Что такое предметный дизайн
Что такое предметный дизайн? Давайте разберемся.
Если говорить языком штампов, то предметный дизайн часто ассоциируется с промышленным. Даже Википедия говорит о том, что предметный и индустриальный дизайны являются составной частью промышленного.
На самом же деле предметный дизайн давно не отождествляется с многотиражным массовым производством и «совковыми» товарами народного потребления. Не следует приравнивать предметный дизайн к дизайну предметов. Это разные понятия.
Предметные дизайнеры, не разрушая привычный мир, опираясь на культурные ценности, развивают и обогащают наше культурное наследие. Познакомиться с аудиторскими лекциями и практическими занятиями по проектированию и моделированию товаров можно здесь eds.ua
Причем предмета уникального, трудоемкого в исполнении, хотя и сделанного по понятной, принятой ранее технологии. То есть вдыхая новую жизнь в привычные предметы, дизайнерские коллекции сохраняют равновесие и гармонию предметов и времени.
Предметный дизайн объединяет в себе стили Арт и Производство. Арт – удивляет и восхищает, это то, что помогает предмету понравиться. Но не обязательно такой продукт покупается. А Производство – это коммерция, это обязательное качество изделия, произведенного для прямой продажи. И вот где-то в центре между Артом и Производством находится предметный дизайн. Взять, к примеру, уже изготовленный предмет, и с помощью творчества дизайнеров, художников сделать его уникальной формы, предназначенной не для серийного производства, а эксклюзива. В таком продукте заложена высокая культура и свежая идея.
Хотят ли дизайнеры выставлять на продажу свои изделия?
Конечно, хотят. Но это не будет так эффективно, так при продаже товаров серийного производства. Потому что предметный дизайнер находится в постоянном поиске, стараясь привычные предметы облачать в непривычные, приятные глазу формы, избирая для этого совершенно неожиданные материалы и методики творческого исполнения. Не зацикливаясь на уже изготовленных формах, переходят к поискам нового, более интересного и востреблванного.
Рынок товаров народного потребления развивается очень быстро – новые технологии, трансформеры, многофункциональные предметы – все идет с опережением времени. В ногу со временем идут и предметные дизайнеры, но их предметы не теряют своей актуальности долгие годы. Об этом говорят многие шедевры, например, шезлонг Ле Корбюзье, которому более 90 лет, и другие не менее эксклюзивные товары.
Предметный дизайн и дизайн предмета
МАРИЯ РОМАНОВА архитектор, дизайнер, приглашенный лектор курса «Предметный дизайн в контексте интерьера» школы-студии ДЕТАЛИ О предметном дизайне пишут, о нем спорят, его изучают. Но единого мнения о том, что такое предметный дизайн, все еще нет, и отчасти это происходит от путаницы в терминологии. В мире широко используют определение «промышленный дизайн», но в России от него открещиваются, ассоциируя такой дизайн с многотиражным массовым производством и неуклюжими товарами народного потребления доперестроечных времен. Куда милее нашему слуху термин «предметный дизайн», который ошибочно приравнивают к «дизайну предметов». Но предметный дизайн и дизайн предмета – это совсем разные вещи.
Дизайнерские коллекции могут быть совершенно уникальными и трудоемкими в исполнении, но в большинстве случаев это узнаваемое функциональное изделие, сделанное по привычной и понятной технологии. Предметный дизайн – это создание нового предмета. Предметные дизайнеры – это, для меня лично, очень смелые люди. Они решились создавать совершенно новый продукт. У них есть прекрасная возможность, не разрушая привычный мир, следуя времени, технологиям, сохраняя наши внутренний покой, гармонию и равновесие, идти на шаг впереди и предвосхищать запросы.
О предметах дизайна, которые вошли в историю, процессах работы предметного дизайнера и его источниках вдохновения будем говорить в этом месяце.
Предметный дизайн разбираемся в определениях и форматах.
Предметный дизайн разбираемся в определениях и форматах.
Историческая справка.
Понятие Художественная Промышленность появляется в Европе в 1863 году после Великой выставки промышленных работ все народов проходившей в Британии, которая проходила в 1851 году и последующих позже международных выставок в Париже и Вене.
Родиной первого специализированного учебного заведения является Австрия.
В городе Вена в 1868 году открылась Первая Хужодествено- Промышленная школа, которая готовила специалистов для Европейских фабрик, мануфактур и заводов.
Трансформация понятия Художественная Промышленность в Промышленный Дизайн и Предметный Дизайн происходит в конце 80-90 годов двадцатого века в США и Европе.
Процессе объединения инженерной специальность с художественным творчеством начатый в США в 1950 годах полностью сформировался в новую профессию Дизайнер в конце 90 годов двадцатого века.
В Украину широкое определение Дизайн и специальность дизайнер приходит после 2000 годов заменяя понятие художник-конструктор с появлением доступных компьютеров и ПО.
Определения что такое Дизайн.
Дизайн это, цикл действий автора и/или авторского коллектива приводящий к созданию предмета интегрированного в среду обитания и взаимодействия человека с человеком, дающий пользователю новый потребительский опыт и ценность.
Дизайн это, действие и результат этого действия.
Дизайн отображает человека, общество, влияние внешних и внутренних изменений являясь капсулой времени.
Дизайн это, баланс между красотой формы, эргономикой, функциональностью и доступностью взаимодействия с человеком.
Дизайн это, когда мы используем предмет органически естественно и не замечаем насколько сложно или просто он сделан.
Не однородность определения Дизайн.
Дизайн имеет ряд направлений, сформированных в историческом процессе существования творческой и технической социальной среды.
В определенные исторические периоды Дизайн называли художественным искусством и творчеством иногда инжинирингом или конструированием.
Три столпа дизайна Предметный, Архитектурный и Дизайн одежды развивались не разрывном образом на протяжении десятков тысячелетий.
Новые вид дизайна такой как Промышленный дизайн пришёл к нам относительно недавно и начал свое зарождение около 600 лет назад и являются сравнительно молодыми это путь первопроходцев и изобретателей первых печатных станков, токарных станков и других механизмов.
А есть и совсем юный можно даже сказать младенец по своему возрасту это, Продукт дизайн.
Он возник в период перехода аналогового мира продуктов в цифровой мир в конце 90 годов двадцатого века.
Это некое цифровое отображение книг, журналов, газет, но с добавлением нового функционала взаимодействия с пользователем.
Направления дизайна сформировались исторически.
Предметный дизайн включает в себя весь спектр бытовых утилитарных предметов ежедневного обихода человека. Таких как посуда, мебель, домашний текстиль, орудия труда и приготовления пищи.
Дизайн одежды возник практически вместе с предметным дизайном и развивался в синергии параллельно.
Основная утилитарная функция одежды защита человека от неблагоприятных погодных и сезонных условий в естественной среде обитания.
На определенном этапе развития одежда и ее дизайн показывали статус человека в сообществе и до сих пор являются определенным маркером в современном мире.
Архитектурный дизайн появился на заре человечества как средство защиты от природных явлений и вырос до технологии 3-D печати архитектурных объектов.
Архитектурный дизайн связан с Предметным дизайном тысячелетиями синергии и совместной интеграции в среду обитания человека.
Промышленный дизайн или Индустриальный дизайн вырос из первых мануфактур и фабрик.
В ранний период первой индустриальной революции началось становление этого отдельного направления.
Дизайн первых печатных станков, токарных станков, водяных мельниц, ткацких станков, паровых машин и швейных машин вот эпоха рождения современного промышленного дизайна.
Это переросло в автомобильный дизайн и дизайн самолетов, в целом транспортной индустрии.
Продукт дизайн появился в эпоху информационной революции и охватывает весь спектр решений для цифровых устройств и информационных платформ.
На стыке искусства и технологии появляется кино и фотография, которая в короткий срок находит свое место в цифровых каналах коммуникаций.
Продукт дизайн соединяет в себе как цифровые устройства как предметы, так и информационно коммуникационную среду, встроенную в эти предметы.
Именно поэтому, привело к объединению программных IT продуктов и цифровых приборов в одно понятийное состояние Продукт Дизайн.
Предметный Дизайн и его основные сегменты.
Современный Предметный Дизайн также не однородное понятие и в нем существуют свои специализированные сегменты.
Мы рассмотрим главные и самые большие из них.
Галерейный Предметный Дизайн
Формат единичных творческих авторских продуктов направленные на декорирование интерьерных пространств предметами с явно выраженными индивидуальными идеями, несущими смысловые акценты.
Основной замысел таких продуктов это, художественная и декоративная компонента архитектурных пространств.
Такие предметы создаются лимитированными количествами; 3-10 единиц и в основном автором дизайнером и/или небольшой творческой командой.
Стоимость таких предметов будет начинается от 1000 евро с средним чеком в 5000-10000 евро за предмет с «именем».
Крафт Предметный Дизайн
Формат мелко серийных персонализированных дизайнерских продуктов, выполненных в небольшой мастерской или авторской мануфактуре самим дизайнером и его микрокомандой.
Такие продукты гармонично совмещают утилитарную и акцентно-декоративную функцию в жилом или общественном пространстве.
Небольшие коммерческие партии от 10 до 200 единиц и персональный авторский подход к каждому выполненному предмету это основные черты крафтового предметного дизайна
Стоимость таких предметов будет начинается от 500 евро с средним чеком в 1000-3000 евро за предмет с «именем».
Предметный Дизайн для MASS Market
Формат крупно серийных дизайнерских продуктов, которые создаются дизайнерами или студиями дизайна для больших и глобальных производителей или торговых сетей.
Такие продукты Предметного Дизайна имеют максимально унификацию по материалам и производственным операциям они просты и понятны функционально.
Это наиболее массовый и широкий сегмент продуктов который включает три потребительские ценовые группы : эконом сегмент, средний сегмент и средний плюс сегмент.
Три ценовых группы достаточно условное деление для массовых продуктов которые продаются на международных рынка с разным доходом на душу населения например в США и Конго. Так один и тот же продукт в разных странах может находится в эконом сегменте и среднем плюс.
Продукты в этом сегменте компактны, поставляются в специально разработанной рекламной упаковке или упрощенной транспортной упаковке.
Предназначены для широкого круга потребителей в разных странах и на разных континентах.
Большие коммерческие партии от 10.000 до 10.000.000 единиц позволяют снизить затраты на производство и предложить не высокую цену потребительскому рынку.
Стоимость таких предметов будет начинается от 10 евро с средним чеком в 200-500 евро за предмет с «именем».
В этом сегменте Предметного Дизайна студия «SV & Partners» имеет ключевую компетенцию и опыт.
Предметный Дизайн для High Market Level
Формат серийных дизайнерских продуктов, которые создаются признанными на мировом рынке дизайнерами с именами или именитыми студиями дизайна для небольших и средних фабрик и мануфактур семейного типа.
Такие продукты Предметного Дизайна имеют авторский художественный стиль и дорогие отделочные материалы, в основном они входят в комплекс интерьерных решений для заказчика или компании.
Относительно других сегментов небольшой по количественному выражению сегмент с очень высокими ценами на предметы.
В этом сегменте практически не бывает дисконтов и складских остатков так как все делается под живой заказ дизайнерского или архитектурного бюро, или непосредственного клиента.
Продукты в этом сегменте поставляются в специально сделанной индивидуальной упаковке и транспортной таре.
Предназначены для очень небольшого круга потребителей с крайне высоким доходом в разных странах и на разных континентах.
Малые коммерческие партии от 100 до 1000 единиц позволяют выпускать продукт серийно с повторяющимся высоким качеством и вниманием к каждой детали.
Стоимость таких предметов будет начинается от 3000 евро с средним чеком в 10.000-50.000 евро за предмет с «именем».
Предметный Дизайн для Customized solutions.
Формат индивидуальных дизайнерских продуктов и изделий, которые создаются дизайнерами с именами или именитыми студиями дизайна на небольших и средних фабриках и мануфактурах семейного типа для одного персонального заказчика без права повторения.
Такие продукты Предметного Дизайна имеют авторский художественный стиль и дорогие отделочные материалы, в основном они входят в комплекс интерьерных решений для заказчика или компании, но производятся только для определенного объекта с привязкой к нему.
Это наиболее сложные и трудоемкие решения в оформлении интерьерных комплексов частных и государственных резиденций, океанских яхт, личных самолетов, частных и клубных заведений HORECA, личных и корпоративных офисов.
Продукты в этом сегменте поставляются в разобранном виде и монтаж осуществляется непосредственно на объекте так же сеть и готовые уже собранные отдельно стоящие элементы.
Предназначены для очень небольшого круга потребителей с крайне высоким доходом в разных странах и на разных континентах.
В этом сегменте нет понятия партий есть понятие контрактная поставка все технические и конструкторские решения проходят различные стадии согласования и изготовления тестовых элементов и образцов. Окончательно утверждаются финальные варианты отделок и выбор материалов и форм обработки после этого запускается производство изделий.
Стоимость таких контрактов будет начинается от 500.000 евро с средним чеком в 2.500.000-5.000.000 евро за комплексное индивидуальное решение с «именем».
Процессы в Предметном Дизайне.
Нам нужно разобраться какой сейчас путь проделывает Промышленный Дизайн от своей «Идеи» до конечного потребителя.
Это даст понимание стоимости и ценности процессов создания конкурентоспособного и востребованного продукта на внутреннем рынке Украины и Мировом рынке.
Современный Предметный Дизайн можно декомпозировать на следующие крупные процессы:
Design & Strategic Marketing
Идея или Задача имеющая горизонт жизненного цикла и полезного взаимодействия от 3 лет и более.
Поиск и Исследование аналогов и рыночных возможностей в заданном направлении.
Создание концепции будущего продукта Предметного дизайна.
Моделирование и прототипирование изделия с учетом человеко- центричной модели и производственных возможностей.
Supply Chain, Engineering and Manufacturing
Анализ и Совершенствование предмета для целевой группы потребителей.
Инженерное проектирование CAD | CAM продукта Предметного Дизайна.
Создание промышленного образца отвечающего требованиям рынка и имеющего перспективу полезного взаимодействия 5 и более лет.
Контент маркетинг и «упаковка продукта» в продающую оболочку.
Промышленное производство максимально эффективным способом с наименьшими производственными издержками.
Sales and Communications
Рекламная коммуникация, доносящая пользу и ценность продукта Предметного Дизайна партнеру и потребителю.
Продвижение в каналах, сбыта которые обеспечивают контакт и взаимодействие с целевой аудиторией потребителей.
Взаимодействие с потребителем изучения степени удовлетворенности и клиентского опыта.
Вовлечение новых потребителей в коммуникацию и взаимодействие с продуктом Предметного Дизайна.
Каждый предыдущий компонент существенно влияет на последующий и систему в целом. Время, когда можно было пропустить какой то этап безвозвратно ушло.
Неразрывная цепочка от Идеи Предметного Дизайна до получения потребителем опыта и ценности от взаимодействия с созданным продуктом Предметного Дизайна.
Осветили различные форматы Предметного Дизайна и раскрыли основные отличия в них.
Увидели взаимосвязь и родственность Предметного Дизайна с другими уже исторически сформированными областями Дизайна.
Разобрались в сложной структуре создания Предметного дизайна.
Предметный Дизайн в Украине 2020.
В текущий исторический период Украинский дизайн, как и Украинское общество и государство переживает сложный этап своего развития.
Наметившееся в 2014-2019 годах фаза роста Креативных Индустрий успешных Предметных Дизайнеров и небольших дизайн студий существенно приостановилась под влиянием мирового экономического кризиса и эпидемии COVID 19.
Точно и определенно можно сказать все вызовы как внешние, так и внутренние которые сейчас происходят позволят сформировать сильное профессиональное дизайн сообщество Украинских Предметных Дизайнеров.
Многие коллеги уже хорошо известны на зарубежных рынках как своими наградами, так и интересными продуктами в Предметном Дизайне.
Развитие и рост отрасли Креативной Индустрии Украины возможен в случае целенаправленных и слаженных действий Украинских Предметных Дизайнеров на рынках США и Европы совместно с Украинским Мебельным Бизнесом.
Под влиянием цифровых трансформаций и ограничений появляются новые более простые и эффективные форматы взаимодействий Предметных Дизайнеров и Мебельной Индустрии.
Возможно это даст предпосылки в создании альянсов, коллаборации, кластеров и новых моделей монетизации услуг по созданию Предметного Дизайна.
Новые вызовы, смена парадигмы в социуме и осознанное потребление продуктов Предметного Дизайна будут диктовать активную смену морально устаревших модельных рядов большого числа мебельных компаний.
В перспективе 6-12 месяцев мы увидим колоссальную востребованность в работах Предметных Дизайнеров для зарубежных и локальных мебельных компаний.
Мы как студия предметного дизайна SV & Partners совместно нашим партнером https://uidfcluster.com/ с готовим системную программу выхода на мебельный рынок США в 2020-2021 году для Предметных Дизайнеров и Мебельного Бизнеса Украины.
Всех заинтересованных в программе экспорта мебели и предметов интерьеров в США просим обратится к Любовь Сукненко официальному представителю HPM и Валерий Сухицкий партнеру «EF cluster».
CDO студии предметного дизайна полного цикла «SV & Partners».
Предметный дизайн. Философия продукта и дизайнера. Часть 1
Но что есть дизайн на самом деле? Как создаются привычные для нас вещи: столы, автомобили, кружки, рюкзаки? То, с чем мы контактируем каждый день, то, чего мы не замечаем, но используем каждый день.
Сегодня мы поговорим о промышленном дизайне или предметном дизайне, как вашей душе угодно, который очень закрытый, и о нём так мало говорят в России. На примере наших рюкзаков.
Пролог.
-деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»).Wikipedia
Чуда нет. Музы нет. Точка.
Итак, что нужно сделать перед тем, как должно родиться это ваше субъективное мнение.
Конечно же, важна идея, понятная и сформированная, иначе вы рискуете получить нечто, ориентированное на огромные массы и не нужное никому из этих масс.
Дизайнеры делятся на два типа людей:
— Тех, кто создаёт для широких масс потребителей;
— Тех, кто создаёт уникальный продукт для узкой группы людей. Плохого дизайна не существует, есть просто дизайнер с плохим вкусом и недостаточным опытом. Если последнее можно наработать в течение жизни, то хороший вкус, увы, впитывается с молоком матери.
Если дизайнер создаёт продукт для широких масс, не нужно ждать от продукта чего-то великого. Ведь этот продукт ориентируется на большую аудиторию, и, как правило, он создаётся, чтобы удовлетворить основные потребности человека, а дальше его круг использования сужается с каждым добавлением какой-нибудь причуды.
Итак, запомним. Дизайнер может сделать всё, что угодно, но стоимость будет равна тому, насколько вы в действительности понимаете, чего хотите.
А теперь быстро пробежимся по основным тезисам.
— Почему в этой вещи не может быть того, что есть в вещи, стоимость которой в 4 раза выше?
Обычно, этот аргумент всегда любят употреблять дяди Вани с гаражей, покупающие б/у иномарки и хающие отечественный автопром. Или те, кто сравнивает iPhone или смартфон от Xiaomi. Если хотите получить объективную картину, сравнивайте продукты в равных цене, сегменте, года выпуска. Поэтому, чем больше плюшек, тем выше цена.
— Почему что я хочу, дизайнер не делает?
Вы разговариваете на разных языках, либо вы очень много хотите. Либо ваш дизайнер просто бестолковый, и такое бывает.
-Почему услуги хорошего дизайнера стоят дорого?
Потому что хорошему дизайнеру нет смысла работать с дешевыми проектами. Ему нужен опыт, а чтобы сделать что-то действительно толковое, нужно потратить много времени, нервов и изрядно поднапрячь свой мозг.
Самая краткая история предметного дизайна в 40 картинках
Вся история промышленного и предметного дизайна едва ли поместится в двух-трех книжных томах. Мы решили упростить вам задачу и выбрали самые интересные и важные исторические события, связанные с дизайном мебели и предметов интерьера.
3000 лет до н. э. — древние египтяне придумали первый стул
А еще первый стол и кровать. Кстати, на древнейших рисунках стула можно видеть простые стулья с прямыми ножками и спинкой и подушкой для смягчения сидения. То есть о комфорте задумывались уже тогда.
Стулья делали из древесины. А в качестве декора для особенно богатых людей использовали слоновую кость, инкрустацию и кожу.
Около 500 года до н.э. — появился первый самовар
В Древнем Риме, и назывался он аутепса. Принцип работы с тех пор не изменился: внутри емкости находится жаровня, в которой происходит горение. В эту емкость заливается вода, которая таким образом нагревается.
10–12 век н.э. — кровать приняла свой современный облик
Кровать, похожая на современную, появилась уже в начале Средних веков. Начиная с XII века во всех богатых домах в качестве дополнения стали применять балдахины — для защиты от холода.
17 век — в Италии сундук превратился в креденцу
Первоначально это был специальный столик с двумя ножками, опиравшийся на стену, на котором пробовали, не отравлено ли блюдо, перед тем, как подать на стол. Позже креденца обзавелась вторым ярусом и дверцами и поселилась не только в сервировочных, но и в гостиных, и в комнатах для переодевания. По сути это прототип современного комода.
1672 год — Андре-Шарль Буль получил должность королевского чернодеревщика
Возможно, Андре-Шарль Буль так и остался бы очередным талантливым, но малоизвестным мастером по изготовлению мебели, если бы не оказался при дворе Людовика XIV. Сегодня его работы в технике маркетри (инкрустация мебели рисунками из ценных пород дерева) выставляются в главных музеях мира и продаются за бешеные деньги.
1790 год — зеркало-псише вошло в состав дамского туалетного столика
Прямоугольная или овальная деревянная рама зеркала-псише крепилась на столике, сундуке или на основании по типу мольберта с помощью двух стержней с шарнирами. В России мода на эти зеркала началась с легкой руки немецкого мастера Гамбса.