Что такое предмет дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Объект, предмет, понятие дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика занимается изучением закономерностей воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Объектом в дошкольной педагогике является ребенок в возрастной группе от момента рождения до поступления его в школу. Данный возраст характеризуется значительными и существенными изменениями, имеющими определяющее значение для последующей жизнедеятельности человека.

Дошкольная педагогика как научная дисциплина носит прикладной и теоретический характер. Теоретическая составляющая заключается в специальных исследованиях теории воспитания и обучения дошкольников. Практическая составляющая включает в себя обобщение закономерностей, формирование выводов и их апробацию на практике.

Педагогика дошкольного возраста обладает своим понятийным аппаратом, которым она оперирует. Сюда относятся факты, обучение, игра воспитание и другие понятия.

Предметом данной отрасли педагогики являются:

Задачи дошкольной педагогики

Задачи дошкольной педагогики могут носить теоретический и прикладной характер. Задачи теоретического характера заключаются в изучении специфики восприятия детьми различных методов воздействия, Они решаются учеными, исследователями посредством анализа и обобщений единичных новаторских воплощений идей педагогов.

Прикладные задачи заключаются в следующем:

Прикладные задачи решаются работниками образования.

Методология в дошкольной педагогике

Дошкольная педагогика является общественной дисциплиной и имеет свою специфическую методологию:

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы дошкольной педагогики

Принципы педагогики дошкольного возраста тесно связаны с ее методологической основой:

Методы дошкольной педагогики

Методы, которые помогают изучать объект, в качестве которого выступает ребенок:

Методы обучения детей представляют собой систему поэтапных взаимосвязанных способов работы педагога с детьми, направленных на достижение поставленных задач.

В зависимости от цели и содержания занятия педагогом может быть выбран один из следующих методов обучения:

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 29 06 2021

Источник

Дошкольная педагогика как наука: предмет, объект, методы исследования, основные понятия

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогики Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогики Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогики Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогики

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогики

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогики

План ответа:

1. Дошкольная педагогика, определение

2. Объект, предмет дошкольной педагогики

3. Основные понятия дошкольной педагогики.

4. Источники развития дошкольной педагогики.

5. Связь дошкольной педагогики с другими науки

6. Методы дошкольной педагогики

Литература:

1. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2008

Основное содержание ответа:

Дошкольная педагогика изучает:

— Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.

— Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Задачи дошкольной педагогики имеют постоянный, вневременной и временной характер.

Постоянные вневременные задачи дошкольной педагогики:

— Разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста. Реализация задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания, обучения, образования детей дошкольного возраста, разработкой концепций, программ, методик, технологий, новых моделей образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

— Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности и внедрение результатов исследования в практику.

— Прогнозирование дошкольного образования. Научный прогноз позволяет строить политику, экономику в области образования, совершенствовать образовательную систему, подготовку специалистов дошкольного профиля.

Временные задачи дошкольной педагогики:

— Разработка новых программ, пособий, методических рекомендаций для дошкольных учреждений.

— Разработка тестов (для определения готовности детей к школьному обучению, к предшкольной подготовке, воспитанности и т.д.).

— Внесение изменений в предметно-пространственную развивающую среду групповой комнаты, участка дошкольного учреждения

— Изучение эффективности деятельности служб дополнительного образования детей дошкольного возраста и др.

Дошкольная педагогика оперирует педагогическими понятиями: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, целостное развитие личности, детство.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающее во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных качеств и свойств воспитанников.

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогики

Источниками дошкольной педагогики являются:

В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народная мудрость сохранила проверенные опытом и временем педагогические советы в виде пословиц, поговорок, былин, легенд, сказок, игр, игрушек, песен, потешек, закличек и др.

Педагогика использует положительное ядро религиозных учений для блага воспитания и образования детей дошкольного возраста. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми. В религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. раскрыты представления человечества о морали, нравственности. Христианское учение призывает любить и прощать друг друга, доброжелательно относиться к людям, стремиться к совершенству, любить Родину.

— Прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике.

Педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры. Бережно сохраняются памятники мировой педагогической культуры.

— Специальные экспериментальные исследования проблем дошкольного Детства.

— Передовой педагогический опыт.

Педагогическая практика, опыт воспитания, образования детей дошкольного возраста, который имеется в разных странах, отдельных дошкольных образовательных учреждениях, в индивидуальной деятельности педагога имеет неоценимый вклад в науку дошкольную педагогику.

— Данные смежных наук.

В разных науках изучается личность человека: философии, социологии, анатомии, психологии. Человечество значительно продвинулось в изучении личности человека. Открытия в смежных науках обусловливает изучение проблем дошкольной педагогики.

Источник

Дошкольная педагогика как наука

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогики Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогикиПасхальная выставка! 1 мая по 6 мая 2013 года в МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Томска проводился областной Пасхальный фестиваль. Мои ребята.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Источник

Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогики Елена Владимировна Воронина
Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук

Источники дошкольной педагогики как науки.

Дошкольная педагогика изучает:

Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.

Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности

Задачи дошкольной педагогики имеют постоянный, вневременной и временной характер.

Постоянные вневременные задачидошкольной педагогики:

Разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.

Прогнозирование дошкольного образования.

Временные задачидошкольной педагогики:

Разработка новых программ, пособий, методических рекомендаций для дошкольных учреждений.

Разработка тестов (для определения готовности детей к школьному обучению, к предшкольной подготовке, воспитанности и т. д.).

Внесение изменений в предметно-пространственную развивающую среду групповой комнаты, участка дошкольного учреждения

Источниками дошкольной педагогики являются:

Народная педагогика.

В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народная мудрость сохранила проверенные опытом и временем педагогические советы в виде пословиц, поговорок, былин, легенд, сказок, игр, игрушек, песен, потешек, закличек и др.

Педагогика использует положительное ядро религиозных учений для блага воспитания и образования детей дошкольного возраста. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми.В религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. раскрыты представления человечества о морали, нравственности. Христианское учение призывает любить и прощать друг друга, доброжелательно относиться к людям, стремиться к совершенству, любить Родину.

Прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике.

Педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры. Бережно сохраняются памятники мировой педагогической культуры.

Передовой педагогический опыт

Педагогическая практика, опыт воспитания, образования детей дошкольного возраста, который имеется в разных странах, отдельных дошкольных образовательных учреждениях, в индивидуальной деятельности педагога имеет неоценимый вклад в науку дошкольную педагогику.

Данные смежных наук

В разных наукахизучается личность человека: философии, социологии, анатомии, психологии. Человечество значительно продвинулось в изучении личности человека. Открытия в смежных науках обусловливает изучение проблем дошкольной педагогики.

Современная наука дошкольная педагогика имеет различные источники развития.

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогикиФотоотчет «8 февраля — День науки в России» Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность.

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогикиФотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» В рамках месячника.

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогикиИнтерактивная стена как предмет развивающей среды в ДОУ Мы все знаем, как важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».Поэтому.

Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть фото Что такое предмет дошкольной педагогики. Смотреть картинку Что такое предмет дошкольной педагогики. Картинка про Что такое предмет дошкольной педагогики. Фото Что такое предмет дошкольной педагогикиКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Открытие «Дня науки» в школе Праздник «День науки в школе» Открытие «Дня науки» В1: Добрый день, уважаемые педагоги, гости и учащиеся! В2: Здравствуйте! В1: Сегодня.

Панорама педагогических достижений «Использование проектного метода в системе воспитания у дошкольников патриотизма» «Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы растём. И берёзки у дороги По которой мы идём» В. Степанов Патриотическое воспитание дошкольников.

Применение современных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР».

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Эссе Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.

«Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии». Эссе ЭССЕ на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Сафарбекова Наида Кахримановна. Ребенок, развитие которого.

Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике «Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике» Составила: Степаненко.

Источник

«Дошкольная педагогика как наука. Раскрыть объект, предмет, цели и задачи дошкольной педагогики»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Дошкольная педагогика как наука. Раскрыть объект, предмет, цели и задачи дошкольной педагогики»

Автор Голубова Елена Александровна

Воспитатель МБДОУ №258

Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.

Цель : изучение теоретических основ воспитания детей дошкольного возраста.

Выявить предпосылки, обусловившие формирование дошкольной педагогики как специальной отрасли научного знания.

Определить место дошкольной педагогики в системе научно-педагогического знания, ее предмет, методы, категории и связи со смежными науками.

История становления дошкольной педагогики

Педагогика как наука о воспитании и обучении человека уходит своими корнями в глубокую историю. Название педагогика получила от сочетанияслов «пайдос»(paidos) «дитя» и происхождение. В дословном переводе педагогика означает «детоводство» или «дитяведение». Известно, что воспитатель воспитывающую деятельность и принимающий на себя ответственность за условия жизнедеятельности другого человека. В древнерусском языке слово «воспитывать» имело несколько близких по значению толкований.Воспитывать, т.е. заботится о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, «до возраста его». Воспитывать, значит вскармливать, кормить и одевать «до возраста»; воспитывать – научать, наставлять, обучать всему, что «для жизни нужно». В истории отечественной педагогики в отдельных учебно-воспитательных учреждениях, таких как гимназия, институт благородных девиц, кадетский корпус, воспитательные функции выполняли особые должностные лица – классные дамы, классный надзиратель, наставник. В дворянские семьи приглашались домашние воспитатели – гувернеры, гувернантки, бонны.

В современной системе образования утверждены специальные должности, которые реализуют воспитывающие функции. Это воспитатель детского дома, интерната, дошкольного образовательного учреждения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – одна из ответственных профессий, имеющая целью формирование системы ценностей у дошкольников, оказание помощи родителям и другим людям, заинтересованным в воспитании, целесообразно и позитивно организовать это процесс. Профессия воспитателя возникла в XVII – XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. Первоначально такие учреждения открывались для детей-сирот. Позже в европейских государствахбыли учреждены благотворительные заведения в помощь неимущих слоев общества («Убежища», «Школы защиты детей», «Женские школы», «Игральные школы», «Школы для плетения из соломы», «Школы для вязания кружев»). Несмотря на разнообразные названия этих учебных заведений, большинство школ имело целью религиозное воспитание детей и подготовку их к производительному труду на быстро развивающихся мануфактурах. В XIX веке стали возникать частные платные детские заведения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Педагоги, которые осуществляли присмотр за детьми, организовывали с ними разнообразные игры, занятия. Заметим, что среди первых педагогов дошкольных учреждений мужчин было больше, чем в последующие годы развития этого учреждения.

В России первые дошкольные учреждения появились в воспитательных домах и домах призрения бедных детей. Е.Гугель и П.Гурьев на свои средства учредили экспериментальную школу для малолетних детей, которые занимались и играли на свежем воздухе, старшие дети обучались грамоте. Значительное место отводилось беседам и рассказыванию.

Первые собственно детские сады появились в России в 60-е годы Х I Х столетия. Они носили частный характер, и соответственно, были платными. Дошкольные учреждения появились в Петербурге Иркутске, Смоленске, Москве, Тбилиси образовательного процесса в этих заведениях составляла система Ф.Фребеля. В 1866 году был открыт первый бесплатный детский сад. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир» для детейработниц Петербурга.

В настоящее время дошкольные учреждения имеют большое распространение в мире. Развитие системы дошкольного образованияобусловлено радом обстоятельств: расширением мирового образовательного пространства; разнообразием программ социального развития многих государств; значимостью периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы; ростом численности профессиональных воспитателей.

1.2.Дошкольная педагогика как наука

Возникновение и развитие педагогической наукисвязано с потребностью общества в изучении и обобщении опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Педагогика – это наука о воспитании человека на всех этапах его развития.

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я.А. Коменского (17 пек). Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер: дошкольный наука педагогика категория

Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.

Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие. Фундаментом педагогики является философия воспитания, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущности человека и разобраться в причинах поведения ребенка, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология. Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.

Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.

Объект и предмет дошкольной педагогики

Во взглядах исследователей на педагогику существуют три позиции. Согласно первой, педагогика это междисциплинарная область человеческого знания. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, используя знания из других наук, адаптирует их к решению образовательных и воспитательных задач. Третья позиция обозначает самостоятельный характер педагогики, которая имеет свой объект и предмет изучения.

Дошкольная педагогика, опираясь на основополагающие идеи педагогической науки, является областью научного знания, практической деятельности и искусства. Дошкольная педагогика это наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. В круг вопросов, которые изучает современная дошкольная педагогика входят: а) изучение процессов воспитания и обучения, их цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; б) влияние воспитания и обучения на развитие ребенка, формирование его личности; в) 12 разработка образовательных программ, способов их реализации; г) определение тенденций и перспектив развития системы дошкольного образования; д) создание концепций воспитания, разработка на их основе образовательных стандартов; е) исследование особенностей образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа.

Определяя объект дошкольной педагогики необходимо обратиться к педагогическому опыту А.С.Макаренко, который в 1922 году сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что большинство исследователей считают объектом педагогического науки ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики выступает «педагогический факт (явление)». Однако, ребенок, не исключается из поля зрения исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Таким образом, в качестве объекта дошкольная педагогика имеет те явления окружающей действительности, которые обуславливают развитие и образование дошкольника в процессе целенаправленной деятельности педагога. Разработка теории и технологии организации, форм и методов совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является предметом дошкольной педагогики.

Функции дошкольной педагогики обусловлены ее объектом и предметом исследования: теоретическая и технологическая, которые связаны между собой.

Теоретическая функция дошкольной педагогики реализуется на трех уровнях:

·описательный уровень, который реализуется через изучение педагогического опыта в дошкольных образовательных учреждениях;

·диагностический уровень направлен на выявление состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и его 13 воспитанников, установление причинно-следственных связей, их обеспечивающих;

·прогностический уровень обуславливает экспериментальное изучение педагогической действительности и построение соответствующих моделей дошкольного образования. При реализации теоретической функции дошкольной педагогики раскрывается сущность педагогических явлений, степень их эффективности и обоснованность предполагаемых изменений. На данном уровне описываются теоретические основы воспитания и обучения дошкольников, модели дошкольного образования, их концептуальность и научная состоятельность.

Технологическая функция дошкольной педагогики осуществляется на следующих уровнях: ·

проективный уровень связан с разработкой методически обоснованных материалов (инновационных образовательных программ, учебных планов, учебно-методических и наглядных пособий); ·

преобразовательный уровень направлен на внедрение инноваций в практику дошкольного образования с целью ее совершенствования и реконструкции; ·

рефлексивный уровень предполагает осмысление влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Технологическая функция дошкольной педагогики позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений определять принципы и правила, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи дошкольной педагогики

В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям: гуманизму, добру, любви к ближнему, почитанию матери и отца, стремлению к знаниям, трудолюбию, совершенствованию личных качеств, взаимоуважению в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности, дисциплинированности, творчеству.

В современных условиях значительно усложнилось содержание образовательного процесса. Сегодня допускается сочетание образовательного стандарта с вариативностью программ и учебных пособий. В связи с этим возникает задача раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.

Образование и воспитание детей в современном обществе становится личностно-ориентированным, т. е. педагог, воспитатель должны строить педагогический процесс, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его познавательных возможностей, вызывая у детей чувство удовлетворения и радости от учебных занятий.

В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятельным компонентом педагогического процесса. Задача дошкольной педагогической науки состоит в разработке содержания и методов развития экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.

Основными задачами дошкольной педагогики выступают:

1. разработка и содержание личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в семье;

2. обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду;

3. обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межотраслевой научный подход к ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *