Что такое предметная деталь
Что такое предметная деталь
Художестенная деталь
в литературе
Художественная деталь – это очень важное понятие в теории литературы. Она помогает читателю точно представить предмет или характер героя. Следовательно, деталью считается выразительная подробность, при помощи которой создаётся художественный образ. Она может воспроизводить переживания героя произведения, особенности обстановки, черты внешности персонажа.
Порой художественная деталь в литературном произведении, на первый взгляд, кажется несущественной мелочью. Но это лишь заблуждение. Основная ее роль – рассказать о событии или персонаже больше, чем максимально подробное описание.
Определение художественной детали
По значимость художественную деталь в литературном произведении стоит сравнить с символом, который помещён автором в центр повествования. Она помогает полностью раскрыть писательский замысел. Как и символ, художественная деталь, характеризующая эпоху или событие, дополняет созданную автором картину реальности.
Но при этом имеются и характерные отличия. В отличие от символа, она не имеет скрытого смысла. Яркий тому пример – красные руки героя произведения «Отцы и дети» Е. Базарова. Они олицетворяют собой готовность персонажа к усердному труду, его незнатное происхождение. Но никакого подтекста здесь нет. Красные руки Базарова – руки простого крестьянина, которые обветрились из-за длительных пеших прогулок, покраснели от постоянной работы. Этот образ лишен потаённого смысла.
Иначе дело обстоит с символом. Например, Метель в поэме «Двенадцать» А. Блока олицетворяет собой торжество беззакония, безжалостный разгул жестокости. Природное явление означает неуправляемую силу, которая способна разрушить старый привычный мир.
Роль деталей в произведении
Примеры художественных деталей в творчестве
Гоголь в своих художественных произведениях уделял большое внимание атрибутике предметного мира, окружающего человека. Писателю была свойственна редкостная прозорливость. Художественная деталь для Гоголя – приём, олицетворяющий собой будущее цивилизации. Ведь со временем человек из созидания и «господина» вещей действительно превратился в их бездумного потребителя. В представлении Гоголя художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которую писатель изображает «индексом» души. Поэтому в творчестве этого автора делается особая ставка на предметную детализацию как средство изображения человека и окружающего мира. Гоголю не присуща пушкинская сдержанность в обращении с деталью. Вещи в произведениях автора незабвенных «Мёртвых душ» словно «стесняют» человеческое пространство, лишая литературных персонажей ощущение свободы, «простора жизни».
В «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя изобилие предметных деталей. Поэтому особой изобразительной силой наделена именно совокупность вещей, которая становится отражением психологического портрета персонажа.
По-своему раскрывается деталь в произведении А. П. Чехова «Студент». Костёр оживляет в воображении героя события евангельской ночи в Гефсиманском саду. Эта значимая подробность выглядит очень колоритно на фоне довольно подробного ландшафтного описания. Данная деталь в тексте словно бы перебрасывает «мост» из прошлого в настоящее.
Художественная деталь – изобразительно-выразительная подробность, при помощи которой удаётся показать сильный эмоциональный всплеск (который равнозначен глубокому душевному кризису). К примеру, в произведении «Накануне» И. С. Тургеневу удалось умело изобразить стремительно возрастающее нетерпение Елены накануне последней встречи героини с Инсаровым. Всё, случившееся с девушкой в этом эпизоде, происходит словно по инерции. Не находящая себе места от волнения героиня всё делает не задумываясь, машинально. В этой сцене И. С. Тургенев мастерски использует разнообразные ритмико-интонационные средства воздействия на сознание читателя. Писатель сосредотачивает своё внимание на описании предметного мира, внешних проявлениях «бури», которая разыгралась в душе Елены. Богатая ритмика речи писателя позволяет максимально реалистично изобразить «пульсацию» времени, протекающего бесследно и бесцельно.
Осознание собственного бессилия впоследствии сменяется сильным волевым порывом, сущность которого пока не ясна даже самой Елене. Деталь, внешний жест, который олицетворяет собой преображение души героини раскрывается в насыщенном психологическом контексте: «Она вдруг приподнялась и села: что-то странное совершалось в ней: лицо ее изменилось, влажные глаза сами собою высохли и заблестели, брови надвинулись, губы сжались».
В цитате выше запечатлён пик сложного душевного процесса. Художественная деталь наглядно раскрывает психологический портрет литературного персонажа. Тургеневская Елена – деятельная и волевая личность. Поэтому внутренняя сила и решимость в конце концов берут своё. Неодолимая сила, которая движет Еленой, – это зов воли, который позволяет ей устремиться к цели. Героиня действует почти подсознательно, инстинктивно. Но она верна своей цели – во что бы то ни стало встретиться с Инсаровым.
Предельно насыщенная художественная деталь (которыми изобилует проза Л.Н. Толстого) – немного чуждый И. С. Тургеневу инструмент. В произведениях автора романа «Накануне» подобное встречается сравнительно редко. К слову, психологическую детализацию Л. Толстого И. С. Тургенев называл «избыточной».
Вроде бы незначительная деталь позволяет без лишних слов характеризовать персонаж литературного произведения. Она помогает читателю ощутить атмосферу той или иной эпохи. Художественная деталь делает роман, повесть или рассказ более увлекательными, глубокими по смыслу, Очень ёмко передаёт ощущения и эмоции автора, позволяя ему донести до читателя чрезвычайно важную для писателя мысль.
ЕГЭ по литературе: художественная деталь и ее функция в произведении
Не секрет, что для получения высокого балла по части С (сочинение) на Едином государственном экзамене по литературе необходима подготовительная работа, самостоятельная или с репетитором. Часто успех зависит от изначально правильно выбранной стратегии подготовки к экзамену. Перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе стоит ответить себе на важные вопросы. Каким образом репетитору систематизировать темы так, чтобы не приходилось с каждым новым произведением начинать всю работу сначала? Какие «подводные камни» скрываются в формулировках темы? Как правильно спланировать работу?
Одним из проверенных временем принципов подготовительной работы к сочинению является разбивка разнообразных тем на определенные типы. При необходимости внутри типа можно выделить подгруппы. Внимательная работа с одним типом темы у разных писателей (четырех-шести) позволяет лучше понять своеобразие творчества каждого и одновременно научиться работать с подобной темой, не бояться ее и опознавать в любой формулировке. Нужно стремиться к тому, чтобы уметь определять тип темы для части С и формулировать ее как устно, так и письменно. Главная задача такой подготовки — развить умение аргументировать свои мысли и делать выводы, необходимые для раскрытия темы. Форма подготовки может быть выбрана любая: сочинение на 1–2 страницы, подбор материала на заданную тему, составление плана сочинения, разбор небольшого текста, составление цитатного портрета какого-либо героя, анализ сцены, даже свободные размышления по поводу цитаты из произведения…
Опыт показывает: чем больше репетитор задает домашних наработок к определенному типу темы, тем успешнее будет работа на экзамене. Мы считаем, что иногда полезнее вместо написания сочинения обдумать один тип темы и разработать план построения нескольких сочинений, которым можно воспользоваться на экзамене.
Эта статья будет посвящена одному типу темы — «Своеобразие деталей…». На экзамене тема может быть сформулирована по-разному («Художественная деталь в лирике…», «Психологические детали в романе…», «Функция бытовой детали…», «О чем нам говорит сад Плюшкина?», «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни…» и т.д.), суть от этого не меняется: нам досталась тема, связанная с определенным литературоведческим понятием — художественная деталь.
Прежде всего, уточним, что мы понимаем под термином «художественная деталь». Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа. Под художественной деталью подразумевается родовое понятие, которое дробится на много частных. Художественная деталь может воспроизводить черты быта или обстановки. Детали также используются автором при создании портрета или пейзажа (портретная и пейзажная детализация), действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т.п. Зачастую художественная деталь может быть одновременно и портретной, и бытовой, и психологической. Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского изобретает особую походку, чтобы не были видны его дырявые подошвы. Дырявая подошва — реальный предмет; как вещь она может причинить хозяину сапог неприятности — промоченные ноги, простуду. Но для внимательного читателя порванная подметка — это знак, содержанием которого является бедность, а бедность — один из определяющих символов петербургской культуры. И герой Достоевского оценивает себя в рамках этой культуры: он страдает не оттого что ему холодно, а оттого что ему стыдно. Ведь стыд — один из наиболее мощных психологических рычагов культуры. Таким образом, мы понимаем, что писателю нужна была эта художественная деталь, для того чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду, быт Петербурга XIX века.
Насыщенность произведения художественными деталями определяется, как правило, стремлением автора достичь исчерпывающей полноты изображения. Особенно значимая с художественной точки зрения деталь нередко становится мотивом или лейтмотивом произведения, аллюзией или реминисценцией. Так, например, рассказ Варлама Шаламова «На представку» начинается словами: «Играли в карты у коногона Наумова». Эта фраза сразу же помогает читателю провести параллель с началом «Пиковой дамы»: «. играли в карты у конногвардейца Нарумова». Но помимо литературной параллели, подлинный смысл этой фразе придает страшный контраст быта, окружающего героев Шаламова. По замыслу писателя, читатель должен оценить степень разрыва между конногвардейцем — офицером одного из самых привилегированных гвардейских полков — и коногоном, принадлежащим привилегированной лагерной аристократии, куда закрыт доступ «врагам народа» и которая состоит из уголовников. Значима и разница, которая может ускользнуть от неосведомленного читателя, между типично дворянской фамилией Нарумов и простонародной Наумов. Но самое важное — страшная разница самого характера карточной игры. Игра в карты — одна из бытовых деталей произведения, в которой с особенной резкостью отразился дух эпохи и авторский замысел.
Художественная детализация может быть необходимой или, напротив, избыточной. Например, портретная деталь в описании Веры Иосифовны из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»: «. Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pence-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям». Вера Иосифовна носит pence-nez, то есть мужские очки, эта портретная деталь подчеркивает ироническое отношение автора к эмансипированности героини. Чехов, говоря о привычках героини, добавляет «читала вслух гостям» свои романы. Гипертрофированная увлеченность Веры Иосифовны своим творчеством подчеркнута автором как бы в насмешку над «образованностью и талантливостью» героини. В данном примере привычка героини «читать вслух» является психологической деталью, раскрывающей характер героини.
Предметы, принадлежащие героям, могут быть средством раскрытия характера (кабинет Онегина в усадьбе) и средством социальной характеристики героя (комната Сони Мармеладовой); они могут соответствовать герою (усадьба Манилова), и даже быть его двойниками (вещи Собакевича), а могут быть противопоставлены герою (комната, в которой живет Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите»). Обстановка может влиять на психику героя, его настроение (комната Раскольникова). Иногда предметный мир не изображается (например, значимое отсутствие описания комнаты Татьяны Лариной). Для пушкинской Татьяны значимое отсутствие предметных деталей — результат приема поэтизации, автор как бы возвышает героиню над бытом. Иногда значение предметных деталей снижено (например, в «Журнале Печорина»), это дает возможность автору сосредоточить читательское внимание на внутреннем мире героя.
Готовя абитуриента к части С, репетитору следует помнить, что формулировка темы может не включать в себя термин художественная (бытовая, предметная и т.д.) деталь, но это, тем не менее, не должно смущать и отвлекать от темы.
Нестандартные формулировки темы в виде вопроса или неожиданной детали репетитору обязательно нужно разбирать с учащимся при подготовке к части С, поскольку цель таких упражнений — помочь лучше запомнить информацию и добиться свободного изложения мыслей. Рекомендуем как репетитору, так и ученику пользоваться некоторыми темами из нашего списка:
Выбранный нами тип темы — «Своеобразие деталей…» — удобнее разделить на две подгруппы: своеобразие деталей в произведениях одного автора и в произведениях разных авторов. Ниже представлен план работы для каждой из подгрупп, который объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.
I. Своеобразие деталей в произведениях одного автора:
Бытовые детали можно охарактеризовать следующим образом:
Своеобразие деталей в произведении одного автора можно закрепить при подготовке следующих заданий:
Одно из искусств профессионального репетитора — умение создать комплексную работу с типом темы. Полноценная работа для части С должна обязательно содержать ответ на вопрос, какие функции выполняют в произведении предметно-бытовые детали. Мы перечислим наиболее важные:
В качестве тренировки предлагаем продумать план для следующих тем:
II. Своеобразие деталей в произведениях разных авторов. Например, сочинение на тему «Предметно-бытовая деталь в прозе А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя» можно писать по следующему плану:
Для ответа на вопросы С2, С4 репетитор должен объяснить ученику, как литературная традиция связала произведения, показать сходства и различия в использовании художественной детали в произведениях разных авторов. В заданиях ЕГЭ по литературе формулировки заданий С2, С4 могут быть различными:
Для заданий С2, С4 будет достаточно небольшого по объему ответа в 15 предложений. Но ответ обязательно должен включать два или три примера.
Проиллюстрируем наши рекомендации на конкретном примере. Допустим, в задании ЕГЭ по литературе предложен следующий отрывок текста.
Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.
Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, — все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:
Но как жить? Как же жить?
По этому тексту предлагается выполнить два задания:
Специфика обоих вопросов в том, что они тесно связаны, что облегчает задачу преподавателя, готовящего к ЕГЭ. Так, отвечая на вопросы, предложенные в этих заданиях, учащиеся могут вспомнить о том, что изображение быта часто помогает охарактеризовать человека, вокруг которого этот быт выстраивается (типичный пример — первая глава «Онегина»). Взаимоотношения человека и быта различны. Быт может человека поглощать или быть ему враждебным. Так происходит, например, у Гоголя в «Мертвых душах», у Чехова в «Крыжовнике». Быт может подчеркнуть особую сердечность человека, как бы распространяющуюся на окружающие вещи — вспомним «Старосветских помещиков» Гоголя или Обломовку. Быт может отсутствовать (сводиться к минимуму), и тем самым подчеркивать бесчеловечность жизни (изображение лагеря у Солженицына и Шаламова).
Быту может быть объявлена война («О дряни», Маяковский). Изображение дома Турбиных строится по-другому: пред нами действительно «содружество людей и вещей». Вещи, привычка к ним не делают героев Булгакова мещанами; с другой стороны, вещи, от долгой жизни рядом с людьми, как бы становятся живыми. Они несут в себе память о прошлом, согревают, лечат, кормят, растят, воспитывают. Таковы у Турбиных печь с изразцами, часы, книги; символическим смыслом наполняются в романе образы абажура, кремовых штор. Вещи в мире Булгакова одухотворены.
Именно они создают красоту и уют дома и становятся символами вечного: «Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий». Напомним, что цитирование текста при ответе на экзамене только приветствуется.
Такая тема, как художественная деталь, бесконечно широкая, предполагает творческое отношение к литературному наследию. В этой статье мы смогли осветить лишь некоторые аспекты этой широкой и очень интересной темы. Надеемся, что наши рекомендации окажут помощь как старшекласснику при подготовке к экзамену по литературе, так и преподавателю при подготовке к занятиям.
Классификация деталей — что нужно знать автору?
Литературоведы выделяют несколько классификаций деталей в литературе.
По Сахарному художественная деталь бывает:
Техники использования
Другие специалисты различают техники, с помощью которых используются детали:
1)Бытовые детали. Предметы, принадлежащие героям, дают очень чёткое раскрытие характера. Также они выступают в качестве социальной характеристики. Обстановка может противопоставляться характеру персонажа, как-то влиять на него (не его психику, настроение).
А иногда автор специально не раскрывает предметный мир! Например Пушкин преднамеренно не описывал комнату Татьяны Лариной, чтобы добиться поэтизации её личности.
То есть, основные способы использования бытовых д-лей — это:
3)Детали расширительного характера дают возможность буквально за счёт одного штриха или предмета передать весь образ персонажа.
6)Гиперболизация дет. часто используется у Салтыкова-Щедрина. Он делает это мастерски. Вспомним одичавшего помещика, которого не боится даже мышонок!
7)Гротеск применяется в произведениях комической или фантастической направленности.
9)Цвета и звуки — использование их в разных комбинациях сообразно задумке автора.
Портрет, предметы, поступки
По Гузалии Клычовой деление следующее:
Важно! Каждый раз создавая описание (портрета, жестов героя или обстановки, его окружающей) автор должен соотносить это с определёнными целями: отражать какую-то черту характера, показывать социальную принадлежность, демонстрировать чувства ГГ.
Роль предметной детали
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:59, курсовая работа
Краткое описание
Жизнь человека напрямую, самым теснейшим образом связана с предметами, с вещами, материальными благами. Представить человека вне вещного мира крайне сложно. Исследования учёных – психологов доказывают, что предметы, окружающие, принадлежащие человеку, могут многое о нём рассказать, в том числе и о его мировоззрении, убеждениях, даже о психологическом состоянии.
В настоящее время в литературоведении уделяется большое внимание вещному миру произведения, персонажа. Эти исследования напрямую связаны с психологией. Предметы помогают интерпретатору «разгадать» глубинные, скрытые качества, черты героя, особенности его мышления, видения мира.
Файлы: 1 файл
сам курсач.docx
Введение
Жизнь человека напрямую, самым теснейшим образом связана с предметами, с вещами, материальными благами. Представить человека вне вещного мира крайне сложно. Исследования учёных – психологов доказывают, что предметы, окружающие, принадлежащие человеку, могут многое о нём рассказать, в том числе и о его мировоззрении, убеждениях, даже о психологическом состоянии.
В настоящее время в литературоведении уделяется большое внимание вещному миру произведения, персонажа. Эти исследования напрямую связаны с психологией. Предметы помогают интерпретатору «разгадать» глубинные, скрытые качества, черты героя, особенности его мышления, видения мира.
Очень часто авторы произведений помещают своего героя в «говорящий» вещный мир, задача которого не просто показать экспозицию происходящих событий, а открыть для читателя этого героя по-новому, иногда даже передать его нравственную или идеологическую эволюцию.
Анализ предметной детали имеет большое значение в литературоведческом анализе художественного текста.
Целью нашей работы явился анализ роли художественной детали в романе Е. Замятина «Мы».
В связи с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:
Роман Е. Замятина «Мы» увидел свет не на родном языке писателя. Он был напечатан на английском языке, книга вышла в Нью-Йорке. Это обусловило и то, что этим произведением заинтересовалась американская литературно-критическая и исследовательская общественность. Изучением романа занимались такие учёные как Г. Морсон, Л. С. Мейси, Г. струве, А. Штейн. Из российских литературоведов, занимавшихся исследование данного произведения, следует отметить О. Михайлова, Е. Б. Скороспелову, С. Кормилов. Все исследователи рассматривали роман с различных сторон. Предметом своего исследования выбирались и своеобразие повествования, и хронотоп романа, и мифопоэтика, и ритуализация жизни и любви в романе, и даже о символике цифр в романе. Таким образом, мы находим, что в выбранном нами ключе, то есть с точки зрения роли предметных деталей в произведении, данный роман не был изучен целостно. Этим и обуславливается новизна проделанной нами работы.
Актуальность нашего исследования обусловлена интересами современной литературоведческой науки: при анализе произведения делается акцент на предметные детали произведения, его вещный мир. Анализ предметных деталей именно в романе Е. Замятина «Мы» является необходимым для понимания идейно-смыслового содержания произведения, его глубинных смыслов. «Разгадка» предметных деталей в многом поможет понять антиутопичный характер романа, а следовательно, вещная деталь может говорить о жанровом своеобразии произведения.
Объектом нашего исследования является роман Евгения Замятина «Мы».
Предметом нашего исследования явилась предметная деталь и её роль в данном произведении.
Практическая значимость проведённого нами исследования может быть использована в дальнейших исследованиях по данной теме.
При работе над данной темой самыми продуктивными для нас оказались такие методы исследования как наблюдение, теоретический анализ, метод составления библиографии, аннотирование и цитирование.
Структура данной курсовой работы представляет собой введение, две главы: теоретическую и практическую часть исследования, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Предметная деталь и её функции в литературном произведении.
От детали зависит многое, если не всё.
В произведении сосуществуют общие широкие планы повествования и детали.
Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с миром реальным. Выявление, отбор и изображение тех или иных значимых с точки зрения автора компонентов являются важной составляющей творческого процесса. Воссоздать предмет (вещь, портрет, пейзаж) во всех его особенностях писатель не в состоянии, и именно деталь или совокупность деталей замещает в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации.
Показательно суждение о деталях писателя С.Антонова: «В конечном счете, ценность детали не в богатстве ассоциаций, не в длине цепи представлений и образов. Ведь вся эта цепь, если бы она была выписана автором, служила бы только средством для того, чтобы воссоздать в душе читателя то же самое ощущение, которое испытывает сам автор. Свойство счастливо найденной детали и состоит в том, что она способна возбудить это результативное ощущение сразу, как бы минуя всю последовательно-логическую цепь представлений и образов, заставляя читателя подсознательно, с быстротой молнии прочувствовать все промежуточные ступени познания предмета». 2
Само слово «деталь» образовано от фр. détail, что означает «подробность, частность, мелочь». 3
Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа. Деталь, как правило, выражает незначительный, сугубо внешний признак многостороннего и сложного явления, в большинстве своем выступает материальным репрезентантом фактов и процессов, не ограничивающихся упомянутым поверхностным признаком. Индивидуальная деталь, закрепляясь за персонажем, может становиться его постоянным признаком, знаком, по которому опознается данный персонаж; таковы, например, блестящие плечи Элен, лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», халат Обломова «из настоящей персидской материи», глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся»…
Само существование феномена художественной детали связано с невозможностью охватить явление во всей его полноте и вытекающей из этого необходимостью передать воспринятую часть адресату так, чтобы последний получил представление о явлении в целом. 5
Не существует универсальной общепризнанной классификации художественной детали, в которой учёные дробят её на более узкие типы по принципу соотнесённость с различными признаками и свойствами художественного текста. Их полемика имеет место в научных разработках по литературоведению, в их работах мы нередко находим обоснование их собственной теории, собственной классификации художественной детали.
И всё же традиционно выделяются следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку:
а) Словесная деталь – деталь, основанная на речи, высказывании героя, соответствующая его собственным речевым качествам или речевым качествам другого героя, характеризующего первого. Например, по выражению «как бы чего не вышло» мы узнаем Беликова, а по обращению «соколик» — Платона Каратаева.
б) Портретная деталь – деталь портрета героя, его отличительная черта, которая часто становится «присущей только этому герою». Героя можно определить по короткой верхней губке с усиками (Лиза Болконская) или белой маленькой красивой руке (Наполеон);
в) Предметная деталь – деталь из вещного мира персонажа. Например, балахон с кистями у Базарова, книжка про любовь у Насти в пьесе «На дне», шашка Половцева — символ казачьего офицера;
Учёные часто говорят о том, что за некоторыми деталями нередко скрываются символы, которые нуждаются в своеобразной расшифровке.
В теме нашего исследования заявлен предмет исследования – предметная деталь.
Предметная (вещная) деталь – вся совокупность создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. 9
В литературоведческих трудах можно встретить также термины « вещный мир» произведения, вещная деталь.
По началу, вещь в произведении ещё не соотносились с характером персонажа. Вещи в таких произведениях выполняли зачастую роль чисто описательную: описывали место происходящих событий. При смене места действия описывались уже другие вещи, и это описание так же говорило читателю лишь об обстановке.
Предметные детали могли также выполнять чисто культурологическую функцию. Она состоит в том, что описываемая в произведении вещь становится знаком исторической эпохи, социальной среды или национальной культуры.
Примерно с эпохи Возрождения деталь становится способом психологической характеристики человека, раскрывающей его индивидуальность. Например, вещная деталь лирического произведения может стать знаком переживания лирического героя:
Гляжу как безумный
Данное стихотворение подтверждает тезис, указанный нами выше. Переживание лирического героя по поводу смерти любимого человека пробуждает именно эта предметная деталь – чёрная шаль. Стоит заметить, что эти строки повторяются автором в начале и в конце произведения. Именно они и говорят нам о внутреннем состоянии лирического героя, остальное же содержание стихотворения представляет собой повествовательный текст: рассказ об измене, убийство гречанки и её любовника.
Особое развитие эта функция получила своё развитие в реалистической литературе XIX века. Тогда же предметная деталь стала выполнять ещё одну, более важную для нашего исследования, функцию характерологическую. Характерологическая функция предметной детали ясно прослеживается, например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой романа характеризуется через описание принадлежащих ему вещей. Более того, вещи Онегина показывают, как меняется его внутренний мир, его система ценностей. Это прослеживается на контрасте описания интерьера кабинета Евгения в Петербурге и деревенском кабинете пушкинского героя. В интерьере петербургского кабинета Онегина мы находим «янтарь на трубах», «фарфор и бронза на столе» и «чувств изнеженных отрада духи в гранёном хрустале». В интерьере акцентированы вещи родителей. Они говорят не о стремлении героя к внешнему блеску, а о напряжённом искании смысла жизни, о богатом и противоречивом внутреннем мире Евгения. Иначе описан деревенский кабинет Онегина. В этом интерьере Пушкин акцентирует внимание читателя на портрет Байрона.
Иногда в художественном произведении может стать значимым и полное отсутствие вещей. Например, в романе И. А. Гончарова «Обрыв» главный герой Райский идёт смотреть комнату веры, чтобы понять её сущность, узнать, что она за человек. Его поражает почти полное отсутствие вещей. Это может говорить и о скрытности человека, и о его душевной пустоте.