Что такое психодиагностические методы

Психодиагностические методы и методики

Психологическая диагностика (психодиагностика) – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Психологическая диагностика является прикладным разделом психологии, основное назначение которого заключается в целенаправленном и развернутом изучении личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования.

Психодиагностика основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым.

Методы психологической диагностики

Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

Психодиагностические подходы

Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).

Классификации видов психодиагностических методик

В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям. Примеры:

Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову:

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину:

Источник

Виды психодиагностических методов

Сущность формализованных и малоформализованных методов

Психодиагностика – это область психологии, которая отвечает за разработку теории, методов и измерение индивидуальных психологических особенностей личности.

Существует классификация психодиагностических методик:

Для них характерны:

Задача методов – за короткий срок собрать диагностическую информацию, которая позволяет качественно и количественно сравнивать индивидов.

Малоформализованные же методы содержат:

Они позволяют получить важные сведения о человека, над которым проводят испытание. К предметам относят:

Сами по себе данные методики трудоемки так, например, наблюдение может длиться несколько месяцев, также они базируются на профессиональном опыте и психологической подготовке диагностики. Проведение наблюдений, бесед на высоком уровне помогают избежать случайных и побочных факторов на результаты.

Малоформализованные и формализованные методы не противопоставляются, так как они дополняют друг друга. В ходе психодиагностики они должны находиться в гармони, например, сбору данных при помощи тестирования должен предшествовать период ознакомления с обследуемым человеком (биографические сведения, склонности и т.д.) После того, как сведения были получены, их можно использовать в интервью, беседе, наблюдение.

Рассмотрим более подробно формализованные методы.

Классификация тестов по форме

Психология рассматривает четыре группы методик:

В научной литературе методы называются тестами, а учебники по психодиагностике – тестологией. Но, тем не менее, тесты бывают разные.

Тест (от англ. «test» — «испытание», «проверка», «проба») – стандартизированные и краткие, ограниченные во времени исследования, которые устанавливают количественные и качественные индивидуально-психологические различия людей друг от друга. Тест состоит из заданий.

Классификацию тестов можно рассмотреть с разных сторон. Это зависит от признака, взятого за основу деления. Чаще всего рассматривают структурирование по форме и содержанию.

По форме они делятся на:

Индивидуальные тесты подразумевает взаимодействие диагностика и испытуемого с глазу на глаз. Плюсы тестирования:

Если испытуемый имеет хороший уровень подготовки, то можно тест заменить другим.

Используется данный метод в случае необходимости тесного контакта с целью оптимизации деятельности испытуемого и применяются в работе с:

Но индивидуальные тесты требует большого количества времени, чем групповые.

Групповые тесты помогают получить одновременно ответы в группе людей (количество человек – до нескольких сот). Для проведения тестирования детально прорабатываются инструкции, которых исследователь должен строго придерживаться, и процесс. Это необходимо, так как групповые тесты требуют единообразия. Обработка полученных данных не нуждается в высокой квалификации, так как она объектиризирована. При этом результаты могут проверяться с помощью технической составляющей.

Минусы группового тестирования:

Поэтому, если важны какие-то детали, то необходимо:

Отличие устных и письменных тестов заключается в том, что первые – это зачастую индивидуальные тестирования, а вторые – групповые. Устные ответы:

Письменные ответы тоже могут быть открытыми и закрытыми, и отражаются они на:

Отличие бланковых, предметных, аппаратурных, компьютерных тестов заключается в способах подачи заданий.

Бланковые тесты, или «карандаш и бумага» представлены в виде отдельных бланков, тетрадей, брошюр. В них содержится инструкция, примеры решения, задания и место для ответов. Такой вид тестирования применяется при индивидуальном и групповом исследованиях.

Предметные тесты содержат задания, которые представлены в виде предметов:

Самые известные способы – это кубики Косса, метод сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского – Сахарова. Такое тестирование больше всего подходит индивидуальному испытанию.

Следующий вид методик – аппаратурные тесты. При использовании данного метода применяются специальные технические средства. Они позволяют провести исследование и зарегистрировать полученные данные. Чаще всего используются следующие технические приборы:

Чаще всего этот метод применяется для индивидуального тестирования.

Компьютерные тесты удобны в современном мире, так как они представлены в виде автоматизированного теста в форме диалога человека с компьютером. Задания высвечиваются на экране монитора, ответы вводятся в память технике при помощи клавиатуры. Таким образом, создается сразу набор данных, т.е. файл, на магнитном носителе. Благодаря стандартным статистическим пакетам проверка результатов в математико-статистической обработке проходит довольно быстро. При необходимости полученные данные можно отразить в виде:

Этот метод уникален тем, что экспериментатор может извлечь данные, которые получает только компьютер:

Это позволяет составить углубленный ответ психодиагностики.

Отличие вербальных и невербальных тестов заключается в характере стимульного материала. Вербальное тестирование в основе содержит словесно-логические операции с:

Составляющие метода обращаются к памяти, воображению, мышлению в языковой форме. Они зависят от:

Этот тип метода распространен в:

В невербальной методике тесты представлены в наглядном виде, например:

Человек, принимающий участие в испытании, должен понимать вербальные инструкции. Выполнение задания базируется на перцептивных и моторных функциях. Самый распространенный тест – «Прогрессивные матрицы» Равена. Данный вид метода:

Невербальный метод часто применяется при оценивании пространственного и комбинированного мышления. Он используется в:

Классификация тестов по содержанию

Различают следующие виды тестов:

1. Тестирование интеллекта, или IQ нужны для исследования и измерения интеллектуального развития человека. Это самая распространенная методика в психодиагностике. Здесь рассматриваются в первую очередь познавательный процесс и функции (мышление, память, внимание, восприятие).

По форме они бывают:

Каждое задание имеет один правильный ответ, по их количеству определяются способности интеллекта. За последние 35-40 лет стремительно разрабатываются вербальные критериально-ориентированные методы исследования умственных знаний. Отличие от традиционных тестов – поиск своего решения определенной логической задачи, при использовании понятий и терминов, включенные в учебную программу. Их применение определяет трансформацию знаний в предмет мыслительной деятельности.

2. Метод оценивает индивидуальные возможности человека в овладение знаний, навыков, умений в разных областях:

После n-количества раз проведенных исследований, психологи сделали вывод, что данное тестирование не показывает измерение возможности навыков и т.п., а отражает само их наличие.

Способности делятся на два вида:

По форме метод бывает:

Критерий оценки – правильный ответ.

3. Тестирование психодиагностики, которые оценивают поведение человека в определенных условиях ( по мнению психологов, считается интеллектуальной особенностью) и неинтеллектуальные проявления, например, эмоционально-волевые компоненты психики:

Метод личности фиксирует общие психологические элементы, которые лежат в основе познавательной и личностной сторон индивида.

Тестирование личности тоже делиться на два вида:

Неинтеллектуальные свойства измеряются:

4. Данный метод отвечает за контроль успешности и оценку объема знаний, навыков, умений после обучения, общей и профессиональной подготовки. Т.е. тест достижений измеряет влияние. Метод часто используют для оценивания таких достижений, как:

Классификация опросников

Одна из групп психодиагностических методов является опросник. Задание построено по типу вопрос – утверждение. Их используют с целью получения сведений со слов исследуемого человека. Они являются наиболее распространенным диагностическим инструментом. Отличительной чертой опросника от теста считается критерий оценивания, который не разделяется на «правильный» ответ или «неправильный». Они содержат согласие или несогласие субъекта. Опросники можно классифицировать следующим образом:

Опросники личности

Это своего рода самоотчеты, сделанные по стандарту. По форме они бывают: групповые, индивидуальные, письменные, бланковые, компьютерные.

Закрытые опросники уже содержат варианты ответов, из которых необходимо выбрать один. Часто используют двух- или трехальтернативный выбор ответов:

Плюсы такого вида опроса:

Открытые опросы содержат свободный от ограничений ответ, т.е. обследуемый отражает свои мысли, отношение. Стандартизация происходит путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Плюсы открытых опросов:

Форма ответов опросников личности – шкала, которая показывает оценку утверждений, например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой. Обычно применяют шкалы с 3, 5, 7 подразделениями.

По содержанию они отражают:

Опросники-анкеты

Данный метод необходим для получения сведений о человеке, не относящиеся к личностным качествам, например, для сбора данных биографии. Опросники представлены в виде жесткого фиксированного порядка, содержания и формы вопросов. Ответы должны быть такими же четкими. Их испытуемый может давать в отсутствие экспериментатора, т.е. форма заочного опроса, и с его участием – прямой опрос.

Классификация анкетных опросов включает в себя содержание и конструкции задаваемых вопросов. Анкеты бывают с:

Все виды вопросов в данном методе комбинируются. Это является большим плюсом, так как расширяется информационный диапазон ответов.

Часто опросники-анкеты используются для получения информации о биографии человека. Они затрагивают в себя такие вопросы как:

Классификация проективной техники

Метод помогает составлять психодиагностику личности. Здесь исследование проводится глобально, а не по отдельным чертам индивида. Отличительный признак от других методов психологии – использование неопределенных стимулов. Их участник исследования самостоятельно дополняет, интерпретирует, развивает и т.д.

Критерий оценивания тоже не разделяется на «правильный» ответ или «неправильный». Они определяют характерные черты личности человека, т.е. ответы проецируются на портрет. Проективные методы всегда скрыты, поэтому они не позволяют отвечающему произвести желаемое впечатление.

Методики, по своей сути, часто индивидуальны, поэтому по форме они бывают:

Виды проективных методов:

Классификация психофизиологических методик

Суть данного метода – психодиагностика природных особенностей человека, которые обусловлены базовыми свойствами нервной системы (НС).

Методики разрабатывались в отечественной школе Теплова Б.М. – Небылицины В.Д. и научным направлением «дифференциальная психофизиология». Т.е. методы, с теоретической точи зрения, объясняют психофизиологическую концепцию индивидуальных отличий, свойств и проявлений НС.

Индивидуальные отличия, которые объяснены качествами НС, не имеют содержания психического. Они проявляются в формально-динамических свойствах психики, поведении человека, т.е. здесь учитываются:

Данный метод, с точки зрения индивидуальных различий, не оценивает индивида, т.е., например, при проведении теста интеллекта конечным результатом будет оценка умственных способностей. Так происходит, так как нельзя утверждать какие качества НС лучше, какие, нет. Их проявление зависит от условий, ситуаций.

Для того чтобы обосновать полученные результаты используют:

По форме метод – аппаратурный (использование специальной аппаратуры и электроэнцефалографы). Но последние тридцать лет были разработаны методы под названием «карандаш и бумага».

Источник

Методы психодиагностики

Методы психодиагностики направлены на решение проблем психического плана, а также на диагностику свойств личности. В этой статье вы сможете ознакомиться с основными методами психодиагностики.

Стандартизированные и качественные

Условно методы психодиагностики можно поделить на стандартизированные и качественные. Суть первых заключается в получении данных о нескольких людях в максимально короткие сроки и принятии решения. Такие методы максимально защищены от ложных результатов.

Что такое психодиагностические методы. Смотреть фото Что такое психодиагностические методы. Смотреть картинку Что такое психодиагностические методы. Картинка про Что такое психодиагностические методы. Фото Что такое психодиагностические методы

Качественные методы имеют лучшую результативность. Их используют профессионалы в области психологии, которые занимаются подбором персонала. Такие методы занимают много времени, однако, с их помощью можно максимально изучить личность.

Малоформализованные и высокоформализованные

Малоформализованные методы направлены на реализацию человеческого потенциала в области психологии. Они не подразумевают стандартного исследования, поэтому прибегают к ним исключительно профессионалы.

К высокоформализованным методам относятся различные формы тестирования и опросов. Основной задачей методов является предоставление одинаковых условий, чтобы никто не имел преимуществ перед другими.

Тесты и опросы

Проведение тестов и опросов нужно для изучения психологических особенностей каждой личности. Тесты направлены на изучение личности, достижений, способностей, а также интеллекта каждого проверяемого. Они помогают дать объективную оценку развития человека.

Опросный метод схож с тестовым. Оценка личности проводится после того, как человек уже дал ответы на все поставленные вопросы. Чаще всего при опросном методе личности предлагается выбрать ответ из нескольких вариантов.

Проективный метод

К нему прибегают в том случае, если необходимо получить ответы на нейтральные вопросы. Испытуемый демонстрирует свои реакции на определенные ситуации, после чего происходит анализ психических особенностей личности.

Форменные поведенческие методы

Психодиагностические методы, которые изучают формы поведения, могут иметь такую классификацию:

Используя групповой вариант, проверяющий тратит меньше времени на получение результатов, а все люди находятся на равных правах. Однако недостатком группового метода является невозможность установить близкий контакт с испытуемым. Индивидуальный же метод позволяет работать по отдельности с каждым.

На сегодняшний день одними из популярных методов психодиагностики являются письменные и компьютерные тестирования. Благодаря им изучение личности происходит в максимально короткие сроки. Психологи, работая с людьми, могут использовать один или несколько методов психодиагностики для получения более точной и объективной оценки. Вы также можете узнать свои сильные и слабые стороны, составив персональный когнитивный профиль. Когнитивный тест вы найдете по ссылке.

Источник

Что такое психодиагностические методы. Смотреть фото Что такое психодиагностические методы. Смотреть картинку Что такое психодиагностические методы. Картинка про Что такое психодиагностические методы. Фото Что такое психодиагностические методы

Психологическая диагностика ― это процедура, проводимая психологом, направленная на выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности специальными методами.

Психодиагностика используется практически во всех сферах жизни современного общества: в медицине (психиатрия, неврология, наркология и психотерапия), в сфере образования и воспитания, трудовой деятельности, управления, в судебной экспертизе.

С помощью психологической диагностики можно узнать:

Зачем психодиагностика нужна в процессе психотерапии?

Психотерапия как система лечебных воздействий на психику и через психику ― на весь организм человека, опирается на данные психологической диагностики. Ее результаты помогают врачу-психотерапевту правильно поставить диагноз, подобрать оптимальное лечение и содействовать процессу выздоровления человека.

Все виды психологической диагностики можно разделить на четыре основных направления. Каждое из них решает свою важную задачу на том или ином этапе лечения.

На начальном этапе постановки диагноза необходимо как можно быстрее и точнее определить заболевание, и поставить правильный диагноз, от которого будет зависеть лечение. Для этого клинический психолог, используя свои методы, помогает выявить нюансы заболевания, трудноразличимые даже для опытного врача. Например, люди, обращающиеся за помощью, жалуются на тревожность, внутреннюю напряженность или внутренний дискомфорт, которые могут быть проявлением совершенно разных психических или эмоциональных расстройств. Определить, симптомом какого психического расстройства или эмоционального состояния является тревожность, какой она тяжести и как влияет на состояние человека ― это и есть задача клинического психолога при дифференциальной диагностике.

Она важна для подбора правильного, оптимального метода педагогического или лечебного воздействия на человека. Каждый метод воздействия (например, гипноз), как любое лекарство, имеет свои показания и противопоказания. В данном случае одному человеку подходит гипноз, на другого это метод вообще не подействует или даже может навредить (усугубить заболевание). Тогда крайне важно становится определить особенности личности человека (социальные установки, возможные реакции, эмоциональный фон, характер самооценки и т.д.), учитывая которые, врач подбирает метод воздействия.

К этому направлению относится выявление особенностей характера взаимодействия супругов, родителей и ребенка, в семье или группе, что влияет на эффективность лечения.

Это направление психологической диагностики помогает психологу увидеть и понять изменения, происходящие с психикой человека, его личностью, предсказывать возможные реакции в различных ситуациях или корригировать (исправлять, менять) неадаптивные формы поведения. Например, в процессе психотерапии уровень тревожности можно замерять несколько раз, отслеживать изменения, и помогать человеку снизить его до того уровня, который не будет его беспокоить и мешать нормально функционировать.

Ответы на какие вопросы можно получить при помощи психологической диагностики?

Возможности современной психологической диагностики широки и рассчитаны на решение любых задач:

В современных условиях жизни, при наших возможностях и ритме у многих родителей могут возникать вопросы, связанные с развитием ребенка, его нагрузками, с процессом воспитания, выяснением причин сложностей поведения и т.д. Существует ряд отдельных задач, разрешающих вопросы родителей о детях и подростках:

Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.

Уважаемые коллеги!

В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.

Источник

Зачем нужна психодиагностика?

Распознавание и измерение психологических качеств осуществляется с помощью методов психодиагностики.

Естественная для клиента заинтересованность в решении своего вопроса, с которым он обращается в центр психотерапии, его готовность к сотрудничеству является одним из условий надежности и валидности (достоверности) результатов психодиагностического обследования.

Вот некоторые способы решения психодиагностических задач:

1. Длительное наблюдение за обследуемым в реальных условиях. Для этого достаточны постановка цели исследования и знания о том свойстве, которое наблюдается.

2. Создание психологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно цели исследования.

3. Применение инструментальных методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.)

С точки зрения решения психодиагностических задач, инструментальные психодиагностические методы имеют явное преимущество, поскольку представляют информацию о человеке за короткий промежуток времени; позволяют дать количественную и качественную оценку индивидуальных особенностей личности, позволяют прогнозировать поведение человека.

Процесс психодиагностики включает несколько этапов:

Инструментальная психодиагностика, используя накопленный в психологии опыт качественного анализа личностных свойств, преобразует и уточняет субъективно окрашенные впечатления психотерапевта об особенностях и личностных свойствах конкретного человека в более объективную, формализованную структуру. Благодаря статистическим процедурам, заложенным в тестовую методику, появляется возможность количественной оценки разнообразных личностных свойств и сопоставления разных факторов между собой по степени их выраженности.

Важно, чтобы набор используемых тестов позволил описать целостный портрет и охватывал разные аспекты личности. Для каждого отдельного исследования в зависимости от задачи, стоящей перед психологом, обычно достаточно использовать 3-4 методики. Продолжительность сеанса тестирования – не более двух часов. После проведения психодиагностики Вы получаете консультацию по Вашим результатам и подробные рекомендации относительно дальнейшей психологической поддержки и оптимального пути выхода из Ваших затруднений.

Данные психодиагностического исследования четко иллюстрируют, как разнополярные тенденции уравновешивают друг друга в норме, как проявляются заостренные (акцентуированные) личностные черты при отсутствии равновесия, как отражается внутренняя противоречивость при одновременном заострении полярных свойств, а при избыточной степени их выраженности – как проявляются дезадаптивные состояния.

На основе своевременно проведённого психодиагностического обследования психотерапевт может разработать индивидуализированные программы психологической коррекции и психотерапии.

Правильно подобранные по данным психодиагностического обследования психотерапевтические методы позволяют усилить самоконтроль пациента над тревожностью, способствуют успешному овладению им трудной ситуацией, которая вызвала необходимость обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

При подборе наиболее адекватного метода коррекции состояния важны личностные особенности человека, его отношение к самому себе, а также к тому окружению и к той сложной ситуации, которая послужила причиной его социально-психологической дезадаптации. Отсутствие психодиагностического контроля за динамикой состояния может привести к тому, что важные аспекты состояния пациента будут упущены, пройдут незамеченными. Поскольку изменения в состоянии происходят в основном на неосознанном уровне, пациенты редко могут дать в этом отчет как себе, так и другим, а упустить этот момент опасно, так как дальнейшее развитие так называемой свободноплавающей тревоги без опоры на психодиагностические показатели непредсказуемо.

Каждый конкретный человек является неповторимой индивидуальностью, обладает уникально своеобразными особенностями психического склада, формирующегося непрерывно в течение жизненного пути. Поэтому не существует универсальных методов психотерапии, каждый метод адресуется к определенному контингенту личностей, обладающих теми или иными индивидуальными особенностями. Психотерапевтический подход, независимо от конкретного метода, реализуется успешнее у тех психотерапевтов, которые предварительно, по данным психодиагностического обследования получают объективную информацию о личностных свойствах пациента, о его фрустрированных потребностях, о степени его доверия и готовности к сотрудничеству. Ориентировка только лишь на сиюминутный контакт с обсуждением конкретной жизненной ситуации может оказаться нерезультативной без тех знаний о пациенте, которые дает психодиагностика. Кроме того, сам по себе анализ и обсуждение данных психодиагностического обследования способствует хорошему взаимопониманию между психотерапевтом и пациентом.

Важно заметить, что оценку успешности психотерапевтического воздействия также обеспечивает психодиагностическое обследование, проведенное в динамике – до и после лечения. Изменения показателей психодиагностических тестов отражают малейшие сдвиги в состоянии, причем даже такие, которые сам пациент не осознает, не замечает.

Таким образом, психодиагностика безусловно помогает психотерапевту лучше понять переживания страдающего человека, дифференцированно подойти к выбору мер корригирующего воздействия и объективно оценить эффективность их применения.

Для облегчения труда психолога и избавления его от рутинных процедур обсчета данных, разработаны разнообразные компьютерные психодиагностические программы. Высокий уровень психотерапевтической культуры несовместим с архаичными средствами и требует использования современного инструментального подхода.

У нас в центре используются самые современные методы психодиагностики личности, психодиагностики семейных проблем и отношений, профессиональной ориентации и направленности. Путем психодиагностики определяется круг задач, для решения которых необходима психотерапия. Курс психотерапии, в этом случае, становится более эффективным, направленным на решение важнейших для клиента вопросов.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Что такое психодиагностические методы. Смотреть фото Что такое психодиагностические методы. Смотреть картинку Что такое психодиагностические методы. Картинка про Что такое психодиагностические методы. Фото Что такое психодиагностические методыНаша группа ВКонтакте

Что такое психодиагностические методы. Смотреть фото Что такое психодиагностические методы. Смотреть картинку Что такое психодиагностические методы. Картинка про Что такое психодиагностические методы. Фото Что такое психодиагностические методыНаша группа в Facebook

Что такое психодиагностические методы. Смотреть фото Что такое психодиагностические методы. Смотреть картинку Что такое психодиагностические методы. Картинка про Что такое психодиагностические методы. Фото Что такое психодиагностические методыFidem в Instagram

Что такое психодиагностические методы. Смотреть фото Что такое психодиагностические методы. Смотреть картинку Что такое психодиагностические методы. Картинка про Что такое психодиагностические методы. Фото Что такое психодиагностические методы Что такое психодиагностические методы. Смотреть фото Что такое психодиагностические методы. Смотреть картинку Что такое психодиагностические методы. Картинка про Что такое психодиагностические методы. Фото Что такое психодиагностические методы

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *