Что такое предметы культуры 1 класс
Конспект урока по окружающему миру «Культура (продолжение)» (1 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УРОК 5 Тема «Культура(продолжение)»
Целевые установки урока:
• иметь представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура — всё
то, что создано людьми;
• различать разные виды культуры;
• располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше — теперь», «давно —
недавно» с опорой на собственный опыт.
• различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно;
• определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры;
• различать предметы и произведения культуры;
• сравнивать предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, созданные воображением человека с помощью естественного языка, голоса, движений тела, с
помощью музыкальных инструментов (условно —культура рукотворная и нерукотворная);
• сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и различное;
• сравнивать старинные и современные предметы и произведения культуры народов своего края и
находить их отличительные черты.
• делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы и культуры;
• осознавать необходимость бережного отношения к предметам и произведениям культуры;
• понимать, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений.
Оборудование: запись народной песни, музыки к балету и танцу на льду, магнитофон; портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Предварительная работа. Подготовить выставку детских иллюстраций к «Сказке о царе Салтане…».
1. Актуализация знаний и умений.
— Откройте учебники на с. 3—7, 10, 11.
— Назовите все изображённые
— Что такое культура?
— Дома вы прочитали сказку. Расскажите, какой отрывок вам понравился больше всего?
— Представьте свои иллюстрации.
Отвечают на вопросы учителя.
Пересказывают любимый отрывок.
Представляют свои иллюстрации.
— Является ли «Сказка о царе Салтане…» предметом культуры?
— Можно ли сказку А. С. Пушкина сравнить, например, с памятником или зданием на улице города (села)?
— Что общего у этих предметов культуры?
Отвечают на вопросы учителя.
— Общее то, что они созданы человеком. Различия в материале,
из которого они созданы; в способах создания; в форме
существования этих предметов в окружающем мире.
3. Аналитический этап.
— Подумаем над непростым вопросом, как понять слова А. С. Пушкина:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
— Что значит «нерукотворный»?
— Какую культуру еще можно назвать «нерукотворной»? Приведите примеры.
— Культура нерукотворная — область человеческой деятельности, связанная с использованием естественного
языка (словесная культура), голоса (пение), пластики человеческого тела (танец), с извлечением звуков из музыкальных инструментов. До изобретения способов фиксации на различных носителях (с древности до современности) результаты такой деятельности сохранялись только в памяти человека и передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому.
— Рассмотрите изображения предметов культуры в учебнике на с. 12—13. Для чего они предназначены?
— Положите ладошку на страницу, где изображены предметы культуры, которые сделаны из природных материалов. Назовите эти материалы.
с помощью каких инструментов люди делают эти предметы культуры. Какие предметы культуры здесь наиболее старинные?
— Некоторые из этих приёмов мы узнаем на
следующем уроке. А теперь положите ладошку на страницу, где изображены произведения культуры, которые созданы человеком с помощью его собственного голоса и речи, движений тела, особых сочетаний слов.
Приводят свои примеры.
Отвечают на вопросы учителя.
— Кирпич из глины, дерево, мочало, дерево и краски, ткани.
Приводят примеры «нерукотворной культуры».
— Оба здания только строятся, поэтому они новые. Но дом из брёвен строится так же, как строили в далёкие времена наши предки. Храм из кирпича по
форме тоже повторяет старинные здания, а строится с помощью подъёмных кранов, которых в старину не было. Все куклы сделаны недавно современными мастерами и даже детьми, но с использованием старинных приёмов изготовления.
« Почему повсюду лужи?»
Почему повсюду лужи? (Дети разводят руки в стороны и помахивают плечами.)
Мама зонтик свой берет. (Имитируют движение.)
Почему же? Почему же? (Движения, как в 1-ой строке.)
Потому что. (Хором: «Дождь идет/».)
Приплыли тучи дождевые
Приплыли тучи дождевые, (Шагаем на месте.)
Лей, дождь, лей. (Хлопаем в ладоши.)
Дождинки пляшут, как живые. (Шагаем на месте.)
Пей, рожь, пей! (Прыжки на месте.)
И рожь, склоняясь к земле зеленой, (Шагаем на месте.)
Пьет, пьет, пьет. (Хлопаем в ладоши.)
А дождик теплый, дождь неугомонный (Шагаем на месте.)
Льет, льет, льет. (Прыжки на месте.)
5. Тренировочные упражнения.
— Попробуем подобрать музыку, под которую танцует балерина, под которую кружится пара фигуристов на льду; послушаем, какую песню поют народные исполнители. Постараемся решить, какие произведения старинные, какие более но-
— Вспомним, какой концерт мы прослушали. Расскажите, что вам
особенно запомнилось в этом произведении культуры.
— Поделитесь своими впечатлениями.
— Для чего людям нужна такая разнообразная культура?
— Культура чрезвычайно разнообразна по своим формам, материалам, способам изготовления, исполнения. Вот почему то, что люди создают из природных материалов, можно назвать предметами культуры; то, что люди создают с помощью своего голоса, речи, телодвижений, обычно называют произведениями культуры. Предметы
культуры, если к ним бережно относиться, могут существовать в окружающем мире практически вечно. Произведения культуры после исполнения остаются ещё и
в памяти. В старину люди хранили в памяти, бережно передавая из уст в уста предания, сказания, песни, сказки, показывали молодым, как танцевать, как мастерить те или иные изделия. Со временем люди изобрели пред-
меты культуры (книги, принадлежности для письма и печати, магнитофоны, видеомагнитофоны, кинокамеры,
фотоаппараты и др.), которые тоже помогают надолго сохранять произведения культуры (на бумаге, на магнитной плёнке, фото- и киноплёнке, на дисках, флеш-картах.
Отвечают на вопросы учителя.
— Народная песня самая старинная. Недаром костюм
народных исполнителей тоже старинный, таких сейчас
уже в повседневной жизни не носят. Моложе народной
песни музыка к балету. Ещё моложе современная музыка
для танца фигуристов.
Описывают свои впечатления от просмотренного спектакля.
6. Выводы и обобщения.
— Какие выводы мы можем сделать?
— Что нового вы узнали о культуре?
— Приведите примеры культуры.
— Культура очень разнообразна. Она всё время развивается. Самое важное передаётся
из поколения в поколение, словно незримая нить связывает нас и тех людей, которые жили задолго до нашего времени.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок окружающего мира в 1 классе
Учитель: Уголкова Инна Валерьевна
ГБОУ СОШ №567 Петродворцового района Санкт-Петербурга
УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Природа в творчестве человека» (сентябрь)
Планируемые результаты:
1) узнавать образы природы в произведениях культуры
2) понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях
3) изготавливать игрушку из природных материалов по схеме
1) читать схему изготовления игрушки
2) систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры
3) узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры.
1) понимать красоту произведений народного творчества
2) осознавать красоту природы, воплощенную в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов обработки
Оборудование:
У учителя: магнитофон с записью «Жаворонка» Чайковского, компьютер, презентация (виды природы, предметы культуры, объекты культуры, природные материалы, кукла из соломы).
У учащихся: сухая трава, нитки, цветные карандаши.
1. Организационный этап
Здравствуйте, дети. Проверьте, как аккуратно лежат ваши вещи. Садитесь.
Руки сложили, спинки выпрямили, посмотрели внимательно.
2. Целеполагание
Презентация слайды 1-6
(На доске появляются по очереди изображения животного, пейзажа, водопада зимой, птицы. Последний слайд: все картинки вместе)
-Что вы увидели? Как назвать одним словом? (Природа). А что такое природа? (Все, что не создано руками человека).
Презентация слайды 7-11
А теперь посмотрите ещё (на доске игрушка, красивое здание, музейный экспонат, народный костюм, на последнем слайде все вместе).
-А что сейчас увидели? А как назвать увиденное одним словом? (Культура, предметы культуры).
А что такое культура? (То, что создано руками человека). А где вы можете увидеть предметы культуры? (В музее, дома).
3. Работа с учебником. I
Откройте учебник на страницах 14-15.
Рассмотрите внимательно все, что здесь изображено. Что это? (Предметы культуры). А кто их создал? (Человек).
Посмотрите на кружевное дерево. Вы такое на улице видели? (Нет).
Кружевное дерево в руках мастерицы не просто повторяет причуды в зимней природе. Мастерица создаёт орнамент по законам фантазии, воображения, соединяя белый цвет, напоминающий о снежной зиме с летними цветами и листьями, похожими на узоры, которые мороз рисует на оконном стекле.
Посмотрите на другие предметы. Что изображено? (Петушок, лошадка (конь), лев, сказочный конь-птица, снежинки на прялке).
А на самом деле существует петушок (да). Откуда человек берет сюжет для творчества?
Значит, человек берет сюжеты для своего творчества из природы и добавляет фантазию.
Физкультминутка I
-А сейчас закроем глазки и послушаем музыку. (Звучит фрагмент «Жаворонка» Чайковского). Что вы сейчас услышали? (Музыку) Она вам что-нибудь напоминала? (Пение птицы).
Пение жаворонка вдохновило композитора Петра Ильича Чайковского на создание этой музыки.
4. Презентация слайд 12
Посмотрите и назовите одним словом, что здесь изображено? (Предметы культуры).
1. Что это такое? (Горшок). А из чего сделан горшок? (Из глины). (Появляется изображение глины и надпись).
2. А это? (Перечница и солонка). А из чего они сделаны? (Из коры). Коры какого дерева? (Берёзы). Кора берёзы называется береста (картинка и надпись).
3. Что это? (Шкатулка). А из чего она сделана? (Из камня). Ребята, а кто знает, как называется этот камень, про него знаменитый уральский сказ написан? (Малахит). (Картинка и надпись).
4. А что же это? (Рубашка). А из какого она материала? (Изо льна). А может быть, кто-нибудь знает, что такое лён? (Растение). (Картинка и подпись).
А теперь ещё раз назовите, из чего сделаны все эти предметы? (Глина, береста, камень, лён). А как это назвать? (Природные материалы).
5. Работа с учебником II.-прочитайте и назовите, из какого материала сделаны предметы культуры в учебнике? (Лён, глина, дерево, корни дерева, камень). А откуда человек берёт эти материалы? (Из природы).
Значит, человек берёт для создания предметов культуры природные материалы. (Закрыли учебник).
6. Работа в тетради.
-Открыли рабочую тетрадь на странице 12. Рассмотрите, что находится на странице. Найдите слова в цветных прямоугольниках. Прочитайте эти слова (глина, береста,……). А как мы это всё вместе назовём? (Природные материалы). А вокруг что находится? (Поделки, изделия народных мастеров). Что вам нужно сделать? Кто догадался? (Соединить изделие с материалом, из которого он сделан). А сейчас я вам прочитаю задание, вы проверите, правы вы были или нет.
7. Самостоятельная работа.
Ребята, а вы хотите сделать игрушку своими руками? Раньше покупных игрушек не было, и все игрушки делали своими руками.
Например, эту куклу. (Учитель показывает сувенирную куклу из соломы). Из чего она сделана? (Из соломы) А что такое солома? (Высушенные стебли растений).
Физкультминутка II
Презентация слайд 12
Давайте заготовим солому. Встали. (Показ движений учителем с повтором учащимися).
-Сначала нам надо срезать солому серпом. (Нагнулись, срезаем).
-Затем связать в снопы. (Связываем, изображаем сноп).
-Просушить на солнце. (Солнце жарит, ветер веет).
-Потом почистим. Удалим у каждой соломины узелки и листья. (Движения).
-Сортируем. (Раскладываем по длине и толщине).
-И связываем в пучки. (Показ движения).
7. Изготовление куклы из сухой травы
-Но такую куклу из соломы мы не сможем сделать, у нас её нет. Посмотрите, какой природный материал есть у вас на столе? (Трава).
Поможет нам сделать эту куклу схема в рабочей тетради на с. 13. Посмотрите, что сделаем, первым, вторым, последним. Кто может справиться самостоятельно? Поднимите руку. Обратите внимание, ваши куклы могут отличаться. Чем? (Девочка и мальчик).
А кто затрудняется, вы будете раскрашивать лошадку на с.12. Она должна получиться у вас яркой, красивой, чтобы захотелось её купить, как раньше продавали игрушки на ярмарках. (Выполнение работы).
8. Рефлексия
Ребята, у кого получилась кукла? Выйдете к доске, покажите.
Дети, что вы сделали? (куколку, расписали лошадку). Куколка, лошадка, это что такое? (Предметы культуры).
Значит, вы создали предметы культуры своими руками.
Урок культуры (1 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ #U0415#U0434#U0438#U043d#U044b#U0439 #U0443#U0440#U043e#U043a #U043a#U0443#U043b#U044c#U0442#U0443#U0440#U044b.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному Что такое культура? Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Что такое культура? Какая бывает культура? Что значит быть культурным? Что говорили о культуре известные люди? Чего ожидает от нас страна? Что является самым ценным? Памятники культуры России Проверь себя
Ответственный Образованный Способность к сопереживанию и уважению Стремление к духовному обогащению Патриот Знает и сохраняет обычаи своего народа Черты культурного человека Что значит быть культурным?
Чего ожидает от нас страна? личностной уверенности и сознания собственной значимости; целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей; опрятности, вкуса к красивым вещам; умения отличать хорошее от плохого; стремления к здоровому образу жизни; развитой речи и интеллектуальных способностей; заботливого отношения к окружающему миру; самоуважения себя, как культурного человека больше интересоваться произведениями искусства; переосмыслить свои жизненные ценности; приобрести положительный опыт общения с художественным творчеством активнее участвовать в культурной жизни страны, края, города, школы Что мы можем сделать?
Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире. Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает еще около 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, основанная на русском языке, однако некоторую роль в развитии культуры России, также играют и культуры относительно крупных региональных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки и другие. Что является самым ценным?
Памятники культуры России Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников Архитектурный ансамбль Кижского погоста Московский Кремль и Красная площадь Исторические памятники Новгорода и окрестностей Белокаменные памятники Владимира и Суздаля Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
Проверь себя Молодцы! к у л ь т у р а и н о и с к с с т в о б а е т ф о л к л о р л и е р а т у р а м з е й п о м ы с л ы м у з ы к
Использованные ресурсы: Эмблема Год культуры в России http://mkrf.ru/proekty/list.php?SECTION_ID=47243 Портрет В.В. Путина http://tvkultura.ru/article/show/article_id/88282 https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура http://www.calend.ru/holidays/culture/ http://cbs-bataysk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6918:2014-01-15-09-10-43&catid=328:2011-04-06-09-05-38&Itemid=74 http://my-ivanovo.ru/wp-content/uploads/2011/04/205_main.jpg http://i1188.photobucket.com/albums/z405/socializator/cd1accd6fd824c8cc9a39cb145c.jpg http://er68.ru/?nimg=8790.800×800&img_big.jpg http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/v4/24/82/fbd4018a4ba337b93a78f55ae1bdd22a.jpg https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%EE%E1%FA%E5%EA%F2%EE%E2_%C2%F1%E5%EC%E8%F0%ED%EE%E3%EE_%ED%E0%F1%EB%E5%E4%E8%FF_%DE%CD%C5%D1%CA%CE_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8 http://s54.radikal.ru/i146/0902/e4/d1bdf8c66d3a.png
Выбранный для просмотра документ #U041a#U043e#U043d#U0441#U043f#U0435#U043a#U0442 #U0437#U0430#U043d#U044f#U0442#U0438#U044f.docx
Единый урок культуры в 1 классе
Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.
Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России.
Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация (См.Приложение).
1.Мотивация к общению
Культурные столицы по стране
Рассыпаны, как утром на траве роса,
И любят гости приезжать извне,
Чтоб повидать России чудеса.
2. Погружение в тему занятия. Выяснение целей, ожиданий.
1. Формулирование темы занятия
-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?
— Какие цели стоят перед нами? На какие вопросы мы должны найти ответы?
-Как вы думаете, почему культуре уделяется такое повышенное внимание? Что является в человеческом сообществе самым ценным? Почему? (Слайд 4)
Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.
— Чего ожидает от подрастающего поколения страна? (Слайд 6)
личностной уверенности и сознания собственной значимости;
целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей;
опрятности, вкуса к красивым вещам;
умения отличать хорошее от плохого;
стремления к здоровому образу жизни;
развитой речи и интеллектуальных
заботливого отношения к окружающему миру;
самоуважения себя, как культурного человека
-А вы знаете, что такое культура? (Выслушиваются ответы детей)
— У культуры есть много разных определений. Давайте познакомимся с наиболее распространенным. (Слайд 5)
Культура (от лат. cultura , от глагола colo , colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
— А вот что говорили о культуре и ее значении в жизни общества известные люди. Давайте прочитаем «цепочкой» и попробуем объяснить прочитанные строки. (Слайд 7)
Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном. Н.К. Рерих
Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение. Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным. А. Моруа
Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Д. С. Лихачев
Культура — это пространство, в котором проходит человеческая жизнь от рождения до смерти. М. В. Попович философ, Академик Национальной академии наук Украины
Культурный человек. Это тот, кто в состоянии сострадать . Шукшин В
— Как вы думаете, какая бывает культура? Что относится к культуре? (Выслушиваются варианты ответов детей) (Слайд 9)
Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.
К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.
С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.
Театр, кино, литература –
Вот где Российская культура!
Скульптура, живопись, балет –
Культуры лучше нашей – нет!
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
— Как вы думаете, какого человека называют культурным?
— Что каждому из нас необходимо делать, чтобы стать культурным человеком? (Слайд 8)
6. Заочное путешествие
— Какие культурные памятники России вы знаете? (Слайд 10)
Давайте познакомимся с некоторыми из них. Данные памятники Российской культуры занесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
— В конце нашего занятия я предлагаю вам проверить то, что вы сегодня узнали и отгадать кроссворд. (Слайд 11)
1 . Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …
2.Петь, рисовать, лепить искусно
Нельзя прожить нам без … (искусства)
Благодарили нас поклоном.
На сцене танцевали чудно,
И в зале было многолюдно.
Спектакля лучше в мире нет,
Чем этот сказочный. (балет)
Нельзя народу нашему
Прожить без …(фольклора)
5.Кто очень дружен будет с ней,
Будет вчетверо умней (литература)
6. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в. (музей)
7. Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.(народные промыслы)
8. Ой, звенит она, звенит,
И грустит, и веселит.
С переливами несется,
В душе чувством отзовется (музыка)
-Молодцы! Вы отгадали все загадки и разгадали кроссворд.
— Удалось ли нам достичь поставленные цели?
— Что помогло вам в достижение успеха?
Закончить наш классный час хочется прекрасным стихотворением:
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.
Русская культура — это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура — это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ святой.
Это наша женщина — русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура — наша жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне,
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.