Что такое предлог 2 класс
Что такое предлог в русском языке?
Предлог — это отдельное слово, которое выражает зависимость слов друг от друга в сочетании и в предложении.
Предлог как часть речи начинают изучать во 2 и 3 классе. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, определим, для чего он употребляется в речи.
Рассмотрим сочетания слов:
Между словами, обозначающими действие или предмет, находятся короткие слова, состоящие из одной, двух и более букв. Это предлоги. Предлоги — это самостоятельные слова, которые пишутся раздельно от слов, находящихся рядом с ними.
Предлоги соединяют слова в сочетание или предложение. Они выражают зависимость одних слов от других.
Сравним:
В первом случае от слова «дом» можно задать вопрос с чем? с колоннами. Предлог «с» показывает, что существительное «колоннами» зависит от слова «дом».
Во второй записи находятся отдельные слова, между которыми нет никаких отношений. Каждое слово существует само по себе. Они не связаны друг с другом по смыслу и грамматически, так как между ними нет предлога.
Без предлогов не обойтись в речи. Без них невозможно выразить свои мысли, построить связное высказывание.
Убедимся в этом, рассмотрев предложение:
Последний желтый лист слетел с дерева на землю.
Предлоги помогают оформить предложение в связное высказывание, наполненное определенным смыслом. Уберем предлоги и получим набор слов:
Без предлогов предложение рассыпалось, как домик из песка. Стало трудно понять, о чем идет разговор.
Таким образом, дадим определение, что такое предлог:
Значения предлогов
Предлоги не обозначают предмет, как имена существительные (кто? мальчик, что? город) или действие, как глаголы (что сделать? рассмеяться, что делать? писать). Тем не менее каждый предлог обладает определённым значением.
Отличие предлогов от приставок
Многие предлоги очень похожи на соответствующие приставки:
В этих парах слов приставки существуют в составе глаголов, придавая им разные значения.
Понаблюдаем:
в бежать, при бежать, пере бежать, от бежать, у бежать, за бежать.
Чтобы понять, приставка это или предлог, выполним следующие приемы проверки:
Посмотрим, как работают эти приемы:
В качестве определения между предлогом и словом можно вставить прилагательное или местоимение.
Значит, если можно вставить слово, называющее признак, или вопрос, это предлог. Он пишется раздельно со словом.
Между приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом. Приставку в слове можно поменять, а предлог нет.
Прочтем отрывок из сказки и укажем в нем предлоги:
За городом, у самой дороги, стояла дача. Перед ней небольшой садик с цветником, а вокруг крашеный деревянный забор. Неподалеку от дачи, у самой канавки, росла в мягкой зеленой траве крохотная ромашка (Ганс Христиан Андерсен).
Список предлогов
Приведем список наиболее употребительных предлогов русского языка:
Предлоги | Примеры употребления |
---|---|
без (безо) | без силы, безо всякой надежды |
близ | близ реки |
в (во) | в доме, во мраке |
вместо | вместо папы |
вне | вне круга |
для | для долголетия |
до | до улицы |
за | за руку, за горой |
из (изо) | из дома, изо всех сил |
из-за | из-за спины |
из-под | из-под носа |
к (ко) | к дому, ко мне, ко всякому |
кроме | кроме папы |
между | между двух огней, между ними |
на | на кровать, на диване |
над (надо) | над лесом, надо мной |
о (об, обо) | о бок, об стену, о тебе, обо мне |
от (ото) | от друга, ото всех |
перед (передо) пред (предо) | перед стеной, передо мной, пред тобой, предо мной |
по | по пояс, по реке, грустить по нём |
под (подо) | под глаза, под глазами, подо мной |
при | при сестре |
про | песня про зайца |
ради | ради дочери |
c (со) | c горы, c мамой, со мною |
сквозь | сквозь ткань |
среди | среди друзей |
у | у друга |
через | через дорогу |
Видеоурок
Урок русского языка по теме «Общее понятие о предлоге». 2-й класс. УМШ «Школа России»
Класс: 2
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.
а). Орфографическая зарядка.
б). Разделить слова на группы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.
Но мы не говорили о них подробно.
III. Работа над новым материалом.
2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.
Таблица 6.
Таблица 8.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14
(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Таблица 11
за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.
Таблица 7
Таблица 1
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.
1). Предлог – служебная часть речи.
2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3). Предлоги служат для связи слов в предложении.
4). Перед глаголами предлоги не употребляются.
5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Упражнение 87 стр. 56 учебника.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.
IV. Итог урока.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.
V. Домашнее задание.
Таблица 3
VI. Рефлексия.
Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.
Таблица 5
Таблица 4
Презентация по русскому языку на тему «Предлоги» 2 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: «Предлоги» Русский язык. 2 класс Ивочкина Галина Виталиевна ГБОУ ООШ № 9, г.о. Новокуйбышевск Самарской области
Самопроверка Берёзовую, ребята, пошли, рощу, субботу.
ребята рощу субботу пошли берёзовую сущ. гл. прил.
В субботу ребята пошли в берёзовую рощу.
Слово «предлог» на латинском языке означает «стоящий перед словом»: «пред» – перед, «логос» – слово. Предлог
Всубботу ребята пошли вберёзовую рощу.
В субботу ребята пошли в берёзовую рощу.
Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные предлоги. … небе светит солнышко. … крыш свисают сосульки. … дома лужицы. … деревьях чирикают воробьи. п.
Самопроверка В небе светит солнышко. С крыш свисают сосульки. У дома лужицы. На деревьях чирикают воробьи.
сущ. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные предлоги. В небе светит солнышко. С крыш свисают сосульки. У дома лужицы. На деревьях чирикают воробьи. п. сущ. сущ. сущ. п. п. п. сущ. сущ. сущ. сущ. гл. гл. гл.
Молодцы! Повторяй! Не зевай!
Тест Выбери верное утверждение. А. Предлоги не служат для связи слов в предложении. Б. Предлоги служат для связи слов в предложении. 2. Перед какой частью речи не бывает предлогов? А. Перед именем существительным. Б. Перед именем прилагательным. В. Перед глаголом. 3. Предлоги с другими частями речи пишутся: А. Раздельно. Б. Слитно 4. В каких предложениях есть предлоги? А. У берлоги вырос холмик жёлтой глины. Б. Летят на землю белые хлопья снега. В. Потускнела зелень ёлок.
Общее понятие о предлоге 2 класс УМК Школа России
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель Матвиенко Н.Н.
Русский язык, 2 класс
Тема: Общее понятие о предлоге. (Урок «открытия» нового знания)
Цель урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
1.Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
2.Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
3.Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Отличать предлоги от других частей речи и обосновывать своё мнение.
Строить предложение с предлогами и обосновывать своё мнение.
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
Формулировать высказывание, мнение.
Согласовывать позиции и находить общее решение (работа в парах).
Писать предложение с предлогами.
Писать слова с известными орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить сообщения в устной и письменной форме.
Задания, направленные на достижение запланированных результатов
I . Организационный (мотивация к учебной деятельности).
настрой на рабочий лад,
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Проговорить правила поведения на уроке, правильной посадки.
Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
Напомнить правила правильной посадки, положения корпуса, рук, рабочей тетради.
Сегодня вам предстоит очень важная и серьезная работа на уроке. Чтобы ее выполнить, необходимо выполнять правила работы. Желаю вам удачи.
Принять правильное положение, приготовиться к работе.
Настроиться на учебную деятельность.
Записать в тетрадях число.
Договариваться о правилах поведения и общения на уроке, правильной посадке;
настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности
II . Минута каллиграфического письма
отработка каллиграфического навыка
Образец прописывания заглавной и строчной буквы О.
Какая буква располагается в алфавите между буквами Н и П?
— Посмотрите на образец написания буквы о. (Показ буквы учителем на меловой доске)
-Давайте напишем в воздухе заглавную букву О.
— Заглавную букву О начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Руку ведем вверх, закругляя линию чуть влево, затем ведем округлую линию вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём округлую линию до начала письма.
Запишите букву о в тетради. Дети, сейчас мы писали заглавную букву о. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы. (Оля, Омск, Обь, Олег)
Прописать в тетради показ.
Закрепить навык каллиграфического письма буквы О.
Осуществлять действие по образцу и заданному правилу
III .Словарная работа
отработка правописания словарных слов,
тренировка в распределении слов по частям речи,
Чтение записанных слов:
Б..рёзовый, в..рона, д..журить, ж..лтый, на, за, р..ботать, в, т..пор, м..рковный, за..ц, з..водить.
Берёзовый, ворона, дежурить, жёлтый, на, за, работать, в, топор, морковный, заяц. заводить.
Прочитать записанные слова.
Запишите словарные слова в тетрадь, распределите их по частям речи, докажите правильность своих действий.
Записать слова, вставив пропущенные буквы, распределить их на три группы по изученным частям речи.
Повторить правописание словарных слов.
Повторить изученные части речи.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Строить речевое высказывание в устной форме
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
IV . Формулирование темы урока, постановка цели
формулировка темы, цели урока.
Постановка проблемной ситуации
На какие группы можно разделить все слова на доске?
Какие части речи вы знаете?
На какие группы можно разделить все слова на доске?
Какие части речи вы знаете?
Что обозначает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
Все ли записанные слова можно распределить в эти три группы?
Каковы цели нашего урока?
Для чего нужны предлоги?
Какую особенность имеет предлог?
Все слова делятся на три группы: сущ., прилаг., глагол
Повторить на какие вопросы отвечают записанные части речи.
Выяснить какая часть речи не попала в ранее изученные.
Один ученик работает на доске.
Работа в парах, взаимооценка.
Не записали В,НА, ЗА. Они не подходят ни в одну из групп.
Познакомиться с новой частью речи.
Узнать, как она называется.
Научиться правильно писать.
Узнать, для чего служат эти части речи.
Классифицировать слова по частям речи.
Называть признаки, вопросы частей речи.
Определить новую часть речи.
Самостоятельно определять и формулировать цель урока
Строить речевое высказывание в устной форме
Осуществлять учебное сотрудничество
Цель: релаксация и отдых
Физминутка с частями речи.
VI Построение выхода из затруднений
повторить и закрепить имеющиеся знания о предлогах,
развитие орфографической зоркости
на, под, за, к, из, по, об, от,
в, у, с, о, над, около, при,
Предлог – служебная часть речи. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.
Предлоги пишутся
раздельно с другими
частями речи.
1. Предлог – служебная
часть речи.
2. Предлоги служат для
связи слов в
предложении.
1.Предлог – служебная часть речи.
Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.
2. Предлоги служат для связи
слов в предложении.
3. Перед глаголами предлоги
не употребляются.
4. Предлоги пишутся
раздельно с другими
частями речи.
-Как вы думаете, где же мы можем найти ответ на вопрос
« Что же это за часть речи?»
Откройте учебники на с.109.
Проверьте правильно ли мы определили тему и цели нашего урока.
-Действительно новая часть речи называется предлог.
Для чего служат предлоги?
Перед какими словами пишутся предлоги?
Перед какими словами никогда не пишутся предлоги?
-Прочитайте предлоги с буквой А.
-Прочитайте предлоги с буквой О.
-Прочитайте предлоги, которые состоят из двух слогов?
—Прочитайте предлоги, которые состоят из одного звука?
Отвечают на вопросы.
Выполняют упр.185 с комментированием
Определять части речи.
Выявить ведущую синтаксическую роль предлога.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Планирование сотрудничества, уважительное отношение
Осуществлять действие по образцу и заданному правилу
VII . Закрепление изученного материала
принимать участие в обсуждении решения логической задачи
Набухли почки …. деревьях.
Выполнить задание на карточках.
Спишите, вставляя нужные предлоги.
Взаимопроверка. (Работа в парах)
Обсуждение полученных результатов работы, приведение доказательств
Доказывать свой выбор.
Осуществлять учебное сотрудничество
Осуществлять действие по образцу и заданному правилу
Осуществлять смысловое чтение
Выполнение логических действий
VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке
зафиксировать содержание урока;
организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
Зафиксировать содержание урока.
Сегодня на уроке я….
Мне показалось важным…
Своей работой на уроке я….
Недоволен, потому что….
О какой части речи говорили сегодня на уроке?
Что нового узнали о предлоге?
Для чего служат предлоги?
Перед какими словами пишутся предлоги?
Перед какими словами никогда не пишутся предлоги?
Что понравилось на уроке?
Дайте оценку своей работе.
Продолжите мои предложения:
—Сегодня на уроке я….
Мне показалось важным…
-Своей работой на уроке я….
Недоволен, потому что….
Отвечать на поставленные вопросы.
Несколько человек дают оценку своей работе.
Логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Уметь фиксировать свои достижения и неудачи, формировать адекватную самооценку
Оформлять свои мысли в устной форме
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его .
Строить речевое высказывание в устной форме
IX . Домашнее задание
организовать выполнение дифференцированного д/з.
2) Записать в тетрадь10 словарных слов с предлогами.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
1.Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
2.Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
3.Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Личностные умения.
Проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Познавательные умения:
Отличать предлоги от других частей речи и обосновывать своё мнение.
Строить предложение с предлогами и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
Коммуникативные умения :
Формулировать высказывание, мнение.
Согласовывать позиции и находить общее решение (работа в парах).
Предметные умения:
Писать предложение с предлогами.
Писать слова с известными орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить сообщения в устной и письменной форме.