Что такое предмет в педагогике определение
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
Смотреть что такое «ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ» в других словарях:
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ — объективные законы процесса воспитания, органически связанные с законом развития общественных отношений, а также реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического… … Профессиональное образование. Словарь
Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека как особая функция общества … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
объект и предмет педагогики — pedagogikos objektas ir dalykas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Tai, ką tiria pedagogikos mokslas. Šiuo metu vyrauja du požiūriai į pedagogikos objektą. Juo laikoma: 1) augančioji karta, 2) žmogus. Nepertraukiamojo ugdymo šalininkai teigia … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Предмет социальной педагогики — социально педагогическая деятельность, направленная на оптимизацию социального формирования личности человека,решение социально педагогической проблемы (социально педагогических проблем) в естественных или специальных условиях среды … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — область науки, изучающая историч. развитие образовательной практики и пед. знания в их единстве, а также во взаимосвязи с совр. проблемами образования и пед. наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории… … Российская педагогическая энциклопедия
История педагогики — область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии,… … Педагогический терминологический словарь
Отрасли педагогики — Систематизация пед. знания возможна по разл. основаниям, в результате получается своего рода многомерная матрица. Выделяются разделы П. по отд. аспектам пед. исследования и пед. процесса. Методология П. изучает методы, методику и технику пед.… … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия
Педагог — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия
Педагог высшей школы — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия
Что такое предмет в педагогике определение
1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.
1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).
1.3. Структура педагогической науки.
Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.
Педагогика это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог производное от греческих слов «пейда» ребенок, «гогес» вести, буквально «детоводитель», «детовожатый».
Современная наука «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение». Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.
Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.
Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика в широком смысле влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
В узком смысле педагогика целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.
Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Методы исследования способы решения научно-педагогических задач.
Объект педагогики человек.
А.С. Макаренко ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Предмет педагогики это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Система педагогических знаний взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.
Категории педагогической науки
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
В широком социальном значении:
это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
В узком социальном значении:
это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).
В широком педагогическом значении:
специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
В узком (локальном) педагогическом значении:
это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).
Образование
Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.
Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.
Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.
Главный критерий образованности системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования обучение.
Обучение
Обучение конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента преподавание и учение.
Преподавание (деятельность учителя) | Учение (деятельность ученика) |
Преподавание передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Учение усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Существует точка зрения, что обучение это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение со стороны деятельности ученика.
Развитие
Развитие это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);
Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Формирование
Формирование это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека личность.
Человек существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.
Личность субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.
Структура педагогической науки
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Педагогика: конспект лекций
Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» — «дитя» и «аго» — «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики — ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии — закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика — это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Объект и предмет педагогики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Буквально «пайдагогос» (греч.) обозначает «детоводитель». Оно появилось от существительного «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»).
В Древней Греции учителем называли раба, который вел ребенка своего господина в школу. Понемногу слово «педагогика» стало использоваться в более общем смысле, а именно как умение «вести ребенка по жизни» – наставлять, воспитывать и учить. С накоплением знаний появилась особая дисциплина об образовании детей.Педагогика становится наукой об обучении и воспитании детей. В теории так же совершился переход от определенных фактов к более полным случаям. Такое понимание педагогики держится примерно до середины XX века. Только за последние десятилетия пришли к пониманию того, что как дети, так и взрослые нуждаются в высококвалифицированном педагогическом управлении. Самое короткое, общее и к тому же сравнительно полное объяснение новейшей педагогики звучит так:
«Педагогика – это учение о воспитании человека».
Термин «воспитание» здесь используется в самом широком значении, заключая в себя образование, обучение и развитие. Педагогику можно представить как учение о правильности обучения детей, об управлении его развития согласно потребностям общества.
Предмет педагогической науки
Предмет педагогики – процесс, нацеленный на усовершенствование и развитие личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Предмет – это то, что меняется в деятельности. Установленная группа означает некое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира. Главное различие предмета от объекта заключается в выделении свойств и признаков.
Определение предмета педагогики трактую по-разному. Например, П.И. Пидкасистый рассматривает предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую осуществляют в учебно-воспитательных организациях. По словам И.Ф. Харламова – обучение индивида, это особенная деятельность общества. Согласно В.А. Андрееву, предметом педагогики является единая система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого самообразования человека. Б.С. Гершунский уверен, что это не только работа, связанная с непосредственной деятельностью педагога-практика с учащимися, но и работа научно-экспериментального и руководящего характера. В.В. Краевский полагал, что предметом педагогической науки является построение отношений, которые появляются в педагогической деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Каждое поколение людей решает следующие важные задачи – изучить опыт предшествующих поколений, обогатить, увеличить и в конце, предоставить его последующим поколениям. А более точное изложение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии – процесс исследования психологических законов обучения и воспитания – как со стороны воспитуемого, так и со стороны того, кто создает это обучение и воспитание.
Раскрывая понятие «предмет педагогической науки», следует затронуть ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений действительности.
К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.
Рисунок 1. Предмет педагогической науки
Становление человека – это процесс развития его личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых общественных и природных факторов.
Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.
Общая педагогика осваивает и вырабатывает принципы, формы и методы обучения и воспитания, которые являются общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций. Эта отрасль педагогических знаний разрабатывает основные законы обучения и воспитания. Составляющими пунктами общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).
Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности. Педагогика высшей школы подготавливает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика разрабатывает вопросы перевоспитания осужденных.
Объект педагогической науки
Объектом педагогики является одна из разновидностей общественных связей между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает формирование, развитие человека.
Педагогика рассматривает процесс усовершенствования личности основываясь на собранный людьми социальный опыта, без которого немыслимо любое производство, будь то материальное, будь то духовное, так как именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.
Создаваясь вместе с человеком и человеческим обществом, область педагогических взаимоотношений, как иные сферы социальной деятельности, выявила склонность к осложнению своего содержания и форм. Если раньше, она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере увеличения форм активности человека и раскрытие его познаний, переходя от собирательной к производящей экономике, возникновение земледелия, ремесла, торговли. Образование переходит в специализированную область и становиться особой профессией.
Взаимосвязь объекта и предмета педагогики
Все мы знаем, что наука является формой социального осознания. Фактически, это понятие людей о духовной и физической жизни. Способы передачи понятий и представлений различны:
Процессы и явления природы, общества и человеческой психики сложны и разнообразны. Они часто связаны между собой и являются результатом наблюдения и деятельности человека. Выявленные закономерности полученные на практике и выраженные в человеческом опыте, используются людьми и часто являются обязательными в жизненной практике.
Понятие о предмете и объекте педагогической науки
Воспитание является особенным назначением общества. Оно является предметом педагогики. При этом вопросы образовании исследует не только педагогика. Здесь задействованы философия, социология, психология, экономика и прочие науки.
Значимыми являются достижения всех научных направлений, которые занимаются разработкой вопросов, связанных с образованием. Однако смежные с педагогикой дисциплины в своих исследованиях редко касаются значимых аспектов обучения, которые связаны с каждодневным процессом развития личности, взаимоотношения педагогов и учеников. Это можно объяснить тем, что изучение данных вопросов касается той части образования, которая доступна для исследования только педагогике.
Предмет педагогики
В качестве предмета педагогики выступает обучение как единый педагогический процесс. В этом контексте педагогика выступает в качестве научного направления, которое исследует природу, закономерности, направление и перспективны процесса педагогического воспитания. На практике, педагогика проводит развитие теории и технологии образования, формы и методы работы учителя и учеников, в также способы облегчения взаимодействия всех участников учебного процесса.
Объект педагогики
Объектом педагогики является не сам человек, не его психика, а целостная система явлений из сферы образования и преподавания, которая направлена на развитие человека. Также объектом педагогики можно назвать процесс формирования реальности, которая определяет направление формирования личности и ее органичное встраивание в процесс общественной деятельности.
Педагогика – это наука, которая занимается исследованием обоснованности и целевой практики образования и воспитания личности, знакомство детей с жизнью социума, соединенное с педагогическим процессом и педагогической деятельность.
Исследования, проводимые в рамках педагогической науки, позволяет выбирать и применять на практике наиболее обоснованные способы и методы преподавательской работы. Обнаружение этих наиболее эффективных методов работы и является целью и итогом изучения объекта и предмета педагогики.
Процессы исследования могут отличаться по целям и содержанию, задачам и методикам, исполнение педагогических закономерностей точно отражает источник и сферу внимания и воздействия педагогики.
Утверждения научной педагогики являются базовыми составляющими обучения и воспитания как в учебных учреждениях, так и за их стенами, в семье, в быту. Многие бытовые понятия о правилах воспитания детей, какими должны становиться дети в процессе взросления, основаны на закономерностях, которые были установлены педагогикой.
Установки, имеющиеся в семье, могут развиваться и находить свою реализацию в зависимости лот доходов семьи, ее общественным статусом. В одних семьях считается нормой воспитание детей в строгости. Такой подход может быть следствием личного опыта родителей, их страхом, что избалованные лаской и доверием дети выйдут из-под контроля. В других семьях могут чрезмерное значение придавать доброму отношению, проявлениям любви, отзывчивости, считать эти качества единственными приемлемыми для воспитания.
Есть родители, которые уклоняются от воспитания детей, рассчитывая на школу, вторые верят в действенность личного примера, третьи доверяют обществу и доминирующим в нем веяниям. Есть и те, кто вовсе равнодушен к воспитанию детей, горазды перекладывать вину за проблемы на кого угодно, но только не на самих себя.
Различные мнения об объекте и предмете научной педагогики
Воздействие научной педагогики предполагает проведение анализа и оценки эффективности педагогических явлений и процессов. Если обратиться к сфере внимания научной педагогики, то можно обнаружить сразу несколько различных мнений по поводу объекта и предмета педагогической науки.
Сторонники интуитивной педагогической практики уверены, что объект – это живое общение между участниками педагогического процесса, а предмет – это способы коммуникации, которые более прочих соответствуют целям и содержанию процесса обучения. Важную роль имеет аппарат регулирования в отношениях и коммуникации людей, самоорганизация в группах и коллективах для проведения образовательной деятельности, развития самоанализа и самовоспитания.
Взаимоотношение педагогической науки и педагогической деятельности имеет ряд специфичных черт. С одной стороны они активно выходят за пределы стен учебных заведений, глубоко проникая в жизнь общества. Образ жизни людей, их трудовая деятельность, критерии жизни семьи также являются частью учебно-воспитательного процесса.
С другой стороны, практика педагогики постоянно занимается поиском и внедрением новых решений, которые позволяют учебному процессу удовлетворять запросы общества в плане производства, создания социальных и экономических связей. Новые требования касаются не только набора известных фактов и навыков, но также формирования иной ментальности и отношения к обществу.