Что такое психическое расстройство у подростков

Психические расстройства подросткового возраста (11 – 17 лет)

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах подросткового возраста.

Как мы знаем, это возраст наиболее эмоционального, наиболее горячего, наиболее подвижного изменения характерологических черт. Подростки отличаются крайней степенью максимализма. Знаем о том, насколько они склонны, с одной стороны, к оппозиционному поведению, к протесту, к нигилизму. А с другой стороны, как легко они оказываются во власти манипуляторов, в том числе, к сожалению, умелых манипуляторов от политики и оказываются вовлеченными в различные авантюры.

Особенности подросткового возраста

Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими.

В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая.

В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств.

Пограничная психопатология

Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации.

В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех.

В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера.

Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет, является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт.

После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны, какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни.

Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни.

То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым, или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями.

Суицидальное поведение

И одним из довольно частых фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда.

Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями.

Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ.

Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам.

Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях.

Расстройства полового влечения

В этом возрасте формируется и сексуальная сфера подростка, окончательно формируется его гендерная идентичность. В случаях, когда мы говорим о расстройствах личности, очень часты расстройства влечений, в том числе и расстройства полового влечения, и тогда мы можем обнаружить множество различного рода психосексуальных аномалий, которые тоже порой граничат с различного рода событиями, имеющими юридические последствия. Вот такие неприятности могут нас ожидать у подростков, когда мы говорим о психопатиях.

Подростковые депрессии

В этом возрасте также довольно часто развиваются симптомы и синдромы тех заболеваний, которые мы чаще видим у взрослых. Мы можем наблюдать и явления так называемых юношеских депрессий, или депрессий с явлениями астенической юношеской несостоятельности – так они называются.

Во время этих депрессий подросток заваливается в постель, перестает ходить в школу, огрызается в ответ на требования родителей взять себя в руки, пойти принять душ, привести себя в порядок, возобновить походы в школу. Он бессмысленно смотрит в потолок или безостановочно играет в одну и ту же компьютерную игру, перестает общаться со своими сверстниками, уходит в телефон, в социальные сети.

В таких ситуациях о депрессивных расстройствах в большинстве случаев, к сожалению, особо никто и не думает, все думают только о слабостях воли, слабости характера, о лени, о том, что этому человеку нужно дать пинка, чтобы он встряхнулся, встрепенулся. Отдать его в какое-нибудь суворовское училище, начать с ним проводить какие-то жёсткие меры, контролирующие, запрещающие то или иное действие.

Все это, к сожалению, оказывается неэффективным, а иногда и патогенным, если мы имеем дело с настоящей депрессией. А у подростков депрессия именно так как протекает.

Мы можем потерять этого подростка, если мы своевременно не увидим в этом психического расстройства и не озаботимся консультацией психиатров. К сожалению, число завершенных суицидов, то есть суицидов, закончившихся смертью, очень велико именно в подростковом возрасте.

В этом же возрасте довольно велико и число различного рода самоповреждающих действий, причём, последствия этих самоповреждений бывают настолько серьезными, что они фактически инвалидизируют ребёнка на всю его дальнейшую жизнь.

Юношеская шизофрения

Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной.

Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года. Ребёнок становится за это время инвалидом.

Невротические расстройства подростков

В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.

Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.

И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.

Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?

Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов. Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов, которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами.

Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев, если обратиться к психиатру или просто к психологу, ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении.

Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы.

Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий.

Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.

Источник

Психические расстройства у подростков

В клинике РОСА можно получить оперативную, современную и максимально эффективную помощь при всех видах психозов. Мы работаем круглосуточно, располагаем собственным комфортным стационаром. Помощь при необходимой госпитализации. Медикаментозное лечение, психологическая поддержка и социальная реабилитация людям, перенесшим различные формы психозов, как эндогенного, так и экзогенного происхождения.

Психические расстройства часто манифестируют в подростковом возрасте на фоне активной гормональной перестройки организма. И подростковый возраст в данном случае во многом облегчает процесс лечения, так как психика все еще обладает достаточной степенью пластичности и в большинстве случаев все расстройства успешно поддаются лечению.

Отклонения в психике у подростков принято делить на две большие группы:

В силу возрастных и психических особенностей, в список психических расстройств у подростков входят:

Если вы не знаете, как распознать психические отклонения у подростка, то существует целый перечень симптомов, которые помогут вам указать на возможное наличие проблемы. Необходимо внимательно наблюдать за подростком и при наличии нескольких выраженных симптомов не затягивать с обращением к врачу. Вот лишь небольшой примерный перечень проявлений психических расстройств у подростков, которые могут вас насторожить: длительная меланхолия (более 2-3 недель), жестокость, раздражительность, агрессивность, приступы страха и паники, попытки членовредительства или суицида, отказ от приема пищи, пренебрежение к своему внешнему виду, неряшливость, постоянные перепады настроения, ухудшение памяти, восприятия, внимания и т. п.

Оставлять без внимания эти симптомы — значит принимать риск развития таких серьезных расстройств психики как шизофрения, эпилепсия, задержка психического развития (ЗПР) и т. п. Диагностика и лечение психозов и расстройств у подростков — задача для квалифицированных специалистов. В клинике Росса в Москве работают детские психиатры, которые обладают опытом успешной терапии заболеваний разной степени сложности у детей и подростков.

Источник

Психические и поведенческие расстройства у детей и подростков

Почему у детей и подростков возникают психические и поведенческие расстройства

Ребенок — «чистый лист», личность которого начинает формироваться с момента его появления на свет. Малыш постепенно учится узнавать окружающих, следит за их реакциями и взаимоотношениями, копирует старших. Он сильно подвержен влиянию взрослых, не обладает навыками критического мышления.

Ребенок постепенно растет и развивается, исследуя окружающий мир. В возрасте 10 лет он вступает в уникальный период — подростковый возраст. «Гормональный взрыв», изменение социального статуса и отношения окружающих, новые проблемы и сложности — все это выбивает привычную почку из-под ног ребенка. Личность продолжает развиваться, но во многих аспектах становится более ранимой и восприимчивой к внешнему влиянию.

В этот период особенно важно оградить подростков от факторов риска и тяжелых потрясений, которые могут помешать дальнейшему развитию, а также создать проблемы со здоровьем и психикой в будущем.

У 15% детей и подростков в возрасте до 18 лет наблюдаются диагностированные эмоциональные расстройства, и менее половины из них вовремя получают необходимое лечение. Еще у 10-20% детей в этом возрасте психические нарушения вовсе не диагностируются должным образом.

Проблема в том, что многие родители и сами подростки не осознают рисков и боятся обратиться за помощью к врачу. Многие боятся, что окружающие узнают об обращении к психиатру, и это поставит крест на дельнейшей успешной карьере или нормальной жизни ребенка.

Но если не лечить психические заболевания в детском и подростковом возрасте, они могут настолько укорениться в личности, что во взрослом возрасте вылечить их будет невозможно. Большинство неизлечимых психических заболеваний — психические расстройства, с которыми можно было справиться в детском и подростковом возрасте.

Специалисты клиники «КОРСАКОВ» знают, как успешно решать психические и поведенческие проблемы подростков и детей. Квалифицированные врачи проводят тщательное обследование, назначают эффективную лекарственную терапию и психотерапию. Современные методы лечения помогают предотвратить развитие серьезных психических заболеваний и избавиться от существующих расстройств.

Вызов психиатра на дом 7 000 руб.

Вызов врача психиатра или психиатрической бригады по Москве и области. Круглосуточно

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Симптомы психических и поведенческих расстройств у детей и подростков

Тревоги, плач, капризы — типичные эпизоды в поведении многих детей. Для подросткового периода характерны периоды бунтарства, повышенная эмоциональность. Важно понимать, когда нормальное поведение сменяется патологией.

Обратиться к психиатру необходимо, если у ребенка или подростка наблюдаются:

Даже при наличии этих признаков психического расстройства у ребенка или подростка может не быть. Точный диагноз может поставить только врач на основании профессионального обследования. Если расстройства нет, специалист может назначить несколько сессий с психологом, который поможет выявить проблему и помочь решить ее.

Мы рекомендуем проверить психическое состояние ребенка или подростка, чтобы предупредить проблему и установить ее на начальной стадии.

Какие бывают психические и поведенческие расстройства у подростков

У детей и подростков может проявляться множество психических расстройств. Их можно условно разделить на три группы, хотя некоторые расстройства из разных групп могут сочетаться друг с другом:

Расстройство может появиться у ребенка внезапно, без явных предпосылок. Например, родители могут не знать о трудностях (и эмоциональном прессинге, буллинге) в школе, глубоких переживаниях и даже актах насилия над ребенком, о которых он боится рассказывать.

Опасно думать, что с ребенком или подростком не может случиться ничего плохого — от случайностей не застрахован никто. Лучше проверить состояние ребенка один раз, чем пытаться решить проблему собственными силами, усугублять ее или пытаться не замечать.

Лечение психических и поведенческих расстройств у подростков и детей

Клиника «КОРСАКОВ» предоставляет профессиональную психиатрическую и психологическую помощь детям и подросткам. Кроме того, проводятся консультации с их родителями и родственниками, при необходимости — сеансы семейной психотерапии. Наши специалисты работают для того, чтобы вернуть детям и подросткам здоровье психики и эмоциональную стабильность.

При работе с детьми и подростками мы применяем:

Комплексный подход к лечению позволяет добиться решения проблемы в самые короткие сроки и закрепить успешный результат. В каждом случае терапия подбирается индивидуально. Она не ограничивается лекарственными препаратами или процедурами, проводимыми в клинике. Работа с родителями и родственниками направлена на то, чтобы выработать правильное отношение к ребенку, скорректировать его воспитание и устранить стрессовые и негативные факторы в семейном кругу.

Оптимальный курс лечения для каждого пациента включает совместную работу психотерапевта и психолога, а также при необходимости — терапевта и специалиста по физиотерапии.

Какие проблемы решаются в результате лечения:

Для детей и подростков, у которых наблюдается гиперактивность, нарушение поведения и социальных навыков, разработаны специальные программы. Они помогают исправить нежелательное поведение и эффективно закрепляют достигнутый результат.

Клиника «КОРСАКОВ» заботится о будущем детей и подростков не только с помощью эффективной терапии. Мы обеспечиваем полную конфиденциальность лечения — информация о нем не передается третьим лицам, отсутствует постановка на учет.

Психические и поведенческие расстройства могут перерасти в серьезные заболевания, привести к снижению качества жизни, наркомании, алкоголизму и другим печальным последствиям. Исправьте их на начальной стадии с помощью профессиональной врачебной помощи в клинике «КОРСАКОВ» — сохраните будущее своего ребенка, его здоровье и жизнь!

* Администрация медицинского центра «КОРСАКОВ» принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в контакт-центре по телефону +7 (499) 288-19-74

Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Что такое психическое расстройство у подростков. Смотреть фото Что такое психическое расстройство у подростков. Смотреть картинку Что такое психическое расстройство у подростков. Картинка про Что такое психическое расстройство у подростков. Фото Что такое психическое расстройство у подростковПроверил врач-психиатр, врач-нарколог: Орлов Андрей Михайлович.
Медицинская информация корректна, достоверна, актуальна.
Последняя дата проверки:

Источник

Психические расстройства и нарушения поведения в детско-подростковом возрасте. Таблицы

Деструктивное поведение детей и подростков

Неспособность к принятию норм социального поведения, враждебность и агрессивность в различных ее проявлениях

Наблюдается у 9% мальчиков и 2% девочек в детско-подростковом возрасте, в детстве у мальчиков – в 4 раза и в подростковом возрасте в 12 раз чаще, чем, соответственно, у девочек (в США, по данным Г.И. Каплана и Б.Дж. Сэдока, 1995)

3. Причины развития

1. Наследственные и конституциональные факторы – определяют развитие врожденных качеств личности, которой свойственны:

а) стойкий эгоцентризм

б) неспособность понимать и принимать во внимание разумные ограничения и побуждения со стороны взрослых, контролировать свои эмоции и побуждения

в) неспособность формировать стойкие привязанности, просоциальные интересы и увлечения

2. Неблагополучная семья, часто с родителями, которые являются социопатами, алкоголиками, наркоманами, душевнобольными, к тому же со склонностью к антисоциальному поведению. Ребенок, даже биологически здоровый, а такое случается и у крайне неблагополучных родителей, с самого начала чувствует себя в такой семье скорее нежеланным, отверженным и изначально находится в условиях, затрудняющих либо исключающих формирование стойких и глубоких привязанностей

3. Воспитание в агрессивной традиции, когда склонность к насилию всячески поощряется и дает ребенку осязаемые для него выгоды и преимущества

4. Низкий уровень социально-психологической культуры в окружении ребенка, где разделяются и утверждаются ценности насилия, аморальности, гедонизма и наживы

5. Растлевающее влияние массовой культуры и средств массовой информации, принижающее, третирующее человеческое достоинство, обесценивающее гуманность, коллективизм, сотрудничество и индоктринирующее социал-дарвинистические представления о человеке и отношениях между людьми

4. Диагностические критерии

1. Агрессивность в самых разных ее проявлениях (прямая и косвенная, физическая и психологическая, реактивная, проактивная и отставленная агрессия);

2. Агрессивное поведение является стойким, сохраняется не менее 6 месяцев и обнаруживается в самых разных социальных ситуациях;

3. Поведение недоступно обычным методам коррекции и сохраняется даже при всей очевидности того, что оно неизменно ведет к неудачам и поражению.

4. Возраст до 19-20 лет.

5. Отсутствие умственной отсталости, иной определенной психиатрической, а также неврологической патологии;

6. Предпочтение одиночного характера агрессии. В дальнейшем, при наличии интеллектуальной одаренности, нельзя исключить возможности блестящей криминальной или даже политической карьеры.

5. Клинические проявления

1. Враждебность, тенденция даже нейтральное отношение расценивать как проявление недоброжелательности и насилия

2. Неспособность к помощи кому-либо, жалости и состраданию, благодарности, признательности и милосердию

3. Демонстративный характер агрессивности: она не скрывается, не считается пациентом дефицитарным качеством и, более того, рассматривается как важное достоинство, предмет гордости и тщеславия

4. Необыкновенная фрустрация или острое недовольство, особенно в связи с необходимостью подчинения и зависимости

5. Низкий уровень нравственного и правового сознания, подчинение только грубой силе или неотвратимой угрозе ее применения

6. Дефицит стойких привязанностей, отношений уважения, дружбы и любви, просоциальных интересов, увлечений и занятий, скрытность, недоверчивость, подозрительность и мстительность, обесценивание всего позитивного, в том числе собственной жизни

7. Отсутствие стыда, чувства вины, угрызений совести, раскаяния, адекватных представлений о чести, долге и справедливости

8. Лживость, готовность в любой момент отказаться от данного слова и принятых на себя обязательств, драчливость, склонность к мучительству, живодерству, вандализму, кражам, порче чужого имущества, сексуальному насилию, повышенный, нездоровый интерес к оружию и страстное желание его приобретения, в том числе нелегальным путем

9. Раннее начало алкоголизации, наркотизации, сексуальной жизни, обычно неразборчивой, беспорядочной и нередко извращенной, противоправное поведение, тенденция идентифицировать себя с криминальными ценностями и авторитетами

5. Менее грубые, парциальные проявления деструктивного поведения:

а) расстройство поведения, ограниченное пределами семьи и не проявляющееся в клинически значимой степени в других ситуациях или в отношении других людей, включая сверстников

б) несоциализированное расстройство поведения – брутальное поведение, проявляющееся преимущественно в отношениях со сверстниками и другими детьми. Обычно такие пациенты подвергаются остракизму в среде сверстников, что может способствовать сохранению и усилению деструктивного поведения, еще большему ожесточению и расширению круга лиц, объектов неприязненного отношения

в) социализированное расстройство поведения – групповое брутальное поведение по отношению к сверстникам из других групп, а также по отношению к взрослым, особенно олицетворяющим известность, власть и авторитет. В своей группе пациент способен длительное время поддерживать относительно мирные или даже товарищеские отношения

6. Расстройство поведения в виде непокорности и непослушания

(оппозиционно-вызывающее расстройство). Его характеризуют:

— расстройство свойственно детям в возрасте до 9–10 лет

— брутальное поведение проявляется в более мягкой форме, чем у детей постарше и у подростков: обычно пациенты сердиты, обидчивы, часто досаждают другим лицам, которых склонны обвинять за свои ошибки и трудности

— пациенты часто бывают недовольными, грубят взрослым, склонны игнорировать их просьбы и распоряжения, нередко действуют наперекор им, отказываются от взаимодействия, легко теряют самообладание, склонны к провокационному поведению и нередко становятся зачинщиками ссор

— расстройству не свойственны прямая агрессия, жестокость, возможно, отчасти это связано с возрастными ограничениями масштабов склонности к насилию

Стойкие проявления индивидуального деструктивного поведения оставляют мало надежд на излечение или даже на значительное улучшение поведения. В отдельных случаях может быть, вероятно, показано нейрохирургическое лечение (инактивация миндалевидного ядра). В более мягких, не столь тотальных вариантах брутального поведения удовлетворительные результаты могут быть достигнуты посредством психотерапии, включая семейную, воспитания в специализированных учреждениях (наиболее показаны методы А.С. Макаренко, разработанные на беспризорниках и основанные на воспитании трудом и в духе коллективистских ценностей. А.С. Макаренко указывал, что главное в воспитании – это максимум уважения и максимум требовательности)

Патохарактерологические реакции у детей и подростков

Дефиниции (Исаев, 2001)

1. Характерологическая реакция – преходящее, ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка, проявляющееся главным образом при определенных обстоятельствах. Оно: а) психологически понятно; б) направлено на преодоление вызывающей ее ситуации; в) не приводит к нарушениям социальной адаптации; г) не сопровождается соматовегетативными расстройствами

2. Патохарактерологическая реакция – психогенная личностная реакция, проявляющаяся отклонениями в поведении ребенка, она приводит к нарушениям социально-личностной адаптации и сопровождается соматовегететивными расстройствами. Обычно она развивается на основе характерологической реакции, однако при наличии неблагоприятного фона (акцентуации характера, органической недостаточности, дисгармонически протекающем возрастном кризе) сразу принимает патологические формы. Показателями перехода в патохарактерологическую реакцию являются:

а) нарушения поведения, проявляющиеся вне ситуации, в которой она первоначально возникала

б) хотя бы частичная утрата психологической понятности ее возникновения

в) более выраженные аффективные расстройства

г) наличие соматовегетативных нарушений

Как правило, патохарактерологические реакции нарушают приспособление к условиям семейной жизни, детскому коллективу, расстраивают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

3. Распространенность: встречается у 4–8% детей, в том числе с агрессивным поведением (у 20–50% таких пациентов), у мальчиков встречается в 3–4 раза чаще, чем у девочек

4. Причины развития: а) наследственно-конституциональные факторы; б) заболевания в дородовом, раннем периоде развития, в том числе с повреждением головного мозга; в) неадекватные подходы к воспитанию, обучению

Патохарактерологические реакции у детей:

1. Реакции активного протеста проявляются непослушанием, грубостью, разрушительными действиями, а также вызывающе-оппозиционным или агрессивным поведением

2. Реакции пассивного протеста проявляются отказом от груди, еды, аффективно-респираторными «закатываниями» (после 6 месяцев), уходами из дома, попытками самоубийства, отказом от речи (мутизмом), энурезом, энкопрезом, повторными рвотами, запорами, насильственным кашлем, замаскированной враждебностью к «обидчику» и косвенной агрессией, замкнутостью, нарушениями эмоциональных контактов

3. Реакции отказа в раннем детстве (1,5–2 года), часто это явления госпитализма у маленьких детей в детских учреждениях, возникают в связи с утратой чувства безопасности, неудовлетворенной потребностью в общении с эмоционально значимой фигурой. Характеризуются заторможенностью, неподвижностью, отсутствием стремления к общению, блокированием реакций на происходящее вокруг. Утрачивается желание играть, наслаждаться сладостями. Появляются подавленность, расстройства сна, теряется аппетит. Развитию реакции отказа способствует ослабленность соматическими заболеваниями

4. Реакции имитации характеризует копирование поведения авторитетного для ребенка лица, референтной группы (асоциальной компании детей). Копируются сквернословие, хулиганские поступки, воровство, бродяжничество, вредные привычки (онанизм), аддиктивное поведение (курение, употребление алкоголя и наркотиков, вдыхание одурманивающих субстанций). Особенно упорным является такое поведение, если оно возникает на фоне расторможенности влечений или, в свою очередь, само провоцирует преждевременное развитие инстинктивных проявлений

5. Реакции компенсации являются формой психологической защиты. Разочарование своей неудачей в одной сфере деятельности дети пытаются компенсировать успехами в другой. Например, если ребенку не удается проявить себя в школе, он станет укреплять свой авторитет, например, посредством асоциального поведения вне школы

6. Реакции гиперкомпенсации проявляются в том, что свою неспособность или свой дефект ребенок предпочитает преодолевать в наиболее трудной для него деятельности. Например, пугливость, боязливость он скрывает за фантазиями о своем мужестве, нападениями на сверстников, рискованной ездой на велосипеде или мотоцикле, угоняя их у кого-то другого

Патохарактерологические реакции у подростков

1. Реакции эмансипации: проявляются сопротивлением установленным порядкам, игнорированием советов, указаний, наставлений, пренебрежением нормами и правилами, попытками уйти из-под контроля взрослых – стремлением к самостоятельной жизни

2. Реакции группирования: характеризует интенсивное стремление подростков к объединению в а- и антисоциальные неформальные группы, в которых практикуются кражи, мошенничество, хулиганство, употребление психоактивных субстанций и др.

3. Эгоцентрические реакции увлечения: характеризует одержимость занятиями, которые наносят ущерб здоровью, благополучию, социальному статусу, мешают учебе в школе, выполнению домашних обязанностей, препятствуют успешной социализации. Это:

а) информационнокоммуникативные увлечения (жажда новых знаний, общения)

б) увлечения, позволяющие быть в центре внимания (художественная самодеятельность, занятия спортом)

в) увлечения со страстью к накопительству (коллекционированию в бессмысленных и странных его формах)

г) увлеченность телесномануальным совершенствованием (культуризм, бодибилдинг)

д) увлеченность лидерством (поиск или создание ситуаций, где можно верховодить)

е) интеллектуальноэстетические увлечения (музыкой, моделированием, радиотехникой)

4. Нарушения поведения, обусловленные реакцией на свое физическое состояние, проявляются стремлением преодолеть физический недостаток, например потребностью быть в центре внимания, бахвальством, бравадой, кражами, наколками, мятежностью

5. Нарушения поведения, обусловленные формированием сексуального влечения, характеризуются:

а) в случаях задержанного сексуального развития медлительностью, несобранностью, неуверенностью в себе, неуклюжестью, вялостью, импульсивностью, трудностями в адаптации к новым ситуациям

б) в случаях преждевременного полового созревания преобладанием в одних случаях аффективных нарушений, в других – психопатоподобного поведения типа дисгармонического инфантилизма (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность), расстройствами влечений, особенно сексуального

в) у старших детей встречаются жестокость, сексуальные девиации, такие как подглядывание за интимными сценами взрослых, переодевание в одежду другого пола, совместный онанизм, орализм, петтинг, нездоровый интерес к уринации и дефекации, эксгибиционизм, промискуитет и др.

6. Нарушения поведения, обусловленные подростковыми психологическими особенностями, такие как эмоциональная неустойчивость, упрямство, импульсивность, самоуверенность, категоричность

Прогноз: в большинстве случаев в благоприятных условиях патохарактерологические реакции редуцируются. В других случаях возникает риск патохарактерологического формирования личности и развития краевой психопатии

Психогенные патологические формирования личности

1. Клинические варианты

1. Патохарактерологический вариант возникает под влиянием уродующего воспитания в неблагополучной семье, в детских учреждениях, имеет своим источником систематически возникающие патохарактерологические реакции

2. Постреактивный вариант возникает в связи с реактивными психическими расстройствами (острая реакция на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство)

3. Постневротический вариант возникает в результате затяжных неврозов, таких как депрессивный невроз, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, неврастенический невроз

4. Дефицитарный вариант возникает у детей с врожденными или рано приобретенными дефектами слуха, зрения, в результате детского церебрального паралича (особенно тяжелых его форм), аномалий развития различных органов (пороки строения сердца, костно-мышечной системы, органов дыхания или органов мочеполовой сферы), хронических инвалидизирующих заболеваний (инфекционные заболевания, болезни крови, аутоиммунные заболевания и др.

2. Динамика патологического развития личности

1. Первый этап совпадает с периодом развития патохарактерологических реакций

2. Второй этап характеризуется формированием ведущего патохарактерологического синдрома

3. Третий этап – пубертатного полиморфизма – характеризуется сочетанием проявлений основного патохарактерологического синдрома с личностными расстройствами, обусловленными пубертатными особенностями личности (демонстративностью, ипохондрией, эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, односторонними интересами и др.)

4. Заключительный этап проявляется либо в форме краевой психопатии, либо сглаживанием расстройств поведения до частичной или полной личностной гармонизации (депсихопатизации)

4. Лечение: психотерапия (индивидуальная, семейная, групповая), смена обстановки на более благоприятную, адекватные приемы воспитания и обучения, лекарственная терапия

Синдромы уходов и бродяжничества

Неблагоприятные наследственно-конституциональные и социально-психологические факторы формирования личности

Встречается у 0,5% школьников 11–12 лет, чаще бывает у мальчиков. Начинается в возрасте от 3–4 до 17–18 лет и позже (например, побеги из армии, мест лишения свободы). Среди госпитализированных детей и подростков выявляется в 25% случаев

Частые уходы, побеги из дома, школы, детских учреждений, скитальчество

Стадии развития расстройства

1. Первая стадия – психологически понятные уходы. Это уходы, вызванные ситуациями или преимущественно личностными качествами ребенка. Уходы обычно непродолжительные и предсказуемые (в пределах 1 суток), с самостоятельным возвращением обратно. Различают следующие инициальные варианты уходов:

— в связи с недостаточным надзором

— в целях развлечения, ради удовольствия

— как реакция пассивного протеста на чрезмерные для данного ребенка требования и ограничения

— как реакция на недостаточное внимание и заботу со стороны родителей, воспитателей

— вследствие тревоги из-за страха предстоящего сурового наказания

— специфические пубертатные уходы, мотивированные фантазиями, мечтами

— как реакция на чрезмерную опеку со стороны родителей, воспитателей

— как реакция на жестокое обращение со стороны взрослых

— вследствие тяги к переменам из-за скуки, обеднения стимульной среды

— вследствие тоски по утраченным объектам привязанности

— вследствие ограничения свободы (из детских учреждений)

— ничем не мотивированные уходы

2. Вторая стадия – внезапные, психологически непонятные и ситуационно не спровоцированные побеги. Это привычные, условно-рефлекторные уходы, не связанные с определенными ситуациями и конкретными внутренними мотивами поведения. Возникают неожиданно, в любое время года, длятся сутками, неделями. Дети возвращаются обратно самостоятельно или их кто-то доставляет в место начала побега. Как правило, возвращаются истощенными, запущенными, больными, приобретая за время отлучек богатый опыт антисоциального поведения (воровство, курение и др.)

3. Третья стадия – дромомания и мобицентризм

При дромомании периодически и с разной частотой на протяжении ряда лет возникает импульсивное влечение к скитаниям, пациенты внезапно для окружающих и неожиданно для самих себя вдруг срываются с места и надолго исчезают, при этом для них неважно, куда именно, нередко они не знают сами, где окажутся

При мобицентризме скитание становится преобладающим в течение многих лет, а порой и до старости анормальным образом жизни (редко, но встречаются старые бродяги), который они предпочитают спокойной и комфортной жизни в одном каком-то месте

Лечение. Психотерапия, адекватные методы воспитания и обучения наиболее эффективны в начальной стадии развития расстройства, в меньшей степени – во второй. В случае уходов в связи с психическим расстройством (чаще, по-видимому, шизофренией) показана специфическая терапия

Прогноз. В большей части случаев благоприятный, к возрасту 15–16 лет симптоматика расстройства постепенно сглаживается и самопроизвольно исчезает. В других случаях расстройство сохраняется неопределенно долго, иногда у пациентов с изначально немотивированными уходами выявляется шизофрения

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (гипердинамический синдром)

1. Теория наследственных факторов: исследования на близнецах и наблюдения сиблингов ее как будто подтверждают. Риск развития гиперактивности связывают с полиморфизмом некоторых генов (аллельных генов), имеющих отношение к дофаминергическим и адренергическим трансмиттерным системам (например, ген переносчика дофамина ДАТ-1 и ген рецептора дофамина Д-4). У родителей пациентов, кроме того, выявляется увеличение свыше нормативного числа социопатов, алкоголиков, истериков и лиц, страдающих гиперкинезами

2. Конституциональная теория: у значительной части детей выявляются признаки нарушения развития и повреждения головного мозга в дородовом и перинатальном периодах. Указывают на возможность структурных и функциональных аномалий префронтальной коры и базальных ганглиев

3. Задержка созревания головного мозга, чаще преходящая с возрастом, свойственна, по-видимому, большей части пациентов

4. Психосоциальные факторы, такие как длительная эмоциональная депривация, острые и хронические стрессы, вызывающие тревогу, имеют определенное значение в возникновении и фиксации расстройства

Встречается у 2–20% детей школьного возраста, в 3–10 раз чаще у мальчиков, особенно у первенцев. Возраст начала расстройства (или достоверного его выявления) – 3 года, иногда ранее, в младенчестве (в рамках невропатического синдрома), чаще заболевание диагностируется в начальных классах школы

1. Начало в возрасте до 7 лет

2. Отсутствие признаков серьезной неврологической патологии, олигофрении, раннего аутизма, аффективной патологии, расстройств поведения и иных определенных психических отклонений, при которых могут возникать симптомы гиперактивности и дефицита внимания

3. Проявления гиперактивности и проблемы с вниманием, затрудняющие социализацию, наблюдаются не менее 6 месяцев и проявляются в разных ситуациях как дома, так и в школе, на улице, в магазине и т. д.

1. Двигательное беспокойство, непоседливость: дети часто двигают руками, ногами, крутят головой, теребят вещи и одежду, ерзают, вертятся, переминаются, топчутся, кривляются, совершают ненужные действия с предметами, многократно встают, блуждают по комнате и т. п. Некоторые дети беспокойны даже во сне, постоянно крутятся в постели и за ночь могут упасть с постели не один раз. При ходьбе дети часто спешат, срываются на бег, опережают своих спутников. Избыточная подвижность некоторое время может отсутствовать, если ребенок смотрит увлекательную телевизионную программу, увлечен игрой или поглощен каким-то зрелищем, но она значительно усиливается, если ему нужно делать домашние уроки или что-нибудь другое, что требует сосредоточенности активного внимания. Она менее заметна в структурированных ситуациях, требующих определенного поведения, нежели в свободных, неструктурированных

2. Неспособность по просьбе или в игре более 3–5 секунд оставаться в покое, не двигаться

3. Постоянная отвлекаемость внимания на внешние, второстепенные стимулы, не имеющие значения в контексте данной ситуации

4. Нетерпеливость, например неспособность ждать своей очереди в играх, групповых мероприятиях, неспособность отложить удовольствие, потребность в немедленном удовлетворении своих желаний

5. Неспособность размышлять над ответами на вопросы, ответы невпопад, даются первой мыслью, которая приходит в голову, нередко не дослушивается и сам вопрос

6. Трудности в следовании инструкциям извне (не из-за стремления противоречить или их непонимания, а из-за того, что пациенты не могут сосредоточиться и внимательно выслушать наставления взрослых)

7. Неспособность длительно поддерживать внимание при выполнении определенного задания или в игровой деятельности

8. Неспособность доводить дела до их завершения

9. Неспособность хранить молчание в игре, часто повышенная говорливость

10. Трудности в поддержании диалога: не дослушивается сказанное собеседником, перебивается чей-то разговор, вмешательство в посторонний разговор

11. Дети часто не слушают, пропускают мимо ушей что-то им сказанное

12. Часто теряются вещи, нужные для выполнения задания, или забывается, где они были оставлены

13. Неосторожность, частые падения с высоты, в ямы, в воду, повышенная склонность к травмированию

14. Эмоциональная неустойчивость, частые перепады настроения, легкие переходы от смеха к слезам, иногда депрессия, беспредметная тревога, суетливое беспокойство («тревога тела»)

15. Импульсивность, непредсказуемость в поведении, тенденция действовать, не думая о последствиях своего поведения, отчего могут совершаться опрометчивые или даже опасные поступки

16. Неаккуратность, небрежность, неряшливость

17. Несобранность, неорганизованность, неспособность планировать, соблюдать порядок и дисциплину. В общении с взрослыми пациенты часто бывают слишком фамильярными или даже развязными, нахальными, из-за особенностей своего поведения они часто отвергаются сверстниками

18. Раздражительность, обидчивость, агрессивность (у 75% пациентов)

19. Нередко встречаются общий дефицит координации, снижение памяти и умственных способностей (IQ у многих пациентов ниже 100%, наблюдаются персеверации, буквальность мышления, его конкретность или неспособность учитывать контекст происходящего), специфические нарушения способностей к обучению (чтению, письму, счету), расстройство развития артикуляции речи, дефекты развития слуха и зрения, одинаковое владение обеими руками (отсутствие доминирующей руки), быстрые чередующиеся движения, нечеткие знаки резидуально-органической недостаточности головного мозга, нарушения сна, аппетита, явления вегетодистонии, изменения электрической активности на ЭЭГ и тенденция к развитию антисоциальных личностных качеств

20. Обычными являются вторичные психологические нарушения: снижение самооценки, чувство собственной неполноценности, неуверенность в себе, подавленность настроения, склонность к самообвинению, самоистязаниям, уходы с уроков, гиперкомпенсаторное поведение (лживость, бахвальство и т. п.)

21. Часто наблюдается негативное отношение к пациентам со стороны родителей, педагогов и воспитателей, особенно если поведение пациентов они воспринимают как избалованность, невоспитанность или склонность к хулиганству

22. Течение заболевания хроническое, ремиссий до 12 лет обычно не наблюдается. После 12 лет пациенты постепенно становятся более спокойными, несколько позднее улучшаются показатели активного внимания. У 20% пациентов признаки расстройства могут сохраняться в течение неопределенного времени

1. Психотерапия (индивидуальная, семейная) должна помочь пациентам понять характер их расстройства, поверить в себя, уменьшить или устранить подавленность и тревогу, а родителям – осознать факт заболевания, его природу, изменить свое неадекватное поведение на более ответственное, создать более структурированную среду

У части пациентов в возрасте от 12 до 20 лет появляются ремиссии разного качества, чаще всего частичные. Обычно вначале это постепенное снижение подвижности, а затем некоторое улучшение активного внимания. Бывает, однако, и так, что гиперактивность исчезает, а нарушения внимания и импульсивность поведения остаются значительно выраженными или, напротив, остается гиперактивность, а внимание нормализуется. Нарушение способности к обучению, как правило, сохраняется. У 15–20% пациентов расстройство сохраняется с некоторым снижением гиперактивности и ослаблением способности к усвоению знаний, в некоторых случаях продолжает оставаться предрасположенность к антисоциальным и другим личностным расстройствам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *