Что такое предмет правило по русскому языку
Значение слова «предмет»
2. Явление действительности, факт. — Мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах; но, сколько мне помнится, ни между нами, ни в моем присутствии речь никогда не заходила о поединках, о дуэли вообще. Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете? Тургенев, Отцы и дети. [Себастьян] удивился, какие полярные точки зрения на один и тот же предмет могут существовать у разных людей. Казакевич, Дом на площади.
3. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Предмет научного исследования. Предмет лекции. Предмет разговора. □ Обязан истинный поэт Для вдохновенных песнопений Избрать возвышенный предмет. Пушкин, Египетские ночи. Предмет истории есть жизнь народов и человечества. Л. Толстой, Война и мир.
5. чей. Разг. устар. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе. [Анна Антоновна:] Ваш предмет у меня теперь сидит; она собирается домой, так вы погодите, я ее здесь проведу. А. Островский, Не в свои сани не садись. [Дононов:] Я сам читал его письма к своему предмету… Чего он там ей не пишет, жуть! И песня, и еще нечто подобное. Погодин, Сонет Петрарки.
6. Круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания. У меня были превосходные способности, и, совсем перестав учиться, я схватывал предметы на лету, в классе, на переменах, и получал отличные отметки. Короленко, История моего современника. Кроме русского языка, арифметики и других предметов, которые были у нас в прошлом году, теперь прибавляются еще география, история и естествознание. Носов, Витя Малеев в школе и дома.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вещь, конкретный материальный объект.
В науке предмет — сторона объекта, определённый его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Например: антропология, психология, социология (и многие другие науки) имеют общий объект изучения (человека), но различаются предметом своего изучения.
В философии — то, на что направлены мысль или действие субъекта.
В образовании (науке) — то же, что учебный предмет (учебная дисциплина) — определённый круг знаний и умений, обычно содержательно включающий базовые сведения по какой-либо науке, преподаваемый учащимся в рамках системы образования.
В лингвистике некоторых языков — то же, что дополнение.
В юриспруденции: предмет иска — субъективное право, о котором истец просит суд вынести решение.
ПРЕДМЕ’Т, а, м. [перевод. латин. objectum — брошенное перед кем-н.]. 1. Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее особо, как субстанция, как вместилище каких-н. свойств и качеств (книжн.). Предметы внешнего мира. Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим. и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Гоголь. На закате все предметы казались окрашенными в золотисто-розовый цвет. Имя существительное — грамматическая категория слов, понимаемых как обозначение предметов. В слове «белизна» — качество выражено в категории предмета. || Вещь, обслуживающая ту или иную потребность, составляющая принадлежность какой-н. области материального быта, движимого имущества. П. домашнего обихода. П. широкого потребления. Предметы первой необходимости. Предметы роскоши. 2. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена деятельность познания. От важных исходя предметов, порой касался разговор и русских иногда поэтов. Пушкин. П. спора. П. научного исследования. Избрать себе что-н. предметом для занятий. 3. чего. То, что служит материалом, источником деятельности чего-н., что питает собой что-н. Да нельзя ль увидеть мне Филлиду эту, предмет и мыслей, и пера, и слез, и рифм. Пушкин. || Источник тех или иных чувств и переживаний, то, что внушает к себе то или иное отношение. Он служил предметом насмешек для товарищей. П. постоянных забот. П. любви. П. увлечения. 4. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе (устар.). Милые предметы (женщины), которым. писали втайне вы стихи, которым сердце посвящали. Пушкин. || Возлюбленный или возлюбленная (из выражения: предмет любви; простореч. фам.). — Без нее (любви) все-таки скучно. А как есть предмет, так то ли дело! А. Островский. Ваш предмет теперь у меня сидит; она собирается домой. А. Островский. 5. Какой-н. цикл знаний, образующий особую дисциплину преподавания. Он преподает у нас два предмета — физику и химию. ◊
и т. д.) предмет (канц. и разг. шутл.) — для этого, того; об этом, том. На сей предмет у него имеются определенные инструкции. На сей предмет он уже позаботился.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
предме́т
1. отдельное материальное неодушевлённое тело, объект, вещь, как правило, не очень больших размеров ◆ Предметы были раскиданы в беспорядке.
2. перен. то, на что направлены мысли или действия субъекта ◆ Предметом моих рассуждений будет исторический прогресс.
3. в учебных заведениях — учебная дисциплина, раздел знаний ◆ По всем предметам, кроме математики, у него были хорошие оценки.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова солея (существительное):
Урок русского языка «Слова-предметы и слова-действия». 1-й класс
Класс: 1
Программа: “Перспективная начальная школа”.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.
познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);
коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.
Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
I. Организационное начало урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Мотивация. Целеполагание
Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.
— Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).
— Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.
— Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.
— Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.
III. Изучение нового материала
1. Получение новых знаний
— А теперь разделите слова-предметы на две группы.
— Что вы можете сказать об этих словах-предметах?
Справка Летучей мыши:
— Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.
(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).
Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.
Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.
— Поднимите руку, у кого замок получился открытым.
— Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.
(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)
Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:
Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.
заяц – кто? прыгает – что делает?
медведь – кто? бродит – что делает?
дерево – что? выросло – что сделало?
комар – кто? летал – что делал?
— Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?
(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.
— Проверим правильно ли догадались.
Справка Летучей мыши:
Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.
— Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.
— Составьте из данных слов 2 предложения:
1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,
2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,
— Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?
(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
— Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.
— Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6
Прочитаем 1 задание.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.
Поставьте вопрос к слову ЛИСА.
Как обозначим на схеме?
Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?
— Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.
— Прочитайте задание № 2.
— Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)
— Выполните это задание самостоятельно.
Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.
— Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).
— Запишем это предложение с комментированием.
— И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.
Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.
VI. Итог урока. Рефлексия
— А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
— Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?
— Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.
(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Запишите по три-пять слов, которые называют : предмет : Признак предмета: Действие:
Ответ или решение 3
Предмет
Предмет в русском языке обозначает имя существительное. В своей начальной форме, существительное отвечает на вопросы «что?» и «кто?». Например: кто? – мама; что? – конфета.
Существительное в предложении может менять свою форму в зависимости от падежа и числа. Возьмем слово конфета. Давайте посмотрим на примерах, как оно может менять свою форму в разных предложениях:
Признак предмета
Имя прилагательное – есть признак предмета. Оно в начальной форме отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». То есть прилагательное дает описание чему-то или кому-то. Например: мальчик какой? – веселый; книга какая? – веселая; солнышко какое? – веселое.
Имя существительное также может употребляться в разных формах в зависимости от падежа, рода и числа слова, к которому оно относится. Проследим за этим на примере слова добрый:
Действие
В русском языке глагол обозначает действие предмета. Глагол в начальной форме отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Например: что делать? – идти; что сделать? – сходить.
Форма глагола может меняться в зависимости от его времени и формы существительного, к которому непосредственно относится наш глагол. Рассмотрим, как может меняться слово рисовать:
Перейдем к выполнению задания
Нам необходимо придумать и записать по пять примеров слов предметов, признаков предметов, и их действий. Приступим!
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.
Цель: ознакомление с различными членами предложения, их ролью в нём.
Урок посвящен знакомству с разными членами предложения, их ролью в предложении. В ходе урока учащиеся научатся анализировать схему и составлять по ней сообщение, правильно классифицировать слова, называющие предметы, признаки, действия и ставить к ним вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? Также учащиеся приобретут опыт в различении слова, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам.
Урок направлен на формирование у учащихся навыка классификации частей предложения.
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме:
Задания тренировочного модуля:
Учащимся нужно выбрать несколько правильных вариант ответа на предложенный вопрос.
Выберите слова, который отвечают на вопрос «Что делает?». Может быть несколько правильных вариантов ответа.
Правильные ответы: А, Г, Д
Неправильные ответы: Б, В
Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно вспомнить правило о том, к каким словам ставится вопрос «Что делает?» (один), а к каким «Что делают?» (много). А затем надо понять, сколько человек совершают действие – один или много. Только после этого они могут выбрать правильный ответ.
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Учащимся нужно дополнить таблицу необходимой информацией.
Восстановите таблицу. Допишите пропущенные вопросы.