Что такое предлог в русском языке 2 класс правило
Что такое предлог – самое правильное и простое определение
Одна из служебных частей речи, служит для связи слов в предложении или словосочетании.
Предлог – это одна из трех служебных частей речи. Другие две – союзы и частицы. Предлоги используются для связи слов в словосочетаниях и предложениях, «обслуживают» самостоятельные части речи.
Поскольку предлог – служебная часть речи, у него нет лексического значения и к нему нельзя задать вопрос. Например, что означает «в», «по»? Ничего. Какой к ним можно задать вопрос? Никакой.
Как найти предлог в предложении
Предлог можно употребить в вопросе к существительному: «Я иду (в/во что?) в лес», «Ученик спит (за чем?) за партой», «Проблема возникла (вследствие чего?) вследствие замыкания».
Предлоги обычно находятся рядом с существительными или местоимениями. Но иногда между ними могут быть слова других частей речи: «Я иду (к кому?) к своей девушке». В этом предложении важно не путаться: Я (что делаю?) иду (к кому?) к девушке (чьей?) своей – вот так.
Какие бывают предлоги
По происхождению: производные и непроизводные.
Непроизводные ни от чего не происходили, они как были предлогами, так ими и остались: на, в, за, под, перед.
Производные произошли от слов других частей речи. Например, был предлог «в» и существительное «следствие», они срослись и получился один предлог «вследствие» (у меня есть коротенькая статья о правописании этого слова, посмотрите): «Вследствие непогоды было решено не выходить в море». Было деепричастие «смотря», отрицательная частица «не» и предлог «на», они тоже срослись, получилось «несмотря на» (тоже почитайте о правописании, чтобы не путаться). Еще было красивое выражение «благо даря», из него получился предлог «благодаря».
Производные предлоги также называют непервообразными, а производные – первообразными.
По структуре: простые, составные.
Простые состоят из одного слова: на, под, вдоль, из, у. Составные состоят из 2 и более слов: несмотря на, в силу, в связи с.
По значению: однозначные, многозначные. Однозначные выражают только одно значение и используются с существительным в каком-то одном падеже.
Предлог «из» – многозначный. Он может иметь значение «откуда-то»: из дома, из города, из пустыни или «из чего (сделано то-то и то-то)»: из войлока, из шерсти, из кирпича.
Предлог «благодаря» – однозначный. Мы используем его, когда хотим сказать, что что-то хорошее произошло в результате определенного события, качества и пр.: благодаря моему упорству, статью все-таки опубликовали, благодаря вашей смелости, все пассажиры были спасены.
Значения предлогов тоже бывают разные, вот основные:
Здесь у вас может замкнуть. Я ведь говорил, что предлоги ничего не значат, и это так. То есть при произнесении слов «в», «на», «за» вы не можете ничего представить, не можете сказать, что «слово «на» означает вот это, а «в» вот то».
Однако в предложении, когда вы видите предлог и существительное, вы понимаете, о чем хочет сказать автор. Он хочет рассказать о месте, где происходило событие, о его причинах, о времени и пр. Вот эти отношения, которые предлоги помогают выражать, и называются условно «значениями» предлогов.
Как отличить предлог от приставки
Приставку в вопросе употребить нельзя. Нельзя взять приставку «у» в слове «ухохотаться» и использовать ее в каком бы то ни было вопросе.
Между приставкой и словом другое слово поставить нельзя. Попробуйте это сделать со словом «подкатывать». Смогли? Нет.
Как выделять предлоги при синтаксическом разборе
Их надо выделять так же, как слово, с которым они употребляются: «Я читаю про лосей» – читаю (про кого?) про лосей – «лоси» здесь являются косвенным дополнением, подчеркиваем их прерывистой линией, предлог подчеркиваем так же.
Если у вас предложение «читаю про таежных лосей» вы делаете то же самое, выделяете предлог «про» и существительное «лосей» прерывистой линией. А «таежных» – волнистой, как определение.
Умаялся я с этой статьей. Вроде сказал всё, что надо. Не помню уже, какие проблемы обычно возникают у детей в школе с предлогами, если я о чем-то не договорил – поругайте меня в комментах, дополню текст.
Урок русского языка по теме «Общее понятие о предлоге». 2-й класс. УМШ «Школа России»
Класс: 2
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.
а). Орфографическая зарядка.
б). Разделить слова на группы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.
Но мы не говорили о них подробно.
III. Работа над новым материалом.
2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.
Таблица 6.
Таблица 8.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14
(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Таблица 11
за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.
Таблица 7
Таблица 1
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.
1). Предлог – служебная часть речи.
2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3). Предлоги служат для связи слов в предложении.
4). Перед глаголами предлоги не употребляются.
5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Упражнение 87 стр. 56 учебника.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.
IV. Итог урока.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.
V. Домашнее задание.
Таблица 3
VI. Рефлексия.
Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.
Таблица 5
Таблица 4
Что такое предлог?
Мы уже знаем, что слова в предложении связаны по смыслу. Сегодня мы узнаем о маленьких помощниках, без которых эта связь не была бы возможна.
Рассмотрим первый пример. Составим предложение со словами кот и стол, опираясь на рисунки.
Кот сидит на столе.
Кот сидит под столом.
Кот сидит за столом.
Кот сидит у стола.
Назовём слова, которые помогли указать, где находится кот: на, под, за, у. Если убрать их из предложений, они теряют свой смысл и связность.
Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов друг с другом.
В русском языке около 200 предлогов. Познакомимся с некоторыми из них.
Где сидит Колобок? На пеньке. Предлог НА.
С кем дружит собака? С кошкой. Предлог С.
Корабль плывёт по чему? По морю. Предлог ПО.
Где сидит ученик? За партой. Предлог ЗА.
Запомним предлоги: в, без до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, для, с, у, за, над, об, под, про.
В отличие от существительных, прилагательных и глаголов предлоги не отвечают на вопросы. Однако связь слов в предложении без предлогов невозможна.
Запомним: Предлоги со словами пишутся раздельно.
Мы уже знаем, что в русском языке есть похожие приставки. Но приставки – это часть слова, поэтому они пишутся со словами слитно. А предлоги – это часть речи, поэтому они пишутся со словами раздельно.
Давайте узнаем, как отличить приставку от предлога.
Определим, где приставка, а где предлог.
Первый способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог – нет. Попробуем:
Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА – приставка.
Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА – предлог.
Написал – НА приставка – пишем слитно. На конверте – НА предлог – пишем раздельно.
Запомним: предлоги с глаголами не употребляются!
Рассмотрим второй способ:
Второй способ: между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:
Прочитал – что сделал? – это глагол, ПРО – приставка, вставить другое слово нельзя.
Прочитал про домашних животных. ПРО – предлог, напишем раздельно.
Прочитал про животных.
Слово предлог в перевод с греческого означает «перед словом». По частоте употребления предлоги занимают четвёртое место после имён существительных, глаголом и имён прилагательных.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 78. Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Для чего служат предлоги в речи?
2) Как пишутся предлоги со словами?
Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Предлоги всегда пишутся одинаково.
Вот какие предлоги есть в русском языке: в, без, до, для, за, через, над, по, из, у,
около, под, о, про, на, к, перед, при, с, между.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.–
М.: Просвещение, 2018 – С. 108–113.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 –
М.:Просвещение, 2018 – С. 52—54.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предлог – это часть речи. Вот такие предлоги есть в русском языке: в, без, до,
для, за, через, над, по, из, у, около, под, о, про, на, к, перед, при, с, между.
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе … волнах
Какие предлоги пропущены?
Давайте вставим их.
Теперь давайте прочитаем стихотворение с предлогами.
Ветер поморю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе вволнах
На раздутых парусах.
Для чего служат предлоги в речи?
Предлоги служат для связи слов в предложении.
С какой частью речи употреблены предлоги в этом стихотворении?
Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед
глаголами предлогов не бывает.
Обратите внимание на то, что предлоги со словами пишутся отдельно. Это
орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково. К ним нельзя поставить вопрос.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
у школы у (чего?) школы
с котёнком с ласковым котёнком
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Распределите слова на группы и заполните таблицу. В первую группу помести
имена существительные. В другую – местоимения, а в третью – предлоги.
Имена существ. Местоимения Предлоги
Слон он дом на ты через до парк она за весна я для юла мы
Подсказка: Вспомните определения частей речи.
Имена существ. Местоимения Предлоги
Прочитайте текст и выделите цветом предлоги вместе с именам
существительными, к которым они относятся.
Летом мы жили в деревне. За деревней протекала речка. Мы с ребятами часто
ходили купаться. За садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать за пчёлами.
Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй на веранде и пили
Подсказка: Вспомните, для чего служат предлоги в речи и как они пишутся.
Летом мы жили в деревне. За деревней протекала речка. Мы с ребятами часто
ходили купаться. За садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать за пчёлами.
Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй на веранде и пили
Предлог как часть речи
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других. Предлоги выражают различные отношения между словами в словосочетании и предложении.
Рассмотрим, что такое предлог как часть речи в русском языке. Выявим признаки предлогов, какие отношения между словами они выражают и какими бывают по строению и происхождению.
Предлог — это служебная часть речи
В стройной системе частей речи русского языка различают слова, которые называют предмет (сторож, огонь), признак (хороший, яркий), действие (купаться), количество (два, трое) и т. д. Эти слова принадлежат к самостоятельным частям речи: имя существительное, прилагательное, глагол, числительное. Они имеют характерные морфологические и синтаксические признаки.
Наряду с ними в русском языке существуют служебные части речи:
Чтобы понять, что такое предлог, рассмотрим словосочетания:
В этих словосочетаниях употребляются слова самостоятельных частей речи и их формы. Обратим внимание на короткие слова, которые связывают их в словосочетание. Они также помогают именным частям речи (существительным, местоимениям, числительным) создавать падежную форму. Сами по себе эти коротенькие слова не имеют лексического значения. Они не изменяются, и поэтому у них нет грамматических признаков. Эти слова самостоятельно не являются членами предложения. К ним отдельно нельзя задать вопрос. Это признаки служебной части речи — предлога.
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим предложение:
Предлоги «на» и «из-за» участвуют в создании падежной формы существительных «небо» и «облако». Смысловая и грамматическая связь слов в предложении осуществляется с помощью предлогов и падежных окончаний существительных. Если эти средства связи убрать, то предложение потеряет смысл и превратится в набор отдельных слов:
Значит, предлоги — это слова, которые вместе с косвенными падежами имен существительных, местоимений, числительных выражают различные отношения между элементами словосочетания и предложения.
Разряды предлогов
Предлоги не имеют полноценного лексического значения, как слова самостоятельных частей речи. Но они выражают различные отношения между ними, объединяясь в разряды по значению или происхождению.
1. Пространственные
2. Временные
3. Причинные
4. Целевые
5. Объектные
6. Уступительные
7. Сравнительные
Один и тот же предлог может использоваться для выражения различных отношений:
Предлоги по составу бывают:
Происхождение предлогов
Рассмотрим, как возникли предлоги.
Большую группу предлогов составляют непроизводные слова. По своему происхождению они не связаны с другими частями речи:
И напротив, ряд предлогов имеют связь с другими частями речи. Способом перехода из одной части речи в другую образована часть предлогов. В зависимости от того, от слов какой части речи возникли предлоги, их делят на:
1. отымённые, образованные от имени существительного:
2. отнаречные предлоги:
3. отглагольные предлоги:
Как подчёркиваются предлоги?
Производные предлоги отличаем от самостоятельных частей речи в контексте. К предлогу нельзя задать вопрос. Он составляет единое целое с тем словом, с которым употребляется в предложении. Самостоятельно предлог не является членом предложения. В предложении он подчеркивается соответствующей линией вместе с тем словом, падежную форму которого создает.
Примеры
Отец с сынишкой пошли на рыбалку.
В т ечение часа мы обсудили эту проблему.
Из-за леса выплыла сизая туча и скрыла солнце.