Что такое предметно чувственное сознание абстрактно понятийное мышление сравните их приведя примеры
Что такое предметно чувственное познание, абстрактное мышление? Сравните, приведя пример.
Ответ:
это его функциональное состояние, т. е. существование, изменение и развитие его составных частей в их взаимном соответствии.
Не изучив механизма эволюционных изменений в обществе, нельзя получить представление о его системном строении и его динамике во времени. Изменения в обществе происходят в результате выполнения каждой из составляющих его сторон присущих только ей задач.
Природа сложноструктурных систем такова, что каждая из её составляющих по своей функциональности является многомерным элементом. В соответствии с этим самосохранение общества, его целостность есть выражение функциональных связей. То есть любая структура внутри системы имеет свою целостность. А эта целостность обеспечивается малой функциональностью на уровне структуры.
В описании общества недостаточна констатация того, из чего оно состоит. Важно знать ещё и то, какие задачи стоят перед ним и как они выполняются.
При анализе функционального состояния общества вопрос о характере и направленности связей между составляющими его частями всегда является проблемным. В самом общем виде существующие точки зрения по этой проблеме можно разделить на несколько групп: религиозное и светское направления.
Сознание и деятельность. Обществознание
Индивидуальное сознание и мировоззрение
Индивидуальное сознание — это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. В них проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.
Содержанием индивидуального сознания выступает усвоенный отдельным человеком культурный опыт человечества, т. е. совокупность правил, норм и символов. Оно, это сознание, и выступает в роли незримого цензора.
Зигмунд Фрейд придумал ему специальное название — Сверх-Я. Оно соотносит каждый природный импульс с культурными правилами: безумно захотев есть, мы не мчимся со всех ног в столовую посреди урока и не отнимаем еду у соседа. Нет, мы подчиняемся культурным условностям, контролируя мощнейший природный импульс.
Сознание выражается в словах, но одновременно оно само является внутренней речью. Сознание нуждается в языке, как содержание нуждается в форме, а форма — в содержании.
Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.
От психики животных сознание человека отличается тем, что: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своём сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция.
Мировоззрение
Развитое самосознание всегда включает мировоззрение, поскольку самоопределение есть определение себя в мире, а мировоззрение, в свою очередь, обязательно преломляется через «образ Я», выражая личное отношение человека к миру.
Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют следующие типы мировоззрения: а) житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; б) религиозное, связано с верой в сверхъестественное или с верой в Бога (или богов); в) философское, обобщающее опыт духовного и практического познания мира; г) научное, представляющее собой последовательную систему взглядов на развитие и строение природы и общества.
Основные термины и понятия
Сознание, деятельность, мировоззрение.
1. Какие факторы сыграли решающую роль в развитии человеческого рода? Как они взаимосвязаны между собой?
2. Что такое «предметно-чувственное сознание», «абстрактно-понятийное мышление»? Сравните их, приведя примеры.
3. Проявляется ли у животных предметно-чувственное сознание? Своё мнение обоснуйте.
4. Чем сознание человека отличается от психики животных? Приведите примеры, иллюстрирующие ваше объяснение.
5. Что такое деятельность? Почему можно говорить только о человеческой деятельности?
6. Приведите примеры многообразия форм человеческой деятельности.
7. Что такое индивидуальное сознание? Что влияет на его формирование?
8. Дайте определение понятию «мировоззрение». Назовите его типы. Приведите примеры каждого из типов мировоззрения.
1. Что является содержанием индивидуального сознания? Подберите примеры его наглядного проявления.
2. Вспомните один день вашей повседневной жизни и расскажите, в каких формах, видах, сферах деятельности вы себя проявили.
3. Назовите какое-либо явление или процесс, приведя примеры его толкования с позиций каждого из известного вам типов мировоззрения.
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.