Что такое психическая деятельность людей и групп лиц
98. Психическая деятельность — физиологическая основа потребностей, структура, ее осуществляющая. Физиологические свойства коры, лежащие в основе условно-рефлекторной деятельности
Психологическое здоровье
Обычно, физиологически, любой человек должен иметь возможность корректировать его психический аппарат. Нельзя забывать и деятельность в психическом развитии ребенка. Обязывать работать этот аппарат должным образом, поскольку мы вынуждаем иммунологический аппарат стать лучше через вакцинацию или повышение физической силы посредством спортивной тренировки. У него есть такой запас, что приводит к творчеству, инновациям. И разрастанию такой функции, как виды психической деятельности. Напротив, когда новые критические ситуации накапливаются без адаптации и разрешения напряженных состояний, функционирование личности ориентировано на психолого-патологическое. Оно характеризуется страданиями и враждебными фантазиями. И разрастанию другой функции, такой как познавательная психическая деятельность. Это страдание стирается, если принимаются терапевтические меры немедленное разрешения проблемы. Если этого не сделать, они часто фиксируются в организации (статусе) патологического рубцевания. Психическое здоровье человека, который работает, должно быть достигнуто. Как и психическая деятельность ребенка. Действуют два фактора, окружающая среда и индивидуум. В отношении окружающей среды необходимо изменить условия труда для поддержания здоровья и комфорта рабочего. Чтобы работа была приятной, понятной, насколько это возможно. Разве не нужно понимать свою работу, чтобы любить ее? Человек вмешивается в свое же сознание, помогая ему достичь состояния эмоционального равновесия, реагировать и вести себя адекватно. Поддержание хорошего состояния психического здоровья позволяет появляться полному комфорту рабочего, совершать самореализацию и отличную социальную интеграцию. Эти достижения могут быть только работой команды, в которой все дисциплинированы. Особую роль играет забота о сохранении здоровья. Чтобы помочь в решении этой задачи созданы психопатологии работы.
Виды психической деятельности
Выше в связи с разными вопросами уже говорилось о психической деятельности. Здесь, в специальной главе, нам придется повторить важнейшие определения.
Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении психической деятельности человека.
Психическая деятельность –
это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.
Высшая нервная деятельность (ВНД) – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД – и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка. Представление о ВНД ввел И. П. Павлов. Низшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.
Таким образом, материальной базой психической деятельности являются физиологические процессы в виде паттернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нервных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сигналов. Прообразом психической деятельности человека является психонервная (рассудочная) деятельность животных (элементы психической деятельности), направленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей). Животное может правильно решать задачу в ситуации, в которой оказалось впервые, при этом используется предыдущий опыт. Примером может служить экстраполяционная деятельность. Например, предвидение местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в какой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстрировано и в экспериментах Л. В. Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который некоторый период времени двигался за перегородкой. Животное определяло, где должен появиться предмет без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объектов.
Различают следующие формы психической деятельности:
ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Ощущение –
осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Ощущения – это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возможность определить локализацию действующих раздражителей, т.е. на поверхности тела и в окружающей среде.
Восприятие (от лат. perceptio –
восприятие) – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления или в формировании нового образа, встречаемого впервые.
В основе опознания лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от них доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциативных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. У человека оно может отражаться в речи, т.е. осознаваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы, явления, то формируется новый образ, но и в этом случае происходит сличение поступающей в данный момент информации со следами памяти от других подобных предметов, явлений. При повторных воздействиях мы их узнаем.
Представление –
формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Память – это способность организма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление.
Мышление –
процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией. Мышление является одним из видов психической деятельности.
1.
Элементарное (конкретное) мышление,
т.е. форма отражения действительности, проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2.
Абстрактное мышление
– отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы. Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул. 3.
Словесно-логическое мышление (дискурсивное) –
форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.
по сравнению с другими животными
способности человека
к мышлению и научению
не связаны
с возникновением каких-то особых нервных клеток типа «речевых нейронов», «нейронов памяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто
количественными
изменениями, а именно
увеличением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации,
что наиболее выражено в неокортексе, который благодаря этому, по-видимому, обеспечивает высокую скорость такой обработки, в частности при научении, извлечении данных из памяти, произнесении и понимании слов.
Наибольшее значение для мышления
имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Например, ассоциативные поля теменной области объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры относительно положения тела в пространстве, от зрительной (затылочной) и слуховой (височной) коры. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет нам интерпретировать специфическую информацию от органов чувств. Наиболее сложная часть интегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лим-бической системой, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Получая разнообразную информацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с помощью лобной коры оцениваем ее значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обусловливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долговременной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долговременной памяти, которая в основном обеспечивается деятельностью височной коры.
Внимание –
состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к другому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. Появление внимания есть начало исследовательского поведения, приспособительной осознаваемой деятельности организма, отбора необходимой информации.
В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс.
Этот рефлекс с повторением действия раздражителя ослабевает, исчезает, что указывает на роль коры больших полушарий и на то, что ориентировочному рефлексу присущи некоторые черты обучаемости (угасания), характерные для условных рефлексов. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты, учение о которой разработал А.А. Ухтомский.
Выделяют два вида внимания
:
непроизвольное и произвольное (волевое).
Непроизвольное внимание – это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. В процессе общественной деятельности человек приобретает способность управлять своим вниманием. Внимание, подчиняющееся воле человека, называется волевым (произвольным), ведущая роль принадлежит лобным долям, а его высшей формой считают интеллектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социального развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека, и проявляется в локальной активации определенного участка коры большого мозга и торможении остальных зон коры. Электрофизиологически внимание выражается в локальном подавлении α-ритма или же в изменениях поздних вызванных потенциалов (Р300).
Воля –
степень выраженности стремления в достижении цели. Важнейшими волевыми качествами личности являются решительность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.
Эмоция как одна из форм психической деятельности рассмотрена в разделе 7.3.
Проблемы профессиональных заболеваний
В начале исследования в области психопатологии работы было предназначено показать картину психических заболеваний, которые могут быть вызваны деятельностью. Затем контекст характеризующийся областью знаний, очень широко доминирующей в профессиональной патологии соматических в результате физико-химико-биологических повреждений работы.
Основной проблемой в этой области по-прежнему является предотвращение профессиональных заболеваний. Так мы можем понять особенности психической деятельности. В отношении конкретных опасностей для здоровья физических рисков, токсичных химических опасностей или в связи с недостатками эргономического характера. Усилия направлены, главным образом, физическому и психологическому здоровью. Однако в последнее время внимание стало все больше сосредоточены на психо-социальных аспектах рабочей среды, поскольку существует растущая убежденность в том, что ряд заболеваний, таких как гипертония, артериальная болезнь, сердечные заболевания и психические расстройства являются результатом стрессовых факторов. Индивидуумы переносит по-разному ту же интенсивность стресса в соответствии с генетическими и органическими факторами.
Психическая деятельность человека
Психическая деятельность человека развертывается по общим законам построения функциональных систем организма. Она включает процессы восприятия, ощущения, мышления, представления или воображения, воспоминания. Динамика психической деятельности строится процессом мышления.
Психическая деятельность человека может проявляться в поведении, но может осуществляться на информационной основе и без внешнего поведенческого выражения. Психическая деятельность формируется функциональными специальными системами и строится на эмоциональной основе самоощущения путем оперирования информационным интегралом субъективным — собственным «Я» в постоянном взаимодействии с информацией, поступающей из внутренней среды и окружающего мира. Различные психические потребности организма расчленяют психическую деятельность на результативные системные кванты, в которые осуществляется программирование психической деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, и оценка достигнутых результатов.
Архитектоника психической деятельности, в соответствии с теорией функциональных систем, включает узловые механизмы. Это — афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез и постоянная оценка достигнутых результатов путем обратной афферентации.
На стадии афферентного синтеза возникающая на основе психической или метаболической потребности доминирующая мотивация постоянно взаимодействует на нейронах мозга с афферентацией, поступающей в ЦНС от действия на организм обстановочных факторов, а также с механизмами памяти. Информационным результатом является принятие решения.
Принятие решения определяет ограничение свободы деятельности нейронов мозга. Это ориентирует психическую деятельность субъекта в направлении, удовлетворяющем сложившуюся на стадии афферентного синтеза доминирующую мотивацию.
После принятия решения психическая деятельность может ограничиться сугубо мозговыми нейродинамическими информационными исполнительными механизмами или включать активную поведенческую, в том числе и речевую, деятельность человека, направленную на удовлетворение исходной потребности.
Акцептор результата действия формируется в функциональных системах психической деятельности, с одной стороны, на генетической основе, с другой — его механизмы усложняются в процессе обучения субъектов на основе их множественных взаимодействий с факторами, удовлетворяющими или неудовлетворяющими их исходные потребности.
При действии на организм разнообразных факторов внешней среды, удовлетворяющих или неудовлетворяющих его исходные психические потребности, возникают афферентные потоки возбуждений, которые распространяются в ЦНС и закрепляются на структурах аппарата акцептора результата действия. При этом особое влияние оказывают подкрепляющие факторы, удовлетворяющие исходную психическую потребность.
Доминирующая мотивация при очередном возникновении соответствующей психической потребности на основе специфических влияний активирует структуры аппарата акцептора результата действия, которые в прошлом получали информацию о свойствах полезного результата, удовлетворяющего исходную потребность. Происходит опережающее возбуждение нейронов, составляющих акцептор результата действия, еще до получения реального результата, удовлетворяющего исходную психическую потребность, формирует мысль, направленная на будущие события.
Постоянное психическое сравнение достигнутых результатов поведения и их оценка осуществляется по опережающему принципу.
Психическая деятельность человека постоянно разделяется доминирующей мотивацией и подкреплением на дискретные системные кванты. Основу каждого системного кванта психической деятельности составляют информационные процессы афферентного синтеза, отражающие воздействие на структуры мозга факторов внутренней и внешней среды, и информационные процессы подкрепления, оценки достигнутых результатов.
Системное квантирование психической деятельности осуществляется по принципу саморегуляции с помощью обратной афферентации.
Каждый этап психической деятельности, так же как и действие на организм различных факторов внешней среды, всегда оценивается в плане удовлетворения ведущей потребности организма.
Если достигнутые результаты удовлетворяют исходную потребность, системный квант психической деятельности завершается. Новая потребность формирует очередной системный квант психической деятельности. В случаях, когда параметры достигнутых результатов не соответствуют свойствам доминирующего акцептора результата действия, возникает ориентировочно-исследовательская деятельность, сопровождающаяся отрицательной эмоцией. На этой основе происходит перестройка афферентного синтеза, принимается новое решение, происходит коррекция акцептора результата действия, а мыслительная и поведенческая деятельность осуществляется в направлении достижения скорректированного результата.
В организации психической деятельности человека биологические мотивации на стадии афферентного синтеза приходят во взаимодействие с обстановочной, чаще всего социально-детерминированной, афферентацией и с механизмами памяти. Механизмы социально обусловленной памяти у человека сами нередко участвуют в построении высших социально значимых мотиваций. Социальные мотивы человека значительно меняют характер его биологических мотивов и придают им социальную окраску.
Мыслительная деятельность представляет собой исполнительный аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной деятельности осуществляется оперирование информационными процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне.
С позиций общей теории функциональных систем процесс мышления включает универсальные системные узловые компоненты:
а) результат, как ведущий системообразующий фактор мыслительной деятельности человека;
б) оценку результата мыслительной деятельности с помощью обратной афферентации;
в) организующую роль исходных биологических и социальных потребностей и формирующихся на их основе доминирующих мотиваций в построении мыслительной деятельности;
г) программирование мыслительной деятельности с помощью акцептора результата действия на основе механизмов афферентного синтеза и принятия решения;
д) эффекторное выражение мыслительных процессов через поведение, соматовегетативные компоненты и через специально организованный аппарат речи.
Операционная архитектоника мыслительной деятельности строится на основе эмоциональных и словесных эквивалентов действительности. С позиций системной организации мыслительной деятельности информационное наполнение функциональных систем психического уровня определяют соответствующие адаптивные для деятельности человека результаты.
В случае если результаты деятельности имеют только физические параметры, то и соответствующие организуемые ими функциональные системы психической деятельности строятся на информационных эквивалентных физических свойствах этих результатов. В случае если результаты деятельности имеют речевые, словесные параметры, соответствующие функциональные системы психической деятельности строятся на информационной словесной основе.
Только у человека информационный эквивалент функциональных систем психической деятельности связан с речевой функцией. У животных эти процессы ограничиваются физическими и эмоциональными уровнями.
Процесс мышления непрерывно сопровождается субъективными эмоциональными переживаниями человеком своих потребностей и субъективным отношением к воздействию факторов внешней среды с целью удовлетворения этих потребностей.
С помощью эмоций осознаются и следы памяти. Эмоциями человек оценивает свои потребности, действие факторов внешней среды, отношение к предметам и другим индивидам и, наконец, удовлетворение потребностей.
Психические потребности, так же как и биологические, как правило, сопровождаются эмоциональными ощущениями негативного характера, а удовлетворение потребностей — разнообразными положительными эмоциями.
На сильных эмоциональных ощущениях строятся патологические влечения к алкоголю и наркотическим веществам.
Словесное квантование мышления присуще только человеку. Оценка человеком потребностей и их удовлетворение, а также разнообразных внешних воздействий на организм наряду с эмоциональными ощущениями осуществляется с помощью языковых символов, фраз, словесных понятий устного и письменного характера. Этот уровень мышления требует специального обучения, в первую очередь языку. С помощью языковых символов мысли реализуются в дискретные фразы, которые могут составлять внутреннюю речь, а также трансформироваться во внешнюю речь и поступки.
Мыслительная деятельность, формирующаяся у человека на словесной основе, по сравнению с эмоциональной деятельностью, приобретает качественно новые информационные свойства, хотя ее общая архитектоника сохраняет все типичные черты функциональной системы.
Процессы мыслительной деятельности и речь человека связаны с деятельностью различных структур мозга. Выявить участие структур мозга в этих процессах позволяют клинические наблюдения.
При поражении затылочных отделов коры мозга человек видит предметы, обходит их, не натыкаясь на них, но не узнает их – это зрительная агнозия. При нарушении височных отделов коры мозга наблюдается слуховая агнозия. Такие больные теряют способность воспринимать смысл речи собеседника. При поражении верхней теменной коры у больных проявляется тактильная агнозия — субъекты теряют способность узнавать предметы при их ощупывании, хотя ощущают прикосновение.
Апраксия. При повреждении двигательной области коры у человека наблюдается нарушение целенаправленного действия, хотя он понимает, что нужно сделать. Praxis — действие. Больной не может зажечь спичку, разрезать яблоко, застегнуть пуговицы, хотя руки его не парализованы.
Афазия. Нарушение речи; моторная афазия развивается при нарушении функций нижней лобной извилины левого полушария (лобная афазия Брока). Больной понимает речь собеседника, однако его собственная речь крайне затруднена или полностью отсутствует. При этом утрачивается способность читать вслух. У больных нарушены эфферентные процессы формирования речи.
Сенсорная афазия — возникает при нарушении заднего полюса верхней височной коры (височная афазия Вернике). При этом у больных нарушаются процессы восприятия речи: они перестают понимать как слышимую, так и письменную речь. Такие люди утрачивают способность читать про себя (алексия) и воспринимать музыку (амузия). У больных нарушены механизмы акцептора результата действия, и способность оценивать достигнутый результат психической деятельности.
Другие нарушения наблюдаются при поражении теменной коры: больные забывают отдельные слова, чаще имена существительные, не могут вспомнить нужные слова и замещают их длинным описанием. При этом наблюдается и расстройство счета (акалькулия). У больных нарушен механизм оперативной памяти.
При двустороннем повреждении основания височных и затылочных долей коры наблюдается необычная агнозия: больные перестают узнавать людей по лицам (прозагнозия), но распознают их по голосам, что проявляется вегетативными реакциями. В этом случае избирательно страдает зрительный параметр оценки знакомых личностей.
При повреждении угловой извилины у больных затруднено письменное понимание и восприятие картин (аномическая афазия). В этом случае нарушена передача зрительной информации к зоне Вернике.
Функции речи у правшей и левшей. Функции речи у правшей, как правило, связаны с деятельностью левого полушария, которое определяет процессы последовательной аналитической деятельности. Правое полушарие у правшей определяет пространственно-временные соотношения, например, узнавание лиц, идентификацию объектов по их форме, узнавание мелодий.
С помощью субъективных эмоциональных ощущений, осмысливания предметных воздействий окружающего мира, оперируя словесными символами, человек осуществляет мыслительную деятельность. Пространственно-временной континуум мыслительной деятельности у человека также расчленяется на дискретные психические кварты, включающие осознание потребности (восприятие), предвидение получения потребных результатов и средств их достижения (воспоминание и воображение) и, наконец, оценку достигнутых результатов. Эти процессы составляют основу формирования мыслей, которые, будучи порождением действительности, в то же время являются формой абстрагирования. Особенностью психического квантования мыслительной деятельности у человека является его выраженный, опережающий по отношению к событиям окружающей среды характер. Системные кванты мыслительной деятельности определяют различные проявления психической деятельности, начиная с различных проявлений интуиции, логических операций и кончая творческой деятельностью человека.
Процесс мышления связан с формированием дискретных мыслей. Мысли можно характеризовать как субъективное отражение в сознании человека динамики его объективно существующих потребностей, предвидения объектов и способов их удовлетворения путем постоянного реагирования субъекта на внешние воздействия в сопоставлении с механизмами памяти. Мысли и поступки человека приводят к удовлетворению различных его потребностей. Внешним проявлением мыслительной деятельности являются эмоциональные специфические реакции и поведение, включая произнесение или написание фразы.
Мыслительные процессы в развитии человека подвержены выраженной системной трансформации. Мыслительная деятельность ребенка начинается с того, что сначала осознаются потребность и ее удовлетворение. Восприятие этих состояний ребенком сначала осуществляется с помощью специфических эмоций, как это происходит и у животных. Затем в процессе обучения человека эти состояния начинают ассоциироваться со специальными словами.
Системный процесс обучения ребенка строится на основе запечатления, подкрепления и осуществляется на структурно-функциональной основе мотивации, отражающей соответствующую потребность. Сначала ребенок усваивает слово, обозначающее удовлетворение потребности, затем устанавливает связи удовлетворения потребности с окружающими его людьми, в первую очередь с родителями и со своими ощущениями потребности. В результате многократных удовлетворений однотипной потребности и ассоциации ее с определенным словом ребенок, в конце концов, начинает выражать потребность словом, присоединяя к нему впоследствии слова, отражающие желание.
Все эти процессы осуществляются на основе механизмов запечатления. Происходит обогащение эмоциональной основы системного кванта поведения словесными символами.
В системном механизме запечатления важную роль играет процесс подражания. Подражание поступкам ведет впоследствии к подражанию речи. За счет подражания укрепляются приобретенные знания.
Наиболее ответственный момент процесса обучения — извлечение доминирующей мотивацией накопленного опыта, т.е. процесс формирования мысли. Этот процесс определяет качественный переход от пассивного запечатления ребенком действительности к активному воздействию на нее, освоению и преобразованию ее. При этом по опережающему типу формируется акцептор результата действия.
В процессе обучения создаются специальные системные кванты языка — ячейки, знаковые системы, характеризующие разнообразные потребности, степень их выраженности, способы удовлетворения и свойства подкрепляющего результата. Знаковые системы на основе запечатления могут охватывать обширные структуры мозга.
Системогенез мыслительной деятельности у человека определяется осознанием внутренних потребностей и их удовлетворения, словесными инструкциями, зрительными образами окружающей действительности, включая письменные знаки и механизмы памяти. Процесс умственного обучения происходит при постоянном обогащении акцептора результата действия обучаемого путем создания специальных стереотипов знания. Именно эти элементы системной деятельности впоследствии воспроизводятся мотивацией.
Мыслительная деятельность человека может стимулироваться эндогенно исходной потребностью и организующейся на ее основе доминирующей мотивацией.
Побуждение к формированию мысли может возникнуть и экзогенно на основе внешних воздействий с постоянной мобилизацией жизненного опыта из памяти.
Особая роль в формировании мыслительной деятельности принадлежит предварительной инструкции (обучение языку, музыке и различным навыкам).
Словесная или письменная инструкция формирует у человека акцептор результата действия. В нем программируется определенная цепь потребных результатов и ведущим к ним действий — энграмма, которая при наличии у человека внутренней мотивации или под действием обстановочных специальных пусковых стимулов организуется в функциональную специальную систему психической деятельности. Эта функциональная система реализуется в окружающей человека среде на основе его целенаправленных действий и достижения, определенных лично и социально значимых для него результатов.
Инструкция отпечатывается на структурах мозга, создавая своеобразную модель деятельности — матрицу. Эти матрицы при возникновении очередной соответствующей потребности активируются доминирующей мотивацией и с ними в процессе поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации постоянно сравниваются достигнутые результаты.
Следует отметить, что мысль может перестраиваться по ходу целенаправленного поведенческого акта. Любые перестройки мыслительной деятельности осуществляются с точки зрения теории функциональных систем путем коррекции достигнутых результатов с акцептором результата действия с помощью обратной афферентации.
Системные кванты мышления складываются из внутреннего и внешнего звеньев саморегуляции.
Внутреннее звено саморегуляции мыслительной деятельности определяет процессы внутренней речи, которая строится на механизмах памяти путем оперирования информационным интегралом — внутренним «Я». Результатом внутренней речи могут быть смысловые понятия, отражающие реально существующие вне организма предметы и отношения предметов. В организации внутренней речи ведущую роль играет обратная афферентация, которая поступает в ЦНС от головных связок и мышц и от специальных мозговых структур, определяющих эмоциональную и смысловую оценку мысленного результата.
Внешнее звено саморегуляции мышления — определяет формирование устной или письменной словесной фразы. Исполнительными компонентами внешнего звена саморегуляции являются телодвижения, позы, жесты, мимика, движения глаз, голосовые реакции, а также изменения дыхания, деятельности сердца и др.
Оценка достигнутых результатов во внешнем звене мыслительной деятельности осуществляется с помощью обратной афферентации, поступающей от слухового и зрительного аппаратов, от мышц голосовых связок, языка и ротовой полости, от дыхательных рецепторов, проприорецепторов мышц лица, глаз и мышц тела. Произнесению человеком фразы предшествует опережающее построение ее мозговыми процессами.
Построению речевой фразы предшествует формирование исходной психической потребности. Каждая фраза программируется дискретно с ориентацией на ее конечный по смысловому значению результат.
Афферентация, распространяющаяся от исполнительных аппаратов к акцептору результатов действия, позволяет человеку оценивать в динамике выражение мысли в словесной фразе и проигрывать мысль в уме при внутренней речи.
Мыслительный процесс, в свою очередь, существенно зависит от состояния исполнительных органов, входящих в отдельные системные кванты мыслительной деятельности.
Кульминация мыслительной деятельности — процесс творчества, когда человек при наличии препятствий к удовлетворению его потребности или движимый полетом фантазии приходит к необычным решениям и результатам.
Процесс творчества связан со способностью человека на основе полученных знаний формировать новый вопрос или проблему, т.е. специальную, ранее не имевшую места функциональную систему. При этом формируется предполагаемый результат.
В ходе творческой мыслительной деятельности человек оценивает обстановку, восстанавливает все полученных ранее знания, отделяет понятное от непонятного, примеряет знание к познанию и формулирует гипотетический акцептор результата действий, который проверяется практической деятельностью.
Программирование мыслительной деятельности может осуществляться человеком жестко, например, при унаследованных формах инстинктивной генетически детерминированной деятельности, связанной с удовлетворением биологических потребностей, деятельности, развертывающейся при специальных инструкциях, а также при автоматизированной деятельности в постоянных условиях существования. Наряду с этим программирование психической деятельности может осуществляться гибко, динамически, особенно в условиях изменяющейся среды существования.
В случае жесткого программирования мыслительной деятельности предвидятся все этапные и конечные результаты деятельности, и каждый последующий этап осуществляется только после получения субъектом полноценной афферентации от параметров достигнутого предыдущего результата. Процесс мышления при этом нередко осуществляется на подсознательном уровне.
Динамические программы мыслительной деятельности строятся в изменяющихся условиях жизнедеятельности и в отличие от жестких программ включают в себя предвидение только наиболее значимых факторов внешней среды для удовлетворения психических потребностей человека.
Системные кванты мыслительной деятельности в изменяющихся условиях существования характеризуются выраженной ориентировочно-исследовательской деятельностью. При этом используются генетические и ранее приобретенные навыки для удовлетворения ведущих потребностей организма в новой, ранее не известной обстановке.
Динамическое программирование мыслительной деятельности по сравнению с жестким программированием характеризуется более обогащенным и разветвленным аппаратом акцептора результата действия, позволяющим человеку с большим диапазоном предвидеть потребные результаты и способы их достижения. При этом возможно программирование результата на отдаленные отрезки времени в будущем.
Построения динамических программ мыслительной деятельности происходит в процессе обучения субъектов и общения их с окружающей средой. При этом наряду с обогащением акцептора результата действия происходит совершенствование исполнительного аппарата — тех средств, с помощью которых индивидуум достигает жизненно важных результатов — удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей. Таким образом, совершенствуется аппарат афферентного синтеза.
Ведущая роль в формировании мыслительной деятельности принадлежит доминирующей мотивации. Доминирующая мотивация, формирующаяся на основе биологической или социальной потребности, представляет собой функциональную «канву» избирательно возбужденных синоптических и нейрональных образований мозга.
Энграммы мыслительной деятельности на «канве» возбужденных доминирующей мотивацией структур мозга, подкрепляющие этапные и завершающие информационные возбуждения формируют своеобразный «узор», или энграмму.
При каждом очередном возникновении соответствующей потребности доминирующее мотивационное возбуждение последовательно возбуждает элементы выработанной на основе предшествующего опыта энграммы, возбуждая их до конечного пункта, связанного с получением будущей информации об удовлетворении соответствующей потребности.
Этот комплекс избирательно возбужденных корково-подкорковых аппаратов, составляющий нейрофизиологическую и информационную архитектуру акцептора результатов действия, и направляет процесс мышления субъекта через постоянное сравнение поступающей к нему с периферии обратной афферентации, вызванной действием раздражителей внешней среды, к достижению цели, т.е. к удовлетворению доминирующей потребности.
Запрограммированные в акцепторе результатов действия на основе врожденного и приобретенного опыта свойства потребных для благополучия человека результатов определяют опережение мыслью событий внешнего мира.
1. Александров Ю.А. Психофизиология. – СПб., 2001.
2. Александров Ю.А. Психофизиология. – СПб., 2004.
3. Батуев А.С. Физиология поведения. Ленинград, изд. «Наука», 1986.
4. Батуев А.С. Физиология поведения. Ленинград, изд. «Наука», 1987.
5. Вейн А.М. Гиперсомнический синдром. Издательство «Медицина», М., 1966.
6. Голышев К.П., Гальперин С.И. Физиология человека и животных. – М., 1996.
7. Данилевский В.Я. Физиология человека. М.,1913.
8. Дронин М.С., Кореневская А.А. Сон и бессонница. Издательство Беларусь, 1973.
9. Косицкий Б.И. Физиология человека, М., 1985.
10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии, М., 1973.
12. Мисюк М.Н. Физиологические основы поведения человека. Минск, изд. МИУ, 2006.
13. Мисюк Н.С. Неврозы человека. Минск, изд. «Беларусь»,1968.
14. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т. 1 – М., 1972 – 1974.
16. Стерки П. Основы физиологии. Перевод англ. М. «Мир», 1984.
17. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие. – М., 2003.
18. Судаков К.В. Физиология. – М., 2000.
19. Шмидт Е.В. Ткачёв Р.А. Вопросы клиники и патофизиологии афазий. М., «Медгиз», 1961.
20. Шуковец А.К. Основы физиологии. СПб., М., 2004.
21. Якубович М.К. Основы физиологии, М., 2003.
Группы и технологии
Различными возрастными группами, социальными факторами, такими как образование, профессия, контекст экономической и социальной жизни. Кроме того, как исследования, так и программы профилактических вмешательств в отношении возможных «неподходящих» рабочих, их явления и эффекты все чаще используют модель многопланового человека в контексте радикального изменения человеческих отношений. Также сего работы после внедрения новых технологий и новых способов организации труда, в результате появляются новые, а иногда и очень серьезные действия для здоровья и безопасности персонала.
Психо-социальные факторы
Фактически, доклады и программы Европейского агентства по безопасности и охране труда, подчеркивают даже приоритеты области, психо-социальные факторы как факторы профессиональный риска. В контексте вышесказанного, европейский и международный уровни активизировались и показали озабоченность по поводу выделения психо-социальных факторов и стресса в качестве факторов риска. Много работы проделывается для удобства, безопасности и здоровья персонала, занятого в различных профессиональных мероприятиях современности. Озабоченность включает также и международные, национальные и местные органы, специалистов,менеджеров, профсоюзов и персонала. Из результатов опросов, докладов и программ действий различных органов Европейский, действуя в области охраны здоровья и безопасности на рабочем месте, приводит к ряду выводы, направления и рекомендации в отношении политики предотвращения психо-социальных факторов и рисков. Понятно, что в сфере профессиональных факторов риска и их воздействия на здоровье и здоровье производительности, полученные знания до сих пор есть в большей степени в промышленно развитых странах, и особенно в быстро развивающихся. Но проведенные мероприятия остаются ограниченными и фрагментированными, а соответствующие результаты исследований не получили широкого распространения между странами и заинтересованными сторонами.