Что такое психофизический катарсис
Что такое катарсис и как испытать эффект: значение слова и виды с примерами
Каждый человек хоть раз в жизни после просмотра фильма, прочтения книги или прослушивания песни смахивал слезы с глаз. Именно это состояние очищения, просветления и высвобождения эмоций и называется катарсисом. А вы знали, что порой катарсис заставляет человека полностью изменить жизнь и приоритеты? Интересно знать, как это происходит?
Что такое катарсис в психологии
Прием катарсиса часто используют в своей работе психологи. Катарсис в психологии – это процесс очищения чувств и избавления от негативных воспоминаний.
Если говорить о катарсисе простыми словами, то это – переход от тьмы к свету, очищение от скверны.
Значение слова катарсис тесно связано с внутреннем перерождением, возвышением над самим собой. Также близкое ему понятие – это инсайт, что значит озарение.
Определение катарсиса встречается в разных областях науки и жизни (искусство, литература, кинематограф, психоанализ).
История понятия
Термин катарсис происходит от греческого κάθαρσις, что означает очищение, оздоровление, возвышение.
Изначально катарсисом назывались эстетические эмоции и переживания, возникающие у человека после просмотра трагедии в театре, а потом сфера употребления термина расширилась.
Сегодня катарсисом называют процесс восприятия произведений искусства, после которого возникает чувство внутреннего просветления и очищения.
Что значит катарсис для человека
Эффект катарсиса для человека считают положительным, ведь он действительно приносит пользу. Многие люди скрывают свои эмоции, молчат о боли, копят неприятные воспоминания.
Этот «набор» угнетает, тянет назад, мешает жить полноценной жизнью. Кроме того, накопленный негатив часто становится причиной психосоматических заболеваний.
У практически любого физического заболевания можно найти эмоциональные корни. Стресс и переживания на физиологическом уровне «бьют» по иммунитету. Человек быстрее простужается, становится более восприимчивым к инфекциям.
Катарсис приносит организму еще ряд полезных свойств:
Минус состояния можно выделить в том, что при достижении катарсиса человек почти всегда плачет. Но это хорошие, очищающие слезы. После них люди обычно ощущают облегчение.
Кто подвержен катарсису
Катарсический эффект тесно связан с понятиями духовности. Многие верующие люди воспринимают в качестве катарсиса собственное состояние после молитвы или медитации. Катарсис часто испытывают чувствительные открытые люди.
Однако, если человек отличается черствостью и с недоверием относится к эмоциональным и открытым людям, то испытать катарсис ему будет сложно, практически невозможно. Как правило, трогательные сцены в фильмах, грустные сюжеты книг или переживания других людей их не трогают.
Это не означает, что скудные на эмоции люди не могут развиваться и самосовершенствоваться. Просто им стоит подбирать другие методы.
А вам доводилось испытывать катарсис? Расскажите о своем опыте в комментариях, наверняка впервые это было удивительно.
Варианты катарсиса
Состояние катарсиса часто сопровождается слезами и серьезной эмоциональной встряской. Для человека обычного это просто плач, но психологи выделяют несколько вариантов катарсиса.
Вариант катарсиса | Описание реагирования | Пример |
Вербальное реагирование. | Человек рассказывает все, что у него наболело, плачет в этот момент. | Такое явление часто происходит на первом сеансе психотерапии, когда клиент совершает «исповедь» для специалиста, вновь погружается в неприятные ситуации, проживает их. |
Экспрессивное реагирование. | Попытка выплеснуть негативные эмоции, которые накопились за долгие годы. | Во время такого катарсиса человек может плакать, истерически смеяться, кричать. Иногда появляется потребность сломать что-то. То есть, всеми доступными способами выплеснуть негатив. |
Поведенческое реагирование. | Задача человека состоит в том, чтобы сделать то, чего он раньше не делал. | Мать и дочь никогда не обнимались, не говорили друг другу слов любви. Именно это им и предстоит сделать. |
Метафорический катарсис. | Для такого вида катарсиса предлагают человеку поработать с образами и метафорами. Он может совершать путешествие в прошлое или будущее, общаться с образом другого человека, выражать свои эмоции через рисунок или танец. | Человек не любит и не принимает себя. Психотерапевт советует представить себе, как выглядит его нелюбовь к себе, предлагает достать эту субстанцию из собственного тела и уничтожить. |
Что значит зазернить в катарсисе
Понятие катарсиса – это процесс, который состоит из нескольких этапов или ступеней.
Негативное переживание – это лишь начала вхождения в состояние. Гнев, агрессия, боль и прочие негативные качества углубляются и расширяются в процессе терапии. Затем они трансформируются в позитивные ощущения, такие как облегчение и очищение.
То есть, чувства человека при катарсисе становятся светлыми, благородными, чистыми. Это и означает зазернить в катарсисе, то есть, поймать это положение и задержаться в нем.
Катарсис в психотерапии
Катартический метод стоит у истоков такого направления в психологии как психоанализ. Суть состоит в том, чтобы прожить травмирующий опыт, дать волю эмоциям и достичь облегчения.
Прием нашел свое применение в различных направлениях и методах психологии. Самые распространенные случаи использования можно наблюдать в психодраме и гештальт-терапии.
Психодрама похожа на театр. Ее участники берут на себя роли участников прорабатываемой ситуации.
Например, прорабатывается бытовой конфликт. Один участник берет на себя роль отца, другой – матери, третий – ребенка. Они ведут себя максимально похоже на реальных участников событий. Это позволяет взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать собственные ошибки, изменить поведение.
Гештальт-терапия в ситуации «здесь и сейчас» позволяет человеку перенестись в нужные ему события, поработать с метафорами или образами других людей.
Например, человек не был рядом со своей матерью в момент ее смерти, не успел сказать ей важные слова, попросить прощения. Это гложет его долгие годы и месяцы. Вместе с психотерапевтом осуществляется работа с образом матери, человек говорит ей нужные слова и отпускает ситуацию.
Примера катарсиса из жизни
Катарсис можно встретить в самых разных жизненных ситуациях, даже самых обычных:
Катарсис в литературе
Некоторые писатели точно знают, что такое катарсис. После прочтения их произведений сложно остаться равнодушным и не испытать этого чувства:
А какие произведения помогали вам достичь катарсиса? Расскажите о них в комментариях. А может вы посоветуете нам и читателям свои любимые фильмы, после которых произошли озарения и облегчение
Самосовершенствование через катарсис
В процессе катарсиса человеку предстоит пережить серьезные эмоциональные переживания. Но они не усугубляют положение человека, не загоняют его в пучины депрессии. Наоборот, оно способствует переоценке, переосмыслению, исцелению.
Проживание собственных негативных эмоций и освобождение от них расширяет границы сознания, человек становится открытым новым знаниям, опыту, информации. Также это повышает восприимчивость человека к объектам искусства. Взаимодействие с ними способствует всестороннему развитию человека.
В видео пример, как люди достигают катарсиса во время психотерапии.
Как достичь катарсиса
Для достижения катарсиса человеку потребуется проделать серьезную внутреннюю работу:
Катарсис наступит тогда, когда негативные эмоции перестанут пугать человека, тормозить его в развитии. Он смиряется с наличием такого опыта и отпускает его.
Способы освобождения от проблем – практики
Существует много способов освободиться от проблем и достичь катарсиса. Просто делать упражнения будет не так эффективно, куда полезнее вести заметки, записывать свои эмоции и состояние. Это систематизирует процесс освобождения от проблем, помогает исправиться, если что-то пошло не так.
Практики по освобождению от проблем:
Если этого оказалось недостаточно, то стоит записаться к психологу или психотерапевту, выполнить вместе с ним упражнения из гештальт-терапии или поучаствовать в расстановке, психодраме. Самостоятельно делать этого не стоит. В лучшем случае это не возымеет должного эффекта. В худшем – состояние человека только усугубится.
Таким образом, катарсис помогает человеку расти над собой и отпускать то, что он не смог прожить ранее.
Делитесь статьей в социальных сетях, рассказывайте о своем опыте в достижении состояния катарсиса в комментариях. Удавалось ли вам улучшить свою жизнь при помощи катарсиса? Согласны ли вы с тем, что катарсис может полностью поменять мировоззрение человека?
Делитесь своим мнением в комментариях, оно обязательно будет услышано. Комментарии помогают еще глубже разобраться в теме и закрепляют прочитанный материал.
КАТАРСИС
Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т. е. освобождении от болезнетворных симптомов. К. является как целенаправленным процессом организованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием очищения страдающего субъекта. Латинским синонимом К. является абреакция.
Понятие К. (очищение) в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384-322 гг. до н. э.), характеризуя воздействие трагедии на зрителя, совершающее посредством сострадания и страха внутреннее очищение. Древнегреческая трагедия имеет мифо-теологическое основание, таким образом, переживание сакрального действия, сопричастность к которому обусловлена личностной значимостью происходящего, вызывает отреагирование. Античный театр следует ритуальным акциям мистерий, которые, как позже литургическая практика христианства, способствуют переживаниям катарсического типа. Визуальное восприятие и вербальное выражение (и самовыражение) — деятельные механизмы К.
Архитектоника религиозной жизни во все времена строилась с учетом организации возможности транквилизировать общинную и (или) персональную ситуацию; этому служили и древние инициации, и христианские таинства, прежде всего исповедь.
Иное объяснение механизмов К. предлагается Атанасовым с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. К. — это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный К. — явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определенных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознанно, к тому же не все осознанное адекватно (Атанасов Ат., 1969).
При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный К. не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип любой техники К. используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием «катарсическая психотерапия». В качестве одного из механизмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, аналитическая психология, психодрама, групповая психотерапия и многие другие.
Как катарсис приводит к душевному очищению и эмоциональной разрядке?
Если у человека что-то не складывается в жизни из-за негативного опыта в прошлом, ему просто необходимо проработать данную проблему со специалистом. Одним из методов является катарсис.
Катарсис в психологии
Впервые данный термин использовал Йозеф Брейер в психологии, а уже после катарсис появился и в области философии. Работы Зигмунда Фрейда были сосредоточены на катарсисе, благодаря которому он хотел добиться возможности психологического исцеления.
На сегодняшний день данный метод активно используют психологи для того, чтобы погрузить пациента в прошлые тревожные события, способствующие его внутреннему беспокойству. С помощью катарсического метода можно избавиться от состояния внутреннего дискомфорта, фобий и страхов.
В медицине разработано большое количество техник для достижения человеком катарсиса. Данное определение подразумевает возвращение человека в события прошлого, которые его беспокоили, но при этом он понимает, что все осталось позади. Таким образом пациент может посмотреть страху в глаза, избавившись от негативных эмоций.
Такая терапия может принести массу пользы, но при этом является достаточно опасной за счет открытого проявления чувства гнева и ярости. Именно поэтому за подобной практикой необходимо обращаться к психотерапевту, который поможет все регулировать.
Катарсис в психотерапии
Катарсис активно применяют в медицине, чтобы избавить человека от психосоматических болезней. Такой метод требует полного погружения в тревожную ситуацию, вызывая большое количество эмоций. Пациенты, к которым была применена подобная практика, испытывают опустошение, эмоциональный всплеск, добрую грусть, а затем и блаженство.
При использовании катарсиса пациент должен быть максимально напряжен. Необходимо сильно сосредоточиться на воспоминаниях до тех пор, пока не наступит разрядка.
Только усердная работа над самим собой поможет максимально очиститься. Специалисты прибегают к данному методу для того, чтобы обнаружить негативные чувства пациента, прячущиеся глубоко внутри. Получить положительный результат можно лишь в том случае, если индивид сам хочет решить внутренний конфликт и очиститься.
Человеку не удастся достичь катарсиса, если он будет постоянно убегать от проблемы и избегать болезненных чувств с эмоциями. Постоянно отодвигая проблему, индивид лишь усугубит ее. Если же появляется желание что-то менять и двигаться в правильном направлении, то эффект будет незамедлительным. В скором времени после терапии можно заметить, что самочувствие значительно улучшилось, а само тело пребывает в расслабленном состоянии.
После проведения терапии человек начинает испытывать внутреннюю свободу, агрессия улетучивается, улучшается настроение, а также ощущается физическая сила. К тому же, пропадает потребность в самоанализе, так как с помощью катарсиса человек может полностью разобраться в себе. Проходить такую терапию рекомендуется несколько раз, так как после одного раза эффект может быть совершенно незначительным.
Катартический метод Фрейда и Брейера
Как мы уже говорили выше, именно благодаря Фрейду и Брейеру данный метод стал известен. Они использовали его для излечения пациентов, заставляя их вспоминать негативные моменты из своей жизни и описывать свои эмоции.
Изначально такой метод подразумевал гипноз пациента, однако, со временем Фрейду удавалось достичь желаемого без применения гипноза, когда человек оставался в полном сознании. По мнению этих врачей, человек должен был реагировать на обидную ситуацию.
Есть мнение, что первооткрывателем катарсиса стал французский психиатр Пьер Мари Феликс Жане, именно он считает себя автором данной методики. Тем не менее, сказать точно об авторстве невозможно.
Ученый Выготский также изучал вопрос о катарсисе, утверждая, что достичь его можно лишь в том случае, когда описание трагедии не соответствует проявленным эмоциям. Он считал, что даже если произошедшие события были очень болезненными и неприятными, рассказывать о них следует спокойно и без лишних эмоций.
Катарсис является некой отправной точкой в развитии личности, когда раздвигаются индивидуальные границы, и человек способен воспринимать новые эмоции и знания. Индивид становится мудрым и свободным. Справляться же с эмоциями в разных неприятных ситуациях может научить курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Лоскутникова Мария Борисовна
Книга «Русское литературоведение XVIII–XIX веков. Истоки, развитие, формирование методологий: учебное пособие»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Вслед за сравнением мысль Веселовского логически обращается к метафоре как неназванному сравнению. Наблюдения ученого за историческим развитием этого тропа привели к пониманию того, что «поэтическая метафора» – «новообразование, являющееся в результате продолжительного стилистического развития», и это «формула, оживающая в руках поэта, если в образах природы он сумеет найти симпатический отклик течениям своего чувства» (141). Иными словами, художник осуществляет перенос значения с одного слова на другое. Если сравнение – двучленная параллельная формула, то «поэтическая метафора – одночленная параллельная формула, в которую перенесены некоторые образы и отношения умолчанного члена параллели» (141).
Изучая произведения народного творчества, Веселовский обращается также к внетропическим явлениям – символу и аллегории. Указав на их генетическое родство, он поднимает проблему их разграничения. Главное отличие символа от аллегории, по его мнению, в том, что аллегория может носить «искусственно подобранный» характер: аллегорический образ «может быть точен, но не растяжим для новой суггестивности»[143]. Вместе с тем «аллегорическая формула» способна «приблизиться к жизни символа» (139). В определенных контекстах аллегория может стать символом и наоборот; в качестве примера ученый привел образ розы: «Роза представляет яркий пример растяжимости символа, ответившего на самые широкие требования суггестивности» (140).
Завершая анализ вопросов «обновления образности» в условиях современного существования словесного творчества, Веселовский подчеркивал, что «научная мысль выходит на новые пути» (154).
Труд «Три главы из исторической поэтики» (1898) – фундаментальная работа Веселовского, посвященная вопросам происхождения художественного словесного творчества.
Первая часть труда названа «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов». Синкретизм (греч. synkr»etismos соединение), т. е. нерасчлененность, «первобытной поэзии» Веселовский определял через ее обусловленность ритмом, «последовательно нормировавшим мелодию и развивающийся при ней поэтический текст» (155). Возникает хоровая «песня-игра», упражняющая и упорядочивающая «мускульную и мозговую силу»; ее цели заданы «требованиями психофизического катарсиса» (156).
Ученый обратился к материалам, характеризующим культуры камчадалов, североамериканских индейцев, папуасов и др. На этом этапе развития человеческого общества, писал Веселовский, «преобладание ритмическо-мелодического начала в составе древнего синкретизма, уделяя тексту лишь служебную роль, указывает на такую стадию развития языка, когда он еще не Овладел всеми своими средствами, и эмоциональный элемент в нем был сильнее содержательного, требующего для своего выражения развитого сколько-нибудь синтаксиса, что предполагает, в свою очередь, большую сложность духовных и материальных интересов» (160).
Резюмируя написанное по поводу поэтического синкретизма «некультурных народностей», Веселовский уточнил его исторические виды: это «древнейшие хоровые игры без текста и с зародышами текста, игры мимические, обрядовые и культовые хоры» (165). Ученый подчеркнул также, что на исходе этой стадии исторического развития «создалась пантомима с сюжетами бытового характера, вопросы и ответы выделили принцип диалога; собраны элементы драмы, но драмы еще нет. Она и не выйдет из обряда, а разовьется в непосредственной связи с культом. Условия такого развития впереди : из связи хора выделился его корифей, певец; он – носитель текста Порой он выступает и один, самостоятельно» (165–166).
На следующей стадии развития общества «психофизический катарсис древней игровой песни» переходит в «эстетический» (167). Это народная поэзия периода Средневековья и Раннего Ренессанса.
Именно из синкретизма (из «протоплазмы», как называет ее Веселовский) вышли, по его мнению, эпика, лирика, драма. Определяя эти литературные роды, Веселовский обращается к философии искусства Г.В.Ф. Гегеля и справедливо – в гегелевской терминологии – указывает, что эпос является выражением «объекта, объективного мира, впечатление которого полонит не развитое сознание личности, подавляя ее своею массой»; развитие лирики связано с ростом самосознания субъекта; формирование и становление драмы, определенной Веселовским через терминологию Гегеля как «поэзия объекта – субъекта» (т. е. объективно-субъективный род литературы), связано с тем, что «субъект окреп, [по]является возможность критического отношения к миру объективных явлений, оценка человеческой роли страдательной или побеждающейся, борющейся» (190).
Анализируя роды литературы, Веселовский отделяет драму от эпоса и лирики. По его убеждению, эпос и лирика – следствия «разложения древнего обрядового хора»; драма же (и уточняет: «в первых своих художественных проявлениях») «сохранила весь его синкретизм, моменты действа, сказа, диалога, но в формах, упрочненных культом, и с содержанием мифа» (230). Именно в драме ученый видел устойчивость культовой традиции древности.
Появление автора («самосознание личности») как факт литературы связано с выделением личности «из сословной замкнутости и партийных предубеждений» (219). Развивая эту мысль, Веселовский подчеркивает, что «анонимный певец эпических песен сменяется поэтом, и о нем ходят не легенды, как о Гомере и Гесиоде: у него есть биография» (219).
Историческая цепочка, изученная Веселовским, в результате выглядит следующим образом: от ритмико-музыкального синкретизма, «с постепенным развитием в нем элемента слова, текста, психологических и ритмических основ стилистики», – к хорическому действу, примкнувшему к обряду, а от него к песням «лирико-эпического характера», которые представляются первым естественным выделением из связи хора и обряда»; по следам этих процессов обособилась эпика, а «художественная лирика позднее ее»; возникновение же художественной драмы из культовой потребовало, по Веселовскому, «условий, которые сошлись лишь однажды в Греции» (245).
Вторая часть труда Веселовского «Три главы исторической поэтики» названа им «От певца к поэту. Выделение понятия поэзии». Ученый рассматривает два вида мотивации личного творчества: первый связан с идеей труда и усвоением предания, знания, результатов просвещения; второй определяется той формой вдохновения, в которой поэзия понимается «напитком и снедью» (264). Последний тезис ученый оговаривает: «Разумеется, образ одержимости давно перестал ощущаться реально» (264).
Третья часть труда – «Язык поэзии и язык прозы» – посвящена вопросам разграничения комплекса проблем поэтического и прозаического. Исходным пунктом размышления Веселовского становится суждение о том, что «выбор того или другого стиля или способа выражения органически обусловлен содержанием того, что мы назовем поэзией или прозой» (270; курсив мой. – М.Л.). Опираясь на положения «Поэтики» Аристотеля», Веселовский говорит о категории стиля и о таких проблемах стиля, как его ясность, т. е. достоинство, или «холодность», т. е. ущербность.
Ученый подчеркивает, что основы языка поэзии и языка прозы одни: «та же конструкция, те же риторические фигуры синекдохи, метонимии и т. п.; те же слова, образы, метафоры, эпитеты» (276). Но труд поэта связан с особым «сбережением усилий внимания», «экономией внимания» (275). «Органической принадлежностью стиля» поэзии является обобщение впечатлений жизни (277), и «психологический параллелизм» упорядочивается «параллелизмом ритмическим» (278). В «водворении» же прозы видят «рост личности» (296).
В конце жизни Веселовский разрабатывал новый курс «История поэтических сюжетов», который с вариантами поставленных задач и подключением соответствующих материалов читал в 1897–1903 гг. Тезисы под условным названием «Задача исторической поэтики», которую рассматривают как теоретическое введение к этому курсу, были найдены после смерти Веселовского его учеником В.Ф. Шишмаревым (опубл. в 1913 г.). В них сформулированы новые задачи исторической поэтики, обусловленные переходом от начальных этапов словесного творчества, что было предметом анализа Веселовского на протяжении всей его жизни, к этапам, близким современности и определяемым личным авторством.
Суггестивность – значимый термин и понятие Веселовского. Еще в работе «Из введения в историческую поэтику» ученый писал: «Подсказывание – это то, что английская, если не ошибаюсь, эстетика окрестила названием суггестивности» (58). Суггестивность буквально – подсказывание, внушение (лат. suggestio).