Что такое предмет экономики
Предмет, функции и методы экономики
Тема 1. Введение в экономику
1.1. Предмет, функции и методы экономики.
1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика.
1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их тины
Предмет, функции и методы экономики.
Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike —«искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова — науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.
Во-первых, экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).
Во-вторых, экономика — это совокупность экономических производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.
Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика — это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.
Экономика выполняет методологическую, научно-познавательную, критическую и практическую функции.
Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий. Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.
Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.
Практическая (рекомендательная), или прикладная, функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.
Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания. Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.
Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.
Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.
Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).
Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.
Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними.Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.
Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.
Экономика как наука
Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.
В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.
Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.
Предметы изучения – это:
Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:
Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.
Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.
Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:
Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).
Краткая история и значение термина
В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.
Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.
В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.
Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.
Ключевые вопросы экономики
Экономика задается тремя главными вопросами.
Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.
Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.
Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.
Главные проблемы экономики
Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.
Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.
Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:
Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.
Термин «благо» в экономике
Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.
Блага принято подразделять на три масштабные категории.
Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.
Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.
Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.
Задачи экономики
Перед экономикой стоят две важные задачи.
Функции экономики
Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.
Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ
Впервые понятие «экономика» (от греческого словосочетания «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — правило, закон) было сформулировано древнегреческим философом Аристотелем. В буквальном переводе с древнегреческого экономика означает законы хозяйства.
В современных условиях экономика означает способ организации хозяйственной деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Вместе с тем, потребности общества имеют тенденцию к возрастанию, в условиях ограниченности ресурсов.
Экономические потребности общества, как совокупности составляющих его индивидов, безграничны.
Потребность — нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом.
Практически в качестве основного мотива хозяйственной деятельности выступают именно потребности людей (табл. 1.1).
Классификация потребностей по А. Маслоу
1. Физиологические потребности (голод, жажда)
2. Потребности самосохранения (безопасность, защищенность)
3. Социальные потребности (духовная близость, любовь)
4. Потребности в уважении (самоуважение, признание, статус)
5. Потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация)
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами.
Экономическая деятельность людей представляет собой постоянно продолжающийся процесс формирования благ. В современных условиях процесс создания благ приобрел форму общественного производства.
Блага, в зависимости от участия человека в процессе производства, подразделяют на экономические и неэкономические (табл. 1.2).
Экономические и неэкономические блага
Экономические блага (товары и услуги) характеризуются: ограниченным количеством, необходимостью затрат на производство, наличием рыночной цены
Неэкономические блага характеризуются: практически ограниченным количеством, отсутствием затрат на производство, отсутствием рыночной цены
Особое место в процессе хозяйственной деятельности отводится экономическим благам, которые имеют предметную классификацию (табл.
Классификация экономических благ
Классификационный признак | Название блага | Краткая характеристика | Примеры |
1. По назначению | 1.1. Материальновещественные | Удовлетворяют многие естественные жизненные потребности людей | Мебель, одежда, продукты питания и т. д. |
1.2. Нематериальные | Удовлетворяют духовные потребности | Культура, знания, воспитание, творчество и т. д. | |
2. По признаку долговечности | 2.1. Долговременные | Предполагают многоразовое использование | Книги, бытовая техника, видеофильмы и т. д. |
2.2. Недолговременные | Исчезают в процессе разового потребления | Продукты питания, спички и т. д. | |
3. По признаку взаимозаменяемости и взаимодополняемости | 3.1. Взаимозаменяемые товары- субституты | Удовлетворяют потребности за счет друг друга, так как сходны по свойствам и назначению | Мыло, стиральные порошки и пасты; авиационный, автомобильный и железнодорожный транспорт и т. д. |
3.2. Взаимодополняемые товары- комплементы (или комплиментарные товары) | Удовлетворяют потребности только в комплексе друг с другом (дополняя друг друга) | Чай и сахар; автомобиль и бензин и т. д. |
Средства, необходимые для производства экономических благ (товаров и услуг), которые называются экономическими ресурсами, ограничены.
Исходя из объективных обстоятельств экономические ресурсы по условию ограниченности можно подразделить на абсолютно ограниченные и относительно ограниченные.
Под абсолютной ограниченностью понимают недостаточность экономических ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей общества (рис. 1.1). Но ресурсов достаточно для удовлетворения отдельных потребностей, что определяет относительную ограниченность.
Рис. 1.1. Взаимосвязь потребностей общества и экономических ресурсов
В этом плане экономика как наука занимается исследованием вопросов, связанных с удовлетворением потребностей общества на основе использования ограниченных ресурсов.
Поскольку экономика изучает поведение людей в процессе организации хозяйственной деятельности, то можно говорить о ней как об общественной (социальной) науке. С данной позиции можно говорить, что экономика — это общественная (социальная) наука, связанная с изучением хозяйственной системы и присущих ей взаимосвязей.
Экономика — общественная наука, изучающая организацию хозяйственной деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.
Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. С целью удовлетворения этих потребностей (в пище, одежде, жилище и другом множестве товаров) необходимо оптимально использовать имеющиеся ограниченные экономические ресурсы.
Соединение экономических ресурсов, в рамках определенных производственных отношений, называется способом производства.
Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении и используемых для данной цели.
Предметом экономики являются экономические отношения людей, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.
Объектом изучения экономики является хозяйственная деятельность людей, без которой невозможно достичь определенных жизненных целей и интересов отдельного человека и общества в целом.
Необходимо отметить, что экономика — это не свод правил как стать богатым, она в первую очередь является инструментом, способом осмысления экономической действительности, позволяющим принять правильное решение.
Практически каждый человек является участником экономических отношений, субъектом экономической системы, а значит, овладение этим инструментом, знание основ экономики позволяет ему сделать правильный выбор во многих хозяйственных ситуациях.
Экономика
Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.
Помимо основного, существует еще несколько определений экономики, выдвинутых учеными в разные годы. Ее основателем как отдельной науки считается Адам Смит.
Экономику также называли политической экономией, однако начиная со второй половины XIX века она стала политически нейтральной, и слово «политика» было исключено из определения. В настоящее время считается, что экономика дает возможность предсказывать результат тех или иных политических решений, при этом не вмешиваясь в политику.
Исторически экономика прошла длинный путь. Ее основными направлениями были меркантилизм XV-XVIII веков, физиократия второй половины XVIII века, классическая политическая экономия конца XVIII века – 30-х годов XIX века, неоклассическая экономика, возникшая в 1890-х годах, кейнсианство и монетаризм XX века. Отдельным направлением в экономике – своеобразным ее ответвлением – является марксизм.
Предметом изучения экономики являются не ценности, а агенты экономической деятельности, такие как отдельные хозяйства и общество в целом. Именно поэтому экономика относится к социальным наукам.
По масштабам исследования она делится на микроэкономику, предметом которой являются организации и домохозяйства, и изучение функционирования экономики в едином целом.
Микроэкономика рассматривает отдельно взятых агентов и их выбор: что и для кого производить, потреблять, как взаимодействовать в процессе обмена и т. д. Она изучает эффективность производства, стоимость, спрос и предложение, специализацию хозяйствующих субъектов, неопределенность и теорию игр.
Основными макроэкономическими показателями являются безработица, инфляция, экономический рост, монетарная и денежная политика, цикличность деловой активности.
Помимо макро- и микроэкономики к экономическим наукам относятся следующие дисциплины: эконометрика, экономическая статистика, история экономических учений и экономическая история, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский, управленческий и финансовый учет и др.
Предмет и функции экономической науки
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее понятие об экономике как о науке
Сегодня мы все довольно часто слышим и сами употребляем термин «экономика». Но мы не всегда точно представляем себе значение данного термина. Оказывается, за всю историю развития человечества сформировалось несколько вариантов значения термина «экономика». Даже в разных странах может применяться различные словосочетания для выражения значения данного термина.
В настоящее время этот термин имеет двойственное значение. С одной стороны его применяют в качестве синонима термину «хозяйство». С другой стороны экономикой называют отрасль науки.
Экономика – это совокупность всех предприятий и организаций на определенной территории (весь мир, страна, регион) в их взаимодействии.
Экономика – это форма организации хозяйственного механизма (экономическая система – традиционная экономика, рыночная экономика, плановая экономика и смешанная экономика).
Многие ученые экономику в качестве науки называют экономической теорией. Среди ученых экономистов разных стран нет единого мнения в точности формулирования даже самого термина. В некоторых работах встречаются термины «экономикэ» и «экономикс».
Поэтому наиболее часто в современном мире можно встретить следующие (более строго оформленные) определения:
«Экономикой называют совокупность всех видов взаимодействия и взаимоотношений, которые возникают между людьми в процессах производства, распределения обмена и потребления продукции (материальных благ и услуг), которая используется для удовлетворения различного рода потребностей».
Готовые работы на аналогичную тему
Экономической теорией называют науку, которая изучает механизмы хозяйствования, законы и закономерности формирующие и регулирующие отношения в ходе создания, распределения и потребления произведенной продукции на разных уровнях экономической системы общества (микроэкономическом, макроэкономическом и уровне мирового хозяйства).
Основной аксиомой современной экономической теории является положение о безграничности человеческих потребностей и ограниченности ресурсов. Поэтому главной задачей экономической науки является добиться максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения потребностей.
Предмет изучения экономики
Одно из первых определений предмета экономики как науки содержится в названии работы выдающегося ученого-экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Исходя из самого названия, автор делал вывод, что предметом изучения этой отрасли науки является все, что имеет отношение к материальному и нематериальному богатству и может быть выражено в денежной (стоимостной) форме. А другой выдающийся экономист А. Маршалл считал, что экономика анализирует богатства и должна быть частью наук, изучающих человека.
Согласно приведенным мнениям двух уважаемых ученых, в настоящее время мнения специалистов разделились. Одни считают, что экономика призвана изучать человека наряду с такими науками, как биология, социология, психология и политология. Другие же экономисты призывают изучать лишь ту сферу деятельности человека, где его поступки имеют отношение к денежным интересам.
Большинство ученых считают, что предметом изучения экономики является поведение человека с позиции соотношения между целями хозяйственной деятельности и ограниченными средствами для их достижения. Поэтому основными предметами исследований всегда были и остаются основные экономические проблемы:
Функции экономической науки
Как и любая отрасль человеческих познаний, экономическая наука (экономическая теория) выполняет определенные функции. Специфическими (свойственными только ей) функциями экономической науки являются следующие:
Под познавательной функцией подразумевается, что изучение экономики как науки дает человеку определенную сумму знаний, связанных с хозяйственной деятельностью. Полученные знания человек может применить на практике для достижения какой-либо цели. В этом и будет состоять практическая (или прагматическая) функция экономической теории.
Исследуя закономерности развития хозяйства можно прогнозировать результаты и направления развития предприятий и отраслей, общественно-экономических связей. В этом состоит сущность прогностической функции экономической науки. В вопросах построения экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования нельзя обойти вопросы общечеловеческой морали и необходимости соблюдения законности. Именно это и является этической функцией экономики.
Эстетическая функция вызывает много дискуссий. Но логика построения многих экономических систем может вызвать истинное восхищение своим изяществом. Идеологическую функцию экономики многие ученые считают основной. Именно производство формирует основные общественные взгляды и нормы морали, систему ценностей и приоритетов. Ведь производство и распределение являются базисом для развития любого общества, и именно они определяет господствующую в обществе идеологию.