Что такое предмет истоки
Соха, изба и «Троица»: Чему учат школьников на уроках нового предмета «Истоки» «Нам рассказывали, что если упадет ложка или вилка — значит, кто-то придет в гости»
Родители учеников московской школы № 2065 (расположена в Новой Москве) подали в Генпрокуратуру жалобу на «навязывание религиозной идеологии» их детям. Поводом стал обязательный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), в рамках которого преподается курс «Истоки». По словам учителей, это предмет об истории России, однако одна из мам рассказала «Коммерсанту», что на самом деле на «Истоках» детям рассказывают про «нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей и чудеса, которые творят иконы».
ОДНКНР преподается с сентября 2015 года в 40 московских школах. Эксперимент затронул сразу несколько школьных параллелей — с пятого по девятый классы. Родители учеников могли выбрать один из двух учебников: пособие «Православная культура» или учебник «Истоки».
В презентации курса «Истоки» сказано, что целью программы является «преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества». Также там утверждается, что школьная программа «Истоки» — это «один из факторов успешного выхода из демографического кризиса».
The Village поговорил с учениками школы № 2065 и их родителями, чтобы узнать, как там воспитывают «граждан России» с большой буквы, а также обратился за комментариями к администрации учебного заведения и в пресс-службу столичного департамента образования.
По данным «Коммерсанта», курсы «Истоки» и «Социокультурные истоки» разработаны в начале 2000-х под эгидой Российской академии естественных наук. Эта общественная организация не имеет отношения к Российской академии наук и часто критикуется учеными.
Линейка таких пособий рассчитана как на воспитанников детских садов, так и на учеников школ (с 1-го по 11-й классы), а также на студентов колледжей. Авторы учебников — член-корреспондент РАЕН, главный редактор ИД «Истоки» Игорь Кузьмин и член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского педагогического университета Александр Камкин.
Инна, мама ученика 5 «Д» класса
Об «Истоках» я узнала в августе на родительском собрании. Классный руководитель нам сказал, что это хороший новый предмет об истории России. Больше никаких подробностей не было.
5 сентября сын принес домой учебник по «Истокам», который сразу меня смутил. Например, название одного из параграфов звучит так: «Молитва и труд все перетрут». Напомню, что это учебник по истории — при чем здесь молитва?
— «Терпение, молитва и труд —
все перемогут, все перетрут» (стр. 43)
По мнению авторов учебника, главные памятники России — это соха, топор, изба, икона «Живоначальная Троица», Соловки, летописи и Кремль. На изучение каждого памятника отведено пять часов. Получается, дети пять недель будут изучать одну икону! Одно из домашних заданий по этой теме звучит так: «Как икона „Живоначальная Троица“ поменяла отношение всего мира к слову „мир“?» Каким образом 11-летний ребенок должен на это ответить?
А в параграфе про «Соловки», например, есть такая фраза: «Пришло зло на нашу землю и осквернило храмы». Какое зло? Как осквернило? Информация подается не с исторической точки зрения, а исключительно с религиозной. На мой взгляд, на детей давят, ими манипулируют и буквально навязывают православие.
Этот учебник нарушает нашу Конституцию, в которой прямо сказано, что религия в нашей стране отделена от государства. При этом «Истоки» — это обязательный предмет, по нему дети делают домашнее задание, пишут контрольные работы и получают годовые оценки. Какое-то сумасшествие! Я вообще решила не показывать этот учебник своему сыну. Ведь он еще не созрел как личность, ему рано выбирать религию.
Сначала мы с другими родителями обсудили ситуацию в общем чате, потом провели собрание и проголосовали против этого предмета. Решение было принято единогласно: и верующие, и неверующие родители — все выступили против навязывания религии в школе. Мы написали письмо на имя директора школы, в котором заявили, что отказываемся от «Истоков» в пользу предмета «Светская этика». Через какое-то время нам пришла отписка, в которой сказано, что сделать ничего нельзя, так как новый предмет спущен сверху. После этого мы несколько раз писали в департамент образования, который все наши запросы перенаправлял обратно в школу, откуда нам приходил ответ с тем же, уже знакомым нам текстом.
Поговорив с учителем «Истоков», мы добились того, чтобы весь класс сдал учебники обратно и дети учились без них. Спустя полтора месяца мы написали письмо в прокуратуру Новомосковского округа. Однако опять попали в замкнутый круг, потому что прокуратура отправила письмо в департамент образования, а тот — в нашу школу. Тогда мы написали подробное заявление в Генпрокуратуру, в котором потребовали провести профессиональную экспертизу учебника. Теперь ждем.
Больше всего меня поражает, что родителей не спросили, хотят они введения нового предмета или нет. Нас просто поставили перед фактом. Вообще, школа должна была спросить разрешения на преподавание религии и предложить альтернативу — например, предмет «Светская этика».
Во многих школах Москвы дети учатся по «Истокам» без учебников. Им их просто не выдали. Занятия давно идут, а учебник есть только у преподавателей. Массовые закупки произошли лишь в нескольких школах, поэтому и нет никакой реакции со стороны родителей: они просто еще не видели учебники и не знают, что в них.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Есть на Волге утёс. Русская марсельеза Песня «Есть на Волге утёс…».
ХОЛОДИЛЬНИК. ПОД ЗЕМЛЁЙ Огромное количество фирм выпускают сегодня разноо.
—Всегда под рукой
—Новости
—Ссылки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Предмет «Истоки». Религиозная пропаганда в школе. ОСТАВЬТЕ ДЕТЕЙ В ПОКОЕ!
ЗАЧЕМ РУССКИМ ДЕТЯМ АВРААМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ДА И ВСЕ ОСТАЛЬНЫМ?
Попам и чиновникам «Основ православной культуры» мало, поэтому теперь активнее стали продвигать другой интересный предмет под названием «Истоки». На самом деле это старый предмет, появился он еще раньше ОПК, однако формально всегда оставался факультативным.
Но с недавних пор в отдельных школах его сделали обязательным. Он отличается от ОПК тем, что включен в образовательную программу всех классов и является безальтернативным. Родители желают – дети изучают. Но не везде, потому что чиновники уже проводят «эксперименты» и вводят этот предмет как обязательный. Более того, в некоторых городах он уже давно является обязательным.
Выходит, что попы задумали интересную вещь. Сейчас они добиваются того, чтобы ОПК был во всех классах школы. Однако если этого не будет, то вместо ОПК могут ввести «Истоки».
Например, одна женщина обратила внимание на учебник «Истоки». Сразу же интересные выводы:
«Предмет истоков навязчиво пропагандирует детям одну из религиозных конфессий – христианство, причём преподнося его не в качестве образца ментального и морально устаревшего наркотика, используемого народом в прежние времена, а в качестве единственно верного идеала общемировой культуры. Главнейшие законы человечества прописаны в Библии – это практически цитата из учебника, допущенного для детей Министерством образования РФ.
Меня же, как женщину и маму будущей женщины, оскорбляет надменно-снисходительное и явно превосходственное отношение истокописцев к лучшей половине человечества. Снова заглянем в Основной закон (не бойтесь, не в Библию!) государства: мужчины и женщины обладают равными правами и свободами, а также возможностями для их реализации.
А истокопоклонцы не просто никак не хотят согласиться с положениями Конституции РФ, а норовят подсунуть своё фальсифицированное мнение, выдав его за единственно верное. Как кормилец, домостроитель, судья в споре и глава семьи – так это мужчина, а как воспитательница, домработница и хранительница очага – это женщина. Как решающее слово, как хозяин, как первый после бога – так муж, а как утешительница детей, вытирательница соплей, нянька и сказительница – так жена».
«Предмет истоки в школе – это своеобразная сыворотка для общества против любых проявлений женского равноправия и феминизма, вакцина против дальнейшего развития науки, совершенствования производства, соответствия российских законодательных стандартов общемировым правилам и нормам, мечты о господстве разума над косностью, жадностью и вечной человеческой глупостью»[1].
Хочется заметить, что этот комментарий не новый, это запись от 2011 года. Пока что крупные города не трогали, то есть предмет оставался факультативным в основном, но теперь ситуация изменилась.
Родителям школьников из Подмосковья (школы №2065) сообщили в сентябре, что предмет истоки будет обязательным. Как же они поступили? Радует, что не смирились, а выражали недовольство, затем обратились в прокуратуру.
Родители в обращении назвали данный предмет:
«Антинаучной манипуляцией», «навязыванием религиозной идеологии» и «давлением на детскую психику»[2].
Не понимают родители, что чиновники всего лишь желают «возродить духовность» и поэтому законы их особо не волнуют. Видимо, в новой редакции учебник уж совсем изобилует духовными основами российской государственности.
Люди возмущаются по этому поводу:
«Я не хочу, чтобы мои дети принудительно изучали «особенности нравственной культуры воина-христианина». Я против того, чтобы их заставляли определять виды колокольных звонов и описывать решения Вселенских соборов. Туда же (на свалку истории) может отправляться и православный календарь-месяцеслов.
Проблема в том, что ни от моего, ни от вашего желания ничего не зависит. В стране нет силы, которая может повлиять на в тайне принимаемые решения Министерства образования, скрытые ароматным дымком из кадила РПЦ»[3].
Еще в учебнике «Истоки»:
«Постоянно говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей, совершенно серьезно рассказывается про чудеса, которые творят иконы».
И вот как часто повторяются следующие слова:
«На 126 страницах книги упоминается: Бог — 60 раз, икона — 66, чудеса — 20, молитва — 26, крест — 31, храм — 83, ангел — 31». «Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом»[4].
Хочется напомнить, что, согласно законодательству РФ, правительство:
«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»[5].
Если подобный предмет будет обязательным во всех классах, то можно забыть о светском образовании в России, потому что это явная пропаганда религиозного мракобесия.
По поводу факультативности данного предмета в школе №2065:
«В сентябре на родительском собрании нам сообщили про эксперимент департамента образования. Никакого выбора не было — сказали, что все пятиклассники раз в неделю будут ходить на урок «Истоки», отказаться нельзя».
Мать одного ученика Ирина Герасимова отметила:
«Я сама атеистка, но недовольны были вообще все верующие. У нас в классе половина детей из мусульманских семей, это ведь Новая Москва. У нас есть семьи иудеев, есть католики, адвентисты. И православные родители тоже выступили против откровенного навязывания их религии».
Заместитель председателя Отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе прокомментировал ситуацию:
«Я бы, в отличие от родителей, обратившихся с жалобой в Генпрокуратуру, не делал вывода, что упоминание ключевых понятий нашей культуры несет в себе угрозу продвижения религиозной идеологии»[6].
Не все эти понятия «ключевые», а также важны не сами понятия в чистом виде, а то, что пытаются навязать религиозное мракобесие детям.
Хочется особо заметить, что предмет «Истоки» разработала так называемая Российская академия естественных наук, то есть контора, которая к науке никакого отношения не имеет, там среди академиков не только Кадыров, первооткрыватель торсионных полей Акимов, Грабовой, который «воскрешал мертвых», фальсификатор истории Фоменко, но еще целая куча всяких ясновидящих, экстрасенсов и проч. шарлатанов.
Весь год родители добивались, чтобы этот предмет исключили из программы, но директор школы сказал, что не может пойти против министерства образования. Письма в разные инстанции тоже никак не помогли. Так что обращение в прокуратуру и распространение информации в СМИ – важный шаг.
Чиновники отрицают, что в «Истоках» пропагандируется именно православие:
«Эта предметная область относится к сфере культурологии и истории родного народа, не требует обязательного изучения культуры одной из религиозных конфессий, а предоставляет детям возможность: осознать духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России, изучить историческую роль гражданского общества в становлении российской государственности»[7].
Демагогию чиновников всерьез рассматривать не стоит. Факты говорят о том, что пропаганда религии есть. Вот что пишут работники школы, которые преподают эти самые «Истоки» уже не первый год (речь идет о восторженных поклонниках).
Вот что происходит в школе в Великом Устюге:
«Если учитель чувствует, что не готов к какой-то из тем, мы рекомендуем ему не развивать ее, а просто прочитать абзац из учебника, – объясняет Нелли Владимировна. – Но тематика курса действительно простая. В 1-м классе учитель говорит детям о том, что видит человек, когда рождается. То есть о папе, о маме, о семье – как правильно ее понимать. Во 2-м классе – о том, что находится рядом с ребенком: лес, река, природа, как к ней относиться. В 3-м – уже о внутреннем мире, о терпении, о вере, о надежде, о качествах русского человека. В 4-м – подробнее о православии. Сейчас, например, наши четвероклассники изучают иконы. Сводили их в галерею, показали разные виды образов Божией Матери. Провели мастер-класс по иконописи, на котором каждый ребенок по каноническим прописям рисовал своего ангела-хранителя. Что интересно: на следующий день была контрольная по математике, и многие принесли свои иконки, положили на парты – чтобы ангел-хранитель помог.
В «Истоки» включены также поездки по родному краю, к православным святыням, в чем нам помогает Духовно-просветительский центр “Северная Фиваида”»[8].
И это просто культурология? Завуч школы Татьяна Владимировна Шарыпова вот что сказала:
«Да, теперь я понял, что это и зачем». Спустя 10 лет! Как завуч, я поначалу тоже скептически восприняла. Полистала учебники: через каждую страницу – рисунок храма, икона. Религия! Но съездила в Вологду, послушала Камкина, посмотрела – и захватило. Это ж воспитание души, чего нашим детям как раз не достает».
И главный результат промывки мозгов:
«А я сейчас даже не замечаю, что в «Истоках» религия есть, – с некоторым удивлением признается Нелли Владимировна. – Говорим-то об обычных вещах, в целом – о добре. «Истоки» сказываются и на других предметах, все учителя подмечают, что дети стали управляемей. Появился контакт и с родителями».
В дальнейшем эти замечательные лица планируют сие перенести в детские сады:
«Сейчас уже выпущены книжки для курса «Истоков» в детских садиках, я как раз занимаюсь его апробированием. За основу взят опыт классного часа, так что родители будут приучаться работать со своими детьми уже с 3-4-х лет».
Навряд ли родителям хочется, чтоб детей подобному «учили», возили ко всяким «святыням» и говорили про ангелов, бесов и проч. за счет нормальной школьной программы. Эти «Истоки» должны проверить эксперты из РАН хотя бы, так как, судя по всему, в предмете вообще нет ничего, что можно было бы отнести к культурологии, тем более что занимались учебником дельцы из РАЕН.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям
Роль учебного курса «Истоки» в формировании ценностно-смысловой сферы личности. Влияние интеграции курса с различными образовательными областями на творческое и духовное развитие учащихся в начальной школе
В данной статье рассмотрены возможности интеграции экспериментальной программы «Истоки» с различными образовательными областями в начальной школе и ее влияние на эмоциональное развитие личности ребенка, формирование его творческого потенциала. Авторами подчеркивается необходимость считать духовно-нравственное воспитание в современных условиях приоритетным в системе школьного образования. В статье даны методические и практические рекомендации по использованию инновационных технологий на интегрированных уроках в начальной школе.
« …система «Истоков» развивает духовно-нравственную стержневую основу образования. Стержневая основа способна интегрировать предметы гуманитарного и естественно-научного направлений в единое образовательное пространство».
(научно-методическое издание «Истоковедение» стр.7)
Целью написания данной статьи является рассмотрение возможностей программы «Истоки» в качестве важнейшего междисциплинарного, интегрирующего направления в образовании, нацеленного на гармоничное развитие личности участников учебно-воспитательного процесса на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.
В современном обществе произошел переход на новую парадигму образования и воспитания – на личностно-ориентированную, нацеленную на формирование личности, способной к самореализации, а активному взаимодействию с другими. Личностно-ориентированный подход рассматривает действительность как интегрированное целое и способствует формированию творческой личности.
— когнитивно-коммуникативные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, ресурсный круг, монтаж, работа с таблицами, дискуссии, решение проблем и др.) Данные технологии ориентированы на развитие учебно-познавательной компетенции, а уже затем на развитие других компетенций: коммуникативной, филологической; развивают интеллектуальные способности учащихся, формируют их учебно-исследовательские умения.
— сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, совместное составление рассказов и др.); Данные технологии ориентированы на создание условий активной совместной деятельности учащихся в коллективе для решения разных учебных задач.
— мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, создание презентаций); Данные технологии направлены на развитие коммуникативной компетенции путем подключения различных каналов запоминания с помощью ТСО;
Разработка новых технологий, их сочетаемость на уроках истоковедения, интеграция программы «Истоков» с различными образовательными областями стали важным направлением в деятельности экспериментальной площадки нашего ГОУ ЦО № 1473 имени Г.А.Тарана, участвующего в ГЭП с 2009 года.
Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Ученик не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках другой школьной дисциплины. Какими же мы увидели результаты интеграции курса «Истоки» с различными образовательными областями?
Интеграция в начальном обучении помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
• Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Результат интеграции – ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
• Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения знаний. На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают всё новые и новые представления о явлениях окружающего мира.
• В-третьих, как результат – развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом.
Опираясь на тематику курса «Истоки», рассмотрим возможности его интеграции с литературным творчеством учащихся.
Во 2 классе курс «Истоковедения» предполагает знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. На данном этапе обучения учащиеся изучают следующие темы: «Род», «Семья», «Родные просторы», «Храм», «Путь-дорога» и т.д.
Изучение данных тем, таких близких и понятных детям, вдохновило их на выражение своих переживаний и чувств в собственном поэтическом творчестве. Изучая тему «Родные просторы» Аня Витер, ученица 2 класса, восхищается красотой русского леса:
Лес осеннюю порой в злате весь сверкает.
Окружающим он всем радость доставляет.
— О, русский лес, как ты прекрасен!
Люблю тебя, люблю я всей душой!
И звери, птицы, муравьи и мошки
Давно уж стали для меня родней.
Как прочувствованно, мудро и трогательно девочка отразила восприятие темы «Храм» своим стихотворением:
Храм – место Божьего завета.
И мы должны ценить все это,
Что Бог нам подарил и дал.
А учащиеся 1 класса при подготовке проведения общешкольного праздника «День славянской письменности и культуры» написали целую серию четверостиший, посвященных «Азбуке истоков». Коллективное детское творчество вылилось в небольшой рассказ о том, что происходило с ребятами на уроках «Истоков» в течение года.
1 ученик : Азбука истоков – книга не простая,
В ней слова и образы мы дружно разбирали.
И простые истины: мир, любовь и дружба
Обсуждали с классом мы вместе, так и нужно!
2 ученик : Говорили мы о школе, о семье, о русском поле,
О родных и близких наших, о России, что нет краше!
О святынях Земли русской, о героях прошлых лет
О защитниках известных, о былинах интересных.
4 ученик: Мы читали о героях, край родной прославивших,
Славу добрую, почет, о себе оставивших.
5 ученик: Мы читали о войне и о дне победы.
Мы гордимся подвигом прадедов и дедов.
В память о героях, подаривших мир нам
Вместе сняли мы кино, не забудем их мы.
Работая над Образом и Словом в первых-вторых классах, мы не забывали о возможностях изобразительного искусства и художественного труда. Не нарушая тематики данных предметов, учителя нашей школы сумели провести интеграцию со следующими темами по «Истокам»: «Лес», «Поле», «Река», «Образ защитника Отечества».
Изучая предмет «Истоки» в 3 классе, тематика курса познакомила нас со следующими нравственными понятиями: правда, послушание, терпение, согласие, доброта, милосердие, мудрость.
Акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
Это и определило следующую интеграционную связь: Истоки – воспитательная работа.
Воспитательная работа в современной школе является одним из самых трудных и душевно-затратных направлений в работе учителя. Читая детям нотации, мы добиваемся кратковременного и непрочного эффекта. Требуются другие способы воздействия на души и сердца детей, затрагивающие их собственный личный опыт, воспитанный и сформированный на уроках истоков.
Навыки коммуникативного общения вырабатываются путем долгого и целенаправленного душевного труда. Итогом этой кропотливой работы можно считать памятку, которую определили для себя учащиеся 3 класса на уроках «Истоков».
1.Ты живешь среди людей.
Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
2.Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
3.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным.
Уважай и почитай мать и отца– они дали тебе жизнь, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Выделяя и осмысливая такие нравственные категории, как благодарность, добро, храбрость, честь, мужество, милосердие дети приобретали реальный опыт духовного развития. На уроках мы рассматривали эти понятия, узнавали лексического значение этих слов, делали рисунки к этим понятиям, и постепенно эта работа переросла у нас в проектную деятельность. В этом году параллель вторых классов в нашей школе работала над проектом – создание «Азбуки нравственности».
Эта работа определила следующую интеграционную связь: Истоки – проектная деятельность.
Проект «Образ защитника Отечества» вылился в создание фильма, в котором учащиеся рассказывают о своих дедушках и бабушках – участниках Великой Отечественной войны. При создании этого фильма уроки истоков пересекались с различными образовательными областями, прежде всего с литературным чтением, историей, уроками рисования, труда и русским языком.
В данной статье мы хотели бы подчеркнуть необходимость считать духовно-нравственное воспитание в современных условиях приоритетным в системе школьного образования.
И пожелать УЧИТЕЛЮ, решившемуся на преподавании курса:
— Только душою не зачерствей, Образы мира, добра, красоты,
Истоковский учитель! Доброго слова, семьи и любви
Детское сердце любовью согрей, С достоинством в сердце своем неси,