Что такое психофизиологическая проблема
Психофизиологическая проблема
Первое решение этой проблемы определяется как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении психики и мозга, то есть психика и мозг признаются как независимые сущности, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.
Наряду с этим есть и другие подходы к решению психофизиологической проблемы:
Изучение психофизиологической проблемы имеет давние исторические традиции.
Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта, хотя сам термин «рефлекс» был предложен спустя столетие.
Высказанная Декартом идея о рефлекторном принципе организации простейших поведенческих актов нашла свое развитие в дальнейших исследованиях, в том числе направленных на преодоление психофизиологического параллелизма.
Выдающийся физиолог И.М. Сеченов обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга.
Он ввел также представление о психическом элементе – интегральной части рефлекторного процесса, благодаря которому организм может активно приспосабливаться к среде.
Рассматривая психическое чувствование как неотъемлемый элемент внутренней структуры рефлекса, Сеченов прочно связал понятие психического с рефлексом, обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности.
В научной деятельности И.П. Павлова и его школы исследования рефлекторной деятельности мозга получили глубокое теоретико-экспериментальное развитие.
Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:
ü психическое тождественно физиологическому, оно представляет собой физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического лишь процессам высшей нервной деятельности, но не любой физиологической деятельности. Психическое здесь выступает как особая сторона, особое свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности;
ü психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое несводимо к физиологическому, как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.
Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается.
Психофизиологическая проблема и ее решение
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).
• Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:
o физиологической психологии;
o физиологии высшей нервной деятельности;
Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии.
Суть основной проблемы психофизиологии — проблемы соотношения мозга и психики, психического и физиологического.
История проблемы и варианты решения. Проблема соотношения психики и мозга, души и тела, разведение их по разным уровням бытия имеет глубокие исторические традиции и прежде всего традиции европейского мышления, существенно отличающегося от многих восточных систем миросозерцания.
В европейской традиции термины «душа» и «тело» впервые стал рассматривать с научных позиций выдающийся философ и врач Рене Декарт, живший в XVII в. По Декарту, тело — это автомат, действующий по законам механики, и только при наличии внешних стимулов. Именно Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта (хотя сам термин «рефлекс» был предложен спустя столетие). Душа, напротив, — особая сущность (субстанция), состоящая из непротяженных явлений сознания — «мыслей». Именно мысль представляет наиболее доступный объект самонаблюдения. Отсюда знаменитое утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую».Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции, которые могли действовать на друг друга. Декарт первые поставил проблему их соотношения и дал первый вариант ее решения, получивший название психофизического и/или психофизиологического параллелизма. Учение Декарта, исходящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал — материального и духовного, — получило название дуализма Декарта.
Психофизиологическое взаимодействие представляет собой вариант паллиативного, т.е. частичного решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.
Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не ушел в прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи XX века Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Целью психофизиологического исследования, по их мнению, должно быть выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.
Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда очень необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не «продуцирует дух», но «обнаруживает его». Получаемая органами чувств информация «материализуется» в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне мозга, с помощью каких рецепторов воспринимается организмом человека внешний «дух» и т.д.
Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:
1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности
2. Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).
3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.
Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы «мозг — психика» повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Психофизическая проблема: определение, суть и решение
Человек недаром именуется «венцом творения». Люди устроены крайне сложно. Помимо физиологических функций, систем и органов, неотъемлемой составляющей частью любого человека является его душа, сознание.
Те процессы, которые происходят в его разуме и позволяют приобретать новые навыки, знания, накапливать жизненный опыт, совершать различные открытия. Духовные, нравственные и моральные ценности, умение воспринимать красоту и создавать ее – это тоже неотъемлемые составляющие человеческой природы.
Хотя психика и физиология человека фактически являются двумя гранями одного целого, между ними вполне возможны и так называемые конфликты. Как раз вопросы, связанные с противоречиями между духовным и телесным, обозначаются термином «психофизическая проблема» в науке.
Что это такое? Определение
Под данным термином понимаются все существующие или же теоретически возможные вопросы, относящиеся к взаимосвязям между психическими и физиологическими составляющими человеческой природы.
Согласно же принятому определению, психофизическая проблема – это соотношение духовного с материальным, сознания и телесного. Иными словами, это баланс между физическими и психическими процессами, их взаимное влияние и проникновение одного в другое.
Из истории этого вопроса
Впервые люди стали задумываться над тем, как соотносятся явления психической составляющей человеческой натуры с физиологическими процессами, еще в глубокой древности. Разумеется, в те времена еще не было в обиходе термина «психофизическая». Психофизиологическая проблема – выражение почти что современное, возникшее на стыке позапрошлого и минувшего столетий. В Средние века и в более ранние временные периоды в ходу были иные понятия: душа, жизнь тела и прочие.
Впервые же теория о разделении всего сущего на две основные составляющие – духовную и телесную – возникла в XVII столетии. Обозначил эту проблему и, соответственно, выдвинул первую теорию французский математик и философ Рене Декарт.
Согласно его размышлениям, психофизическая проблема заключается в нарушении соотношения двух субстанций – телесной и духовной. К телесной ученый отнес процессы, связанные с:
Разумеется, и прочие физиологические явления также были отнесены к категории «телесная субстанция». К духовной составляющей, соответственно, отошли все те процессы, которые имеют отношение к проявлению воли, сознанию, мыслительным процессам.
Суть теории Рене Декарта
Французский ученый считал, что психические явления не имеют прямого отношения к физиологии и уж тем более не могут быть ее прямым следствием. Исходя из данного постулата, Декарт и искал объяснение сосуществованию этих противоположных составляющих в человеческой природе.
Ученый использовал термин «взаимодействие», а не «психофизическая проблема». В психологии современной теория Декарта считается одной из основополагающих и относится к разделу параллелизма сосуществования составляющих человеческой природы.
Взаимодействие психических и физических составляющих человеческой природы в ней рассматривается следующим образом:
Иными словами, первая научная постановка такого вопроса, как «психофизическая проблема» в философии рассматривала соотношение составляющих природу человека субстанций скорее как непрерывную борьбу, а не взаимное дополнение одного другим.
Жёсткая самоблокировка — грех
Сильным наказание человека и блокировкой собственной энергосистемы есть грех
. Это событие, которое очень сильно повлияло на судьбу человека и других людей.
Таким грехом есть aборт для девушек, и нежелание иметь детей для мужчин
Если пространство дало человеку возможность продолжить Род, она должна быть использована полностью. Всё будет дальше. А страх, боязнь, осуждения, это все временно и от материального мира.
Грех потому что этот человек должен был бы усилить семью, обучить родных, помочь миру своими возможностями. А так все эти блага теперь пространство не сможет дать, и надо искать другие пути.
За остановку и слом чужой жизни, человек в равновесие ломает свою.
Грех осложняется тем что человек отказывается продолжить свой Род, а, значит, предаёт род в требовании «выжить»! За что и от Рода может получить наказание.
Кто еще занимался этим вопросом?
Учение Декарта нашло отклик среди ученых, и, конечно же, у него были собственные приверженцы и последователи. Наиболее значимый вклад в развитие этого вопроса внесли:
Каждый из этих ученых не просто занимался изучением или же развитием данного философского вопроса. Они вносили в понятие «психофизическая проблема» что-то свое, далеко не всегда и не во всем соответствующее направлению, обозначенному Декартом.
О теории Томаса Гоббса
Томас Гоббс, англичанин, философ и материалист, полагал, что в действительности важна лишь телесная составляющая человеческой природы, иными словами — ее физическая сторона. Английский ученый не отрицал существования духовной частицы в человеке, но утверждал, что она является только продолжением происходящих в организме физиологических процессов.
Исходя из того, что сознание, мышление и иные процессы, относимые к духовным, происходят из телесных и являются их производными, а не возникают самостоятельно, ученый пришел к выводу, что постичь их можно, наблюдая за физиологией человеческой природы.
Суть теории английский ученый разъяснял следующим образом: поскольку мышление является только следствием физических процессов, оно – субъективно, в отличие от телесной составляющей. Физиологические же явления, телесные нужды, происходящие в организме процессы, наоборот, объективны. Соответственно, изучая их, можно постичь и предугадать развитие субъективных субстанций, входящих в человеческую природу.
Энергетические блокировки
Неуравновешенное состояние энергосистемы, которое приводит до энергетических блоков в чакрах и изминениях в психологическом состоянии:
Если написать коротко причины, которые осложняют работу чакр:
Да, в этих моментах вы могли заметить характерные отрицательные эмоциональные состояния человека. Но их появление вызвано нарушением гармоничной работы энергосистемы чакр человека.
Если в чакре перекос в сторону мужской энергии, появляются первые отрицательные моменты. Если в чакре больше женской энергии, то вторые отрицательные качества.
Восстановление гармоничного состояния Чакр, позволяет убрать отрицательные качества полностью.
О теории Готфрида Вильгельма Лейбница
Один из самых знаменитых философов, логиков и математиков Саксонии тоже был не во всем солидарен с Рене Декартом. Также Лейбниц не поддерживал и учение английского философа Гоббса.
Согласно теории саксонца, духовное и телесное начала обладают одинаковым значением, и они равны по степени важности в природе человека. Лейбниц полагал, что телесная и духовная составляющие следуют собственным законам развития, гармонично дополняя одна другую.
Как полагал ученый, духовная составляющая человека проявляется под воздействием «конечных» причин, к примеру, необходимости в достижении какой-либо цели. Телесная же составляющая подчиняется объективным, действительным причинам. Эти составляющие не оказывают непосредственного воздействия одна на другую, то есть желание человека есть, пить или же необходимость в дыхании никак не влияют на его духовность, и наоборот. Тем не менее обе ипостаси человеческой природы пребывают в состоянии гармонии, поскольку являются частями единого целого.
Главенство же Лейбниц отводил не материальной, а духовной составляющей. То есть ученый полагал, что в некоторых случаях телесное начало следует за духовными потребностями, а не наоборот.
Подробнее об энергетических блокировках
Поскольку каждая чакра даёт организму определённые качества, то и причины блокировок энергетических центров уникальны и разные. Но чтобы понять какие события на это повлияли, нужно разбирать вопрос во времени.
Энергосистема человека имеет уникальны запас прочности, и чтобы вывести из строя один орган, психологическая и энергетическая блокировка должна повторятся много раз, больше 10 как правило. До этого ввиду плохого ощущения собственного тела, боль и сигналы от органа не замечаются человеком. (Беру строго свой пример, и обратную связь клиентов.)
Ещё раз напишу, что чакра и психосоматика показывает результат ошибок, и направление где их стоит искать. Состояние человека может подавить и одно событие, но энергетически мощное, или два десятка будут не замечены. Все индивидуально.
О теории Бенедикта Спинозы
Психофизическая проблема этим ученым рассматривалась в рамках воззрения монизма. Иными словами, Спиноза утверждал, что в человеческой природе нет отдельных составляющих. Природа человеческая едина, хотя ей и свойственны различные проявления, атрибуты или же качества.
Иными словами, дух и тело, согласно теории этого ученого, — всего лишь атрибуты единой человеческой природы. Соответственно, чем большую жизненную активность проявляет человек, тем совершеннее становится его природа — как духовная, так и физическая.
Суть теории этого ученого можно выразить поговоркой, гласящей, что в здоровом теле неизменно присутствует такой же крепкий и сильный дух. Спиноза считал, что чем более высока физическая культура человека, тем сложнее и организованнее его духовность, мышление, сознание.
Психология внимания. Исследования внимания в когнитивной психологии.
Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе. Теории внимания.
Физиологические механизмы внимания. Основные свойства внимания. Объём внимания. Концентрация внимания. Устойчивость внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности, установки личности. Переключение и распределение внимания. Факторы, определяющие способность распределять внимание.
Виды внимания. Непроизвольное внимание. Условия возникновения и поддержания непроизвольного внимания. Произвольное внимание. Развитие средств в организации произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Условия возникновения послепроизвольного внимания.
Внимание и селекция. Эксперименты К. Черри. Модели ранней селекции (Бродбент Д., Трейсман Э.).
Модели поздней селекции (Дойч Д. и Дойч А., Норман Д.).
Модели гибкой и множественной селекции (Трейсман Э., Эрдели М.).
Внимание и ресурсы. Внимание как умственное усилие. Теория Д. Канемана. Теория составных ресурсов (Навон Д., Гофер Д.).
Внимание и действие. Внимание как перцептивное действие. Теория У. Найссера.
Моторное действие и внимание. Теория А. Олпорта. Внимание как управление действием. Теория Д. Норманна и Т. Шаллиса. Деятельность и внимание.
Что думают современные ученые?
В наши дни психофизическая проблема кратко сводится к рассмотрению взаимодействия и оппозиций:
Современные психологи придерживаются трех основных теоретических столпов, оформившихся еще в позапрошлом столетии. Суть этих постулатов заключается в следующем:
Таким образом, современные ученые видят решение психофизической проблемы в том же, в чем и их предшественники, трудившиеся в позапрошлом столетии, а именно – в обретении полного контроля разума над духом и телом.
В позапрошлом столетии к разрешению вопросов, связанных с духовной и телесной составляющими человеческой природы, подавляющее большинство ученых подходили с позиций редукционизма. Этот же подход во многом сохраняет свою актуальность и в наши дни.
Внешние блокировки на психологическом и энергетическом уровне.
Это внешние блокировки, которые целенаправленно ограничивают возможности и энергоструктуру человека.
Важной блокировкой сейчас есть информационный шум
, это бесконечный поток информации, максимально блокирует и наполняет мозг бесполезным шумом, который забирает все мощности мозга по обработке информации, что сильно уменьшает возможности мозга по принятию решений.
Телевизор, реклама, громкие звуки, искажённая музыка, щиты у дороги, реклама везде. Ни минуты для себя, огромные потоки сообщений и информации.
Ни минуты для свободных мыслей и их отсутствия. Максимальная нагрузка и перегрузка.
Помогает скинуть информационный шум, работа с контролем внутреннего диалога
Что означает термин «редукционизм»?
Что такое «редукционизм»? Это совокупность методик и принципов, в основе которых лежит объяснение сути любых сложных процессов с помощью закономерностей, характеризующих простые явления.
К примеру, каждый кажущийся сложным социологический процесс может быть разбит на составляющие и объяснен при помощи закономерностей, характерных для экономических, биологических или же других явлений. Иными словами, в основе этого метода находится принцип сведения сложного к простому или же высшего к низшему.
Скрытая самоблокировка
Часто бывает так, что человек себя блокирует неосознанно. Что это такое?
Первое и самое важно, это «обратки» от магических влияний на других людей
. Сейчас очень много девушек и молодых людей применяют магию для всего подряд, не считаясь не с весами Мира, ни с пространством,
«я так хочу»
.
И после приворота, порчи, рассорки, зомбирования, ритуалов на бедность, присушки сами через короткое время получают такое же воздействие. И его не могут снять, потому что Весы Мира не дают. Это плата пространству за свою дурость
В такой ситуации можно помочь, но честно, не сильно хочется. Помочь себе можно честно сердечным раскаянием, признанием, прощением от человека которому сделано
, и пониманием что топором всех не скосишь, и надо учится жить в ладу с социумом.
О редукционизме в психофизических вопросах в прошлом веке
Подобные варианты решения психофизической проблемы возникли в позапрошлом столетии благодаря работам таких ученых:
Все они являлись материалистами. Сочетание идей и мыслей этих ученых получило в научном мире наименование «физиологический редукционизм». Суть данного направления заключалась в том, что мозг человека, как орган, выделяет в процессе своего функционирования мысль. Это происходит аналогично тому, как в печени выделяется желчь или же в желудке – сок. Таким образом, ученые полагали, что для объяснения психических явлений необходимо вплотную заниматься мозгом человека как органом.
Теория получила весьма широкое распространение, достигнув апогея в 20-е годы ушедшего столетия. В начале прошлого века было принято объяснять даже чрезвычайно сложные и запутанные психические состояния сочетаниями простейших рефлексов. В качестве примера вполне можно рассмотреть знаменитую «собаку Павлова». Сам И. П. Павлов также являлся сторонником и последователем идей физиологического редукционизма. В России этот метод был актуален для рассмотрения психофизических проблем вплоть до середины прошедшего столетия.
В психофизических вопросах редукционизм был подхвачен и взят на вооружение учеными, придерживающими направления бихевиоризма. Его суть заключается в отрицании существования духовной составляющей, а человек рассматривается в качестве «реагирующего на раздражители» организма.
Билет 9. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Физиология активности.
1. Определения психофизической и психофизиологической проблем.
2. Постановка психофизической проблемы Р. Декартом и 5 вариантов её решения
3. Решение психофизической и психофизиологической проблем И.М. Сеченовым
4. Неклассическая физиология Бернштейна. Физиология активности
— Схема рефлекторного кольца
— Уровни построения движений
5. Концепция системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурии
1. Определения
Психофизическая проблема – проблема соотношения психического с телесным (материальным), т.е. проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Именно так она была поставлена в 17 веке Р. Декартом.
Психофизиологическая проблема – проблема соотношения психического с одним конкретным видом материальных процессов – физиологическими процессами, т.е. проблему соотношения психического и физиологического.
Существует 2 взгляда на соотношение этих проблем:
• суть одна и та же, только по-разному называемая.
• разные проблемы, причем переход от психофизической проблемы к психофизиологической произошел в 18 веке.
Для многих ученых 18-19 вв. психофизическая проблема превратилась в психофизиологическую: это сузило исследовательский горизонт, и изучение зависимости психики от различных сфер действительности свелось к зависимости только от физиологии (так считает Соколова)
2. Рене Декарт впервые поставил психофизическую проблему соотношения 2 субстанций – «мыслящей» души и «протяженного» тела. С его времен наметилось пять подходов к решению данной проблемы:
1. позиция параллелизма утверждает независимость психики от физиологических процессов, происходящих в НС (и наоборот). При этом статус психического может снижаться, и тогда психика переходит в разряд эпи-феноменов. Такой позиции придерживались многие представители бихевиоризма, которые были уверены, что понятие «сознание», используемое в психологии, ничего не добавляет к их знанию о поведении человека.
Томас Гоббс. Существует только телесная субстанция (она же и мыслящая). Мысли же («призраки») – всего лишь субъективные производные от объективных внешних телесных движений. Нет ни одного понятия в уме, которое не было бы порождено органом ощущения. Т.е. психическое – всего лишь придаток физиологического, не существующий в объективности эпифеномен. Суть параллелизма в том, что существуют 2 реалии: физиологическая и психическая. Они полностью соответствуют друг другу и не пересекаются. Как только случается что-то в одной реальности – сразу же случается и в другой. То, что происходит в сознании соответствует, но не на зависит от того, что происходит в мозге, и наоборот.
Эти идеи продолжали «вульгарные» материалисты 19в (Бюхнер, Фогт и Молешотт: мозг выделяет мысль так же, как печень желчь): никакой психический процесс не может существовать без мозга, а поэтому нужно ликвидировать психологию как науку, заменив ее физиологией. Подобные попытки предпринимались в 50-е гг. последователями Павлова. Более спокойно смотрели на это все представители гештальтизма: они не решались ликвидировать психологию как науку, а просто говорили об изоморфизме (соответствии) процессов в мозге и в феноменальном поле.
Философ Лейбниц в 18в. в своей монадологии (его учение) говорил: весь универсум состоит из монад и их сочетаний (монада – дух, душа). В отличие от Гоббса, он говорит, что суть этой души (монады) – способность к действию. Т.о. душа – «двигатель» тела.
Принцип предустановленной гармонии: душа следует своим законам, а тело – своим, и они сообразуются в силу гармонии, предустановленной между всеми субстанциями, т.к. они все – выражения одного универсума. Т.о. у нас тут тот же параллелизм, но здесь душа – главная, а тело – производное.
Критика: параллелизм внутренне противоречив: психическое и физическое – разные реальности, но они взаимодействуют в целостном организме.
2. Декарт: решение проблемы в духе взаимодействия. Будучи бестелесной сущностью, душа может оказывать влияние на тело, соприкасаясь с ним в шишковидной железе мозга. Психическое никак не связано с материальным миром. Но материальный мир может провоцировать самые низшие душевные процессы, например, эмоции («страсти»). Высшие же психические процессы независимы от внешнего и зависят только от воли души. Позицию психофизического взаимодействия (постепенно переросшую в психофизиологическую) разделяли многие в 18 в. – Экклз, Шеррингтон, де Шарден и др. Идею взаимодействия разделял так же У. Джеймс. Он определял функцию мозга как «трансмиссивную», т.е. «высвобождающую» Мозг – это особый прибор, который делает духовные сущности явными в материальном мире, но ни в коем случае не производит их. Аналог с телеприемником (телевещание существует независимо от нас, но телевизор, если мы настроимся, позволяет получать нужную информацию).
Критика: одно из возражений заключается в обращении к закону сохранения количества энергии. В самом деле, ведь если бы материальные процессы вызывались идеальной, психической причиной, то это означало бы возникновение энергии из ничего (и наоборот). Т.е. если психический процесс понимается как нематериальный, то данная теория вынуждена признать возникновение материи из ничего и превращении материи в ничто.
3. корреляционный подход объединяет в себе черты решения психофизиологической проблемы в русле параллелизма и взаимодействия. Его сторонники утверждают, что «не знают» какова связь между мозгом и психикой, да и есть ли она, однако, объективно фиксируют, что определенные воздействия на человека приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психического, так и в сфере физиологического. Возможно, за этими изменениями стоит третий фактор, но этот фактор – непознаваем.
4. принцип тождества гласит, что психическое и физиологическое – суть одно и то же, дело не в качественных, а в степенных отличиях. Пример: часовой механизм. Грубые часы измеряют время с точностью до часов и минут (физиология), а сверхточные атомные часы могут фиксировать миллионные доли секунд (психология будущего). Различие же между физиологическими и психологическими механизмами аналогично различиями между минутами и миллисекундами.
5. принцип дополнительности (единства). Психофизическую проблему можно решить и не ликвидируя психологию как науку и не рассматривая психическое и физическое как разную реальность. Барух (Бенедикт) Спиноза приписывал атрибутику «протяженности» и «мышления» одной субстанции (т.е. если что-то для тела выступает как действие, это же для души выступает как идея) => Т.е. чем более активен человек в мире, тем более адекватные идеи о мире получает. И, наоборот, чем глубже познает закономерности мира – тем более совершенно его действование => И тогда человек укрощает свои аффекты и в то же время «жизнь лишь по предписанию разума» => достигает состояние «высшего блаженства».
Итак, душа и тело – субстанционально одно и то же, действие и мысль неразделимы. И нет ни одного психического образования, которое одновременно не было бы физическим. И наоборот. Но, для последующего материализма такое утверждение неверно: Спиноза слишком широко понимал «психическое»: ведь не каждое же физическое образование способно отражать мир «психически».
Рубинштейн: физиологическое и психическое – это одна и та же отражательная деятельность, но рассматриваемая соответственно психологией и физиологией в разных отношениях. Психическое и физиологическое – это 2 стороны одного и того же явления (как, например, температура и плотность – две характеристики материального тела). Для полного описания явления (человека) необходимо учитывать и ту, и другую сторону процесса отражения.
3. Решение И.М. Сеченовым психофизической и психофизиологической проблем.
ИМС понимал психическую деятельность как рефлекторную (после своего открытия явления центрального торможения). Торможение – фундаментальный принцип функционирования НС. В явлении центрального торможения ИМС увидел механизм произвольного (волевого) поведения, которое объяснялось ранее лишь принципом свободы воли.
Кажущиеся свободными акты подчиняются определенным объективным законам. Например: человек может усилием воли тормозить свой порыв отдернуть руку от возможной опасности. Это результат сложной рефлекторной деятельности субъекта.
Общий объективный закон психического по ИМС – рефлекторный принцип осуществления любой психической деятельности.
Психическое по ИМС не может быть эпифеноменом физиологического, т.к. оно необходимо для отражения внешнего мира субъектом в процессе его деятельности. Психическое – интегральная часть всего целостного процесса рефлекторной деятельности организма.
Рефлекторное понимание психики: в каждом психическом акте есть определенное начало, середина и конец. Начало – возбуждение чувствующего нерва, имеющее своим истоком внешнее воздействие (без внешнего воздействия нет и мыслительного акта по ИМС, т.к. мысль человека всегда возникает в ответ на поставленный вопрос). Этим он предвосхищает идею Бернштейна НА. о целевой детерминации психических процессов, идею М.М. Бахтина о диалогической природе человеческого мышления и волевого решения, идею интериоризации (то, что кажется внутренним побуждением к действию по своему происхождению является изначально внешним).
Само протекание мыслительного (или любого другого высшего) процесса строго детерминировано и подчиняется непреложным законам. Характер задачи обуславливает протекание психического процесса.
Закономерно детерминированным оказывается и конец акта. Он, как правило, выражается внешним мышечным движением.
Итак, психическое – интегральная составляющая всего рефлекторного процесса. ИМС допускал существование бессознательной психической жизни (чувствование может быть весьма слабым, не доходящим до сознания), и не отождествлял психическое и физиологическое (психология – самостоятельная наука). Предмет психологии – учение о происхождении психических деятельностей. Т.к. психическое изначально имеет объективные формы своего существования и проявления, следовательно, методология должна быть объективно-генетической и занимаются ею пусть физиологи.
Решение психофизической и психофизиологической проблем – ИМС считал неправильным отождествлять физиологическое и психическое, рассматривая последнее как предмет психологической науки, но при этом признавал невозможность существования любого психического процесса без его физиологического обеспечения.
О редукционизме в психофизических вопросах в наши дни
В середине прошедшего столетия методика редукционизма вошла в состояние глубоко кризиса. Ввиду того что придерживающиеся данного направления ученые фактически отрицали вероятность наличия сложных психических процессов, протекающих вне прямой зависимости от физиологии мозга, редукционизм как методика оказался несостоятелен.
Однако в XXI столетии это психологическое направление переживает перерождение. Разумеется, методология претерпела некоторые изменения и уже не содержит категорических утверждений. Однако суть ее остается прежней: объяснение сложного через познание простого.
Сам же метод широко используется в социологии и прочих науках. Редукционизм в социологии – способ рассмотрения личности через призму общественных отношений. Кибернетический редукционизм – способ рассмотрения психофизических процессов в качестве следствия анализа и переработки информации. То есть природа человека в этой теории представляется аналогичной устройству компьютера.
Как решаются психофизические вопросы на практике?
В современном мире наиболее остро стоит проблема психофизического развития детей. В это понятие входят:
Задачей родителей и педагогов является поддержание этих параметров в стабильном балансе, гармонии. Отклонения или же нарушение в развитии одного из них неизбежно влечет за собой и проблемы в другом. То есть неразвитый телесно ребенок станет испытывать сложности и в психической деятельности – будет утомляться, плохо запоминать информацию, показывать неспособность к усвоению учебного материала.
Психофизическое состояние детей оценивается, в соответствии с нормативами, путем различных тестирований, сложность которых зависит от того, для какой возрастной группы они предназначены. Классификация различных отклонений в психофизическом развитии весьма обширна. К примеру, под это понятие подпадают как олигофрения, так и снижение слуха или остроты зрения.
При выявлении психофизической проблемы у ребенка она корректируется или же решается в соответствии со своей сложностью. К примеру, используются специальные развивающие или же обучающие методики. Подобными проблемами, возникающими у взрослых людей, как правило, занимаются психологи.