Что такое психофизиологические основы деятельности водителя

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя

Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть картинку Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Картинка про Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть картинку Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Картинка про Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть картинку Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Картинка про Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть картинку Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Картинка про Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя

Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть картинку Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Картинка про Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя

Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть картинку Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Картинка про Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя

Тема 1.3. Психологические основы труда водителя

Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относятся восприятие (ощущения), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества.

Большой объем информации или быстрые ее изменения, например при интенсивном движении, часто лишают возможности своевременно и точно ее воспринять и переработать, а следовательно, и выработать верное решение.

Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной. Так, в условиях интенсивного движения в городе в течение рабочей смены (7- 8 ч) водители маршрутных автобусов или автомобилей-такси выполняют около 5,5 тыс. операций по управлению транспортным средством. При этом около 20 % этих действий являются ошибочными, вследствие недостатка времени для приема и переработки информации. Особенно большой дефицит времени испытывают водители при внезапном возникновении опасных ситуаций, когда промедление или невыполнение нужных действий может привести к ДТП.

Сложная обстановка на дороге, в которой возможны ошибочные действия, возникает у водителя несколько раз за смену. Приблизительно 1 раз в месяц он попадает в ситуацию, близкую к аварийной, и в среднем 1 раз в 6 лет он может стать участником ДТП.

Сложность деятельности водителя состоит в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников движения и развитие дорожной обстановки. На основе этой неполноценной информации водитель должен самостоятельно принимать весьма ответственные решения. Он работает в отрыве от своего трудового коллектива, ему невозможно обсуждать постоянно изменяющуюся дорожную обстановку. Работая в разнообразных условиях, он должен обладать высоким чувством ответственности за жизнь пассажиров и пешеходов, сохранность транспортного средства и грузов.

Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть картинку Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Картинка про Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя

На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы; холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное состояние дороги; дождь, туман, снегопад и др. Все это затрудняет работу водителя, быстро утомляет его создает предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке. Перечисленные факторы делают работу водителя одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т. е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т. е. обязан работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

2. Индивидуальные психофизиологические качества водителя: ощущение и восприятие, роль сенсорных и мыслительных навыков в оценке и прогнозировании дорожно-транспортных ситуаций.

Вся информация о дороге, расположенных на ней объектах и об автомобиле поступает к водителю через органы чувств, возбуждая у него ощущение— отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. Различают ощущения зрительные, слуховые, кожно-мышечные, вибрационные, вестибулярные, обонятельные и тепловые.

Например, в результате комплекса ощущений (зрительных, слуховых, вибрационных и мышечно-суставных) у водителя формируется так называемое «чувство машины», при котором водитель воспринимает даже небольшое изменение в положении автомобиля или скорости его движения.

Быстро изменяющаяся дорожная обстановка вынуждает водителя воспринимать большую по объему информацию от зрительных, звуковых и других раздражителей, поэтому его восприятие должно быть полным, быстрым и точным. Качества восприятия зависят от знаний и опыта водителя и могут характеризоваться отдельными свойствами внимания.

Дорожная обстановка, наблюдаемая водителем, непрерывно изменяется, и он должен все время принимать новое решение. Для правильной оценки обстановки и прогнозирования ее развития недостаточно ощущений и восприятия. Переработка поступившей информации и принятие решения осуществляются на основе мышления.

При прогнозированииразвития дорожной обстановки водитель мысленно приводит в движение все элементы этой обстановки и анализирует результаты своих предполагаемых действий и, учитывая влияние, которое они окажут на дорожно-транспортную ситуацию, вырабатывает новое суждение о своих наиболее целесообразных действиях. Например, «Мне не удастся разогнать свой автомобиль так, чтобы опередить водителя, приступившего к обгону. Поэтому от намерения приступить к обгону я временно отказываюсь». В основе прогнозирования лежит умозаключение, являющееся высшей формой мышления. Оно позволяет предвидеть изменение дорожной обстановки и с помощью целенаправленных действий предупредить возникновение опасных ситуаций.

Часто дорожная обстановка меняется так быстро, что водитель должен принять решение в очень короткий промежуток времени. В этих условиях очень важна ассоциативная память, позволяющая быстро вспомнить оптимальный ответ.

Надежность водителя зависит от быстроты действий, которые он выполняет в ответ на различные раздражители. Так, водитель нажимает на тормозную педаль или педаль управления дроссельной заслонкой, поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, нажимает кнопку сигнала и т. п. Такие ответные действия называют сенсомоторными (психомоторными) реакциями. Реакции водителя при управлении автомобилем характеризуются правильностью, точностью, своевременностью и скоростью.

Источник

Конспект: Психофизиологические основы деятельности водителя в процессе управления ТС

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1 Теоретические основы безопасности дорожного движения

Психологические основы деятельности водителяв процессе управления транспортным средством

Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения

Этические основы деятельности водителя

Основы эффективного общения водителя

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов

СЛАЙД 1: Тема урока: 1. 1 Психологические основы деятельности водителя в процессе управления транспортным средством

К управлению легковыми автомобилями допускаются лица, которые прошли соответствующую подготовку в автошколах и на курсах по единым программам, согласованным с управлением Госавтоинспекции, медицинское освидетельствование, успешно сдали теоретический и практический экзамены в регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД по месту жительства и достигли 18 лет. Прежде чем ездить, нужно научиться ездить. В соответствие с ПДД Раздел 21(Учебная езда) к обучаемому на автомобиле, допущенному к учебной езде на дорогах предъявляют такие правила как (Какие?):

— возраст не менее 16 лет;

— знание правил дорожного движения;

— Наличие первоначальных навыков управления.

СЛАЙД 2: Помимо этого пригодность к вождению автомобилями определяют по основным психофизиологическим качествам: ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, память, оперативное мышление и специальные личностные факторы.

Водитель должен своевременно воспринимать и правильно оценивать всю информацию, необходимую для безошибочного управления автомобилем. Эту информацию он получает с помощью психических процессов — ощущения и восприятия.

(различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.).

Приведите примеры информации полученной водителем по средствам этих видов

Простой пример: звук сирены (проезжающий спец транспорт (уровень звука, тональность), вибрация (при сдаче элемента «горка», необходимо подвести сцепление так, чтобы ощущалась вибрация)

Большую часть информации о дорожном движении водитель получает от зрения. С помощью зрения мы получаем информации в 100 раз больше, чем с помощью слуха. Это информация о положении управляемого автомобиля на дороге, объектов на ней, о форме, цвете, размере этих объектов, о показаниях приборов. Однако необходимо не только воспринимать различные объекты, но и оценивать место их расположения, расстояние до них и между ними, а также оценивать временные интервалы необходимы для совершения тех или иных действий, маневров. Немало важным является умение оценивать собственную скорость и скорость других объектов.

Все это обеспечивается благодаря:

А. восприятию пространства;

Б. восприятию времени;

В. восприятию движения.

– это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направленности, в котором они находятся.

Водитель должен обладать совершенным профессиональным восприятием пространства, без которого невозможно безопасное управление автомобилем. Пространственное восприятие позволяет водителю правильно оценивать положение пешеходов, автомобилей и других участников движения, что помогает ему спланировать свое поведение.

Характеристиками пространственного восприятия являются:

Всем вам при проведении медосмотров в школе, да и в данном учебном заведении, а также при прохождении медкомиссии для прав определяли или будут определять остроту зрения в от по таким табличкам:

Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Смотреть картинку Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Картинка про Что такое психофизиологические основы деятельности водителя. Фото Что такое психофизиологические основы деятельности водителя

— это способность глаза различать детали крупных предметов или мелкие предметы на значительном удалении от них.

Почему важно обладать качественной остротой зрения?

Если человек не видит ….

Нужно знать, что допустимое зрение на водительские права имеет свой минимум.

Для категории B острота зрения самого сильного глаза должна достигать минимум 0,6 единицы. Более слабый глаз может видеть на 0,2 единицы. Если вы «укладываетесь» в эти показатели, то получите от глазного врача допуск к вождению по зрению.

Для категории C зрение для получения водительских прав должно быть лучше. Самый зрячий глаз должен видеть на уровне 0,8 пункта, а слабый — на уровне 0,4 пункта. Люди, у которых качества зрения хватает, гарантированно получат допуски по зрению на права.

По остроте зрения разделяют на людей:

С нормальным зрением;

При дальнозоркости водитель, наоборот, четко видит дорогу и хуже — показания приборов.

При нарушении остроты зрения водители при управлении автомобилем должны пользоваться очками, и иметь их при себе при прохождении медкомиссии.

Видимое пространство, которое человек может охватывать взглядом при неподвижном глазном яблоке. На рис. 1 изображено поле зрения водителя в градусах. Бинокулярное зрение – дает возможность четко видеть предмет и точно определять расстояние до него. Периферийное зрение – обеспечивает ориентацию человека в пространстве, дает возможность видеть во тьме и полутьме. СЛАЙД 21:

(При неподвижном положении тела и глаз поле зрения в горизонтальной плоскости составляет 120 градусов. При скорости 20 км/ч поле зрения сужается до 80 градусов, при 40 км/ч – до 45 градусов, при 80 км/ч – до 30 градусов, при 100 км/ч – до 22 градусов, при 160 км/ч – до 5 градусов) За пределами этих секторов водитель ничего увидеть не может.

На рис. 3 изображено поле зрения водителя при скорости 120 км/ч. При движении с этой скоростью водитель не в состоянии видеть встречную машину на расстоянии ближе 30-ти метров от себя. Если внезапно появится препятствие?

С увеличением скорости движения водитель направляет взгляд на участок дороги все дальше от автомобиля. Чем дальше переносится взгляд водителя, тем шире участок дороги, воспринимаемый им, и тем больше объектов в его поле зрения. Для обгона впереди идущего автомобиля водитель должен видеть перед собой дорогу на расстоянии не менее 600 — 800 м, чтобы обеспечить наибольшую безопасность движения).

Упражнение 3 Тренировка периферийного зрения

Развивайте периферийное (боковое) зрение, читая вывески, оценивая знаки, сигналы светофора, показания приборов и т. д., воспринимая ситуацию только боковым зрением. Никогда не отрывайте взгляд от дороги впереди машины. Старайтесь смотреть как можно дальше, при этом охватывая взором возможно большее пространство.

Чем выше скорость движения вашего автомобиля, тем дальше вы должны смотреть, оценивая ситуацию. То, что в это время находится ближе к вам, контролируйте периферийным зрением. Это обочины, прилегающие дороги и движение на них. В любом случае возможности своего периферийного зрения нужно повышать!

Для тренировки переферийного зрения проделайте такое упражнение. Двигаясь на автомобиле по прямой сначала на небольшой скорости (40–50 км/ч), не поворачивая голову, сконцентрируйте свой взгляд на любой детали пейзажа справа от вас. Любой!

Как только сконцентрировали – увидели что-то четко (столб, дерево, вывеску и т. п.), – сразу переводите взгляд налево и делайте то же самое. В этот момент фокус вашего зрения как бы раздваивается. Вы ведь продолжаете смотреть вперед на дорогу. И не только смотреть, но и видеть! Добились успеха? Попробуйте проделать упражнение, увеличивая скорость движения автомобиля.

Если вы испытываете трудности, выполняя упражнения с заданными условиями, тогда на низкой скорости (20–30 км/ч) сначала быстро поворачивайте голову в сторону выбранного объекта, бросая на него взгляд. Возвращайтесь в исходную точку и проделывайте упражнение, уже не поворачивая головы.

Это упражнение расширят возможности вашего периферийного зрения во время движения.

Тренировка зрительного восприятия

Упражнение. При каждой поездке приказывайте мозгу выдавать как можно больше информации, чтобы на вашей «внутренней» картинке было как можно меньше белых пятен. Важны любые подробности: цвет занавесок на третьем этаже дома, мимо которого вы проезжаете, какие цветы и какого цвета растут в поле возле дороги, какой марки грузовик едет по проселочной дороге, что написано и изображено на рекламных щитах, мелькающих слева и справа. Само собой, во время поездки вы смотрите, как обычно, на дорогу (причем чем дальше впереди автомобиля сфокусирован ваш взгляд – тем лучше!), а все подробности воспринимаете так называемым периферийным зрением. Дайте мозгу задание обрабатывать эту информацию. Чем больше информации – тем лучше! Сначала это вызовет трудности, но, потренировавшись, вы заставите свой мозг обрабатывать все больше и больше информации без потери концентрации. Иными словами, на вашей «внутренней» картинке будет появляться все больше подробностей и мелких деталей, что постепенно станет нормой. Ученые знают, что количество информации, которое способен получить человеческий глаз, ограничено. Но они прекрасно знают и то, что возможности человеческого мозга по обработке визуальной информации практически безграничны. И в этом вы должны постоянно совершенствоваться. Чем больше информации окажется на вашей картинке, тем точнее и быстрее вы будете вести машину! И это относится не только к гонщикам. Тренировать зрительное восприятие необходимо всем, кто ездит быстро, например водителям спецмашин.

Хорошо, это актуально для гонщиков, а какую практическую пользу можно извлечь обычному водителю? Слушайте машину! Не включайте громко магнитолу (начинающим водителям я вообще не рекомендую ее включать). Сначала почувствуйте машину, чтобы она стала как бы продолжением вашего тела. Прислушивайтесь к работающему двигателю и шуму колес. Помните, если шина спускает, вы скорее определите это по характерному шуму, до того как кузов начнет вздрагивать из-за езды на ободе колеса.

Что видно в зеркала?

Тренироваться можно так. Остановившись перед светофором, контролируйте по зеркалам приближение других машин. Проверяйте быстро поворачивая голову, где та или иная машина находится в действительности. Соотносите увиденное с информацией, получаемой с помощью зеркал. Кроме этого, проверяйте, слегка поворачивая голову и смотря на отражение в зеркалах, как располагаются остановившиеся машины. Благодаря этому упражнению вы научитесь определять скорость двигающегося сзади автомобиля по изображению в зеркале заднего вида. Учитесь не задерживать взгляд на зеркале: он должен быть молниеносным, затем все внимание вперед и снова молниеносный взгляд на зеркало для контроля. Если приближающийся автомобиль едет довольно быстро, как раз второй взгляд даст полную информацию об его скорости, и вы сможете принять окончательное решение, какой и как совершить маневр.

Куда смотреть в плотном потоке?

В потоке нужно не следить за бампером впереди идущей машины, а глядеть на 3–4 автомобиля вперед. Упражнение. Приучите себя смотреть сквозь машины (если не мешает тонировка). Смотреть нужно не на бампер впереди идущей машины, а как можно дальше. Тогда возможная аварийная ситуация не будет для вас неожиданностью.

Большое значение для водителя имеет правильная оценка времени.

Давайте попробуем определить развитие способности оценивать временной интервал. (Задание: закройте глаза и поднимите руку, когда вы посчитаете, что прошла минута.)

Умение точно оценивать временные интервалы, особенно микроинтервалы, имеет иногда решающее значение в обеспечении безопасности движения при выполнении различных маневров автомобиля на больших скоростях. Неточная оценка временного интервала приводит к излишней поспешности, резким приемам управления и, как следствие, к аварийным ситуациям.

Водители с небольшим опытом работы нередко допускают ошибки в восприятии и оценке коротких временных промежутков. Наиболее опасна тенденция в переоценке временных интервалов, когда при недостатке времени водителю кажется, что времени вполне достаточно для выполнения маневра. Ошибка же может оказаться непоправимой. Так, нередко ошибка при обгоне связана с переоценкой микроинтервалов времени и неправильной оценкой скорости движения автомобилей.

На точность восприятия времени влияют индивидуальные особенности человека и его эмоциональное состояние. При хорошем настроении, выполнении интересной работы время летит очень быстро и временные интервалы недооцениваются. И, наоборот, при плохом настроении, отрицательных эмоциях время как бы замедляется и временные интервалы переоцениваются. Эти состояния сказываются и на точности оценки микроинтервалов времени.

Развить чувство времени у водителя можно систематической тренировкой.

Упражнение 4. Подъехав к перекрестку, к которому справа приближается транспортное средство, прикиньте, сколько времени пройдет до его подъезда к перекрестку. Проверьте на счет и сравните со временем на маневр, который вы хотели выполнить на пересечении.

Важное значение для безопасности дорожного движения имеет умение водителя оценивать направление, скорость движения объектов на дороге и расстояние до них. Скорость движения определяется пространством, которое движущийся объект проходит в единицу времени. Следовательно, восприятие движения есть одновременное восприятие пространства и времени. При восприятии движущегося автомобиля или пешехода водитель одновременно воспринимает место его нахождения и время, в течение которого происходит сближение с ним. При оценке скорости движущегося объекта необходимо учитывать, что при неподвижном состоянии глаз движение воспринимается как более быстрое, а при поворачивании глаз по направлению движущегося объекта — как более медленное. Однако движение обычно воспринимается одновременно обоими способами, и такое восприятие отличается большей точностью. Скорость восприятия движения зависит от скорости движущегося объекта и от расстояния до него. Чем дальше движущийся объект, тем медленнее воспринимается скорость его движения.

Особенно затруднительны восприятие и оценка расстояний до движущихся объектов с движущегося автомобиля. Восприятие объектов при движении осуществляется с помощью динамического глазомера. В основе динамического глазомера наряду с восприятием расстояния и времени лежит восприятие скорости и направления движения. Так, для безопасного проезда нерегулируемого перекрестка необходимо точное восприятие скорости автомобилей, движущихся в поперечном направлении, их расстояния до перекрестка, расстояния от своего автомобиля до перекрестка и прогнозирование продолжительности движения своего и других автомобилей до перекрестка при различных скоростях. В результате учета всех этих обстоятельств водитель или пропустит автомобиль, или выберет такую скорость движения, которая позволит ему безопасно проехать перекресток.

Развитие чувства скорости

Чувство скорости – очень важный фактор при прохождении поворота. Разумеется, я имею в виду не точное определение скорости по спидометру. Для гонщика очень важно чувствовать скорость, то есть уметь тормозить до определенной скорости, полагаясь только на собственные ощущения, на свое чувство скорости. При этом очень важно чувствовать скорость в диапазоне, буквально до 1–2 км/ч. Чувство скорости у великих гонщиков развито так точно, что они могут из круга в круг копировать с точностью до 1 км/ч скорость на входе в каждый поворот, в среднем секторе поворота и на выходе из поворота. Это и есть истинное мастерство. Чувство скорости появляется с опытом, но существуют упражнения, позволяющие это чувство развивать.

Упражняться можно и нужно каждый день за рулем «гражданского» автомобиля. Двигайтесь с постоянной скоростью, скажем 80 км/ч, ориентируясь по спидометру. Закройте спидометр рукой, сбавьте скорость, затем наберите скорость выше 80-ти (по ощущениям) и снова сбавьте ее точно до 80 км/ч, полагаясь на свое ощущение скорости. Уберите руку, закрывающую спидометр, – он должен показывать скорость 80 км/ч с точностью до 1 км/ч. Повторяйте это упражнение снова и снова. Можно делать и так: разгоняйтесь, закрыв предварительно спидометр, до задуманной вами скорости, достигнув которой сверяйтесь по показаниям спидометра. То же полезно делать и при торможении. Тормозите, снижая скорость, скажем, с 90 до 40 км/ч, с закрытым от вашего взгляда спидометром. Таким образом вы разовьете способность точно чувствовать скорость.

видимость и и ллюзии восприятия

Она зависит от времени суток и состояния атмосферы. Так видимость снижается в темное время суток, а также в дождь, снегопад, туман и т. д.

Мозг человека устроен таким образом, что достраивает недостающие элементы картинки до полной. Обычно такая картинка дорисовывается по наиболее вероятному сценарию, но иногда происходят ошибки, Возникают иллюзиями. Как раз условия видимости, и состояние водителя (утомление, отрицательные эмоции (неуверенность, страх), ослабление внимания, состояние алкогольного опьянения и пр.) являются предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий.

Нужно знать эти особенности и учитывать при управлении тс.

Наиболее часто иллюзии возникают при определении размеров предметов и направления движения.

В пасмурную погоду, в тумане и в сумерках скорость движения автомобилей – недооценивается, а расстояние до них – переоценивается.

Скорость движения мотоцикла и расстояние до него – недооцениваются.

Скорость движения крупногабаритного транспорта и расстояние до него – переоцениваются

При определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым.

Когда фары автомобиля освещают дорогу на близком расстоянии, создается впечатление движения по спуску.

На оценку расстояния и скорость до предметов влияет цвет окраски этих предметов.

Скорость движения темного автомобиля и расстояние до него – недооцениваются.

Скорость движения светлого автомобиля и расстояние до него – переоцениваются.

Если солнце стоит низко над горизонтом, то дорога сильно блестит, что вызывает резкое сужение зрачков и ограничивает поступление в глаза света. В результате силуэты людей на дороге теряются, ухудшается видимость объектов, находящихся в тени. Если солнце стоит низко и светит в спину, то возникающая впереди автомобиля тень ухудшает видимость. Кроме того, солнечные лучи, отражаясь в рассеивателях светофоров и задних фонарей автомобилей, создают фантом-эффект (фантом — призрак, привидение). При этом возникает иллюзия горения невключенного светофора, в результате чего трудно определить, какой же сигнал светофора горит в действительности, а также включен или нет сигнал поворота или стоп-сигнал впереди идущего автомобиля.

Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину дороги в зависимости от высоты расположенных рядом с ней вертикальных сооружений по отношению к проезжей части. В результате одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как разная. На рисунке приведены различия восприятия ширины дороги в зависимости от высоты путепровода (низкий и высокий).

Основными методами борьбы с иллюзиями являются:

— правильный режим труда и отдыха,

— знание водителями характера и причин возникающих у них иллюзий,

— выработка прочных навыков управления автомобилем и повышение уверенности в себе,

— изучение качеств внимания, правильное его распределение и устранение его недостатков.

Для предупреждения иллюзий рекомендуются мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость.

б) Психомоторная реакция

Реакция – ответное действие организма на какой-либо раздражитель.
Время реакции – промежуток времени, отсчет которого начинается в момент обнаружения водителем потенциальной опасности и до начала принятия мер, направленных на избежание опасности. Включает промежутки времени, необходимые водителю для приема и переработки информации.

Инструкция
«Вам предлагается тест измерения времени реакции с помощью школьной линейки. Требуется поймать её в свободном падении. Измерение производится стоя. Ведущую руку (для правшей – правую) держать на уровне груди. Большой и указательный палец необходимо максимально сблизить, но не касаться поверхности линейки. Нулевая отметка должна располагаться на уровне верхнего края указательного пальца. Как только Вы увидите, что линейка падает Вам следует её схватить. Никакой дополнительной команды подаваться не будет. Измерение проводится 3 раза. Готовы? Будьте внимательны»

Измерение проводится вдвоём. Показания считываются у верхней границы указательного пальца.


Интерпретация результатов измерений

После измерения вычисляется среднее арифметическое трёх измерений и сравнивается с нормами.

Высокий уровень развития параметра

Средний уровень развития параметра (норма)

Низкий уровень развития параметра

Среднее время реакции принимают приблизительно 1 секунда.

Реакция водителя делится на три этапа: Оценка обстановки В этой фазе водитель должен конструктивно оценить происходящее. Не стоит суетиться или паниковать, это может лишь навредить. Принятие решения Водитель должен решить, какие действия он должен предпринять, чтобы не попасть в ДТП. Реагирование Водитель производит то действие, которое, по его мнению, наиболее подходящее в этой ситуации.

Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3–4 раза. В практике есть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее.

Время реакции зависит от разных факторов,

Время реакции увеличивается и у людей пожилого возраста,

Время реакций возрастает и при увеличении скорости,

На время реакций влияют и климатические условия.

Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устойчивости внимания и скорости переработки информации. В середине рабочей смены время реакции минимально, а ближе к концу оно может увеличиться более чем в 2 раза.

Особенно сильное увеличение времени реакции происходит при движении по свободной от транспортных средств дороге, а также при низкой интенсивности движения, а также в болезненном состоянии и после приема алкоголя.

При приеме 75 мл алкоголя время общей реакции водителей увеличивается в 2-2,5 раза.

Внимание ( широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра)

Главнейшими качествами внимания являются:

Как показали опыты водитель с пособен сосредоточиться в процессе работы в течение 40 минут без заметного ослабления.

С устойчивостью внимания тесно связано такое его качество, как концентрация — сосредоточение внимания на одном только объекте с одновременным отвлечением от всего остального. У водителя автомобиля такая концентрация внимания может быть в течение незначительных промежутков времени, например, при проезде пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, железнодорожных переездов, при встречном разъезде, на мостах, в тоннелях и пр.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно. Человек может одновременно охватить 4-6 объектов, если условия восприятия не слишком сложные. У опытных водителей объем внимания больше, чем у молодых.

Задание. Посмотрите внимательно на картинку, запишите все, что вы успели запомнить

2.1. Методика «Крестики»

Цель : установление объема внимания.

Методика может проводиться как с взрослыми, так и с детьми, понимающими и принимающими цель своих действий.

Для проведения методики необходимо перенести 8 квадратов с 16 клеточками (Рис. 4) в протокол, так же нужен секундомер.

Инструкция: сейчас вам ненадолго, буквально на 1 секунду будут поочередно показывать карточки, на каждой из которых изображены крестики, после предъявления изображения вы должны в течение определенного времени нанести в свой бланк крестики в соответствии с тем, как вы успели их увидеть. На воспроизведение первых 4 карточек (где изображено от 2 до 5 крестиков) дается по 10 секунд, на воспроизведение 5 и 6 карточки (где изображено 6-7 крестиков) – по 15 секунд, на воспроизведение 7 и 8 карточки (где изображено 8 крестиков) по 20 секунд.

Предъявляя одну карточку необходимо закрывать остальные. Предъявление должно идти по порядку, сначала карточка с 2 крестиками, затем с 3 крестиками и т. д.

Оценка результатов исследования проводится по трем сериям эксперимента:

Посчитать количество правильных ответов в 1-ой, 2, 3 и 4 карточках

(правильными ответами считаются соотнесенные с образцом бланка правильно проставленные крестики);

Посчитать количество правильных ответов в 5–ой и 6–ой карточках;

Посчитать количество правильных ответов в 7–ой и 8–ой карточках;

Выбрать из трех результатов наиболее высокий и по таблице

перевести этот результат в баллы.

Таблица 3. Шкала оценок к методике «Крестики»

Распределение внимания — это способность человека к рассредоточению внимания на несколько объектов, к одновременному успешному выполнению нескольких различных действий.

Обычно человек может распределить внимание между двумя разнородными действиями, причем одно из них для него привычно. Например, вождение автомобиля более безопасно, если водитель все внимание уделяет дорожной обстановке, выполняя необходимые движения рук и ног автоматически. Успешное распределение внимания между двумя совершенно незнакомыми видами деятельности очень затруднительно.

При управлении автомобилем водитель должен одновременно смотреть, думать и действовать. Единство и слаженность этих сторон направленности внимания обеспечивают правильные действия в сложной обстановке.

Переключение внимания — это способность быстро менять объекты внимания или переходить от одного вида деятельности к другому. Быстрота переключения внимания имеет важное значение для водителя. Она помогает ему воспринимать те объекты, которые при распределении внимания он не может охватить одновременно.

Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения являются основой осмотрительности и предосторожности водителя. Качества внимания не являются неизменными, их можно развивать и совершенствовать. Основной предпосылкой развития внимания водителя является наличие у него интереса к своей профессии.

Факторы влияющие на отвлечение внимания

Внимание и алкоголь

0,2 – 0,5 промилле трудно оценить, с какой скоростью движутся источники света и их размер.

0,5 – 0,8 промилле (1 л. пива или 150 мл водки) глаза медленнее переключаются на разные типы освещения и хуже воспринимают красный цвет.

0,8 – 1,2 промилле сужают угол зрения, и водитель вообще перестает видеть, что происходит по бокам.

1,2 промилле (2,5 л пива или 400 мл водки), как правило, приводит к полной потере способности управлять автомобилем.
4–5 промилле официально считается смертельным.

Упражнение 1. Удобно сядьте напротив зеркала и расслабьтесь. Следите, чтобы дыхание было ровным, спокойным и размеренным. Сфокусируйте взгляд в зеркале на точке между вашими бровями и смотрите только в эту точку, не моргая. Мышцы лица в это время должны быть расслаблены. Все мысли, которые возникают, немедленно отгоняйте: все внимание должно быть сконцентрировано только на точке, в которую вы смотрите. При возникновении непреодолимого желания моргнуть устройте небольшой отдых, посмотрев куда-то вдаль. Эффективность упражнения определяется тем, насколько долго вам удается удержать взгляд на выбранной точке.

Упражнение 2. Немного усложним предыдущее упражнение. После фокусирования внимания в течение долгого времени на выбранной точке вы заметите, что отражение лица в зеркале немного расплывается. Закройте глаза и постарайтесь в уме смоделировать те либо иные дорожные ситуации и варианты вашего поведения в них. Представьте себя за рулем и четко обрисуйте каждое действие, которое вы предпримете для выхода из сложной дорожной обстановки без неприятностей (или хотя бы сократив их до минимума). Данное упражнение позволяет не только повысить способность к концентрации внимания, но и закрепить либо сформировать полезные навыки управления автомобилем и поведения в неблагоприятной дорожной ситуации. Начинать моделирование ситуаций следует с простых навыков: выполнение поворота на перекрестке, начало движения, перестроение и т. д. Постепенно усложняйте воображаемые ситуации, доводя их в уме до критических (занос автомобиля на скользкой дороге, внезапно появившееся препятствие и др.).

Упражнение 3. Это упражнение особенно полезно для рассеянных людей. Возьмите палку, поставьте ее на ладонь в вертикальном положении и уравновешивайте ее. При этом смотреть можно только на верхний конец палки. При регулярных тренировках вы почувствуете результат уже через короткое время.

При оперативном мышлении водитель в условиях жестко ограниченного времени должен мысленно воссоздать и представить элементы, из которых складывается дорожная ситуация (автомобиль, пешеход, другие участники движения, дорога, среда движения), привести в движение образы этих элементов и на основе их перемещения увидеть план своих наиболее целесообразных действий. При этом, водитель должен учитывать влияние, какое окажут его действия на дорожно-транспортную обстановку в целом с точки зрения безопасности всех участников движения. Оперативное мышление протекает у опытного водителя очень быстро. Скорость его замедляется под влиянием утомления, болезненного состояния и после употребления алкоголя. Мышление может быть не критическим (при отсутствии проверки предположений), тогда вместо полезной быстроты появляется вредная торопливость мышления и, как следствие, неправильные действия.

Результатом мышления является принятие решения, следствием которого является выполнение определенных действий. Для водителей важна скорость мышления, так как умозаключения и следующие за ними действия должны выполняться тем быстрее, чем больше скорость движения автомобиля. Одновременно с этим у водителя должна быть развита широта мышления, то есть способность предвидеть различные последствия своих действий и в соответствии с оценкой этих последствий принимать необходимые и правильные решения.

Память – свойство нервной системы хранить информацию о событиях внешнего мира и реакции организма на эти события. Память водителя должна отличаться достаточным объемом, быстротой и точностью запоминая, длительностью удержания заученного материала.
Различают три вида памяти:
— непосредственный отпечаток сенсорной информации (доли секунды);
— кратковременная или оперативная память (десятки минут);
— долговременная память (сохраняется в течение всей продолжительности жизни человека).

Лучше усваиваются знания, умения и навыки, в приобретении которых человек заинтересован или которые связаны с его профессиональной деятельностью. Поэтому существует понятие профессиональная память.

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления автомобилем в разнообразных дорожных условиях.

Знания – совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для управления автомобилем.

Умение – способность целеустремленно и правильно использовать свои специальные знания в практической деятельности.
Навык – способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания.

Навыки подразделяются на:

— двигательные и сенсорные – развиваются при обучении вождению автомобиля и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности водителя. Сенсорные навыки позволяют водителю точно оценивать условия движения;

— мыслительные (умственные) навыки. Зависят от умственных способностей водителя. Помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, выбрать нужную передачу, оптимальную скорость и т.п.

Утомление – совокупность психофизиологических изменений состояния водителя, которые развиваются в результате его деятельности и ведут к снижению ее эффективности, процесс временного снижения работоспособности.

При прогнозировании развития дорожной обстановки водитель мысленно приводит в движение все элементы этой обстановки, анализирует результаты своих предполагаемых действий и, учитывая влияние, которое они окажут на дорожно-транспортную ситуацию, вырабатывает новое суждение о своих наиболее целесообразных действиях. Например: «Мне не удастся разогнать свой автомобиль так, чтобы опередить водителя, приступившего к обгону, поэтому от на., рения приступить к обгону я временно откажусь»), В основе прогнозирования лежит умозаключение, являющееся высшей формой мышления. Оно позволяет предвидеть изменение дорожной обстановки и с помощью целенаправленных действий предупредить возникновение опасных ситуаций.

Памятью называется процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Благодаря зрители ной памяти водитель запоминает маршруты движения, характерные ориентиры и участки дороги, требующие особого внимания, расположение объектов, расстояние до них. Двигательная память нужна при формировании и автоматизации двигательных навыков. Водитель благодаря двигательной памяти отыскивает, не глядя, рычаг переключения передач и автоматически переводит его в нужное положение. Двигательная намять особенно важна при управлении автомобилем большой скоростью и в сложных ситуациях.

На развитие и качество памяти влияют физическое и психическое состояние человека, его тренированность, профессия, возраст. Лучше усваиваются знания, умения и навыки, в приобретении которых человек заинтересован или которые связаны с его профессиональной деятельностью. Поэтому существует понятие профессиональной памяти. Так, опытный водитель быстрее и точнее запомнит особенности нового маршрута, лучше отличит существенную информацию от несущественной, чем новичок. До 20-25 лет память улучшается, а после 35-40 лет начинает ухудшаться.

1.10 Информационная перегрузка

Во второй половине ХХ века с началом перехода развитых стран к информационному обществу стали проявляться негативные стороны этого процесса, а именно – информационная перегрузка. Суть перегрузки информацией заключается в следующем: количество поступающей полезной информации превосходит возможности ее восприятия человеком, т.е. человек не способен справляться с информацией в огромных масштабах.

Признаки информационной перегрузки:

-отсутствие ясности в голове, хаотичная умственная деятельность;

-ухудшение памяти, провалы в памяти;

-назойливая музыка или же обрывки фраз, звучащие в голове;

-постоянное желание что-нибудь сказать (чтобы избавиться от лишней информации);

-рассуждения вслух, бормотание во сне или перед сном;

-в тяжёлых случаях можно услышать голоса во время засыпания или шум в ушах;

-что касается телесных признаков, это может быть напряжённость челюстей, а также задней части шеи;

-кстати, к признакам информационной перегрузки относится тошнота. Но это, как правило, в сочетании с неправильным положением тела. Тошнота — это тревожный сигнал: если она вас беспокоит, подачу информации надо прекращать.

Причины информационной перегрузки:

Информационный вампиризм — интернет-зависимость, неумеренное смотрение телевизора и пр.

Современные средства получения информации позволяют уходить от решения личностных проблем, компенсировать личную и житейскую неустроенность. Разумеется, компенсация происходит мнимая, что только усугубляет проблемы, решения которых пытается избежать человек. И с этой стороны информационная перегрузка становится явлением в психологическом смысле близким алкоголизму, наркомании и другим формам патологической зависимости.

Иногда, чтобы получить нужные и полезные сведения, необходимо перелопатить большой массив информации. В итоге факты накапливаются, но не усваиваются. Происходит перенасыщение лишней информацией. Перед современным человеком стоит множество целей и задач, выполнение которых требует одновременности. И получается, что он тратит много энергии на процесс переключения между задачами, а не на их выполнение. У психиатров это называется потерей продуктивности мышления. Со стороны это выглядит как отупение, неспособность произвести простые умозаключения, поверхностность, когда до сознания не доходит информация извне. Когда человек ощущает в себе подобные явления и не понимает их причины, он не пытается сократить количество задач, а пытается ускорить процесс переключения между ними — в конце концов это приводит к переутомлению.

Перегрузка информацией возникает не только из-за большого объема потока получаемой информации, но, может быть, даже в большей мере из-за его непредсказуемости. Если информация поступает не в ответ на запрос, а сама находит своего получателя, то чаще всего целевой потребитель оказывается не готов к ее восприятию. И информация не только оказывается невоспринятой, но и вносит существенный хаос в представления человека о мире. Именно хаос, отсутствие структуры и вызывает информационное переутомление.

Причиной информационной перегрузки также является общее переутомление. В одном из исследований, проведенных английскими сомнологами, выяснилось, что бодрствование в течение длительного времени влияет на способность мозга обращать внимание на вещи. Так, мы начинаем запоминать меньше, потому что замечаем меньше. Один из экспериментов показал, что люди, которые спали меньше 6 часов в сутки в течение двух недель, набрали гораздо меньше очков в тестах на память, чем те, кто спал по 8 часов в сутки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *