Что такое предварительный национальный стандарт

Что такое предварительный национальный стандарт

Статья 25. Порядок разработки и утверждения предварительного национального стандарта

2. Разработчик представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации информацию об использованных результатах научных исследований (испытаний) и измерений, положениях международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, а также сведения о практическом применении новых видов продукции, процессов и технологий, на основе которых разработан проект предварительного национального стандарта.

3. В течение семи дней со дня получения проекта предварительного национального стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации размещает указанный проект на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет его в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы указанного проекта.

4. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации проводит экспертизу проекта предварительного национального стандарта в соответствии с частями 7 и 8 статьи 24 настоящего Федерального закона. Срок проведения экспертизы проекта предварительного национального стандарта не может быть более чем шестьдесят дней со дня окончания публичного обсуждения проекта предварительного национального стандарта.

5. Срок публичного обсуждения проекта предварительного национального стандарта со дня его размещения на официальном сайте федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должен быть не менее чем шестьдесят дней.

6. Полученные в электронной форме и на бумажном носителе в ходе публичного обсуждения замечания и предложения заинтересованных лиц федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации направляет в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации, осуществляющие экспертизу проекта предварительного национального стандарта.

7. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации на основании указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы проекта предварительного национального стандарта, а также полученных в электронной форме и на бумажном носителе в ходе публичного обсуждения замечаний и предложений заинтересованных лиц подготавливает мотивированное предложение об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта.

8. Мотивированное предложение об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта принимается на заседании технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации простым большинством голосов членов соответствующего технического комитета. При равенстве голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации принятым считается предложение об утверждении предварительного национального стандарта.

9. Мотивированное предложение об отклонении проекта предварительного национального стандарта принимается в следующих случаях:

1) нарушение порядка разработки проекта предварительного национального стандарта и (или) его оформления;

2) поступление обоснованной мотивированной жалобы по проекту предварительного национального стандарта от заинтересованного лица;

3) несоответствие проекта предварительного национального стандарта требованиям законодательства Российской Федерации;

4) несоответствие проекта предварительного национального стандарта целям, задачам и принципам стандартизации, установленным настоящим Федеральным законом;

5) несоответствие требований проекта предварительного национального стандарта предполагаемой области его распространения, применения.

10. Мотивированное предложение об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта, результаты экспертизы проекта предварительного национального стандарта с приложением указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов и анализа полученных в ходе публичного обсуждения замечаний и предложений заинтересованных лиц в срок не позднее чем в течение семи дней после принятия соответствующего мотивированного предложения направляются в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Указанные материалы размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» до принятия решения об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта.

11. В течение тридцати дней со дня получения указанных в части 10 настоящей статьи материалов от технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об отклонении проекта предварительного национального стандарта по основаниям, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.

12. Информация об утверждении предварительного национального стандарта размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение семи дней со дня утверждения предварительного национального стандарта.

13. В случае, если проект предварительного национального стандарта отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации с приложением указанных в части 10 настоящей статьи документов в течение семи дней со дня принятия такого решения направляется разработчику.

14. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении проекта предварительного национального стандарта может быть обжаловано в суд только после его обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

15. Предварительные национальные стандарты утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на срок не более чем три года.

16. Не позднее чем за девяносто дней до истечения срока действия утвержденного предварительного национального стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации или разработчик направляет результаты мониторинга и оценки применения предварительного национального стандарта в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для утверждения на его основе национального стандарта.

17. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации с учетом результатов мониторинга и оценки применения утвержденного предварительного национального стандарта на основе консенсуса подготавливает мотивированное предложение об утверждении национального стандарта.

18. В случае недостижения консенсуса технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации мотивированное предложение об отмене предварительного национального стандарта.

19. Срок подготовки техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации мотивированного предложения об утверждении национального стандарта или об отмене предварительного национального стандарта не может быть более чем шестьдесят дней со дня поступления результатов мониторинга и оценки применения предварительного национального стандарта.

20. Мотивированное предложение об утверждении национального стандарта или об отмене предварительного национального стандарта направляется в течение семи дней со дня подготовки данного предложения в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

21. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в течение семи дней рассматривает поступившее мотивированное предложение об утверждении национального стандарта или об отмене предварительного национального стандарта и принимает решение об утверждении национального стандарта или решение об отмене предварительного национального стандарта по основаниям, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.

22. В случае принятия решения об утверждении национального стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует официальное опубликование утвержденного национального стандарта в течение тридцати дней со дня принятия такого решения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.

23. Действие предварительного национального стандарта прекращается в следующих случаях:

1) истечение трех лет со дня введения в действие предварительного национального стандарта;

2) утверждение федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации национального стандарта, который разработан на основе данного предварительного национального стандарта;

3) принятие федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации решения об отмене предварительного национального стандарта.

Источник

Статья 2. Основные понятия

Статья 2. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

ГАРАНТ:

Пункт 1 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Пункт 4 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Пункт 5 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

Пункт 6 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

Пункт 7 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Пункт 8 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Пункт 9 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Пункт 10 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Пункт 11 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Пункт 12 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

Пункт 13 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

Пункт 14 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Пункт 15 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Источник

Что такое предварительный национальный стандарт

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

Standardization in Russian Federation. National standards. Rules of presentation and indication by development on the basis of application of the international standards

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) на основе официального перевода на русский язык англоязычных версий указанных в пункте 4 международных документов, который выполнен ФГУП «Стандартинформ»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1876-ст

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных документов:

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2016 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 2016 г. (ИУС 10-2016)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

В соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации применение международных стандартов является одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле между странами.

Руководство ИСО/МЭК 21-1:2005 и Руководство ИСО/МЭК 21-2:2005 направлены на обеспечение единообразия применения международных стандартов ИСО и МЭК и международных документов, не являющихся международными стандартами, в качестве региональных и национальных стандартов и других документов по региональной и национальной стандартизации.

Различие в содержании ГОСТ Р 1.7-2008 и ГОСТ 1.3-2008 создавало много трудностей для применения международных стандартов на национальном и межгосударственном уровнях. Поэтому ГОСТ 1.3-2008 был пересмотрен на основе содержания ГОСТ Р 1.7-2008, а при изложении настоящего стандарта сделаны ссылки на ГОСТ 1.3-2014.

Настоящий стандарт направлен на реализацию установленной в Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» (пункт 8 части 2 статьи 3) [13] задачи по устранению технических барьеров в торговле и по созданию условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств с целью содействия интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера.

Отдельные правила настоящего стандарта могут быть применены в отношении стандартов организаций. Для использования настоящего стандарта при установлении в организации правил оформления стандартов рекомендуется указывать в соответствующей ссылке, в какой части (раздела, подраздела, пункта, подпункта, приложения) настоящий стандарт следует применять в отношении стандартов данной организации. Остальные правила оформления и обозначения стандартов организации на основе применения международных и региональных стандартов, а также международных документов, не являющихся международными стандартами, и/или национальных стандартов других стран устанавливают в данной организации самостоятельно с учетом необходимости соблюдения авторских и иных прав международных и региональных организаций по стандартизации, национальных органов по стандартизации других стран в отношении принятых ими стандартов.

1 Область применения

1 Сведения о международных документах, не являющихся международными стандартами, приведены в приложении А.

2 Порядок разработки основополагающих национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, в соответствующем нормативном правовом акте [14]*.

Настоящий стандарт не распространяется на межгосударственные стандарты, которые по статусу являются региональными стандартами, но применяются в Российской Федерации непосредственно в качестве национальных стандартов.

1 Хотя такое применение региональных стандартов относится к методу подтверждения, который описан в ГОСТ 1.3, приложение А, но в отношении межгосударственных стандартов правила их применения в Российской Федерации установлены в ГОСТ Р 1.8-2011 (раздел 6).

2 Правила оформления и обозначения межгосударственных стандартов, разрабатываемых на основе применения международных и региональных стандартов, а также международных документов, не являющихся между. народными стандартами, установлены в ГОСТ 1.3.

Раздел 1. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 7.36-2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Неопубликованный перевод. Общие требования и правила оформления

ГОСТ Р 1.2-2020 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены

ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены

Раздел 2. (Измененная редакция, Изм. N 1), (Поправка. ИУС N 5-2021).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:

гармонизированные стандарты: Стандарты, которые приняты различными занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

1 Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления или даже в содержании, например в примечаниях, указаниях, как выполнять требования стандарта, в предпочтении тех или иных альтернативных требований.

2 В международной стандартизации, наряду с термином «гармонизированные стандарты», применяется указанный в Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 термин-синоним «эквивалентные стандарты».

идентичные стандарты: Гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию и форме представления.

1 Идентичные стандарты, как правило, отличаются обозначениями. Кроме этого, в идентичных стандартах допускаются отдельные редакционные изменения и/или различия в форме представления, которые регламентированы на международном уровне.

2 При изложении идентичных стандартов на разных языках, как правило, используют аутентичные переводы.

модифицированные стандарты*: Гармонизированные стандарты, которые имеют технические отклонения и/или различия по форме представления при условии их идентификации и объяснения.

* В Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 [5] вместо этого термина установлен термин «унифицированные стандарты».

неэквивалентные стандарты: Стандарты, которые имеют неидентифицированные технические отклонения и/или различия по форме представления.

Источник

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.16-2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 561-ст)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов, а также правила их применения, проведения мониторинга применения и отмены

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7-2008 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 13.1.002-2003 Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы

При этом разработку предстандарта осуществляют при отсутствии необходимого для стандартизации на национальном уровне опыта применения в Российской Федерации новых технических и/или технологических решений, материалов и иных инноваций.

3.2 При разработке и применении предстандартов решают следующие задачи:

— ускоренное внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— применение в Российской Федерации международных документов, не являющихся международными стандартами (см. ГОСТ Р 1.7, раздел 9);

— гармонизация с международными, региональными стандартами и национальными стандартами промышленно развитых стран;

— предварительная апробация установленных в предстандартах требований (правил) и накопление дополнительной информации об инновационных объектах стандартизации, которые необходимы для разработки национальных стандартов Российской Федерации.

3.3 Требования, устанавливаемые в предстандарте, должны основываться на современные достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и способствовать научно-техническому прогрессу.

3.4 Общий срок разработки предстандарта не должен превышать одного года.

3.5 Требования, устанавливаемые в предстандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации.

4 Правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов

4.1 Организация разработки предварительного национального стандарта

4.1.1 Заказчиком разработки предстандарта может быть национальный орган по стандартизации, иной заинтересованный федеральный орган исполнительной власти, общественное объединение, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

4.1.2 Разработчиком предстандарта может быть любое лицо (юридическое или физическое), компетентность которого в отношении разработки данного предстандарта определяет заказчик этой работы.

1 В случае, когда заказчиком предстандарта выступает национальный орган по стандартизации или иной федеральный орган исполнительной власти, выбор разработчика предстандарта осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством, в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

2 Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта предстандарта определяется техническим заданием и/или договором на его разработку. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта предстандарта заказчику для рассмотрения до его направления в национальный орган по стандартизации.

4.2 Разработка проекта предварительного национального стандарта

4.2.1 Разработчик готовит проект предстандарта и пояснительную записку к нему (см. 4.2.6).

4.2.2 В качестве основы для разработки предстандарта могут быть использованы:

— международный стандарт или международный документ, не являющийся международным стандартом;

— стандарт организации или технические условия, если при практическом применении данного документа получены положительные результаты, которые подтверждены информацией о накопленном опыте и наилучших результатах применения этого документа (в том числе о практике его применения для целей подтверждения соответствия продукции).

В обоснованных случаях в качестве основы для разработки предстандарта также может быть использован региональный стандарт или иной региональный документ в области стандартизации, а также проект международного или регионального стандарта или прогрессивный национальный стандарт другой страны.

Проект предстандарта может быть разработан по результатам научно-исследовательской (опытно-конструкторской, опытно-технологической или проектной) работы, относящейся к данному объекту и аспекту стандартизации, или с использованием иной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

4.2.3 При разработке предстандарта с использованием объектов патентного права соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии предстандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.5 (подпункт 3.3.3).

4.2.4 При применении в качестве основы для разработки предстандарта международного или регионального стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом, или национального стандарта другой страны) соблюдают правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.

4.2.5.2 При изложении предисловия предстандарта соблюдают правила, установленные в приложении Б.

4.2.5.4 В разрабатываемом предстандарте следует избегать дублирования требований действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, заменяя их ссылками по ГОСТ Р 1.5 (пункт 4.3.1).

4.2.5.5 В предстандарте ссылка на другой предстандарт допускается только в случае, когда дата окончания срока действия ссылочного предстандарта не предшествует дате окончания срока действия предстандарта, в котором указана ссылка. При этом в предстандарте используют только датированные ссылки на другой предстандарт, а в разделе «Нормативные ссылки» информацию о ссылочных предстандартах приводят после сведений о ссылочных национальных и межгосударственных стандартах.

4.2.5.6 В предстандарте допускаются справочные ссылки на статьи, монографии, справочники, международные стандарты и другие международные документы по стандартизации, сведения о которых приводят в библиографии.

4.2.5.7 При оформлении проекта предстандарта в колонтитуле вместо индекса «ГОСТ Р» применяют индекс «ПНСТ».

4.2.6 В пояснительной записке к проекту предстандарта указывают:

— шифр темы в программе разработки национальных стандартов (если такая тема была включена в программу);

— основание для разработки предстандарта с указанием документа (при его наличии);

— заказчика разработки предстандарта или информацию о разработке в инициативном порядке;

— обоснование целесообразности разработки предстандарта;

— краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;

— сведения о соответствии проекта предстандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

— сведения о взаимосвязи проекта предстандарта с ранее утвержденными национальными стандартами, действующими в этом качестве межгосударственными стандартами, а также сводами правил, в том числе информацию об отличиях их положений от положений, устанавливаемых в разрабатываемом предстандарте;

— информацию о положительных результатах применения новых технических и/или технологических решений или материалов;

— перечень источников информации, использованных при разработке предстандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного права;

— сведения о разработчике предстандарта с указанием его почтового адреса, контактного телефона и адреса электронной почты (при наличии).

Пояснительную записку к проекту предстандарта подписывает руководитель разработки предстандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком предстандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

4.3 Рассмотрение проекта предварительного национального стандарта

4.3.1 Разработчик представляет в национальный орган по стандартизации следующие документы:

— проект предстандарта в трех экземплярах на бумажном носителе с оригиналами подписей на последней странице, выполненной по ГОСТ Р 1.5 (приложение Б), и в электронном виде в редактируемом и нередактируемом форматах;

— пояснительную записку к проекту предстандарта;

— документ, содержащий информацию об эффективности применения стандарта организации (технических условий), который использован в качестве основы для разработки данного проекта.

Представляемые разработчиком копии проекта предстандарта выполняют на белой бумаге любым способом копирования (кроме диазокопирования). Текст (а также табличный и графический материал) на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для съемки.

4.3.2 Национальный орган по стандартизации в течение 10 календарных дней со дня получения проекта предстандарта направляет его (вместе с комплектом документов, полученных в соответствии с 4.3.1) в секретариат ТК, а также обеспечивает размещение проекта предстандарта вместе с пояснительной запиской на своем официальном сайте в сети Интернет и их опубликование в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Национальный орган по стандартизации может принять решение о проведении экспертизы проекта предстандарта в установленном им порядке. Для решения этой задачи может быть привлечена не зависимая от разработчика организация, компетентная для проведения экспертизы в данной области стандартизации.

4.3.3 Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают проект предстандарта, готовят в письменной форме отзывы на него и направляют эти отзывы по электронной почте в национальный орган по стандартизации в течение срока, установленного для публичного обсуждения данного проекта.

В отзыве на проект предстандарта выражают мнение о целесообразности его утверждения, а также замечания и предложения по содержанию данного проекта в целом.

Полученные в ходе публичного обсуждения проекта предстандарта отзывы заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц национальный орган по стандартизации направляет в секретариат ТК, которому ранее был направлен этот проект, или в иную организацию, привлеченную для проведения экспертизы.

4.3.4 После получения проекта предстандарта от национального органа по стандартизации (см. 4.3.2) секретариат ТК или иная организация, привлеченная для проведения экспертизы, определяет соответствие оформления проекта правилам, установленным в настоящем стандарте и ГОСТ Р 1.5.

4.3.4.1 Если в качестве основы для разработки предстандарта использован международный или региональный стандарт (международный документ, не являющийся международным стандартом, или национальный стандарт другой страны), то секретариат ТК или иная организация, привлеченная для проведения экспертизы, оценивает обоснованность проведенного в соответствии с ГОСТ Р 1.7 (раздел 5) выбора формы применения, а также определяет соответствие оформления проекта предстандарта правилам, установленным в ГОСТ Р 1.7 (разделы 6-10) в отношении выбранной формы применения.

4.3.4.2 При отрицательных результатах рассмотрения проекта предстандарта (по 4.3.4.1 и/или 4.3.4) секретариат ТК или иная организация, привлеченная для проведения экспертизы (по согласованию с национальным органом по стандартизации), может предложить разработчику устранить выявленные недостатки в части его изложения и оформления и доработать проект предстандарта.

4.3.4.3 При положительных результатах рассмотрения проекта предстандарта секретариат ТК рассылает его (вместе с пояснительной запиской) на рассмотрение членам ТК. При этом секретариат ТК предлагает членам комитета дать предложения по сроку действия данного предстандарта с учетом того, что в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» этот срок должен быть не более трех лет.

4.3.5 Члены ТК рассматривают проект предстандарта и проводят его научно-техническую экспертизу в соответствии с ГОСТ Р 1.6 (пункт 8.2). При этом срок рассмотрения членами комитета данного проекта не должен превышать 45 дней.

4.3.5.1 После завершения публичного обсуждения проекта предстандарта секретариат ТК проводит анализ полученных в ходе публичного обсуждения замечаний и предложений заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц, а также приводит обобщение предложений членов ТК в отношении срока действия предстандарта.

4.3.5.2 Голосование членов ТК в части предложения об утверждении или отклонении проекта предстандарта проводят не позднее, чем через 10 дней после завершения его публичного обсуждения. Перед голосованием секретариат ТК рассылает членам данного комитета отзывы заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц, которые получены в ходе публичного обсуждения (см. 4.3.3), результаты анализа этих замечаний и предложений, а также сообщает результаты обобщения предложений членов ТК по сроку действия данного предстандарта.

4.3.5.3 Голосование членов ТК в части предложения об утверждении или отклонении проекта предстандарта проводят в порядке, установленном в ГОСТ Р 1.1. При этом члены ТК учитывают полученные в ходе публичного обсуждения отзывы заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц.

4.3.6 Мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта предстандарта оформляют в виде заключения ТК, которое подписывают председатель и ответственный секретарь ТК. В этом заключении отражают результаты научно-технической экспертизы проекта предстандарта, проведенной членами ТК, и результаты проведенного секретариатом ТК анализа полученных в ходе публичного обсуждения замечаний и предложений заинтересованных органов власти, юридических и физическихлиц, а также приводят предложение ТК в отношении срока действия предстандарта.

4.3.7 Секретариат ТК направляет три экземпляра проекта предстандарта в национальный орган по стандартизации со следующими документами:

— заключением ТК, оформленным и подписанным в соответствии с 4.3.6;

— пояснительной запиской к проекту предстандарта, представленной разработчиком;

— протоколом заседания ТК, на котором было принято решение комитета по проекту предстандарта (если оно проводилось);

— отзывами заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц, которые получены входе публичного обсуждения проекта предстандарта;

— документом, содержащим информацию об эффективности применения стандарта организации (технических условий), который использован в качестве основы для разработки данного проекта.

При этом проект предстандарта, представленный на утверждение, и его копии должны удовлетворять требованиям, установленным в 4.3.1.

4.3.8 Если научно-техническую экспертизу проекта предстандарта проводит не ТК, а иная организация, то заключение с мотивированным предложением об утверждении или отклонении проекта предстандарта по результатам экспертизы и анализа полученных в ходе публичного обсуждения данного проекта замечаний и предложений заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц готовит и представляет эта организация, соблюдая требования, указанные в 4.3.7. Срок подготовки данного заключения устанавливает национальный орган по стандартизации в зависимости от особенностей объекта и аспекта стандартизации, но при этом данный срок не должен превышать 90 дней, начиная с даты поступления проекта предстандарта в организацию, которая проводит его экспертизу.

4.3.9 Национальный орган по стандартизации обеспечивает размещение на своем официальном сайте в сети Интернет материалов, полученных в соответствии с 4.3.7 или 4.3.8. При этом не подлежат размещению оригинал документа, который использован в качестве основы для разработки предстандарта (см. 4.2.2), и его перевод на русский язык.

4.4 Утверждение предварительного национального стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие

4.4.1 Национальный орган по стандартизации в течение 30 дней на основании документов, представленных ТК, или результатов экспертизы, проведенной иной организацией, и с учетом высказанного в ходе публичного обсуждения мнения заинтересованных лиц принимает решение об утверждении предстандарта или отклонении его проекта в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения [1].

4.4.1.1 Решение об утверждении предстандарта оформляют организационно-распорядительным документом национального органа по стандартизации.

4.4.1.2 В организационно-распорядительном документе национального органа по стандартизации указывают:

— дату введения предстандарта в действие;

— дату окончания срока действия предстандарта.

При этом дату введения предстандарта в действие устанавливают с учетом срока проведения организационно-технических мероприятий, в том числе опубликования предстандарта и организации его доступности заинтересованным лицам, а дату окончания срока действия предстандарта устанавливают с учетом того, что этот срок не должен превышать трех лет.

4.4.2 Регистрацию утвержденного предстандарта, публикацию уведомления об его утверждении в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и информационном указателе «Национальные стандарты» (ИУС), размещение этого уведомления на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет и официальное опубликование данного предстандарта осуществляют в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации для национальных стандартов [2] и административными регламентами исполнения государственных функций по утверждению и учету национальных стандартов [1], [3].

4.4.2.1 При регистрации утвержденного предстандарта ему присваивают обозначение, которое состоит из индекса «ПНСТ», регистрационного номера и отделенного от него тире года утверждения.

4.4.2.2 Регистрационные номера вновь разработанным предстандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации. При отмене предстандарта его регистрационный номер другому предстандарту не присваивают.

4.4.2.4 В уведомлении об утверждении предстандарта указывают, что национальный орган по стандартизации организует проведение мониторинга применения данного предстандарта и собирает сведения о его практическом применении, замечания и предложения по его содержанию. В уведомлении также приводят адрес, на который заинтересованные лица могут направить данные сведения, замечания и предложения в соответствии с 6.1.

4.4.3 После официального издания утвержденного предстандарта его разработчику и секретариату ТК или иной организации, проводившей научно-техническую экспертизу проекта, направляют по одному экземпляру изданного предстандарта.

4.4.4 При получении отрицательного заключения ТК (иной организации, проводившей экспертизу) на проект предстандарта, а также в иных обоснованных случаях национальный орган по стандартизации может принять решение об отклонении данного проекта. В этом случае в десятидневный срок разработчику предстандарта направляют письмо с обоснованием отклонения предложенного им проекта. Копию этого письма направляют в секретариат ТК, который представил данный проект в национальный орган по стандартизации, или в иную организацию, проводившую экспертизу.

5 Правила применения предварительных национальных стандартов

5.1 Предстандарты применяют при производстве и постановке на производство принципиально новых (инновационных) видов продукции, при внедрении новых методов испытаний и измерений, при переходе на новые способы управления производством, при организации новых (инновационных) технологических процессов и иныхобоснованных случаях.

5.2 Предстандарты могут быть применены непосредственно или косвенно путем разработки на их основе стандартов организаций и технических документов (например, технических условий).

5.3 Применение предстандартов является добровольным.

Применение предстандарта может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:

— организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (органа);

— нормативных ссылок на данный предстандарт в собственных стандартах организации или технической документации;

— соглашений или договоров (контрактов) со ссылками на предстандарт.

Решение о применении предстандарта в организации рекомендуется принимать по результатам технико-экономической оценки целесообразности его применения.

5.4 Не допускаются ссылки на предстандарты в национальных стандартах и сводах правил.

При ссылках на предстандарты в стандартах организаций, иных нормативных и технических документах рекомендуется учитывать временный характер предстандартов и обусловленную этим необходимость замены данных ссылок при отмене ссылочного предстандарта.

5.5 Не допускается обновление действующего предстандарта путем его пересмотра или разработки изменения к предстандарту. В исключительных случаях (при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей) допускается обновление действующего предстандарта путем внесения в него поправки.

Поправку к предстандарту оформляют и утверждают в соответствии с правилами, установленными для национальных стандартов в ГОСТ Р 1.2 (подраздел 5.4).

6 Правила проведения мониторинга применения предварительных национальных стандартов и их отмены

6.1 Заинтересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юридические и физические лица не позднее, чем за девять месяцев до истечения установленного срока действия предстандарта направляют в национальный орган по стандартизации, а также разработчику предстандарта отзывы, содержащие сведения о его практическом применении, замечания и предложения по содержанию предстандарта и мнение о целесообразности (нецелесообразности) его утверждения в качестве национального стандарта.

6.2 В обоснованных случаях** национальный орган по стандартизации может принять решение об отмене предстандарта до истечения установленного срока его действия.

6.3 Если не принято решение о досрочной отмене предстандарта, то национальный орган по стандартизации направляет разработчику предстандарта отзывы заинтересованных федеральных и иных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.

6.4 Разработчик рассматривает полученные отзывы и собранные им иным путем сведения о применении предстандарта, осуществляет оценку результатов мониторинга его применения и направляет свое заключение по данному вопросу (с отзывами заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц) в национальный орган по стандартизации не позднее, чем за восемь месяцев до истечения срока действия предстандарта.

6.5 Национальный орган по стандартизации направляет полученные от разработчика материалы в секретариат ТК, который ранее рекомендовал проект к утверждению или предложил отклонить его.

Если при разработке предстандарта научно-техническую экспертизу его проекта проводил не ТК, а иная организация, то полученные от разработчика материалы направляют в организацию, проводившую ранее эту экспертизу. Эта организация осуществляет функции, которые далее в настоящем разделе предписаны ТК.

6.6 Секретариат ТК рассматривает заключение разработчика по результатам мониторинга применения предстандарта, отзывы заинтересованных лиц и органов власти, с учетом высказанных в них мнений оценивает целесообразность или нецелесообразность утверждения предстандарта в качестве национального стандарта и предлагает членам комитета дать свои предложения по этому вопросу.

6.7 Члены ТК на основании собственных данных о применении предстандарта и с учетом полученных от секретариата ТК материалов оценивают целесообразность его утверждения в качестве национального стандарта, готовят свои предложения по этому вопросу и направляют их в секретариат ТК. При этом срок рассмотрения данного вопроса членами комитета не должен превышать 30 календарных дней.

6.8 Секретариат ТК с учетом предложений членов комитета готовит мотивированное предложение об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) и организует голосование поэтому вопросу в соответствии с ГОСТ Р 1.1 (раздел 9). Данное предложение должно быть принято большинством голосов членов ТК.

6.9 Предложение ТК об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) вместе с поступившими (согласно 6.4) от разработчика материалами секретариат ТК направляет в национальный орган по стандартизации в течение пяти календарных дней со дня проведения заседания данного комитета или подведения итогов его голосования, осуществленного в иной форме.

6.10 Предложение об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) в течение 10 календарных дней со дня его получения размещают для публичного обсуждения на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет и публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

6.11 Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают предложение об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены), выражают свое мнение по этому вопросу в письменной форме и направляют его по электронной почте в национальный орган по стандартизации в течение срока, установленного для публичного обсуждения этого предложения.

6.12 Выраженные в письменной форме мнения заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) национальный орган по стандартизации направляет в секретариат ТК.

6.13 Секретариат ТК в течение пяти календарных дней со дня завершения публичного обсуждения предложения об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) проводит анализ мнений заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц, отражает их в сводке замечаний и предложений и направляет разработчику предстандарта подписанное председателем ТК и ответственным секретарем комитета заключение ТК о целесообразности оформления национального стандарта на основе данного предстандарта, а также сводку замечаний и предложений.

6.14 Разработчик в течение 20 календарных дней реализует предложение ТК об оформлении на основе предстандарта национального стандарта в виде окончательной редакции его проекта, готовит пояснительную записку, в которой отражает результаты мониторинга и оценки применения предстандарта и публичного обсуждения предложения об его утверждении в качестве национального стандарта и направляет проект национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат ТК.

6.15 Секретариат ТК направляет в национальный орган по стандартизации на утверждение проект национального стандарта (в трех экземплярах) вместе со следующими документами:

— пояснительной запиской к проекту национального стандарта;

— заключением ТК о целесообразности оформления национального стандарта на основе предстандарта;

— сводкой замечаний и предложений, полученных в ходе публичного обсуждения (см. 6.11);

— протоколом заседания ТК, проведенного в соответствии с 6.8 (в случае его проведения).

При этом проект стандарта, представленный к утверждению, и его копии должны удовлетворять требованиям, установленным в ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.3).

6.16 Дальнейшие работы по подготовке проекта национального стандарта к утверждению, его утверждение, регистрацию и издание осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подраздел 4.4), положением, утвержденным Правительством Российской Федерации [2], и административными регламентами исполнения государственных функций по утверждению и учету национальных стандартов [1], [3].

6.17 При утверждении национального стандарта отменяют предстандарт, а в предисловии национального стандарта указывают, что он действует взамен предстандарта.

6.18 При нецелесообразности утверждения предстандарта в качестве национального стандарта национальный орган по стандартизации по предложению ТК принимает решение об отмене предстандарта без замены.

6.19 Решение об отмене предстандарта оформляют организационно-распорядительным документом национального органа по стандартизации. Уведомление об отмене предстандарта публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в ИУС, а также размещают на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет. Решение об отмене предстандарта также учитывают при подготовке следующего ежегодно публикуемого информационного указателя «Национальные стандарты».

6.20 После опубликования уведомления об отмене предстандарта распространение его официальных изданий не допускается. Опубликование этого уведомления является основанием для прекращения применения отмененного предстандарта, в том числе прекращения ссылок на него при разработке новой нормативной и технической документации (например, в стандартах организаций), а также при пересмотре действующей документации (или при внесении в нее изменений).

* В случае, когда в качестве основы для разработки предстандарта использован международный или региональный стандарт (международный документ, не являющийся международным стандартом, или национальный стандарт другой страны).

** Например, когда содержание предстандарта вступило в противоречие с принятым техническим регламентом или когда получены сведения, что применение предстандарта может создать угрозу для национальной безопасности, жизни и здоровья населения страны, нанести ущерб ее экономике или окружающей среде.

[1] Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения

[2] Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации»

[3] Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по учету национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и их доступности заинтересованным лицам

[4] Рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 50-2002 Рекомендации по применению ссылок на стандарты в документации и по указанию обозначений стандартов в маркировке

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.16-2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 561-ст)

Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2012 г.

Дата введения: 1 апреля 2012 г.

1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП «ВНИИНМАШ»)

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»

3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 561-ст

Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС «Национальные стандарты», 2021, N 5

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменение N 2, утвержденное приказом Росстандарта от 30 июня 2016 г. N 772-ст

Изменения вступают в силу с 18 июля 2016 г.

Изменение N 1, утвержденное приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1144-ст

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *