Что такое предельная температура фильтруемости дизельного топлива
Статьи
Как отражается предельная температура фильтруемости на работе машины
Дизельные ДВС современных автомобилей очень чувствительны к качеству топлива. К наиболее важным параметрам дизтоплива относится предельная температура фильтруемости. В этой статье мы рассмотрим, как отражается этот показатель на работе машины.
Что такое предельная температура фильтруемости
Данная характеристика дизельного топлива указывает на минимальный температурный показатель, при котором солярка теряет способность проходить через фильтрующие элементы топливной системы автомобиля. Под потерей такой способности понимают ситуацию, когда фильтрация 0,02 литра дизеля протекает более 60 секунд.
Керосин, ТМТ, ДТ-f-k5
Этот показатель важно учитывать при выборе топлива для заправки автомобиля, так как от него зависит возможность обеспечения стабильного потока в топливной системе транспортных средств.
Об этой характеристике владельцы машин часто вспоминают в зимнее время, так как от нее зависит бесперебойная работа мотора, но и летом ее также стоит учитывать, чтобы исключить появление проблем в различных системах транспортного средства.
Как влияет предельная температура фильтруемости на работу автомобиля
Как был отмечено выше, о минимальной температуре фильтруемости автовладельцы вспоминают с наступлением холодов. Если заправить машину горючим «не по сезону», то с понижением температуры оно будет «запарафиниваться».
В результате парафин начинает кристаллизоваться, а его сгустки забивают топливный фильтр. Таким образом, чтобы дизель мог беспрепятственно циркулировать по топливной системе его предельная фильтруемость должна быть большей, чем ожидаемый температурный минимум.
Для снижения этого показателя в зимние сорта солярки добавляют специальные депрессорные присадки, разрушающие структуру парафинов, и снижающие размеры кристаллических образований.
Есть еще один метод который помогает увеличить ПТФ дизельного топлива, просто добавить в него керосин. А если уже ваш фильтр засорились парафином, спокойно можно промыть его там же керосином.
Кстати, именно поэтому не стоит летом ездить на зимнем дизеле. Топливный насос и некоторые элементы мотора смазывается дизтопливом, а парафины обеспечивают вязкость горючего и его смазывающие свойства.
Кроме того, пониженная вязкость горючего способствует увеличению размера капель во время распыления топлива, что, в свою очередь, увеличивает расход дизеля и снижает мощность силового агрегата.
Что такое предельная температура фильтруемости дизельного топлива
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ И МАЗУТ ТОПОЧНЫЙ
Определение предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
Diesel and domestic heating fuels. Determination of cold filter plugging point
Дата введения 2017-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 июня 2016 г. N 49)
За принятие проголосовали:
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2016 г. N 1066-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33755-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.
5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 6371-05 (2010)* «Определение предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре дизельного и котельного топлив» («Standard test method for cold filter plugging point of diesel and heating fuels», IDT).
Стандарт разработан подкомитетом D02.07 «Реологические свойства» совместного технического комитета ASTM D02 «Нефтепродукты и смазочные материалы».
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре (CFPP) дизельных топлив и топлив, применяемых в стационарных и передвижных тепловых установках, с использованием ручного или автоматического аппарата.
1.2 Для арбитражных целей можно применять как ручной, так и автоматический аппарат.
1.3 Настоящий стандарт можно применять для испытания дистиллятных топлив, предназначенных для использования в дизельных двигателях и бытовых тепловых установках, включая топлива, содержащие присадки, улучшающие реологические свойства, или другие присадки.
1.4 Значения, установленные в единицах СИ, считают стандартными. Другие единицы измерения в настоящем стандарте не используют.
1.6 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием. Специальные меры предосторожности приведены в разделе 7.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
Уточнить ссылки на стандарты ASTM можно на сайте ASTM: www.astm.org или в службе поддержки клиентов ASTM: service@astm.org. В информационном томе ежегодного сборника стандартов (Annual Book of ASTM Standards) следует обращаться к сводке стандартов ежегодного сборника стандартов на странице сайта.
ASTM D 2500, Test method for cloud point of petroleum products (Метод определения температуры помутнения нефтепродуктов)
ASTM D 4057, Practice for manual sampling of petroleum and petroleum products (Практика ручного отбора проб нефти и нефтепродуктов)
ASTM D 4177, Practice for automatic sampling of petroleum and petroleum products (Практика автоматического отбора проб нефти и нефтепродуктов)
ASTM D 5771, Test method for cloud point of petroleum products (optical detection stepped cooling method) [Метод определения температуры помутнения нефтепродуктов (метод оптического детектирования при ступенчатом охлаждении)]
ASTM D 5772, Test method for cloud point of petroleum products (linear cooling rate method) [Метод определения температуры помутнения нефтепродуктов (метод с линейной скоростью охлаждения)]
ASTM D 5773, Test method for cloud point of petroleum products (constant cooling rate method) [Определение температуры помутнения нефтепродуктов (Метод с постоянной скоростью охлаждения)]
ASTM E 1, Specification for ASTM liquid-in-glass thermometers (Спецификация на стеклянные жидкостные термометры ASTM)
Можно получить в Energy Institute, 61 New Cavendish St., London, WIG 7AR, U.K., http://www.energyinst.org.uk.
Specifications for IP standard thermometers (Спецификация на стандартные термометры IP)
Можно получить в American National Standards Institute (ANSI), 25 W. 43rd St., 4th Floor, New York, NY 10036, http://www.ansi.org.
2.4 Европейские стандарты
Можно получить в European Committee for Standardization (CEN), 36 rue de Stassart, B-1050, Brussels, Belgium, http://www.cenorm.be.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аттестованный стандартный образец (certified reference material): Стабильный нефтепродукт с определенным номинальным значением CFPP, установленным на основании результатов межлабораторных исследований в соответствии с рекомендациями отчета RR:D02-1007 или руководств ISO 34 и ISO 35.
Подтверждающие данные можно получить в ASTM International Headquarters при запросе отчета RR:D02-1452.
3.2 предельная температура фильтруемости на холодном фильтре [cold filter plugging point (CFPP)]: Значение самой высокой температуры, выражаемое в числах, кратных 1°C, при которой установленный объем топлива перестает протекать через стандартизированное фильтрующее устройство в течение заданного времени при охлаждении в условиях, установленных в настоящем методе испытания.
4 Сущность метода
4.1 Пробу испытуемого топлива охлаждают в заданных условиях с интервалами 1°С и втягивают в пипетку под регулируемым вакуумом через стандартизированный проволочный сетчатый фильтр. Продолжая охлаждать топливо, повторяют процедуру каждый раз после снижения температуры на 1°C. Испытание продолжают до тех пор, пока кристаллы парафина, выделившиеся из раствора и остающиеся на фильтре в процессе фильтрования, не прекратят или не замедлят протекание пробы топлива до такой степени, чтобы время заполнения пипетки до метки превысило 60 с или топливо перестанет полностью стекать обратно в испытательный сосуд перед последующим охлаждением на 1°C.
4.2 Установленную температуру, при которой началась последняя фильтрация, регистрируют как предельную температуру фильтруемости CFPP.
5 Назначение и применение
5.1 CFPP можно использовать для оценки значения самой низкой температуры топлива, при которой в определенных топливных системах будет обеспечиваться бесперебойная подача топлива.
5.2 Для дизельного топлива, используемого в европейских грузовых автомобилях малой грузоподъемности, результаты обычно близки к температуре отказа в работе, за исключением случаев, когда в топливной системе установлен, например, бумажный фильтр в зоне, подвергающейся воздействию погодных условий, или предельная температура фильтруемости более чем на 12°C ниже температуры помутнения по ASTM D 2500, ASTM D 5771, ASTM D 5772 или ASTM D 5773. Бытовые отопительные установки обычно менее критичны и часто удовлетворительно работают при температурах несколько ниже полученных в результате испытаний.
5.3 Разность результатов, полученных для пробы до обработки и после термической обработки при 45°C в течение 30 мин, можно использовать при рассмотрении рекламаций на неудовлетворительные рабочие характеристики в условиях низких температур.
6 Аппаратура
6.1.1 Компоновка аппарата, подробно описанного в 6.1.2-6.1.13, приведена на рисунке 1.
О зимнем дизельном топливе
Ассортимент марок дизельного топлива так разнообразен, что потребителю бывает сложно сделать выбор для своего автомобиля. Количество нормативных документов: технических условий (ТУ), стандартов организаций (СТО) – превеликое множество, и это вызывает сомнения даже у квалифицированных специалистов. Причиной тому закон «О техническом регулировании», согласно которому любой человек или организация может создать и зарегистрировать ТУ или СТО, при этом согласования с разработчиками техники, на которой будет использоваться топливо, не нужно. Понимая абсурдность такого положения, ОАО «ВНИИ НП», являясь разработчиком основных нормативных документов, по которым изготавливают топливо на нефтеперерабатывающих заводах, всегда согласовывает их со всеми заинтересованными организациями.
Какое же дизельное топливо можно использовать на технике, не боясь забить фильтры и не опасаясь остановки двигателя зимой? Это зимнее дизельное топливо «З минус 35» по ГОСТ 305, рекомендуемая температура применения его – до минус 25 °С или арктическое дизельное топливо по ГОСТ 305, рекомендуемая температура применения которого до минус 50 °С.
Для иномарок необходимо использовать дизельное топливо Евро по ГОСТ Р 52368, соответствующему требованиям международного стандарта EN 590. В зависимости от низкотемпературных свойств стандарт устанавливает пять классов топлива.
Параметр | Значение для класса | ||||
---|---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | –20 | –26 | –32 | –38 | –44 |
Температура помутнения, °С, не выше | –10 | –16 | –22 | –28 | –34 |
О температурах применения можно судить по предельной температуре фильтруемости. Например, топливо класса 0 можно использовать до минус 20 °С, топливо класса 2 – до минус 32 °С.
Дизельное топливо по ГОСТ 305 вырабатывается без добавки депрессорно-диспергирующих присадок, дизельное топливо классов 0…4 по ГОСТ Р 52368 получают с добавкой депрессорно-диспергирующих присадок. Кроме этого в топливо Евро вводят цетаноповышающие, противоизносные, антиокислительные присадки.
С 2010 г. взамен ТУ 38.101889 и ТУ 38.401-58-36 на «зимние» марки дизельного топлива с депрессорными присадками действуют СТО 11605031-021-2008 «Топлива дизельные зимние и арктическое с присадками», которые объединили два ранее действующих нормативных документа без изменения показателей качества. Эти марки топлива прошли весь комплекс испытаний стендовых, эксплуатационных, в холодильных камерах и допущены с 1981 г. к производству и применению. Согласно СТО на нефтеперерабатывающих заводах вырабатывается и поставляется потребителям четыре марки топлива.
Марка топлива | Температура помутнения, °С | Предельная температура фильтруемости, °С | Рекомендуемая температура применения, °С |
---|---|---|---|
ДЗп-15 | –5 | –15 | До –15 |
ДЗп-25 | –15 | –25 | До –25 |
ДЗп-35 | –25 | –35 | До –35 |
ДАп | –35 | –45 | До –45 |
При покупке топлива необходимо обращать внимание на два показателя низкотемпературных свойств: предельную температуру фильтруемости и температуру помутнения – именно они гарантируют бесперебойную работу техники. Нередко задают вопрос: если топливо имеет температуру помутнения минус 5 °С, а предельную температуру фильтруемости минус 25 °С, можно ли использовать его до минус 25 °С? Отвечаем – нет, нельзя. Такое топливо можно применять только до минус 15 °С, т. е. на 10 °С ниже его температуры помутнения. Следует помнить, что присадка позволяет применять топливо лишь на 10 °С ниже температуры его помутнения. Это объясняется механизмом действия депрессорно-диспергирующих присадок – добавка их в топливо не меняет общее количество кристаллизующихся углеводородов, а лишь меняет их форму и размер, делая кристаллы мелкими, способными проходить через фильтры тонкой и грубой очистки.
Если не соблюдать рекомендаций по температуре применения дизельного топлива с депрессорно-диспергирующими присадками, то можно столкнуться с проблемой расслоения топлива. Топливо расслаивается на два слоя: верхний прозрачный и нижний мутный. Попадание нижнего слоя в двигатель приведет к забивке фильтров.
При температуре ниже температуры помутнения дизельное топливо с депрессорно-диспергирующими присадками всегда будет визуально мутным, но кристаллизующиеся углеводороды должны быть равномерно распределены по всему объему, что обеспечит бесперебойное прохождение топлива через фильтры.
Кроме ГОСТ 305, ГОСТ Р 52368, СТО 11605031-021-2008 на дизельные топлива существует множество документов, в том числе разработанных крупными нефтяными компаниями, по которым изготавливается дизельное топливо, но применение которого на технике недопустимо. Так, «ТНК-ВР» разработали свои СТО ТНК-ВР 004-2008, которые имеют отступления от ГОСТ Р 52368 по двум показателям качества.
Теоретически это топливо должно применяться в дизелях, соответствующих требованиям Еurо 3, 4, 5. Однако конструкция топливоподающей системы этих двигателей рассчитана на дизельное топливо с ограничением содержания в нем тяжелых бензиновых фракций, поэтому европейский стандарт EN 590 и российский ГОСТ Р 52368 устанавливают ограничения: до 180 °С перегоняется не более 10%. Отступление от этих требований приведет к созданию паровых пробок, нарушению топливоподачи к насосу высокого давления, перебоям в работе двигателя вплоть до его полной остановки.
Таким образом, применять дизельное топливо ТНК-ВР по СТО 004-2008 в дизелях Еurо 3, 4, 5 нельзя.
Нередко, создавая свои ТУ и СТО на дизельные топлива с депрессорными присадками, умышленно не нормируют температуру помутнения топлива, указывая лишь предельную температуру фильтруемости и тем самым вводя в заблуждение потребителя относительно температуры применения топлива.
Учитывая дефицит в «зимних» марках дизельного топлива, на нефтебазах и в автохозяйствах закупают депрессорные присадки, при этом целью ставят добавку их в летнее дизельное топливо. Чаще всего присадки приобретают у фирм-однодневок или никому не известных мелких зарубежных фирм. Эти присадки неэффективны в дизельном топливе.
Параметр | СТО ТНК-ВР | ГОСТ Р 52368 |
---|---|---|
Температура вспышки, °С | Не ниже 40 | Не ниже 55 |
Фракционный состав, до 180 °С перегоняется, % об. | Не более 35 | Не более 10 |
К введению присадки в дизельное топливо следует подходить квалифицированно. Присадку следует подавать в топливо, нагретое минимум до 30 °С. Это связано с тем, что депрессорно-диспергирующие присадки действуют на расплавленные парафиновые углеводороды, только тогда можно получить максимальный эффект от их введения. В проспектах инофирм нередко встречаются рекомендации по введению присадки на 5 °С выше температуры помутнения топлива, однако практика показала, что в этом случае потребуется увеличить концентрацию дорогостоящей присадки в два-три раза, иначе получим эффект холодного расслоения дизельного топлива.
Покупателю дизтоплива следует грамотно подходить к вопросу его приобретения на тех или иных нефтебазах или автозаправках, обращая внимание на нормативный документ, по которому оно изготовлено.
Предельная температура фильтруемости
Предельная температура фильтруемости
Дизельное топливо классифицируется по множеству параметров, определяющих качество и свойства топлива. Очень важным показателем является предельная температура фильтруемости для ДТ и аналогов ДТ. Она определяет свойства топлива при низких температурах и влияет на классификацию по сезонности: летнее, зимнее, арктическое.
Что характеризует предельная температура фильтруемости? Она определяет нижнюю температурную границу, при которой ДТ теряет способность просачиваться в отверстия фильтра, или 20 куб. см топлива фильтруются свыше 1 мин. Охлаждаясь до такой температуры, топливо становится настолько вязким, что закупоривает отверстия фильтра.
Сорта топлива
Дизтопливо по пределу фильтруемости делится на сорта согласно европейскому стандарту EN 590. Его российским аналогом является ГОСТ Р 52638, который устанавливает значения ПТФ для зон с умеренным климатом:
Как определяется температурный предел фильтруемости топлива
Предельная температура фильтруемости – обязательная характеристика при определении свойств топлива, она указывается в паспорте качества ДТ и аналогов ДТ. Испытания нефтепродуктов происходят в условиях вакуума, при этом топливная смесь планомерно охлаждается и пропускается через фильтр. Оценка проходимости топлива производится на каждом градусе охлаждения до того момента, когда топливо будет фильтроваться дольше 1 мин.
Интересно, что температура предела фильтрования больше температуры полного застывания, но меньше температуры помутнения. Снизить ПТФ можно путем депарафинизации топлива. Для этого используются специальные присадки, которые снижают величину парафиновых кристаллов, изменяя их структуру.
Для автоматизации процесса измерений и высокой точности результатов используется аппарат для определения предельной температуры фильтруемости. Такое устройство удобно в применении и не требует специальной подготовки к работе в любом месте. Оно автоматически определяет предельную температуру фильтруемости, одновременно охлаждая топливо и измеряя температуру. Как только проходимость через фильтр останавливается или критично замедляется, аппарат фиксирует ПТФ.
Как применить знания о ПТФ на практике
Основные проблемы с предельной температурой фильтруемости связаны с различной пропускной способностью фильтров. Стандартный сетчатый фильтр из проволоки, используемый при проведении лабораторных испытаний, имеет номинальный размер ячейки в 45 мкм. А автомобильные топливные фильтры для дизелей имеют размер ячейки 15-20 мкм, а иногда и 5 мкм.
То есть одно и то же топливо, охлаждаясь, скорее закупорит автомобильный фильтр, чем лабораторный, и величина температуры фильтруемости при прочих равных условиях будет зависеть от тонкости отсева фильтра.
Статьи
Что такое предельная температура фильтруемости у дизельного топлива
Предельная температура фильтруемости является одной из основных качественных характеристик дизельного топлива. От этого показателя зависит возможность завести силовой агрегат, работающий на дизеле в холодную погоду.
Определение понятия «предельной фильтруемости»
Температурные показатели, охлаждаясь до которых дизетопливо теряет способность проходить через фильтрующий элемент, получили название – предельная температура фильтруемости дизтоплива. При этом потеря способности к протеканию через фильтрующий элемент определяется следующим критерием: время фильтрации 20 см3 превышает 1 минуту.
Исходя из такого определения, для нормальной эксплуатации дизельного двигателя необходимо подбирать топливо, предельная температура фильтруемости которого будет меньше, чем самая низкая ожидаемая температура воздуха, при которой планируется эксплуатация агрегата. Следует различать показатель фильтруемости с показателями помутнения и застывания, так как, даже теряя прозрачность, дизельное топливо может сохранять способность проходить через фильтрующие элементы и обеспечивать нормальную работу двигателей.
Показатели температур предельной фильтруемости для разных марок дизтоплива находятся в интервале ниже, чем значения температур помутнения, но выше, чем температурные показатели застывания.
Методика определения показателя
Определение данного показателя для дизтоплива и бытового печного топлива осуществляется для холодного фильтра в соответствии с нормативами, описанными ГОСТ 22254-92.
Метод расчета показателя фильтруемости, описанный в данном стандарте, входит в общий комплекс методик квалификационного оценивания марок дизельных топлив. Он дает возможность оценить низкотемпературные характеристики нефтепродукта в условиях, которые наиболее точно соответствуют условиям эксплуатации дизелей.
Суть методики состоит в плавном снижении температуры дизтоплива с шагом в 1°С и фиксации скорости его протекания сквозь сетку из проволоки при давлении 1961 ПА. Исследования проводят до наступления условий, при которых наблюдается кристаллизация парафинов, содержащихся в нефтепродукте, что приводит к замедлению процесса протекания до такой степени, что время наполнения объема 20 см3 превышает 1 минуту.
В таблице приведены показатели для всех сортов дизтоплива (указывается в паспорте качества топлива):
Сорт дизтоплива | A | B | C | D | E | F |
---|---|---|---|---|---|---|
Температура фильтруемости дизтоплива в °С | +5° | 0° | -5° | -10° | -15° | -20° |
Улучшение низкотемпературных характеристик дизтоплива, в том числе и температуры предельной фильтруемости, может осуществляться двумя вариантами:
рассчитать доставку дизельного топлива ЗДЕСЬ.