Что такое предмет одк 5 класс

Что такое предмет одк 5 класс

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

ОДК обучает школьников основам двигателестроения

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) запустила программу ранней профориентации для школьников. Отправной точкой стал интерактивный чемпионат для учеников 5 — 7 классов, который в течение мая проходит в девяти городах присутствия холдинга.

Интерактивный турнир, в ходе которого школьники получают начальные знания в области создания двигателей и управления современным производством, организован Корпоративным университетом Объединенной двигателестроительной корпорации. Его главная цель — повысить интерес подростков к инженерно-техническим профессиям и, в частности, к такой сложной отрасли как двигателестроение, а также помочь определиться с выбором профессии в будущем.

С помощью разработанного специально под задачи холдинга онлайн-симулятора ученики Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Перми, Рыбинска, Челябинска, Омска и Гатчины решают задачи разных уровней — от сборки двигателей из деталей по предложенному чертежу до принятия управленческих решений, влияющих на производственные процессы предприятия.

На первом этапе онлайн-игры «Построй карьеру в ОДК» школьникам предстоит собрать из «карточек» чертежи трех изделий — вертолетного двигателя ВК-2500, процесс локализации производства которого в настоящее время идет в России; совместного российско-французского двигателя SaM146, которым оснащается авиалайнер Sukhoi Superjet 100, а также двигателя АЛ-55И, предназначенного для учебно-тренировочных и легких боевых самолетов. В ходе «сборки» двигателей стрелка указывает на тот участок изделия, куда нужно подобрать деталь.

На втором уровне линейка продуктов дополняется ракетным двигателем НК-33. Ученикам предлагается собрать 3d-модели двигателей с использованием онлайн-пазла. Третий уровень представляет собой закрепляющую викторину, а на последнем — четвертом — этапе участники учатся управлять целым заводом по производству двигателей.

Кроме того, в ходе игры дети могут узнать разнообразную информацию об отечественных двигателях: для какой авиационной техники они предназначены, каковы их технические характеристики, что означают аббревиатуры в их названиях, интересные исторические факты и др.

По результатам прохождения чемпионата будут определены победители, которые не только получат ценные призы от корпорации, но и смогут воочию познакомиться с работой двигателестроительного предприятия.

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Выручка холдинга в 2014 году составила 199,9 млрд рублей.

Госкорпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 6 — в гражданских отраслях промышленности, а также 32 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, «Вертолеты России», ВСМПО-АВИСМА и т.д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран.

Источник

Контрольно-оценочные материалы по ОДНК НР для 5-го класса

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-го класса

Учитель: Килдегушева Н.М.

Контрольно-оценочные материалы по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-го класса

Контрольная работа №1 по темам «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа»

1.Что такое культура?

а) это материальные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

б) это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

в) это духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

2. Культурные традиции — это

а) народные праздники

б) богатство нашей многонациональной страны

в) морально — этические нормы

3. Что вы вносите в понятие «народы России»:

а) все люди на Земле

б) люди всех национальностей, живущие в Москве

в) люди, живущие в России

4. Кто из знаменитых людей работал в области астрономии?
А) К. Станиславский
Б) И. Репин
В) М. Ломоносов

5. Кто из знаменитых людей писал музыку?
А) И. Кулибин
Б) К. Брюллов
В) Д. Шостакович


6. Кто самый известный иконописец в России?
А) И. Репин
Б) А. Рублев
В) К. Брюллов


8. Выбери качества нравственного человека
А) корысть Б) милосердие В) мстительность Г) бескорыстие Д) жадность Е) всепрощение Ж) злоба З) патриотизм

9. Выбери литературного героя, который защищает Родину
А) Дюймовочка
Б) Никита Кожемяка
В) Аленушка
Г) Соловей-разбойник
Д) Герда
Е) Алеша Попович


10. Сергий Радонежский благословил полководца
А) Александра Невского
Б) Дмитрия Донского
Г) Иллариона Кутузова

Контрольная работа №1 по темам «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа»

Часть А
1. Назови имя женщины, которая приняла участия в сражениях с Наполеоном:
А) Галина Уланова
Б) Софья Ковалевская
Г) Надежда Дурова

2. Выбери сказку о труде:
А) С. Маршак «12месяцев»
Б) А. Аксаков «Аленький цветочек»
В) Г. Андерсен «Гадкий утенок»

3. Продолжи предложение. Пророк Мухаммад очень много…
А) читал
Б) занимался физическим трудом
В) занимался переводом иностранной литературы

4. Кто из государственных деятелей подписал указ, в котором запрещается самовольная вырубка леса?
А) Екатерина 2
Б) Петр 1
В) Николай 2

5. Эта книга о семейных ценностях:
А) «Книга о здоровой и вкусной пище»
Б) «Домострой»
В) «Книга садовода»

6. Из приведённого списка выберите нравственные ценности (выберите один или несколько вариантов):

б. смелость ж. совесть

г. любовь к семье, Родине

а. способность трудиться

б. неумение трудиться

в. внутреннее качество человека, выражающее его положительное отношение к труду

8. Красная книга – это:

а. Список вымирающих и редких растений и животных

в. Летопись родного края

9. Сохранять природу значит:

а. Убивать животных

б. Любоваться солнцем

в. Оберегать, хранить, не вредить всему живому

10. Праздник семьи, любви и верности отмечается в России:

а)8июля б)8августа в)24ноября

В1. Заполни пропуски. Поддерживать в семье хорошие отношения помогут следующие советы:

Старайся понять другого человека. Проявляй к близким _____________________ и заботу. Старайся скрывать свое дурное________________________ и не «заражай» им окружающих. Не разрешай себе того, что ____________________________другому. Чаще улыбайся и говори близким, что ты их_____________________.

В2. Напиши, в каком государственном документе Российской Федерации утвержда­ется, что защита Отечества — долг и обязанность каждого гражданина.

Ответы к контрольной работе по темам «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа»

Часть А ( по 1 баллу за правильный ответ, всего – 10 баллов)

Источник

Является ли школьный предмет ОДНКНР ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ? Можно ли от него отказаться? 5 класс.

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

Является ли школьный предмет ОДНКНР ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ? Можно ли от него отказаться? 5 класс.

Ответы на вопрос:

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

Данный предмет не является обязательным. Принцип светского характера государства закреплен в Конституции Российской Федерации: «Российское государство — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). В Законе «Об образовании в Российской Федерации» также установлено, что государственная политика в области образования основывается, в частности, на принципе «светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (п.4 ст.2).

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

В Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования сказано следующее:

В соответствии с пунктом 18.3.1 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»* (2) предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандартах не прописаны составляющие ее учебные предметы, что позволяет изучать ее на данном этапе через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объем часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов.

На основании вышеизложенного получается что предмет ОДНКНР является обязательным и от него нельзя отказаться.

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

Согласно Методическим рекомендациям

Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России

отраженное в письме от 19 января 2018 г. N 08-96

по реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

указано проведение не менее 64 часов нагрузки по этой дисциплине за 2 года

Следовательно отказаться от

предмета ОДНКНР в 5 классе не рекомендуется

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 учебных часа.

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

На основании Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования,

25 мая 2015 г. Минобрнауки России направило в субъекты РФ письмо N 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»* (4), в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в ее рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.

Поэтому Увы нельзя отказаться от данного предмета, потому что он является обязательным в школьной программе!

Всего Вам хорошего!

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

По сути федерального закона («Об образовании») этот пред мет не является обязательным. А вот Минобразования так не считает. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (п. 18.3.1)предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций.

Так что вам придется подумать, что лучше: освободить ребенка от дополнительной нагрузки или создать ему трудности в школе.

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

Пять юристов выше высказались, но все ошиблись, назвав ОДНКНР предметом. На самом деле это никакой не учебный предмет, а предметная область.

О чем ясно сказано в приказе Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

В этом же приказе указано, что предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций.

Поэтому отказаться от нее нельзя.

Основная общеобразовательная программа утверждается каждой школой самостоятельно на основе указанного выше стандарта.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, в качестве отдельных учебных предметов, курсов, в том числе этнокультурной направленности. Она может быть включена в качестве модуля в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, а также быть реализована во внеурочной деятельности.

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

Анна! Если говорить про письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования, то прежде всего стоит отметить, что это письмо во-первых не является нормативным актом, а во-вторых, имеет рекомендательный характер.

Пункт 18.3.1 приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»* (2) предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций.

Но нужно различать предметную область и предмет. ОДНКНР сам по себе предметом не является, а представляет собой предметную область. Конкретный предмет в рамках данной предметной области должны были представить в учебной программе. И этот предмет при его наличии должен быть обязательным.

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

Сложно в это поверить, но:

Источник

Рабочая программа «ОДНКНР» 5 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть фото Что такое предмет одк 5 класс. Смотреть картинку Что такое предмет одк 5 класс. Картинка про Что такое предмет одк 5 класс. Фото Что такое предмет одк 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Балабаново»

Принято на педагогическом совете

МОУ «СОШ №5 г. Балабаново»

Директор МОУ «СОШ №5 г. Балабаново»

___________________ Андрейчикова О.Н.

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составители: Островская С.А, учитель ОДНКНР

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования // Сборник нормативных документов.

В основу планирования курса положена авторская программа: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха» 2019 год.

Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы школы и является ее приложением. Соответствует требованиям ФГОС ООО.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков

Сроки реализации: 2020-2021 учебный год.

Нормативно – правовая база

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.); Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф;

Актуальность изучения курса ОДНКНР

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у обучающихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:

– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета ОДНКНР

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представленологическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства» «Краеведения».

Принципы организации обучения курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию

подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне

жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «ОДНКНР»

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Описание места учебного предмета «ОДНКНР» в учебном плане

В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в течение года, один час в неделю, общее число часов 34 из них 2 часа отведены на резервные уроки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание учебного курса «ОДНКНР»

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *