Что такое предмет науки

Предмет науки

Смотреть что такое «Предмет науки» в других словарях:

предмет науки — наука: предмет та сторона или стороны, какими объект науки ( наука: объект) в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех… … Большая психологическая энциклопедия

ПРЕДМЕТ НАУКИ — та сторона объекта, на изучение которой направлены конкретные исследования в данной области научных знаний … Профессиональное образование. Словарь

Предмет науки уголовного права — изучение нормотворчества и правоприменительной практики, разработка теоретических проблем, касающихся уголовного закона, понятий преступление и наказание. Предмет науки уголовного права по объему шире предмета уголовного права как отрасли права,… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

ПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке… … Философская энциклопедия

Предмет общей теории государства и права — социально правовая и государственно правовая действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение… … Элементарные начала общей теории права

ПРЕДМЕТ — Слово предмет появилось в русском литературном языке конца XVII начала XVIII в. Оно вошло в украинский литературный язык из польского. В польском же языке слово рrzedmiot служило для выражения понятий, связанных с латинским ученым термином… … История слов

Предмет и метод политической экономии (книга) — Предмет и метод политической экономии (англ. The Scope and Method of Political Economy, 1891) книга английского экономиста Дж. Н. Кейнса. Содержание 1 Идеи 2 Структура 3 Переводы 4 Ссылк … Википедия

Предмет и метод политической экономии — (англ. The Scope and Method of Political Economy) книга английского экономиста Джона Невила Кейнса, опубликованная в 1891 году. Содержание 1 Идеи 2 Структура … Википедия

ПРЕДМЕТ — ПРЕДМЕТ, а, муж. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления. 2. чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое н. действие, объект (во 2 знач … Толковый словарь Ожегова

ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — международные отношения, регулируемые принципами и нормами международного права, т.е. правоотношения субъектов международного права, которые могут складываться в процессе реализации ими своих прав и обязанностей. П.м.п. следует отличать от… … Юридическая энциклопедия

Источник

ПРЕДМЕТ НАУКИ

Смотреть что такое «ПРЕДМЕТ НАУКИ» в других словарях:

предмет науки — наука: предмет та сторона или стороны, какими объект науки ( наука: объект) в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех… … Большая психологическая энциклопедия

Предмет науки — выраженная в совокупности абстрактных понятий часть реальности, которую ученый делает объектом своего исследования; выраженный в теоретической форме объект изучения; модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением … Социология: словарь

Предмет науки уголовного права — изучение нормотворчества и правоприменительной практики, разработка теоретических проблем, касающихся уголовного закона, понятий преступление и наказание. Предмет науки уголовного права по объему шире предмета уголовного права как отрасли права,… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

ПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке… … Философская энциклопедия

Предмет общей теории государства и права — социально правовая и государственно правовая действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение… … Элементарные начала общей теории права

ПРЕДМЕТ — Слово предмет появилось в русском литературном языке конца XVII начала XVIII в. Оно вошло в украинский литературный язык из польского. В польском же языке слово рrzedmiot служило для выражения понятий, связанных с латинским ученым термином… … История слов

Предмет и метод политической экономии (книга) — Предмет и метод политической экономии (англ. The Scope and Method of Political Economy, 1891) книга английского экономиста Дж. Н. Кейнса. Содержание 1 Идеи 2 Структура 3 Переводы 4 Ссылк … Википедия

Предмет и метод политической экономии — (англ. The Scope and Method of Political Economy) книга английского экономиста Джона Невила Кейнса, опубликованная в 1891 году. Содержание 1 Идеи 2 Структура … Википедия

ПРЕДМЕТ — ПРЕДМЕТ, а, муж. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления. 2. чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое н. действие, объект (во 2 знач … Толковый словарь Ожегова

ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — международные отношения, регулируемые принципами и нормами международного права, т.е. правоотношения субъектов международного права, которые могут складываться в процессе реализации ими своих прав и обязанностей. П.м.п. следует отличать от… … Юридическая энциклопедия

Источник

предмет науки

Смотреть что такое «предмет науки» в других словарях:

ПРЕДМЕТ НАУКИ — та сторона объекта, на изучение которой направлены конкретные исследования в данной области научных знаний … Профессиональное образование. Словарь

Предмет науки — выраженная в совокупности абстрактных понятий часть реальности, которую ученый делает объектом своего исследования; выраженный в теоретической форме объект изучения; модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением … Социология: словарь

Предмет науки уголовного права — изучение нормотворчества и правоприменительной практики, разработка теоретических проблем, касающихся уголовного закона, понятий преступление и наказание. Предмет науки уголовного права по объему шире предмета уголовного права как отрасли права,… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

ПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке… … Философская энциклопедия

Предмет общей теории государства и права — социально правовая и государственно правовая действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение… … Элементарные начала общей теории права

ПРЕДМЕТ — Слово предмет появилось в русском литературном языке конца XVII начала XVIII в. Оно вошло в украинский литературный язык из польского. В польском же языке слово рrzedmiot служило для выражения понятий, связанных с латинским ученым термином… … История слов

Предмет и метод политической экономии (книга) — Предмет и метод политической экономии (англ. The Scope and Method of Political Economy, 1891) книга английского экономиста Дж. Н. Кейнса. Содержание 1 Идеи 2 Структура 3 Переводы 4 Ссылк … Википедия

Предмет и метод политической экономии — (англ. The Scope and Method of Political Economy) книга английского экономиста Джона Невила Кейнса, опубликованная в 1891 году. Содержание 1 Идеи 2 Структура … Википедия

ПРЕДМЕТ — ПРЕДМЕТ, а, муж. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления. 2. чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое н. действие, объект (во 2 знач … Толковый словарь Ожегова

ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — международные отношения, регулируемые принципами и нормами международного права, т.е. правоотношения субъектов международного права, которые могут складываться в процессе реализации ими своих прав и обязанностей. П.м.п. следует отличать от… … Юридическая энциклопедия

Источник

Объект и предмет науки.

Что такое предмет науки. Смотреть фото Что такое предмет науки. Смотреть картинку Что такое предмет науки. Картинка про Что такое предмет науки. Фото Что такое предмет науки Что такое предмет науки. Смотреть фото Что такое предмет науки. Смотреть картинку Что такое предмет науки. Картинка про Что такое предмет науки. Фото Что такое предмет науки Что такое предмет науки. Смотреть фото Что такое предмет науки. Смотреть картинку Что такое предмет науки. Картинка про Что такое предмет науки. Фото Что такое предмет науки Что такое предмет науки. Смотреть фото Что такое предмет науки. Смотреть картинку Что такое предмет науки. Картинка про Что такое предмет науки. Фото Что такое предмет науки

Что такое предмет науки. Смотреть фото Что такое предмет науки. Смотреть картинку Что такое предмет науки. Картинка про Что такое предмет науки. Фото Что такое предмет науки

Что такое предмет науки. Смотреть фото Что такое предмет науки. Смотреть картинку Что такое предмет науки. Картинка про Что такое предмет науки. Фото Что такое предмет науки

Глава 1 научное познание и наука

Что такое наука и научное исследование

План

Определение науки.

Объект и предмет науки.

Объект и предмет педагогической науки.

Функции педагогической науки.

Определение науки.

Человек, вступающий на путь исследова­ния, обращается к той обширной сфере человеческой деятельно­сти, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к раз­говору о педагогической науке и научной работе по педагогике, посмотрим, что собой представляет наука вообще.

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а вы­бор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

Например, в одной из работ, в которой рассматривались раз­личия между религией и наукой, последняя определялась как «об­ласть институционализации сомнения». Институционализация озна­чает перевод из области личного в сферу общественного. Защита диссертации, например, есть не что иное, как способ преодоле­ния сомнений научного сообщества относительно компетентно­сти соискателя. И сам соискатель подвергает сомнению некоторые устоявшиеся в науке представления. В этом случае сомнение пере­стает быть личным достоянием каждого и становится обобщен­ной характеристикой научного познания. Религия же сомнение исключает. Верующий именно верит, а не сомневается. Автор, та­ким образом, подчеркнул различие между двумя сферами духов­ного освоения мира — наукой и верой, выделив главную черту науки: в отличие от религии. Наука ничего не принимает на веру и при этом является одним из социальных институтов.

Мы ставим перед собой другую задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности — в образовании, а для этого приве­денное выше, правильное, но слишком узкое, определение не подходит.

Наиболее общим образом наука определяется как сфера челове­ческой деятельности, в которой происходит выработка и теорети­ческая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто сис­тема знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т.е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завер­шается формированием знаний об изучаемых объектах.

Наука — это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безоста­новочного познавательного процесса, идеальный сгусток позна­вательных усилий людей. Научная деятельность генерирует зна­ние, точнее — его особый тип — научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий орга­низм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль ду­ховного производства — производство научного знания.

Существует единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения. Главной частью самосознания науки стало представление о характере дея­тельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а научное знание всегда есть результат деятельности по­знающего человека.

Объект и предмет науки.

Принято различать объект и предмет науки.

Объект — это область действительности, которую исследу­ет данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

Э.Г.Юдин выделяет следующие компоненты содержания понятия «предмет науки»:

объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследо­вателя; эмпирическая область, т. е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накоплен­ных наукой к данному времени; задача исследования; познаватель­ные средства.

Что такое предмет науки. Смотреть фото Что такое предмет науки. Смотреть картинку Что такое предмет науки. Картинка про Что такое предмет науки. Фото Что такое предмет науки

Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность, он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисцип­лины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.

Можно сказать проще: предмет науки — это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действи­тельности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки раз­личаются три понятия: объект действительности, объект науки и предмет науки. Покажем это различие на примерах.

Рентгеновские лучи как объект действительности существова­ли не только до рождения ученого, чьим именем они были назва­ны, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал

их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла не­обходимость выделить специфические для каждой из них сторо­ны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каждый из них выделяет свой предмет. Для медицины они — средство диагностики заболеваний, для физики — один из мно­гих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.

На урок к учителю физики могут прийти представители многих научных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опи­шет происходящее иначе, чем его коллега — специалист из дру­гой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соот­ветствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик — о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике — о соответствии общего хода урока принципам обуче­ния. Психолог преимущественно заинтересуется особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение — это система управления с прямой и обратной связью.

Педагогическая действительность — это та часть общей дей­ствительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспита­ния, учебники, то, что в них написано, и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражать­ся также и в обыденном — стихийно-эмпирическом процессе по­знания, и в художественно-образной форме.

При всем уважении к науке нельзя считать, что она может все. Опрометчиво было бы утверждать, что научная или какая-либо другая форма отражения лучше или «выше» другой. Требовать, чтобы Шекспир выражался формулами, а Эйнштейн сочинял драмы и сонеты, одинаково нелепо. Существуют различия в ха­рактере использования места и роли опыта: в науке, с одной сто­роны, и в художественном творчестве — с другой. Ученый исхо­дит из информации, уже накопленной в данной науке, из об­щечеловеческого опыта. В художественном творчестве в соотно­шении общечеловеческого и личного опыта большее значение име­ет опыт личный. Описание личного опыта соединено с его худо­жественно-образным осмыслением в «Педагогической поэме» А. С. Макаренко. Эта линия продолжена в публицистических про­изведениях других авторов-педагогов. Различие между двумя жан­рами состоит в том, что если основная форма художественного обобщения — типизация, то в науке соответствующую функцию выполняет абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях. В художественном творчестве главным орудием типизации является художественный образ.

Стихийно-эмпирическое познание, как мы уже отмечали, также является формой духовного освоения действительности. Нередко в педагогике два вида познания — научное и стихийно-эмпири­ческое (обыденное) — не различают достаточно четко, считают, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может нахо­диться в положении исследователя. Высказывают или подразуме­вают мысль, что научное знание можно получить в процессе прак­тической педагогической деятельности, не утруждая себя науч­ными размышлениями, что педагогическая теория чуть ли не «вы­растает» сама собой из практики. Это далеко не так. Научное по­знание — процесс особый. Он включает в себя познавательную деятельность людей, средства познания, его объекты и знания. Обыденное познание существенно от него отличается. Главные отличия следующие.

Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание — все занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются раз­нообразные практические действия. Это как бы побочно, не спе­циально полученные знания. В науке же ставятся познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целена­правленный характер, оно направлено на решение научных про­блем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирова­ние и т.д.

Практические задачи следует отличать от научных проблем. Например, преодоление отставания школьников в учении —- это практическая задача. Ее можно решить и не прибегая к научному исследованию. Но гораздо лучше решать ее на научной основе. Однако научная проблема не совпадает с практической задачей. В данном случае она может формулироваться, например, так: про­блема формирования у учащихся познавательной самостоятель­ности или проблема формирования у них учебных умений и на­выков. Одна практическая задача может быть решена на основе результатов исследования нескольких научных проблем. В то же время изучение одной проблемы может содействовать решению ряда практических задач.

Источник

Что такое предмет науки

Что такое предмет науки. Смотреть фото Что такое предмет науки. Смотреть картинку Что такое предмет науки. Картинка про Что такое предмет науки. Фото Что такое предмет науки

Для научно-познавательной деятельности любого содержания первичным (после наличия познающего субъекта) является объект, как фрагмент реальности, избранный субъектом для исследования. Возникает объект в результате сепаративного взгляда исследователя на реальность. Возникает он для отражения в сознании исследователя. Фактически он не возникает, а проявляется для исследователя в статусе отдельности, того, что можно изучать, игнорируя его связи с целым, с реальностью. Проявление фрагмента реальности в статусе объекта науки есть первый шаг в процессе научного исследования реальности.

Обозначившийся объект науки, как правило, оказывается «неподъёмным» для исследователя. Обладая неограниченным множеством своих различных проявлений и связей с реальностью, оставшейся за пределами взгляда исследователя, он не вмещается полностью в исследовательский кругозор субъекта. Субъект делает второй сепаративный шаг, он переходит к рассмотрению объекта не во всем множестве его проявлений, а в усеченном. Это усеченное множество есть следствие специфического интереса исследователя. Более всего определяет этот специфический интерес насущная необходимость, практика. Специфический интерес исследователя формирует определенный взгляд на объект, называемый аспектом рассмотрения (исследования).

Объект, рассматриваемый исследователем в избранном аспекте, формирует в сознании субъекта предмет науки.

Предмет конкретной науки есть обобщенное представление научного сообщества об избранном фрагменте реальности, об объекте.

Таблица 1. Обозначения объекта, аспекта и предмета для некоторого набора наук

тела и их взаимодействие

связи и взаимодействия тел

структура и процессы

структура, функции и процессы

структура и процессы

связь индивида и общества с высшим

формы связи и процессы их эволюционирования

процессы управления индивида

социальные вехи (события)

В таблице 1 представлены обозначения объекта, аспекта и предмета для некоторого набора наук, сформулированные в соответствии с излагаемым подходом.

Вопрос о том, как соотносятся представления об объекте у отдельных индивидов с одной стороны и обобщенное представление о нем научного сообщества, можно рассматривать с позиции теории отражения А.Н.Леонтьева и его последователей. Наперёд очевидно, что в соответствии с этой теорией, представление индивида всегда уникально и определено образом мира, культивируемым индивидом к моменту сопоставления. Множество всех индивидуальных представлений научного сообщества образует некое ядро, включающее суждения, разделяемые всеми или значительной частью членов сообщества. Репрезентативность ядра в отношении множества всех индивидуальных представлений меняется в ходе перманентных исследований представителями данной науки.

Первая погрешность возникает при выборе объекта исследования. Она есть следствие игнорирования принципа единства мира. Превратив (виртуально) выбранный фрагмент реальности в отдельность, исследователь теряет возможность учитывать связи фрагмента с целым.

Вторая погрешность есть следствие аспектирования объекта. Игнорируя прочие аспекты рассмотрения в угоду концентрации внимания на избранном, исследователь видит реальность не в истинном её состоянии, а в усеченной форме, не включающей какие-то её связи и проявления.

Третья погрешность может возникать как следствие эффекта «моментального снимка», характерного для научного исследования. Мир изменчив. Тот фрагмент реальности, который исследователь выделил для изучения в момент t1, в момент t2, возможно, будет иным.

Посмотрим на процесс познания в целом, объединив в одной конструкции и фазу выделения исследуемого фрагмента мира, и фазу его аспектирования, учтя при этом все четыре названные погрешности.

читается (справа налево) так:

— предмет науки есть отражение с погрешностью γ аспектированного объекта познания в сознании научного сообщества;

— аспектированный объект познания есть отражение с погрешностью β первичного объекта познания;

— первичный объект познания есть отражение с погрешностью α реального фрагмента мира в сознании научного сообщества.

В выражении (1) не учтены погрешности, порождаемые изменчивостью объекта познания и исследователя. Обозначим их соответственно θ и ξ. Запись процесса познания примет вид:

Что такое предмет науки. Смотреть фото Что такое предмет науки. Смотреть картинку Что такое предмет науки. Картинка про Что такое предмет науки. Фото Что такое предмет науки

Рис. 1. Виды обратной связи в научном познании

Представление о процессе научного познания с двумя видами обратной связи соответствует взгляду на науку как на систему, включенную в более широкий процесс познания. В этот метапроцесс входят наряду с наукой другие способы познания мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *