Что такое предварительное информирование таможенных органов
Что такое предварительное информирование таможенных органов
Переходные положения о представлении таможенным органам предварительной информации см. в ст. 455 данного документа.
ТК ЕАЭС Статья 11. Представление таможенным органам предварительной информации
1. Целью представления предварительной информации является получение таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза.
Предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля.
2. Состав представляемой таможенным органам предварительной информации в зависимости от целей ее использования подразделяется на:
1) состав предварительной информации, используемой таможенными органами для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
2) состав предварительной информации, используемой таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля.
3. В обязательном порядке представляется предварительная информация в составе, определяемом для целей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.
Предварительная информация в составе, определяемом для целей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, представляется по желанию лиц, которые могут ее представлять.
4. Предварительная информация может представляться в виде электронного документа.
Предварительная информация, представленная в виде электронного документа, может использоваться при совершении таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием, а также при совершении иных таможенных операций, определяемых Комиссией.
5. Предварительная информация представляется таможенному органу государства-члена, на территории которого расположено планируемое место перемещения товаров через таможенную границу Союза, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза.
6. Предварительная информация представляется с использованием ресурсов сети Интернет, путем взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационных систем лиц, представляющих предварительную информацию, и (или) иным способом, определяемым Комиссией.
7. Предварительная информация представляется на русском языке, а если русский язык не является государственным языком в государстве-члене, таможенному органу которого представляется предварительная информация, по выбору лица предварительная информация представляется на русском языке или на государственном языке этого государства-члена.
Законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого представляется предварительная информация, может быть установлена возможность представления предварительной информации на английском языке.
8. Таможенный орган регистрирует представленную предварительную информацию или отказывает в ее регистрации в порядке и сроки, которые определяются Комиссией.
9. Таможенный орган регистрирует представленную предварительную информацию путем присвоения ей регистрационного номера.
10. Таможенный орган отказывает в регистрации предварительной информации, если представленная информация не соответствует составу, структуре и формату, определенным Комиссией, и (или) требованию, предусмотренному пунктом 7 настоящей статьи.
11. Сведения о регистрации предварительной информации с указанием регистрационного номера предварительной информации либо об отказе в ее регистрации с указанием причин такого отказа направляются лицу, представившему предварительную информацию, в электронной форме.
Комиссия вправе определять иной срок хранения предварительной информации в информационных системах таможенных органов, чем срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
13. При непредставлении предварительной информации, которая должна представляться в обязательном порядке, или нарушении сроков ее представления принимаются меры, устанавливаемые в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого подлежит представлению такая предварительная информация.
14. Законодательством государств-членов может устанавливаться ответственность за непредставление таможенным органам предварительной информации или за нарушение сроков ее представления.
15. Предварительная информация может не представляться в отношении:
1) товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами;
2) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
3) товаров, указанных в пункте 1 статьи 296 настоящего Кодекса;
4) товаров, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
5) воинских грузов, статус которых подтверждается пропуском (воинским пропуском), выданным в соответствии с законодательством государства-члена;
6) товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру в месте прибытия;
7) товаров Союза, перевозимых через территории государств, не являющихся членами Союза;
8) товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза и ввозимых на территорию СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Союза, если это предусмотрено законодательством государства-члена, на территории которого создана такая СЭЗ;
9) иных товаров в случаях, определяемых Комиссией.
16. Предварительная информация не представляется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
17. Состав предварительной информации, структура и формат такой информации, порядок и сроки представления предварительной информации, в том числе предварительной информации, представляемой в виде электронного документа, порядок формирования и использования предварительной информации в виде электронного документа, лица, которые обязаны либо вправе представлять таможенным органам предварительную информацию, определяются Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и целей использования таможенным органом такой предварительной информации.
Предварительное информирование таможенных органов
Уже многие годы ведется внедрение новых технологий в таможенные органы. Одним из перспективных направлений развития такой практики является предварительное информирование.
Что такое предварительное информирование и зачем оно нужно
Предварительное информирование (ПИ) – это предоставление таможенным органам сведений о грузе, который планируется перевозить через границу. Информация подается не менее, чем за два часа до ввоза товара.
Данные могут быть переданы отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем, либо иным заинтересованным лицом.
Главная цель процедуры – ускорение прохождения таможенного оформления и прочих таможенный операций. Оптимизация контроля и работы таможни в рамках общей системы. Таким образом, удается увеличить их пропускную способность и минимизировать вероятные простои и денежные издержки участников ВЭД.
Предварительное информирование для разных видов транспорта
Начиная с 2012 года законодательно постепенно водились требования по предварительному информированию. На данный момент оно стало обязательным для всех видов транспорта, которые ввозят товар на территорию Таможенного союза ЕАЭС.
Предварительное информирование для автомобильного транспорта
Действует с 17 июня 2012 года на всей территории Таможенного союза. Это решение было принято Коллегией Евразийской экономической комиссии. В 2018 году в документ внесли изменения. Это было связано с необходимостью доработки информационных систем таможни.
Законом установлено, что предоставление информации в таможню при доставке автомобильным транспортом должно быть не позже, чем за два часа до фактического прибытия груза на пропускной пункт.
По прибытии транспортного средства на пункт пропуска, перевозчиком предъявляется специальный документ, на котором есть идентификационный номер предварительной информации. Далее на таможне с его помощью запрашивают данные и сверяют их с указанными в товаросопроводительных документах.
Предварительное информирование для железнодорожного транспорта
Регламентировать обязательное предварительное информирование для ж/д транспорта стали еще в 2014 году. С 2019 года действует измененный порядок данной процедуры. Также, как для автогрузового способа доставки с сведения о грузе и транспортном средстве должны быть поданы на таможню не менее, чем за два часа.
Сама процедура проходит аналогичным с автомобильным способом доставки образом.
Предварительное информирование для авиационного транспорта
В качестве эксперимента предварительное информирование для воздушного способа доставки грузов было запущено еще в апреле 2012 года. Далее, в 2015 данная процедура была введена в обязательном порядке и уже в 2019 также подверглась ряду изменений.
Для авиа доставки ограничения по времени на подачу информации на таможню составляет четыре часа.
Предварительное информирование для морского транспорта
В 2012 году в экспериментальном прядке устанавливается предварительное информирование таможенных органов для морского способа доставки. Который в 2019 году также подвергся некоторым изменениям.
Сроки предварительного информирования для морского вида транспорта составляют не менее чем за сутки до прибытия в корабля в порт. Однако большая сложность состоит в сложности сбора сведений о судах, перемещаемых товарных партиях и др.
Схема и процедура подачи предварительного информирования
Способы подачи информации в таможенные органы:
Практика использования предварительного информирования хорошо показала свою эффективность за все время применения. Данная система, как и законодательство, регламентирующее ее деятельность активно совершенствуется. Сейчас она внедрена и актуальна для все видов доставки товаров.
Предварительное информирование
Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства – члена ЕАЭС, на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию ТС.
Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится – в странах – участницах ЕАЭС или в любом другом государстве.
С 17 июня 2012 г. на всей территории Таможенного союза введено обязательное предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом (Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 899).
Подавать предварительную информацию на товары, ввозимые автомобильным транспортом, из программы заполнения «Альта-ГТД» или бесплатной программы «Альта-ПИ» можно не только в Российскую Федерацию, но и в Республику Беларусь.
С 01 июля 2019 г. действует Решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 г. № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом».
С 1 октября 2014 года решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт стал вторым, после автомобильного, в отношении которого введена обязательность представления предварительной информации о ввозимых товарах.
С 01 июля 2019 г. действует Решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 г. № 57 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом».
Осуществлять передачу предварительной информации можно как из программы заполнения «Альта-ГТД», так и из бесплатной программы «Альта-ПИ».
18 апреля 2012 г. в рамках эксперимента по передаче предварительных сведений о товарах, перевозимых воздушным транспортом был успешно передан первый пакет документов о прибытии воздушного судна из программы «Альта-ГТД».
В соответствии с Решением Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 № 158 с 1 апреля 2017 года введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным видом транспорта.
С 01 июля 2019 г. действует Решение Коллегии ЕЭК от 24 апреля 2018 г. № 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».
Возможности программ «Альта-ГТД» и «Альта-ПИ» позволяют формировать и передавать предварительные сведения о товарах, перевозимых морским (речным) транспортом.
Любое заинтересованное лицо в программе заполнения формирует пакет документов, подаваемых при прибытии судна (общая декларация, коносаменты, декларация опасных грузов и т.д.), и отправляет его на конкретный таможенный пост.
Инспектор с использованием штатных программных средств ФТС России просматривает все поступившие пакеты документов, в которых содержится информация о названии судна и дате его прибытия — коносамент, судовую роль и другие электронные документы. Проверив полученные данные, инспектор выносит предварительное решение на товарные партии еще до прихода судна в порт, что позволяет существенно сократить время таможенных операций при прибытии судна.
С мая 2012 г. перевозчики используют решение «Альта-Софт» для передачи предварительных сведений во Владивостокскую таможню ДВТУ.
С 01 июля 2019 г. действует Решение Коллегии ЕЭК от 10 апреля 2018 г. № 51 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом».
Что такое предварительное информирование таможенных органов
Статья 12. Представление таможенным органам предварительной информации
1. Уполномоченные экономические операторы, перевозчики (в том числе таможенные перевозчики), экспедиторы, таможенные представители, декларанты и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Союза, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Союза или убытия с таможенной территории Союза, а также о пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Союза или убывающих с таможенной территории Союза.
2. Сведения, используемые при предварительном информировании, содержащиеся в стандартных перевозочных (транспортных) документах, форма и содержание которых установлены международными договорами Российской Федерации в области транспорта, могут быть представлены без перевода на русский язык, если документы составлены на английском языке, предусмотренном в качестве международного стандарта составления перевозочных (транспортных) документов.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет:
1) меры, применяемые при непредставлении предварительной информации, которая должна представляться в обязательном порядке, или при нарушении сроков ее представления;
4. До реализации Комиссией отдельных полномочий, предусмотренных пунктом 17 статьи 11 Кодекса Союза, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, вправе определить порядок использования предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при совершении таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием.
Приказ ФТС России от 10.03.2006 № 192 «“Об утверждении концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации”»
В целях обеспечения единообразных подходов к формированию, передаче и использованию при осуществлении таможенных операций информации в электронном виде о товарах и транспортных средствах, полученной до пересечения ими таможенной границы, а также права заинтересованных лиц представить в электронном виде документы и сведения в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3 1 01) и пункта 5.3 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429 (Российская газета, 2004, N 183 (3560)), ПРИКАЗЫВАЮ:
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, директору ГНИВЦа ФТС России, обеспечить применение положений Концепции при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на совершенствование таможенного администрирования.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.А.Шамахова.
2. Концепция представляет собой совокупность взглядов на правовые, технологические и информационно-технические вопросы, связанные с организацией представления предварительной информации и с ее использованием таможенными органами.
3. В Концепции не рассматриваются вопросы представления и использования информации:
2) при предварительном уведомлении таможенного органа в соответствии со статьей 33 Кодекса о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями;
3) связанные с осуществлением правоохранительной деятельности таможенных органов;
4) при консультировании по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в соответствии со статьей 25 Кодекса.
Всемирная таможенная организация (ВТО) считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительной информации.
Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999) предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию и обеспечивать передачу ее в электронном виде.
5. Наряду с другими механизмами и инструментами предварительное информирование и предварительное декларирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли*, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы ВТО**.
* WCO High Level Strategic Group Framework Of Standards to Secure and Facilitate Global Trade.
** Integrated Supply Chain Management Guidelines (WCO, June 2004).
Предварительное информирование активно развивается в условиях опасности роста международного терроризма*.
7. Таможенное законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного представления предварительной информации, за исключением предварительного уведомления таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации администрацией пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Кодекса.
8. Согласно статье 72 Кодекса основой для получения предварительной информации является право перевозчика (либо иного лица, действующего по поручению перевозчика) представить документы и сведения в электронном виде до фактического прибытия на таможенную территорию Российской Федерации. Аналогичное право должно быть обеспечено и другим лицам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности, в том числе и при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
9. Целью создания СПрИнТ является минимизация угроз для национальной и экономической безопасности Российской Федерации, ускорение внешнеэкономического товарооборота. При этом должны быть решены следующие задачи создания СПрИнТ:
1) создание условий для транспорентности и предсказуемости действий таможенных органов;
3) повышение оперативности управления таможенными органами и эффективности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки;
4) оптимизация деятельности таможенных органов, распределения людских и материальных ресурсов.
10. В целях интеграции и унификации с мировыми тенденциями модернизации и институционального развития таможенных администраций, а также создания условий для повышения безопасности международной цепи поставок товаров функциональные и технические решения СПрИнТ должны учитывать лучшую мировую практику и рекомендации ВТО по использованию системы электронных сообщений для обмена данными*.
* WCO Guidelines on legal basis for advance exchange of Customs data, WCO Customs Guidelines On Advance Cargo Information.
11. Функциональные и технические решения СПрИнТ должны обеспечивать возможность представления предварительной информации:
1) любым заинтересованным лицом как при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, так и при вывозе с ее территории;
2) таможенной службой страны экспорта или транзита, если предварительное информирование осуществляется в соответствии с договоренностями (соглашениями) между этой таможенной службой и ФТС России;
3) администрацией пункта пропуска, если предварительное уведомление осуществляется в соответствии со статьей 71 Кодекса.
12. Предварительную информацию для целей таможенного контроля целесообразно классифицировать следующим образом:
13. Подача предварительной декларации, в том числе в электронном виде, рассматривается как повышение предварительной информации на один уровень.
14. Лицом, принимающим участие в предварительном информировании, может являться:
1) Заинтересованное лицо, являющееся инициатором представления предварительной информации, в том числе:
а) экспедитор, организующий перевозку товаров, непосредственно связанную с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
б) перевозчик товаров;
в) декларант либо получатель товаров;
г) таможенный брокер (представитель);
д) иное лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и обладающее информацией для организации предварительного информирования.
Источником информации могут быть само заинтересованное лицо, а также по их инициативе:
а) таможенные и иные государственные органы страны экспорта или транзита;
б) производитель товаров;
в) отправитель товаров;
г) экспедитор, организующий перевозку товаров до их перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
д) перевозчик товаров.
16. Представление предварительной информации при взаимодействии с таможенной службой страны экспорта или транзита осуществляется в рамках международного таможенного сотрудничества, а также в целях реализации международных соглашений и рекомендаций ВТО.
17. В зависимости от договоренностей (соглашений) между ФТС России и таможенной службой страны экспорта или транзита могут представляться сведения:
1) о всех перемещаемых товарах;
2) о товарах, перемещаемых определенными лицами, в том числе в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности;
3) о товарах, перемещаемых отдельными видами транспорта;
4) о товарах отдельных категорий.
18. Состав сведений, представляемых в рамках договоренностей (соглашений) между таможенной службой Российской Федерации и таможенной службой страны экспорта или транзита, определяется:
1) таможенным законодательством страны экспорта или транзита;
2) задачами, выполняемыми при обмене информацией;
3) уровнем развития информационной системы таможенной службой страны экспорта или транзита.
При организации информационного взаимодействия с таможенной службой страны экспорта или транзита необходимо учитывать данные факторы и при стремлении получить как можно больше сведений о перемещаемых товарах исходить из следующего минимального состава, позволяющего контролировать перемещаемые на одном транспортном средстве товары по основным их характеристикам:
1) количество грузовых мест;
5) коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первые четыре знака;
6) вес брутто/нетто (в килограммах) либо объем (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
7) фактурная стоимость.
19. Статьей 71 Кодекса предусмотрено обязательное уведомление администрацией пункта пропуска (начальником аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) таможенных органов Российской Федерации о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска.
20. Порядок представления уведомления устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации администрацией пункта пропуска в зависимости от вида транспорта, технических возможностей и других факторов и согласовывается с таможенным органом.
21. При согласовании порядка таможенный орган исходит из следующего:
1) заблаговременного поступления предварительного уведомления до прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска на плановой постоянной основе;
2) достаточность информации для целей обеспечения идентификации транспортного средства, а также наличия информации о предполагаемом времени прибытия;
3) предпочтительность представления сведений, содержащихся в уведомлении, в электронном виде, в автоматическом режиме.
22. В целях унификации организации передачи предварительной информации и ее использования при таможенном оформлении и таможенном контроле должны соблюдаться следующие требования*:
* При организации информационного взаимодействия с таможенной службой страны экспорта или транзита данные требования могут уточняться и корректироваться.
1) передаваемая в рамках одного пакета информация должна содержать сведения об одной партии товаров (товары, перевозимые в адрес одного получателя одним транспортным средством по одному транспортному (перевозочному) документу)*;
* Данные требования не распространяются на предварительную информацию, представляемую администрацией пункта пропуска в соответствии со статьей 71 Кодекса.
2) должна быть обеспечена идентификация перемещаемых товаров с переданной информацией в соответствии с Рекомендациями ВТО по уникальной идентификации отправки (WCO Recommendation on the Unique Consignment Reference (UCR), WCO, 2001) с применением штрих-кода, содержащего уникальный номер партии*;
* Данные требования не распространяются на предварительную информацию, представляемую администрацией пункта пропуска в соответствии со статьей 71 Кодекса.
3) состав сведений должен соответствовать Таможенной модели данных ВТО (WCO Customs Data Model ver. 1.1, 2003)*;
* Данные требования не распространяются на предварительную информацию, представляемую администрацией пункта пропуска в соответствии со статьей 71 Кодекса.
4) структура и формат предварительной информации должны соответствовать требованиям, устанавливаемым ФТС России*, либо быть согласованы при организации информационного обмена между ФТС России и таможенной службой страны экспорта или транзита;
* Данные требования не распространяются на предварительную информацию, представляемую администрацией пункта пропуска в соответствии со статьей 71 Кодекса.
5) должна быть обеспечена аутентификация предварительной информации;
6) передаваемые сведения должны быть защищены от несанкционированных изменений и корректировки, в том числе с использованием электронно-цифровой подписи.
23. С учетом рекомендаций ВТО* время, за которое необходимо представлять предварительную информацию при ввозе товаров, следующее:
* WCO High Level Strategic Group Framework Of Standards to Secure and Facilitate Global Trade, WCO Customs Guidelines On Advance Cargo Information.
1) при международной перевозке морским (речным) транспортом:
а) за 24 часа до погрузки в порту отправления для товаров, перемещаемых в контейнерах;
б) за 24 часа до прибытия в первый порт на таможенной территории Российской Федерации для грузов, перевозимых наливом, россыпью или навалом (грузов без упаковки);
2) при международной перевозке воздушным транспортом:
24. Представляемые сведения с учетом целей таможенного контроля необходимо разделять на три категории: обязательные, дополнительные и справочные*.
* Данные требования не распространяются на предварительную информацию, представляемую администрацией пункта пропуска в соответствии со статьей 71 Кодекса.
Представление обязательных сведений является необходимым условием для организации взаимодействия между заинтересованным лицом и ФТС России по представлению предварительной информации.
Представление справочных сведений желательно, но не обязательно.
25. Для обеспечения единообразия в рамках СПрИнТ информацию следует разделять на пять видов:
1) о лицах, перемещающих товары и выступающих инициаторами перемещения;
2) о транспортных средствах;
4) о товаросопроводительных, транспортных и иных документах;
26. Перечень обязательных, дополнительных и справочных сведений в зависимости от целей представления предварительной информации приведен в приложении N 1 к Концепции.
28. Подготовка и подписание данных документов осуществляется на добровольной основе со стороны заинтересованного лица.
29. В Соглашении определяются:
1) сведения об источнике информации;
2) таможенные процедуры либо таможенные операции, при проведении которых предполагается использовать предварительную информацию;
3) таможенные органы, которые будут использовать предварительную информацию;
4) виды транспорта, которыми будут перемещаться товары;
5) сроки представления предварительной информации;
6) ответственность заинтересованных лиц перед таможенными органами за представление ложной или недостоверной информации;
7) техническое решение подключения к ЕАИС таможенных органов либо информация об операторах;
8) перечень дополнительных сведений о товарах и транспортных средствах;
9) способ идентификации товаров, перемещающих их транспортных средств, а также документов на них, с предварительной информацией;
10) порядок и особенности действия сторон во внештатных ситуациях;
11) срок действия Соглашения.
30. В Технических условиях должны быть определены:
1) порядок обмена электронными сведениями;
2) этапы информационного обмена;
3) перечень используемых электронных сообщений;
4) описание электронных сообщений;
5) описание форматов электронных сообщений и электронных документов;
6) состав передаваемых данных;
7) регламент информационного обмена;
8) описание правил обмена;
9) порядок контроля электронных сообщений;
10) порядок обеспечения целостности и аутентификации передаваемой информации;
11) порядок изменения технических условий и форматов обмена;
12) использование классификаторов;
13) требования к способу идентификации товаров, транспортных средств, на которых перемещаются товары, а также документов на них, с предварительной информацией.
31. Заинтересованное лицо осуществляет в зависимости от желания и технических возможностей подключение к ЕАИС таможенных органов самостоятельно либо через выбранного им оператора. При самостоятельном подключении оформляются как Соглашение, так и Технические условия. При использовании услуг оператора оформляется только Соглашение, в котором указываются реквизиты действующих Технических условий для данного оператора.
33. ФТС России в зависимости от технического обеспечения (наличие в таможенных органах соответствующего программного обеспечения, позволяющего осуществлять прием предварительной информации и ее использование в процессе таможенного оформления, а также соответствующих каналов связи) может ограничить перечень таможенных органов, в которых предполагается использование предварительной информации.
34. ГНИВЦ ФТС России обеспечивает прием предварительной информации, ее хранение в центральной базе данных, а также доведение предварительной информации до таможенных органов. Прием предварительной информации может осуществляться на уровне регионального таможенного управления.
35. Обобщенная структурная информационная схема СПрИнТ представлена в приложении N 2 к Концепции.
36. Информационная схема СПрИнТ таможенных органов включает:
1) автоматизированную систему внешнего доступа (АСВД), представляющую собой совокупность аппаратно-программных средств, размещаемых в ГНИВЦ ФТС России и региональных таможенных управлениях и предназначенных для решения задач, связанных с обеспечением внешнего информационного взаимодействия таможенных органов;
2) информационные системы, входящие в состав ЕАИС таможенных органов, в том числе взаимодействующие с АСВД.
37. Эксплуатацию и техническое сопровождение АСВД и взаимодействующих с ней информационных систем таможенных органов, входящих в состав ЕАИС таможенных органов, выполняет ГНИВЦ ФТС России как провайдер информационных таможенных услуг.
39. К информационно-технической составляющей СПрИнТ, в связи с широким внедрением информационных технологий в процедуры таможенного оформления и таможенного контроля, а также с необходимостью повышения заинтересованности лиц в представлении предварительной информации, предъявляются следующие требования:
1) высокий уровень отказоустойчивости;
2) автоматизированное взаимодействие с информационными системами операторов или заинтересованных лиц;
3) обеспечение заинтересованных лиц различными видами сервиса по контролю предварительной информации на соответствие структурам и форматам, установленным ФТС России;
4) обеспечение альтернативных способов представления предварительной информации в электронном виде, а также определение регламентированных действий при возникновении внештатных ситуаций;
5) открытость интерфейса взаимодействия;
6) использование современных технических решений.
40. Порядок использования таможенными органами предварительной информации зависит от ее классификации, таможенной операции, состава сведений.
41. При проведении таможенных процедур с использованием предварительной информации необходимо обеспечить дифференцированный подход, предусмотрев реализацию принципа разделения товаропотоков по трем каналам:
Для этого требуется организационное выделение отдельных полос в пунктах пропуска, а также организация отдельных рабочих мест должностных лиц таможенных органов для оформления товаров, в отношении которых представлена предварительная информация.
42. При ускоренном оформлении (желтый канал) таможенные органы обеспечивают:
1) оформление принятия уведомления, выдачи разрешения на внутренний и международный таможенный транзит, завершения таможенного транзита, принятия и проверки таможенной декларации в минимально возможное время;
2) использование предварительной информации при оформлении таможенных документов;
3) использование предварительной информации при формировании сведений в электронном виде для целей таможенного контроля;
4) извещение (как правило, до ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) заинтересованного лица о необходимости выгрузки отдельных товаров из транспортного средства для проведения таможенного досмотра, а также о необходимости представления документов, необходимых для таможенного оформления в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
5) содействие участникам внешнеэкономической деятельности при выполнении ими требований таможенного законодательства;
6) приоритетное и ускоренное рассмотрение жалоб, претензий при возникновении спорных и внештатных ситуаций.
43. При приоритетном оформлении (зеленый канал) таможенные органы наряду с перечисленными мероприятиями при ускоренном оформлении (желтый канал) не применяют:
1) меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства при перевозке и (или) хранении иностранных товаров, при условном выпуске товаров, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (на основании решения ФТС России, принятом с учетом комплексной оценки в рамках системы управления рисками);
2) в полном объеме меры и формы таможенного контроля.
44. Неотъемлемой частью использования предварительной информации является предварительное определение товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и ее степени в рамках реализации системы управления рисками. Порядок использования предварительной информации таможенными органами для целей таможенного контроля устанавливает ФТС России.
45. В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, перспективы вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Система предварительного информирования, предусматривающая предварительное декларирование, является одним из перспективных направлений институционального развития таможенной службы*.
* Integrated Supply Chain Management Guidelines (WCO, June 2004).
46. При реализации Концепции в рамках таможенного законодательства Российской Федерации работа должна проводиться по следующим четырем основным направлениям:
1) выбор товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и ее степени на основе анализа предварительной информации;
2) оптимизация системы управления таможенными органами, включающая принятие управленческих решений и планирование, возможность оперативного контроля за деятельностью таможенных органов;
3) повышение заинтересованности участников внешнеэкономической деятельности в представлении предварительной информации;
4) расширение практики предварительного декларирования, в том числе и в электронной форме.
47. Комплексный подход к созданию и внедрению СПрИнТ рассматривается как необходимый шаг для подготовки условий для внедрения института обязательного представления предварительной информации, базирующегося на мировых стандартах и рекомендациях ВТО.
48. Реализация положений Концепции должна осуществляться в рамках полномочий и компетенции ФТС России, в том числе во взаимодействии с Минэкономразвития России.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ И СПРАВОЧНЫХ СВЕДЕНИЙ
1. Предварительное информирование о ввозе товаров
и транспортных средств на таможенную территорию
Российской Федерации
2. Коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков.
2. Количество пас- сажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки.
Информация о лицах, перемещающих товары или выступающих инициаторами перемещения этих товаров | Информация о транспортных средствах | Информация о товарах | Информация о товаросопроводительных, транспортных и иных документах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Обязательные сведения | 1. Наименование отправителя товаров. 2. Наименование получателя товаров. 3. Наименование перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор. | 1. Вид транспортного средства. 2. Государственная регистрация транспортного средства. 3. Название морского или речного судна, номер рейса и бортовой номер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорожного транспортного средства (прицепа). | 1. Наименование товаров. 2. Фактурная стоимость товаров. 3. Валюта, в которой приведена фактурная стоимость товаров. 4. Количество грузовых мест, их маркировка и виды упаковок товаров. 5. Вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов. 6. Коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков. | 1. Сведения о транспортных документах. 2. Сведения о коммерческих документах на перевозимые товары. | 1. Страна отправления товаров. 2. Страна назначения товаров. 3. Планируемая перегрузка товаров или другие грузовые операции в пути. 4. Маршрут, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам. 5. Наименование пункта назначения товаров. 6. Планируемый срок перевозки товаров. |
Дополнительные сведения | 1. Адрес получателя товаров. 2. Адрес отправителя товаров. 3. Адрес перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор. | 1. Любая дополнительная информация о транспортных средствах. | 1. Любая дополнительная информация о товарах. | 1. Сведения о документах, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей. 2. Сведения о разрешениях и (или) лицензиях в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение товаров по таможенной территории Российской Федерации допускается при наличии указанных разрешений и (или) лицензий. | 1. Наименование таможенного органа отправления. 2. Код таможенного органа отправления 3. Наименование таможенного органа назначения. 4. Код таможенного органа назначения. 5. О мерах по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. |
Справочные сведения | 1. Фамилия водителя транспортного средства при осуществлении перевозки автомобильным транспортом. 2. Номер заграничного паспорта водителя при осуществлении перевозки автомобильным транспортом. 3. Любая дополнительная информация о лицах, перемещающих товары или выступающих инициаторами перемещения этих товаров. | 1. Любая дополнительная информация о транспортных средствах. | 1. Любая дополнительная информация о товарах. | 1. Любая дополнительная информация. | Любая дополнительная информация. |
3. Предварительное информирование в целях осуществления
декларирования товаров
Информация о лицах, перемещающих товары или выступающих инициаторами перемещения этих товаров | Информация о транспортных средствах | Информация о товарах | Информация о товаросопроводительных, транспортных и иных документах | Иная информация | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Обязательные сведения | 1. Наименование отправителя товаров. 2. Наименование получателя товаров. 3. Наименование декларанта. | Не требуется. | 1. Наименование товаров. 2. Фактурная стоимость товаров. 3. Валюта, в которой приведена фактурная стоимость товаров. 4. Количество грузовых мест, их маркировка и виды упаковок товаров. 5. Вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов. 6. Классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. | 1. Сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях. | 1. Наименование страны отправления товаров. 2. Наименование страны назначения товаров. 3. Наименование страны происхождения товаров. 4. Заявляемый таможенный режим. |
Дополнительные сведения | 1. Наименование таможенного брокера (представителя). 2. Наименование перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор. 3. Адрес получателя товаров. 4. Адрес отправителя товаров. 5. Адрес перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор. 6. Иные сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 Таможенного кодекса Российской Федерации, об отправителе и о получателе товаров. | 1. Вид транспортного средства. 2. Государственная регистрация транспортного средства. 3. Название морского или речного судна, номер рейса и бортовой номер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорожного транспортного средства (прицепа). | 1. Описание товаров. 2. Описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера). 3. Количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения. |
4. Таможенная стоимость товаров.
5. Сведения о производителе товаров.
3. Сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
4. Сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования.
2. Ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов.
3. Применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов.
4. Применение тарифных преференций.
5. Суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов.
6. Сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим.
4. Предварительное информирование в целях убытия товаров
и транспортных средств с таможенной территории
Российской Федерации