Что такое предложение в рыночной экономике

Предложение в рыночной экономике

Предложение – это экономическая категория, отражающая, какое количество товаров и услуг продавцы готовы предложить для реализации на рынке в данное время и по определенной цене.

На величину предложения, как и на объем спроса, оказывают влияние два типа факторов:

– неценовые факторы: производственные возможности, технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на товары-заменители и прочие товары, инфляционные ожидания населения, размер налогов.

Зависимость величины предложения от цены принято называть законом предложения. Он гласит, что при прочих неизменных факторах величина предложения увеличивается по мере увеличения цены на продукт, и наоборот. Графически закон предложения выражается в виде кривой предложения, которая показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товара, которое производители готовы продать.

Чувствительность величины предложения к изменению рыночных цен показывает эластичность. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное. Если же прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение.

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и его склонность к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходить на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Эластичность предложения зависит и от временного фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может храниться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

В случае если речь идет о предложении в рамках макроэкономики, его называют совокупным.

Источник

Закон спроса и предложения

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое спрос

Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.

Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.

Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.

Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.

Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

полезность и необходимость товара;

ожидания изменения цены;

уровень доходов населения;

наличие товара на рынке;

предложение альтернативных товаров и их цены;

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.

Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Теперь покажем изменение величины спроса на графике.

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.

Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.

Что такое предложение

Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства.

Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.

Цена предложения — это минимальная цена продавцов.

Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:

ожидания по будущей цене и потребности товара;

цены на аналогичные товары;

Рассмотрим график изменения величины предложения.

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Что такое закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.

Закон спроса

Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.

Закон предложения

Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения

Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.

Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.

Функции спроса и предложения:

пропорциональное развитие производства;

рыночное регулирование цен;

отражение общественных отношений;

Что значит эластичность спроса и эластичность предложения

Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар.

Виды эластичности спроса:

Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.

Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.

Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.

Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.

Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен.

Виды эластичности предложения:

Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.

Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.

Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.

Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.

Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.

Формула эластичности

Q1 — спрос в начале;

Q2 — спрос в следующий момент времени;

P1 — цена в начале;

P2 — цена в следующий момент времени.

Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:

Что такое рыночное равновесие спроса и предложения

Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.

Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.

Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.

Типы рыночного равновесия:

Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.

Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.

Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.

Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:

Снизить налог на прибыль.

Уменьшить ставки по кредиту.

Ввести льготы, субсидии.

Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.

Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.

Источник

Предложение в экономике

Чтобы разобраться в сущности любой экономической модели развития, следует изучить базовые понятия курса микро и макроэкономики. Владение данными терминами поможет отнести существующую экономическую модель к определенному типу, углубит знания о рыночной модели экономического развития.

Для рыночной модели экономики характерной целью деятельности любого из производителей является получение прибыли. Прибыль возможна в том случае, когда производитель уверен в том, что товар будет продан по стоимости, покрывающей издержки для производства данного продукта. Модель рыночной экономики предполагает доступность ресурсов для производства.

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

В первую очередь, на величину предложения прямо влияет фактор цены. Чем больше стоимость продукта, тем большее его количество готов предложить производитель. Т.е. по цене 50 руб. за 1 шт. предложение, к примеру, составит 8 шт., а при цене 100 руб. предложено уже 12 шт.

Ценовые факторы предполагают движение по кривой предложения, не меняя ее текущего положения на графике. Зависимость между количеством и ценой не предполагает прямо пропорциональной зависимости (зависимость прямая – кривая имеет соответствующий наклон), она говорит о том, что в данный момент времени при данных условиях можно приобрести определенное количество товара по данной цене. Данный термин носит название величина предложения (точка на графике кривой предложения), и определяет количество товара, доступное по определённой цене. Чем выше цена, тем больше предложено товара покупателю.

Существует закон предложения, который говорит о прямой зависимости между стоимостью и величиной предложения: при отсутствии неценовых факторов, увеличение (уменьшение) предложения зависит от увеличения (уменьшения) цены на данный товар.

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Закон предложения обосновывается тем, что:

Подводя итог, мы говорили о ценовых факторах предложения, влияние которых можно определить при движении от точки А до точки В на графике (снизу вверх по кривой предложения).

В современных реалиях не существует эталонных моделей развития, и изменение величины предложения на рынке происходит не только под влиянием стоимостных факторов. Существуют также неценовые факторы предложения, вызывающие смещение самой кривой на графике.

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Данными факторами могут являться:

Источник

РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложение (supply) – это желание и готовность производителей (продавцов) предложить к продаже свои товары. Предложение количественно измеряется величиной предложения.

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель желает и способен продать по данной цене в определённый момент времени.

В экономической теории различают индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное предложение– это предложение товара отдельным производителем (продавцом).

Рыночное предложение– это суммарное предложение всех продавцов на данном рынке. Объём рыночного предложения определяется количеством производителей, уровнем цен на товары, уровнем налогообложения и иными факторами.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определённое количество данного товара в определённый момент времени на данном рынке.

К факторам (детерминантам), определяющим предложение, относятся:

· издержки производства, определяемые ценой используемых факторов производства (РF);

· ожидания производителей (W);

· количество производителей (N);

С учётом всех этих факторов общую функцию предложения можно представить в следующем виде: QS = f (Р,KТ, PF, T, Н, W, N, Pn, B).

Функция предложения – количественная зависимость между величиной предложения и определяющими его факторами (детерминантами).

Если допустить, что все неценовые факторы для рассматри­ваемого периода являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены:

где QS— величина предложения на товар i;

Pi цена анализируемого товара i.

Графическое изображение зависимости величины предложения от рыночной цены осуществляется с помощью кривой предложения.

Кривая предложения – представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и ценой этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на предложение. На кривой предложения по вертикали отображаются Р – возможные цены, а по горизонтали Q – количества предлагаемого к продаже товара. Зависимость предложения от цены может быть линейной (рис.3, а) или нелинейной (рис. 3, б).

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Рис. 3. Кривая предложения

Кривая предложения графически отображает закон предложения – прямую зависимость между ценой и количеством блага, которое производители (продавцы) хотят и могут приобрести в единицу времени.

Закон предложения – с ростом цен на товар увеличивается объём предложения этого товара при прочих равных условиях.

При изменении цены блага величина предложения движется в том же направлении вдоль линии предложения. При увеличении цены с Р1 до Р2 объём предложения также увеличивается с Q1 до Q2 (рис.4,а).

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Рис. 4. Изменение объёма предложения и сдвиг кривой предложения

При снижении цены величина предложения уменьшится. Если же изменятся неценовые факторы предложения, то установится новая зависимость между ценой и объёмом предложения, изменится функция предложения от цены и произойдёт сдвиг кривой предложения (рис. 4.2.2,б) вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).

Положение кривых спроса и предложения, а также их смещения под влиянием различных факторов существенным образом влияют на рыночную ситуацию, приближая её к состоянию равновесия или удаляя от него.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Для графического отображения взаимодействия спроса и предложения на графике совмещают кривые спроса и предложения (рис. 5).

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Рис. 5. Равновесие спроса и предложения

Совпадение интересов покупателей и продавцов графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения (Е). Данную точку принято называть точкой рыночного равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением.

Рыночное равновесие – примерное равенство спроса и предложения на определённый товар в данное время и на данном рынке.

Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная цена

и равновесный объём

Равновесная цена – цена товара, устанавливающаяся на рынке при уравновешивании величин спроса и предложения на этот товар.

Равновесный объём– объём, предлагаемый и продаваемый на рынке по сформировавшейся равновесной цене, равной ценам производителя и потребителя.

Если реальная цена выше равновесной (P1 >PЕ), то возникает избыток предложения. На графике хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Q1S>Q1D). Если цена ниже равновесной (Р2 PЕ, а производители продать по цене PAS

Источник

Предложение в рыночной экономике

Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть фото Что такое предложение в рыночной экономике. Смотреть картинку Что такое предложение в рыночной экономике. Картинка про Что такое предложение в рыночной экономике. Фото Что такое предложение в рыночной экономике

Предложение — это экономический термин, показывающий количество товара или услуг, которые продавцы предлагают и готовы продать по определенной стоимости на рынке в текущий момент.

Факторы, влияющие на уровень спроса и предложения

Закон предложения — это зависимость уровня предложения товаров на рынке от текущей стоимости. Согласно закону, при прочих неизменных факторах размер предложения растет пропорционально увеличению цены на товар/услугу, и наоборот.

На графике закон предложения отражается в виде кривой предложения, показывающей соотношение между рыночными ценами и количеством товара, которое продавцы готовы реализовать.

Эластичность предложения по цене (англ. Price elasticity of supply) — это показатель процентного изменения предложения какого-либо товара или услуги в результате изменения цены.

Если предложение растет быстрее, чем цены, то значит оно эластичное. Если же рост предложения меньше роста цен, то появляется неэластичное предложение.

Эластичность предложения зависит преимущественно от способности продавца быстро и правильно отреагировать на произошедшие рыночные изменения. Кроме этого есть товары, при повышении цены на которые их потребление возрастает, стимулируя при этом предложение. Они называются товарами Гиффена. Например, в нашей стране ими являются чай и хлеб, а в Китае — рис и макароны.

Эластичность предложения также зависит от производственных мощностей продавца. Если ресурсы производителя позволяют, то он может увеличить объем продукции при увеличении цены, а при ее снижении — начать выпуск другого товара.

Эластичность предложения зависит и от времени, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, так как для дополнительного производства товара потребуется определенный период времени. Например, увеличить выпуск транспортных средств на заводе за неделю фактически невозможно, хотя их стоимость может резко увеличиться в несколько раз.

В этом случае предложение является неэластичным. Для товаров, которые имеют короткий срок хранения, например, скоропортящиеся продукты, эластичность предложения будет также низкой.

В макроэкономике совокупное предложение (ВВП, ВНП) означает это общее количество конечных товаров и услуг, которые были произведены в стоимостном выражении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *