Что такое предмет в предложении
предмет
Полезное
Смотреть что такое «предмет» в других словарях:
ПРЕДМЕТ — Слово предмет появилось в русском литературном языке конца XVII начала XVIII в. Оно вошло в украинский литературный язык из польского. В польском же языке слово рrzedmiot служило для выражения понятий, связанных с латинским ученым термином… … История слов
ПРЕДМЕТ — предмета, м. [перевод. латин. objectum брошенное перед кем–н.]. 1. Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее особо, как субстанция, как вместилище каких–н. свойств и качеств (книжн.). Предметы… … Толковый словарь Ушакова
ПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке… … Философская энциклопедия
предмет — См. вещь, любимец, наука, содержание, цель один предмет, простор между предметами. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предмет объект, вещь; содержание, тема, существо;… … Словарь синонимов
ПРЕДМЕТ — муж. (перевод лат. objectum) все, что представляется чувствам: предмет вещественый; или уму и воображенью: предмет умственый. Предметы умаляются для глаза, по мере удаления их. Предмет сочинения, основа, смысл его. Предмет желаний, стараний, цель … Толковый словарь Даля
ПРЕДМЕТ — ПРЕДМЕТ, а, муж. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления. 2. чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое н. действие, объект (во 2 знач … Толковый словарь Ожегова
ПРЕДМЕТ — обожания. Жарг. шк. Шутл. Отменённый урок. ВМН 2003, 109. Свистящий предмет. Жарг. шк. Шутл. ирон. Литература (учебный предмет). Максимов, 337 … Большой словарь русских поговорок
Предмет — (в грамматике). В грамматиках термин П. употребляется для обозначения тех понятий, которые выражаются существительными, а такими понятиями являются не только понятия о живых существах и вещах, как вместилищах признаков, но и самые признаки,… … Литературная энциклопедия
ПРЕДМЕТ — в Русском государстве XV XVII вв. государственное преступление, заключавшееся в распространении прокламаций, призывающих к мятежу … Юридический словарь
ПРЕДМЕТ — в логике все то, что может находиться в отношении или обладать каким либо свойством … Большой Энциклопедический словарь
ПРЕДМЕТ — англ. object(l)/subject/ topic/theme(2); нем. Gegenstand. 1. Целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. 2. Отдельный круг знаний, образующий особую школьную дисциплину. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Как найти предмет предложения
Содержание:
Определение предмета
«Она выплакала глаза»
«Она выплакала глаза.»
Нахождение предмета предложения
Если вы пытаетесь найти предмет предложения, первое, что вам нужно сделать, это найти глагол. Как только вы найдете глагол, задайте вопрос, кто или что + глагол. Например,
«Богиня дала ему три желания».
«Три желания были даны ему Богиней».
Здесь глагол «дали». Что дали? Три желания. Итак, в пассивном предложении речь идет о трех пожеланиях.
Иногда вы увидите один глагол с двумя предметами.
«Карлайл и Тамара пошли на пляж».
Иногда вы увидите один предмет, имеющий несколько глаголов. Не волнуйтесь. Если у одного и того же субъекта есть несколько глаголов, каждый глагол снова будет указывать на этот предмет. Таким образом, у вас не будет проблем с поиском предмета предложения.
«Красивая девушка улыбнулась и помахала нам».
Есть два глагола: «улыбнулся» и «помахал». Кто улыбался? Красивая девушка Кто помахал? Красивая девушка Это показывает, что предметом этого предложения является красивая девушка.
«Богиня дала ему три желания».
Когда вы найдете поддельный глагол, у вас могут возникнуть небольшие проблемы с поиском предмета предложения. Эти глаголы появляются как глагол, но это не так. Только основной глагол или действие указывает на предмет. Эти глаголы не будут действовать так и сбивают вас с толку.
«Показав свою сумку сотруднику службы безопасности, я вышел из магазина».
Резюме:
Значение слова «предмет»
2. Явление действительности, факт. — Мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах; но, сколько мне помнится, ни между нами, ни в моем присутствии речь никогда не заходила о поединках, о дуэли вообще. Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете? Тургенев, Отцы и дети. [Себастьян] удивился, какие полярные точки зрения на один и тот же предмет могут существовать у разных людей. Казакевич, Дом на площади.
3. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Предмет научного исследования. Предмет лекции. Предмет разговора. □ Обязан истинный поэт Для вдохновенных песнопений Избрать возвышенный предмет. Пушкин, Египетские ночи. Предмет истории есть жизнь народов и человечества. Л. Толстой, Война и мир.
5. чей. Разг. устар. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе. [Анна Антоновна:] Ваш предмет у меня теперь сидит; она собирается домой, так вы погодите, я ее здесь проведу. А. Островский, Не в свои сани не садись. [Дононов:] Я сам читал его письма к своему предмету… Чего он там ей не пишет, жуть! И песня, и еще нечто подобное. Погодин, Сонет Петрарки.
6. Круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания. У меня были превосходные способности, и, совсем перестав учиться, я схватывал предметы на лету, в классе, на переменах, и получал отличные отметки. Короленко, История моего современника. Кроме русского языка, арифметики и других предметов, которые были у нас в прошлом году, теперь прибавляются еще география, история и естествознание. Носов, Витя Малеев в школе и дома.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вещь, конкретный материальный объект.
В науке предмет — сторона объекта, определённый его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Например: антропология, психология, социология (и многие другие науки) имеют общий объект изучения (человека), но различаются предметом своего изучения.
В философии — то, на что направлены мысль или действие субъекта.
В образовании (науке) — то же, что учебный предмет (учебная дисциплина) — определённый круг знаний и умений, обычно содержательно включающий базовые сведения по какой-либо науке, преподаваемый учащимся в рамках системы образования.
В лингвистике некоторых языков — то же, что дополнение.
В юриспруденции: предмет иска — субъективное право, о котором истец просит суд вынести решение.
ПРЕДМЕ’Т, а, м. [перевод. латин. objectum — брошенное перед кем-н.]. 1. Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее особо, как субстанция, как вместилище каких-н. свойств и качеств (книжн.). Предметы внешнего мира. Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим. и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Гоголь. На закате все предметы казались окрашенными в золотисто-розовый цвет. Имя существительное — грамматическая категория слов, понимаемых как обозначение предметов. В слове «белизна» — качество выражено в категории предмета. || Вещь, обслуживающая ту или иную потребность, составляющая принадлежность какой-н. области материального быта, движимого имущества. П. домашнего обихода. П. широкого потребления. Предметы первой необходимости. Предметы роскоши. 2. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена деятельность познания. От важных исходя предметов, порой касался разговор и русских иногда поэтов. Пушкин. П. спора. П. научного исследования. Избрать себе что-н. предметом для занятий. 3. чего. То, что служит материалом, источником деятельности чего-н., что питает собой что-н. Да нельзя ль увидеть мне Филлиду эту, предмет и мыслей, и пера, и слез, и рифм. Пушкин. || Источник тех или иных чувств и переживаний, то, что внушает к себе то или иное отношение. Он служил предметом насмешек для товарищей. П. постоянных забот. П. любви. П. увлечения. 4. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе (устар.). Милые предметы (женщины), которым. писали втайне вы стихи, которым сердце посвящали. Пушкин. || Возлюбленный или возлюбленная (из выражения: предмет любви; простореч. фам.). — Без нее (любви) все-таки скучно. А как есть предмет, так то ли дело! А. Островский. Ваш предмет теперь у меня сидит; она собирается домой. А. Островский. 5. Какой-н. цикл знаний, образующий особую дисциплину преподавания. Он преподает у нас два предмета — физику и химию. ◊
и т. д.) предмет (канц. и разг. шутл.) — для этого, того; об этом, том. На сей предмет у него имеются определенные инструкции. На сей предмет он уже позаботился.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
предме́т
1. отдельное материальное неодушевлённое тело, объект, вещь, как правило, не очень больших размеров ◆ Предметы были раскиданы в беспорядке.
2. перен. то, на что направлены мысли или действия субъекта ◆ Предметом моих рассуждений будет исторический прогресс.
3. в учебных заведениях — учебная дисциплина, раздел знаний ◆ По всем предметам, кроме математики, у него были хорошие оценки.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: палас — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Урок русского языка «Слова-предметы и слова-действия». 1-й класс
Класс: 1
Программа: “Перспективная начальная школа”.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.
познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);
коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.
Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
I. Организационное начало урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Мотивация. Целеполагание
Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.
— Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).
— Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.
— Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.
— Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.
III. Изучение нового материала
1. Получение новых знаний
— А теперь разделите слова-предметы на две группы.
— Что вы можете сказать об этих словах-предметах?
Справка Летучей мыши:
— Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.
(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).
Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.
Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.
— Поднимите руку, у кого замок получился открытым.
— Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.
(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)
Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:
Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.
заяц – кто? прыгает – что делает?
медведь – кто? бродит – что делает?
дерево – что? выросло – что сделало?
комар – кто? летал – что делал?
— Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?
(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.
— Проверим правильно ли догадались.
Справка Летучей мыши:
Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.
— Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.
— Составьте из данных слов 2 предложения:
1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,
2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,
— Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?
(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
— Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.
— Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6
Прочитаем 1 задание.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.
Поставьте вопрос к слову ЛИСА.
Как обозначим на схеме?
Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?
— Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.
— Прочитайте задание № 2.
— Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)
— Выполните это задание самостоятельно.
Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.
— Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).
— Запишем это предложение с комментированием.
— И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.
Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.
VI. Итог урока. Рефлексия
— А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
— Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?
— Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.
(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).
Проясняем слова ПРЕДМЕТ, объект и ВЕЩЬ
Предметы и вещи – один из способов, как передать идею через пространство другим людям с целью понимания. Это один из способов общения. А, значит, это нужно знать при изучении Родной речи 1 класс.
Если непоняты слова из фундамента знания, то само знание получается хлипким. Неграмотный школьник имеет в основе своего знания непонятые ключевые слова по теме Родная речь. Если школьник прояснит слова, то поймёт цель общения. А, значит, осознает, зачем общаться грамотно.
Как прояснить слово – это целая технология. Здесь – коротко: чтобы прояснить слово, нужно составлять с ним предложения и примеры, из которых ясен смысл слова. Например, предложение “я нашёл вещь” смысл слова вещь не раскрывает, так как неясен смысл слова вещь. Что думает человек, составивший это предложение, о вещи? Непонятно.
Смысл слова отражён в значениях слова из толкового словаря. При прояснении слов примеры составляются с каждым значением слова (как, скажем, в статьях Как прояснить слово и Проясняем слово Идея). Но для примера, чтобы показать, как это делается, мы составим примеры только с наиболее подходящими сейчас значениями. Определения из Большого толкового словаря:
Предмет – всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо.
Предмет – вещь (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т.п.), обслуживающая ту или иную потребность, продукт.
Вещь – всякий предмет, изделие бытового обихода, личного пользования, трудовой деятельности.
Итак, предмет – это вещь, а вещь – это предмет. Объект – это то же, что предмет. Поэтому основным будем считать первое определение про предмет и органы чувств, так как там нет слова вещь, и определение не зациклено. Заодно в это же определение будем подставлять слово вещь вместо слова предмет. Слово объект вы сможете подставить сами.
Камень и дорога – предметы, так как их можно увидеть, пощупать и выделить как нечто отдельное. Молния и ветер – не предметы, потому что это не материальные явления, а энергетические, хоть мы и можем их выявить органами чувств.
Вася засмотрелся на стенд с ножами, мечами, саблями и кинжалами. Он обежал взглядом каждую вещь, потрогал все предметы, до которых смог дотянуться, пока сторож музея не видел.
Коля увидел друга. До него было метров сто – не докричаться. Но Коля нашёл большую палку и стал ею размахивать. Друг увидел, обрадовался. И поднял над головой свой предмет – бутылку с квасом. Получилось, что друзья пообщались предметами.
Мальчик болел, друзья пришли его проведать под окно. Мальчик очень хотел конфет, а мама не давала. Мальчик нашёл в комнате обёртку от конфеты, завернул в неё каштан – как конфету. Друзья увидели, как мальчик в окне показал конфету, положил её в книгу и прижал книгу к груди. Друзья поняли, и на следующий день мальчик получил учебник по литературе. А когда разорвал подклеенные страницы, то внутри, в тайнике, нашёл утрамбованные конфеты. Общение вещами (книгой и муляжом конфеты) удалось!
Вася стеснялся предлагать товар на рынке словами. Поэтому он просто носил в руке несколько пакетов чипсов и протягивал их людям. Люди видели протянутые предметы, а некоторые даже понимали – продаются чипсы.
Может возникнуть вопрос: почему разные слова обозначают одно и то же? Ведь разные слова предполагают разное значение?
Самое время перейти к происхождению слов.
Происхождение слова вещь.
По этимологическому словарю Цыганенко, слово вещь – из старославянского вешть (в значении “дело, творенье, природа”). Старославянское слово – от индоевропейского корня *vek- в значении “говорить”. Однокоренное слово по индоевропейскому корню из латинского языка – вокал.
Возможно, однокоренное слово из русского языка – вякать, сохранившее исходное значение.
Старославянское слово – от праславянского *vektъ. Каково промежуточное значение между разговором и вещью? Возможно, переходное значение – “то, о чём можно говорить, то, что можно описать словами, то чему можно дать название)”. В этом случае современное значение слова вещь сузилось.
Пример со словом вещь с учётом происхождения:
Николай взял в руки зонт, а Маша увидела зонт и узнала: “О, зонтик!”. Здесь зонт – вещь не только потому, что её можно увидеть и потрогать, но ещё и потому, что о ней идёт речь, её можно описать.
Происхождение слова предмет и объект.
В английском словаре – ещё нюанс: слово object означает то, что напротив, против. Поэтому одно из значений слова – глагол “быть против, возражать”.
Почему такое странное слово – кидать перед – для обозначения вещи? Латинское слово – калька древнегреческого слова пара-боло (παραβολο) = бросать около, перед. А в древнегреческом языке это был научный грамматический термин. Он образно описывал один из компонентов речи – то, о чём говорят или на что направлена деятельность (буквально то, что брошено, лежит, находится перед).
Например: Коля взял ручку. Действие – брать, оно направлено на ручку. Значит, ручка – объект, предмет.
В французском языке, а затем и в эсперанто, древнегреческое слово пара-боло изменило звучание и значение. Теперь на эсперанто paroli – говорить. В русском языке это слово тоже сменило значение и звучит как пароль.
По сравнению с более ранними значениями, современное значение слов предмет и объект расширилось. В древности оно было научным и философским термином. Сейчас – почти любая штука вокруг.
Итак, предмет и вещь – действительно одно и то же СЕЙЧАС, но на разных языках. Однако, происхождение, а также нюансы использования разные. Хотя, как ни странно, оба слова связаны с речью: и предмет, и объект, и пароль, и вещь – то, что говорят и то, о чём говорят.
Пример со словом предмет с учётом происхождения.
Коля ворошил уголь в печи кочергой. Здесь перед Колей три объекта – кочерга, печь и уголь. На них направлено действиие. Значит, это предметы.
Как много примеров нужно составлять с каждым значением слова? До тех пор, пока значение не станет полностью понято. Как отличить полное понимание от просто зазубривания? Когда человек точно прояснил слово, то
Удачного прояснения слов вещь, предмет и объект!
Пишите ваши примеры в комментарии!