимость | Хорошая Совместимость |
---|---|---|
Бухгалтерское (финансовое) обеспечение | Государственные закупки | Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение |
Юридическое (правовое) обеспечение | Международная деятельность | Государственные закупки Профилактика коррупционных и иных правонарушений Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы |
Международная деятельность | Юридическое (правовое) обеспечение | Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) |
Государственные закупки | Бухгалтерское (финансовое) обеспечение | Юридическое (правовое) обеспечение |
Профилактика коррупционных и иных правонарушений | Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы | Юридическое (правовое) обеспечение Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) |
Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) | Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту) Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации | Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы Бухгалтерское (финансовое) обеспечение Международная деятельность Профилактика коррупционных и иных правонарушений |
Кадровая работа и организация прохождения гражданской службы | Профилактика коррупционных и иных правонарушений | Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) Юридическое (правовое) обеспечение |
Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту) | Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) | Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации |
Организационно-техническое и хозяйственное обеспечение | Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) | Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту) Бухгалтерское (финансовое) обеспечение |
Защита государственной тайны, организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации | Документационное обеспечение (делопроизводство, контроль, архив) | Информационно-технологическое обеспечение (включая информационную защиту) |
V. Общие рекомендации по формированию штатной структуры типовых подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, в том числе по группам и категориям должностей
Федеральные министерства
26. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории «руководители» высшей группы (должности руководителя структурного подразделения и его заместителей) в типовых подразделениях центрального аппарата Органа, созданных в форме департамента, составляет не более 12% от общей штатной численности типового подразделения.
27. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории «специалисты» главной группы (должности начальника отдела и референта) в типовых подразделениях центрального аппарата Органа, созданных в форме департамента, составляет не более 20% от общей штатной численности типового подразделения.
28. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории «специалисты» ведущей группы в типовом подразделении центрального аппарата Органа не должна превышать 50% от общей штатной численности типового подразделения.
29. Должности категории «обеспечивающие специалисты» включаются в штатное расписание структурного подразделения Органа для организационного, информационного, документационного, хозяйственного и иного обеспечения его деятельности.*(10)
Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам
30. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории «руководители» главной группы (должности руководителя структурного подразделения и его заместителей) в типовых подразделениях центрального аппарата Органа, созданных в форме управления, составляет не более 14% от общей штатной численности типового подразделения.
31. Рекомендуемая доля должностей гражданской службы категории «специалисты» ведущей группы в типовом подразделении центрального аппарата Органа, созданного в форме управления, не должна превышать 60% от общей штатной численности типового подразделения.
32. Должности категории «обеспечивающие специалисты» включаются в штатное расписание структурного подразделения Органа для организационного, информационного, документационного, хозяйственного и иного обеспечения его деятельности.
VI. Общие рекомендации по формированию штатной структуры типовых подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе по группам и категориям должностей
34. В типовом подразделении территориального органа федерального органа исполнительной власти межрегионального (окружного) уровня количество должностей гражданской службы категории «специалисты» ведущей группы не должна превышать количество должностей этой категории, отнесенных к старшей группе.
36. Должности категории «обеспечивающие специалисты» включаются в штатное расписание структурного подразделения территориального органа для организационного, информационного, документационного, хозяйственного и иного обеспечения его деятельности. Доля таких должностей в типовом подразделении территориального органа определяется в зависимости от объема работы по обеспечению деятельности подразделения.
*(1) Международная деятельность в части организации работы по международному сотрудничеству в установленной сфере деятельности для целей настоящих Методический рекомендаций относится к типовым функциям центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех органов, которые созданы непосредственно в целях осуществления государственных функций в сфере международных отношений, международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности (в частности, МИД России, Россотрудничество, Минэкономразвития России).
*(2) В отдельных федеральных органах исполнительной власти военного и правоохранительного (силового) блока, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, предусмотрена более дифференцированная организационная структура, предусматривающая, в том числе, структурные подразделения в форме департаментов, главных управлений, управлений, служб и отделов.
*(3) С учетом Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, и Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574.
*(5) В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89».
*(6) Для целей настоящих Методических рекомендаций под нормой управляемости понимается количество работников, находящихся в подчинении у руководителя.
*(7) В соответствии с пунктом 1.5 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.
*(8) Описанная структура в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574, характера для большинства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Специфическую организационную структуру имеют территориальные органы ФТС России и МВД России.
*(9) С учетом методических рекомендаций по оптимизации структуры, штатной численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по определению и мониторингу достижения показателей результативности и эффективности их деятельности, прилагаемых к поручению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № ДК-П36-8855.
*(10) С учетом положений части 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Обзор документа
Разработаны рекомендации по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Речь идет о подразделениях, на которые возложено исполнение типовых функций по обеспечению деятельности в сфере кадровой работы и организации прохождения госслужбы, профилактики коррупционных и иных правонарушений, юридического (правового), бухгалтерского (финансового), документационного (делопроизводство, контроль, архив), информационно-технологического, организационно-технического и хозяйственного обеспечения, закупочной и международной деятельности, а также защиты гостайны, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Должность заместителя начальника отдела целесообразно вводить, если штатная численность отдела в составе департамента (управления) не менее 6 единиц. При штатной численности отдела в составе департамента (управления) не менее 11 единиц в отделе может вводиться вторая должность заместителя начальника отдела.
Отдельно даны рекомендации в отношении территориальных органов.
Приведены рекомендации по формированию штатной структуры типовых подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, в т. ч. по группам и категориям должностей.