Что такое психическое отношение
психическое отношение
Смотреть что такое «психическое отношение» в других словарях:
Психическое состояние — Психическое состояние один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне системой психологических фильтров,… … Википедия
психическое здоровье — интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Понимание природы и механизмов поддержания, нарушения и восстановления. П. з. тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития. В… … Большая психологическая энциклопедия
Психическое здоровье — (mental health) – отсутствие ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, в западной культуре включает личное и социальное благополучие, что касается как внутренних переживаний, так и внешнего поведения. Западная культура говорит о теле и разуме, т. е. о физическом … Словарь-справочник по социальной работе
Психическое здоровье Сталина — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/18 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия
Психическое здоровье — (гр. – душевное) – нормальное состояние развития личности, характеризующееся хорошей приспособляемостью и уравновешенностью со средой. Все зависит от того, как личность «служит» человеку: способствует ли ее позиция, Rонкретная организация и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Психическое — ср. То, что имеет отношение к психике. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Психическое исследование — (psychical researsch) – термин парапсихологии, означает изучение паранормальных явлений (экстрасенсорного восприятия и т.п.). Появление интереса к нему у здорового и тем более у человека науки способно вызывать определённые сомнения в состоянии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
объектное отношение — Нем.: Objektbeziehung. Франц.: relation d objet. Англ.: object relationship или object relation. Исп.: relaciцn de objeto или objetal. Итал.: relazione oggetale. Португ.: relacдo de objeto или objetal. • В современном психоанализе отношение… … Словарь по психоанализу
вина — психическое отношение лица к своему противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов. Необходимое условие… … Большой юридический словарь
ВИНА — психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям; означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов. В. необходимое… … Энциклопедия юриста
Вина — психическое отношение лица к совершаемому им противоправному деянию действию или бездействию и его последствиям. Выделяются две формы вины умышленная и неосторожная. Вина необходимое условие юридической ответственности лица за совершенное им… … Теория государства и права в схемах и определениях
Что такое психическое отношение
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Глава 7
КАТЕГОРИЯ ОТНОШЕНИЯ
Многообразие типов отношений
Термин «отношение» охватывает бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга, в их взаиморасположенности и взаимосвязи. В силу своей всеобщности этот термин приобретает предметно-содержательный характер только в случае его интерпретации применительно к какой-либо определенной системе: формальной (в логике и математике), материальной, социальной, духовной и др. Что касается психологической мысли, то она на различных уровнях и с различной степенью определенности охватывает в своих понятиях многообразные типы отношений между ее собственными явлениями и другими явлениями бытия, будь то в форме причинно-следственных связей, системных зависимостей частей от целого и т.п. Какой бы психологической категории не коснуться, постигаемые посредством нее реалии никогда не выступают в виде изолированных сущностей, но неотвратимо вынуждают углубиться в мир отношений, неисчерпаемость которого становится все более зримой с прогрессом познания.
Повсеместно и во все времена человек, подобно любым другим объектам, взаимосвязан с окружающей действительностью. Соответственно и научное изучение человека сообразовывается в своих понятиях и методах с этим обстоятельством. Ведь сама психика нечто иное, как субъектно-объектное отношение, но в таком случае, учитывая «повсюдность» этого отношения, правомерен вопрос: допустимо ли придавать этому столь глобальному понятию особый категориальный смысл? Ведь рабочие функции, которые способна исполнить категория в мышлении, предполагают ее отличие от других категорий, нередуцируемость к ним. Напомним, что именно этим категориальный анализ отличается от установки на поиск «клеточки», из свойств которой могло бы быть выведено все то, что происходит с психическим «организмом».
Подобно тому как несводимы друг к другу, хотя и нераздельны, категории формы и содержания, количества и качества и др., в частной, конкретной науке психологии образ и действие, мотив и переживание сгущают в своем категориальном составе и строе несводимые к другим признаки. Они присущи только психике, отличая ее по различным параметрам от всех других аспектов бытия живых существ. По поводу же термина «отношение» (учтя отмеченную выше его универсальность) такого на первый взгляд не скажешь, поэтому приходится задуматься об основаниях, побуждающих возводить его в ранг особой категории, отличной от других.
Здесь следует коснуться вопроса о языке науки. Конечно, его слова должны быть терминированы. Между тем, прежде чем приобрести терминированность, они, перебывав в различных контекстах, проходят извилистый путь. Напомним, например, об уже хорошо знакомых терминах «образ» или «действие», употребленных в качестве знаков различных психологических категорий. Очевидна их полисемантичность. Но очевидно также, что избраны именно они, а не другие для обозначения соответствующих категорий по причине своей обеспеченной языком «генеалогии».
Термин «отношение» может быть принят при условии выделения в предмете психологической науки особого содержания, для отображения и изучения которого его следует признать, во-первых, более адекватным этому содержанию, чем какой-либо иной, и, во-вторых, несущим категориальную нагрузку.
Роль отношений в психологии
В русском научно-психологическом языке этот термин появился после работ А.Ф. Лазурского, который, вычленив в человеке эндопсихику как внутреннюю сторону психического и экзопсихику как его внешнюю сторону, представил последнюю в виде системы отношений субъекта к действительности.
Отправляясь от замысла Лазурского, термин «отношение» отстаивал в качестве важнейшего для понимания личности в норме и патологии В.Н.Мясищев. Он писал: «Исходя из того, что понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, надо признать, что оно представляет самостоятельный класс психологических понятий». 83
Несводимость и неразложимость понятия суть признаки обретения таким понятием категориального статуса. Однако это сталкивает с необходимостью разъяснить, на изучение и объяснение каких именно признаков психического мира личности, непрозрачных для наличного категориального аппарата науки, оно претендует. И здесь с сожалением замечаешь, что изначальная «размытость» в привычном для многих понимании термина «отношение» путает карты; она препятствует его продуктивному применению, то есть соединению с ним объяснительных схем, позволяющих осветить психические феномены, мимо которых «проскользает» научная мысль, оперирующая другими категориями. Взамен этого под всеохватывающее понятие отношения подводятся психические свойства и процессы, системно-детерминистский анализ которых требует иных научных средств (категорий). Печальным результатом этого является соблазнительный, но по сути своей уводящий от позитивного решения психологических проблем редукционизм.
Так, например, когда увлеченный «теорией отношений» В.Н.Мясищев определял личность как «ансамбль отношений», он утрачивал перспективу изучить своеобразную и неисполнимую этим «ансамблем» «симфонию» развития личности. Ведь за метакатегорией личности стоит мощный комплекс знаний о человеке, собранных в различных исследовательских поисках в особую целостность, игнорировать интегральный характер которой опасно. Этот комплекс существенно оскудел бы, если изъять из него все, кроме представлений о свойствах и структуре личности, объединенных под термином «отношение». Еще хуже обстоит дело с позицией последователей этой линии, утверждающих, что, раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н.Мясищев видел психологический смысл отношения в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности, что формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.
Очевидно, что соединение с понятием «отношение» таких признаков, как «отражение», «сознательный уровень», «сущность социальных отношений общества» не только не делает психический смысл этого понятия (и тем самым концепцию, которая выступает под его девизом) более содержательным, но вообще ставит под сомнение его объяснительную ценность.
Ведь признаки, которыми в данном случае наделяется «отношение», можно найти во всем многообразии проявлений психической жизни, да и то не повсеместно (так, скажем, «сознательный уровень» вовсе не является непременным условием отношения субъекта к его «макро- и микробытию», нечасто это отношение выражает «сущность социальных отношений общества» и т.д.).
Означает ли это, что понятие отношения вообще является избыточным, беспечно занесенным в научно-психологический лексикон? Нет, за ним стоит психическая реальность, и В.Н.Мясищев имел все основания считать, вслед за А.Ф. Лазурским, что это понятие охватывает особый класс неразложимых явлений и несводимых к другим. Тем самым оно обладает содержанием, побуждающим признать за ним категориальное достоинство. Задача заключается в том, чтобы диагностировать систему признаков, гарантирующих нередуцируемость этого содержания к психическим явлениям, данным в объяснительных схемах других категорий.
Конечно, как и в других теоретико-психологических ситуациях, оно не изолировано от этих схем. Отношение как особая характеристика психической связи индивида с действительностью представлено повсеместно идет ли речь об образе этой действительности, о мотиве, побуждающем личность совершать или не совершать какое-либо действие, и т.п. Во всех этих самых разнообразных обстоятельствах реально, независимо от уровня осознанности, изначально представлена одна из инвариант психической организации человека, на которую и указывает термин «отношение». Но означаемое им отличается от других инвариантных признаков, присущих психической регуляции поведения. Между тем теория отношений (В.Н.Мясищев и др.) склонна считать производными от системы отношений и характерные свойства личности, и мотивы ее поступков, и ее потребности, интересы, склонности, жизненную позицию и многое другое, в конечном счете «растворяемое» во всепоглощающем представлении об этой «универсалии».
Отношение как базисная категория
Выделяя в указанном представлении наиболее значимые для категориального анализа признаки, отметим среди них 1) первую очередь такой, как доминирование в категории отношения значимой для субъекта направленности на объект, в качестве которого могут выступать не только материальные вещи, но также и феномены культуры, духовные ценности, другие люди, сам субъект. Отношение, однако, не следует идентифицировать с мотивом, эмоцией, потребностью и другими проявлениями индивидуально-личностного плана психической жизни. Так, отношение индивида к какому-либо политическому событию (например, выборам) принято фиксировать в различных видах рейтингов. Однако разве не очевидно, что показатели рейтинга еще не позволяют судить о мотивах реального поведения или эмоциональном состоянии того лица, отношение которого к событию в данном рейтинге запечатлено. Аналогично обстоит дело с отношением индивида к природе, столь значимое в нынешней экологической ситуации, к государству, религии, собственной персоне и др. Здесь перед нами именно отношения, выступающие в особой психической форме, отличной от мотива, действия, переживания личности и других психических детерминант, запечатлеваемых в других блоках категориального аппарата.
Категории отношения присущи такие признаки, как заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др.
Во всех случаях перед нами базисная психологическая категория, имеющая свой статус. Попытки стянуть к ней богатство других категорий (в частности, например, свести личность, как уже сказано, к «ансамблю отношений») столь же бесперспективны, как универсализация категории образа в гештальттеории или категории действия в бихевиоризме.
В свое время теория отношений под давлением такой «павловизации», которая навязывалась психологии, надеялась обрести прочность и авторитет в формулах И.П.Павлова. Как писал В.Н.Мясищев, «И.П.Павлову принадлежит формула: психические отношения и есть «временные связи», то есть условно-рефлекторные временные, приобретенные связи представляют, по Павлову, психические отношения. И.П.Павлов не давал определения и характеристики отношений человека, поэтому, говоря о Павлове, мы укажем здесь лишь на два момента:
Категория «временной связи», которую Павлов идентифицировал с психическим отношением, утрачивала тем самым свою объективность (в смысле ее независимости от субъекта, который в действительности является «автором» и «собственником» отношения) и экспериментально контролируемую строгость. Но и для отмеченных признаков психического отношения (предрасположенность, установка на оценку и др.) идентификация с временной связью никаких реальных поведенческих механизмов не проектировала.
В качестве внутренней формы психологического познания категория отношения в случае ее редукции к физиологическим связям утрачивает эффективность.
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
Психологические отношения
целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Кроме того, оценка как категория психологической науки предполагает определенное эмоциональное отношение (одобрение–неодобрение) к рассматриваемому явлению и может оказаться проекцией (помимо имеющихся объективных критериев) самооценки человека. Как отношение, так и оценка в большой степени могут зависеть от уровня самоуважения человека, степени его принятия себя как целого. Они также могут потерять пластичность, адекватность, стать ригидными. В их функционировании можно обнаружить сходные закономерности, близкие социально-психологические механизмы. Еще одной близкой категорией является категория «интерес». Интерес – понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи коллектива, класса, нации, общества в целом. Согласно концепции В. Н. Мясищева, интересы, равно как и потребности, мотивы, оценки, включаются в структуру отношения.
В психологии интерес – это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.
Классификация типов отношений
Классификацию типов отношений людей в ходе взаимодействия мы представили следующим образом (Куницына, Панферов, 1992).
Психические отношения отражаются в притягательности объекта взаимодействия для человека в «избирательной объективной направленности его психической активности» (Мясищев, 1960).
Психологические отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Содержание психологических отношений составляют потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля.
Социально-психологические отношения – это различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.
Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи; они проявляются также в качествах личности, характеризующих психологические особенности человека (общительность, обаятельность, агрессивность, застенчивость).
Понятием «личные отношения» обозначается связь человека с человеком как субъектом взаимодействия. Это отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека. Оно может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями. Так, например, психологическая дистанция между людьми, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается в первых же фазах этого контакта в диаде, определяется рядом ситуативных и личностных параметров (в первую очередь, направленностью личности) и может по-разному оцениваться участниками межличностного взаимодействия.
Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства, определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми.
Социально-психологические отношения
различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.
Личные отношения
связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.
Самоотношение
выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства.
При изучении межличностного контактного доверительного общения должны быть рассмотрены важные методологические проблемы: изучаем ли мы общение через отношения, или же отношения через общение.
В психологической литературе эти понятия могут и отождествляться. Приведем в качестве иллюстрации достаточно известное и уже подвергшееся критике в работах Я. Л. Коломинского суждение В. М. Соковнина:
«Общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п.» (Соковнин, 1973, с. 79-80).
Однако в более ранней работе В. М. Соковнин справедливо отмечает: «. Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений» (Соковнин, 1973, с. 91). Еще более определенно эту мысль выражает А. А. Леонтьев: «Общение есть актуализация отношений» (Леонтьев, 1974, с. 31).
Взаимоотношения, будучи более устойчивой характеристикой общающихся людей за значительный период времени, определяют характер, особенности, интенсивность отдельных контактов.
1. Обращение к человеку в ходе взаимодействия является формой выражения отношений и установления либо подтверждения уже существующей дистанции.
2. Важнейшей функцией межличностного общения является формирование межличностных отношений. Общение есть не что иное, как актуализация человеческих отношений.
3. Установки и отношения являются близкими категориями, но в определенных аспектах различаются. Установки формируются на основе личного опыта индивида, процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений. Социальные установки, в отличие от отношений, складываются только применительно к социально значимым объектам.
1. Какова роль обращения в процессе общения и в формировании межличностных отношений?
2. Что общего и в чем отличие между категориями «установка», «отношение», «оценка», «интерес»?
3. Какие виды отношений вы можете выделить?
Проверьте, насколько вы склонны следовать социокультурным нормам общения, выполнив этот тест.
Тест «Важны ли для Baс приличия»
1. Друзья, проходя мимо, решили заглянуть к Вам. Их звонок раздается как раз в тот момент, когда Вы собираетесь обедать.
а) Вы тотчас же пригласите их к столу; б) Вы предложите им стакан воды; в) Вы, к сожалению, не сможете их принять, потому что у вас ужасно болит голова.
а) хорошим учеником; 6) мечтателем; в) совершенно недисциплинированным.
3. На выборах Вы отдаете кому-либо свой голос в зависимости от:
а) деятельности партии; б) деятельности отдельного кандидата; в) выступлений и обещаний.
4. Какой стиль одежды Вы считаете наиболее подходящим для секретарши?
а) джинсы и блузка; б) костюм; в) брюки и джемпер.
5. Какая из этих трех поговорок кажется Вам наиболее верной?
а) всяк сверчок знай свой шесток; б) что было, то прошло и быльем поросло; в) привычка – вторая натура.
6. Что, по вашему мнению, наиболее важно в наши дни?
а) иметь хорошее образование; б) быть готовым к любым переменам; в) завести семью.
7. Как Вы относитесь к тому, что говорят окружающие?
а) Вам совершенно на это наплевать; б) к сожалению, приходится жить в обществе; в) Вы предпочитаете оставаться незамеченным.
8. Вы посещаете некоторые семейные праздники только ради соблюдения приличий:
а) довольно часто; б) редко; в) никогда.
9. Вас пригласили на свадьбу троюродного брата сына вашего родного кузена.
а) Вы посылаете телеграмму с поздравлениями; б) Вы искренне сожалеете, что заняты в этот день, и посылаете подарок; в) Вы покупаете себе платье или костюм для этого праздника.
10. Какую из этих трех профессий Вы бы предпочли: а) актер; б) пилот; в) футболист.
11. Если бы у Вас была возможность отдохнуть так, как Вам хочется, Вы бы предпочли:
а) прекрасно снаряженную туристическую машину; б) маленькую уединенную дачу (виллу); в) две недели в год проводить в отличном доме отдыха или санатории.
12. Когда Вы приглашаете друзей на обед, что Вы делаете?
а) берете кулинарную книгу; б) у Вас есть несколько рецептов, которые Вы постоянно чередуете; в) Вы каждый раз стараетесь приготовить что-то совершенно новое.
Номера вопросов и «стоимость» выбора
Если Вы набрали более 20 очков (при максимуме 36 очков), это означает, что для Вас есть дела, которые можно делать, и немало таких поступков, которые совершать просто нельзя. Вы не из тех, кто может зайти в гости к кому-нибудь, просто проходя мимо и завидев в окне свет. К каждому визиту Вы тщательно готовитесь и никогда не пойдете в гости без приглашения, равно как и дадите понять о недопустимости этого случайному нежданному визитеру. Вы – твердый сторонник поведения, согласующегося с представлениями о приличиях и нормах человеческого общежития.
Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, это означает, что Вы не мятежник и полагаете, что в обществе нужен хотя бы минимум дисциплины, иначе жизнь превратится в кошмар.
Хотя Вы и не всегда следуете принятым нормам, но, прежде чем совершать несколько отклоняющиеся от правил поступки, взвешиваете все «за» и «против».
Если Вы набрали меньше 10 баллов, это означает, что Вы часто поступаете импульсивно, живете без четко продуманного плана, мало заботитесь о своей репутации и, как правило, не следуете правилам и приличиям.
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – Л., 1960.
Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева. // Психологический журнал. – 1992. – № 3.
Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т. 2.
Соковнин В. М. О природе человеческого общения. – Фрунзе, 1973.
ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.