Что такое предмет орксэ

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России (ранее — Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России [1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Содержание

Общая информация

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Цель и задачи курса

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

Структура курса

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Учебники

В 2010 году учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше.

Об экспертных заключениях о допустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебных пособий, а также о соответствии этих пособий заявленному культурологическому подходу к изучению основ религиозных культур и светской этики — см. ниже в разделе «Профессиональные рецензии».

Статистика

Доля (общее число) школьников 4-го класса, выбравших к 1 апреля 2010 года курсы «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» [4] :

По данным на февраль 2012 года в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью пользуется модуль «Основы светской этики» — 42% школьников, далее идут православие — 30%, основы мировых религиозных культур — 18%, ислам — 9%. Меньше всего оказалось «буддистов» и «иудеев» — по 1%. [5]

ОкругОбластьОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОсновы буддийской культурыОсновы иудейской культурыОсновы мировых религиозных культурОсновы светской этики
Центральный федеральный округТамбовская область55% (4616)0,2% (19)7% (62)37% (3137)
Тверская область62,3% (более 6680)0,2% (более 20)5,9% (более 620)31,6% (более 3340)
Костромская область75% (более 4080)0,2% (примерно 11)0,2% (примерно 11)8% (436)16,8% (915)
Северо-Западный федеральный округВологодская область57% (5915)0,07% (8)0017% (1756)25,4% (2619)
Калининградская область34% (2494)8,6% (631)57% (более 4180)
Сибирский федеральный округКрасноярский край19,1% (4804)58,2% (14646 человек)
Новосибирская область18,5% (5143)67% (18207 человек)
Томская область18,57% [6]
Дальневосточный федеральный округЕврейская автономная область61,26% (1050)12,31% (211)
Камчатский край39% (893)47% (1070 человек)
Уральский федеральный округКурганская область20% (1764)60% (5156 человек)
Свердловская область20,6% (7255) [7]
Приволжский федеральный округПензенская область0%62% (6273)
Удмуртская Республика16% (более 2230)60% (7248 человек)
Чувашская Республика34,8% (более 3920)30,5% (3440 человек)
Южный федеральный округЧечня0,36% (73)
Карачаево-Черкессия20% (841)22,9% (950 человек)
Республика Калмыкия30% (898)
Ставропольский крайболее 60%
Основы православной культурыОсновы исламской культурыОсновы буддийской культурыОсновы иудейской культурыОсновы мировых религиозных культурОсновы светской этики
80 тыс. (25%)40 тыс.14 тыс.12 тыс.58 тыс.123 тыс.

Источник

Привет, ОРКСЭ! Как выбрать модуль основ религиозной культуры и светской этики

В третьем классе всех родителей школьников ждет неизбежное: им предложат выбрать один из шести модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Разбираемся с базовыми вопросами, которые обычно возникают в процессе выбора. Начинаем с самого популярного.

Можно ли просто отказаться от всего этого?

Увы, нет. Это обязательный предмет, который, согласно ФГОС, должен способствовать формированию осознанной нравственной и духовной личности. Поэтому, когда вас просят написать на имя директора школы заявление о выборе модуля, у вас как у осознанного родителя особого выбора нет.

Цитируем: «В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“ в объеме 34 учебных часа… Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».

Какие сейчас предлагают модули в рамках курса?

Базово их шесть. «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры». По факту в школах часто предлагают урезанный базовый вариант, который состоит из трех-четырех модулей с учетом особенностей региона. Но вы вправе настаивать на расширении списка предлагаемых модулей.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выдержка:

«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».

Как сделать выбор?

Педагоги традиционно произносят на презентациях курсов фразы «Учитывайте традиции семьи» и «Все модули носят светский характер». Разумеется, если в вашей семье есть уверенность в выборе модуля, то можно не сомневаться и следовать традициям семьи. Если же вы выбираете, то желательно попросить вашу школу устроить собрание и попросить учителей презентовать модули, которые предлагает школа. Более того, подобное ознакомление с предметом предусмотрено и стандартно действующими регламентами. На встрече с учителем — даже онлайн — можно уже многое понять о том, как именно и чему будут учить вашего ребенка. А еще желательно ознакомиться со списком учебных пособий, по которым будут заниматься дети (общий федеральный перечень доступных пособий есть здесь).

Что такое предмет орксэ. Смотреть фото Что такое предмет орксэ. Смотреть картинку Что такое предмет орксэ. Картинка про Что такое предмет орксэ. Фото Что такое предмет орксэ

6 стереотипов об учёбе в православной гимназии, которые я хочу опровергнуть

Кто преподает эти предметы?

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Могут ли вести занятия представители религиозных организаций? На постоянной основе — нет. Учитель несет ответственность за содержание курса, экскурсионные программы в рамках модуля и так далее, а родители имеют полное право отказаться от подобных мероприятий, так как по закону курс «не подразумевает включения в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений)». Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.

Как записаться на модуль?

Через базовое заявление на имя директора. Собственно, на этот вопрос вам точно очень подробно ответит ваш классный руководитель, прислав и сам образец заявления.

Что важно помнить?

Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».

Можно ли будет потом сменить модуль?

Большинство школ в ситуации, если есть нарекания по курсу, дает возможность поменять выбранный модуль уже в процессе обучения.

Источник

Выбор модуля ОРКСЭ. Что это такое и как выбирать?

Когда ввели предмет ОРКСЭ

Что такое предмет орксэ. Смотреть фото Что такое предмет орксэ. Смотреть картинку Что такое предмет орксэ. Картинка про Что такое предмет орксэ. Фото Что такое предмет орксэ

Этот предмет стали изучать во всех во всех субъектах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13

Какие модули включает курс ОРКСЭ?

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является модульным и включает:

Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?

Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.

Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.

Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Обычно в конце учебного года администрация школы приглашает родителей учащихся 3 класса на общее собрание для ознакомления с новым предметом и модулями курса. Согласно Регламенту о выборе модуля курса ОРКСЭ от Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461, родители заранее (не менее чем за неделю) должны быть уведомлены о предстоящем им выборе модуля ОРКСЭ.

Данный документ четко регламентирует:

При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании.

Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.

Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.

Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.

В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.

Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?

Одновременно учащие одного класса будут изучать столько модулей, сколько выберут родители.

Это значит, что даже если 1 заявление будет подано на модуль «Светская этика», а все остальные на «Основы православной культуры», то светская этика будет преподаваться 1 ребенку.

Обычно класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей. Допускается изучение одного модуля учащимися разных классов одной параллели.

Администрация и учителя не имеют право угрожать родителям и принуждать их выбрать определенный модуль. А между тем, это часто происходит. Например, вам могут говорить:

Основные принципы преподавания курса ОРКСЭ

Акцент ставится на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

Кто должен вести курс ОРКСЭ

Вести данный предмет могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

Имеют ли право священнослужители вести ОРКСЭ?

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

В ходе изучения предмета имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фотоформате, видеоматериалах, аудио-формате.

Однако, посещение таких сооружений может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций.

Будет ли продолжено изучение курса ОРКСЭ в старших классах школы?

Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.

Учебники по курсу ОРКСЭ выдаст школа или их следует приобретать родителям самостоятельно?

Все школы должны быть обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.

Ставят ли оценки по ОРКСЭ?

Это безотметочный курс, оценка в виде баллов или записи «зачет-незачет» за него не выставляется.

Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.

Могут ли родители присутствовать на уроках ОРКСЭ?

Часто родители жалуются, что им не разрешают присутствовать на уроках. НО! Родители имеют право присутствовать на любых уроках у своих детей по согласованию с администрацией школы, не нарушая устав школы. Адекватный руководитель не должен препятствовать посещению уроков родителями.

До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля ОРКСЭ?

Сдать заявление на выбор модуля родителям необходимо до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но директор и учителя просят это сделать в мае-июне, чтобы заранее сформировать тематические планы.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Источник

Чему учат в школе на ОРКСЭ

Сложная аббревиатура ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) время от времени вызывает взрывы бурных дискуссий. Тут и про «заговор клерикалов», и про тайное введение в школе «Закона Божьего». О том, что на самом деле скрывается за устрашающим названием этого предмета и как правильно выбрать его модуль, — директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» проходят в 4 классе — урок в неделю (всего 34 урока). Родители могут выбрать для своего ребёнка один из модулей. Вариантов несколько (расставлены по популярности в Москве):

Семью никто не вправе заставить выбрать какой-то конкретный модуль, а школа обязана учить любому из выбранных.

Уроки ОРКСЭ проводят педагоги школы, а не представители духовенства. Важно понимать, что этот курс не про основы религии, а про культуру, которая порождена той или иной религией (да-да, светская этика тоже порождена религией).

Что такое предмет орксэ. Смотреть фото Что такое предмет орксэ. Смотреть картинку Что такое предмет орксэ. Картинка про Что такое предмет орксэ. Фото Что такое предмет орксэ

В чём разница? Да примерно в том же, в чём разница между религией и наукой: они отвечают на разные вопросы. Религия на вопросы: «для чего», «что мне нужно сделать, чтобы стать богом/спасти свою душу/преодолеть сансару/попасть в рай». Наука — «каким образом», «в чём причины» и тому подобное.

Кстати, именно поэтому религия и наука не противостоят друг другу. Они про разное

Религия — про восстановление союза (liga — от лат. «союз», re — возвратная частица (реконструкция, реставрация) человека и Бога, про духовную практику, образ жизни, участие в молитвах и таинствах. Вот этого всего курс ОРКСЭ не предлагает. Если нужно именно это — вам в храм, мечеть, синагогу, дацан или в воскресную школу.

Культура (от лат. cultura — возделывание) — это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и обществом навыков и умений. Так что в рамках ОРКСЭ дети будут знакомиться с культурой, её ценностями и памятниками.

В прошлом году я три дня провёл в Южной Корее, изучал образовательную систему этой страны. Там есть курс под названием «Толерантность», но начинается он обязательно с изучения собственной культуры. И это очень правильно: не понимая своих «корней», не уважая ценности своего народа и культуру страны, в которой живёшь, невозможно по-настоящему уважать иные культуры. Без этого толерантность становится фарсом и угрозой. И, кажется, некоторые в Западной Европе уже вкусили «радости» этого фарса. И я очень не хочу, чтобы этим путём пошли у нас. Поэтому ОРКСЭ — предмет всё-таки важный.

Чтобы не ошибиться с модулем, стоит выбирать вариант, который соответствует ценностям семьи. В любой спорной ситуации я бы советовал выбирать «Основы православной культуры», потому что именно православие сыграло решающую роль в становлении ценностей нашей культуры и развитии государственности. Второй вариант — «Основы мировых религиозных культур». Они могут, хоть и совсем вкратце, познакомить ребёнка с ценностями всех традиционных религий России.

Что такое предмет орксэ. Смотреть фото Что такое предмет орксэ. Смотреть картинку Что такое предмет орксэ. Картинка про Что такое предмет орксэ. Фото Что такое предмет орксэ

Для того чтобы избавиться от собственной родительской напряжённости, родителям стоит не стесняться обсуждать с детьми всё, что они изучают на ОРКСЭ. Это однозначно принесёт пользу и вашим отношениям с ребёнком и станет совсем не лишним напоминанием об основах наших традиционных религиозной и светской культур.

Иллюстрации: iStockphoto (davidcreacion)

Источник

Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования

Проект. Декабрь 2012 г.

1. Значение ОРКСЭ для модернизации общего образования

2. Цель и задачи ОРКСЭ

3. Принципы образования в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (принципы ОРКСЭ)

4. Образовательный процесс ОРКСЭ на ступени начального общего образования

5. Образовательный процесс ОРКСЭ на ступени основного общего образования

6. Образовательный процесс ОРКСЭ на ступени среднего (полного) общего образования

7. Требования к результатам освоения ОРКСЭ

8. Примерный план работ по ОРКСЭ на 2013—2017 годы

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) о введении преподавания новых учебных предметов по религиозным культурам и светской этике и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

В 2010/2011, 2011/2012 учебных годах в учреждениях общего образования 21 субъекта Российской Федерации проходила апробация ОРКСЭ в 4 четверти 4 кл. и 1 четверти 5 кл. В ней приняли участие около полумиллиона школьников. Данные, полученные по результатам апробации, свидетельствуют о высокой педагогической эффективности ОРКСЭ: 98% учителей положительно к нему отнеслись; 81% школьников выразили твердое желание продолжать его изучение; более половины опрошенных родителей уверены, что ОРКСЭ оказывает положительное влияние на нравственное состояние их детей, формирует у них культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России. По итогам исследования Общественной палаты РФ в 2010 г. «Каждый четвертый (24%) участник опроса высказался за изучение религиозных культур с первого класса. Некоторые родители предлагали начинать религиозное образование еще раньше — в дошкольном возрасте». При этом каждый шестой участник опроса считал, что курс следует преподавать с первого по последний класс школы. Причем среди тех, кто думает подобным образом, есть не только верующие, но и атеисты. Как отмечается в итогах опроса, эти данные хорошо согласуются с результатами опроса преподавателей ОРКСЭ, проведенного Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС). «Согласно результатам указанного исследования 56% педагогов считают, что преподавание следует начинать в начальных классах (1 — 4 класс), …большинство педагогов считают, что преподавание религиозных культур и этики следует начинать с начальной школы».

Одним из важнейших социально-педагогических результатов преподавания ОРКСЭ стало то, что дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях. Таким образом, ОРКСЭ реально продемонстрировал возможность позитивного влияния школы на семью, укрепления отношений между родителями и детьми при посредничестве школы.

С 1 сентября 2012 год ОРКСЭ введен в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации. Он изучается в течение всего 4 класса из расчета 1 час в неделю.

Учитывая положительные результаты апробации ОРКСЭ 4 октября 2011 года на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации (протокол №1(61) от 04.10.2011) Министерству образования и науки России было дано поручение «проработать вопрос о преподавании ОРКСЭ в течение полного учебного года и на всех ступенях школьного образования».

Настоящая Концепция разработана во исполнение данного поручения Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

Нормативно-правовой основой Концепции является Конституция России, Федеральный закон «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

Методологической основой настоящей Концепции является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

ОРКСЭ призван сыграть ведущую роль в восстановлении целостности современного педагогического процесса в единстве его трех важнейших функций: обучения, воспитания и развития личности.

Его изучение в общеобразовательной школе соответствует возрастным особенностям обучающихся, характеру организации образовательного процесса на ступенях общего образования, требованиям ФГОС общего образования. Преподавание ОРКСЭ осуществляется:

– на ступени начального общего образования — на пропедевтической основе;

– на ступени основного общего образования — на систематической основе;

– на ступени среднего (полного) общего образования — на систематической и проектно-деятельностной основе.

ОРКСЭ способен модернизировать содержание общего образования для решения следующих социально-педагогических задач: 1) воссоздание российской культуры в образовании в единстве и взаимообусловленности ее социальных, политических, культурных, духовных измерений; 2) воспитание человека культуры, чья деятельность (образовательная, социальная, предпринимательская, материально-предметная, инновационная и т.д.) всегда имеет нравственное, духовное, смысловое наполнение; 3) консолидация российского общества посредством укрепления культурно-исторической памяти, российской гражданской и культурной идентичности; 4) приобщение учащихся к традиционным духовно-нравственным ценностям в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностям современного российского общества; 5) обеспечение учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании общего образования и общественного воспитания детей в российской школе.

1. Значение ОРКСЭ для модернизации общего образования

Принцип единства обучения, воспитания и развития личности доминировал в дореволюционной и советской российской школы. Педагогически организованное развитие обучающегося могло иметь разную направленность: становление верноподданного гражданина, формирование гармонично развитого советского человека, но единство обучающей, воспитывающей и развивающей (формирующей) функций образования было незыблемо.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. происходит отказ от коммунистического воспитания и, в связи с этим, воспитание в целом утрачивает значение важнейшей задачи общего образования. Оно продолжает осуществляться усилиями семьи, школа же сосредотачивается на обучении. В это время развитие начинает пониматься как процесс самопроизвольный, который происходит свободно и достигает необходимого самому ребенку состояния, если ему не мешают взрослые. Ответственность за обучение, воспитание и развитие разделяется между школой, родителями и самим ребенком.

Через 20 лет, в 2000-е гг., когда поколения, прошедшие свободную от воспитания школу, определяют социально-экономическую жизнь страны, стало ясно, что само по себе обучение не способно обеспечить полноценное развитие личности, становление деятельного и ответственного гражданина, воспроизводство культуры и норм социальных отношений в обществе. Возможности обучения ограничены передачей знаний, формированием умений и навыков. За мотивацию, ценности и смыслы отвечает другая область педагогической деятельности — воспитание. Если у обучающегося не сформирована мотивация к обучению, если обучение (а также включенные в него отношения к школе, учителям, одноклассникам, содержанию образования, к себе как ученику, личности) не является для него ценностью, если он не видит в них смысла, то и учиться хорошо не будет. Отсутствие воспитания в российской школе в период 1990-х — 2000-х гг. стало одной из основных причин снижения качества образования. Обучение предоставляет материал, из которого личность может себя построить, но энергию для самосозидания способно обеспечить только воспитание.

На рубеже 2000-х — 2010-х гг. воспитание возвращается в российское образование. ФГОС общего образования предусматривают осуществление школами комплексных программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. ФГОС профессионального образования требуют формирования у обучающихся компетенций, которые представляют собой единство знаний, умений, навыков и ценностных отношений к предмету, без чего невозможно накопление опыта ответственной и творческой профессиональной деятельности.

Понимание важности воспитания сопровождается не менее отчетливым пониманием того, что воспитание, в том формате, в каком оно существовало в прежние исторические эпохи, сегодня уже невозможно. В дореволюционной и советской России воспитание было формирующим: существовал неизменный в течение веков и десятилетий набор ценностей, социальных идеалов, норм поведения, которые через систему образования закреплялись в сознании новых поколений.

На рубеже ХХ — ХХI вв. мир стал принципиально другим: открытым, поликультурным, информационным, динамичным. Современная Россия — демократическое и федеративное государство, полиэтническое и поликонфессиональное общество с разнообразной и изменчивой социальной структурой. Современное общество предъявляет к человеку особые требования: образование и саморазвитие в течение всей жизни, готовность к труду и творчеству, к нравственному совершенствованию и участию в разнообразных социальных отношениях, сознательная ответственность за свою жизнь, собственные слова и поступки, за других людей. На смену формирующему воспитанию приходит воспитание развивающее, главная задача которого — педагогическая поддержка духовно-нравственного развития и самоопределения личности обучающегося в различных процессах учебной, учебно-исследовательской, проектной, социальной, культурной, творческой деятельности.

Основной вопрос развивающего воспитания — вопрос о его содержании. В прошлом государственная идеология и политика составляли ядро содержания воспитания формирующего типа. Сегодня педагогика, должна самостоятельно ответить на этот вопрос. Во все времена содержание воспитания формируется на основе определенных ценностей. То, что не ценно, не имеет значения и либо отодвигается на периферию, либо исключается из жизни и деятельности человека. Человеческая жизнь организуется в системе ценностных отношений. Без идеалов, ценностей и смыслов личность распадается. Развитие личности требует понимания того, к чему надо стремиться и чего следует избегать. Жизнь человека и его образование невозможны без ценностей. Вопрос лишь в том, актуализированы ли нравственные ценности в содержании образования, разделяют ли их сознательно участники образовательного процесса, либо позитивные и негативные ценности проявляются в нем спонтанно, в результате несогласованных и не всегда ответственных усилий разных социальных субъектов.

Формирующее воспитание идеологично, его содержание всецело основано на политических установках. Развивающее воспитание культурологично, отражает содержание культуры общества и педагогически поддерживает свободное духовно-нравственное развитие и становление личности. В культуре существуют два основных вида ценностей, составляющих, соответственно, два источника содержания современного воспитания: конвенциональные и традиционные ценности.

Конвенциональные ценности (нормы, правила) устанавливаются в результате соглашения, договора людей (социальных групп) друг с другом. Основные разновидности конвенциональных ценностей: социальные, гражданские, общечеловеческие. «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» — известные примеры нормативно-ценностных документов, принимаемых по соглашению государств, содержащих таким образом определенные общечеловеческие конвенциональные ценности. ФГОС общего образования в этом смысле можно рассматривать как соглашение между государством, обществом, семьей, педагогами и обучающимися о ценностях и целях российского общего образования. В них (в части требований к содержанию и структуре программ воспитания и социализации обучающихся) формулируется национальный воспитательный идеал и система базовых общенациональных ценностей, задаются условия духовно-нравственного развития и воспитания школьников с учетом мировоззренческой структуры российского общества, национальных, культурных, религиозных особенностей народов России.

Конвенциональные ценности — важная часть современной этической культуры, необходимый компонент содержания государственно-общественного воспитания. Но они имеют существенные ограничения. Люди могут договориться между собой о том, что необходимо уважать свободу и права каждого человека, защищать природу, культурно-историческое наследие в обществе, заботиться о нетрудоспособных членах общества. На уровне образовательного учреждения можно договориться о том, что в школе необходимо поддерживать порядок и чистоту, что каждый учащийся и родитель может участвовать в принятии внутришкольных решений, а также по многим другим значимым вопросам. Но нельзя договориться о том, что люди должны любить друг друга, прощать обиды, помогать ближнему, оказавшемуся в трудной ситуации, жить по совести. Есть ценности, имеющие огромное значение для человека, смысложизненные, нравственные ценности, и они не умещаются в формат общественного договора. Это традиционные ценности.

Такие ценности существуют и сохраняются в границах определенной народной, религиозной и культурной традиции, формируются исторически и передаются от поколения к поколению. В российском обществе это, прежде всего, ценности религиозные — православные, исламские, буддийские, иудаистские. К ним также можно отнести и ценности национальной истории и литературы народа. Ценности рода, бережно сохраняемые в семье, — это тоже традиционные семейные ценности. Они присваиваются человеком в процессе приобщения к соответствующей традиции, ее проживания в деятельности, в том числе и образовательной.

Учебные предметы «история», «литература», «мировая художественная культура», «обществознание», «музыка», «изобразительное искусство» традиционно имеют большие возможности для воспитания, духовно-нравственного развития личности. Однако в их содержании педагогически не могут быть актуализированы и целостно представлены системы традиционных ценностей. Введение ОРКСЭ, преподавания религиозных культур и этики, предметной области духовно-нравственного образования — это первый и довольно успешный шаг на пути формирования полноценного содержания воспитания развивающего типа, предполагающего сочетание, взаимодополнение в образовательном пространстве конвенциональных и традиционных ценностей. Непрерывность воспитания, духовно-нравственного развития личности обучающегося на всех ступенях общего образования обусловливает потребность в расширении ОРКСЭ, реализации этой образовательной практики на всех ступенях общего образования.

2. Цель и задачи ОРКСЭ

Цель ОРКСЭ — педагогическая поддержка духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирование у них российской гражданской и культурной идентичности, традиционной духовно-нравственной культуры в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями семьи школьника, мотивации к осознанному нравственному поведению, опыта нравственно обоснованной, конструктивной деятельности посредством приобщения к религиозным, этическим и культурным традициям народов России.

В области развития личности обучающегося:

В области социальных отношений:

В области общественно-государственных отношений:

3. Принципы образования в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (принципы ОРКСЭ)

Образовательный процесс в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», комплексного учебного предмета ОРКСЭ строится на культурологической основе. Культурологический подход в образовании и применительно к ОРКСЭ раскрывается в системе современных педагогических принципов:

Принцип взаимодополнения разных форм общественного сознания в содержании образования.

Культуросообразность образования как форма и процесс — это воссоздание культуры в целом в содержании образования; как процесс и результат — осознание обучающимся культуры как пространства личностной, социальной и духовной жизни, присвоение содержания культуры (форм общественного сознания) в виде знаний, ценностей, смыслов. Формы общественного сознания складываются исторически и составляют содержание национальных и общечеловеческой культур: наука, искусство, религия, философия, право, политика. Традиционное образование отдает безусловный приоритет науке, игнорируя или урезая другие формы общественного сознания. Так оно вступает в конфликт с современным, сложно организованным, динамичным миром, по инерции формируя личность с односторонне развитым, преимущественно формально-рациональным мышлением и поведением.

Человек, которому принадлежит будущее, — это человек культуры, гармонично развитый, способный понимать одно и то же явление с помощью рационального понятия, художественного образа, философского концепта, религиозной идеи, готовый жить в сложном мире, видеть единство и взаимообусловленность его материальных, духовных, культурных, социальных пространств. Становление и развитие такого человека поддерживает культуросообразное образование.

Принцип системности преподавания основ религиозных культур и этики.

Все формы общественного сознания имеют значение для образования человека постиндустриальной цивилизации, в том числе и религия в контексте культуры. Педагогическая ценность религиозной культуры, ее значимость в общественной жизни и деятельности людей является основанием системного изучения традиционных религиозных культур в общеобразовательной школе.

Системность в преподавании религиозных культур — это объективное отражение в содержании образования соответствующей религиозной традиции в ее историческом развитии, содержательной полноте и истинности. Для соблюдения этого принципа в разработке и экспертизе образовательных материалов по религиозным культурам в рамках ОРКСЭ участвуют соответствующие религиозные организации.

Системность педагогическая — это организация содержания в соответствии с принципами доступности, последовательности, систематичности обучения, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, единства обучения, воспитания и духовно-нравственного развития школьников.

Системность культурологическая — педагогически организованные связи между модулями и предметами ОРКСЭ, а также содержания ОРКСЭ с содержанием других учебных предметов, предметных областей на каждом уровне общего образования.

Принцип вариативности изучения ОРКСЭ.

Системность позволяет воссоздать традицию, духовно-нравственную культуру в содержании образования и приобщать к ней ученика, дает ему возможность узнать и осмыслить традицию, духовно-нравственную культуру. Но выбор традиции есть безусловное право обучающегося и его родителей (лиц, их замещающих) несовершеннолетнего обучающегося. Принцип вариативности реализуется через предметно-модульную организацию ОРКСЭ, что позволяет обеспечить соответствие содержания образования культурно-образовательным потребностям обучающихся и их семей. Принцип вариативности также оптимально сочетает конвенциональный и традиционный подходы к содержанию современного воспитания. Каждый учебный предмет или модуль воссоздает определенную духовно-нравственную традицию, но выбор самой традиции осуществляется в формате договора между семьей и школой. Выбор традиции, духовно-нравственной культуры (в религиозной или нерелигиозной формах) с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи — конвенциональное действие, изначально устанавливающее сознательное отношение обучающегося и его семьи к обучению, воспитанию и духовно-нравственному развитию средствами данной традиции в процессе получения ребенком общего образования. Данные положения являются нормой деятельности общеобразовательной школы в светском демократическом государстве, закреплены в международных гуманитарных правовых актах, в частности в протоколе № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Российская Федерация: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (статья 2 «Право на образование»):

Принцип интегративности содержания ОРКСЭ.

ОРКСЭ обладает большими возможностями интеграции с другими предметными областями и конкретными учебными предметами (окружающий мир, история, литература, художественная культура, обществознание и др.). Ценности — основное содержание ОРКСЭ, являются универсальными интеграционными механизмами, они пронизывают и сближают разнопредметное содержание. Интеграция гуманитарных дисциплин позволяет воссоздать образовательными средствами целостный культурно-исторический мир России от истоков до современности в контексте процессов развития человеческой цивилизации.

Предметная область ОРКСЭ («Основы духовно-нравственной культуры народов России») в содержании общего образования представляет духовно-мировоззренческие, ценностные, ментальные основы жизни, культуры, истории народов России, а также в целом российского общества как историко-культурного единства. Одновременно каждый из предметов (модулей) в рамках ОРКСЭ имеет предметную область, которую составляют религиозные традиции народов России и конвенциональные нормы и ценности российской светской (гражданской) этики.

Интегративность ОРКСЭ является существенным ресурсом в преподавании: ценности той или иной традиции воплощаются и развиваются в произведениях искусства, в исторических событиях, характерах жизни людей в разные эпохи. Интегративный принцип позволяет обучающимся увидеть, понять и осмыслить духовные измерения России, неотделимые от ее реальной истории, культуры, современной жизни.

Принцип педагогической поддержки социализации обучающихся.

Знание о ценностях — первый шаг на пути духовно-нравственного развития. Ценность присваивается личностью через поступок, в значимой для других людей деятельности. Организация такой деятельности — необходимый компонент ОРКСЭ. Она может осуществляться в рамках школьной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, во внеурочной деятельности, совместно с представителями религиозных, общественных, иных организаций, педагогами, родителями, старшими и младшими школьниками.

Обучающийся должен приобрести не только системные знания, но и укрепляющий их опыт нравственного поведения, применения ценностей для сознательной организации своей школьной, семейной и социальной жизни.

Принцип формирования российской гражданской идентичности.

Воссоздание культурно-исторического мира России, его духовных основ, поддержка осознанной нравственной социализации обучающихся направлены на формирование их гражданского самосознания. ОРКСЭ открывает для этого принципиально новые возможности. С его помощью российское гражданское самосознание формируется не только посредством изучения «обществознания» — основного учебного предмета, направленного на формирование российской гражданской и культурной идентичности школьников, а также «истории», «литературы» и т.д., но и путем прямой идентификации с согражданами — представителями конфессиональных и этнических групп, с которыми ассоциирует себя семья школьника, а также диалога и взаимодействия с представителями других конфессиональных и этнических групп в обществе.

ОРКСЭ вносит в содержание образования духовно-нравственное измерение. Обучающиеся и учителя, школьники в общении друг с другом, дети и родители получают возможность говорить о ценностях, мировоззрении, нормах поведения, смыслах человеческой жизни и деятельности. Они духовно раскрываются друг для друга, вступают в педагогически организованный диалог, взаимно личностно обогащаются. Предметно-модульная организация ОРКСЭ в сочетании с системностью и интегративностью его преподавания воссоздает поликонфессиональную и полиэтническую структуру российского общества как единства в многообразии, открывает для обучающегося духовные традиции народов России, создает особый механизм формирования российской гражданской и культурной идентичности: духовное согражданство, — возникающее в процессе диалога и взаимовлияния духовных культур, в общении одноклассников, учащихся школы и их семей, обучающихся и учителей.

В преподавании ОРКСЭ принцип культуросообразности предполагает создание условий для формирования идентичности несовершеннолетнего обучающегося с учетом мировоззренческого и культурного самоопределения его семьи, родителей (законных представителей). Изучение ОРКСЭ позволяет обучающемуся проживать избранную традицию, и на этой основе не только формировать свою культурную идентичность, но и лучше понимать других людей, сограждан, одноклассников, приверженных другой традиционной для нашей страны культуре. Данный принцип ориентирует на сознание непреходящей ценности и значимости культуры, культурной традиции для формирования личности человека, создания и жизнедеятельности семьи, устойчивого развития общества и государства.

4. Образовательный процесс ОРКСЭ на ступени начального общего образования

Основная образовательная задача начальной школы — формирование у обучающегося основ целостного, системного представления о мире в единстве, взаимообусловленности его природного, социального, экономического, культурно-исторического, духовного, эстетического измерений, конструктивного, нравственного отношения к людям, обществу, природе, образованию и труду, первоначальное осознание обучающимся возможностей своего деятельного участия в совершенствовании окружающего мира и себя в нем.

Решению этой задачи должен быть подчинен курс ОРКСЭ. В начальной школе он имеет пропедевтический характер, вводит обучающихся в определенную, избранную религиозную традицию или предоставляет условия для духовно-нравственного развития на внеконфессиональной, общегражданской основе

Изучение ОРКСЭ в форме урочной деятельности целесообразно начинать во 2 классе и продолжать в 3 и 4 классах.

Для этого есть ряд оснований:

Вместе с тем, изучение ОРКСЭ в начальной школе в течение 3 лет предъявляет повышенные требования к его содержанию и методике преподавания. Накопленный опыт и подходы, сложившиеся даже в процессе преподавания религиозных культур и этики в урочной форме, но в рамках вариативной части образовательного программы (региональный компонент учебного плана, компонент образовательного учреждения согласно ГОС общего образования 2004 г.) не могут быть полностью некритически воспроизведены в преподавании ОРКСЭ в обязательной части учебного плана. Нельзя допустить, чтобы пропедевтический курс ОРКСЭ на ступени начального общего образования был упрощенным вариантом систематического курса ОРКСЭ на ступени основного общего образования. Буквальное повторение содержания преподаваемых знаний и использование одних и тех же форм их освоения в начальной и основной школе неизбежно приведет к падению интереса у обучающихся, снижению возможностей их духовно-нравственного развития, личностного отношения и присвоения духовно-нравственных ценностей.

Преподавание ОРКСЭ в начальной школе необходимо выстроить, привлекая интерес детей к предмету широким использованием наглядных средств, мультимедийного сопровождения, вовлекая их в художественно-практическую, творческую деятельность буквально на каждом уроке, с максимальной актуализацией имеющегося жизненного опыта ребенка, личностных особенностей и потребностей каждого ученика в классе, в учебной группе. Особенного внимания в методике изучения любого предмета-модуля по ОРКСЭ должно занимать внимательное отношение педагога к эмоциональному восприятию детьми содержания образования, их душевному состоянию. Каждый урок должен быть сознательно ориентирован на формирование позитивного эмоционального настроя и переживание ребенком положительного нравственного опыта, сопереживание им учебного материала духовно-нравственной направленности, безусловное недопущение какого-либо вреда душевному и нравственному состоянию каждого ученика.

Интеграция ОРКСЭ с предметом «окружающий мир», а также с другими гуманитарными предметами в начальной школе осуществляется на основе:

— Общих ценностей: ценностное содержание ОРКСЭ отражается в содержании других гуманитарных курсов, ребенок должен видеть и понимать возможности их применения в жизни людей настоящего и прошлого, в духовной сфере жизни общества (словесность, художественная культура, музыка и др.);

— Общих тем, особым образом раскрываемых в содержании разных учебных предметов, например, «Крещение Руси», «Как буддизм пришел в Россию», «Православное искусство», «Народы России» и т.д.;

— Системы межпредметных связей;

— Межпредметной учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В начальной школе закладываются основы педагогического сотрудничества школы и семьи. ОРКСЭ открывает для этого большие возможности. Родителям сложно общаться с детьми о таких предметах, как математика или русский язык. В то же время каждый из них имеет жизненный опыт, здравый смысл, систему ценностей и жизненных приоритетов, каждый желает добра своему ребенку и заинтересован в его духовно-нравственном становлении. ОРКСЭ позволяет актуализировать духовный мир родителей, включить его в процесс воспитания. Жизненный опыт родителей — важный компонент содержания ОРКСЭ. Таковым он становится, если методическая система ОРКСЭ поддерживает совместную деятельность учителей, детей и родителей в формах домашних заданий, творческих и проектных работ, внеучебных мероприятий и т.д., в реализации которых участвуют дети и их родители.

Содержание ОРКСЭ не только существенно расширяется за счет привлечения опыта родителей, но и само может способствовать укреплению семейных отношений, наполнению их нравственным содержанием. По каждому из модулей целесообразна разработка книг для семейного чтения, электронных приложений, содержащих мультипликационные, художественные, документальные фильмы (их фрагменты) для семейного просмотра, содержание которых согласуется с содержанием ОРКСЭ.

Важное направление развития ОРКСЭ — формирование информационно-образовательных ресурсов для каждого модуля: специализированные сайты, образовательные порталы, электронные библиотеки, социальные сети и т.д. В решении этой задачи могут принимать активное участие религиозные организации, используя уже имеющиеся в их распоряжении ресурсы.

ОРКСЭ в начальной школе вводит ребенка не только в определенную традицию нравственной, духовной жизни человека, но, посредством ее, в культуру многонационального, многоконфессионального народа России. Основное время в программах ОРКСЭ отводится на изучение избранного модуля, при этом целесообразно предусмотреть возможность знакомства обучающихся с содержанием других модулей и результатами их освоения одноклассниками, как это предусмотрено структурой экспериментального курса ОРКСЭ, прошедшего апробацию и преподающегося в 4 классах. На этих занятиях дети должны общаться друг с другом, рассказывать одноклассникам о содержании изучаемой ими религиозной культуры или светской (гражданской) этики, обсуждать общие темы, решать учебные межпредметные задачи с учетом содержания разных модулей ОРКСЭ.

Изучение ОРКСЭ на ступени начального общего образования на пропедевтической основе, предусматривающее введение обучающегося в определенную религиозную культурную традицию или духовно-нравственное развитие на нерелигиозной основе в рамках общего нравственного образования, и осуществляемое как относительно завершенный образовательный процесс, делает возможным смену изучаемого предмета в рамках ОРКСЭ с учетом позиции обучающегося и по решению его родителей (лиц, их замещающих). Таким образом, предусматривается возможность смены изучаемого предмета в рамках ОРКСЭ по окончании обучения на начальной ступени общего образования и переходе на основную ступень общего образования.

Оценивание результатов образования обучающихся по ОРКСЭ (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») на ступени начального общего образования может осуществляться либо в безотметочной форме (зачет), либо в отметочной форме как и по другим учебным дисциплинам, — по решению образовательного учреждения с учетом местных условий, желания обучающихся и их родителей, мнения педагога.

5. Образовательный процесс ОРКСЭ на ступени основного общего образования

Центральная задача основной школы — формирование осознанной российской гражданской идентичности путем систематического освоения российской культуры в единстве составляющих ее самобытных культур народов России, традиционных российских религий и нерелигиозных форм духовного и нравственного самоопределения людей в обществе в диалоге с культурами других народов, в контексте общечеловеческой культуры.

Курс ОРКСЭ в основной школе имеет системный характер и последовательно изучается с 5 по 9 класс с учебной нагрузкой не мене 1 часа в неделю. В его содержании раскрываются определенные религиозные культуры и опыт осмысления духовно-нравственных ценностей во внеконфессиональных формах этики и философии в их самобытности и полноте, сообразно возрастным особенностям обучающихся и требованиям ФГОС основного общего образования.

ОРКСЭ призван раскрыть перед обучающимися традиционную национальную, российскую, мировую культуры, жизнь человека и общества в их глубинных духовных измерениях. Для этого сама культура, общество и человек в целостном процессе культурно-исторического развития должны воссоздаваться в содержании образования посредством интеграции гуманитарных предметов, в том числе и ОРКСЭ. На ступени основного общего образования целесообразно создание целостного интегрального гуманитарного образовательного пространства, которое можно условно назвать «Культурно-исторический мир России».

Интеграция содержания курсов «истории», «литературы», «русского языка» и других родных языков народов России, «обществознания», «мировой художественной культуры», «музыки» и ОРКСЭ позволит последовательно воссоздать в основной школе культурно-исторические эпохи развития России в контексте мировой истории и культуры. Интеграция осуществляется посредством согласования содержания образовательных гуманитарных программ и установления широкой системы межпредметных связей. В отличие от начальной школы, где для согласования программ ОРКСЭ, окружающего мира, литературного чтения требуется простая система базовых ценностей, в основной школе культура России выступает общим интеграционным контекстом. Ценности традиционных религий и нерелигиозной этики, философской мысли и культуры раскрываются, конкретизируются, наполняются жизненным содержанием в литературе, искусстве народов России, в истории страны на том или ином этапе ее развития, в жизни, сознании и деятельности соотечественников, живших в прошлые эпохи, и современников.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками и значимыми взрослыми, самоопределение подростка в социально значимой деятельности. Содержание ОРКСЭ должно в полной мере учитывать эту особенность подросткового поведения. В сравнении с начальной школой возрастает значение внеурочной деятельности в формах, обеспечивающих самореализацию обучающихся: социальное служение, детско-юношеские организации и движения, культурные практики, сохранение природы, истории и культуры родного края, участие в управлении школой и т.д.

Преподавание ОРКСЭ на ступени основного общего образования должно поддерживаться реализацией социальных программ и проектов, культурных практик в рамках программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Значимой формой усвоения содержания ОРКСЭ становится нравственный поступок, в котором подросток может осуществить и принять ценности и идеалы изучаемой им традиции.

В основной школе развивается исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Если в начальной школе она в основном ограничена рамками определенной предметной области, то на ступени основного образования, благодаря интеграции гуманитарных предметом и широкой внеурочной работе, она приобретает межпредметный характер и ориентируется на решение практических проблем. Систематически изучая ОРКСЭ в 5 — 9 классах, школьники, выбирая и реализуя тот или иной проект, учатся актуализировать в нем нравственные константы, организовывать свою учебную, творческую, проектную деятельность, сообразуя ее с традиционными духовными ценностями и идеалами по формуле: дело ново, а ценность его вечна.

Формирование мировоззренческой и культурной идентичности подростка, обучающегося по каждому из предметов ОРКСЭ, соотносится с историческим и культурным единством российского общества по принципу единства в многообразии.

Дальнейшее развитие на ступени основного общего образования получает и педагогическая работа с родителями. В начальной школе жизненный опыт, мировоззрение родителей интегрируются в содержание ОРКСЭ. В дополнение к этому, в основной школе духовное и нравственное укрепление семьи средствами ОРКСЭ осуществляется через совместную деятельность по выбору, нравственному обоснованию и реализации образовательных проектов. Подростки нуждаются в помощи родителей, в их знании жизни и человеческих отношений в той части, которая связана с духовно-нравственным компонентом учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Оценивание результатов образования обучающихся по ОРКСЭ (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») на ступени основного общего образования осуществляется в отметочной форме, как и по другим учебным дисциплинам. В то же время результаты итоговой аттестации в установленных документах об образовании целесообразно отмечать по ОРКСЭ, не обозначая в документе предмет в рамках ОРКСЭ, который изучал школьник.

6. Образовательный процесс ОРКСЭ на ступени среднего (полного) общего образования

Основная задача старшей школы — педагогическая поддержка самореализации обучающегося, осознанного, нравственно обоснованного выбора жизненного и профессионального пути.

Организация ОРКСЭ на ступени среднего (полного) общего образования осуществляется на системной и проекто-деятельностной основе. В старшей школе развивается и закрепляется, уже как качество личности, способность обучающегося самостоятельно организовывать свою деятельность с учетом ее духовно-нравственных, этических характеристик, влияния на культуру, общество, общественное и индивидуальное сознание, жизнь, мышление, поведение человека.

Системный подход реализуется в том, что на ступени среднего (полного) общего образования сохраняется модульная структура ОРКСЭ и обеспечивается интеграция знаний, полученных на ступени основного общего образования, а также их осмысление в связи с актуальными проблемами в современном российском социуме и мире. В частности, по религиозным культурам курс в старшей школе в 10 классе может строиться на основе официально принятых социальных концепций традиционных российских конфессий, включающих как основные мировоззренческие вопросы, так и актуальную социально значимую тематику: межконфессиональный мир и согласие в российском обществе, социальная ответственность, отношение к Российскому государству, духовно-нравственные основы решения глобальных проблем современности и др.

Проектно-деятельностный подход на ступени среднего (полного) общего образования осуществляется путем интеграции ОРКСЭ с выполнением индивидуального проекта (учебного исследования или учебный проект), предусмотренного ФГОС среднего (полного) общего образования. Проводятся установочные занятия, на которых обсуждаются различные аспекты взаимосвязи нравственности и деятельности, сознания, ментальности, духовного состояния человека и его профессионального, социального, жизненного поведения в контексте изучаемых по выбору (в старшей школе уже и с учетом мнения школьника) религиозных традиций и светской этики. Учителя в рамках установленных часов, проводят индивидуальное консультирование обучающихся, оказывают им помощь в работе с их индивидуальными проектами, содействуют в актуализации нравственных основ осуществляемой ими проектной деятельности.

Учащиеся продолжают изучение определенного предмета уже в плане осознания влияния духовности и нравственности (православной, исламской, буддийской, иудаистской, неконфессиональной) на мышление, поведение и жизнь человека («Православие и деятельность человека», «Ислам и деятельность человека», «Буддизм и деятельность человека», «Иудаизм и деятельность человека», «Этика и деятельность человека»). При этом они, по рекомендации учителя или по собственному желанию, могут для разработки индивидуального проекта привлекать в сравнительном аспекте материалы по другим религиозным культурам, философии и нерелигиозным формам этики. Такая деятельность дает возможности для овладения обучающимися, при педагогическом контроле и помощи учителя, навыками корректного представления духовного опыта разных культурных традиций, мировоззренческого и межрелигиозного диалога, что значимо для выработки умения взаимодействовать, сотрудничать в условиях современного открытого, поликультурного общества.

ОРКСЭ в старшей школе, опираясь на предшествующие уровни его изучения, способен существенно повлиять на повышение качества человеческой деятельности (человеческого капитала). Новая система общего гуманитарного образования призвана формировать у человека понимание, что значение деятельности не ограничивается ее целерациональной эффективностью, успешностью в достижении цели. В деятельности проявляются, формируются и развиваются нравственные отношения человека к себе, собственной жизни, к будущему, к другим людям, обществу, природе. Качество этих отношений и есть качество деятельности, самой человеческой жизни. Главная задача ОРКСЭ — научить человека на свободно принятой духовно-нравственной основе сознательно конструировать мотивы своей деятельности, учитывать ее влияние на собственное будущее, на других людей и природу, прогнозировать последствия своих поступков.

Оценивание результатов образования обучающихся по ОРКСЭ (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») на ступени среднего (полного) общего образования осуществляется в отметочной форме в 10 классе, как и по другим учебным дисциплинам, и в форме зачета при выполнении проектного исследования по ОРКСЭ в 11 классе. Результаты итоговой аттестации в установленных документах об образовании отмечаются по ОРКСЭ, не обозначая в документе предмет в рамках ОРКСЭ, который изучал школьник.

7. Требования к результатам освоения ОРКСЭ

На ступени начального общего образования

На ступени основного общего образования

На ступени среднего (полного) общего образования

8. Примерный план работ по ОРКСЭ на 2013-2017 годы

Работы по обеспечению преподавания ОРКСЭ на всех ступенях общего образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации реализуется под контролем Межведомственного координационного совета, включающего представителей органов государственной власти, заинтересованных религиозных организаций, научных учреждений на базе Методического объединения по ОРКСЭ. Выполнение всех работ осуществляется в открытом для общества режиме, предусматривает всестороннее информационное сопровождение в СМИ, периодическое проведение мониторинговых исследований для выявления отношения участников работы, субъектов образовательного процесса, общественности.

I. 2013 год — первое полугодие 2014 года

1. Разработка педагогического обеспечения введения ОРКСЭ на ступени начального общего образования с участием Методического объединения по ОРКСЭ при МКС, представителей и специалистов заинтересованных религиозных организаций:

1.1. Материалы в ФГОС начального общего образования в части содержания ОРКСЭ (в Стандарт начального общего образования и в Примерную основную образовательную программу начального общего образования).

1.2. Примерные программы по модулям ОРКСЭ в начальной школе: религиозным культуры (по выбору), этика и религиоведение

1.3. Программы повышения квалификации учителей (144 часа) для преподавания ОРКСЭ по профилям: «Основы религиозной культуры (по выбору — православной, исламской, буддийской, иудейской), светской (гражданской) этики и религиоведения».

Срок — первое полугодие 2013 года.

2. Внесение приказом Минобрнауки России изменений в ФГОС начального общего образования, в т.ч. базисный учебный план в части учебной нагрузки по ОРКСЭ 1 час в неделю во 2-3 классах.

Срок — второй квартал 2013 года.

3. Доработка и утверждение программ бакалавриата (на 4 года) для подготовки учителей с профилизацией:

— оптимально по 5 профилям (4 религиозные культуры, этика и религиоведение, организация духовно-нравственного воспитания),

— минимально по 4 профилям (религиозная культура по выбору, этика и религиоведение, организация духовно-нравственного воспитания).

Срок — первое полугодие 2013 года.

4. Разработка педагогического обеспечения введения ОРКСЭ на ступени основного общего образования с участием Методического объединения по ОРКСЭ при МКС, представителей и специалистов заинтересованных религиозных организаций:

2.1. Материалы в ФГОС основного общего образования в части содержания ОРКСЭ (в Стандарт основного общего образования и в Примерную основную образовательную программу основного общего образования).

2.2. Примерные программы по предметам ОРКСЭ для 5-9 классов.

2.3. Программы профессиональной переподготовки учителей для преподавания ОРКСЭ на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по профилям подготовки «Религиозная культура (по выбору — православная, исламская, буддийская, иудейская), светская (гражданская) этика и религиоведение».

Срок — второе полугодие 2013 года.

5. Начало реализации программ профессионального педагогического образования в форме бакалавриата для подготовки учителей ОРКСЭ.

Срок — с 2013-2014 учебного года.

Подготовленные бакалавры для преподавания ОРКСЭ по всем ступеням общего образования: с 2018-2019 учебного года.

6. Подготовка учителей к преподаванию ОРКСЭ на ступени начального общего образования по разработанным материалам для 2-4 классов в форме повышения квалификации.

Срок — в течение 2013-2014 учебного года.

7. Подготовка УМК по модулям ОРКСЭ в составе учебников для 2-4 классов и методических пособий для учителя в учебных издательствах. Федеральная экспертиза учебников, включая конфессиональную экспертизу учебников и методических пособий в соответствующих религиозных организациях.

Срок — 2013-2014 учебный год.

II. Второе полугодие 2014 года — 2017 год

1. Начало преподавания пропедевтического курса ОРКСЭ во 2-х классах.

Срок — с 2014-2015 учебного года.

Замена экспериментального курса ОРКСЭ на пропедевтический курс ОРКСЭ для 2-4 классов в 4 классах — в 2016-2017 учебном году.

2. Разработка педагогического обеспечения введения ОРКСЭ на ступени среднего (полного) общего образования с участием Методического объединения по ОРКСЭ при МКС, представителей и специалистов заинтересованных религиозных организаций:

2.1. Материалы в ФГОС среднего (полного) общего образования в части содержания ОРКСЭ (в Стандарт и Примерную основную образовательную программу среднего (полного) общего образования).

2.2. Примерные программы по предметам ОРКСЭ для 10 класса.

2.3. Программы повышения квалификации учителей для преподавания ОРКСЭ на ступени среднего (полного) общего образования по профилям: «Основы религиозной культуры (по выбору — православной, исламской, буддийской, иудейской), светской (гражданской) этики и религиоведения».

2.4. Методические рекомендации по осуществлению проектной деятельности учащихся по ОРКСЭ в 11 классах.

Срок — в течение 2014 — 2015 учебного года.

3. Подготовка УМК по предметам ОРКСЭ для основной ступени общего образования в составе учебников для 5-9 классов и методических пособий для учителя в учебных издательствах. Федеральная экспертиза учебников, включая конфессиональную экспертизу учебников и методических пособий в соответствующих религиозных организациях.

Срок — второе полугодие 2014 года — первое полугодие 2015 года.

4. Подготовка учителей к преподаванию ОРКСЭ на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по программам профессиональная переподготовки по профилям подготовки «Религиозная культура (по выбору — православная, исламская, буддийская, иудейская), светская (гражданская) этика и религиоведение».

Срок — с 2014-2015 учебного года.

Подготовленные учителя для преподавания ОРКСЭ по всем ступеням общего образования: с 2016 учебного года.

5. Внесение приказом Минобрнауки России изменений в ФГОС основного общего образования, в т.ч. базисный учебный план в части учебной нагрузки по ОРКСЭ 1 час в неделю в 5-9 классах.

Срок — первый квартал 2015 года.

6. Начало систематического преподавания ОРКСЭ на ступени основного общего образования в 5-х классах.

Срок — с 2015-2016 учебного года.

7. Подготовка УМК по ОРКСЭ для ступени среднего (полного) общего образования в составе учебников для 10 класса и методических пособий для учителя в учебных издательствах, учебных и методических материалов по ОРКСЭ для 11 класса (индивидуальный проект). Федеральная экспертиза учебников, включая конфессиональную экспертизу учебников и методических пособий в соответствующих религиозных организациях.

Срок — второе полугодие 2015 года — первое полугодие 2016 года.

8. Внесение приказом Минобрнауки России изменений в ФГОС среднего (полного) общего образования, в т.ч. базисный учебный план в части учебной нагрузки по ОРКСЭ 1 час в неделю в 10 классах.

Срок — первый квартал 2016 года.

9. Подготовка учителей к преподаванию ОРКСЭ на ступени среднего (полного) общего образования в форме повышения квалификации.

Срок — в течение 2015-2016 учебного года.

10. Начало преподавания ОРКСЭ на ступени среднего (полного) общего образования в 10 классе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *