Что такое предмет интеллектика
Что такое предмет интеллектика
Интеллектика. Как работает ваш мозг
Знаете ли вы, что обладаете самым уникальным сокровищем во Вселенной? Это сокровище всегда находится с вами, и отнять его у вас можно только вместе с жизнью. Именно благодаря ему вы можете достичь любых других, хотя и значительно менее ценных сокровищ. Это сокровище – ваш разум.
Человек издавна интересовался разумом, но и по сей день разум остается самым таинственным явлением Вселенной. Только в последнее время широкое развитие научных исследований позволило сделать некоторые обоснованные выводы о его деятельности. Однако результаты таких исследований разбросаны по самым разным наукам, и поэтому ими очень неудобно пользоваться.
В этой книге сделана попытка свести все эти разрозненные знания в систему, которая имела бы практическое значение. Инженер, разрабатывающий интеллектуальные системы; педагог, ищущий эффективные способы обучения; исследователь, пытающийся активизировать свое мышление, – все они должны отчетливо представлять возможности интеллекта и принципы его функционирования.
Наконец, каждому человеку важно понимать, как именно он мыслит, чтобы делать это более эффективно.
Сложность изучаемого предмета требует выделения знаний о нем в отдельную науку, которую мы в дальнейшем будем называть интеллектикой.
В этой книге разрозненные знания об интеллекте собраны в целостную структуру. Ключевые моменты этой структуры в тексте будут помещены в рамочку.
Выводы в рамочке требуют повышенного внимания.
Прежде всего мы выделим тот набор явлений, который будет изучаться интеллектикой. Мысленно представим себе весь животный мир, населяющий нашу планету. Мы сразу увидим колоссальную разницу между человеческой цивилизацией и любым другим видом животного царства. Очевидно, что существует нечто, отличающее человека от прочих живых существ. Это «нечто» мы и будем называть интеллектом.
Интеллектика изучает то, что делает человека человеком.
Что такое «интеллектика», или Знания нужны всегда!
Как развивать способность ребенка к познанию?
Детские психологи все больше говорят о том, что надо не учить ребенка предметам, а учить учиться, развивать интеллект. Интеллектом называют именно общую способность к познанию, пониманию и разрешению проблем. Наша задача — не вырастить гения, а в том, чтобы дать ребенку знания и умения, которые помогут ему вырасти успешным человеком, способным постоянно учиться новому. Поэтому многие школы уже ввели новый предмет — интеллектику. Задача этого предмета — помочь в развитии познавательных процессов у младшеклассников.
Первый класс — сложный период в жизни ребёнка. Он адаптируется к школе, знакомится с новыми людьми. У малыша еще слабая волевая регуляция, то есть «хочу» важнее чем «надо». Такие важные показатели работы мозга как память и внимание находятся в стадии формирования. А если ребенок не посещал дошкольные учреждения, то еще и слабые навыки общения.
И здесь на помощь приходят уроки интеллектики. Основное отличие этих уроков в том, что их в игровой форме ведет психолог, который преподает не предмет (письмо, счет), а учит использовать свои знания. Уметь сравнивать, обобщать, находить закономерности, классифицировать, давать определения, рассуждать, делать выводы и учиться конструктивному общению со взрослыми и одноклассниками.
Это может быть «урок-путешествие», «урок загадок и пословиц», урок-игра. Первоклассники не знают, что тем самым развивается их индивидуальность, эмоциональный интеллект, развивается умение думать, выражать мысли и отстаивать свое мнение. Даже те ошибки, которые малыш исправит сами, добавят ему уверенности. У него получилось, значит, что он не будет бояться выйти к доске.
Прелесть интеллектики в том, что вы можете заниматься с ребенком и сами, приняв на вооружение ее общие принципы:
Занимаейтесь с ребенком регулярно и в хорошем настроении. В интеллектике нет неправильных ответов, есть возможности поискать решения еще раз и посмеяться над разными ситуациями. Например, если рыбу по ошибке назвали зверем, то можно вспомнить ту первую рыбу, которая вышла на берег, и нарисовать ее. Или представить рыбину на страусиных ногах, или на гусеничном ходу, как у танка. Так любая казалось бы ошибка превратится в новую возможностью развития.
Итак, выбираем время, говорим самые лучшие для детей слова «Давай с тобой поиграем!» и приступаем.
1. Развиваем внимание и слуховую память.
Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши 1 раз, если фрукты — 2 раза.
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Кто запомнил, какие я называла фрукты?
2. Развиваем зрительную память. Учимся обобщать и исключать.
Даны картинки, их надо запомнить.
Банан, груша, яблоко, арбуз, ананас, персик.
Какая картинка лишняя и почему? Как остальные картинки можно назвать одним словом?
3. Развиваем гибкость мышления. Групповая работа.
На что похожи эти рисунки?
Можно посоревноваться друг с другом, а если удастся привлечь и других членов семьи, то проверьте, чтобы в команде были слабый и сильный (то есть дети против родителей будет неправильно).
В следующий раз поиграть можно так:
А давай мы сегодня отправимся в страну «Почемучек!»
1. Разминка.
2. Развитие воображения.
Подумайте и скажите, на что похожи эти картинки?
3.Обобщение и исключение. Развитие мышления и кругозора.
Посмотрите на картинки и скажите, какая лишняя и почему?
4. Развитие внимания:
5. Физминутка.
Раз-мы встали
Раз-мы встали, распрямились.
Два-согнулись, наклонились.
Три-руками три хлопка.
А четыре-под бока.
Пять-руками помахать.
Шесть-на место сесть опять.
Еще уроки.
1. Развитие пространственных представлений.
Умение слушать и выполнять инструкции взрослого.
Раскрась правильно бантики у девочек в самом нижнем ряду:
2. Загадка.
Круглое и гладкое,
Душистое и сладкое,
На дереве соком наливалось,
Созрело и на земле оказалось?
Где и как мы можем использовать этот фрукт?
(Сделать яблочный сок, компот, варенье, джем, начинку для пирога, запечь, засушить, натереть, съесть, поделиться).
3. Развитие мышления.
Обобщение, исключение предметов. Поисковое задание.
На доске картинки с растениями.
Колокольчик, гвоздика, тюльпан, роза, нарцисс, ель, берёза, дуб, одуванчик, василёк, ромашка, ландыш.
Что общего на картинках? (на картинках изображены растения).
Как же нам запомнить все картинки?
Какие растения лишни и почему?
На какие множества можно разделить растения?
4. Развитие зрительной памяти.
Ребята! А кто запомнил, какие были изображены на картинках растения?
5. А теперь игра на внимание. Развитие пространственных представлений.
А сколько всего у вас палочек?
Попробуйте из палочек сделать модель ёлочки.
Или вот так:
1. Развитие мышления.
Сходство и отличие предметов. Групповая работа.
У вас получилась замечательная ёлочка. Пока мы из палочек составляли ёлочку, Буратино пригласил к себе в гости ёжика (картинка ежа и ёлки).
А в чём сходство и отличие ежа и ёлки?
Что общего у ёжика и молока? (сворачиваются).
2. Подарок ёжику. «Дорисуй».
На что похожи эти предметы? Развитие гибкости мышления, оригинальности.
3. Найти лишнее слово (умение исключать, обобщать)
1. В первом столбике прочитайте слова. Как вы думаете, какое из этих слов лишнее и почему?
Лишнее слово «размышлять». А как мы можем назвать одним словом оставшиеся слова?
«Чувства человека». А эти чувства положительные или отрицательные? (отрицательные).
2. Во втором столбике прочитайте слова и найдите лишнее слово.
Лишнее слово «рассуждать», так как оставшиеся слова обозначают «действия людей и животных».
Слово «рассуждать» вешается отдельно на доску.
3. В третьем столбике прочитайте слова и найдите лишнее слово.
Лишнее слово «думать». Оставшиеся слова обозначают «положительные чувства».
Для нас главными на сегодняшний урок стали слова: размышлять, рассуждать, думать. А какое вы можете предложить общее слово для этих понятий?
Учитель выслушивает все версии детей:
Значит, сегодня на уроке интеллектики мы будем: размышлять, рассуждать, думать, мыслить, соображать, раздумывать, понимать, разбираться.
Обязательный курс интеллектики проводится в нашей школе второй год., Это позволяет сделать первые выводы: дети стали более уверены в себе, научились защищать свою точку зрения, не боятся собственного поражения. У многих ребят повысилась самооценка, так как на этих уроках они чувствуют себя более успешными. Благодаря коллективным формам работы ребята стали внимательнее относиться друг к другу.
Интеллектика
Курс «Интеллектика» призван помочь младшему школьнику в освоении нового вида деятельности – учебной. Это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Педагоги
Мухарямова Лиана Виловна
Тимерханова Минсылу Талгатовна
Махмутова Светлана Рафаиловна
Савельева Виктория Витальевна
Сидоренкова Лилия Аухатовна
Султанова Гульнара Мударисовна
МаннаповаГульнара Динисламовна
Шамсутдинова Гульсина Гафуровна
Степанова Людмила Александровна
Степанова Людмила Александровна
Сайфуллина Айсылу Радиковн
Шагимарданова Сакина Фахретдиновна
Тимерханова Минсылу Талгатовна
Сайфуллина Айсылу Радиковна
Шайгарданова Зиля Мукамиловна
Шагимарданова Сакина Фахретдиновна
Содержание программы
Раздел
Содержание курса внеурочной
деятельности
Формы организации внеурочной деятельности
Виды деятельностиучащихся
Развитие восприятия (8ч.)
Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
очная
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве
Развитие памяти (20 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти Развитие слуховой памяти.
Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Развитие внимания (20 ч.)
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Составлять и преобразовывать фигуры.
Выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка.
Дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения.
Выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого.
Вычерчивать уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды).
Выбирать пары идентичных фигур сложной конфигурации.
Развитие мышления. (16 ч.)
Развитие мышления. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие логического мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.
Давать несложные определения понятиям
Излагать свои мысли ясно и последовательно..
Диагностика. Проектная работа. (4 ч.)
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года
Программа внеурочной деятельности «Интеллектика»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
( РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ )
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Интеллектика» в 1 классе…. ……………………………….12
Тематическое планирование в 1 классе…………………. 14
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Интеллектика» во 2 классе……………………………. 18
Тематическое планирование во 2 классе………………………………… 20
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Интеллектика» в 3 классе………………………………….. 24
Тематическое планирование в 3 классе………………………………….. 26
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Интеллектика» в 4 классе…………………………………. 30
Тематическое планирование в 4 классе………………………………….. 32
Оценка эффективности и результативности занятий по программе «Интеллектика»……………………………………………………………… 36
В соответствии с новыми требованиями ФГОС самое главное не учить ребенка предметам, а учить учиться, развивать интеллект. Интеллектом называют именно общую способность к познанию, пониманию и разрешению проблем. Наша задача — не вырастить гения, а в том, чтобы дать ребенку знания и умения, которые помогут ему вырасти успешным человеком, способным постоянно учиться новому. Поэтому с 2011 года мы ввели во внеурочную деятельность учащихся начальных классов по общеинтеллектуальному направлению курс «Интеллектика.» Задача этого курса— помочь в развитии познавательных процессов обучающихся начальных классов.
Первый класс — сложный период в жизни ребёнка. Он адаптируется к школе, знакомится с новыми людьми. У малыша еще слабая волевая регуляция, то есть «хочу» важнее чем «надо». Такие важные показатели работы мозга как память и внимание находятся в стадии формирования. А если ребенок не посещал дошкольные учреждения, то еще и слабые навыки общения.
И здесь на помощь приходят занятия «»Интеллектики». Основное отличие этих занятий в том, что проходят они в игровой форме и учат детей использовать свои знания, уметь сравнивать, обобщать, находить закономерности, классифицировать, давать определения, рассуждать, делать выводы и учиться конструктивному общению со взрослыми и одноклассниками.
В «Интеллектике» нет неправильных ответов, есть возможности поискать решения еще раз и посмеяться над разными ситуациями. Например, если рыбу по ошибке назвали зверем, то можно вспомнить ту первую рыбу, которая вышла на берег, и нарисовать ее. Или представить рыбину на страусиных ногах, или на гусеничном ходу, как у танка. Так любая казалось бы ошибка превратится в новую возможностью развития.
Итак, говорим самые лучшие для детей слова «Давай с тобой поиграем!» и приступаем.
Обязательный курс «Интеллектики» проводится в нашей школе второй год. Это позволяет сделать первые выводы: дети стали более уверены в себе, научились защищать свою точку зрения, не боятся собственного поражения. У многих ребят повысилась самооценка, так как на этих уроках они чувствуют себя более успешными. Благодаря коллективным формам работы ребята стали внимательнее относиться друг к другу.
Современное начальное образование ставит своей главной целью: развитие личности ребёнка.
Введение во внеурочную деятельность младших школьников регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Интеллектика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Программа данного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе развивающей программы для младших школьников «Уроки психологического развития», автор Локалова Н.П. и направлена на развитие познавательной сферы школьников. Основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.
При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию..Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей. Занятия проводятся в группах по 10-12 человек.
Общие принципы занятий «Интеллектика»:
всегда давать ребенку объяснить свою позицию;
не указывать на ошибки, а подводить к правильному решению;
это не оценочный, а развивающий курс, здесь учат успеху;
все задания здесь требуют творческого подхода. («Подбери картинки», «Расставь слова», «Загадочные контуры» и др.)
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Система занятий по курсу «Инетеллектика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствование развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью занятий является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Основная задача развития первоклассников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
Во 2 классе происходит дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
Основной упор в развитии третье- и четвероклассников делается на формировании у них словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности, внутреннего плана действия.
Стержнем предложенной нами развивающей программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Интеллектика» в 1 классе
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Предметы вокруг нас. Развитие слуховых ощущений.
Узнаём цвета. Развитие зрительных ощущений.
Ориентировка в пространстве. Развитие пространственных представлений.
Конкретизация понятий. Развитие фонетико-фонематического восприятия.
Выполнение словесных поручений. Развитие слуховых ощущений.
Точность передачи зрительной информации. Развитие осязательных ощущений.
Развитие пространственных представлений. Складывание слов из слогов на слух.
Звуки вокруг нас. Развитие непосредственной вербальной памяти.
Классификация изображений по определённым понятиям. Развитие понятийного мышления.
Анализ и сравнение изображения. Развитие внимания.
Изображение «Цветной сказки». Развитие непосредственной зрительной памяти.
Воспроизведение изображений по памяти. Развитие понятийного мышления.
Ориентировка в пространстве листа графический диктант. Развитие зрительных ощущений.
Воспроизведение рисунка по образцу. Развитие слуховых ощущений.
Зашифровка слов и чисел с помощью ключа. Развитие точности движения.
Распознавание фигур. Развитие зрительного восприятия.
«Одинаковое» вокруг нас. Развитие абстрактного мышления и зрительной памяти.
Детальное изображение предметов по наблюдению. Развитие понятийного мышления.
Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).
Группировка по различным признакам. Развитие произвольного внимания ( переключение).
Детальный анализ рисунков. Развитие зрительно-двигательных координаций.
Сравнение слов и предметов, наличие сходств и различий. Развитие гибкости мышления.
Анаграммы. Развитие процессов анализа и синтеза.
Правильное употребление словесных обозначений пространственных признаков предмета. Развитие звукового синтеза.
Ориентировка в пространстве по плану с условным обозначением мест. Развитие понятийного мышления.
Составление предложений из слов, не связанных по смыслу. Развитие наблюдательности.
Анализ формы предметов. Развитие непосредственно зрительной памяти.
Сравнение предметов. Угадывание предметов по нескольким признакам. Развитие мышления.
Сравнение предметов. Формирование процессов саморегуляции.
Анализ изображений. Развитие восприятия.
Выбор предметов по признакам. Развитие абстрактного мышления.
«Графический диктант». Развитие умения выполнять задания по словесному указанию.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Интеллектика» во 2 классе
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;