Что такое психоанализ в психологии кратко и понятно

Что такое психоанализ в психологии кратко и понятно

Деятельность по выпуску сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» прекращена с связи с перерегистрацией 18.05.2017. Сетевое издание преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174, свидетельство СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018).

Рецензируемое научное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» выпускается с периодичностью 4 раза в год и публикует научные статьи и обзоры, отражающие достижения в области медицинских наук (14.01.00 Клиническая медицина, 14.03.00 Медико-биологические науки, 14.04.00 Фармацевтические науки).

Рецензируемое научное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» включено в базу данных Российского индекса научного цитирования. При расчете показателей публикационной активности и в статистических отчетах используются сводные данные для журнала и его предыдущей версии.

Статьи, предоставленные на опубликование аспирантами, публикуются бесплатно.

Приглашаем к сотрудничеству!

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0003592 (регистрационный № 3376) от 31 марта 2020 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2026 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021

22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Источник

Что такое психоанализ? Главные особенности в психоанализе

Психоанализ представляет собой психологическую теорию, которая была разработана и обоснована известными австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Также психоанализом называют метод лечения различных психических расстройств, который основан на одноимённой теории Фрейда.

Психоанализ и его основные положения

Психоанализ основывается на целом ряде отдельных положений, некоторые из которых были длительный период времени критикуем многими известными психологами и другими экспертами.

Родилось это учение на рубеже XIX и XX веков и сразу нашло поддержку в широких научных кругах. Как оказалось, идеи Зигмунда Фрейда помогли найти ответы на многие сложные вопросы не только психологии и психиатрии, но и других наук о человеке – антропологии, социологии, культурологии. Правда, и критиков теории Фрейда было не меньше, чем его восторженных последователей. В том числе и потому, что слишком много человеческих проблем Зигмунд Фрейд связывал с неудовлетворенными сексуальными влечениями.

Сегодня, современный психоанализ значительно шире первоначальных теорий его основателя. Уже ближайшие ученики и соратники Фрейда такие, как Карл Юнг, Карен Хорни, Альфред Адлер, Эрик Фромм и другие внесли много нового в учение своего предшественника.

Главные положения в психоанализе:

Каждый из последователей психоанализа позже, хоть немного, но вносил что-то свое в новое направление, так что на сегодняшний день мы имеем множество положений теории личности, в каждой из которых просматривается влияние основателя психоанализа:

Именно на этих положениях и основывается классический психоанализ Зигмунда Фрейда. Из них также выводятся и методы лечения человека от различного рода психических заболеваний, путём выявления причины их возникновения, а также при помощи некоторых других современных подходов используемыми психоаналитическими психотерапевтами.

Что такое сознательное и бессознательное?

В психоанализе очень большое внимание уделяется сознательному и бессознательному, поэтому крайне важно понимать оба этих термина. Сама теория психоанализа объясняет, что представляет собой сознательное и бессознательное следующим образом:

Сознательное

Сознательное – это часть психики, которая осознаётся человеком. Она способна сильно сказываться на поведении человека в обществе, однако, не до конца, так как в некоторых случаях поведение человека определяется бессознательным. Сознательное также выступает в качестве антагониста для бессознательного, их бесконечная борьба приводит к тому, что бессознательное одерживает вверх.

Бессознательное

Бессознательное – это часть психики человека, происходящие процессы в которой неосознанные и находятся в конфликтных отношениях с сознательной частью психики индивида. Также в теории психоанализа считается, что в бессознательной области психики человека действуют особенные законы, примерами которых являются: фантазия и реальность не отличимые друг от друга, где времени не существует и нет принципа противоречия.

Несмотря на то, что психоанализ получил большую популярность и нашёл сторонников практически во всём мире, а также стал дисциплиной, преподаваемой в учебных заведениях, он тем не менее почти всегда подвергался довольно сильной критики.

Например, некоторые специалисты считают, что психоанализ слишком глубоко и бесцеремонно копается в сексуальной жизни человека, что может привести к психологическим травмам.

Заключение

В заключении можно сказать лишь одно – психоанализ был, есть и будет существовать. Как мощнейший инструмент при психоаналитической терапии неврозов, психосоматических заболеваниях и поддерживающей терапии ряда психозов. Поэтому, если вам требуется хороший психоаналитик или вашему ребенку нужен детский психолог работающий в психоанализе, то ищите его на страницах супер сервиса психея-маркет.ру в разделе «Профи Play».

Источник

Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут

Что такое психоанализ в психологии кратко и понятно. Смотреть фото Что такое психоанализ в психологии кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое психоанализ в психологии кратко и понятно. Картинка про Что такое психоанализ в психологии кратко и понятно. Фото Что такое психоанализ в психологии кратко и понятно

Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психологии психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

Как появился психоанализ?

В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

Базовые идеи психоанализа

Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.

Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.

Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:

Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.

Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.

Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.

Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:

Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.

Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:

Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.

Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».

Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.

Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами, такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Доклад на конференции «Тело в психоанализе: история и перспектива», Москва, 2016.

Аннотация

В статье представлено развитие понимания тела и его патологии в психоанализе. Прослежена последовательность центральных концепций: теория травмы (теория соблазнения), теория инстинкта, теория объектных отношений и психология самости и то, как интернализация позитивного и травматического опыта отношений стала центральной в понимании тела и его патологии.

Ключевые слова: тело, психоанализ, психосоматика, травма.

Необходимо помнить о том, что историческая дисциплина «психоанализ» пришла к нам из медицины. Под данным понятием подразумевалась неврологическая и психологическая теория систематизации телесных и душевных (психических) болезней: конверсионного невроза (истерического расстройства). Другая область психоанализа включала в себя представления Фрейда об истерическом страхе («невроз страха»), который он назвал актуальным неврозом. Фрейд считал, что актуальный невроз не связан с невротическим состоянием, возникающим вследствие нерешенных конфликтов в прошлом, а имеет телесное происхождение. Фрейд предположил, что невроз страха является психическим нарушением, вызванным проблемами в сексуальной сфере (неадекватные реакции, отсутствие сексуального удовлетворения). Концепция актуального невроза была представлена Шпайделем в 1993 году в качестве модели психосоматических расстройств, разработанной Фрейдом, поскольку гипотетически, метаболический процесс, предложенный Фрейдом, сегодня можно определить как работу гормонов стресса, которые выполняют связующую роль между психикой и телом. К другой группе психических расстройств, разработанной Фрейдом, относятся психоневрозы, считавшиеся компромиссным решением бессознательного психологического конфликта. Их можно рассмотреть с точки зрения психосоматики, если психический конфликт послужил причиной возникновения телесных болезней. Другие психоневрозы, как например неврозы навязчивых состояний или сексуальные перверсии, а также паранойя, не влияют на физическое здоровье и ограничиваются симптомами психических расстройств.

На сегодняшний день актуальный невроз или невроз страха можно определить как последствие психической травмы, как реакцию на страх вследствие травматического воздействия. Но тогда бессознательное и неосознанные психические конфликты и фантазии не играют никакой роли. Как известно, в истории психоанализа имел место переход от теории психической травмы, провоцирующей развитие психических расстройств, к теории психического конфликта. Фрейд отказался от теории соблазнения в пользу предположения о том, что сексуальные и агрессивные импульсы, возникающие на фоне Эдипова комплекса, находятся в ситуации конфликта с требованиями социальной среды.

Легко распознается дихотомия, которая с самого начала определила психоанализ, и которую следует обозначить как его исходную недостаточность: дихотомия между внешним и внутренним, травмой и конфликтом влечений, дефицитом и конфликтом, асимволическим и символическим. Фрейд придерживался примата динамики конфликта на основании неосознанных стремлений, и на сто лет вперед определил психоаналитическое мышление. Имеется в виду то, что сегодня мы в состоянии рассматривать влияние положительных и отрицательных, в крайней степени травмирующих воздействий на ребенка со стороны родительских образов, используемых в соответствии с жизненной необходимостью, вместе с неосознанной необходимостью защитных реакций, а также с собственными стремлениями, его потребностями в любви и потребностями в автономии. Дихотомия носит искусственный характер, и современная теория объектных отношений интегрирует внешнее и внутреннее, травму и конфликт.

Обратимся, наконец, к физиологии. Наряду с психологией влечений в рамках психоанализа появилась «Эго-психология», в качестве истоков которой можно рассматривать труд Фрейда «Я и Оно» (1923, b). В нем Фрейд излагает концепцию соматического Я. Первое понимание самого себя младенец получает путем установления различия между тактильными ощущениями при прикосновении к собственному телу и тактильными ощущениями при прикосновении к другим предметам. Фрейд описывает первое самовосприятие младенца как восприятие своего тела, прикосновение к которому вызывает двойное тактильное ощущение осязающей, а также осязаемой части тела, в то время как прикосновение к другому объекту дает только ощущение осязающей руки. Одновременно происходит различение самости и объектов внешнего мира. Здесь Фрейд придавал восприятию собственного тела «как внешнего объекта» решающее значение для развития, но не утверждает мысль о том, что при формировании психоаналитической теории необходимо отодвинуть тело полностью на задний план.

Таким образом, в начале процесса образования Я стоит опыт обретения границы, а именно опыт соматической границы, а также дифференцированный подход при различении собственного тела и психической самости, которая относится как к самости, так и к внешнему миру. Тем не менее, Фрейд был не первым, кто указал на значение границы для образования Я, поскольку Тауск формулирует в 1919 году (рр. 20) следующее: «Таким образом, проекцию собственного тела можно отнести к стадии развития, на которой собственное тело было предметом нахождения объекта». Лихтенберг (1983, рр. 116) поддерживает формулировку Фрейда в отношении первого самовосприятия через осязание одной части тела другой частью тела – процесс, которому он приписывает интегративную функцию: «Соматическая активность расширяет сферу самоотражений, интенсифицируя тот способ переживания, в котором одна часть самости приобретает статус «объекта», в то время как другая часть самости в ситуации умеренно сильного эмоционального напряжения сохраняет действующий статус». Интеграция этих обоих аспектов самости (индуцированного реагирующего и ласкающего) в единое целое, способствует переживанию целостной самости как «места», как «контейнера», в который вмещаются как самость в качестве объекта, так и действующая самость». Таким образом, собственная соматическая самость уже естественным образом берет на себя те функции, которые до сих пор были присущи материнской части диады. Я полагаю, что самодеструктивная соматическая ажитация имеет именно эту подоплеку, переходящую в разряд патологического и содержащую разрушительный гнев.

Что же было до этого первичного дифференцирования самости и тела? Пожалуй, и сегодня можно исходить из того, что в развитии психической самости и соматической самости изначально господствует состояние психофизиологического единства. При этом мы сталкиваемся с очень старыми представлениями: уже в 1919 году Ференци исходит из понятия «протопсихики», при опоре на которое он понимал истерический соматический синдром как регрессивное обращение к первобытной «магии жестов», к изначальной символике тела. Концепция протопсихики используется повсеместно, однако ее создатель Ференци не упоминается нигде. Анна Фрейд (1966, рр. 1960), например, пишет: «У маленьких детей грани между физическими и психическим процессами еще размыты, и все реакции и проявления в истинном смысле слова являются «психосоматическими». В другом месте она пишет: «. единство между телом и духом, существующее в самые ранние годы, при том, что психическое возбуждение отводится по соматическим каналам, проецировалось на более поздние психосоматические манифестации, а также на так называемое соматическое укоренение при истерической болезни» (A. Freud, 1978, рр. 2912). И Бион (1961, цит. по: Gutwinski-Jeggle, 1997, рр. 142) возвращается к этой мысли: «Проментальную систему я представляю себе таким образом, что в ней не дифференцированы соматическое и ментальное. Поскольку на этом уровне соматическое и ментальное не дифференцированы, то становится очевидным, что расстройства, вытекающие из этого, могут равным образом проявляться как в соматической, так и в психической формах» (Bion, 1961, рр. 74). Э. Кафка (Kafka, 1971; Hirsch, 1989 b; 1998) говорит о некоем «гипотетически недиффиренцированном состоянии», о некоей неразрывной психосоме. Малер и соавторы (1982) рассматривают начала дифференцирования самости и объекта в первичном формировании границ самости, за которым следует представление о разделении самости, соматической самости и объекта. Однако в рамках желаемого развития от младенца до ребенка младшего возраста дифференцирование репрезентаций самости и соматической самости вовсе не означает остаточное расщепление, а означает смену интеграции на общее представление о «самости», в котором соматическая самость и психическая самость разделены, по при этом связаны друг с другом. Напрашивается мысль о том, что корни психосоматической патологии можно усмотреть в нарушении развития первичного, т.е. соматического Я, и, соответственно, первичного формирования границ вообще, то есть в отграничении самости от внешних объектов, самости от соматической самости, а также отграничение сомы от аффектов, но в особенности в недостаточной интеграции вышеназванных сфер в когерентную совокупную самость.

Дифференцирование неразрывных психофизиологических состояний Макс Шур (1955) описал как десоматизацию. Десоматизация является процессом восприятия и репрезентации аффектов как психических процессов, которые под ее влиянием больше не рассматриваются как неразрывные психофизиологические процессы. Десоматизация является процессом символизации. Шур развивал мысль о том, что в основе психосоматического заболевания лежит ресоматизация (либо она сопутствует этому заболеванию), т.е., это заболевание обусловлено возвратом аффектов в сферу соматического или протопсихического. В настоящее время мы понимаем ресоматизацию как отказ функции ресимволизации или как обращение к примитивной символике, которая может содержаться в истерическом и в психосоматическом симптоме. Согласно критическому замечанию Зигфрида Цепфа (1994), Шур, в противоположность этому, понимает десоматизацию как процесс адаптации, который сопровождается процессом развития и находится под воздействием врожденных «Я-аппаратов», как адаптацию нормального индивидуума (Schur, 1955, рр. 90) к требованию обуздания влечений за счет «среднего ожидаемого окружения» (формулировка Хайнца Хартманна (1939) – специалиста в области Эго-психологии).

Видно, что психология Я также не придавала никакого значения воздействиям совершенно индивидуальных референтных лиц на развитие ребенка. И это при том, что уже Пауль Шильдер (1935) идентифицировал, что образование соматического Я зависит от «достаточно хорошего» (по выражению Винникотта) материнского Я.

Сегодня мы уверены в том, что для удачного развития, которое адекватно противостоит потребностям и соматическим состояниям извне, необходима интуитивная предупредительность опекающего материнского образа. В особенности, Маргарет Малер (Mahler and others, 1975; Mahler, McDevitt, 1982) и ее коллеги расширили сферу психологии Я анализом влияния реакций матери на ребенка. Они описали значение перехода от начальной проприоцепции внутренних соматических стимулов к сенсорной перцепции (в том числе и внешних впечатлений), как начало формирования границ самости в «невербальный» период, сопровождающегося первичным отграничением соматической самости от внешнего окружения (Mahler, McDevitt, 1982, рр. 830). Здесь также рассматривается значение процесса формирования границ за счет достаточно хорошего пограничного опыта; это означает, например: снабдить поверхность тела «хорошими тактильными раздражителями» и стимулировать глубинную чувствительность путем сжатия тела в объятьях матери, а также стимулировать ориентацию за счет двигательных раздражителей путем его укачивания. Согласно выводам ученых, исследовавших младенцев, эти допущения в значительной мере кажутся соответствующими значению стимулирующей материнской доли участия. Подобные действия помогают преодолеть все возникающие состояния напряжения висцерального, интероцептивного и проприоцептивного рода, с которыми младенец сам не в состоянии справиться.

Травматические нарушения в период формирования соматических границ выглядят как пренебрежение необходимой регуляцией невыносимых состояний напряжения извне, или же, как гиперстимуляция, т.е. чрезмерное, неадекватное и идущее вразрез с детскими потребностями воздействие на тело ребенка и его функции. Взаимосвязь между формированием соматической самости и дифференцированием аффектов, а также возрастающей символизацией Э. Кафка (1971, рр. 233) обобщает следующим образом: «Постепенно возникает осознание представления о теле, оно существует отдельно от диффузного психического опыта. За этим следует осознание понимания дифференцированных мыслей и чувств, которые выделены из конкретного соматического опыта. Наконец, появляются мысли и способность различать между различными типами психического опыта, обособленно от соматического опыта». Это определение действует уже в течение 45 лет, поскольку модель теории отражения аффекта, предложенная Фонаги и соавторами (Fonagy and others., 2002), «исходит из того, что младенец вначале замечает только диффузные внутренние соматические сигналы», которые он учится группировать и дифференцировать «благодаря позициям родителей» (Dornes, 2004, рр. 179), т.е. за счет смыслового, символизирующего ответа материнского окружения.

Термин «символизация» обозначает центральный пункт в современной дискуссии на тему «травматизация и соматическая реакция» и, соответственно «соматическое заболевание». У психосоматических больных давно отмечался дефицит аффективности и символического мышления, речь идет о концепциях алекситимии и опертуарного мышления («pensée operatoire»). Суть в том, что тело на примитивном уровне как будто должно взять на себя обычно отсутствующую символическую функцию, и получить в результате этого соматическое нарушение или заболевание, точно так же, как истерия, и приобрести символическое качество.

Первая символизация аффективных и телесных состояний происходит в рамках контейнирующей функции со стороны опекающего лица. Ранние представления о том, что образование соматического Я зависит от «достаточно хорошего» материнского окружения, подтверждаются новыми концепциями развития символизации и ментализации. Уже МакДугалл (1989) считала необходимым вести достаточно хороший диалог с матерью, чтобы могли символизироваться соматические границы и, в частности, функционирование физиологических отверстий. Представления родителей о том, «какой ментальный опыт приобретает ребенок», очень важны для «основ его собственного прочного чувства» (Dornes, 2004, рр. 179). Эта мысль описана в концепции контейнера Биона (1962), а также дополняется гипотезой Фонаги о том, что таким образом происходит первичная символизация; т.е. мать интерпретирует не только телесное проявление младенца, но также возвращает ребенку пригодную версию, которую он ей сообщил в коммуникации (Winnicott, 1967).

«Если данная зеркальная функция отсутствует или нарушена, то это в результате может отразиться на психической организации, в которой внутренние опыты представлены лишь в очень плохой степени, и, таким образом, нужно обязательно искать другие формы, с помощью которых может быть компенсирован психический опыт. Сюда относится, например, самоповреждающее или агрессивное к другим поведение». (Fonagy, Target, 2000, рр. 965). Я полагаю, что сюда следует отнести также соматические реакции. Главная мысль Фонаги, которая развивает концепцию Биона, заключается в том, что первичная символизация для младенца происходит в соответствующем контейнере матери, которая трансформирует его во внутреннее, как опыт объекта. «Отказ этой функции ведет к отчаянному поиску путей к контейнеру инициированных этим мыслей и интенсивных чувств» (Fonagy, Target, 1995, рр. 294). Ребенок усваивает «психику другого вместе с его искаженным, отсутствующим или негативным образом ребенка, проецируя ее на чувство собственной идентичности. Этот образ затем становится зародышем потенциально прослеживаемого объекта, который присутствует в cамости, но остается чуждым и неассимилируемым». Прослеживающий внутренний объект можно также обозначить как травматичный интроект, который после его диссоциации, соответственно, проецируется на тело. «Если объекты не представляются адекватно как мыслящие и чувствующие существа, то они могут в некоторой степени контролироваться за счет соматических опытов, удерживаться на дистанции или приближаться к ним» (там же, рр. 296). Саморазрушение представляется решением дилеммы: «Освобождение самости от другого путем разрушения другого внутри самости».

Ранняя психическая травма возникает не только из-за недостатка осуществления материнских функций. Ее двумя составляющими являются воспитание и анализ поведения ребенка наряду с игнорированием его потребностей. По моему мнению, это определенное противоречивое отношение и соответствующее поведение лица, осуществляющего материнскую опеку, могут вести, в частности, к соматическим реакциям, как это неоднократно описывала Джойс Макдугалл (1989) в работах, посвященным психосоматическим реакциям. Также, по моему мнению, это относится и к пациентам со склонностью к нанесению себе телесных повреждений (Hirsch, 1989 a; 1989 b). На мой взгляд, физическая симптоматика, в более широком смысле, включает в себя и одновременно отвергает амбивалентность и амбитендентность, ссылаясь на так называемый материнский объект; я истолковываю это как «двойственность» данной симптоматики. Физическая симптоматика отображает как диаду в раннем возрасте и ее защиту, так и заменитель объекта как торжествующее чувство отделения и автаркии, с которым отвергается материнский объект. Также при расстройствах пищевого поведения, особенно при булимии, проявляется двойственность от действия слияния (приступ обжорства) и абсолютного отторжения самого себя, то есть умерщвление материнского объекта.

«Двойственность» физиологической симптоматики проявляет себя очень ярко в поведении пациентов, когда они и впоследствии проявляют полученное от матери отношение. Фонаги и Тагет (1995, рр. 292) повествуют в своих трудах о пациенте со склонностью нанесения себе телесных повреждений, который родился с физическим недостатком. Его физический недостаток и внешняя привлекательность матери наряду с ее отторжением стали возможной причиной его заниженной самооценки. Также и сама мать являет собой «двойственность»: привлекательная с одной стороны и одновременно отталкивающая. Подобные образы сейчас не редкость, им дано определение «психосоматически видоизмененные матери». Мелитта Шперлинг (1949) в результате исследования ряда детей с такими психосоматическими заболеваниями как, ульцеративный колит, астма, аллергия и т. д., сделала следующий вывод: «матери препятствовали стремлениям ребенка к независимости и отказывались ее признавать, но вновь обращались к ребенку, когда чувствовали свою преданность по отношению к нему или когда заболевали». Шперлинг нашла выражение психосоматической симптоматики в одновременном проявлении преданности матери ребенку с одной стороны и сопротивлению этому чувству с другой стороны. Психоаналитик Сакен (доклад в Тейлоре 1987, рр. 240) описывает типичную «психосоматическую мать» настолько наглядно и резко, что больше нечего добавить: «доминирующая, чрезмерно зацикленная на себе и интрузивная, чрезмерно требовательная, зажатая и подавляющая». Для того чтобы поддерживать симбиотическую взаимосвязь, матери ведут себя или открыто или наоборот, отвергнуто-закрыто, если ее ребенок проявляет инициативу, которая ей не нравится, тогда она не дает развиться этой инициативе и не позволяет ребенку проявить аффективные действия, которые способствуют в незначительной мере автономным стремлениям.

На мой взгляд, соматическая симптоматика – это неудачный выход из блокированной амбивалентности по отношению к материнскому объекту, так как это создает иллюзию в необходимости материнского объекта. С проявлением соматического симптома устанавливается агрессивно-упрямая позиция по отношению к объекту, а с другой стороны, посредством этих действий проявляется симбиоз между физиологическим аспектом и собственным эго.

Матери, подходящие под описание выше, общаются с детьми, отторгая эмоциональные порывы. Точно также и пациенты впоследствии обращаются со своим телом. Закс (1987) описывает порядок действий в отношениях мать-ребенок, который напоминает об отношении «вещи- объекта» в патогенезе сексуальной перверсии (Khan, 1964). Особенно хорошо «двойственность» матерей описана в трудах Пао (1969). Там описывается пример, где мать одного молодого человека, склонного к нанесению себе телесных повреждений, гордится тем, что может успокоить своего ребенка, не вступая при этом с ним в телесный контакт. Я сам наблюдал 2 подобные сцены: «мать положила своего младенца на стол перед собой, из-за того, что зазвонил телефон, при этом, не прерывая кормление грудью. И пока она общалась по телефону, она одновременно, другой рукой писала заметки. Другой пример: мать села на стул, поставила ноги на другой стул, при этом согнула ноги в коленях. Грудной ребенок лежал у нее на бедрах, мать кормила его из бутылочки, при этом, не поддерживая с ним контакта глазами. Она оживленно вела беседу с людьми, которые пришли в гости.

Кафка (1971) подробно описывает поведение матерей, у детей которых наблюдалась гипервозбудимость сначала физическая, а затем и сексуальная. Им было запрещено спонтанное удовлетворение обычных повседневных потребностей организма, (был установлен жесткий график питания и наложены категорические запреты к опорожнению кишечника и мочевого пузыря вне определенного времени). И наоборот, некоторые матери мучили детей клизмами, когда считали это необходимым. Таким образом, наблюдается некая смесь, состоящая из эмпатии к потребностям ребенка и бесцеремонное осуществление своих собственных потребностей и желаний, которые частично связаны с потребностями тела лица, осуществляющего опеку над ребенком.

Необходимо подчеркнуть, что способность символизации в достаточно хороших, можно сказать, в достаточно неамбивалентных отношениях «мать-ребенок» имеет место быть. Выраженная активность матери впитывается ребенком, он начинает идентифицировать себя с ней и перенимать ее способности. В случае отсутствия этой материнской функции образ тела условно становится на место матери, также как и в случае, если поврежденное тело является переходным объектом. Тело также может являться целью разрушительной агрессии. А также оно может стать объектом разрушительных действий детей, подвергавшимся игнорированию или жестокому обращению. Как следствие, ребенок начинает дистанцироваться от объектов, несущих угрозу.

Тело, в данном случае, выступает здесь в качестве злого, разрушительного материнского объекта, но может также служить и объектом для проявления собственной активности, например, в случае нанесения себе телесных повреждений. Но наряду с этим, можно снова и снова наблюдать, как поврежденное тело может служить и защитой от представляющего угрозу интрузивного материнского объекта, хотя и преувеличенную, патологически деформированную, причиняющую страдания границам. Похожие явления наблюдает Петер Куттер (1981) при триангуляции – самость, материнский объект и организм с психосоматическим заболеванием, который, в качестве объекта триангуляции, представляет собой защиту по отношению к несущему угрозу материнскому объекту. Мне особенно хочется подчеркнуть эту «двойственность», так как она соответствует модели двойного противоречивого поведения реальной матери, которое очень часто меняется. Эти представления выходят за рамки Эго-психологии, они относятся к психоаналитической теории объектных отношений, которая сегодня представляет основное направление психоанализа. Моя основная идея может быть сформулирована следующим образом: если ослаблена способность к символизации, то тело в данном случае, может выступать для матери и ребенка в качестве символа, заменяя отношения мать-ребенок.

А сейчас я хотел бы отметить один важный момент, проявляющийся при запоздалых реакциях физического тела. Не только модифицированная и символическая фантазия может служить заменой или способствовать коррекции отсутствующего или травмированного материнского объекта, но также и телесные ощущения могут, по крайней мере, в течение какого-то времени давать ощущение материнской заботы. Таким образом, телесные ощущения помогают создавать созданное фантазией присутствие матери. Для меня это является главным аспектом, способствующим пониманию деструктивных физических действий и психосоматических реакций. Поврежденное, зудящее, страдающее от боли или истекающее кровью тело дает эти ощущения, которые должны создавать иллюзию присутствия материнского объекта.

Граница между собственным «Я», физическим телом и внешним объектом отсутствует или является нечеткой. Такие телесные ощущения как боль и «душевная боль», такие аффективные реакции как страх, боль разлуки, грусть или гнев недостаточно дифференцированы, также как и их соответствующие происхождения: внешнее или внутреннее, личностное, телесное или материнский объект. При надлежащем развитии, дифференциация себя как личности в духовном и физическом контексте отделяется от интеграции общего представления своего «Эго», в то время как, соматическое Я и психическое Я одновременно разделены и соединены. Такая интеграция не наблюдается при нарушенном развитии. Последствием является диссоциация себя как личности и своего физического тела, которая вновь проявляет себя в стрессовых ситуациях или может быть использована при регрессии в целях защиты. Трауб Вернер (1990) отмечает, что в состоянии отсутствия аффекта физическое «Я» интегрируется в сферу «Эго» лишь частично. Это разделение ведет к раннему созреванию полного и псевдоавтономно функционирующего Эго. Этот факт отметил в своих трудах Ференци (1933) и так же он тображен в концепции алекситимии. Помимо Трауб Вернер исследовал и физиологическую составляющую, которая подвергалась сильной ярости или становилась объектом аутодеструктивного всплеска эмоций.

Нанесение себе телесных повреждений определяется в узком смысле термином агрессия, которая направляется на себя самого или на свою личность. Личность наносит вред самой себе или в лучшем случае какой-то части самого себя. Результатом является повреждение тела, характерное для психосоматического заболевания. При этом тело функционирует McDougall, 1978; Bion, цит. по: Meltzer, 1984, рр. 79), оно «думает», именно так обозначил это Ференци (1985). Мой тезис заключается в том, что нанесение самому себе телесных повреждений имеет схожие симптомы и похожую динамику, которая характерна для психосоматических заболеваний. Если это заболевание рассматривать в совокупности с сопровождающими ее фантазиями, становится понятным механизм возникновения провоцирующих ситуаций и состояние самой личности на фоне четкой, хронифицированной, психосоматической картины. Наряду с этим я могу только предположить, что при проявлении соматических симптомов, тело содержит опыт объекта и перенимает функции объекта. По моему мнению, легче распознать и лечить динамику нанесения самому себе телесных повреждений травмированным объектом, который представляет собой тело, нежели исходить из привычных знаний герменевтического метода, который в меньшей степени способен описать психосоматические заболевания.

При работе с пациентом, страдающим от нанесения себе телесных повреждений в отличие от пациента с хроническим психосоматическим заболеванием, в ситуации сильных аутодеструктивных эмоциональных всплесков в контрпереносе аналитика наблюдается одна из разновидностей телесного контрпереноса. Это либо стремление аналитика сдерживать пациента с целью успокоить его физически, как мать успокаивает младенца, либо сильные аверсивные реакции, которые напрямую связаны с ситуацией эмоционального дефицита.

Общий знаменатель самоповреждения и психосоматической болезни находится в диссоциации тела от личности, посредством которой тело объединяет негативное и угрожающее и не дает разъединиться этой совокупности. На мой взгляд, разница состоит в различном представлении тела. При увеличении спектра символов выражения психосоматическая болезнь входит в примитивную протосимволическую фазу, когда действие тела находится на стадии формирования переходного объекта, на этой стадии тело уже приняло так называемую форму младенца. Для упрощения понимания промежуточной области похожей на конверсию психосоматики я ссылаюсь на расширенную конверсионную концепцию Феликса Дойча (1959), в которой он предусмотрительно объединил тело и ранний опыт объекта.

Дери (1978) была проработана проблема символизации замещающих объектов. Эти объекты воспринимали скользящий спектр от протосимвола (доречевой период) в стадии переходного объекта вплоть до более высоких символов. Присоединяясь к мнению философа Сюзанны Лангер (1942) можно подтвердить, что психосоматический симптом наблюдается на уровне презентативного символа, склонность к самоповреждению, нарушению режима питания, истерия близки к дискурсивному символу, который больше подходит к дискурсивной вербализации. По этому поводу велись дискуссии относительно синдрома самоповреждения, чтобы понять, насколько при этом тело выступало в качестве переходного объекта (Hirsch, 1989 б).

Описанные симптомы тела различаются. Динамика травматизации посредством дефицита и гиперстимуляции имеет свой баланс. Возможно, психосоматический симптом развивается вследствие очень ранней, возможно, внутриутробной травмы. В этот период самовыражение тела соответствует кризису начинающегося символизма. И наряду с символом, характерным для травмы, содержит в себе объект-суррогат.

Как Вы уже заметили, история психоанализа представлена в развитии понимания тела и его патологии. Это последовательность центральных концепций: теория травмы («теория соблазнения»), теория инстинкта, психология Я, теория объектных отношений. Так из психоанализа была создана наука отношений, главной темой которой является интернализация позитивного и травматического опыта отношений. Сегодня мы можем понимать тело и его паталогические реакции как символическое выражение раннего, жизненно необходимого, но негативного опыта с материнскими объектами.

The Body as an Object of Psychoanalysis

Annotation

The article presents the development of understanding of the body and its pathology in psychoanalysis. Traced the sequence of the key concepts of the theory of trauma (the seduction theory), the instinct theory, object relations theory and self-psychology and how the internalization of positive and traumatic experience has been central to the understanding of the body and its pathology.

Keywords: body, psychoanalysis, psychosomatics, trauma.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *