Что такое предмет рисунок

Что такое предмет рисунок

Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики.

В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

Элементы рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на которой находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).

Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь.

Источник

Рисунок: суть, виды, типы, техники и краткая история

Рисунок — это древнейшая разновидность изобразительного искусства, подвид графики и структурная основа любого изображения. На протяжении многих лет он оставался по сути лишь подсобным инструментом в работе художника, скульптора или архитектора. Большинство творческих личностей после окончания работы над очередным произведением обычно выбрасывали многочисленные эскизы и зарисовки. Лишь в начале XX века рисунок признали в качестве полноправного автономного вида живописи.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

Рисунок для мастера служит удобным средством познания действительности и отображения ее в своем художественном произведении. В процессе рисования с натуры или по памяти живописец тщательно анализирует формы изображаемых предметов, определяет для них идеальное место в композиции.

Рисунок помогает человеку запечатлеть на бумаге отдельные моменты творческого поиска. За длительный период работы над картиной первоначальные замыслы и настроение автора нередко кардинально меняются. Просматривая многочисленные наброски и эскизы, живописец заново погружается во внутренний мир собственных переживаний и воспоминаний.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

Виды рисунка и их отличительные черты

Рисунок в искусстве представляет собой изображение предметов с помощью разнообразных графических средств: точек, линий, штрихов, пятен. Существует огромное разнообразие его видов, которые различаются по многим критериям:

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

В зависимости от детализации художественной композиции и сложности исполнения различают несколько основных видов:

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

История рисунка

История рисунка берет свое начало с самых истоков человеческой цивилизации. На протяжении многих тысячелетий до появления письменности наши предки изображали сцены из охоты, фигуры людей и животных на стенах пещер для передачи друг другу важной информации. Древняя наскальная живопись имеет огромную историческую ценность, но не представляет интереса для искусствоведов и художников.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

Вплоть до XIV века между рисунком и живописью не было принципиального различия. Художники не использовали светотени и штриховые моделировки. На египетских пирамидах и древнегреческих вазах господствует схематическое изображение предметов и людей.

С началом эпохи Возрождения происходит бурное развитие и становление рисунка. В это время закладывается фундамент теории и практики европейского искусства. Рисунок используют в станковой живописи разных жанров выдающиеся мастера эпохи Рафаэль Санти (Raffaello Santi) и Микеланджело Буанаротти (Michelangelo Buonarroti). Рождаются на свет удивительные графические работы Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Паоло Веронезе (Paolo Veronese) и Тициана (Tiziano Vecellio). Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) поднимает ксилографию на уровень настоящего искусства.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

В конце XVI века впервые появляется понятие академический рисунок, возникает стройная классическая система обучения художников. В тот период становится массовым увлечение начинающих авторов копированием образцов признанных мастеров.

В XVII веке в творениях Рембрандта (Rembrandt), Рубенса (Rubens) и других мастеров рождается реалистический рисунок. Эпоха Барокко привносит в рисование динамику и пышность, а рококо — утонченность и детализацию сюжетов.

На рубеже ХVIII-XIX веков в искусстве господствует романтизм. Изображения приобретают экспрессивную выразительность, большой популярностью пользуются героические сюжеты.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

В конце XIX века происходит зарождение нового явления в массовой культуре — иллюстраций для печатных изданий. На зрителя обрушивается огромное количество изображений с полос афиш, страниц газет и журналов.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

XX век также вносит свой вклад в развитие рисунка. Появляются новые его разновидности:

Самые знаменитые рисунки

Среди знаменитых работ гениальных художников рисунки отнюдь не занимают лидирующие позиции. По популярности они все-таки уступают пальму первенства более эффектным и красочным картинам известных мастеров. Но давайте отдадим дань уважения этому виду искусства и вспомним несколько значимых работ.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Изображение обнаженного мужчины в двух пропорциях кисти великого мастера уже более 500 лет служит образцом внутренней симметрии человеческого тела и даже Вселенной.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

«Лукреция» Рафаэль. Это произведение дошло до нас, не в последнюю очередь, благодаря желанию менее известных современников скопировать шедевры мастера. Маркантонио Раймонди на основе этого эскиза создал свою знаменитую гравюру.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

«Меланхолия» Альбрехт Дюрер. Таинственный эстамп великого немецкого художника имеет небольшие размеры — всего 23,9 × 18,8 см. Тщательно прорисованная гравюра содержит множество явных и скрытых символов. Интересный факт — живописец был по натуре меланхоликом, как и множество гениальных творческих личностей всех времен.

Что такое предмет рисунок. Смотреть фото Что такое предмет рисунок. Смотреть картинку Что такое предмет рисунок. Картинка про Что такое предмет рисунок. Фото Что такое предмет рисунок

«Сон разума рождает чудовищ» Франциско Хосе де Гойя (Francisco José de Goya). Офорт одного из самых ярких представителей стиля романтизма создан на основе простой испанской поговорки. Но великий Гойя сумел создать гениальное произведение из обыденной вещи.

Значение рисунка в искусстве сложно переоценить. С его помощью художники ищут новые интересные идеи и композиции для своих произведений. Многие работы старинных и современных мастеров можно приобрести на сайте Very Important Lot. Также посетители нашего портала имеют возможность принять участие в онлайн-аукционах.

Источник

Доклад «Специфика предмета «Учебный рисунок»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Автор: Федоренко Н.Я., преподаватель ДШИ №2

Рисунок – сложный познавательный процесс, включающий в себя изучение предметов окружающей действительности, осмысление и создание художественного образа.

Однако, несмотря на важное значение, рисунок долгое время не имел самостоятельного значения и не выделялся в отдельный подвид изобразительного искусства.

Изучая наше прошлое, можно увидеть, что изобразительное искусство, зародившись в глубокой древности, сопровождало человека во все времена и играло большую роль в жизни общества.

Вот наиболее яркие примеры:

— Каменный век, эпоха Палеолита. Наскальная живопись Альтамиры, Сахары, Сибири и др.

— Древний Египет, в котором существовало специфическое искусство и иероглифическое письмо. Уже в древности существовали специальные художественные школы, где обучали рисованию и черчению.

— Древняя Греция. В период Античности был заложен метод научного понимания искусства, основанный на наблюдении и изучении природы и её явлений. (Из отрывочных сведений сочинений древних авторов Плиния Витрувия и др. известно о существовании нескольких древнегреческих школ, готовивших профессиональных художников. К примеру, школа в Сикионе, которую возглавлял Памфил, обучение в которой велось с 12-ти лет). По сохранившимся античным образцам можно сделать вывод о великолепном владении знаниями по перспективе, пропорциях и пластической анатомии.

— В Средние века в результате смены идеологий, религиозных взглядов, войн, наблюдается общий упадок искусств, развиваются только искусства, носящие прикладной характер.

— В конце 15 – начале 16 века была создана академическая система обучения рисунку, живописи, композиции, целью которой было сохранить лучшее, что было достигнуто в период Возрождения. С тех пор, рисунок, основанный на изучении натуры, получил определение «академический».

Стоит отметить, что чётко поставленная и организованная система образования давала высокие результаты. Мы видим это на примере выдающихся художников 18 и 19 веков, отечественных и зарубежных.

— Конец 19 – начало 20 века – отмечен борьбой формалистических течений с академизмом. В результате академическая система обучения рисованию была полностью разрушена. В нашей стране поворот к реалистическому искусству произошёл только к 30-м годам 20 века.

Следовательно, при подготовке профессиональных художников, особенно в периоды наивысшего расцвета культуры и искусства, большое внимание уделялось методике обучения рисованию, прежде всего – рисунку.

В системе дополнительного и профессионального образования учебный (академический) рисунок как предмет обучения занимает главное место и тесно связан с другими художественными дисциплинами профессионального цикла.

Обучение академическому рисунку строится на основе изучения натуры и передачи изображения на плоскости с учётом оптических законов (перспективы). Ввиду возрастных и физиологических особенностей усваивать законы перспективы учащиеся способны с 12-ти лет.

Учебный рисунок складывается из двух видов деятельности:

Краткосрочные наброски и зарисовки

Это сложный процесс, требующий определённой и строгой методической последовательности в работе. Рисуя с натуры, мы учимся наблюдать. Вырабатывается усидчивость и терпение. Ставится глазомер и координация руки. Развиваются такие функции высшей нервной деятельности как анализ и синтез. При работе над длительным рисунком выделяют несколько общих этапов:

Композиционное размещение изображения на плоскости листа.

Конструктивный анализ формы предметов и их пропорций.

Моделировка формы средствами светотени.

Обобщение и завершение.

Краткосрочные наброски и зарисовки.

Выполнение набросков и зарисовок – также важный этап обучения рисованию. Регулярное выполнение набросков ускоряет процесс усвоения умений и навыков рисования с натуры, приучает быстро мыслить, улавливать характерные особенности натуры, а также развивает наблюдательность и композиционное мышление.

При выполнении набросков и зарисовок используют различные материалы, например: кисть, перо, тушь, фломастер, уголь, сангина и др., различные сорта бумаги. При этом происходит знакомство и освоение различных технических приёмов их применения, и возможен творческий эксперимент. Тематика набросков разнообразна и зависит от учебных задач.

В программу обучения рисунку обязательно входят краткосрочные задания на выполнение набросков и зарисовок. Стоит отметить, что перед выполнением длительного задания, также необходимо выполнять наброски натурной постановки с разных точек зрения для лучшего понимания закономерностей натуры.

Выполнение набросков и зарисовок также имеет определённую последовательность, как и при выполнении длительного рисунка, но имеет свои особенности. Здесь мы можем выявить следующие этапы:

Композиционное размещение изображения (изображений) на плоскости листа.

Анализ формы предметов и их пропорций (в зависимости от поставленной задачи).

Моделировка формы средствами светотени (в зависимости от поставленной задачи).

Время, которое может быть отведено на одно изображение для набросков – 3 минуты и более, для зарисовок – 20 минут и более, в зависимости от поставленной задачи.

Ежедневное выполнение набросков – это ещё и поддержание в форме профессиональных умений и навыков. Все художники различных эпох выдающиеся и малоизвестные выполняли наброски. Например, Серов В.А., Репин И.Е., Дейнека А.А. и многие другие всегда при себе имели альбомы для набросков.

Известный мастер эпохи Возрождения Ченнино Ченнини в своём трактате о живописи писал: «Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесёт тебе огромную пользу».

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов.-3-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, Валдос, 1995.- 239 с.: ил.- ISBN 5-09-004262-4

Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение и рисование и труд».- М.: Просвещение, 1981.

Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Фак. Пед. Ин-тов по спец.№ 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: Просвещение, 1982. – 240 с., ил.

Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с., ил.

Ченнини Ченнино. Трактат о живописи.- М., 1933.

Источник

Академический рисунок: объективность взгляда, рождающая совершенство

Д исциплина, самоконтроль, внимательность, терпение, собранность – те немногие качества, которые воспитывает в нас академический рисунок. Ошибочно считать, что он доступен лишь в высших или среднеспециальных художественных учебных заведениях. Принцип обучения «от простого к сложному» позволяет заниматься академическим рисованием даже детям, начиная с этапа художественной школы или студии.

СОДЕРЖАНИЕ

Что собой представляет академический рисунок

Академический рисунок – это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик. Иногда применяют сангину, уголь, сепию.

Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, не забывая про свет и тень (светотень) на изображаемых моделях.

Первые уроки посвящены знакомству с простыми геометрическими формами: шаром, кубом, цилиндром, призмой, конусом. Если понять конструкцию и распределение света на этих предметах, то в дальнейшем не составит труда разобрать более сложный объект, а далее и строение человека. Почему? Не секрет, что в основе всех предметов лежат простые геометрические формы. Да и человеческое тело мы можем условно разбить на те же геометрические части.

На любой стадии рисунок может считаться законченным, если светотеневую моделировку и конструкцию вести одновременно по всей плоскости листа. Рисовать начинают от общей формы и заканчивают мелкими, детальными прорисовками. А теперь представим, что, попав в группу академического рисунка с нулевыми знаниями, мы зададим друг другу вполне логичный вопрос: «. как художник художнику: вы рисовать умеете?»

Но давайте забудем мифы о том, что основы академического рисунка «неподвластны новичкам», им нужно «учиться много-много лет» и вообще изначально «быть на уровне». Уберём страхи и громкий пафос. Академическое рисование может освоить человек на любой ступени художественной подготовки и знаний.

Замечательный художник, педагог от бога Д. Н. Кардовский оставил вот такие мудрые слова: «..Важно выполнение самой сути рисунка, важна его сущность, а совершенство использования материала — дело второстепенное. Совершенство исполнения приходит само собой в результате длительной работы, как во всяком ремесле. »

История рисунка

Мы не будем оглядываться совсем далеко и говорить о первобытной изобразительной деятельности. Рисунок как самостоятельный вид появился намного позже – во времена европейского Возрождения. К примеру, итальянский рисунок делился на два разных подхода.

Строгой линейностью, выразительной пластикой, скрупулёзностью штриха выделялись представители флорентийской и римской школы. Вспомним зарисовки Леонардо да Винчи и его, поистине, научный подход реалистического изображения человека, животного, окружающих нас явлений и вещей. Совсем другим, более эмоциональным, был рисунок венецианцев. Быстро положенные живописные штрихи в Тициановской графике смотрятся красочными пятнами, напоминая эскизы и наброски.

И вот рисунок начинает своё грандиозное шествие по европейским странам. Приходит в Немецкое Возрождение с великолепным Дюрером. В Голландии XVII века приобретает новую жизнь и широкую известность. Французское общество XVIII столетия полюбило этот простой, лаконичный вид изобразительного искусства. Карандаш, уголь, перо в ловких руках художника творили чудеса, гуляя своим тонким кончиком по бумаге. Веселя графичными зарисовками и портретами не только аристократов, но и простых людей.

А что же происходило в России? Только во 2-й половине XVIII века в Санкт-Петербургской Академии художеств постепенно стал внедряться классический рисунок. Этому способствовали такие блестящие художники-преподаватели как А. Иванов, К. Брюллов, А. Лосенко, Г. Угрюмов.

Следующий «рисовальный» подъём в Академии начнётся с приходом грамотного художника и умнейшего наставника многих поколений студентов – профессора П. Чистякова. И как понятно, точно он рассуждал:

«Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности. Нужно уметь остановиться вовремя, легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь схватить общее. Лучше недосказать, чем пересказать. Неприятно, когда портрет лезет из рамы, лучше, когда он как бы уходит в глубину. Искусство не должно пугать».

Русская школа рисунка всегда отличалась чёткостью форм, строгостью пропорций, внимательным отношением к линии. Несмотря на сложные перипетии судьбы нашего государства, академический рисунок сохранил установленные веками высокие традиции.

Техника рисования

«Иногда можно услышать вопросы: «А ты умеешь рисовать руки? А лошадей? А деревья?» Но ответ на них таков: мы вообще рисуем не «вещи», мы рисуем линии…» (Берт Додсон).

Что такое техника в общем смысле? Это мастерство, умение пользоваться приёмами и знаниями, полученными в процессе обучения от самого простого к более сложному. Давайте рассмотрим основы академического рисунка, которые в своей совокупности как раз помогают овладеть той самой «сильной техникой».

Материалы

Каждый начинающий художник просто обязан изучить «инструменты» для рисования. Не надо на них экономить, но покупать самые дорогие на первых порах тоже не стоит. В чём нужно разобраться:

Отработка приёмов работы с карандашом

Простой карандаш – основной спутник академического рисования. С ним проще всего начинать и «ставить руку»: тренировать моторику упражнениями. Знакомство с линией, штрихом, пятном.

Понятия о композиции и ритме

Для грамотного размещения рисунка в формате листа, нужно узнать, что такое центр композиции и пространство картины. Какое движение, динамику можно задать на плоскости? Как развить пространственное мышление?

Изучение законов перспективы

Для того, чтобы любые тела и предметы «жили» в изображении – необходимо грамотно пользоваться знаниями перспективы. Как ведут себя объекты в пространстве? Что такое сокращение? Точка схода, линия горизонта?

Тональность

На этом этапе студенты узнают самые важные понятия света и тени. Откуда берётся объём? Что такое градации тонального пятна и цельность тональных отношений?

Знакомство и отработка на практике разных видов рисунка:

Примерный список учебных заданий академического рисунка:

Художники

Лучшие мировые художники академического рисунка: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Ян Ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн (младший), Рембрант Харменс ван Рейн, Жан Огюст Доминик Энгр, Антуан Ватто, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов, Павел Федотов, Валентин Серов, Илья Репин и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *